Мессия (Машиах)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Raphael (Обсуждение | вклад)
м (Мессия в Ветхом Завете (Танахе): дополнение)
Raphael (Обсуждение | вклад)
м (Мессия в Ветхом Завете (Танахе): оформление)
Строка 21: Строка 21:
'''Маши́ах''' ('''Месси́я''') (от {{lang-he|מָשִׁיחַ}} - «помазанник») - идеальный царь, потомок царя [[Давид]]а, будет послан [[Бог]]ом, чтобы осуществить [[избавление]] (духовное и физическое) [[евреи|народа Израиля]] и спасение человечества.
'''Маши́ах''' ('''Месси́я''') (от {{lang-he|מָשִׁיחַ}} - «помазанник») - идеальный царь, потомок царя [[Давид]]а, будет послан [[Бог]]ом, чтобы осуществить [[избавление]] (духовное и физическое) [[евреи|народа Израиля]] и спасение человечества.
-
== Мессия в Ветхом Завете (Танахе) ==
+
== Мессия в [[Танах]]е (Ветхом Завете) ==
[[Файл:Mashiah.PNG|right|thumb|Машиах]]
[[Файл:Mashiah.PNG|right|thumb|Машиах]]
Помазание особым маслом было частью церемонии, проводившейся в древности при возведении царей на престол и посвящении священников в сан. [[Танах]] называет «''машиахом''» («помазанником») царей [[Израильское царство|Израиля]] и [[Иудейское царство|Иудеи]]<ref>[[I Сам.]]{{Библия2|1Цар|12:3|12:3, 5}}; {{Библия2|1Цар|16:6}}; {{Библия|Пс|17:51}}; {{Библия2|Пс|19:7}}</ref>, [[коэны|священников]]<ref>{{Библия|Лев|4:3}}; {{Библия2|Лев|5:16}}</ref>, некоторых пророков<ref>{{Библия|3Цар|19:16}}</ref>, [[Персия|персидского]] царя [[Кир II Великий|Кира II]]<ref>{{Библия|Ис|45:1}}</ref>. Поскольку акт помазания символизировал избрание некоего лица для совершения важных общественных функций, значение слова машиах расширилось и стало в более поздний период применяться к особо почитаемым лицам, даже не подвергшимся в буквальном смысле обряду помазания елеем, например, [[патриархи|патриархам]]<ref>{{Библия|Пс|104:15}}</ref>. Иногда это слово означает [[евреи|народ Израиля]]<ref>{{Библия|Пс|89:39}}, {{Библия2|Пс|89:52|52}}; {{Библия|Пс|84:10}}</ref>.
Помазание особым маслом было частью церемонии, проводившейся в древности при возведении царей на престол и посвящении священников в сан. [[Танах]] называет «''машиахом''» («помазанником») царей [[Израильское царство|Израиля]] и [[Иудейское царство|Иудеи]]<ref>[[I Сам.]]{{Библия2|1Цар|12:3|12:3, 5}}; {{Библия2|1Цар|16:6}}; {{Библия|Пс|17:51}}; {{Библия2|Пс|19:7}}</ref>, [[коэны|священников]]<ref>{{Библия|Лев|4:3}}; {{Библия2|Лев|5:16}}</ref>, некоторых пророков<ref>{{Библия|3Цар|19:16}}</ref>, [[Персия|персидского]] царя [[Кир II Великий|Кира II]]<ref>{{Библия|Ис|45:1}}</ref>. Поскольку акт помазания символизировал избрание некоего лица для совершения важных общественных функций, значение слова машиах расширилось и стало в более поздний период применяться к особо почитаемым лицам, даже не подвергшимся в буквальном смысле обряду помазания елеем, например, [[патриархи|патриархам]]<ref>{{Библия|Пс|104:15}}</ref>. Иногда это слово означает [[евреи|народ Израиля]]<ref>{{Библия|Пс|89:39}}, {{Библия2|Пс|89:52|52}}; {{Библия|Пс|84:10}}</ref>.

Версия 08:58, 7 сентября 2012



Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья

Иудаизм

п·о·р

Маши́ах (Месси́я) (от ивр. מָשִׁיחַ‎ - «помазанник») - идеальный царь, потомок царя Давида, будет послан Богом, чтобы осуществить избавление (духовное и физическое) народа Израиля и спасение человечества.

Содержание

Мессия в Танахе (Ветхом Завете)

Файл:Mashiah.PNG
Машиах

Помазание особым маслом было частью церемонии, проводившейся в древности при возведении царей на престол и посвящении священников в сан. Танах называет «машиахом» («помазанником») царей Израиля и Иудеи[1], священников[2], некоторых пророков[3], персидского царя Кира II[4]. Поскольку акт помазания символизировал избрание некоего лица для совершения важных общественных функций, значение слова машиах расширилось и стало в более поздний период применяться к особо почитаемым лицам, даже не подвергшимся в буквальном смысле обряду помазания елеем, например, патриархам[5]. Иногда это слово означает народ Израиля[6].

Критерии прихода Мессии в Ветхом Завете (Танахе)

Понятие прихода Мессии введено пророками древнего Израиля. Таким образом, если человек объявляет себя (или кто-то объявляет его) Мессией, то следует проверить, совершил ли он то, что древнееврейские пророки ожидают от Мессии.

С точки зрения иудаизма, в Ветхом Завете (Танахе) главным критерием прихода Мессии является пророчество Исайи, который указывает, что дни пришествия Машиаха будут эпохой межнациональных и социальных перемен:

« И перекуют все народы мечи свои на орала (то есть плуги) и копья свои — на серпы; не поднимет меча народ на народ, и не будут больше учиться воевать.
»


Тем самым, согласно библейским пророчествам, во времена Машиаха прекратятся войны, настанет всеобщий мир и благоденствие, и все люди, наслаждаясь покоем и гармонией, смогут посвятить себя познанию Бога и духовному совершенствованию.

Еврейская традиция

В еврейской традиции Машиахом (Мессией) считается царь, потомок царя Давида, который будет послан Богом для избавления народа Израиля и спасения человечества.

В Мидраше[7] можно увидеть параллель между Моисеем как «первым Избавителем» и Мессией как «последним Избавителем», поэтому можно предположить, что образ Моисея явился зародышем мессианской идеи. Однако подлинными историческими мессиями (и прототипом эсхатологического Мессии) стали Давид — царь, пророк и псалмопевец, и особенно его сын Соломон.

Танах содержит представление о Мессии как в историческом (текущие цари Израиля), так и в эсхатологическом смысле.

Согласно представлениям иудаизма, при Машиахе весь еврейский народ будет жить согласно законам Торы. Сплав духовных ценностей, справедливости, цельности и любви создаст идеальное общество, которое будет служить примером для подражания всему человечеству. Когда это будет достигнуто, Машиах сможет перейти к завершающей стадии мессианского процесса, то есть привлечь все народы мира к выполнению духовных задач, стоящих перед человечеством.

Трактование мессианских пророчеств Танаха (Ветхого Завета)

В галахическом труде Мишнэ Тора Маймонид описывает три стадии наступления эры Машиаха следующим образом:

[1.] Если встанет царь из дома Давида, изучивший Тору и соблюдающий заповеди, подобно Давиду, своему предку… и он приведёт весь Израиль [на путь Торы]… и будет сражаться в битвах Бога — тогда можно предположить, что он Машиах.
[2.] Если его усилия увенчаются успехом, и он начнёт строить Храм на его месте и соберёт Израиль из изгнания — тогда он наверняка Машиах.
[3.] Его влияние распространяется на весь мир, и все объединятся в служении Богу, ибо сказано: «И тогда изменю Я язык народов [и сделаю его] чистым, чтобы все призывали Имя Господа, чтобы служили Ему единодушно»  (Соф.3:9)

Согласно еврейским комментаторам, «царь» может означать вождя или религиозного лидера. Мессия должен быть прямым потомком царя Давида по мужской линии через его сына Шеломо (Соломона) [8]).

В этом контексте «битвы Бога», возможно, означают духовные битвы, неминуемые при воспитательной деятельности такого масштаба, но могут иметься в виду и войны против соседних народов, если те нападут на еврейское государство.

Пророк Иеремия говорит о Мессии, потомке Давида, так:

« Вот, наступят дни, — сказал Господь, — когда взращу Я Давиду праведного потомка, и будет он царствовать, и будет мудр и удачлив, и будет вершить суд и правду на земле. Во дни его Иеуда будет спасён, и Израиль будет жить в безопасности; и вот имя его, которым назовут его: Господь — справедливость наша.
»

Маймонид также подчеркивает, что приход Машиаха не будет сопровождаться чудесами, всё будет происходить естественным путем. Лишь дальнейшее развитие событий покажет, можно ли быть уверенным, что это Машиах. Когда этот человек продемонстрирует Божественный источник своей власти и, как предсказано пророками, соберёт всех изгнанников в Эрец Исраэль и восстановит Храм — лишь тогда все сомнения отпадут, и он без всяких оговорок будет признан Машиахом. Поскольку библейские пророчества до сих пор не были реализованы, иудаизм считает, что Мессия ещё не пришёл.

В «Послании в Йемен» Маймонид также добавляет, что Мессия впервые появится в Израиле и добавляет ещё некоторые детали.

Мессия в Талмуде

Образ Мессии в Талмуде, особенно в Агаде неоднозначен. В некоторых местах он изображён нагруженным страданиями как мельничными жерновами[9] или даже в виде прокажённого нищего, который сидит в воротах Рима, ожидая своего часа[10]. Мессия должен прибыть на осле или на облаке, в зависимости от поведения народа[9]. Время прихода также зависит от поведения народа. Впрочем, по господствующему в Талмуде мнению, существует крайний срок, никому не известный. Тем не менее и Талмуд и более поздние мудрецы делали предсказания, которые не сбылись. Хотя Мессия и должен быть из рода Давида, Талмуд упоминает также Мессию из рода Иосифа[11], который подготавливает почву для Мессии из рода Давида и погибает.

Ожидание прихода Мессии

Иудаизму присуща вера в возможность прихода Машиаха каждый день. Согласно Маймониду, этот принцип занимает 12 место среди «13 принципов иудаизма»:

« Безоговорочно верю в приход Машиаха, и, хотя он задерживается, я всё же каждый день буду ждать его »

В древности, в случаях, когда было сомнение, кто должен быть царём (например, после междоусобной войны или если у царя не было прямого наследника, или если царская власть была по иной причине прервана) царя назначал пророк. Однако считается, что со времён разрушения Первого Храма пророческий дар был утрачен. Выходом из положения является приход пророка Илии (Элияһу һа-Нави), который не умер, а живым был забран на небо. Традиционно считается, что перед приходом Машиаха пророк Илия спустится на землю и помажет его на царствование. На праздники есть обычай ставить налитый бокал вина, пустую тарелку и приборы и оставлять открытую дверь в ожидании прихода пророка Илии, предвестника прихода Мессии.

Лже-мессии в еврейской истории

Основная статья: Лжемессия

Лжемессии в еврейской истории появлялись неоднократно и с переменным успехом.
Надежды многих евреев были связаны с Бар-Кохбой, который объявил себя Мессией и в 131—135 годах повёл своих сторонников на вооружённое восстание против Рима. Многие мудрецы, в том числе и Рабби Акива, поддержали восстание и провозгласили Бар-Кохбу потенциальным Мессией. Восставшим удалось освободить Иерусалим, однако в конечном итоге восстание было жестоко подавлено императором Адрианом. Неудача восстания серьёзно пошатнула веру евреев в близкий приход Мессии. Тем не менее, согласно Маймониду, Бар-Кохба не являлся в полном смысле ложным Мессией, а скорее кандидатом на эту роль, не сумевшим её сыграть.[12]

Наиболее известны объявившие себя мессией Давид Реувени, Шабтай Цви, Якоб Франк. В «Послании в Йемен» Маймонид приводит список известных ему ложных мессий, действовавших в Йемене, Ираке, Франции, Марокко, Испании и др.

В религиозном сионизме

Рав Авраам Ицхак Кук отождествил период создания Израиля со временем «начала мессианского процесса» («Мессии из рода Иосифа») и подготовкой к конечному избавлению.

В ультра-ортодоксальных кругах

Представители религиозного антисионизма, такие как р. Тейтельбаум, напротив, обвинили сионизм в еретической подмене истинного мессианства.

В движении Хабад

Седьмого Ребе М. М. Шнеерсона хасиды Хабада считали[13] Мессией.[14] После смерти Ребе в 1994 году многие хасиды отказываются признать его физическую смерть.[15]

См. также Мессианство в движение Хабад (англ.).

Мессия в еврейском фольклоре

Согласно преданию, основанном на библейском пророчестве Мессия должен въехать в Иерусалим верхом на осле.

Вместе с тем еврейский народ создал большое количество идиом и поговорок с упоминанием Мессии, выражающих сильное сомнение в том, что тот придёт очень уж скоро. Вот некоторые из них из еврейского фольклора Нью-Йорка:

  • Если сын придёт и скажет, что выучил все уроки, убрал у себя в комнате, постирал бельё, подмёл вокруг дома, приготовил семье обед, а теперь ещё хочет за так помыть папину машину, то скажут мешияхс цайт — времена мессии наступили!
  • Если слишком уж настаивают на чём-то, чего не желаешь делать, то еврей скажет ломир азой дерлебн мешиях — давайте доживём до прихода мессии, аналогично русскому «ждать до второго пришествия».
  • И напоследок: ме зол нор дерномен мешиях, распространённое в хасидских кварталах Нью-Йорка «не будем поминать мессию всуе» — тоже не говорит о том, что мессию ждут с минуты на минуту. С другой стороны, говорят - "We want mashiah now, we don't want to wait".

Рассказывают, что магид и чудотворец Зуся из Аннополя на вопрос учеников, почему он ложится спать в молитвенном покрывале талес ивр. תלִית‎ (талит) и с коробочками, содержащими написанные на пергаменте отрывки (паршийот) из Торы (тфилин), отвечал, что он ждёт приход Мессии, который может прийти в каждый момент, в том числе и ночью. И когда он придёт, то нельзя задерживаться, а нужно сразу пойти за ним, взяв лишь самое необходимое. А что необходимо еврею даже в лучшем мире — только принадлежности для молитвы.


Примечания

Литература

В Викицитатнике есть страница по теме
Мессия


Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация