Мирьям

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Raphael (Обсуждение | вклад)
м Мариам» переименована в «Мирьям» поверх перенаправления)
Raphael (Обсуждение | вклад)
м (оформление)
Строка 1: Строка 1:
{{Остатье\ЭЕЭ
{{Остатье\ЭЕЭ
-
| ТИП СТАТЬИ  = 4
+
| ТИП СТАТЬИ  = 1
| АВТОР1  =  
| АВТОР1  =  
| АВТОР2 =
| АВТОР2 =
Строка 13: Строка 13:
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
}}   
}}   
-
+
'''Мирьям''' ({{lang-he|מִרְיָם}}, в русской традиции '''Мариам'''; в [[Септуагинта|Септуагинте]] Μαριάμ, в [[Вульгата|Вульгате]] Maria) - пророчица, упоминаемая в Торе.
 +
== Семья ==
 +
Мирьям - первый ребёнок [[Амрам]]а и [[Иохаведа|Иохаведы]] и таким образом старшая сестра [[Аарон]]а и [[Моисей|Моше]] (Моисея) ({{Библия|Исх|15:20}}).
-
[[Файл:Miriams Tanz.jpg|thumb]]
+
== Мирьям в Торе ==
-
'''Мириам''' ({{lang-he|מִרְיָם}}, в русской традиции '''Мариам'''; в [[Септуагинта|Септуагинте]] Μαριάμ, в [[Вульгата|Вульгате]] Maria), дочь [[Амрам]]а и [[Иохаведа|Иохаведы]] — Мариам-пророчица, старшая сестра [[Аарон]]а и [[Моисей|Моше]] (Моисея) ({{Библия|Исх|15:20}}).
+
Еврейская традиция отождествляет Мирьям с упоминаемой в Исх. 2:2–8 сестрой [[Моше]], которая посоветовала дочери фараона, нашедшей младенца, взять для него еврейскую кормилицу. Но поскольку Мирьям названа последней в перечне детей Амрама от Иохевед, она должна быть младше Моше: если это так, то упоминаемая в Исх. 2:2–8 сестра Моше была, по-видимому, дочерью Амрама от другой жены.  
-
== Биография Мириам ==
+
Впервые Мирьям упоминается в рассказе о раннем детстве Моше. Когда его мать, в силу жестокого приказа фараона, не могла дольше держать у себя своего трёхмесячного мальчика и принуждена была оставить его на реке, старшая дочь Мирьям издалека наблюдала за опущенным в [[Нил]] в корзине малюткой, и когда корзина с ребенком была вытащена из воды дочерью фараона, сестра спасенного Моисея предложила царевне привести для него кормилицу из евреек. Привела она свою мать, которой и поручили вскормить собственного ребенка.
-
Еврейская традиция отождествляет Мирьям с упоминаемой в Исх. 2:2–8 сестрой [[Моше]], которая посоветовала дочери фараона, нашедшей младенца, взять для него еврейскую кормилицу. Но поскольку Мирьям названа последней в перечне детей Амрама от Иохевед, она должна быть младше Моисея: если это так, то упоминаемая в Исх. 2:2–8 сестра Моше была, по-видимому, дочерью Амрама от другой жены.
+
-
 
+
-
Впервые Мириам упоминается в рассказе о раннем детстве Моше. Когда его мать, в силу жестокого приказа фараона, не могла дольше держать у себя своего трёхмесячного мальчика и принуждена была оставить его на реке, старшая дочь Мириам издалека наблюдала за опущенным в [[Нил]] в корзине малюткой, и когда корзина с ребенком была вытащена из воды дочерью фараона, сестра спасенного Моисея предложила царевне привести для него кормилицу из евреек. Привела она свою мать, которой и поручили вскормить собственного ребенка.
+
[[Файл: 12786_L.jpg|thumb|250px|left|Танец Мирьям]]
[[Файл: 12786_L.jpg|thumb|250px|left|Танец Мирьям]]
-
О жизни Мириам в Библии рассказывается мало. После чудесного перехода израильтян через Красное море пророчица Мириам пела гимн Господу во главе хора из плясавших и игравших на литаврах женщин ({{Библия|Исх|15:20|, 21}}) - в этом фрагменте впервые названа по имени.
+
О жизни Мирьям в Библии рассказывается мало. После чудесного перехода израильтян через Красное море пророчица Мирьям пела гимн Господу во главе хора из плясавших и игравших на литаврах женщин ({{Библия|Исх|15:20|, 21}}) - в этом фрагменте впервые названа по имени.
Еще раз Мирьям упоминается в Чис. 12, где она при поддержке [[Аарон]]а выступает против исключительного права Моисея говорить от имени Бога (ср. Чис. 11:25–30). На основе анализа этой главы можно полагать, что имя Аарона было включено позднее и что только Мирьям бросила вызов авторитету Моисея или, по меньшей мере, стояла во главе недовольных. Библейский текст как будто предполагает, что причиной этому была женитьба Моисея на эфиопке ({{Библия|Чис|12:1}}, однако многие исследователи считают, что и это — позднейшая интерполяция  
Еще раз Мирьям упоминается в Чис. 12, где она при поддержке [[Аарон]]а выступает против исключительного права Моисея говорить от имени Бога (ср. Чис. 11:25–30). На основе анализа этой главы можно полагать, что имя Аарона было включено позднее и что только Мирьям бросила вызов авторитету Моисея или, по меньшей мере, стояла во главе недовольных. Библейский текст как будто предполагает, что причиной этому была женитьба Моисея на эфиопке ({{Библия|Чис|12:1}}, однако многие исследователи считают, что и это — позднейшая интерполяция  
-
Так или иначе, лишь одна Мирьям была наказана [[Проказа|проказой]] и только после мольбы Моисея излечилась. Наказание Мирьям упоминается также во Втор. 24:9. Мирьям умерла и была похоронена в [[Кадеш|Кадеше]] (Чис. 20:1). Пророк [[Миха]] (6:4) называет Моше, Аарона и Мирьям тремя вождями [[Исход Из Египта|Исхода]].
+
Так или иначе, лишь одна Мирьям была наказана [[Проказа|проказой]] и только после мольбы Моше излечилась. Наказание Мирьям упоминается также во Втор. 24:9. Мирьям умерла и была похоронена в [[Кадеш]]е (Чис. 20:1). Пророк [[Миха]] (6:4) называет Моше, Аарона и Мирьям тремя вождями [[Исход Из Египта|Исхода]].
-
Её пророческий дар, как и дар Аарона, ставится ниже пророческого дара Моисея ({{Библия|Чис|12:5|—8}}). Тем не менее она, наряду с Моисеем и Аароном, считается посланником Божиим для руководительства евреями во время их странствования по пустыне ({{Библия|Мих|6:4}}).
+
Её пророческий дар, как и дар Аарона, ставится ниже пророческого дара Моше ({{Библия|Чис|12:5|—8}}). Тем не менее она, наряду с Моше и Аароном, считается посланником Божиим для руководительства евреями во время их странствования по пустыне ({{Библия|Мих|6:4}}).
-
Мириам умерла на 40-м году после Исхода из Египта в месте Кадеш, где и была похоронена ({{Библия|Чис|20:1}}).
+
Мирьям умерла на 40-м году после Исхода из Египта в месте Кадеш, где и была похоронена ({{Библия|Чис|20:1}}).
-
== Мидраши ==
+
== Мирьям в Устной традиции ==
-
Мириам родилась в то время, когда египтяне притесняли евреев непосильными налогами (ср. Исх. 1:14), поэтому её имя может также означать «горькие».<ref>[[Мидраш]] Шемот Раба II, 11</ref>
+
Мирьям родилась в то время, когда египтяне притесняли евреев непосильными налогами (ср. Исх. 1:14), поэтому её имя может также означать «горькие».<ref>[[Мидраш]] Шемот Раба II, 11</ref>
Она называлась также «Пуа» и, подобно своей матери, была повивальной бабкой<ref>ср. Исх. 1:15</ref>, в возрасте пяти лет она была уже в состоянии помогать последней.<ref>[[Мидраш]] Шемот Раба I, 17</ref>
Она называлась также «Пуа» и, подобно своей матери, была повивальной бабкой<ref>ср. Исх. 1:15</ref>, в возрасте пяти лет она была уже в состоянии помогать последней.<ref>[[Мидраш]] Шемот Раба I, 17</ref>
-
Мириам имела смелость сказать фараону, что он может быть наказан Богом за жестокое отношение к Израилю, чем подвергла свою жизнь большой опасности.<ref>[[Мидраш]] Шемот Раба I</ref>
+
Мирьям имела смелость сказать фараону, что он может быть наказан Богом за жестокое отношение к Израилю, чем подвергла свою жизнь большой опасности.<ref>[[Мидраш]] Шемот Раба I</ref>
-
Когда её отец, Амрам, отдалился от её матери ввиду жестокого распоряжения об избиении младенцев, Мириам уговорила отца вернуться к матери;<ref>[[Мидраш]] Шемот Раба I; [[Талмуд]], Сота 12а</ref> она пела и плясала в день вторичного брака своих родителей.<ref>[[Мидраш]] Шемот Раба I, 23; [[Талмуд]], Баба Батра 120а</ref> Она предсказала отцу, что у него родится сын, который освободит Израиля от египетского рабства. Когда родился Моисей, её отец поцеловал дочь, говоря: «Твое пророчество, моя дочь, исполнилось». Но потом, когда пришлось бросить ребенка в реку, родители стали упрекать её. Мириам пошла к реке (Исx. 2:4), чтобы видеть, каким образом сбудется ее пророчество.<ref>[[Мидраш]] Шемот Раба I, 36; [[Талмуд]], Сота 12б—13а</ref>
+
Когда её отец, Амрам, отдалился от её матери ввиду жестокого распоряжения об избиении младенцев, Мириам уговорила отца вернуться к матери;<ref>[[Мидраш]] Шемот Раба I; [[Талмуд]], Сота 12а</ref> она пела и плясала в день вторичного брака своих родителей.<ref>[[Мидраш]] Шемот Раба I, 23; [[Талмуд]], Баба Батра 120а</ref> Она предсказала отцу, что у него родится сын, который освободит Израиля от египетского рабства. Когда родился Моисей, её отец поцеловал дочь, говоря: «Твое пророчество, моя дочь, исполнилось». Но потом, когда пришлось бросить ребенка в реку, родители стали упрекать её. Мирьям пошла к реке (Исx. 2:4), чтобы видеть, каким образом сбудется ее пророчество.<ref>[[Мидраш]] Шемот Раба I, 36; [[Талмуд]], Сота 12б—13а</ref>
-
Мириам называлась также именами: Эфрат, Хела, Наара, Азува, Иериот, Цогар, Церет, Этнан и Ахархел <ref>ср. 1Пар. 2:18—21; 4:5—8</ref>, которые даны были ей по различным поводам:<ref>[[Мидраш]] Шемот Раба I, 21; [[Талмуд]], Сота 11б—12a</ref> Мириам была женой [[Калев бен Иефуне|Калева бен-Иефуне]] или бен-Хецрон, которому родила сына Ора (Хура).<ref>ср. 1Пар. 2:18—21</ref> Когда она подурнела (отсюда её имя Хела), муж бросил её (отсюда имя Азува); но после она поправилась, выглядела совсем молодой (отсюда имя Наара), и она вернулась в дом мужа.<ref>[[Мидраш]] Шемот Раба I, 21</ref>
+
Мирьям называлась также именами: Эфрат, Хела, Наара, Азува, Иериот, Цогар, Церет, Этнан и Ахархел <ref>ср. 1Пар. 2:18—21; 4:5—8</ref>, которые даны были ей по различным поводам:<ref>[[Мидраш]] Шемот Раба I, 21; [[Талмуд]], Сота 11б—12a</ref> Мирьям была женой [[Калев бен Иефуне|Калева бен-Иефуне]] или бен-Хецрон, которому родила сына Ора (Хура).<ref>ср. 1 Пар. 2:18—21</ref> Когда она подурнела (отсюда её имя Хела), муж бросил её (отсюда имя Азува); но после она поправилась, выглядела совсем молодой (отсюда имя Наара), и она вернулась в дом мужа.<ref>[[Мидраш]] Шемот Раба I, 21</ref>
-
Мириам была прародительницей [[Веселеил]]а (Бецалеля), строителя [[Скиния|Скинии]] и царя [[Давид]]а. (ср. неясный текст I Хр. 2:18–20)
+
Мирьям была прародительницей [[Бецалель|Бецалеля]] (Веселеила), строителя [[Скиния|Скинии]] и царя [[Давид]]а. (ср. неясный текст I Хр. 2:18–20)
-
Когда Мириам злословила на своего брата Моисея,<ref>ср. Чис. 12</ref> она преследовала лишь благую цель продолжения рода человеческого.<ref>[[Мидраш]] Дварим Раба VI, 6</ref> Евреи ждали из-за Мириам семь дней, пока она была изолирована, так как и она оставалась из-за Моисея у реки (Исх. 2:4).
+
Когда Мирьям злословила на своего брата Моше,<ref>ср. Чис. 12</ref> она преследовала лишь благую цель продолжения рода человеческого.<ref>[[Мидраш]] Дварим Раба VI, 6</ref> Евреи ждали из-за Мирьям семь дней, пока она была изолирована, так как и она оставалась из-за Моисея у реки (Исх. 2:4).
-
Мириам считается также спасительницей Израиля.<ref>[[Мидраш]] Шемот Раба XXVI, 1</ref> За заслуги Мириам евреев в пустыне сопровождал чудесный источник ([[колодец Мириам]]) из которого непрерывно текла вода. Со смертью Мириам этот источник исчез.<ref>[[Талмуд]], Таанит 9а</ref>
+
Мирьям считается также спасительницей Израиля.<ref>[[Мидраш]] Шемот Раба XXVI, 1</ref> За заслуги Мирьям евреев в пустыне сопровождал чудесный источник ([[колодец Мириам]]) из которого непрерывно текла вода. Со смертью Мириам этот источник исчез.<ref>[[Талмуд]], Таанит 9а</ref>
-
Мириам, подобно Моисею и Аарону, умерла от от поцелуя Бoга,<ref>[[Талмуд]], Моэд Катан 23а</ref> так как ангел смерти не имел власти над ней; черви также не могут коснуться её тела.<ref>[[Талмуд]], Баба Батра 17а</ref> Агада говорит, что Мириам, подобно Моисею и Аарону, умерла за грех у вод Меривы<ref>ср. Чис. 20:7—13</ref>. Однако, согласно Торе и другой агаде, недостаток воды ощущался евреями лишь после смерти Мириам, когда исчез чудесный колодец.<ref>[[Мидраш]] Вайикра Раба XXXI, 5</ref>
+
Мирьям, подобно Моше и Аарону, умерла от от поцелуя Бoга,<ref>[[Талмуд]], Моэд Катан 23а</ref> так как [[ангел смерти]] не имел власти над ней; черви также не могут коснуться её тела.<ref>[[Талмуд]], Баба Батра 17а</ref> [[Агада]] говорит, что Мирьям, подобно Моше и Аарону, умерла за грех у вод Меривы<ref>ср. Чис. 20:7—13</ref>. Однако, согласно Торе и другой агаде, недостаток воды ощущался евреями лишь после смерти Мирьям, когда исчез чудесный колодец.<ref>[[Мидраш]] Вайикра Раба XXXI, 5</ref>
== Примечания ==
== Примечания ==
Строка 62: Строка 61:
[[Категория:Персонажи Пятикнижия]]
[[Категория:Персонажи Пятикнижия]]
-
 
[[Категория:Праматери]]
[[Категория:Праматери]]
-
<!-- [[ca:Míriam]]
 
-
[[cs:Miriam]]
 
-
[[da:Mirjam]]
 
-
[[de:Miriam]]
 
-
[[en:Miriam]]
 
-
[[fa:مریم یاغی]]
 
-
[[fr:Myriam]]
 
-
[[it:Miriam (Esodo)]]
 
-
[[he:מרים הנביאה]]
 
-
[[ja:ミリアム]]
 
-
[[lb:Mirjam]]
 
-
[[hu:Mirjam]]
 
-
[[nl:Mirjam]]
 
-
[[no:Miriam]]
 
-
[[pl:Miriam]]
 
-
[[fi:Mirjam]]
 
-
[[sv:Mirjam]]
 
-
-->
 
-
 
-
{{WikiCopyRight}}
 
-
 
-
{{checked_final}}
 

Версия 13:48, 18 апреля 2013

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья

Мирьям (ивр. מִרְיָם‎, в русской традиции Мариам; в Септуагинте Μαριάμ, в Вульгате Maria) - пророчица, упоминаемая в Торе.

Содержание

Семья

Мирьям - первый ребёнок Амрама и Иохаведы и таким образом старшая сестра Аарона и Моше (Моисея) (Исх.15:20).

Мирьям в Торе

Еврейская традиция отождествляет Мирьям с упоминаемой в Исх. 2:2–8 сестрой Моше, которая посоветовала дочери фараона, нашедшей младенца, взять для него еврейскую кормилицу. Но поскольку Мирьям названа последней в перечне детей Амрама от Иохевед, она должна быть младше Моше: если это так, то упоминаемая в Исх. 2:2–8 сестра Моше была, по-видимому, дочерью Амрама от другой жены.

Впервые Мирьям упоминается в рассказе о раннем детстве Моше. Когда его мать, в силу жестокого приказа фараона, не могла дольше держать у себя своего трёхмесячного мальчика и принуждена была оставить его на реке, старшая дочь Мирьям издалека наблюдала за опущенным в Нил в корзине малюткой, и когда корзина с ребенком была вытащена из воды дочерью фараона, сестра спасенного Моисея предложила царевне привести для него кормилицу из евреек. Привела она свою мать, которой и поручили вскормить собственного ребенка.

Танец Мирьям

О жизни Мирьям в Библии рассказывается мало. После чудесного перехода израильтян через Красное море пророчица Мирьям пела гимн Господу во главе хора из плясавших и игравших на литаврах женщин (Исх.15:20, 21) - в этом фрагменте впервые названа по имени.

Еще раз Мирьям упоминается в Чис. 12, где она при поддержке Аарона выступает против исключительного права Моисея говорить от имени Бога (ср. Чис. 11:25–30). На основе анализа этой главы можно полагать, что имя Аарона было включено позднее и что только Мирьям бросила вызов авторитету Моисея или, по меньшей мере, стояла во главе недовольных. Библейский текст как будто предполагает, что причиной этому была женитьба Моисея на эфиопке (Чис.12:1, однако многие исследователи считают, что и это — позднейшая интерполяция

Так или иначе, лишь одна Мирьям была наказана проказой и только после мольбы Моше излечилась. Наказание Мирьям упоминается также во Втор. 24:9. Мирьям умерла и была похоронена в Кадеше (Чис. 20:1). Пророк Миха (6:4) называет Моше, Аарона и Мирьям тремя вождями Исхода.

Её пророческий дар, как и дар Аарона, ставится ниже пророческого дара Моше (Чис.12:5—8). Тем не менее она, наряду с Моше и Аароном, считается посланником Божиим для руководительства евреями во время их странствования по пустыне (Мих.6:4).

Мирьям умерла на 40-м году после Исхода из Египта в месте Кадеш, где и была похоронена (Чис.20:1).

Мирьям в Устной традиции

Мирьям родилась в то время, когда египтяне притесняли евреев непосильными налогами (ср. Исх. 1:14), поэтому её имя может также означать «горькие».[1]

Она называлась также «Пуа» и, подобно своей матери, была повивальной бабкой[2], в возрасте пяти лет она была уже в состоянии помогать последней.[3]

Мирьям имела смелость сказать фараону, что он может быть наказан Богом за жестокое отношение к Израилю, чем подвергла свою жизнь большой опасности.[4]

Когда её отец, Амрам, отдалился от её матери ввиду жестокого распоряжения об избиении младенцев, Мириам уговорила отца вернуться к матери;[5] она пела и плясала в день вторичного брака своих родителей.[6] Она предсказала отцу, что у него родится сын, который освободит Израиля от египетского рабства. Когда родился Моисей, её отец поцеловал дочь, говоря: «Твое пророчество, моя дочь, исполнилось». Но потом, когда пришлось бросить ребенка в реку, родители стали упрекать её. Мирьям пошла к реке (Исx. 2:4), чтобы видеть, каким образом сбудется ее пророчество.[7]

Мирьям называлась также именами: Эфрат, Хела, Наара, Азува, Иериот, Цогар, Церет, Этнан и Ахархел [8], которые даны были ей по различным поводам:[9] Мирьям была женой Калева бен-Иефуне или бен-Хецрон, которому родила сына Ора (Хура).[10] Когда она подурнела (отсюда её имя Хела), муж бросил её (отсюда имя Азува); но после она поправилась, выглядела совсем молодой (отсюда имя Наара), и она вернулась в дом мужа.[11]

Мирьям была прародительницей Бецалеля (Веселеила), строителя Скинии и царя Давида. (ср. неясный текст I Хр. 2:18–20)

Когда Мирьям злословила на своего брата Моше,[12] она преследовала лишь благую цель продолжения рода человеческого.[13] Евреи ждали из-за Мирьям семь дней, пока она была изолирована, так как и она оставалась из-за Моисея у реки (Исх. 2:4).

Мирьям считается также спасительницей Израиля.[14] За заслуги Мирьям евреев в пустыне сопровождал чудесный источник (колодец Мириам) из которого непрерывно текла вода. Со смертью Мириам этот источник исчез.[15]

Мирьям, подобно Моше и Аарону, умерла от от поцелуя Бoга,[16] так как ангел смерти не имел власти над ней; черви также не могут коснуться её тела.[17] Агада говорит, что Мирьям, подобно Моше и Аарону, умерла за грех у вод Меривы[18]. Однако, согласно Торе и другой агаде, недостаток воды ощущался евреями лишь после смерти Мирьям, когда исчез чудесный колодец.[19]

Примечания

  1. Мидраш Шемот Раба II, 11
  2. ср. Исх. 1:15
  3. Мидраш Шемот Раба I, 17
  4. Мидраш Шемот Раба I
  5. Мидраш Шемот Раба I; Талмуд, Сота 12а
  6. Мидраш Шемот Раба I, 23; Талмуд, Баба Батра 120а
  7. Мидраш Шемот Раба I, 36; Талмуд, Сота 12б—13а
  8. ср. 1Пар. 2:18—21; 4:5—8
  9. Мидраш Шемот Раба I, 21; Талмуд, Сота 11б—12a
  10. ср. 1 Пар. 2:18—21
  11. Мидраш Шемот Раба I, 21
  12. ср. Чис. 12
  13. Мидраш Дварим Раба VI, 6
  14. Мидраш Шемот Раба XXVI, 1
  15. Талмуд, Таанит 9а
  16. Талмуд, Моэд Катан 23а
  17. Талмуд, Баба Батра 17а
  18. ср. Чис. 20:7—13
  19. Мидраш Вайикра Раба XXXI, 5

Источники

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья МИРЬЯМ в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация