Миснагдим

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Maria Akopyan (Обсуждение | вклад)
м (Замена текста — «а-Кохен» на «а-Коhен»)
 
(1 промежуточная версия не показана)
Строка 28: Строка 28:
Ожесточенный конфликт между приверженцами хасидизма и митнагдим в конце 18 в. – начале 19 в. вылился в резкую полемику, публикацию памфлетов, в объявления [[Херем|херема]] хасидам и обоюдные доносы властям, а затем сменился неофициальным примирением, вызванным главным образом общей борьбой против приверженцев [[Хаскала|Хаскалы]], а также экономическими соображениями (см. [[Коробочный Сбор|Коробочный сбор]]).
Ожесточенный конфликт между приверженцами хасидизма и митнагдим в конце 18 в. – начале 19 в. вылился в резкую полемику, публикацию памфлетов, в объявления [[Херем|херема]] хасидам и обоюдные доносы властям, а затем сменился неофициальным примирением, вызванным главным образом общей борьбой против приверженцев [[Хаскала|Хаскалы]], а также экономическими соображениями (см. [[Коробочный Сбор|Коробочный сбор]]).
-
== На сегодняшний день ==
+
== В настоящее время ==
-
Ныне сохраняется коренное различие между функциями главы хасидской общины (см. [[Цаддик]]) как посредника между своими приверженцами и Богом и раввина митнагдим как руководителя и духовного наставника своей общины. [[Каббала]] и мистические учения, сравнительно широко распространенные в хасидизме, изучаются среди митнагдим лишь узким кругом ученых. В области [[Литургия|литургии]] хасиды следуют молитвенному порядку и вариантам, которые установил [[Лурия, Ицхак Бен Шломо Ашкенази|Ицхак Лурия]], они основываются преимущественно на сефардском образце (см. [[Сефарды]]), в то время как митнагдим сохранили восточноевропейскую форму ашкеназского богослужения (см. [[Ашкеназы]]). Митнагдим придают огромное значение обязанности изучения [[Талмуд|Талмуда]]. С этой целью стараниями учеников и последователей Виленского Гаона (например, [[Воложинер, Хаим Бен Ицхак|Хаима бен Ицхака Воложинера]]) с начала 19 в. была создана сеть [[Иешива|иешив]] в Белоруссии и Литве. Наиболее известны из них в [[Воложин|Воложине]], [[Мир|Мире]], Тельшах (см. [[Тельшяй]]) и Вильне (см. [[Вильнюс]]), выпускниками которых были выдающиеся раввины и ученые-талмудисты России и Восточной Европы ([[Берлин, Нафтали Цви Иехуда|Нафтали Цви Иехуда Берлин]], [[Берлин, Хаим|Х. Берлин]], И. Б. и Х. Соловейчик [см. [[Соловейчик|Соловейчик, семья]]], [[Исраэль Меир hа-Кохен|Исраэль Меир hа-Кохен]], [[Кук Аврахам Ицхак hа-Кохен|А. И. Кук]], [[Гродзенский, Хаим Озер|Х. О. Гродзенский]] и др.). С начала 1880-х гг. возникли также иешивы движения [[Мусар]] (см. также [[Салантер, Исраэль|И. Салантер]]) в Ковно (ныне [[Каунас]]; см. [[Слободская Иешива|Слободская иешива]]), Новогрудке и других местах. Некоторые из этих иешив действуют поныне, главным образом в Израиле, где известны как «литовские». Наиболее авторитетна Поневежская иешива в [[Бней-Брак|Бней-Браке]], возглавлявшаяся с 1952 г. признанным лидером митнагдим раввином Э. Шахом (1894–2001). Руководители и учащиеся иешив политически солидаризируются с несионистскими религиозными партиями: ашкеназы — с [[Дегел hа-Тора|Дегел hа-Тора]] и частично с [[Агуддат Исраэль]], сефарды — с [[Шас]].
+
Ныне сохраняется коренное различие между функциями главы хасидской общины (см. [[Цаддик]]) как посредника между своими приверженцами и Богом и раввина митнагдим как руководителя и духовного наставника своей общины. [[Каббала]] и мистические учения, сравнительно широко распространенные в хасидизме, изучаются среди митнагдим лишь узким кругом ученых. В области [[Литургия|литургии]] хасиды следуют молитвенному порядку и вариантам, которые установил [[Лурия, Ицхак Бен Шломо Ашкенази|Ицхак Лурия]], они основываются преимущественно на сефардском образце (см. [[Сефарды]]), в то время как митнагдим сохранили восточноевропейскую форму ашкеназского богослужения (см. [[Ашкеназы]]).  
 +
 
 +
Митнагдим придают огромное значение обязанности изучения [[Талмуд|Талмуда]]. С этой целью стараниями учеников и последователей Виленского Гаона (например, [[Воложинер, Хаим Бен Ицхак|Хаима бен Ицхака Воложинера]]) с начала 19 в. была создана сеть [[Иешива|иешив]] в Белоруссии и Литве.  
 +
 
 +
Наиболее известны из них в [[Воложин|Воложине]], [[Мир|Мире]], Тельшах (см. [[Тельшяй]]) и Вильне (см. [[Вильнюс]]), выпускниками которых были выдающиеся раввины и ученые-талмудисты России и Восточной Европы ([[Берлин, Нафтали Цви Иехуда|Нафтали Цви Иехуда Берлин]], [[Берлин, Хаим|Х. Берлин]], И. Б. и Х. Соловейчик [см. [[Соловейчик|Соловейчик, семья]]], [[Исраэль Меир hа-Коhен|Исраэль Меир hа-Коhен]], [[Кук Аврахам Ицхак hа-Коhен|А. И. Кук]], [[Гродзенский, Хаим Озер|Х. О. Гродзенский]] и др.). С начала 1880-х гг. возникли также иешивы движения [[Мусар]] (см. также [[Салантер, Исраэль|И. Салантер]]) в Ковно (ныне [[Каунас]]; см. [[Слободская Иешива|Слободская иешива]]), Новогрудке и других местах. Некоторые из этих иешив действуют поныне, главным образом в Израиле, где известны как «литовские». Наиболее авторитетна Поневежская иешива в [[Бней-Брак|Бней-Браке]], возглавлявшаяся с 1952 г. признанным лидером митнагдим раввином Э. Шахом (1894–2001). Руководители и учащиеся иешив политически солидаризируются с несионистскими религиозными партиями: ашкеназы — с [[Дегел hа-Тора|Дегел hа-Тора]] и частично с [[Агуддат Исраэль]], сефарды — с [[Шас]].
[[Категория:Течения в иудаизме]]
[[Категория:Течения в иудаизме]]

Текущая версия на 17:44, 5 декабря 2012



Тип статьи: Регулярная исправленная статья


Миснагдим, митнагди́м, миснагиды (ивр. מִתְנַגְדִים‎, в ашкеназском произношении миснагдим; буквально — «противящиеся», «возражающие», единственное число — митнагед) — название, которое дали приверженцы хасидизма его противникам из среды раввинов и руководителей еврейских общин. Деятельность этих кругов, первоначально носившая преимущественно полемический характер, и их религиозное мышление вылились в своеобразный жизненный уклад и целостное мировоззрение.

История

Ведущая роль в создании активной оппозиции хасидизму принадлежит Виленскому Гаону Элияху бен Шломо Залману, благодаря которому Литва стала центром митнагдим (литваков).

Влияние глав хасидизма зиждилось на непререкаемом авторитете их личности и деятельности как лидеров общин, а для Элияху бен Шломо Залмана и его последователей основным критерием, определяющим положение человека в обществе, по-прежнему была раввинистическая ученость.

Ожесточенный конфликт между приверженцами хасидизма и митнагдим в конце 18 в. – начале 19 в. вылился в резкую полемику, публикацию памфлетов, в объявления херема хасидам и обоюдные доносы властям, а затем сменился неофициальным примирением, вызванным главным образом общей борьбой против приверженцев Хаскалы, а также экономическими соображениями (см. Коробочный сбор).

В настоящее время

Ныне сохраняется коренное различие между функциями главы хасидской общины (см. Цаддик) как посредника между своими приверженцами и Богом и раввина митнагдим как руководителя и духовного наставника своей общины. Каббала и мистические учения, сравнительно широко распространенные в хасидизме, изучаются среди митнагдим лишь узким кругом ученых. В области литургии хасиды следуют молитвенному порядку и вариантам, которые установил Ицхак Лурия, они основываются преимущественно на сефардском образце (см. Сефарды), в то время как митнагдим сохранили восточноевропейскую форму ашкеназского богослужения (см. Ашкеназы).

Митнагдим придают огромное значение обязанности изучения Талмуда. С этой целью стараниями учеников и последователей Виленского Гаона (например, Хаима бен Ицхака Воложинера) с начала 19 в. была создана сеть иешив в Белоруссии и Литве.

Наиболее известны из них в Воложине, Мире, Тельшах (см. Тельшяй) и Вильне (см. Вильнюс), выпускниками которых были выдающиеся раввины и ученые-талмудисты России и Восточной Европы (Нафтали Цви Иехуда Берлин, Х. Берлин, И. Б. и Х. Соловейчик [см. Соловейчик, семья], Исраэль Меир hа-Коhен, А. И. Кук, Х. О. Гродзенский и др.). С начала 1880-х гг. возникли также иешивы движения Мусар (см. также И. Салантер) в Ковно (ныне Каунас; см. Слободская иешива), Новогрудке и других местах. Некоторые из этих иешив действуют поныне, главным образом в Израиле, где известны как «литовские». Наиболее авторитетна Поневежская иешива в Бней-Браке, возглавлявшаяся с 1952 г. признанным лидером митнагдим раввином Э. Шахом (1894–2001). Руководители и учащиеся иешив политически солидаризируются с несионистскими религиозными партиями: ашкеназы — с Дегел hа-Тора и частично с Агуддат Исраэль, сефарды — с Шас.

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья МИТНАГДИМ в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация