Мафдаль/Еврейский Дом (политическая партия)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Architect1 (Обсуждение | вклад)
м (Замена текста — « ха-» на « hа-»)
Строка 1: Строка 1:
-
{{О_статье| ТИП СТАТЬИ = 1
+
{{Остатье\ЭЕЭ
-
| АВТОР1  =  
+
|ТИП СТАТЬИ=1
-
| АВТОР2 =
+
|СУПЕРВАЙЗЕР=
-
| АВТОР3 =  
+
|КАЧЕСТВО=
-
| СУПЕРВАЙЗЕР =  
+
|УРОВЕНЬ=
-
| ПРОЕКТ =  
+
|НАЗВАНИЕ=
-
| ПОДТЕМА =  
+
|ПОДЗАГОЛОВОК=
-
| КАЧЕСТВО  =  
+
|СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
-
| УРОВЕНЬ  =  
+
|АВТОР2=
-
| ДАТА СОЗДАНИЯ =
+
|ТЕМА=
-
| ВИКИПЕДИЯ =
+
|СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
-
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ   =
+
|ИЗ ЦИКЛА=
 +
|ПУБЛИКАЦИИ=
 +
|ДАТА СОЗДАНИЯ=25.11.2011
 +
|ВИКИПЕДИЯ=
 +
|ИСТОЧНИК=
 +
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
}}   
}}   
-
 
{{Партия  
{{Партия  
|название партии  =  Мафдал
|название партии  =  Мафдал
Строка 27: Строка 31:
|девиз            =  
|девиз            =  
|гимн              =  
|гимн              =  
-
|официальный сайт  = http://www.111.org.il/
+
|официальный сайт  = [http://www.111.org.il/ www.111.org.il/]
}}
}}
-
'''Мафдал''' — Национально-религиозная партия [[Израиль|Израиля]], была учреждена в [[1956 год]]у в результате слияния партий ''«[[Мизрахи]]»'', ''«[[Ха-Поэль hа-мизрахи]]»'' и других политических течений [[Религиозный сионизм|религиозных сионистов]]. Перед выборами в [[2008 год]]у партия была реорганизована под названием ''«Байт Йегуди»'' ({{lang-he|הבית היהודי}}, ''«Еврейский Дом»''). В новом виде партия должна была стать результатом слияния ''Мафдала'' с партиями ''[[Ткума (партия)|Ткума]]'' и ''[[Моледет]]'' со сходной идеологией, но в новой партии не нашлось места для представителей светского движения ''[[Атиква (партия)|Атиква]]'', а на руководящих постах остались, в основном, представители ''Мафдала''. В связи с этими разногласиями, ''Ткума'', ''Моледет'', ''Атиква'', а также ''[[Эрец Исраэль Шелану]]'' воссоздали блок ''«[[Ихуд Леуми]]»'', в который ''Мафдал'' не вошёл. На [[Кнессет 18-го созыва|выборах в Кнессет 2009 года]] ''«Байт Йегуди»'' получил три места и вошёл в правящую коалицию, а ''«Ихуд Леуми»'' получил четыре места, но остался в оппозиции.
+
[[Файл: 12933_L.jpg|thumb|250px|left|[[Национальная Религиозная Партия]] Руководство Национально-религиозной партии на встрече с главой правительства И. Рабином. Октябрь 1992 г. Фото Я. Саара. Государственное бюро печати. Израиль.]]
 +
'''Национальная Религиозная Партия''' (<big>'''מִפְלָגָה דָּתִית לְאֻמִּית'''</big>;, Мифлага датит леумит, аббревиатура <big>'''מַפְדַּ"ל'''</big>, Мафдал) - [[сионист]]ская [[Ортодоксальный иудаизм|ортодоксально]]-религиозная партия, образовав­шаяся в июне 1956 г. в результате слияния партий [[Мизрахи]], [[Ѓа-Поэль hа-мизрахи]] и других политических течений [[Религиозный сионизм|религиозных сионистов]].
-
Платформа ''Мафдала'' подчёркивала приоритет [[иудаизм]]а в Израиле в религиозной, культурной и политической сферах. Главным образом идеология партии представляла собой синтез иудаизма и [[сионизм]]а с современной ориентацией. Для ''«Ихуд Леуми»'', который в значительной мере состоит из депутатов, в разное время вышедших из ''Мафдала'', территориальные и прочие уступки неприемлемы, и ни на какие компромисы они идти не готовы.
+
== Цели и структура МАФДАЛ ==
 +
Национальная религиозная партия — член Всемирной религиозной сионистской организации Мизрахи — hа-Поэл hа-мизрахи. Свою социально-политическую цель Национальная религиозная партия видит в построении в Израиле общества, основанного на духовных и социальных ценностях [[Иудаизм|иудаизма]]. Признает [[Верховный Раввинат|Верховный раввинат]] Израиля в качестве высшего религиозного авторитета.  
-
{{Политические партии Израиля‎}}
+
При Национальной религиозной партии с 1956 г. действуют профсоюзная организация Хистадрут hа-Поэл hа-мизрахи (связанная рядом соглашений с профсоюзным отделом [[Ѓистадрут]]а и являющаяся коллективным членом его больничной кассы) и поселенческая организация [[Ѓа-Поэль hа-мизрахи]], объединяющая более 90 религиозных [[Мошав|мошавов]] и [[Киббуц|киббуцов]].
-
+
-
[[Категория:Политические партии Израиля]]
+
-
[[Категория:Религиозный сионизм]]
+
-
[[bg:Национал-религиозна партия]]
+
В своей повседневной политической деятельности Национальная религиозная партия представляет интересы [[Религиозный сионизм|религиозных сионистов]] страны, борется за проведение в [[Кнесет|Кнесете]] религиозного законодательства и неукоснительное соблюдение так называемого статус-кво (компромисса, достигнутого между светским и религиозным населением страны в первые годы существования Израиля), поддерживает деятельность религиозных учреждений, в первую очередь ''моацот датийот'' (религиозных советов при местных органах самоуправления), сети государственных религиозных школ и связанных с Национальной религиозной партией [[Йешива|йешив]].
-
[[ca:Partit Nacional Religiós]]
+
-
[[cs:Národní náboženská strana]]
+
-
[[de:Nationalreligiöse Partei]]
+
-
[[en:National Religious Party]]
+
-
[[es:Mafdal]]
+
-
[[he:מפד"ל]]
+
-
[[nl:Nationaal-Religieuze Partij]]
+
-
[[pl:Narodowa Partia Religijna]]
+
-
[[sv:Mafdal]]
+
-
{{WikiCopyRight}}
+
== Политический путь МАФДАЛ ==
 +
Многолетними лидерами Национальной религиозной партии были [[Шапира, Хаим Моше|Х. М. Шапира]] и [[Бург, Иосеф Шломо|И. Бург]]. Видную роль в руководстве партии играл И. Рафаэль (1914–99). Лидеры Национальной религиозной партии активно участвовали в большинстве правительств, возглавлявшихся до 1977 г. социалистическим блоком.
 +
До начала 1980-х гг. Национальная религиозная партия была наиболее крупной религиозной партией (10–12 депутатов), однако на выборах в Кнесет 10-го созыва (1981) получила лишь шесть мест, 11-го созыва (1984) — четыре места, 12-го созыва (1988) — пять мест.
 +
 +
=== Расхождение во мнениях среди религиозных сионистов ===
 +
Сокращение электоральной поддержки Национальной религиозной партии объясняется поляризацией взглядов в среде традиционных избирателей Национальной религиозной партии и связанной с этим идеологической и фракционной борьбой внутри партии. Так, значительная часть молодого поколения избирателей Национальной религиозной партии заняла бескомпромиссную позицию в вопросе о неделимости [[Страна Израиля|Страны Израиля]] и требовала развертывания активной поселенческой деятельности в [[Иудея|Иудее]], [[Самария|Самарии]] и полосе [[Газа|Газы]].
 +
 +
Попытки Национальной религиозной партии удовлетворить требования как этих, так и более компромиссно настроенных избирателей привели к потере поддержки значительной части обеих групп и обострили идеологические конфликты в руководстве партии. Еще в 1968 г. в Национальной религиозной партии оформилась так называемая «фракция молодых» во главе с [[Хаммер, Звулун|З. Хаммером]] и И. Бен-Меиром (родился в 1939 г.), требовавшая, наряду с демократизацией внутрипартийной жизни, активной поддержки [[Поселения евреев в Иудее, Самарии и полосе Газы|еврейской поселенческой деятельности в Иудее, Самарии и полосе Газы]], занятия партией активных позиций по более широкому кругу социальных и экономических вопросов, вступления в диалог с нерелигиозным населением страны.
 +
 +
Компромисс, достигнутый между «молодыми» и «ветеранами», выразился во включении в программу партии пунктов о праве Израиля на «наследие предков» и о поощрении еврейского поселения в Иудее, Самарии и полосе Газы (без требования, однако, их аннексии) и оказался временным: влияние поселенческого движения [[Гуш Эмуним]] (членами которого являются в основном воспитанники связанного с Национальной религиозной партией молодежного движения [[Бней-Акива|Бней-Акива]]) и поддерживавших его кругов в партии все более возрастало.
 +
 +
=== Союз с Ликудом и реорганизация ===
 +
В Кнесете 9-го созыва (1977) Мафдал изменила свою традиционную политику и поддержала не социалистическую коалицию, а противоположный блок во главе с [[Ликкуд|Ликкудом]].
 +
 +
На выборах в Кнесет 10-го созыва Национальная религиозная партия потеряла голоса многих избирателей как из-за изложенных выше причин, так и в связи с возникновением новой религиозной партии Тами (акроним названия Тнуат масорет Исраэль — `Движение за еврейскую традицию`) во главе с покинувшим Мафдал [[А. Абу-Хацирой]], которая привлекла к себе часть избирателей Национальной религиозной партии — выходцев из восточных общин — и получила три места в Кнесете.
 +
 +
К следующим выборам Национальная религиозная партия подошла еще более ослабленной внутрифракционной борьбой, завершившейся расколом: группа членов партии во главе с раввином Х. Друкманом (родился в 1932 г.) и И. Шапиро (родился в 1926 г.) вышла к парламентским выборам 1984 г. единым списком с [[Поалей Агуддат Исраэль|Поалей агуддат Исраэль]] как партия Мораша (`Наследие`), которая получила два места в Кнесете 11-го созыва.
 +
 +
Тами получила одно место, а новая ультраортодоксальная партия выходцев из восточных общин [[Шас]] — четыре, также благодаря голосам части традиционных избирателей Национальной религиозной партии. Резкое уменьшение поддержки избирателей (особенно в 1984 г.) заставило Национальную религиозную партию провести ряд внутренних реформ, в результате которых была упразднена фракционная структура в партии, демократизирована система внутрипартийных выборов, обновлено руководство. З. Хаммер сменил И. Бурга на посту главы партии.
 +
 +
=== Консолидация ===
 +
В 1987 г. члены Мораши Х. Друкман и И. Шапиро вернулись в Мафдал. Перед выборами в Кнесет 12-го созыва (1988) главой партии был избран профессор А. Х. Шаки (1926–2005). Основанная в тот же период альтернативная религиозно-сионистская партия [[Меймад]], готовая к компромиссам в отношении контролируемых территорий, а также в вопросах религиозного статус-кво, в Кнесет не прошла. В результате Национальная религиозная партия слегка увеличила свое представительство (пять мест).
 +
 +
Национальная религиозная партия, как правило, старается войти в правящую коалицию, однако всегда твердо отстаивает свои принципы. В 1999 г. партия первоначально присоединилась к правительству [[Барак, Эхуд|Э. Барака]], но из-за несогласия с его политикой на переговорах с палестинцами в 2000 г. оставила правительство. В правительственной коалиции [[Шарон, Ариэль|А. Шарона]] с 2001 г. представитель Национальной религиозной партии занимаел министерский пост.
 +
 +
== Современное положение ==
 +
Перед выборами в 2008 году партия была реорганизована под названием ''«Байт Йегуди»'' ({{lang-he|הבית היהודי}}, ''«Еврейский Дом»''). В новом виде партия должна была стать результатом слияния ''Мафдала'' с партиями ''[[Ткума (партия)|Ткума]]'' и ''[[Моледет]]'' со сходной идеологией, но в новой партии не нашлось места для представителей светского движения ''[[Атиква (партия)|Атиква]]'', а на руководящих постах остались, в основном, представители ''Мафдала''.
 +
 +
В связи с этими разногласиями, ''Ткума'', ''Моледет'', ''Атиква'', а также ''[[Эрец Исраэль Шелану]]'' воссоздали блок ''«[[Ихуд Леуми]]»'', в который ''Мафдал'' не вошёл. На выборах в Кнессет 2009 года ''«Байт Йегуди»'' получил три места и вошёл в правящую коалицию, а ''«Ихуд Леуми»'' получил четыре места, но остался в оппозиции.
 +
 +
Платформа ''Мафдала'' подчёркивала приоритет [[иудаизм]]а в Израиле в религиозной, культурной и политической сферах. Главным образом идеология партии представляла собой синтез [[иудаизм]]а и [[сионизм]]а с современной ориентацией. Для ''«[[Ихуд Леуми]]»'', который в значительной мере состоит из депутатов, в разное время вышедших из ''Мафдала'', территориальные и прочие уступки неприемлемы, и ни на какие компромисы они идти не готовы.
 +
 +
{{Политические партии Израиля‎}}
 +
 +
{{ElevenCopyRight|12933|НАЦИОНАЛЬНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ПАРТИЯ}}
 +
{{WikiCopyRight}}
{{checked_final}}
{{checked_final}}
 +
 +
[[Категория:Политические партии Израиля]]
 +
[[Категория:Религиозный сионизм]]

Версия 18:57, 25 ноября 2011

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья
Дата создания: 25.11.2011
Мафдал
Лидер:

Звулун Орлев

Дата основания:

1956

Штаб-квартира:

Иерусалим, Израиль

Идеология:

Религиозный сионизм

Союзники и блоки:

Ликуд, Ткума, Моледет

Сайт:

www.111.org.il/

Национальная Религиозная Партия Руководство Национально-религиозной партии на встрече с главой правительства И. Рабином. Октябрь 1992 г. Фото Я. Саара. Государственное бюро печати. Израиль.

Национальная Религиозная Партия (מִפְלָגָה דָּתִית לְאֻמִּית;, Мифлага датит леумит, аббревиатура מַפְדַּ"ל, Мафдал) - сионистская ортодоксально-религиозная партия, образовав­шаяся в июне 1956 г. в результате слияния партий Мизрахи, Ѓа-Поэль hа-мизрахи и других политических течений религиозных сионистов.

Содержание

Цели и структура МАФДАЛ

Национальная религиозная партия — член Всемирной религиозной сионистской организации Мизрахи — hа-Поэл hа-мизрахи. Свою социально-политическую цель Национальная религиозная партия видит в построении в Израиле общества, основанного на духовных и социальных ценностях иудаизма. Признает Верховный раввинат Израиля в качестве высшего религиозного авторитета.

При Национальной религиозной партии с 1956 г. действуют профсоюзная организация Хистадрут hа-Поэл hа-мизрахи (связанная рядом соглашений с профсоюзным отделом Ѓистадрута и являющаяся коллективным членом его больничной кассы) и поселенческая организация Ѓа-Поэль hа-мизрахи, объединяющая более 90 религиозных мошавов и киббуцов.

В своей повседневной политической деятельности Национальная религиозная партия представляет интересы религиозных сионистов страны, борется за проведение в Кнесете религиозного законодательства и неукоснительное соблюдение так называемого статус-кво (компромисса, достигнутого между светским и религиозным населением страны в первые годы существования Израиля), поддерживает деятельность религиозных учреждений, в первую очередь моацот датийот (религиозных советов при местных органах самоуправления), сети государственных религиозных школ и связанных с Национальной религиозной партией йешив.

Политический путь МАФДАЛ

Многолетними лидерами Национальной религиозной партии были Х. М. Шапира и И. Бург. Видную роль в руководстве партии играл И. Рафаэль (1914–99). Лидеры Национальной религиозной партии активно участвовали в большинстве правительств, возглавлявшихся до 1977 г. социалистическим блоком.

До начала 1980-х гг. Национальная религиозная партия была наиболее крупной религиозной партией (10–12 депутатов), однако на выборах в Кнесет 10-го созыва (1981) получила лишь шесть мест, 11-го созыва (1984) — четыре места, 12-го созыва (1988) — пять мест.

Расхождение во мнениях среди религиозных сионистов

Сокращение электоральной поддержки Национальной религиозной партии объясняется поляризацией взглядов в среде традиционных избирателей Национальной религиозной партии и связанной с этим идеологической и фракционной борьбой внутри партии. Так, значительная часть молодого поколения избирателей Национальной религиозной партии заняла бескомпромиссную позицию в вопросе о неделимости Страны Израиля и требовала развертывания активной поселенческой деятельности в Иудее, Самарии и полосе Газы.

Попытки Национальной религиозной партии удовлетворить требования как этих, так и более компромиссно настроенных избирателей привели к потере поддержки значительной части обеих групп и обострили идеологические конфликты в руководстве партии. Еще в 1968 г. в Национальной религиозной партии оформилась так называемая «фракция молодых» во главе с З. Хаммером и И. Бен-Меиром (родился в 1939 г.), требовавшая, наряду с демократизацией внутрипартийной жизни, активной поддержки еврейской поселенческой деятельности в Иудее, Самарии и полосе Газы, занятия партией активных позиций по более широкому кругу социальных и экономических вопросов, вступления в диалог с нерелигиозным населением страны.

Компромисс, достигнутый между «молодыми» и «ветеранами», выразился во включении в программу партии пунктов о праве Израиля на «наследие предков» и о поощрении еврейского поселения в Иудее, Самарии и полосе Газы (без требования, однако, их аннексии) и оказался временным: влияние поселенческого движения Гуш Эмуним (членами которого являются в основном воспитанники связанного с Национальной религиозной партией молодежного движения Бней-Акива) и поддерживавших его кругов в партии все более возрастало.

Союз с Ликудом и реорганизация

В Кнесете 9-го созыва (1977) Мафдал изменила свою традиционную политику и поддержала не социалистическую коалицию, а противоположный блок во главе с Ликкудом.

На выборах в Кнесет 10-го созыва Национальная религиозная партия потеряла голоса многих избирателей как из-за изложенных выше причин, так и в связи с возникновением новой религиозной партии Тами (акроним названия Тнуат масорет Исраэль — `Движение за еврейскую традицию`) во главе с покинувшим Мафдал А. Абу-Хацирой, которая привлекла к себе часть избирателей Национальной религиозной партии — выходцев из восточных общин — и получила три места в Кнесете.

К следующим выборам Национальная религиозная партия подошла еще более ослабленной внутрифракционной борьбой, завершившейся расколом: группа членов партии во главе с раввином Х. Друкманом (родился в 1932 г.) и И. Шапиро (родился в 1926 г.) вышла к парламентским выборам 1984 г. единым списком с Поалей агуддат Исраэль как партия Мораша (`Наследие`), которая получила два места в Кнесете 11-го созыва.

Тами получила одно место, а новая ультраортодоксальная партия выходцев из восточных общин Шас — четыре, также благодаря голосам части традиционных избирателей Национальной религиозной партии. Резкое уменьшение поддержки избирателей (особенно в 1984 г.) заставило Национальную религиозную партию провести ряд внутренних реформ, в результате которых была упразднена фракционная структура в партии, демократизирована система внутрипартийных выборов, обновлено руководство. З. Хаммер сменил И. Бурга на посту главы партии.

Консолидация

В 1987 г. члены Мораши Х. Друкман и И. Шапиро вернулись в Мафдал. Перед выборами в Кнесет 12-го созыва (1988) главой партии был избран профессор А. Х. Шаки (1926–2005). Основанная в тот же период альтернативная религиозно-сионистская партия Меймад, готовая к компромиссам в отношении контролируемых территорий, а также в вопросах религиозного статус-кво, в Кнесет не прошла. В результате Национальная религиозная партия слегка увеличила свое представительство (пять мест).

Национальная религиозная партия, как правило, старается войти в правящую коалицию, однако всегда твердо отстаивает свои принципы. В 1999 г. партия первоначально присоединилась к правительству Э. Барака, но из-за несогласия с его политикой на переговорах с палестинцами в 2000 г. оставила правительство. В правительственной коалиции А. Шарона с 2001 г. представитель Национальной религиозной партии занимаел министерский пост.

Современное положение

Перед выборами в 2008 году партия была реорганизована под названием «Байт Йегуди» (ивр. הבית היהודי‎, «Еврейский Дом»). В новом виде партия должна была стать результатом слияния Мафдала с партиями Ткума и Моледет со сходной идеологией, но в новой партии не нашлось места для представителей светского движения Атиква, а на руководящих постах остались, в основном, представители Мафдала.

В связи с этими разногласиями, Ткума, Моледет, Атиква, а также Эрец Исраэль Шелану воссоздали блок «Ихуд Леуми», в который Мафдал не вошёл. На выборах в Кнессет 2009 года «Байт Йегуди» получил три места и вошёл в правящую коалицию, а «Ихуд Леуми» получил четыре места, но остался в оппозиции.

Платформа Мафдала подчёркивала приоритет иудаизма в Израиле в религиозной, культурной и политической сферах. Главным образом идеология партии представляла собой синтез иудаизма и сионизма с современной ориентацией. Для «Ихуд Леуми», который в значительной мере состоит из депутатов, в разное время вышедших из Мафдала, территориальные и прочие уступки неприемлемы, и ни на какие компромисы они идти не готовы.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья НАЦИОНАЛЬНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ПАРТИЯ в ЭЕЭ

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация