Меджибож (еврейская община)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Версия от 12:26, 19 апреля 2013; Gorozmey (Обсуждение | вклад)
Перейти к: навигация, поиск
Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья



Меджибож - небольшой поселок в Западной Украине.

Содержание

XV - XVIII вв.

Евреи стали селиться в Меджибоже в к.XV–н.XVIвв.


В 1509 г. король Сигизмунд I Старый назначил меджибожского еврея Либермана сборщиком королевских налогов, освободив его от подсудности любой власти, кроме королевской. В это время в Меджибоже образовалась еврейская община, было создано еврейское кладбище.

Первое упоминание о еврейской общине относится к 1511 г., когда было издано королевское постановление, предоставлявшее общине налоговые льготы.

В 1566 г. король Сигизмунд II Август подтвердил привилегии евреев, освободив их от налогов и пошлин.

В 1570 г. евреям Меджибожа принадлежало 70 домов в центре города.


В 16 в. была построена Большая синагога.

К началу 17 в. община Меджибожа была одной из крупнейших в Подолии.

Раввином и председателем раввинского суда в городе был Йоэль Сиркес (1561, Люблин – 1640, Краков), изв. как Бах (по аббревиатуре его гл. труда «Байт Хадаш» – «Новый Дом» – комментария к «Шулхан Аруху»). Впоследствии его именем была названа Большая синагога.

Будучи одним из первых руководителей иешивы М., ввел в ней изучение каббалы. В 1648–53 гг. отряды Б. Хмельницкого трижды захватывали Меджибож. Каждый раз евреев, не успевших бежать, истязали и убивали.

В конце 1650-х гг. еврейская община была восстановлена. В 1661 г. в Меджибоже было несколько еврейских домов и два постоялых двора.

Несмотря на неоднократные казачьи набеги, сопровождавшиеся резней евреев (середина 17 в. – начало 18 в.), еврейское население продолжало расти.

В 1765 г. в Меджибоже было 2039 евреев; основным их занятием была торговля.

Меджибож был местечком Подольской губернии в составе России с 1793 г.

XVIII-ХIХ вв. и хасидизм

В сер. 17 – нач. 18 в. евреи М. страдали от казацких набегов.

В это время общиной руководили раввины: с 1710 – Моше Кац, автор каббалистич. сочинений «Пней Моше» («Лик Моше») (Вильмерсдорф, 1716) и «Керен Ор Пней Моше» («Луч света лика Моше») (Жолква, 1721), с 1715 – Нафтоли Ливи.

В 1740 в М. было 211 еврейских домов (из 612), в 1760 – 309 (из 867), в 1783 – 349 (из 804).

Со второй половины 18 в. Меджибож стал важнейшим центром зарождавшегося хасидизма.

В 1740–60 гг. в Меджибоже основал первую хасидскую общину Исраэль бен Эли‘эзер Баал-Шем-Тов, что отражено во множестве легенд и преданий. Первыми хасидами в М. стали Зеев Кицес и Довид Пуркес. Преемником И.Баал-Шем-Това стал его ученик Дойв-Бер из Межирича.

Меджибож стал резиденцией знаменитых цаддиков, как Барух бен Иехиэль из Меджибожа, внук Ба‘ал-Шем-Това (бадханом при его дворе был герой народных сказаний знаменитый острослов Гершеле Острополер), Аврахам Иехошуа Хешель (1755–1825), потомки которого были раввинами Меджибожа в 19 в. – начале 20 в., и другие.

После смерти Баал-Шем-Това в М. произошел раскол общины на хасидов и их противников. Первых возглавил Моше-Хаим-Эфроим, внук И.Баал-Шем-Това, вторых – раввин города Дов-Бериш Раппопорт (рук. общины в 1771–98). Сын Раппопорта Цви-Арье был раввином М. в 1803–30. В 1815–27 в М. издавались хасидские сочинения.

В Меджибоже родился и провел детские годы основатель брацлавского направления в хасидизме Нахман из Брацлава. С 1815 г. по 1827 г. в городе издавались хасидские сочинения.

В 1847 г. в Меджибоже проживало 1719 евреев, в 1897 г. — 6040 (общее население 8164 человек). Осн. занятия евреев М. в 18 – нач. 20 в. – торговля и ремесла (портновское, сапожное, кузнечное, токарное, слесарное, ткацкое, стекольное, ювелирное, переплетное, хлебопекарное и др.). Среди евреев М. были врачи, аптекарь, парикмахеры, музыканты, возчики. Общинные функции выполняли раввин, казначей, габай, меламеды, шохеты, банщики.В 1813 раввином М. стал Авром-Иегошуа Гешель из Опатова (1755–1825), в сер. 19 в. раввином в М. был его правнук Авром-Иегошуа Гешель (1832–1887), с 1881 раввином М. стал Исроэль-Шолом-Йосеф Гешель (1853–1911). В кон. 19 – нач. 20 в. М. был резиденцией сына А.-И.Гешеля – Мешулама-Зуси (?–1929), позднее династию возглавил сын И.-Ш.-Й. Гешеля – Ицхок-Меир (1904–1985, Хайфа, Израиль). В нач. 20 в. официальное руководство общиной было передано казенному раввину; реальным лидером оставался духовный раввин.


В 1881–82, в 1896 и 1905 в М. прошли еврейские погромы, к-рые удалось остановить с помощью войск.В 1900 в М. была основана еврейская больница, при к-рой действовала бесплатная амбулатория; работало об-во «Эзра хойлим».

В 1902–12 раввином М. был Шауль-Иссахар Бик, в 1912–25 – его двоюродный брат, последний раввин М. – Хаим-Михл Бик. Казенным раввином М. в 1914 был Иосиф Лейбович Шварцман. В М. имелось 9 синагог.Евреям М. принадлежали все 3 гостиницы, оба книжных магазина, все 3 аптеки, все 4 лесных склада, 21 мануфактурная, все 19 бакалейных, все 9 галантерейных лавок, обе булочные, единств. мельница, единств. пивоваренный завод и т. д.

ХХ в.

В начале 20 в. евреи Меджибожа активно участвовали в сионистском движении. Во время 1-й мир. войны юноша-еврей из М. Давид Вольфович Боц был награжден Георгиевской медалью и Георгиевскими крестами 4-й и 3-й степеней. В начале 1919 г. попытка банды местных крестьян устроить еврейский погром была подавлена еврейской самообороной под руководством Я. Мушлина.. В 1919 г. кровавый погром в Меджибоже организовали солдаты украинской Директории. В 1921 г. члены Хе-Халуца репатриировались в Эрец-Исраэль. Сокращение численности еврейского населения происходило вследствие событий революции, Первой мировой и гражданской войн.


В 1926 в М. был организован еврейский поселковый совет Меджибожского р-на Проскуровского окр, Председателем был Мордко Мошкович Гринштейн. (Впоследствии он участвовал в финской войне 1940 г. и в Великой Отечественной войне, пропал без вести под Ворошиловградом в 1942). За хозяйственные успехи он удостоился личной награды от М.И.Калинина. В 1926 г. в Меджибоже проживало 4614 евреев (58,2% всего населения). До середины 1920-х гг. функционировали десять синагог и молитвенных домов (в том числе синагога, построенная в 16 в.; разрушена в 1950-х гг.), шесть хедеров. К концу 1920-х гг. большинство синагог было закрыто, еврейские организации распущены.


Помещение бет-мидраша, основанного Ба‘ал-Шем-Товом и бережно хранившиеся в нем хасидами шапка, посох и кресло знаменитого проповедника просуществовали до 1941 г. В 1922 была открыта нач. школа с преподаванием на идише, в 1929 – полная ср. школа (закрыта в 1938), при к-рой работали оркестр, хор, драм. студия; в 1934 перед учениками школы выступал Л.М.Квитко. в 1929 г. в окрестностях Меджибожа был организован еврейский колхоз, принявший во время голода на Украине в начале 1930-х гг. многих украинских крестьян. В 1939 г. в Меджибоже проживало 2347 евреев (51,64% населения). Полулегально продолжали действовать об-во «Бикур хойлим» и хевра кадиша.

Холокост

Немецкие войска захватили Меджибож 7 июля 1941 г. Сразу же после занятия Меджибожа немцы и украинские полицейские начали жестоко издеваться над евреями, особенно религиозными. Евреев отправляли на принудительные работы по прокладке дорог, строительству аэродрома, в каменоломни. Осенью 1941 г. было создано гетто, окруженное высоким забором с колючей проволокой. Скученность в гетто, тяжелые работы, избиения, почти полное прекращение снабжения евреев продовольствием способствовали массовой смертности среди еврейского населения от голода и тифа. 14 апреля 1942 г. 220 мужчин были отправлены сопровождать немецкую воинскую колонну на фронт. Все они были уничтожены.

22 сентября 1942 г. большинство обитателей гетто были расстреляны немцами и украинскими полицейскими в оврагах у берега Буга. Около 100 молодых людей были заключены в Летичевский концентрационный лагерь. Подавляющее большинство из них были уничтожены в нояб. 1942. Лишь несколько евреев Меджибожа были спасены украинскими крестьянами из окрестных сел. Всего в Меджибоже было уничтожено около 3500 евреев из города и окрестностей. После окончания войны около двух десятков еврейских семей вернулись в Меджибож.


В 1967 г. на месте расстрела был поставлен памятник.

Послевоенное время

В нач. 1950-х гг. неск. вернувшихся после войны в М. евреев, собравшихся на Песах, были арестованы на неск. мес. за «сионистскую пропаганду».

На старом еврейском кладбище сохранились могилы Ба‘ал-Шем-Това, Г. Острополера и других. На действующем еврейском кладбище хоронят евреев из окрестных поселений. В 1981 г. в Меджибоже проживало всего три еврейские семьи, в 1989 г. — пять человек. С конца 1980-х гг. Меджибож — место массового паломничества хасидов США, Израиля и других стран. В 2000 г., в связи с 300-летием со дня рождения Исраэля бен Эли‘эзера Ба‘ал-Шем-Това, рядом с еврейским кладбищем была построена синагога. На новом еврейском кладбище хоронят евреев из окрестных нас. пунктов.


В М. род.: Барух бен Иехиэль, М.-И.Бердичевский, М.Данцис, Я.-С.Корф, Нахман из Браслава, Г.Салуцкая, Б.С.Сигал, А.Хасин; Николай Лазаревич Гизис (1916–1987, Хмельницкий), кавалер орд. Славы 3-х степеней. Место рождения Ильи Исааковича Френкеля, героя повести Гершла Полянкера «Дэр лэрэр фун Мэджибож» («Учитель из Меджибожа»).

Файл:Old Jewish Cemetery Medzhibozh 1989.jpg
Старинное еврейское кладбище

См. также

Хасидизм

Ссылки

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация