Мордехай Бен Хиллел hа-Коhен

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (переименовал «Мордехай Бен Хиллел Ха-Кохен (ЭЕЭ)» в «Мордехай Бен Хиллел hа-Кохен (ЭЕЭ)»: Замена текста — «Ха-» на «hа-»)
Maria Akopyan (Обсуждение | вклад)
Строка 1: Строка 1:
-
{{ElevenConsolidate| or [[Мордехай]] or [[Мордехай, Ицхак]] or [[Мордехай (ЭЕЭ)]] or [[Мордехай (имя)]] or [[Мордехай Анелевич]] or [[Мордехай Анилевич]] or [[Мордехай Бен Давид]] or [[Мордехай Вануну]] or [[Мордехай Гольденберг]] or [[Мордехай Гур]] or [[Мордехай Дубин]] or [[Мордехай Иосифович Султанский]] or [[Мордехай Кедар]] or [[Мордехай Кейдар]] or [[Мордехай Лапид]] or [[Мордехай Нурок]] or [[Мордехай Элияhу]] or [[Мордехай Элияу]] or [[Мордехай Элияху]] or [[Мордехай Элон]]}}{{Остатье\ЭЕЭ
+
{{Остатье  
-
|ТИП СТАТЬИ=1
+
|ТИП СТАТЬИ= 2
|СУПЕРВАЙЗЕР=
|СУПЕРВАЙЗЕР=
|КАЧЕСТВО=
|КАЧЕСТВО=
Строка 16: Строка 16:
|ИСТОЧНИК=
|ИСТОЧНИК=
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
-
}}
+
}}
 +
'''Мордехай Бен Гилель hа-Кохен''' (1240?, Германия, — 1298, Нюрнберг) — раввин и талмудист.
 +
Потомок [[Элиэзер Бен Иоэль hа-Леви Из Бонна|Элиэзера бен Иоэля hа-Леви]], родственник [[Ашер Бен Иехиэль|Ашера бен Иехиэля]], ученик [[Меир Бен Барух Из Ротенбурга|Меира бен Баруха из Ротенбурга]].
 +
== Биография ==
 +
Жил в Госляре, затем в [[Нюрнберг]]е, где погиб мученической смертью вместе со своей женой Зелдой и пятью детьми во время резни, устроенной рыцарем Риндфлейшем.
 +
Мордехай бен Гилель известен как составитель галахического (см. [[Галаха]]) свода «Сефер Мордехай» («Книга Мордехая», также «Мордехай») в стиле [[Тосафот|тосафот]], представляющей собой глоссы к «Сефер hа-халахот» [[Алфаси, Ицхак Бен Яаков|Ицхак Алфаси]]. Целью книги было, используя авторитет Алфаси, распространить труды по Галахе немецких и французских авторов. Многие из талмудических (см. [[Талмуд]]) авторитетов известны только благодаря тому, что их упоминает и цитирует Мордехай бен Гилель. Большой объем книги и связанные с этим трудности рукописного копирования привели к возникновению многочисленных вариантов, которые можно объединить в две основные версии — рейнскую и австрийскую. Австрийская версия книги «Мордехай», имевшая хождение в [[Австрия|Австрии]], [[Венгрия|Венгрии]] и Богемии, цитировала главным образом австрийские и английские авторитеты; рейнская — основывалась на суждениях талмудистов, живших в [[Германия|Германии]] и [[Франция|Франции]], и по объему была в три раза меньше австрийской.
-
 
+
В 1376 г. эльзасский раввин Шмуэль бен Ахарон Шлетштадт составил сокращенную рейнскую версию «Мордехай hа-катан» («Малый Мордехай»), добавив к этому свои глоссы «Хаггахот Мордехай» («Глоссы к Мордехаю») и некоторые отрывки из австрийской версии. Книгу «Мордехай» сокращали также более поздние переписчики и издатели. Впервые она была опубликована вместе с первым изданием Талмуда, а именно с трактатами «Брахот» и «Беца» (1483-84, Сончино, Италия), затем многократно переиздавалась, причем издатели, пытаясь примирить разные имевшиеся в их распоряжении версии, вносили новые расхождения в текст. В разных библиотеках мира сохранились рукописи и издания «Мордехая». Все они отличаются друг от друга и от первой, не сокращенной версии — так называемой «Мордехай hа-гадол» («Большой Мордехай»). Несмотря на запрет вводить галахические постановления, основываясь на книге «Мордехай», авторитет ее был очень высок, и ее использовали и цитировали такие известные талмудисты, как [[Иссерлес, Моше Бен Исраэль|Моше Иссерлес]], [[Иссерлейн|Исраэль Иссерлейн]], [[Каро, Иосеф Бен Эфраим|Иосеф Каро]], Иосеф Оттоленги (см. [[Оттоленги, семья]]) и другие.
-
 
+
-
 
+
-
'''Мордехай Бен Гилель hа-Кохен''' (1240?, Германия, – 1298, Нюрнберг), раввин и талмудист. Потомок [[Элиэзер Бен Иоэль hа-Леви Из Бонна|Элиэзера бен Иоэля hа-Леви]], родственник [[Ашер Бен Иехиэль|Ашера бен Иехиэля]], ученик [[Меир Бен Барух Из Ротенбурга|Меира бен Баруха из Ротенбурга]]. Жил в Госляре, затем в [[Нюрнберг|Нюрнберге]], где погиб мученической смертью вместе со своей женой Зелдой и пятью детьми во время резни, устроенной рыцарем Риндфлейшем.
+
-
 
+
-
Мордехай бен Гилель известен как составитель галахического (см. [[Галаха]]) свода «Сефер Мордехай» («Книга Мордехая», также «Мордехай») в стиле [[Тосафот|тосафот]], представляющей собой глоссы к «Сефер hа-халахот» [[Алфаси, Ицхак Бен Яаков|Ицхак Алфаси]]. Целью книги было, используя авторитет Алфаси, распространить труды по Галахе немецких и французских авторов. Многие из талмудических (см. [[Талмуд]]) авторитетов известны только благодаря тому, что их упоминает и цитирует Мордехай бен Гилель. Большой объем книги и связанные с этим трудности рукописного копирования привели к возникновению многочисленных вариантов, которые можно объединить в две основные версии — рейнскую и австрийскую. Австрийская версия книги «Мордехай», имевшая хождение в [[Австрия|Австрии]], [[Венгрия|Венгрии]] и Богемии, цитировала главным образом австрийские и английские авторитеты; рейнская — основывалась на суждениях талмудистов, живших в [[Германия|Германии]] и [[Франция|Франции]], и по объему была в три раза меньше австрийской.
+
-
 
+
-
В 1376 г. эльзасский раввин Шмуэль бен Ахарон Шлетштадт составил сокращенную рейнскую версию «Мордехай hа-катан» («Малый Мордехай»), добавив к этому свои глоссы «Хаггахот Мордехай» («Глоссы к Мордехаю») и некоторые отрывки из австрийской версии. Книгу «Мордехай» сокращали также более поздние переписчики и издатели. Впервые она была опубликована вместе с первым изданием Талмуда, а именно с трактатами «Брахот» и «Беца» (1483–84, Сончино, Италия), затем многократно переиздавалась, причем издатели, пытаясь примирить разные имевшиеся в их распоряжении версии, вносили новые расхождения в текст. В разных библиотеках мира сохранились рукописи и издания «Мордехая». Все они отличаются друг от друга и от первой, не сокращенной версии — так называемой «Мордехай hа-гадол» («Большой Мордехай»). Несмотря на запрет вводить галахические постановления, основываясь на книге «Мордехай», авторитет ее был очень высок, и ее использовали и цитировали такие известные талмудисты, как [[Иссерлес, Моше Бен Исраэль|Моше Иссерлес]], [[Иссерлейн|Исраэль Иссерлейн]], [[Каро, Иосеф Бен Эфраим|Иосеф Каро]], Иосеф Оттоленги (см. [[Оттоленги, семья]]) и другие.
+
Кроме книги «Мордехай» сохранились написанный Мордехаем бен Гилельем трактат в стихах о законах [[Кашрут|кашрута]] и поэма о правилах огласовки (см. [[Иврит Язык|Иврит язык]]).
Кроме книги «Мордехай» сохранились написанный Мордехаем бен Гилельем трактат в стихах о законах [[Кашрут|кашрута]] и поэма о правилах огласовки (см. [[Иврит Язык|Иврит язык]]).
{{ElevenCopyRight|12843|МОРДЕХАЙ БЕН ХИЛЛЕЛ hа-КОХЕН}}
{{ElevenCopyRight|12843|МОРДЕХАЙ БЕН ХИЛЛЕЛ hа-КОХЕН}}
-
 
[[Категория:Категории для дальнейшего уточнения:Гаоны:Ришоним:Ахроним]]
[[Категория:Категории для дальнейшего уточнения:Гаоны:Ришоним:Ахроним]]

Версия 18:14, 27 марта 2012



Тип статьи: Регулярная исправленная статья


Мордехай Бен Гилель hа-Кохен (1240?, Германия, — 1298, Нюрнберг) — раввин и талмудист. Потомок Элиэзера бен Иоэля hа-Леви, родственник Ашера бен Иехиэля, ученик Меира бен Баруха из Ротенбурга.

Биография

Жил в Госляре, затем в Нюрнберге, где погиб мученической смертью вместе со своей женой Зелдой и пятью детьми во время резни, устроенной рыцарем Риндфлейшем.

Мордехай бен Гилель известен как составитель галахического (см. Галаха) свода «Сефер Мордехай» («Книга Мордехая», также «Мордехай») в стиле тосафот, представляющей собой глоссы к «Сефер hа-халахот» Ицхак Алфаси. Целью книги было, используя авторитет Алфаси, распространить труды по Галахе немецких и французских авторов. Многие из талмудических (см. Талмуд) авторитетов известны только благодаря тому, что их упоминает и цитирует Мордехай бен Гилель. Большой объем книги и связанные с этим трудности рукописного копирования привели к возникновению многочисленных вариантов, которые можно объединить в две основные версии — рейнскую и австрийскую. Австрийская версия книги «Мордехай», имевшая хождение в Австрии, Венгрии и Богемии, цитировала главным образом австрийские и английские авторитеты; рейнская — основывалась на суждениях талмудистов, живших в Германии и Франции, и по объему была в три раза меньше австрийской.

В 1376 г. эльзасский раввин Шмуэль бен Ахарон Шлетштадт составил сокращенную рейнскую версию «Мордехай hа-катан» («Малый Мордехай»), добавив к этому свои глоссы «Хаггахот Мордехай» («Глоссы к Мордехаю») и некоторые отрывки из австрийской версии. Книгу «Мордехай» сокращали также более поздние переписчики и издатели. Впервые она была опубликована вместе с первым изданием Талмуда, а именно с трактатами «Брахот» и «Беца» (1483-84, Сончино, Италия), затем многократно переиздавалась, причем издатели, пытаясь примирить разные имевшиеся в их распоряжении версии, вносили новые расхождения в текст. В разных библиотеках мира сохранились рукописи и издания «Мордехая». Все они отличаются друг от друга и от первой, не сокращенной версии — так называемой «Мордехай hа-гадол» («Большой Мордехай»). Несмотря на запрет вводить галахические постановления, основываясь на книге «Мордехай», авторитет ее был очень высок, и ее использовали и цитировали такие известные талмудисты, как Моше Иссерлес, Исраэль Иссерлейн, Иосеф Каро, Иосеф Оттоленги (см. Оттоленги, семья) и другие.

Кроме книги «Мордехай» сохранились написанный Мордехаем бен Гилельем трактат в стихах о законах кашрута и поэма о правилах огласовки (см. Иврит язык).

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья МОРДЕХАЙ БЕН ХИЛЛЕЛ hа-КОХЕН в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация