Мафдаль/Еврейский Дом (политическая партия)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Перейти к: навигация, поиск
Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья
Дата создания: 25.11.2011
Мафдал
Лидер:

Звулун Орлев

Дата основания:

1956

Штаб-квартира:

Иерусалим, Израиль

Идеология:

Религиозный сионизм

Союзники и блоки:

Ликуд, Ткума, Моледет

Сайт:

www.111.org.il/

Национальная Религиозная Партия Руководство Национально-религиозной партии на встрече с главой правительства И. Рабином. Октябрь 1992 г. Фото Я. Саара. Государственное бюро печати. Израиль.

Национальная Религиозная Партия (מִפְלָגָה דָּתִית לְאֻמִּית;, Мифлага датит леумит, аббревиатура מַפְדַּ"ל, Мафдал) - сионистская ортодоксально-религиозная партия, образовав­шаяся в июне 1956 г. в результате слияния партий Мизрахи, Ѓа-Поэль hа-мизрахи и других политических течений религиозных сионистов.

Содержание

Цели и структура МАФДАЛ

Национальная религиозная партия — член Всемирной религиозной сионистской организации Мизрахи — hа-Поэл hа-мизрахи. Свою социально-политическую цель Национальная религиозная партия видит в построении в Израиле общества, основанного на духовных и социальных ценностях иудаизма. Признает Верховный раввинат Израиля в качестве высшего религиозного авторитета.

При Национальной религиозной партии с 1956 г. действуют профсоюзная организация Хистадрут hа-Поэл hа-мизрахи (связанная рядом соглашений с профсоюзным отделом Ѓистадрута и являющаяся коллективным членом его больничной кассы) и поселенческая организация Ѓа-Поэль hа-мизрахи, объединяющая более 90 религиозных мошавов и киббуцов.

В своей повседневной политической деятельности Национальная религиозная партия представляет интересы религиозных сионистов страны, борется за проведение в Кнесете религиозного законодательства и неукоснительное соблюдение так называемого статус-кво (компромисса, достигнутого между светским и религиозным населением страны в первые годы существования Израиля), поддерживает деятельность религиозных учреждений, в первую очередь моацот датийот (религиозных советов при местных органах самоуправления), сети государственных религиозных школ и связанных с Национальной религиозной партией йешив.

Политический путь МАФДАЛ

Многолетними лидерами Национальной религиозной партии были Х. М. Шапира и И. Бург. Видную роль в руководстве партии играл И. Рафаэль (1914–99). Лидеры Национальной религиозной партии активно участвовали в большинстве правительств, возглавлявшихся до 1977 г. социалистическим блоком.

До начала 1980-х гг. Национальная религиозная партия была наиболее крупной религиозной партией (10–12 депутатов), однако на выборах в Кнесет 10-го созыва (1981) получила лишь шесть мест, 11-го созыва (1984) — четыре места, 12-го созыва (1988) — пять мест.

Расхождение во мнениях среди религиозных сионистов

Сокращение электоральной поддержки Национальной религиозной партии объясняется поляризацией взглядов в среде традиционных избирателей Национальной религиозной партии и связанной с этим идеологической и фракционной борьбой внутри партии. Так, значительная часть молодого поколения избирателей Национальной религиозной партии заняла бескомпромиссную позицию в вопросе о неделимости Страны Израиля и требовала развертывания активной поселенческой деятельности в Иудее, Самарии и полосе Газы.

Попытки Национальной религиозной партии удовлетворить требования как этих, так и более компромиссно настроенных избирателей привели к потере поддержки значительной части обеих групп и обострили идеологические конфликты в руководстве партии. Еще в 1968 г. в Национальной религиозной партии оформилась так называемая «фракция молодых» во главе с З. Хаммером и И. Бен-Меиром (родился в 1939 г.), требовавшая, наряду с демократизацией внутрипартийной жизни, активной поддержки еврейской поселенческой деятельности в Иудее, Самарии и полосе Газы, занятия партией активных позиций по более широкому кругу социальных и экономических вопросов, вступления в диалог с нерелигиозным населением страны.

Компромисс, достигнутый между «молодыми» и «ветеранами», выразился во включении в программу партии пунктов о праве Израиля на «наследие предков» и о поощрении еврейского поселения в Иудее, Самарии и полосе Газы (без требования, однако, их аннексии) и оказался временным: влияние поселенческого движения Гуш Эмуним (членами которого являются в основном воспитанники связанного с Национальной религиозной партией молодежного движения Бней-Акива) и поддерживавших его кругов в партии все более возрастало.

Союз с Ликудом и реорганизация

В Кнесете 9-го созыва (1977) Мафдал изменила свою традиционную политику и поддержала не социалистическую коалицию, а противоположный блок во главе с Ликкудом.

На выборах в Кнесет 10-го созыва Национальная религиозная партия потеряла голоса многих избирателей как из-за изложенных выше причин, так и в связи с возникновением новой религиозной партии Тами (акроним названия Тнуат масорет Исраэль — `Движение за еврейскую традицию`) во главе с покинувшим Мафдал А. Абу-Хацирой, которая привлекла к себе часть избирателей Национальной религиозной партии — выходцев из восточных общин — и получила три места в Кнесете.

К следующим выборам Национальная религиозная партия подошла еще более ослабленной внутрифракционной борьбой, завершившейся расколом: группа членов партии во главе с раввином Х. Друкманом (родился в 1932 г.) и И. Шапиро (родился в 1926 г.) вышла к парламентским выборам 1984 г. единым списком с Поалей агуддат Исраэль как партия Мораша (`Наследие`), которая получила два места в Кнесете 11-го созыва.

Тами получила одно место, а новая ультраортодоксальная партия выходцев из восточных общин Шас — четыре, также благодаря голосам части традиционных избирателей Национальной религиозной партии. Резкое уменьшение поддержки избирателей (особенно в 1984 г.) заставило Национальную религиозную партию провести ряд внутренних реформ, в результате которых была упразднена фракционная структура в партии, демократизирована система внутрипартийных выборов, обновлено руководство. З. Хаммер сменил И. Бурга на посту главы партии.

Консолидация

В 1987 г. члены Мораши Х. Друкман и И. Шапиро вернулись в Мафдал. Перед выборами в Кнесет 12-го созыва (1988) главой партии был избран профессор А. Х. Шаки (1926–2005). Основанная в тот же период альтернативная религиозно-сионистская партия Меймад, готовая к компромиссам в отношении контролируемых территорий, а также в вопросах религиозного статус-кво, в Кнесет не прошла. В результате Национальная религиозная партия слегка увеличила свое представительство (пять мест).

Национальная религиозная партия, как правило, старается войти в правящую коалицию, однако всегда твердо отстаивает свои принципы. В 1999 г. партия первоначально присоединилась к правительству Э. Барака, но из-за несогласия с его политикой на переговорах с палестинцами в 2000 г. оставила правительство. В правительственной коалиции А. Шарона с 2001 г. представитель Национальной религиозной партии занимаел министерский пост.

Современное положение

Перед выборами в 2008 году партия была реорганизована под названием «Байт Йегуди» (ивр. הבית היהודי‎, «Еврейский Дом»). В новом виде партия должна была стать результатом слияния Мафдала с партиями Ткума и Моледет со сходной идеологией, но в новой партии не нашлось места для представителей светского движения Атиква, а на руководящих постах остались, в основном, представители Мафдала.

В связи с этими разногласиями, Ткума, Моледет, Атиква, а также Эрец Исраэль Шелану воссоздали блок «Ихуд Леуми», в который Мафдал не вошёл. На выборах в Кнессет 2009 года «Байт Йегуди» получил три места и вошёл в правящую коалицию, а «Ихуд Леуми» получил четыре места, но остался в оппозиции.

Платформа Мафдала подчёркивала приоритет иудаизма в Израиле в религиозной, культурной и политической сферах. Главным образом идеология партии представляла собой синтез иудаизма и сионизма с современной ориентацией. Для «Ихуд Леуми», который в значительной мере состоит из депутатов, в разное время вышедших из Мафдала, территориальные и прочие уступки неприемлемы, и ни на какие компромисы они идти не готовы.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья НАЦИОНАЛЬНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ПАРТИЯ в ЭЕЭ

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация