Монгольские завоевания и еврейские общины

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (добавлена категория «История еврейского народа» с помощью HotCat)
м (добавлена категория «История евреев по периодам» с помощью HotCat)
Строка 107: Строка 107:
[[Категория:История еврейского народа]]
[[Категория:История еврейского народа]]
 +
[[Категория:История евреев по периодам]]

Версия 12:29, 25 марта 2011

Тип статьи: Регулярная исправленная статья
Автор статьи: Л.Гроервейдл


Чингисхан
монг.
Файл:YuanEmperorAlbumGenghisPortrait.jpg


1-й Великий хан Монгольской империи
1206 — 1227
 
Рождение: 1155 или 1162
Смерть: 25 августа 1227 года
Имя при рождении: Темуджин

Содержание

Деятельность Чингисхана

Чингисха́н (монг. Чингис хаан, транскрипция [tʃiŋɡɪs χaːŋ]), 1155 или 1162 — 25 августа 1227) — краткий титул монгольского хана, объединившего разрозненные монгольские племена.

Файл:Genghis khan empire at his death.png
Империя Чингисхана на момент его смерти

В конце XII - начале XIII организовал завоевательные походы монголов в Китай, Среднюю Азию и Восточную Европу. Основатель Монгольской империи и её первый великий каган. После смерти в 1227 году наследниками империи стали его прямые потомки, чингизиды.

Темуджином и его потомками сметены с лица земли великие и древние государства: Хорезм, Китайская империя, Багдадский халифат, покорена большая часть русских княжеств. Громадные территории были поставлены под управление степного закона - «Ясы».

Применял стратегию геноцида и выжженной земли. В некоторых странах, например, в Согдиане, Афганистане и Месопотамии, уничтожил материальную культуру, строившуюся тысячи лет. Эти страны обнищали и остаются таковыми до сих пор.

Однако его целью был захват и удержание территорий. В сдавшихся городах и местностях опустошения не производились.

Не придавал значения религиозным различиям. Уцелевшее население в захваченных им странах избавлялось от религиозного гнёта, но должно было платить серьёзные налоги.

Последствия монгольских завоеваний для еврейского народа

При нашествии монголов еврейские общины попавших под удар стран несли тяжёлые потери. Однако монголы были безразличны к религии. Это давало равные возможности уцелевшим людям из всех общин, особенно в условиях потребности новых хозяев в квалифицированных служащих.

В 1219 году монголы во главе с Чингис-ханом, завоевав Бухару, разграбили и сожгли город до основания, уничтожив бухарскую еврейскую общину.[1]

Еврейская община Киева, очевидно, погибла полностью в 1240 году при захвате города внуком Чингисхана. Остатки Хазарского каганата в степях Восточной Европы были поглощены монголами в 1259 году.[2]

Переход в иудаизм, очевидно, имел место и в доме Чингиз-хана. Только этим можно объяснить передачу важных стратегических пунктов евреям (главным образом караимам) и создание крымскими ханами около укреплённой "Еврейской крепости" (Чуфут-Кале) новой столицы - Бахче-Сарая в 1454 году.[3]

Вторжение Хулагу-хана в Персию привело к фундаментальному изменению в положении евреев персидской диаспоры. При Хулагу и некоторых его преемниках из вновь созданной династии ильханов, концепция зимми была отменена, и все религии получили равные права. Таким образом. персидским евреям была предоставлена уникальная возможность принять активное участие в делах государства. Во время правления Аргун-хана (1284-91) еврей по имени Саад ад-Давла достиг неожиданной власти и влияния.

При правлении следующего ильхана другой персидский еврей, Фадль Аллах ибн Аби аль-Хайр ибн Али аль-Хамадани пережил аналогичные взлёт и падение. Культурный климат, который позволил этим двум евреям достичь власти в экономической и политической сфере, также привёл к генезису и росту иудео-персидской литературы.[4]

Когда монголы завоевали Ираке в 1258 году, Басра сдалась и не была серьезно повреждена.[5] Евреи Ирака, которых притеснял последний аббасидский халиф ал-Муста‘сим (1242–58), поддерживали монгольских завоевателей, правивших страной до 1335 г. При хане Хулагу и его преемниках значительно улучшилось положение евреев, из которых выдвинулись высшие государственные чиновники (например, упомянутый Саад ад-Давла из Багдада).[6]

В 1260 г. при вторжении монголов в Сирию евреи пострадали меньше, чем мусульмане. Так, в Халебе монголы не тронули главную синагогу, где укрылись почти все евреи города. Община Дамаска, сдавшегося без боя, также не пострадала.[7]

Город Нисибус в юго-восточной Анатолии в XIII веке, в результате монгольского завоевания, был разрушен. Путешественник из Магриба Ибн Баттута, который посетил его в первой половине XIV века, рассказывал, что большая часть города была в руинах. Еврейское население города было также разорено.[8]

Литература

Ссылки

Чингисхан на среднеазиатской миниатюре:

Примечания

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация