Маркузе, Герберт

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Gorozmey (Обсуждение | вклад)
Gorozmey (Обсуждение | вклад)
Строка 52: Строка 52:
Маркузе считал себя недогматическим сторонником учения [[Маркс, Карл Генрих|К. Маркса]], широко пользовался марксистской терминологией, одновременно отрицая или пересматривая ряд важных положений классического марксизма. Он не только направляет свою критику против советского общества в такой же мере, как и против западного («Советский марксизм», 1958), считая их двумя вариантами одного и того же индустриального общества, но и отрицает важнейший тезис ортодоксального марксизма о пролетариате как единственной силе, способной разрушить капитализм. Согласно Маркузе, эту задачу способны выполнить лишь «аутсайдеры», которые, в отличие от пролетариата, не интегрированы в существующую социальную структуру — безработные, деклассированные элементы, разочаровавшаяся в идеалах и ценностях своих отцов молодежь, народы стран «третьего мира» и т. д. Именно эта теория наряду с концепцией допустимости применения насилия против общества, подавляющего с помощью «репрессивной терпимости» любую оппозицию («Критика чистой терпимости», 1965; «Конец утопии», 1967; «Очерк об освобождении», 1969), более всего способствовала превращению его имени в символ движения новых левых, для которых авторитет Маркузе был столь же высок, как авторитет К. Маркса.
Маркузе считал себя недогматическим сторонником учения [[Маркс, Карл Генрих|К. Маркса]], широко пользовался марксистской терминологией, одновременно отрицая или пересматривая ряд важных положений классического марксизма. Он не только направляет свою критику против советского общества в такой же мере, как и против западного («Советский марксизм», 1958), считая их двумя вариантами одного и того же индустриального общества, но и отрицает важнейший тезис ортодоксального марксизма о пролетариате как единственной силе, способной разрушить капитализм. Согласно Маркузе, эту задачу способны выполнить лишь «аутсайдеры», которые, в отличие от пролетариата, не интегрированы в существующую социальную структуру — безработные, деклассированные элементы, разочаровавшаяся в идеалах и ценностях своих отцов молодежь, народы стран «третьего мира» и т. д. Именно эта теория наряду с концепцией допустимости применения насилия против общества, подавляющего с помощью «репрессивной терпимости» любую оппозицию («Критика чистой терпимости», 1965; «Конец утопии», 1967; «Очерк об освобождении», 1969), более всего способствовала превращению его имени в символ движения новых левых, для которых авторитет Маркузе был столь же высок, как авторитет К. Маркса.
-
 
-
 
-
 
-
== Отношение к созданию Израиля ==
 
-
 
-
 
-
Маркузе приветствовал создание Государства Израиль, но сводил его задачу к обеспечению убежища для евреев, дискриминируемых по политическим, национальным и религиозным причинам, и к предотвращению новой [[Катастрофа Европейского Еврейства|Катастрофы]]. Маркузе выступал против присоединения к еврейскому государству территорий, населенных арабами, считая, что условиями мира между Израилем и арабскими государствами являются признание суверенитета Израиля, отход израильских войск с контролируемых территорий и создание палестинского государства.
 
Строка 70: Строка 63:
в 1960-х годах идейный вождь движения [[Новые Левые|новые левые]].
в 1960-х годах идейный вождь движения [[Новые Левые|новые левые]].
 +
 +
== Отношение к созданию Израиля ==
 +
 +
 +
Маркузе приветствовал создание Государства Израиль, но сводил его задачу к обеспечению убежища для евреев, дискриминируемых по политическим, национальным и религиозным причинам, и к предотвращению новой [[Катастрофа Европейского Еврейства|Катастрофы]]. Маркузе выступал против присоединения к еврейскому государству территорий, населенных арабами, считая, что условиями мира между Израилем и арабскими государствами являются признание суверенитета Израиля, отход израильских войск с контролируемых территорий и создание палестинского государства.
== Основные произведения ==
== Основные произведения ==

Версия 19:02, 27 февраля 2013

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная исправленная статья
Герберт Маркузе
Herbert Marcuse
Файл:Herbert Marcuse in Newton, Massachusetts 1955.jpeg
Маркузе в г. Ньютоне, Массачусетс, в 1955 году
Дата рождения:

19 июня 1898(18980619)

Место рождения:

Берлин, Германия

Дата смерти:

29 июня 1979

Место смерти:

Штарнберг, Германия

Школа/традиция:

Критическая теория (Франкфуртская школа) = неомарксизм + неофрейдизм + неогегельянство

Период:

Философия XX века

Направление:

Западная философия

Основные интересы:

Социальная теория, фрейдомарксизм

Значительные идеи:

Одномерный человек, Великий отказ, авангардная культура

Оказавшие влияние:

Карл Маркс, Зигмунд Фрейд, Иммануил Кант, Г. В. Ф. Гегель, Фридрих Ницше, Серен Кьеркегор, Эдмунд Гуссерль, Мартин Хайдеггер, В. И. Ленин, Дьёрдь Лукач, Вальтер Беньямин, Теодор Адорно, Макс Хоркхаймер, Эрих Фромм, Роберт Вульф

Последователи:

Анджела Дэвис, Эбби Хоффман, Руди Дучке, Юрген Хабермас, Рая Дунаевская, Андре Горц, Чарльз Райт Миллс, Роберт Юнг, Дуглас Келлнер, Уильям Лейсс, Норман Браун

Ге́рберт Марку́зе (нем. Herbert Marcuse; 19 июля 1898, Берлин — 29 июля 1979, Штарнберг), немецкий и американский философ и социолог, представитель Франкфуртской школы.

Содержание

Биография

Родился в ассимилированной еврейской семье в Берлине. Во время Первой мировой войны был призван в немецкую армию. В 1918 Маркузе становится членом солдатского Совета, принимавшего участие в Ноябрьской революции и социалистическом восстании «Союза Спартака» (будущей Коммунистической партии Германии). Сговор руководства Социал-демократической партии Германии с реакционными кругами высшего немецкого генералитета и известие об убийстве фрайкорами Розы Люксембург и Карла Либкнехта, заставил его покинуть СДПГ, в рядах которой он состоял в конце войны. Вместе с тем, Маркузе, в отличие от большинства будущих представителей Франкфуртской школы, сохранил связь с организованным рабочим движением. Образование получил на философских факультетах Берлинского и Фрайбургского университетов, где испытал сильное влияние гегельянства и экзистенциализма, а позже — марксизма и фрейдизма. После получения степени доктора литературы в 1922 в Университете Фрайбурга некоторое время проработал в книжной лавке в Берлине. В 1928 он возвращается в Фрайбург, чтобы продолжить изучение философии под руководством философа-экзистенциалиста Мартина Хайдеггера.

В 1920-х г. и начале 1930-х г. — приват-доцент Фрайбургского университета, ассистент философа-экзистенциалиста М. Хайдеггера. Участвовал в создании Франкфуртского института социальных исследований и формировании в его рамках влиятельной школы неомарксизма (франкфуртская школа). После прихода в Германии к власти нацистов (1933) эмигрировал в Швейцарию, а затем в США.

Вначале марксизм и фрейдизм не считались близкими учениями, но уже в начале 1930-х, когда были опубликованы рукописи молодого Маркса, «франкфуртцы» обнаружили в этих рукописях мысли по многим проблемам, широко обсуждавшимся среди фрейдистов.

После прихода нацистов к власти в 1933 почти все члены института, в том числе и Маркузе, эмигрируют в США. Для него было большой неприятностью узнать, что значительная часть немецкой интеллигенции, включая его бывшего учителя Хайдеггера, приняла нацизм. «Франкфуртцы» были одними из тех, кто принес в Америку европейские традиции в образовании. Созданная ими в Нью-Йорке «Новая школа социальных наук» действует и сейчас (2007). Маркузе обращается к исследованию психологии коллектива и личности, его интересует, как общество может деформировать личность. После 1945 Маркузе работает в Германии экспертом американской разведки по денацификации. Он много времени посвящает выяснению, можно ли того или иного человека считать нацистом по убеждению, нацистом ради карьеры (как это сделал его бывший учитель Хайдеггер, вступивший в НСДАП, не желая расстаться с профессорским креслом), или же нацистом, ставшим таковым по принципу «все вступали и я вступал». После того как денацификация стала сворачиваться и разгорелась холодная война, Маркузе ушёл из разведки. Но за это время он успел поработать с колоссальным количеством документов. Особенно его заинтересовала советская пропагандистская и идеологическая литература. По ней Маркузе написал книгу «Советский марксизм», где было изложено подробное описание советского марксизма-ленинизма и его критика, как с точки зрения классического марксизма, так и с точки зрения Франкфуртской школы.

В 1940–50 гг. работал в Управлении стратегических служб и в Государственном департаменте. С 1950 г. Маркузе полностью посвятил себя научно-преподавательской деятельности как сотрудник Колумбийского и Гарвардского центров русских исследований; с 1954 г. Маркузе — профессор политических наук и философии Брандайза университета, с 1965 г. — профессор философии Калифорнийского университета (Сан-Диего).


Основные понятия философии Маркузе

Маркузе — один из тех европейских мыслителей, идеи которых стимулируют постоянную критическую переоценку ценностей западного общества. Маркузе прежде всего критик современного высокоиндустриализированного общества с его массовым производством и созданием искусственных потребностей, порабощающих человека. В работе «Разум и революция. Гегель и возникновение теории общества» (1941) на основе идей Г. В. Ф. Гегеля и Т. Адорно он создал собственную концепцию негативной диалектики как средства критики и революционного разрушения действительности. В книге «Эрос и цивилизация» (1955) Маркузе углубил эту критику отрицанием современной культуры, главной функцией которой он считал порабощение индивида посредством подавления его естественных инстинктов, подсознательных влечений и потребностей. В самой известной работе «Одномерный человек» (1964) Маркузе писал о репрессивном характере современного индустриального общества, которое способно удовлетворить материальные потребности человека и использовать его технические навыки, но вместе с тем подавляет его подлинно человеческие потребности и дарования и сводит его к конформистской одномерности, необходимой для сохранения существующего порядка и выгодного правящим элементам производства избытка.

Маркузе считал себя недогматическим сторонником учения К. Маркса, широко пользовался марксистской терминологией, одновременно отрицая или пересматривая ряд важных положений классического марксизма. Он не только направляет свою критику против советского общества в такой же мере, как и против западного («Советский марксизм», 1958), считая их двумя вариантами одного и того же индустриального общества, но и отрицает важнейший тезис ортодоксального марксизма о пролетариате как единственной силе, способной разрушить капитализм. Согласно Маркузе, эту задачу способны выполнить лишь «аутсайдеры», которые, в отличие от пролетариата, не интегрированы в существующую социальную структуру — безработные, деклассированные элементы, разочаровавшаяся в идеалах и ценностях своих отцов молодежь, народы стран «третьего мира» и т. д. Именно эта теория наряду с концепцией допустимости применения насилия против общества, подавляющего с помощью «репрессивной терпимости» любую оппозицию («Критика чистой терпимости», 1965; «Конец утопии», 1967; «Очерк об освобождении», 1969), более всего способствовала превращению его имени в символ движения новых левых, для которых авторитет Маркузе был столь же высок, как авторитет К. Маркса.


В отличие от Маркса, Маркузе уже не верит в решающую роль рабочего класса, считая, что общество потребления развратило всех. В знаменитой книге «Одномерный человек» для Маркузе нет героев. Все жертвы и все зомбированы, никто не действует по собственной воле. На Западе человек одномерен, поскольку им манипулируют. Общество стало бесклассовым, но оно далеко от марксова идеала коммунизма. Вместо коммунизма получилось одномерное общество, неототалитарная Система, существующая за счет гипноза средств массовой информации, которые внедряют в каждое индивидуальное сознание ложные потребности и культ потребления. Революционная роль перешла к маргиналам и представителям авангардного искусства (тезис контркультура как наследник пролеткульта). Единственное, что они могут противопоставить Системе — это Великий Отказ, тотальное неприятие Системы и её ценностей.

В СССР сама идеология становится фактором отчуждения. Она гораздо грубее, чем на Западе, но тем самым дает людям некий шанс уйти от политики в культуру. Этим, по Маркузе, и объясняется развитие литературы и искусства в СССР вопреки диктату КПСС.

В книге «Контрреволюция и бунт» он, исследуя причины поражения «Парижской весны» 1968, уже видит в студенческом движении детонатор, который должен запустить большой мотор рабочей революции. Маркузе считает, что «Парижская весна» потерпела поражения не только из-за ограниченности социальной базы. Он вводит новое понятие «превентивной контрреволюции», которая является не просто ответом реакционных классов на революцию, но которая может начаться «превентивно», то есть предварительно, ещё до того, как началась революция, точно так же, как прививка против болезни, вызывая эту болезнь в самой лёгкой форме, приводит в действие механизм иммунитета, делая человека невосприимчивым к самой болезни. Для противодействия этому нужно расширять социальную базу революции.

В СССР отношение к Маркузе было крайне отрицательное, несмотря на то, что многие люди, восхваляемые советской пропагандой, как например Анджела Дэвис, были его непосредственными учениками.

в 1960-х годах идейный вождь движения новые левые.

Отношение к созданию Израиля

Маркузе приветствовал создание Государства Израиль, но сводил его задачу к обеспечению убежища для евреев, дискриминируемых по политическим, национальным и религиозным причинам, и к предотвращению новой Катастрофы. Маркузе выступал против присоединения к еврейскому государству территорий, населенных арабами, считая, что условиями мира между Израилем и арабскими государствами являются признание суверенитета Израиля, отход израильских войск с контролируемых территорий и создание палестинского государства.

Основные произведения

  • «Онтология Гегеля и основание теории историчности» (1932)
  • «Разум и революция» (1941)
  • «Эрос и цивилизация» (1955)
  • «Советский марксизм: критический анализ» (1958)
  • «Одномерный человек» (1964)
  • «Культура и общество» — статьи разных лет в 2-х т. (изд. в 1965)
  • «Конец утопии: Герберт Маркузе ведет дискуссию со студентами и профессорами Свободного университета в Зап. Берлине» (1967)
  • «Негации. Эссе по критической теории» (1968)
  • «Психоанализ и политика» (1968)
  • «Идеи к критической теории общества» (1969)
  • «Эссе об освобождении» (1969)
  • «Контрреволюция и бунт» (1972)
  • «Эстетическое измерение: К критике марксистской эстетики» (1977)

Переводы на русский язык

Ссылки







ar:هربرت ماركوز bg:Херберт Маркузе ca:Herbert Marcuse cs:Herbert Marcuse da:Herbert Marcuseel:Χέρμπερτ Μαρκούζεet:Herbert Marcuse fa:هربرت مارکوزه fi:Herbert Marcusegl:Herbert Marcuseid:Herbert Marcuse io:Herbert Marcuseja:ヘルベルト・マルクーゼ ko:헤르베르트 마르쿠제 lt:Herbert Marcuse lv:Herberts Markūze nl:Herbert Marcuse no:Herbert Marcuse oc:Herbert Marcuse pl:Herbert Marcuse pms:Herbert Marcuse pt:Herbert Marcuse ro:Herbert Marcuse sc:Herbert Marcuse sh:Herbert Marcuse sk:Herbert Marcuse sl:Herbert Marcuse sr:Херберт Маркузе sv:Herbert Marcuse tr:Herbert Marcusevi:Herbert Marcuse zh:赫伯特·马尔库塞Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация