Московский государственный еврейский театр (Госет)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (убрана категория «Требует категоризации» с помощью HotCat)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Остатье| ТИП СТАТЬИ  = 1
+
{{Остатье\ЭЕЭ| ТИП СТАТЬИ  = 2
| АВТОР1  =  
| АВТОР1  =  
| АВТОР2 =
| АВТОР2 =
Строка 12: Строка 12:
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
}}
}}
-
Образован в 1920 вследствие переезда в Москву государственной еврейской театральной студии при Театральном отделе Наркомпроса, работавшей ранее в Петрограде. Организатором театра и до 1929 его художественным руководителем и режиссёром всех основных постановок был [[Грановский, Алексей Михайлович|А. М. Грановский]]. Ученик М. Рейнхардта и выходец из ассимилированной среды, Грановский не знал идиш и, приняв предложение руководить еврейской студией, не ставил своей целью создание национального театра, с историей и проблемами которого не был знаком. Его первые спектакли в Петрограде по символистским пьесам [[Аш, Шолом|Ш. Аша]] и М. Метерлинка не встретили отклика в еврейской среде, и тем охотнее он переехал в Москву, где ему была обещана поддержка [[Евсекция|Евсекции]].
+
== История создания ==
 +
Образован в 1920 вследствие переезда в Москву государственной еврейской театральной студии при Театральном отделе Наркомпроса (с 1925 г.), работавшей ранее в Петрограде, первый в истории театр на идиш, субсидировавшийся государством. Организатором театра и до 1929 его художественным руководителем и режиссёром всех основных постановок был [[Грановский, Алексей Михайлович|А. М. Грановский]]. Ученик М. Рейнхардта и выходец из ассимилированной среды, Грановский не знал идиш и, приняв предложение руководить еврейской студией, не ставил своей целью создание национального театра, с историей и проблемами которого не был знаком. Его первые спектакли в Петрограде по символистским пьесам [[Аш, Шолом|Ш. Аша]] и М. Метерлинка не встретили отклика в еврейской среде, и тем охотнее он переехал в Москву, где ему была обещана поддержка [[Евсекция|Евсекции]]. С 1929 г. '''Госет''' возглавлял [[Михоэлс, Шломо|Ш. Михоэлс]].
Помещался сначала в Большом Чернышёвском переулке, а затем на Малой Бронной улице, дом 2. Присоединив к себе некоторых членов местной еврейской драматической студии, получил статус Московского государственного еврейского камерного театра (ГОСЕКТ). Это название сохранялось до 1925 г., когда ранг театра был повышен и из его названия исчезло слово «камерный» (ГОСЕТ).
Помещался сначала в Большом Чернышёвском переулке, а затем на Малой Бронной улице, дом 2. Присоединив к себе некоторых членов местной еврейской драматической студии, получил статус Московского государственного еврейского камерного театра (ГОСЕКТ). Это название сохранялось до 1925 г., когда ранг театра был повышен и из его названия исчезло слово «камерный» (ГОСЕТ).
Строка 18: Строка 19:
Уже в первом спектакле, показанном в Москве в 1921 («Вечер Шолом-Алейхема»), проявились дарования [[Михоэлс|С. М. Михоэлса]] и [[Зускин, Вениамин Львович|В. Л. Зускина]]. Художниками в театре работали [[Рабинович, Исаак Моисеевич (художник)|И. М. Рабинович]], [[Фальк, Роберт Рафаилович|Р. Р. Фальк]], [[Тышлер, Александр Григорьевич|А. Г. Тышлер]] и др. В первый период в репертуар театра входили в основном пьесы, воспроизводившие жизнь старых еврейских местечек; действующими лицами были местечковые святоши, лицемерные богачи и задавленные нуждой, но весёлые, мечтательные бедняки. Большое внимание уделялось ритму, интонации, жесту, движению; в спектаклях использовались стилизованные костюмы и декорации. Для постановок характерны гротеск, шарж, ирония.
Уже в первом спектакле, показанном в Москве в 1921 («Вечер Шолом-Алейхема»), проявились дарования [[Михоэлс|С. М. Михоэлса]] и [[Зускин, Вениамин Львович|В. Л. Зускина]]. Художниками в театре работали [[Рабинович, Исаак Моисеевич (художник)|И. М. Рабинович]], [[Фальк, Роберт Рафаилович|Р. Р. Фальк]], [[Тышлер, Александр Григорьевич|А. Г. Тышлер]] и др. В первый период в репертуар театра входили в основном пьесы, воспроизводившие жизнь старых еврейских местечек; действующими лицами были местечковые святоши, лицемерные богачи и задавленные нуждой, но весёлые, мечтательные бедняки. Большое внимание уделялось ритму, интонации, жесту, движению; в спектаклях использовались стилизованные костюмы и декорации. Для постановок характерны гротеск, шарж, ирония.
-
Новый этап в жизни театра начался в 1929, когда его руководителем стал Михоэлс. Начиная со спектакля «Суд идёт» Добрушина (1929) на сцене Еврейского театра ставились пьесы на современные темы. В этот период поставлены «Глухой» [[Бергельсон, Давид Рафаилович|Д. Бергельсона]] (1930), «Бар Кохба» [[Галкин, Самуил Залманович|С. З. Галкина]] (1938), «Суламифь» по [[Гольдфаден]]у (1937) и др. Театр начал ставить произведения мировой классической драматургии, по-новому осмысливая и еврейскую классику («Король Лир» У. Шекспира, 1935; «Блуждающие звезды» и «Тевье-молочник» по [[Шолом-Алейхем]]у, 1941). После начала [[Великая Отечественная война|Великой Отечественной войны]] театр эвакуирован в [[Ташкент]], где с 1933 года работал работал Ташкентский еврейский театр. Эвакуация продлилась до 1943.
+
Даже в пестрой и яркой картине театральной жизни Советского Союза 1920-х гг. '''Госет''' выделялся как значительное и самобытное явление. Его своеобразие преимущественно определялось особым вниманием Грановского к зрелищности спектакля. Подчеркнуто национальный ритм, частое обращение режиссера к приемам иронического гротеска требовали от труппы и от каждого актера открыто оценочного отношения к событиям и героям играемой пьесы, как бы взгляда извне. Жизнь старого еврейского местечка (главная тема '''Госет'''а до 1929 г.) возникала на сцене с необычайной выразительностью, которая достигалась не воспроизведением деталей быта, а чисто пластическими средствами, подсказанными «внутренней пластикой гетто» ([[Мандельштам, Осип Эмильевич|О. Мандельштам]], «Михоэлс», 1926), которую выявляли и полные экспрессии декорации [[Шагал, Марк|М. Шагала]], [[Альтман, Натан Исаевич|Н. Альтмана]], [[Рабинович, Исаак Моисеевич|И. Рабиновича]], [[Фальк, Роберт Рафаилович|Р. Фалька]]. Творческое лицо '''Госет'''а определилось в спектакле «Колдунья» по [[Гольдфаден, Аврахам|А. Гольдфадену]] (1922; художник И. Рабинович; композитор [[Ахрон, Иосеф|Иосеф Ахрон]]; Колдунья — [[Зускин, Биньямин|Б. Зускин]], Гоцмах — Ш. Михоэлс), в котором тема векового еврейского бесправия и мотив «людей воздуха» выступали в качестве идейной и формообразующей основы.
-
После войны, в период так называемой [[Борьба с космополитизмом|борьбы с космополитизмом]], театр лишился двух своих лучших сотрудников: погиб в результате организованного покушения Михоэлс, сменивший его Зускин был арестован в январе 1949 года по делу [[Еврейский антифашистский комитет|Еврейского антифашистского комитета]] и погиб в заключении. Последний спектакль Московского ГОСЕТа — «Гершеле Острополер» М. Гершензона — состоялся 16 ноября 1949 г. В том же году театр был закрыт.
+
Начав с сатирических зарисовок местечкового быта («Вечер Шалом Алейхема», 1921, художник М. Шагал; «200 тысяч» по Шалом Алейхему, 1923, художник И. Рабинович, композитор [[Пульвер, Лейб|Л. Пульвер]], Шимеле Сорокер — Михоэлс, Соловейчик — Зускин) и театральных пародий («Три еврейские изюминки», 1924, текст [[Добрушин, Иехезкель|И. Добрушина]] и [[Ойслендер, Нахум|Н. Ойслендера]]), '''Госет''' пришел к сценическому выражению трагической судьбы еврейского народа, национальной скорби и горечи, густо приправленных иронией, улыбкой понимания и сочувствия. Логическим итогом мироощущения '''Госет'''а 1920-х гг. стали оформленные Р. Фальком спектакли: «Ночь на старом рынке» [[Перец, Ицхак Лейбуш|И. Л. Переца]] (1925; композитор [[Крейн, Александр Абрамович|А. Крейн]]; Бадхен — Михоэлс); «Путешествие Вениамина Третьего» по [[Менделе Мохер Сфарим|Менделе Мохер Сфариму]] (1927; Вениамин — Михоэлс, Сендерл-Баба — Зускин); «Человек воздуха» по Шалом Алейхему (1928; Менахем Мендл — Михоэлс, Хане Риве — Сара Ротбаум, 1899–1970).
 +
 
 +
== Под руководством Михоэлса ==
 +
Новый этап в жизни театра начался в 1929, когда его руководителем стал Михоэлс. Начиная со спектакля «Суд идёт» Добрушина (1929) на сцене Еврейского театра ставились пьесы на современные темы. В этот период поставлены «Глухой» [[Бергельсон, Давид Рафаилович|Д. Бергельсона]] (1930),«Семья Овадис» [[Маркиш, Перец|П. Маркиша]] (1937; режиссер и исполнитель роли Зайвла Овадиса — Михоэлс; художник [[Тышлер, Александр Григорьевич|А. Тышлер]]), «Бар Кохба» [[Галкин, Самуил Залманович|С. З. Галкина]] (1938), «Суламифь» по [[Гольдфаден]]у (1937) и др. Театр начал ставить произведения мировой классической драматургии, по-новому осмысливая и еврейскую классику «Король Лир» У. Шекспира, (1935; режиссер С. Радлов, художник А. Тышлер; Лир — Михоэлс, Шут — Зускин), «Блуждающие звезды» (1941) по Шалом Алейхему, и «Тевье-молочник» по [[Шолом-Алейхем]]у, 1938, художник Рабинович; Тевье — Михоэлс), подвергая образы этих произведений глубокому философскому переосмыслению. После начала [[Великая Отечественная война|Великой Отечественной войны]] театр эвакуирован в [[Ташкент]], где с 1933 года работал работал Ташкентский еврейский театр. Эвакуация продлилась до 1943. Последний значительный спектакль '''Госет'''а — «Фрейлехс» (1945; Сталинская премия 1946 г.), синтетическая по форме постановка композиции из еврейского музыкального фольклора, составленная заведующим литературной частью театра З. Шнеером (Окунь, 1895–1952; режиссер Михоэлс; художник Тышлер; Бадхен — Зускин).
 +
 
 +
'''Госет''' много гастролировал, с особым успехом — в городах Украины и Белоруссии со значительным еврейским населением. Триумфом были отмечены продолжительные гастроли театра за рубежом (1928, Германия, Австрия и др.).
 +
 
 +
== Актеры ==
 +
Ведущими актерами '''Госет'''а с первых дней его существования были Михоэлс и Зускин. Видные актеры труппы: [[Гольдблат, Моше|М. Гольдблат]], Ю. Минкова, Л. Розина, С. Ротбаум, Д. Финкелькраут (1894–1971), И. Шидло, Ляля Ром, М. Штейман (?–1948), Этель Ковенская (родилась в 1927 г.).
 +
 
 +
== Ликвидация театра ==
 +
После войны, в период так называемой [[Борьба с космополитизмом|борьбы с космополитизмом]], театр лишился двух своих лучших сотрудников: погиб в результате организованного покушения Михоэлс, сменивший его Зускин был арестован в январе 1949 года по делу [[Еврейский антифашистский комитет|Еврейского антифашистского комитета]] и погиб в заключении. Последний спектакль Московского ГОСЕТа — «Гершеле Острополер» М. Гершензона — состоялся 16 ноября 1949 г.  
 +
 
 +
В 1949 г., после убийства Михоэлса и ареста многих деятелей советской еврейской культуры (в их числе — Зускина), '''Госет''' был ликвидирован. Некоторые его бывшие актеры репатриировались в Израиль (Э. Ковенская, [[Гольдблат, Моше|М. Гольдблат]], Х. Левинзон, 1917–76, и другие).
 +
 
 +
Кроме московского '''Госет'''а действовали '''Госет''' УССР (основан [[Лойтер, Эфраим Барухович|Э. Лойтером]] в [[Харьков|Харькове]] в 1925–34 гг., в [[Киев|Киеве]] в 1934–41 гг., в Джамбуле в 1941–45 гг., в [[Черновцы|Черновцах]] в 1945–49 гг.) и минский Бел'''Госет''' (1926–49; руководитель до 1937 г. [[Рафальский, Михаил Федорович|М. Рафальский]]).
== Ссылки ==
== Ссылки ==
Строка 37: Строка 53:
[[Категория:Евреи в СССР]]
[[Категория:Евреи в СССР]]
[[Категория:Еврейский театр]]
[[Категория:Еврейский театр]]
 +
[[Категория:Театр. Эстрада. Кино]]
[[en:Moscow State Jewish Theater]]
[[en:Moscow State Jewish Theater]]
Строка 42: Строка 59:
{{WikiCopyRight}}
{{WikiCopyRight}}
 +
{{ElevenCopyRight|11282|ГОСЕТ}}
{{checked_final}}
{{checked_final}}

Версия 14:45, 17 мая 2012

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная исправленная статья

Содержание

История создания

Образован в 1920 вследствие переезда в Москву государственной еврейской театральной студии при Театральном отделе Наркомпроса (с 1925 г.), работавшей ранее в Петрограде, первый в истории театр на идиш, субсидировавшийся государством. Организатором театра и до 1929 его художественным руководителем и режиссёром всех основных постановок был А. М. Грановский. Ученик М. Рейнхардта и выходец из ассимилированной среды, Грановский не знал идиш и, приняв предложение руководить еврейской студией, не ставил своей целью создание национального театра, с историей и проблемами которого не был знаком. Его первые спектакли в Петрограде по символистским пьесам Ш. Аша и М. Метерлинка не встретили отклика в еврейской среде, и тем охотнее он переехал в Москву, где ему была обещана поддержка Евсекции. С 1929 г. Госет возглавлял Ш. Михоэлс.

Помещался сначала в Большом Чернышёвском переулке, а затем на Малой Бронной улице, дом 2. Присоединив к себе некоторых членов местной еврейской драматической студии, получил статус Московского государственного еврейского камерного театра (ГОСЕКТ). Это название сохранялось до 1925 г., когда ранг театра был повышен и из его названия исчезло слово «камерный» (ГОСЕТ).

Уже в первом спектакле, показанном в Москве в 1921 («Вечер Шолом-Алейхема»), проявились дарования С. М. Михоэлса и В. Л. Зускина. Художниками в театре работали И. М. Рабинович, Р. Р. Фальк, А. Г. Тышлер и др. В первый период в репертуар театра входили в основном пьесы, воспроизводившие жизнь старых еврейских местечек; действующими лицами были местечковые святоши, лицемерные богачи и задавленные нуждой, но весёлые, мечтательные бедняки. Большое внимание уделялось ритму, интонации, жесту, движению; в спектаклях использовались стилизованные костюмы и декорации. Для постановок характерны гротеск, шарж, ирония.

Даже в пестрой и яркой картине театральной жизни Советского Союза 1920-х гг. Госет выделялся как значительное и самобытное явление. Его своеобразие преимущественно определялось особым вниманием Грановского к зрелищности спектакля. Подчеркнуто национальный ритм, частое обращение режиссера к приемам иронического гротеска требовали от труппы и от каждого актера открыто оценочного отношения к событиям и героям играемой пьесы, как бы взгляда извне. Жизнь старого еврейского местечка (главная тема Госета до 1929 г.) возникала на сцене с необычайной выразительностью, которая достигалась не воспроизведением деталей быта, а чисто пластическими средствами, подсказанными «внутренней пластикой гетто» (О. Мандельштам, «Михоэлс», 1926), которую выявляли и полные экспрессии декорации М. Шагала, Н. Альтмана, И. Рабиновича, Р. Фалька. Творческое лицо Госета определилось в спектакле «Колдунья» по А. Гольдфадену (1922; художник И. Рабинович; композитор Иосеф Ахрон; Колдунья — Б. Зускин, Гоцмах — Ш. Михоэлс), в котором тема векового еврейского бесправия и мотив «людей воздуха» выступали в качестве идейной и формообразующей основы.

Начав с сатирических зарисовок местечкового быта («Вечер Шалом Алейхема», 1921, художник М. Шагал; «200 тысяч» по Шалом Алейхему, 1923, художник И. Рабинович, композитор Л. Пульвер, Шимеле Сорокер — Михоэлс, Соловейчик — Зускин) и театральных пародий («Три еврейские изюминки», 1924, текст И. Добрушина и Н. Ойслендера), Госет пришел к сценическому выражению трагической судьбы еврейского народа, национальной скорби и горечи, густо приправленных иронией, улыбкой понимания и сочувствия. Логическим итогом мироощущения Госета 1920-х гг. стали оформленные Р. Фальком спектакли: «Ночь на старом рынке» И. Л. Переца (1925; композитор А. Крейн; Бадхен — Михоэлс); «Путешествие Вениамина Третьего» по Менделе Мохер Сфариму (1927; Вениамин — Михоэлс, Сендерл-Баба — Зускин); «Человек воздуха» по Шалом Алейхему (1928; Менахем Мендл — Михоэлс, Хане Риве — Сара Ротбаум, 1899–1970).

Под руководством Михоэлса

Новый этап в жизни театра начался в 1929, когда его руководителем стал Михоэлс. Начиная со спектакля «Суд идёт» Добрушина (1929) на сцене Еврейского театра ставились пьесы на современные темы. В этот период поставлены «Глухой» Д. Бергельсона (1930),«Семья Овадис» П. Маркиша (1937; режиссер и исполнитель роли Зайвла Овадиса — Михоэлс; художник А. Тышлер), «Бар Кохба» С. З. Галкина (1938), «Суламифь» по Гольдфадену (1937) и др. Театр начал ставить произведения мировой классической драматургии, по-новому осмысливая и еврейскую классику «Король Лир» У. Шекспира, (1935; режиссер С. Радлов, художник А. Тышлер; Лир — Михоэлс, Шут — Зускин), «Блуждающие звезды» (1941) по Шалом Алейхему, и «Тевье-молочник» по Шолом-Алейхему, 1938, художник Рабинович; Тевье — Михоэлс), подвергая образы этих произведений глубокому философскому переосмыслению. После начала Великой Отечественной войны театр эвакуирован в Ташкент, где с 1933 года работал работал Ташкентский еврейский театр. Эвакуация продлилась до 1943. Последний значительный спектакль Госета — «Фрейлехс» (1945; Сталинская премия 1946 г.), синтетическая по форме постановка композиции из еврейского музыкального фольклора, составленная заведующим литературной частью театра З. Шнеером (Окунь, 1895–1952; режиссер Михоэлс; художник Тышлер; Бадхен — Зускин).

Госет много гастролировал, с особым успехом — в городах Украины и Белоруссии со значительным еврейским населением. Триумфом были отмечены продолжительные гастроли театра за рубежом (1928, Германия, Австрия и др.).

Актеры

Ведущими актерами Госета с первых дней его существования были Михоэлс и Зускин. Видные актеры труппы: М. Гольдблат, Ю. Минкова, Л. Розина, С. Ротбаум, Д. Финкелькраут (1894–1971), И. Шидло, Ляля Ром, М. Штейман (?–1948), Этель Ковенская (родилась в 1927 г.).

Ликвидация театра

После войны, в период так называемой борьбы с космополитизмом, театр лишился двух своих лучших сотрудников: погиб в результате организованного покушения Михоэлс, сменивший его Зускин был арестован в январе 1949 года по делу Еврейского антифашистского комитета и погиб в заключении. Последний спектакль Московского ГОСЕТа — «Гершеле Острополер» М. Гершензона — состоялся 16 ноября 1949 г.

В 1949 г., после убийства Михоэлса и ареста многих деятелей советской еврейской культуры (в их числе — Зускина), Госет был ликвидирован. Некоторые его бывшие актеры репатриировались в Израиль (Э. Ковенская, М. Гольдблат, Х. Левинзон, 1917–76, и другие).

Кроме московского Госета действовали Госет УССР (основан Э. Лойтером в Харькове в 1925–34 гг., в Киеве в 1934–41 гг., в Джамбуле в 1941–45 гг., в Черновцах в 1945–49 гг.) и минский БелГосет (1926–49; руководитель до 1937 г. М. Рафальский).

Ссылки


Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ГОСЕТ в ЭЕЭ


Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация
На других языках