Марокко

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ |ТИП СТАТЬИ=1 |СУПЕРВАЙЗЕР= |КАЧЕСТВО= |УРОВЕНЬ= |НАЗВАНИЕ= |ПОДЗА…»)
м (Замена текста — «Хистадрут» на «Гистадрут»)
Строка 95: Строка 95:
Тяжелое экономическое положение страны в годы абсорбции массовой алии из Марокко (доходы 20% населения были ниже прожиточного минимума), серьезные недостатки системы образования, манипуляции политических партий, стремившихся использовать в своих интересах межобщинные противоречия, известная отчужденность между олим из Северной Африки, с одной стороны, и представителями власти, а также широкими массами израильских граждан европейского происхождения ([[Ашкеназы|ашкеназов]]) — с другой, — все это привело к трениям и конфликтам, выражением которых явились беспорядки в хайфском (см. [[Хайфа]]) районе бедноты Вади Салиб (июль 1959 г.) и позднее к возникновению движения «Черные пантеры» (см. [[Государство Израиль|Государство Израиль. Политическая жизнь, партии]]). Активные выступления выходцев из Марокко способствовали изменению отношения к ним представителей других этнических групп и большему учету их интересов со стороны государственного аппарата.
Тяжелое экономическое положение страны в годы абсорбции массовой алии из Марокко (доходы 20% населения были ниже прожиточного минимума), серьезные недостатки системы образования, манипуляции политических партий, стремившихся использовать в своих интересах межобщинные противоречия, известная отчужденность между олим из Северной Африки, с одной стороны, и представителями власти, а также широкими массами израильских граждан европейского происхождения ([[Ашкеназы|ашкеназов]]) — с другой, — все это привело к трениям и конфликтам, выражением которых явились беспорядки в хайфском (см. [[Хайфа]]) районе бедноты Вади Салиб (июль 1959 г.) и позднее к возникновению движения «Черные пантеры» (см. [[Государство Израиль|Государство Израиль. Политическая жизнь, партии]]). Активные выступления выходцев из Марокко способствовали изменению отношения к ним представителей других этнических групп и большему учету их интересов со стороны государственного аппарата.
-
Усвоение выходцами из Марокко языка иврит, быстрое приспособление их к политико-административной системе государства, повышение их жизненного уровня в результате приобретения новых профессий отразилось и в появлении большого их числа среди руководящих деятелей [[Хистадрут hа-Овдим hа-Клалит hа-Хадаша|Хистадрута]] и муниципалитетов. Свыше 20 выходцев из Северной Африки являются депутатами [[Кнесет|Кнесета]]. Выходцы из Марокко превратились в серьезную политическую силу, способную выступать инициатором перемен в социальной и культурной областях.
+
Усвоение выходцами из Марокко языка иврит, быстрое приспособление их к политико-административной системе государства, повышение их жизненного уровня в результате приобретения новых профессий отразилось и в появлении большого их числа среди руководящих деятелей [[Гистадрут hа-Овдим hа-Клалит hа-Хадаша|Гистадрута]] и муниципалитетов. Свыше 20 выходцев из Северной Африки являются депутатами [[Кнесет|Кнесета]]. Выходцы из Марокко превратились в серьезную политическую силу, способную выступать инициатором перемен в социальной и культурной областях.
Признание культурного плюрализма евреев Израиля, выражением которого стало превращение праздника [[Мимуна]] в общенародный, свидетельствует об успешной социальной и психологической интеграции евреев Марокко в израильском обществе. Влияние традиций еврейства Марокко сказывается в распространении обычая почитания гробниц «святых»: [[Шимон Бар Иохай|Шимона бар Иохая]] на горе [[Мерон]], [[Меир|Меира]] (Баал hа-Неса) в [[Тверия|Тверии]], [[Раббан|раббана]] [[Гамлиэль|Гамлиэля]] в [[Явне]] и других. Выходцы из Марокко в Израиле продолжают почитать представителей некоторых семейств, пользовавшихся огромным религиозным авторитетом в стране своего происхождения, в особенности семейств Абу-Хацира и Пинто. Основателем своеобразного религиозного движения марокканских евреев был представитель семьи каббалистов, известной в Марокко и Сирии с 16 в., Яаков Абу-Хацира (см. [[Абу-Хацира, семья]]), чья могила в Даманхуре близ [[Александрия|Александрии]] (он скончался на пути в Эрец-Исраэль) стала местом паломничества. Его внук Исраэль Абу-Хацира (Баба-Сали; см. [[Абу-Хацира, семья]]) с 1964 г. жил в Израиле, в [[Нетивот]], куда стекались десятки тысяч его почитателей из разных стран. Среди марокканских евреев Баба-Сали слыл чудотворцем; его могила привлекает множество паломников.
Признание культурного плюрализма евреев Израиля, выражением которого стало превращение праздника [[Мимуна]] в общенародный, свидетельствует об успешной социальной и психологической интеграции евреев Марокко в израильском обществе. Влияние традиций еврейства Марокко сказывается в распространении обычая почитания гробниц «святых»: [[Шимон Бар Иохай|Шимона бар Иохая]] на горе [[Мерон]], [[Меир|Меира]] (Баал hа-Неса) в [[Тверия|Тверии]], [[Раббан|раббана]] [[Гамлиэль|Гамлиэля]] в [[Явне]] и других. Выходцы из Марокко в Израиле продолжают почитать представителей некоторых семейств, пользовавшихся огромным религиозным авторитетом в стране своего происхождения, в особенности семейств Абу-Хацира и Пинто. Основателем своеобразного религиозного движения марокканских евреев был представитель семьи каббалистов, известной в Марокко и Сирии с 16 в., Яаков Абу-Хацира (см. [[Абу-Хацира, семья]]), чья могила в Даманхуре близ [[Александрия|Александрии]] (он скончался на пути в Эрец-Исраэль) стала местом паломничества. Его внук Исраэль Абу-Хацира (Баба-Сали; см. [[Абу-Хацира, семья]]) с 1964 г. жил в Израиле, в [[Нетивот]], куда стекались десятки тысяч его почитателей из разных стран. Среди марокканских евреев Баба-Сали слыл чудотворцем; его могила привлекает множество паломников.

Версия 23:39, 28 января 2012


Эта статья была импортирована из Электронной Еврейской Энциклопедии
и еще не обработана




Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья



Марокко Еврейка из Танжера. Из книги М. Наора «Еврейский народ в 20 веке. История в фотографиях»


Марокко, государство на северо-западе Африки. Территория Марокко омывается на севере водами Средиземного моря, на западе — Атлантического океана; на юге горы Атлас отделяют ее от пустыни Сахара. Разнообразию природных условий страны соответствуют различия в этническом составе и культуре ее населения. Согласно легендам, первые евреи поселились в Марокко в период Первого храма, когда на побережье Марокко был основан ряд финикийских колоний (см. Финикия), позднее перешедших под власть Карфагена (см. Тунис). При господстве римлян (2 в. до н. э. – 5 в. н. э.) и сменивших их вандалов численность евреев Марокко увеличилась, выросло их благосостояние. Массовое переселение евреев в Марокко началось после разрушения Второго храма (70 г. н. э.). Ко 2 в. н. э. относятся многочисленные еврейские надписи на могильных камнях. Положение ухудшилось после перехода Марокко под власть Византии в 539 г. В 7 в. еврейское население Марокко увеличилось за счет евреев, бежавших из Испании от притеснений вестготских королей. По сообщениям арабских историков, в это время в Марокко было несколько берберских племен, исповедовавших иудаизм. В 698 г. еврейское берберское племя джарауа под предводительством последней берберской «царицы» горной области Аурес (Орес, в юго-восточном Алжире) Дахии ал-Кахины разбило арабские войска; но в 703 г. арабы разгромили берберов, а Дахия ал-Кахина погибла в бою (см. также Алжир).

После завоевания Марокко арабами (703–711) некоторые племена берберов перешли из иудаизма в ислам, другие продолжали исповедовать иудаизм. С этих пор правовой и политический статус евреев в Марокко, как и в других мусульманских странах, определялся законодательством о зимми. В это время в Марокко переселилось большое число евреев, возможно, из арабских стран. Когда в 788 г. имамы династии Идрисидов восстали против арабского халифата и провозгласили независимость Марокко под своей властью, многие еврейские воины сражались в их армии, в то время как другие марокканские евреи поддерживали халифат. Идрис I (788–793) разрешил евреям селиться в различных городах своей страны при условии выплаты подушной подати. Его преемник Идрис II (793–828) поселил евреев в основанной им столице городе Фес, в особом квартале (см. Кварталы еврейские). Отношение к евреям со стороны Идрисидов (788–974) и пришедших на смену им династий Фатимидов (конец 10 в. – середина 11 в., см. Египет) и Альморавидов (середина 11 в. – 1146 г.) было в общем благоприятным; расцветала еврейская духовная жизнь. В Фесе и Сиджилмассе находились крупные иешивы. Создавались многочисленные произведения в различных областях еврейских знаний. В Фесе жили Ицхак Алфаси, Маймонид. У султанов из династии Альморавидов были врачи-евреи: Меир ибн Камниэль и Шломо Абуаб Муаллим.

С приходом к власти династии Альмохадов (1146–1269) положение изменилось. Евреев и христиан вынуждали либо покинуть страну, либо принять ислам. При Абу-Юсуфе Якубе ал-Мансуре (1184–99) применялись некоторые из Омаровых законов против немногих оставшихся евреев, в том числе принявших ислам, их заставили носить отличительную (см. Отличительный знак) одежду желтого цвета.

Евреи стали возвращаться в Марокко при новой династии Маринидов (1269–1465). Они сыграли важную роль в развитии экономики страны. Евреи торговали золотом и сахаром, вели товарообмен с христианскими странами. Кроме высокого подушного налога, евреи платили казне огромные суммы в виде таможенных сборов за ввоз и вывоз товаров. В среде евреев Марокко продолжалось изучение еврейской философии и каббалы. Одним из крупнейших философов Марокко того времени был Иехуда Ибн Малка (середина 14 в.).

В 1438 г. в Марокко, к югу от Фес-ал-Джадида был создан первый еврейский квартал — меллах. Положение марокканских евреев ухудшалось. В 1465 г. свергли с престола последнего султана династии Маринидов, Абд ал-Хакка. Он и его первый министр, еврей Ахарон бен-Баттас, были убиты; во время переворота погибло много евреев. Многих принудили принять ислам; однако в 1471 г. было разрешено вернуться в иудаизм тем, кто этого пожелал.

В 1391 г., после резни в Севилье, а затем в других городах Испании, многие евреи бежали оттуда в прибрежные города Марокко и Алжира. Во время изгнания евреев из Испании (1492) и крещения насильственного в Португалии (1497) иммиграция в Марокко приняла особенно большие размеры. Изгнанников враждебно встретили в городах марокканского побережья мусульмане, не очень дружественным было отношение к ним и местных евреев. Большинство направилось в Фес, по дороге подвергшись нападениям со стороны мусульман. В Фесе испанские евреи стали жертвами гигантского пожара, а также голода и эпидемий (всего погибло около двадцати тысяч человек).

В 16 в. в Марокко переселялись и марраны и возвращались в иудаизм. Многие из них помогали португальским войскам захватывать и удерживать города марокканского побережья. Португальские власти разрешили евреям жить на захваченных территориях и исповедовать свою веру.

Иммигранты-евреи, в отличие от местного населения, были знакомы с европейской торговлей, культурой и ремеслами. Их знания и опыт способствовали расцвету страны при династии Саадидов (1554–1659). В некоторых районах страны местное еврейское население слилось с сефардскими (см. Сефарды) общинами изгнанников (Тетуан, Танжер). В других районах обе группы сосуществовали, не сливаясь, и между ними часто возникали трения. Фес был духовным центром изгнанников, которые по всей стране ревностно соблюдали свои обычаи, молились в своих синагогах, говорили на еврейско-испанском языке и в управлении общиной придерживались своих старых испанских уставов. Движение Саббатая Цви в середине 17 в. имело в Марокко много приверженцев.

В 17 и 18 вв. экономическое положение евреев Марокко упрочилось, увеличилось число ремесленников и торговцев. Производством и торговлей цветными металлами, вином, сахаром занимались только евреи (до 1912 г. преобладающая часть морской торговли сосредоточивалась в руках гильдии еврейских купцов). Экономические позиции евреев особенно усилились при султане Сиди Мухаммеде бен Абдаллахе (1757–90), пытавшемся ввести в Марокко европейские порядки. Заинтересованный в развитии торговых связей с Европой, он поселил большое число еврейских семей в портовом городе Могадор (Ас-Сувейра), освободив их от всех налогов, которыми были обложены евреи Марокко. Город превратился в основной порт Марокко, имевший торговые связи с еврейскими общинами по всей Европе. Благодаря этому еврейское население Могадора настолько выросло и приобрело влияние, что в конце 18 в. городской торговый центр не работал в субботу.

Султаны Марокко использовали евреев на государственной службе. При каждом марокканском правителе служили советники-евреи (как правило, потомки выходцев из Испании): министры финансов, дипломатические представители и другие. Одним из первых дипломатов-евреев в Марокко был Ш. Палаче (умер в 1616 г.), подписавший в 1610 г. договор между Марокко и Нидерландами. С приходом к власти в конце 17 в. династии Алавидов участие евреев в государственном управлении еще более возросло. Иосеф Толедано (умер около 1700 г.) был главным министром султана Исмаила (1672–1727) и заключил соглашение между Марокко и Нидерландами. Глава еврейской общины Моше Ибн Аттар (Бен-Аттар; умер, по-видимому, в 1725 г.) был уполномоченным Марокко при составлении договора с Великобританией в 1721 г.

Однако в целом положение марокканских евреев было очень тяжелым. В большинстве городов они жили в особых еврейских кварталах. Им запрещалось владеть домами и землями вне этих кварталов. Еврей не имел права поднять руку на мусульманина даже в целях самозащиты. Евреев обязывали носить черную одежду, а также снимать обувь на улицах, где находились мечети. Многие постановления марокканских султанов в отношении евреев были унизительными, например, запрет ездить на лошадях. От этих ограничений в 18 в. – начале 20 в. удавалось освободиться лишь некоторым богатым евреям, а также тем, кто сумел приобрести гражданство одной из европейских стран, поступить на консульскую службу либо стать агентами на службе у европейских чиновников и коммерсантов, пользующихся капитуляционными правами, то есть освобожденных от налогов и подсудных только иностранным консулам, а не марокканским судам.

Во главе еврейских общин Марокко стояли нагиды, которые делили власть с раввинами. Нагиды, с одной стороны, были представителями общины перед султанской властью, а с другой — представителями власти перед общинами. Султаны облагали еврейские общины высокими налогами: за выплату их несли ответственность нагиды, которые оказывались в трудном положении и терпели большие убытки, когда общины были не в состоянии уплатить налог. Многие марокканские нагиды, раввины, пайтаним (см. Пиют), каббалисты (см. Каббала), дипломаты и государственные деятели 15–18 вв. были выходцами из семей изгнанников, в основном из Испании и Португалии: Абенсур, де Авила, Уззиэль, Сереро, Толедано и другие.

Положение евреев Марокко ухудшилось за время недолгого правления Язида (1790–92). В отместку за нежелание евреев поддержать его в борьбе с братом за престол он ознаменовал свой приход к власти серией погромов, во время которых в Тетуане, Мекнесе, Марракеше, Фесе были убиты сотни евреев. Многие были вынуждены принять ислам.

Гонения прекратились с приходом к власти нового султана Сулеймана (1792–1822), однако положение евреев оставалось тяжелым. В ряде городов Марокко были созданы гетто. Торговля находилась в состоянии полного упадка; некоторые богатые еврейские семьи предпочли эмигрировать в Англию.

Экономическое положение евреев несколько улучшилось за время правления султанов Абдаррахмана (1822–59) и Мухаммада (1859–73). Заинтересованные в развитии торговых связей с европейскими странами, они поддерживали еврейских купцов, особенно из Могадора, многие из которых получили титул королевских торговцев, и им была предоставлена свобода передвижения по стране. Они экспортировали в Европу золото, слоновую кость, миндаль, маслины и другие товары. Почти все консулы и служащие консульских миссий Марокко в европейских странах и США были евреями. Однако правовое положение евреев Марокко в целом продолжало оставаться тяжелым. В городах действовали все прежние ограничения, но особенно тяжелым было положение евреев в районе Атласских гор, где они жили в деревнях на положении «данников», фактически крепостных, работая ремесленниками, погонщиками мулов и кузнецами. Они полностью зависели от местных шейхов или частных лиц, которые могли даже продавать их. Евреям приходилось работать на господ бесплатно. Они не имели права вступать в брак или отсылать свои семьи в другое место без разрешения покровителя. За убийство еврея штраф был очень незначителен. Положение евреев ухудшалось во время многочисленных конфликтов Марокко с европейскими странами в 19 в. Тяжелые гонения обрушились на еврейскую общину в 1844 г., во время войны с Францией. В 1853 г. в Марокко произошли погромы в результате конфликта с Испанией. В сентябре 1859 г., после начала войны с Испанией, марокканцы устроили резню в Тетуане, во время которой погибло около 400 евреев, а остальные бежали. М. Монтефиоре, приехав в Марокко, добился от султана эдикта о даровании евреям полного равноправия (15 февраля 1864 г.). Несмотря на неоднократное подтверждение этого эдикта последующими султанами, администрация на местах не выполняла его, и положение евреев не улучшалось. Преследования евреев и христиан, в том числе подданных других стран или находящихся под их покровительством, заставили правительства этих стран выступить в их защиту. В 1880 г. в Мадриде состоялась международная конференция, которая подтвердила особый статус иностранных граждан и «протеже» в Марокко.

В начале 19 в. еврейская община Марокко насчитывала от 50 до 100 тысяч человек (самая большая община в Северной Африке). Марокканские евреи делились на две четко выраженные группы: одна — потомки евреев, бежавших в Марокко из Испании и Португалии, а также слившиеся с их общинами местные евреи, жившие на побережье и в некоторых крупных городах внутри страны (например, в Фесе); другая — потомки первых еврейских поселенцев и принявших иудаизм берберов.

Представители первой группы говорили на еврейско-испанском языке, придерживались сефардской литургии. Они находились в лучшем положении благодаря защите со стороны европейских стран и наличию среди них большого числа образованных и богатых людей, в которых нуждались султаны Марокко. Из их среды в 18–19 вв. вышли министры, дипломаты, известные раввины, судьи.

Евреи второй группы, жившие в районе Атласских гор (см. выше), говорили на диалектах еврейско-арабского и еврейско-берберского языков и были далеки от европейской культуры. Их синагоги находились в запущенном состоянии, они собирались на молитвы в частных домах, обучение было организовано плохо, не хватало помещений, занятия часто велись под открытым небом, учителя были малообразованны. К началу 20 в. положение этой группы не изменилось.

До середины 19 в. марокканские евреи побережья и крупных центров внутри страны получали образование в начальных школах или в школах талмуд-тора. Более широкое религиозное образование давали иешивы, в которых учились в основном дети из раввинских семей. Девочки не посещали школ и получали домашнее образование, сводившееся главным образом к изучению приготовления кашерной (см. Кашрут) пищи и соблюдения субботы. Тем не менее, в 18 в. поэтесса Фреха бат Иосеф писала стихи на иврите. В 1862 г. Альянс открыл первую школу в Тетуане, затем в Танжере (1865), Могадоре (1867), в Фесе, Касабланке и других городах после 1874 г., в том числе две школы для девочек. Альянс стремился дать учащимся современное образование на французском языке и поначалу уделял мало внимания изучению еврейских предметов. Поэтому в 19 в. некоторые раввины и общинные лидеры игнорировали школы Альянса, называя их «центрами ереси». В 20 в. учителями школ Альянса стали выпускники этих школ (получившие педагогическое образование в Париже), и в школах Альянса стали уделять гораздо больше внимания ивриту и религиозным предметам. В 1912–32 гг. число учеников в школах Альянса увеличилось с 5036 до 18 750.

В конце 19 в. еврейское население крупных городов, особенно тех, в которых были консульства европейских стран, увеличилось. Тысячи бедняков жили скученно в еврейских кварталах. Считается, что в конце 19 в. в Марокко проживало около 200 тыс. евреев.

В начале 20 в. на евреев Марокко обрушились новые бедствия. Когда в 1907 г. шла борьба двух претендентов на трон (осложненная вмешательством французских войск), солдаты того и другого претендента громили евреев. Во время погрома в Касабланке погибло 30 человек. Учреждение в 1912 г. французского и испанского протекторатов в Марокко было отмечено в Фесе еврейским погромом, унесшим около 100 человеческих жизней. Под властью Франции и Испании положение евреев в Марокко несколько улучшилось. Была гарантирована личная безопасность и свобода передвижения, свобода вероисповедания и еврейского обучения. Но до провозглашения независимости Марокко (1956) евреи не были равноправны с остальным населением. Лишь немногие евреи Марокко имели право голоса. Французы поставили под свой контроль все учреждения еврейской общины, которым в 1918 г. был придан официальный статус, но общины утратили реальную власть, которую имели до установления протектората, превратившись в благотворительные учреждения.

После 1912 г. крупные фирмы Франции стали играть ведущую роль в марокканской экономике, что привело к разорению еврейских купцов и торговцев, не выдержавших конкуренции. Но в то же время в результате быстрого развития страны многие евреи разбогатели, заняли видное положение в торговле, промышленности; среди евреев появились представители свободных профессий. Некоторые евреи служили во французской и испанской администрации Марокко. В преобразовании марокканского еврейства большую роль сыграли школы Альянса (см. выше), выпускники которых получали высшее образование во французских университетах. В 1956 г. в 83 школах Альянса обучалось 33 тыс. учащихся, что составляло около 75% всех еврейских школьников в стране. В том же году в религиозных школах общества Оцар hа-Тора обучалось 6564 учащихся, около 1,5 тыс. — в учебных заведениях Хабада.

После 1912 г. в Марокко переехало много евреев из Алжира и Туниса, а также из многих стран Ближнего Востока и даже Европы. В 1939 г. еврейское население Марокко составляло 225 тыс. человек.

Во время Второй мировой войны французское Марокко находилось под властью правительства Виши. Вишистская администрация Марокко ввела ряд ограничений для евреев. Сразу после высадки союзных войск в ноябре 1942 г. по всей стране прокатилась волна погромов, инспирированных вишистами и мусульманскими фанатиками. Многие евреи из внутренних районов страны бежали в прибрежные города. С июня 1943 г., когда к власти пришли голлисты, положение евреев нормализовалось, был восстановлен их экономический, юридический и общественный статус. По переписи населения 1951 г. во французском Марокко проживало 199 156 евреев, а вместе с еврейским населением испанского Марокко общая численность марокканских евреев составляла 222 тыс. человек. В 1960 г., по первой переписи населения объединенного независимого Марокко, еврейское население составляло 159 806; в 1962 г. — 130 тыс.; в 1964 г. — 85 тыс.

Несмотря на наличие большого числа предпринимателей, представителей свободных профессий и чиновников, жизненный уровень основной массы марокканских евреев был по-прежнему низким, многие жили на вспомоществование.

После Второй мировой войны положение марокканских евреев ухудшилось. Резко усилился арабский национализм в Марокко: евреев осуждали за их приверженность французской культуре. Отношения еще более обострились после провозглашения Государства Израиль (1948). По всей стране происходили нападения мусульман на евреев. Французские власти резко отреагировали на беспорядки, десятки виновных были преданы суду, приговорены к тюремному заключению или смертной казни. Новая волна беспорядков прокатилась в 1954 г.

С провозглашением независимости Марокко (1956) положение евреев поначалу улучшилось. Евреи Марокко были уравнены в правах с мусульманами и получили право голоса. Леон Бен-Закен (1905–77) был назначен министром почт. Но уже 13 мая 1956 г. был опубликован указ, запрещавший выезд в Израиль. В 1958 г. Л. Бен-Закен не был введен в состав нового правительства, большинство евреев-чиновников было уволено. После 1957 г. в Марокко были закрыты представительства Еврейского агентства, Еврейского национального фонда, Джойнта и ВИЦО. Был запрещен ввоз из-за границы еврейских книг. С 1959 г. была запрещена любая сионистская (см. Сионизм) деятельность. Однако правительство не мешало отдельным евреям выезжать из страны и часто закрывало глаза на массовую эмиграцию. Некоторые перемены в положении евреев произошли после вступления на королевский престол в 1961 г. Хасана II, который официально разрешил эмиграцию в Израиль и старался обеспечить безопасность и равноправие евреев в Марокко. Вместе с тем, в это время усилилась антисемитская пропаганда; особенно активно ее вела находившаяся в оппозиции партия Истикляль (Независимость). В начале 1960-х гг. участились случаи похищения еврейских девушек, которых вынуждали затем принять ислам.

Во время Шестидневной войны произошли антиеврейские беспорядки, а во время Войны Судного дня преследования евреев в Марокко приобрели большой размах.

Сионистские организации возникли в Марокко в начале 20 в. Первая из них — Шиват Цион — была основана в Тетуане в 1900 г. выходцем из России, доктором И. Берлявским. В том же году в Могадоре организовалось общество Шаарей Цион. Сионистское движение в Марокко, имевшее религиозную окраску, привлекло в свои ряды многих раввинов. Начиная с 1920-х гг., оно приобрело более светский характер. После провозглашения Декларации Бальфура и конференции в Сен-Кемо сионистская организация Марокко расширила свою деятельность, стала принимать участие в Сионистских конгрессах. Создавались общества по изучению иврита и еврейской культуры, спортивные организации «Маккаби», еврейские печатные органы.

Алия в Эрец-Исраэль имела место уже в 16 в., когда некоторое число испанских беженцев переселилось из Марокко в Эрец-Исраэль. В 17–18 вв. небольшие группы пожилых религиозных евреев переселялись туда почти ежегодно. Стимулом роста алии из Северной Африки стал переезд в 1742 г. в Эрец-Исраэль из Марокко (и из Италии) группы евреев во главе с раввином Хаимом бен Моше Бен-Аттаром (1696–1743), комментарий которого к Пятикнижию «Ор hа-хаим» («Свет жизни») приобрел большую популярность среди еврейства Восточной Европы, особенно среди хасидов (см. Хасидизм). В начале 19 в. число переселенцев увеличилось, к тому же началась алия евреев в возрасте 30–50 лет, для которых мотивацией были не религиозные, а экономические причины и соображения безопасности. Число репатриантов увеличилось в период правления в Египте и Эрец-Исраэль (см. Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Исторический очерк. Период османского владычества. От начала 19 в. до 1880 г.) Мухаммада-Али. Антиеврейские беспорядки, усилившиеся в Марокко в начале 20 в., вызвали новую волну алии, которая продолжалась до Первой мировой войны.

Катастрофа, а затем и образование Государства Израиль привели к изменению мотивации алии и увеличению числа репатриантов. После 1948 г. тысячи марокканских евреев переехали в Израиль, но массовая алия из Марокко началась накануне провозглашения независимости Марокко. Всего в 1948–56 гг. в Израиль репатриировалось около 67 тыс. марокканских евреев. В период нелегальной алии (1956–60) в Израиль прибыло 47 тыс. марокканских евреев. В 1961 г. эмиграция была вновь разрешена под давлением международного общественного мнения, взволнованного гибелью судна «Эгоз», на борту которого находились 44 «нелегальных» (см. Иммиграция «нелегальная») олим (январь 1961 г.). В 1961–64 гг. в Израиль переехали 100 354 еврея из Марокко. Число репатриантов было особенно велико непосредственно после Шестидневной воины. Всего за 1965–71 гг. алия из Марокко составила 30 159 человек, а за весь период массовой алии марокканских евреев (1948–84) репатриировались 261 тыс. человек. Многие марокканские евреи из богатых и образованных слоев населения эмигрировали в другие страны (50 тыс. во Францию, 16 тыс. в Канаду, восемь тысяч в Испанию и т. д.). В 1986 г. в Марокко оставалось около 12 тыс. евреев (большинство — в Касабланке).

Алия из Марокко и других стран Северной Африки способствовала укреплению Государства Израиль. Согласно данным отдела сельского поселения Еврейского агентства (апрель 1983 г.), жители 169 поселений, созданных со времени провозглашения государства, в подавляющем большинстве (54 412 человек) являются выходцами из стран Северной Африки, главным образом из Марокко. Выходцами из Марокко были основаны города Кирьят-Шмона, современный Ашдод, Димона и другие.

В 1980–90-е гг. выезд евреев из Марокко продолжался. Так, в 2000 г. из Марокко в Израиль репатриировались 76 евреев, в 2001 г. — 94, в 2002 г. — 87, в январе–июле 2003 г. — 37 евреев. Молодежь, предпочитавшая получать высшее образование за границей, не возвращалась в Марокко. В 2002 г. еврейское население Марокко составляло 5,6 тыс. человек, из них около пяти тысяч проживали в Касабланке. Небольшое число евреев проживало в Фесе, Кенитре, Марракеше, Мекнесе, Танжере, Тетуане. Главной еврейской организацией является Совет еврейских общин в Касабланке. В Касабланке функционируют несколько еврейских школ, открытых религиозным движением Хабад, ОРТом, Альянсом. В этих школах в 2002 г. обучались 1,7 тыс. учеников. Помимо этих учебных заведений, еврейское религиозное образование можно получить в лицее-иешиве. Действуют синагоги, различные благотворительные организации, например, дома престарелых.

Несмотря на хорошее отношение правительства страны, короля Марокко Мухаммеда V к еврейской общине, периодически происходят антиеврейские инциденты. Так, в октябре 2000 г. два молодых религиозных фанатика пытались совершить акт вандализма в синагоге Танжера. В мае 2003 г. боевики из «Ал-Каеды» совершили серию взрывов вблизи еврейских объектов. Погибли 33 человека, евреев среди убитых не было. В сентябре 2003 г. мусульманскими фанатиками были убиты на улице Э. Эфират в Мекнесе и А. Равиво в Касабланке.

Тяжелое экономическое положение страны в годы абсорбции массовой алии из Марокко (доходы 20% населения были ниже прожиточного минимума), серьезные недостатки системы образования, манипуляции политических партий, стремившихся использовать в своих интересах межобщинные противоречия, известная отчужденность между олим из Северной Африки, с одной стороны, и представителями власти, а также широкими массами израильских граждан европейского происхождения (ашкеназов) — с другой, — все это привело к трениям и конфликтам, выражением которых явились беспорядки в хайфском (см. Хайфа) районе бедноты Вади Салиб (июль 1959 г.) и позднее к возникновению движения «Черные пантеры» (см. Государство Израиль. Политическая жизнь, партии). Активные выступления выходцев из Марокко способствовали изменению отношения к ним представителей других этнических групп и большему учету их интересов со стороны государственного аппарата.

Усвоение выходцами из Марокко языка иврит, быстрое приспособление их к политико-административной системе государства, повышение их жизненного уровня в результате приобретения новых профессий отразилось и в появлении большого их числа среди руководящих деятелей Гистадрута и муниципалитетов. Свыше 20 выходцев из Северной Африки являются депутатами Кнесета. Выходцы из Марокко превратились в серьезную политическую силу, способную выступать инициатором перемен в социальной и культурной областях.

Признание культурного плюрализма евреев Израиля, выражением которого стало превращение праздника Мимуна в общенародный, свидетельствует об успешной социальной и психологической интеграции евреев Марокко в израильском обществе. Влияние традиций еврейства Марокко сказывается в распространении обычая почитания гробниц «святых»: Шимона бар Иохая на горе Мерон, Меира (Баал hа-Неса) в Тверии, раббана Гамлиэля в Явне и других. Выходцы из Марокко в Израиле продолжают почитать представителей некоторых семейств, пользовавшихся огромным религиозным авторитетом в стране своего происхождения, в особенности семейств Абу-Хацира и Пинто. Основателем своеобразного религиозного движения марокканских евреев был представитель семьи каббалистов, известной в Марокко и Сирии с 16 в., Яаков Абу-Хацира (см. Абу-Хацира, семья), чья могила в Даманхуре близ Александрии (он скончался на пути в Эрец-Исраэль) стала местом паломничества. Его внук Исраэль Абу-Хацира (Баба-Сали; см. Абу-Хацира, семья) с 1964 г. жил в Израиле, в Нетивот, куда стекались десятки тысяч его почитателей из разных стран. Среди марокканских евреев Баба-Сали слыл чудотворцем; его могила привлекает множество паломников.

В Израиле община выходцев из Марокко в 1986 г. насчитывала 473 тысячи человек.

С 1956 г. Марокко, вступив в Лигу арабских стран, разделяет общее отношение этой организации к арабо-израильскому конфликту, однако по некоторым вопросам занимает умеренную позицию. После Шестидневной войны Хасан II был сторонником реалистического подхода к проблеме урегулирования конфликта и до 1970 г. открыто критиковал террор палестинских организаций. Во время Войны Судного дня марокканские войска были посланы в Сирию и принимали участие в боевых действиях против Израиля. Марокканское правительство, хотя и с оговорками, приветствовало визит А. Садата в Иерусалим, а Хасан II одобрил мирный израильско-египетский договор (см. Государство Израиль. Внешняя политика). Подчиняясь решению Лиги арабских стран, правительство Марокко разорвало с Египтом дипломатические отношения в 1979 г., однако десять лет спустя выступило инициатором возвращения Египта в Лигу и восстановило отношения с ним.

Первый официальный визит израильской делегации в Марокко состоялся в мае 1985 г., когда 35 израильских граждан, в том числе 11 членов Кнесета, посетили там двухдневную конференцию Всемирной ассоциации евреев, выходцев из Марокко. Израильские делегаты получили заверение, что король Хасан II готов выступить посредником в переговорах о мире между Израилем и палестинцами.

В 1986 г. премьер-министр Израиля Ш. Перес посетил Марокко и встретился с королем Хасаном II, но переговоры не привели к каким-либо официальным шагам.

Среди арабских стран Марокко занимает умеренную позицию в отношении Израиля. В сентябре 1986 г. король Хасан II принял делегацию израильтян марокканского происхождения, среди которых были депутаты Кнесета. В 1993 г., сразу же после подписания соглашения в Осло, И. Рабин посетил Марокко с официальным визитом. Между двумя странами были установлены дипломатические отношения низкого уровня, были открыты бюро связи. В мае 1999 г. Хасан II организовал в Марракеше первый съезд Всемирного союза марокканских евреев. Марокко активно поддерживает мирный процесс на Ближнем Востоке.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья МАРОККО в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация