Наказание в еврейской традиции

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (добавлена категория « Еврейские законы и обычаи» с помощью HotCat)
 
(2 промежуточные версии не показаны)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Остатье\ЭЕЭ
+
#redirect [[:ej:Наказание в еврейской традиции]]
-
|ТИП СТАТЬИ=1
+
-
|СУПЕРВАЙЗЕР=
+
-
|КАЧЕСТВО=
+
-
|УРОВЕНЬ=
+
-
|НАЗВАНИЕ=
+
-
|ПОДЗАГОЛОВОК=
+
-
|СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
+
-
|АВТОР2=
+
-
|ТЕМА=
+
-
|СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
+
-
|ИЗ ЦИКЛА=
+
-
|ПУБЛИКАЦИИ=
+
-
|ДАТА СОЗДАНИЯ=
+
-
|ВИКИПЕДИЯ=
+
-
|ИСТОЧНИК=
+
-
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
+
-
}} 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
'''Наказание''' (עֹנֶשׁ, онеш), кара за несоблюдение законодательных норм, предписывающих или запрещающих совершение определенных действий.
+
-
 
+
-
== Введение ==
+
-
+
-
Наказание за отклонение от принятых норм как в религиозном, так и в секулярном законодательстве основано на представлении о способности человека совершать выбор между исполнением предписаний закона и нарушением их и его ответственности за результаты своего выбора.
+
-
 
+
-
Наказание должно соответствовать тяжести нарушения. Согласно представлениям [[Иудаизм|иудаизма]], любое нарушение религиозного закона противоречит воле Бога, давшего человеку определенные заповеди и запреты (см. [[Грех]]).
+
-
 
+
-
В [[Ортодоксальный Иудаизм|ортодоксальном иудаизме]] существует представление, что кара в определенных случаях ниспосылается непосредственно Богом (см. также [[Воздаяние]]), в других же — налагается общественными учреждениями в силу Божьего веления.
+
-
 
+
-
В библейском, талмудическом и послеталмудическом законодательстве установлены три общих принципа определения наказания: наказываются только нарушения, совершенные вопреки ясному предупреждению (в [[Талмуд|Талмуде]] — хитраа), данному в виде библейского закона (как правило, известного каждому еврею) или полученному от свидетелей, заранее объяснивших нарушителю, какое наказание угрожает ему (Санх. 8б; Мак. 6б); суд (см. [[Бет-Дин|Бет-дин]]) может наложить наказание лишь на основании показаний свидетелей нарушения; цель наказания — двойная: устрашение, ясно выраженное в [[Библия|Библии]] («Весь народ да услышит и убоится, и не будут впредь поступать зловредно» — Втор. 17:13, и др.), и устранение из общины нечестивых элементов («Истреби зло из среды себя» — Втор. 13:5–6 и др.).
+
-
 
+
-
Классификация нарушений по их составу и обстоятельствам их совершения, а отсюда — и по степени их тяжести (преступления перед Богом или против ближнего, его семьи или общества; нарушения положительных заповедей или запретов — см. [[Мицвот]], сознательные или непреднамеренные, совершенные в уединении или на глазах у многих) проводится уже в [[Пятикнижие|Пятикнижии]] (см. также [[Библия|Библия]]), но соответствующая терминология разработана позже — в Талмуде.
+
-
 
+
-
Из различных наказаний (штраф; [[Жертвоприношение|жертвоприношение]]; бичевание; отлучение — [[Ниддуй|ниддуй]] или [[Херем|херем]]; привязывание к позорному столбу; изгнание; смерть «от руки небес» (см. [[Карет]]) или казнь по приговору суда) некоторые упомянуты уже в Пятикнижии рядом с заповедями, за нарушение которых они налагаются, а другие — в талмудических и более поздних галахических постановлениях, а также в постановлениях (см. [[Такканот]]) общин, существовавших в разное время в различных странах.
+
-
== Наказание согласно библейским законам ==
+
-
 
+
-
Источник сведений о наказании в еврейском законодательстве библейской эпохи — своды законов, включенные в Пятикнижие, а также отдельные замечания, разбросанные по другим книгам Библии.
+
-
 
+
-
Наказание за преступления перед Богом (в том числе за нарушения правил культа и других религиозных предписаний, таких как запрет [[Идолопоклонство|идолопоклонства]], законы о [[Ритуальная Чистота|ритуальной чистоте]], [[Кашрут|кашруте]], [[Жертвенник|жертвеннике]] и [[Жертвоприношение|жертвоприношениях]], о [[Кохен|коhенах]] и [[Левиты|левитах]], и т. п.) перечислены в основном в книгах [[Исход Из Египта|Исход]], [[Левит Книга|Левит]], [[Числа Книга|Числа]] и [[Второзаконие]], однако наказание за нарушение заповеди [[Обрезание|обрезания]] упоминается уже в книге [[Бытие]] (17:10–14).
+
-
 
+
-
Наказание за преступления против ближнего, семьи или общества ([[Убийство|убийство]], кража, присвоение чего-либо силой, обман, неуплата за исполненную работу, причинение другим телесных увечий или нанесение ущерба имуществу, кровосмешение и прелюбодеяние (см. [[Половая Жизнь Рассматривается В|Половая жизнь]]), изнасилование или совращение, хула на доброе имя жены, занятие колдовством и т. п.) названы главным образом в книгах Исход,
+
-
 
+
-
Левит и Второзаконие, и лишь одно из них (наказание за кровопролитие) — в книге Бытие (9:5–6).
+
-
 
+
-
В Пятикнижии упомянуты и наказания за конкретные проступки, не связанные с определенными законами, как наказание, ниспосланное Богом Надаву и Авиху, принесшим пред Господом «огонь чуждый, какого Он не велел им» (Лев. 10:1–2), а также [[Корей|Корею]] и его сообщникам, восставшим против [[Моисей|Моисея]] и [[Аарон|Аарона]] (Чис. 16).
+
-
 
+
-
Описаны и обряды, которые могли привести к наказанию или искупительному жертвоприношению: таковы испытание водой женщины, заподозренной мужем в измене (Чис. 5:11–31), и обряд, совершавшийся в случае, если находили труп человека, убитого неизвестно кем (Втор. 21:1–9).
+
-
 
+
-
В случае непреднамеренного убийства библейский закон заботился о спасении убийцы от [[Кровная Месть|кровной мести]], предписывая прятать его в одном из [[Города-Убежища|городов-убежищ]].
+
-
=== Преступления перед Богом ===
+
-
+
-
Осознание греха в иудаизме тесно связано с представлением о бесконечном разрыве между величием и святостью Бога, с одной стороны, и ограниченностью сил и разума человека, с другой.
+
-
 
+
-
Ощущение этого разрыва — одна из центральных тем дискуссии между [[Иов|Иовом]] и его друзьями; оно проявляется и в видении посвящения в пророки [[Исайя|Исайи]] (глава 6), который чувствует себя погрязшим в грехах своего народа, а также в покаянии царя [[Давид|Давида]] в грехе с [[Бат-Шева|Бат-Шевой]] (Пс. 51).
+
-
 
+
-
Наиболее тяжелым из упоминаемых в Библии наказаний, таким, как карет и смертная казнь, подвергались: богохульники; поклоняющиеся идолам или подстрекающие к этому других; лжепророки; приносящие (или посвящающие) детей [[Молох|Молоху]]; нарушители предписаний, связанных с соблюдением отдыха в [[Суббота|субботу]]; преступающие закон обрезания; едящие квасное (см. [[Хамец]]) в праздник [[Песах]]. Кн. I Ц. (21:10) свидетельствует о существовании древнего закона или обычая (выведенного, видимо, из фразы «Начальника в народе твоем не поноси», Исх. 22:27), который осуждает на смертную казнь человека, ругающего царя; заповедь «поставь над собою царя, которого изберет Господь, Бог твой» (Втор. 17:15) позволяет отнести поношение царя к числу преступлений перед Богом.
+
-
=== Преступления против ближнего ===
+
-
 
+
-
Тягчайшими из них считались убийство (см. также [[Кровь]]), кровосмешение и прелюбодеяние, мужеложство и скотоложство.
+
-
 
+
-
Все эти нарушения Библия сурово осуждает (Лев. 18:2–30; 20:10–23); за них полагается карет или смертная казнь (см. выше).
+
-
 
+
-
Казни подлежит также: поносивший или бивший родителей; «непокорный сын» (бен сорер у-море); человек, изнасиловавший обрученную девицу (при определенных обстоятельствах, например, недостаточном сопротивлении, казни подвергается и сама девица — см. Втор. 22:23–24); причинивший побоями смерть беременной женщине; обесчестивший дочь коhена; похитивший и продавший человека; «строптивый старец» (закен мамре), то есть влиятельное лицо, призывающее к неповиновению решениям суда (библейское обоснование этого закона — Втор. 17:8–12).
+
-
=== Смертная казнь ===
+
-
 
+
-
По отношению к отдельным нарушителям закона Пятикнижие предписывает два способа смертной казни: побивание камнями или — редко — сожжение (согласно ИбН. 7:15 и 25, приговоренный к сожжению был сначала побиваем камнями).
+
-
 
+
-
Тело казненного могло быть повешено на дереве для всеобщего обозрения, но его следовало похоронить до наступления ночи (Втор. 21:22–23). Только как о массовой акции закон говорит о «предании мечу» (Втор. 13:13–16).
+
-
=== Бичевание ===
+
-
 
+
-
Бичевание (розги или палочные удары). Наказание, цель которого — причинение физической боли, отмечено в Библии как мера, применявшаяся судом к лицам, виновным в преступлении против другого человека. Число ударов не должно было превышать сорока (Втор. 25: 1–3), причем, согласно традиции, основанной на толковании сказанного во Втор. 22:18, старейшины города лично совершали бичевание (Тарг. Онк. и комментарий Раши к этому стиху; Сиф. Втор. 238; Флавий, Древ. 4:248).
+
-
=== Денежный штраф ===
+
-
 
+
-
Денежный штраф присуждается лишь за нанесение телесных повреждений или причинение убытков, причем виновный платит штраф непосредственно пострадавшему.
+
-
 
+
-
В двух случаях — если беременной нанесено телесное повреждение, приведшее к выкидышу, и если бык, принадлежащий какому-то лицу, забодал человека (видимо, свободного) — виновный (ударивший женщину или хозяин быка) обязан платить «сколько будет на него наложено»; в остальных ситуациях Библия определяет точную сумму штрафа: 100 шекелей серебром за хулу на доброе имя жены; 50 — за изнасилование или совращение девственницы; 30 — если бык, заранее известный как бодливый, умертвил раба.
+
-
 
+
-
Штраф налагается за кражу быка, овцы или козы: если вор зарезал или продал украденное животное, он должен уплатить впятеро за быка и вчетверо — за овцу или козу; если же животное найдено у него живым, то лишь вдвое.
+
-
 
+
-
Так же (уплатой вдвое) наказывается и укравший деньги или вещь. Возможно, Библия видела род штрафа и в обязанности хозяина освободить раба (или рабыню), которому он нанес побоями увечье (Исх. 21: 26–27; ср. Кид. 24а–25а), а также рабыню, если хозяин приобрел ее с целью обручения (для себя или своего сына), но передумал (там же, 21:7–11); сходен с этим запрет продавать пленницу-нееврейку, обесчещенную пленившим ее (Втор. 21:10–14).
+
-
=== Искупительные жертвоприношения ===
+
-
 
+
-
Искупительные жертвоприношения (ашам — за грех, совершенный сознательно, и хаттат — за совершенный по неведению) в подавляющем большинстве приносились в связи с нарушением культовых предписаний, в том числе различных очистительных церемоний.
+
-
 
+
-
Жертву приносил в ряде случаев нарушивший присягу или клятву, в том числе и непреднамеренно (Лев. 5:1, 4, 21–26).
+
-
=== Наказание животных ===
+
-
 
+
-
Согласно библейскому законодательству «И вашу кровь... Я взыщу со всякого зверя...» (Быт. 9:5), животное, умертвившее человека, подвергается наказанию.
+
-
 
+
-
Так, быка, забодавшего человека, должно побить камнями (Исх. 21:28–32). В случае скотоложства умерщвлялись и человек, и животное (Лев. 20:15–16).
+
-
=== Влияние древнего ближневосточ­ного зако­но­да­тель­ства на сис­тему нака­за­ний в Библии ===
+
-
 
+
-
Выдвинутая в начале 20 в. теория, согласно которой древнее ближневосточное законодательство, к которому принято относить законы [[Месопотамия|Месопотамии]] и соседних с ней стран (сборники законов Древнего Египта пока не обнаружены), в первую очередь законы [[Хаммурапи]], — это источник библейского законодательства, в том числе и системы наказаний, уже несколько десятилетий вызывает энергичные возражения.
+
-
 
+
-
Оппоненты этой теории указывают на то, что законы Месопотамии отражают существование устойчивого царского режима с развитой экономикой, а библейские нормы сложились в условиях непрочной коалиции племен и весьма примитивных экономических отношений.
+
-
 
+
-
Но все же нельзя отрицать влияние законодательства древнего Ближнего Востока на некоторые библейские законы, не имеющие прямой связи со структурой общества, например, на законы о бодливом быке (Исх. 21:28–32), о нанесении увечья (принцип «око за око, зуб за зуб», см. [[Талион]]), о вмешивающейся в драку мужчин женщине (что считалось нарушением правил приличия; Втор. 25:11–12), о лжесвидетельстве (Втор. 19:16–19) и занятиях колдовством (Исх. 22:17; Втор. 18:10).
+
-
 
+
-
Таким образом, говоря об уникальности библейского законодательства, невозможно полностью отрывать его от законодательных систем древнего Ближнего Востока.
+
-
 
+
-
На фоне существующего сходства некоторых законов в библейской и древней ближневосточной законодательных системах бросаются в глаза различия в суровости наказаний, определяемых за одни и те же преступления.
+
-
 
+
-
Разница коренится в духовности и нравственной высоте [[Монотеизм|монотеизма]] по сравнению с «телесной» сущностью культов идолопоклонства, которым в древности следовали народы Ближнего Востока.
+
-
 
+
-
Особенно заметны различия в системах наказаний за преступления против ближнего (и общества в целом).
+
-
 
+
-
В отличие от многочисленных в Библии требований гуманного отношения к рабам и пришельцам и их равноправия перед законом («Помни, что рабом ты был в земле Египетской» — Втор. 5:15; «Один устав... один закон и одно право будут для вас и для пришельца, живущего среди вас» — Чис. 15:15–16), в законах других стран древнего Ближнего Востока (в том числе в законах Хаммурапи) ярко выражено пренебрежение к правам раба, пришельца и иноземца.
+
-
 
+
-
Кроме того, мера наказания зависит здесь от социального положения как нарушителя, так и пострадавшего.
+
-
 
+
-
Так, в законодательстве города-государства Эшнунна принцип «око за око, зуб за зуб» соблюдался в случае, если увечье было нанесено представителю более высокого социального слоя; иначе наказание ограничивалось штрафом.
+
-
 
+
-
В случае неуплаты долга заимодавец имел право взять в рабство сына или жену должника. Законы Хаммурапи устанавливают различные величины штрафа за нанесение побоев беременной женщине в зависимости от того, является ли она свободной, рабыней или представительницей какой-то промежуточной группы.
+
-
 
+
-
Согласно хеттским (см. [[Хетты]]) законам, если занятие колдовством имело целью довести до смерти, раба за это наказывали смертной казнью, свободного — только штрафом; рабу, уличенному в краже, отрезали нос и уши, а свободный представитель определенного сословия освобождался даже от штрафа.
+
-
 
+
-
Размер выкупа почти за любое преступление (включая убийство) у хеттов также зависел от социального положения преступника и пострадавшего.
+
-
 
+
-
По законам Ассирии отец изнасилованной девушки имел право изнасиловать жену своего обидчика. В отличие от библейских, законы других стран Ближнего Востока предусматривали изощренные формы смертной казни.
+
-
 
+
-
Так, по хеттским законам, распахавшего чужое поле привязывали к паре быков и разрывали надвое. Нанесение увечья как наказание налагалось не только по принципу «око за око, зуб за зуб». Так, оскопление могло служить наказанием за хулу на доброе имя женщины, за принуждение к мужеложству и т. п.; отсечение губы или пальца — за поцелуй или нескромное прикосновение к чужой женщине.
+
-
 
+
-
Бывали и наказания менее суровые, чем налагаемые Библией; так, по библейскому закону ударивший отца или мать подлежит смерти, а по законам Хаммурапи ему лишь отрубали руку.
+
-
 
+
-
Весьма строгими (по сравнению с Библией) были законы других стран Ближнего Востока, связанные с охраной личной собственности.
+
-
 
+
-
За кражу или присвоение чего-либо силой полагался штраф, иногда в 30 раз превышающий стоимость похищенной вещи, а в отдельных случаях — даже смертная казнь.
+
-
== Наказание согласно Талмуду и раввинистической Галахе ==
+
-
 
+
-
Законы еврейского уголовного и гражданского права, в том числе те, которые возникли после периода собирания различных версий предписаний, содержащихся в Пятикнижии (видимо, в эпоху [[Пленение Вавилонское|вавилонского пленения]]; см. [[Библия. История создания и характеристика отдельных книг Библии. Тора]]), в период [[Таннаи|таннаев]] были сведены в [[Мишна|Мишне]] в систему, как правило, отделенную от сводов религиозного, культового и этического содержания. [[Амораи]], толкователи учения таннаев, выводившие из него новые законы, расширили рамки этой системы, так что с завершением редакции Вавилонского Талмуда около 500 г. кодекс превратился в высшее правовое уложение, которое последующие поколения [[Гаон|гаонов]] и [[Поским|поским]] могли лишь отшлифовывать и расшифровывать оставшиеся неясности (см. [[Кодификация Закона]]).
+
-
 
+
-
Таннаи и амораи Эрец-Исраэль действовали в период римской и византийской власти над страной, и поэтому в значительной части законов Талмуда заметны следы ограничений, налагавшихся властями на еврейское население. Амораи [[Вавилония|Вавилонии]] находились в условиях, когда парфянские и персидские власти не вмешивались во внутренние дела еврейских общин, и это тоже отразилось на развитии талмудического законодательства.
+
-
 
+
-
К уже существовавшей классификации законов (см. выше) добавилось их разделение на законы Торы (ми-де-орайта) и «законы наших мудрецов» (ми-де-раббанан), и было установлено, что наказание за нарушение первых должны быть строже, чем за нарушение вторых.
+
-
 
+
-
Было также разработано понятие «четыре вида смертной казни по приговору бет-дина» (арба митот бет-дин), куда кроме упомянутых в библейских законах наказаний (побивание камнями, сожжение и умерщвление мечом) вошло удушение, по-видимому, введенное в талмудическое законодательство в период римского владычества в Эрец-Исраэль; первое сведение об этом роде казни приводится [[Иосиф Флавий|Иосифом Флавием]] (Древ. 16:394) в рассказе о том, как двух сыновей [[Ирод I Великий|Ирода I]], Александра и Аристобула, удавили по приказу отца.
+
-
 
+
-
Позднее Талмуд (Санх. 52б) вывел правило, что удушение применяется в случаях, когда Библия требует казни нарушителя, но не уточняет ее способа.
+
-
 
+
-
Было установлено также, что если библейский закон предписывает сочетание нескольких наказаний за одно преступление, приводится в исполнение лишь одно — наиболее строгое из них (принцип ком лей би-де-рабба минней).
+
-
 
+
-
Принципы, на которых основана библейская система наказаний, получили в Талмуде и послеталмудической Галахе дополнительное развитие и были приспособлены к потребностям времени и прогрессу правосознания.
+
-
=== Смертная казнь ===
+
-
+
-
Библейское законодательство предписывает применять смертную казнь в значительном числе случаев, однако Талмуд толкует эти законы ограничительно.
+
-
 
+
-
По подсчету [[Маймонид|Маймонида]], существуют 36 преступлений, караемых смертной казнью: преступления против нравственности (как кровосмешение и прелюбодеяние); преступления религиозные (как идолопоклонство, подстрекательство к нему, человеческие жертвы Молоху, колдовство, лжепророчество от имени Бога, пророчество от имени языческого божества, богохульство, нарушение субботнего отдыха); причинение родителям телесного повреждения, произнесение проклятий по их адресу, дерзкое ослушание; неподчинение власти [[Синедрион|Синедриона]]; убийство и похищение людей (ср. Санх. 7:4; 9:1; 11:1).
+
-
 
+
-
Более гуманное правосознание эпохи законодателей Талмуда нашло выражение в сокращении списка преступлений, наказуемых смертью, отчасти путем герменевтического толкования законов Пятикнижия (см. [[Герменевтика]]) и установлением некоторых правовых и процессуальных норм.
+
-
 
+
-
Наибольшее значение имеет в этом отношении так называемая хатраа, сущность которой сводится к тому, что смертной казни и телесному наказанию преступник подвергается только в том случае, если он заранее, и притом непосредственно перед совершением преступления, был предупрежден о грозящем ему наказании.
+
-
 
+
-
Такое постановление привело к почти полному упразднению смертной казни.
+
-
 
+
-
Мишна говорит по этому поводу: «Синедрион, выносящий один смертный приговор в семилетие, называется губительным» (ховланит); по мнению танны Элазара бен Азарии (конец 1 в. до н. э. – начало 1 в. н. э.), один приговор в семьдесят лет уже дает право называть Синедрион губительным, а таннаи рабби Тарфон и рабби [[Акива]] говорили: «Если бы мы участвовали в Синедрионе, смертных приговоров вовсе не было бы», на что [[Раббан|раббан]] [[Шимон бен Гамлиэль II]] заметил: «Такие взгляды повели бы к умножению убийц среди Израиля» (Мак. 1:10).
+
-
 
+
-
Таким образом, единственным преступлением, которое, по мнению некоторых таннаев, требовало применения смертной казни по суду, было убийство.
+
-
 
+
-
Многие преступления теоретически признавались заслуживающими смертной казни, но на практике она применялась очень редко. Защита в суде имела значительные преимущества в сравнении с обвинением (см. [[Право Еврейское|Право еврейское]]).
+
-
 
+
-
Даже по отношению к осужденному на казнь соблюдались принципы человеколюбия, включавшие заботу об облегчении его предсмертных мук: «избери ему легкую смерть» (Санх. 45а).
+
-
 
+
-
Согласно этому указанию, осужденному давали выпить стакан вина с примесью небольшой дозы ладана для притупления сознания (Санх. 43а).
+
-
 
+
-
В вопросе о том, какой из четырех видов смертной казни следует считать наиболее тяжким, был принят следующий, нисходящий по суровости, порядок: побивание камнями (скила), сожжение (срефа), обезглавливание мечом (херег), удушение (хенек) (Санх. 7:1).
+
-
 
+
-
Казнь побиванием камнями, которой карались лишь тягчайшие преступления, описывается подробно в Талмуде: осужденного-мужчину (но не женщину) на расстоянии нескольких шагов от места казни, голого (в одной набедренной повязке), со связанными руками, поднимали на возвышение, вдвое превышающее человеческий рост, и один из свидетелей преступления сталкивал его оттуда.
+
-
 
+
-
Если смерть не наступала сразу, два свидетеля поднимали камень, тяжесть которого под силу лишь двоим, и бросали его на осужденного.
+
-
 
+
-
Если и этот удар не приводил к смерти, остальные присутствующие бросали в него камни до наступления смерти.
+
-
 
+
-
Из библейских описаний казни видно, что первый камень бросали очевидцы, а за ними — прочие присутствующие («весь народ»; Втор. 17:7); это имело целью усилить сознание ответственности свидетелей.
+
-
 
+
-
Трупы мужчин, осужденных за богохульство и идолопоклонство, подвергались затем повешению, но до захода солнца труп зарывали вместе с бревном, на котором он был повешен. [[Погребение]] происходило на специальном кладбище (Санх. 6:4–5).
+
-
 
+
-
Более легким способом казни считалось сожжение, которое в Библии упоминается дважды как наказание за преступления, признаваемые наиболее позорными (сожительство с дочерью или матерью жены, развратное поведение дочери коhена; Лев. 20; 14, 21:9).
+
-
 
+
-
Третьим по тяжести видом казни считалось обезглавливание мечом.
+
-
 
+
-
Пятикнижии оно не встречается в качестве судебного наказания, и лишь [[Иеремия]] упоминает его как способ расправы царей с политическими противниками (26:23).
+
-
 
+
-
Однако в эпоху Библии оно, по-видимому, служило обычным способом частной кровной мести.
+
-
 
+
-
Пятикнижие установило над кровной местью контроль общества в виде предварительного суда, но все-таки обязало ближайшего родственника убитого отсечь голову преступнику (Чис. 35: 19).
+
-
 
+
-
Письменный Закон предписывает стереть с лица земли еврейский город, население которого поклоняется языческим божествам, причем жители должны быть преданы мечу, а имущество — огню (Втор. 13:13–17).
+
-
 
+
-
Талмуд на основании этих библейских данных устанавливает как наказание за убийство и массовое идолопоклонство отсечение головы. Самой легкой формой казни считалось удушение, при котором осужденного помещали в стоячем положении по колени в навоз, шею обматывали жестким полотнищем, вложенным в мягкое, и тянули в обе стороны до наступление смерти (Санх. 7:3).
+
-
 
+
-
Поскольку существовали специфические процессуальные нормы (см. выше), эти четыре вида смертной казни применялись редко, и соответствующие преступления часто оставались безнаказанными.
+
-
 
+
-
Исключение составляло убийство: если убийцу не приговаривали к казни, то все же, при доказанности его вины, его не освобождали, а осуждали на пожизненное заключение в тесном карцере (подробнее см. ниже, раздел Тюремное заключение).
+
-
 
+
-
Талмуд полностью освобождает от наказания человека, совершившего убийство, однако при обстоятельствах самообороны и вообще крайней необходимости (Санх. 8:7; Майм. Яд., Хилхот роцеах 1:6–7).
+
-
 
+
-
В последние годы перед разрушением Второго храма, главным образом во время бесчинств [[Зелоты|зелотов]] в Иерусалиме, некоторые преступления, по закону не наказуемые смертью, но грубо оскорбляющие религиозное чувство верующих и совершенные с нарочитой демонстративностью, карались смертью без суда, однако лишь непосредственно после совершения преступления.
+
-
 
+
-
Такой внесудебной расправе подвергались: святотатец, укравший священные сосуды из Храма и застигнутый с поличным на месте преступления; человек, публично заклявший Бога именем языческого божества; лицо, позволившее себе половую связь с язычницей; священник, совершавший жертвоприношение с нарушением законов ритуальной чистоты, и т. п. (Санх. 9:6).
+
-
 
+
-
Уже в эпоху таннаев, и тем более в эпоху амораев и в позднейший период обсуждение вопроса о видах смертной казни (собранные главным образом в трактатах Санхедрин и Маккот Вавилонского Талмуда, в Иерусалимском Талмуде, в [[Тосефта|тосефте]] к этим трактатам, а также в галахических [[Мидраш|мидрашах]]) носило чисто отвлеченный характер, так как прерогатива выносить смертный приговор перешла в руки римских властей за 40 лет до разрушения Второго храма (Санх. 41а; Шаб. 15а; Ав. Зар. 8б).
+
-
 
+
-
И все же в эпоху [[Гаон|гаонов]] и столетиями позже детальное и абстрактное обсуждение продолжалось; этим занимались [[Раши]], [[Алфаси, Ицхак Бен Яаков|Ицхак Алфаси]], [[Авраhам Бен Давид Из Поскьера|Авраhам бен Давид из Поскьера]], [[Моше Бен Яаков Из Куси|Моше бен Яаков из Куси]], [[Меири, Менахем Бен Шломо|Менахем бен Шломо Меири]], [[Геронди, Иона Бен Авраhам|Иона Геронди]], [[Геронди, Ниссим Бен Реувен|Ниссим Геронди]], тосафисты, [[Ашер Бен Иехиэль|Ашер бен Иехиэль]] и многие другие, а также Маймонид, посвятивший этому вопросу несколько частей кодекса Мишне Тора.
+
-
 
+
-
Телесные наказания, причиняющие увечье, которые в Библии налагались за соответствующие преступления по принципу талиона, в эпоху Талмуда были заменены выкупом (БК. 84а).
+
-
 
+
-
Телесные наказания, причиняющие боль (малкот), упоминаются в Библии как мера, которую может назначить судья.
+
-
 
+
-
По толкованию Талмуда, их применение не находится на усмотрении суда, но обязательно в случае нарушения явного библейского запрета. Однако такое наказание не налагается, если преступление карается смертной казнью или если нарушение состоит только в произнесении слов, а не в действии (впрочем, с некоторыми исключениями), а также если предполагаемое наказание допускает имущественное возмещение вреда и т. п.
+
-
 
+
-
Указанное в Пятикнижии число — сорок ударов — может быть уменьшено до того предела, который, согласно мнению врача, допустим без опасности для жизни наказываемого.
+
-
 
+
-
Если во время телесного наказания замечали, что продолжение сопряжено с опасностью для жизни, то его прекращали.
+
-
 
+
-
Удары наносились четыреххвостой плетью из телячьей кожи. Треть ударов предназначалась на грудь, остальные на спину, причем треть их наносилась с левой стороны спины, а другая треть — с правой (Мак. 3:12–13).
+
-
 
+
-
Применить это наказание можно было с тем же предупреждением и другими процессуальными требованиями, как и смертную казнь.
+
-
 
+
-
Поэтому на практике, по приговору суда, это наказание было большой редкостью.
+
-
 
+
-
Но в чрезвычайных обстоятельствах суду предоставлялось право приговаривать к наказанию бичеванием во всех случаях, когда он это сочтет нужным.
+
-
 
+
-
Бичеванию могли подвергаться и виновные в мелких проступках, это было даже не наказание, а средство принуждения к исполнению тех или иных предписаний суда, причем суд выполнял в таком случае функции административного органа (и в талмудическую, и в раввинистическую эпоху в руках суда сосредоточивалась вся власть в пределах еврейской общины).
+
-
 
+
-
Административное телесное наказание носило название маккат мардут (`удары за строптивость`: Наз. 4:3 и др.), в отличие от малкот, которые назначались с соблюдением всех судебных гарантий.
+
-
 
+
-
=== Имущественные наказания ===
+
-
+
-
Хотя еще Иосиф Флавий (Древ. 4:280) отмечает существование принципа талиона наряду с возможностью замены его денежным выкупом (причем применение того или иного способа возмещения убытка потерпевшему зависело от воли последнего), наказания, причиняющие увечье, стали применяться все реже, а имущественное вознаграждение за телесное повреждение стало общим правилом. Следы такого процесса есть и в Пятикнижии (Исх. 21:30), которое, однако, строго воспрещает замену убийце смертной казни денежным выкупом (Чис. 35:31–32). Не отрицая этого предписания, Талмуд признает, что во всех других случаях денежные выкупы допустимы и даже обязательны (БК. 83б). Сумма, уплачиваемая лицом, причинившим телесное повреждение потерпевшему, слагается, по Талмуду, из пяти частей: незек (`убыток`) соответствует современному вознаграждению за утрату трудоспособности; цаap — штраф за причиненное физическое страдание: риппуй — возмещение расходов по лечению: шевет (`бездействие`) — возмещение убытков, понесенных потерпевшим в результате вынужденного бездействия; бошет (`стыд`, `позор`) — мера морального ущерба (душевные страдания, чувство стыда и т. д.), причиненного пострадавшему (БК 8:1; Майм. Яд., Хилхот ховел у-маззик 1:1–3).
+
-
 
+
-
=== Тюремное заключение ===
+
-
+
-
Длительное лишение свободы путем заключения человека под стражу не было, видимо, известно в качестве наказания законодательным системам древнего Ближнего Востока, Греции и Рима. Упоминаемые в Библии случаи указывают лишь на предварительное заключение (арест) нарушителя закона до вынесения и приведения в исполнение приговора (Лев. 24:12: Чис. 15:34) или на арест как административную меру (I Ц. 22:27; II Хрон. 16:10: Иер. 37:15–16; 38:4–14). Только к концу библейской эпохи появляется упоминание о заключении в тюрьму по решению суда, вероятно, с целью «смягчить» непокорного (Эз. 7:25–26). В Талмуде оно упоминается в связи с законами о неверной жене (Сота 4:5), а также с освобождением заключенных накануне праздников (Псах. 8:6: МК. 3:1). В талмудический период евреи и язычники содержались в разных тюрьмах (Псах. 91а: ТИ., Псах. 8:6, З6а и МК. 3:1, 81с). Задержание подозреваемого до завершения направленной против него юридической процедуры при наличии достаточных оснований для подозрений (ТИ., Санх. 7:10, 25а) было наиболее распространенной формой заключения в этот период (Мех. дрИ., Наз. 6; Кт. 33б). Осужденный на смерть обычно содержался в тюрьме до приведения приговора в исполнение (Сиф. Чис. 114; Санх. 11:4). Талмуд толкует отрывок книги Эзра (7:25–26, см. выше) как право суда заключить в тюрьму человека, который отказывается выполнить какие-либо его решения, чтобы оказать давление на него (МК. 16а); поэтому условия заключения иногда были суровыми.
+
-
 
+
-
В талмудический период впервые упоминается наказание заключением в карцер (хахнаса ла-киппа), где невозможно было лежать, причем пища давалась скудная (хлеб и вода в небольшом количестве). Согласно разъяснению аморы Шешета (конец 3 в. – начало 4 в.), эта мера фактически представляла собой медленную казнь (Санх. 81б). Та же мера применялась и в случае третьего рецидива преступления, караемого телесным наказанием (Санх. 9:5; Тосеф. Санх. 12:7–8).
+
-
 
+
-
=== Поражение в правах ===
+
-
+
-
В Талмуде встречается еще специальная мера, которая представляет собой ограничение правоспособности и состоит в лишении права быть свидетелем на суде (показания такого свидетеля игнорировались судом) и права давать присягу в гражданских исках.
+
-
 
+
-
Эта мера назначалась не с целью наказать данное лицо, а исключительно потому, что, по представлению Талмуда, нельзя оказывать доверия лицам, совершившим преступления, обычно влекущие за собой смертную казнь и телесное наказание, а также правонарушения с корыстной целью.
+
-
 
+
-
Лишение этих прав не зависело от предупреждения (хатраа) и других процессуальных требований.
+
-
 
+
-
После телесного наказания виновный восстанавливался в правах. Такое же последствие имело и искреннее раскаяние, выразившееся не только в словах, но и в поступках.
+
-
 
+
-
Например, человек, лишенный некоторых прав за совершение преступления корыстного характера, мог позже доказать свое раскаяние тем, что он, хотя бы один раз оказавшись в подобной ситуации, не совершил преступления, обещавшего такие же выгоды, как и прежнее (Майм. Яд., Хилхот эдут 10–12; Ш. Ар. ХМ. 34, 92).
+
-
 
+
-
== Наказание в рамках еврейской судебной автономии ==
+
-
 
+
-
В странах, еврейское население которых обладало правом собственного судопроизводства и решения правовых вопросов, еврейское право все чаще прибегало к наказанию тюремным заключением, как предварительным, так и с целью «смягчить» недовольного решением суда.
+
-
 
+
-
Это стало обычным явлением с начала 14 в. Первоначально тюремное заключение применялось в области гражданского, но затем и уголовного права; соотношение того и другого в разные периоды было разным.
+
-
 
+
-
Одно из свидетельств наличия этого вида наказания в области уголовного права — существовавшие в различных местах еврейские тюрьмы, о чем сообщает ряд галахических и исторических источников; в частности, многие материалы этого рода относятся к [[Польша|Польше]] и соседним с ней территориям.
+
-
 
+
-
Различные виды тюремного заключения налагались еврейскими судами и в тех местах, где еврейских тюрем не было, и исполнение приговора передавалось в руки правительственных органов.
+
-
 
+
-
Заключение в тюрьму (и ряд других наказаний) налагалось по еврейскому праву на евреев-доносчиков за первую и вторую провинность; в третий раз полагалась смертная казнь.
+
-
 
+
-
В [[Испания|Испании]] со 2-й половины 13 в. (в сефардской [[Диаспора|диаспоре]] — до 16–17 вв.) существовали еврейские комиссии «по расследованию преступлений» (берурей аверот), как правило, рассматривавшие нарушения в области религии и нравственности.
+
-
 
+
-
Наряду с ними действовали комиссии «по расследованию исков» (берурей твиот), занимавшиеся денежными тяжбами. «Расследователи преступлений» могли накладывать такие наказания, как изгнание, исключение из общины и бичевание.
+
-
 
+
-
Вошел в силу ряд hалахот (см. [[Галаха]]), говорящих о возможности ареста члена общины или его освобождения под залог (см. респонсы [[Адрет, Шломо Бен Авраhам|Шломо Адрета]], т. 2, №242; [[Ицхак Бар Шешет Берфет|Ицхака бар Шешета Берфета]], 234–9, 508; Ашера бен Иехиэля, 13:3).
+
-
 
+
-
Мог быть задержан также человек, подозреваемый в намерении бежать и этим нанести серьезный вред другому лицу (например, оставить жену [[Агуна|агуной]]; «Швут-Яаков», т. 1, респонс №14).
+
-
 
+
-
В средневековой Испании существовала система законов о преступлениях, совершенных евреем против еврея, евреем против христианина и христианином против еврея.
+
-
 
+
-
Местные законы, называемые фуэрос, устанавливали порядок судопроизводства в случаях нанесения увечья, убийства и т. п.
+
-
 
+
-
Штраф за убийство еврея христианином уплачивался местным властям. Этот штраф был высок и равнялся штрафу за убийство аристократа или священника.
+
-
 
+
-
Христиане не раз требовали сократить его, приравняв к штрафу за убийство крестьянина.
+
-
 
+
-
В северной Испании 10–11 вв. тяжбы решались так называемым «Божьим судом» — в виде дуэли, поражение в которой могло считаться наказанием; в случаях, когда одной из сторон спора выступал еврей, король обязывался найти ему замену — специального бойца.
+
-
 
+
-
Законы фуэрос имели важное значение в условиях неразвитых общественных отношений, где разногласия обычно решались силой, и давали евреям определенную защиту. Наряду со смертной казнью и штрафом фуэрос предусматривали бичевание и некоторые другие виды наказания.
+
-
 
+
-
Уже в мусульманской Испании еврейским судам было дано право выносить смертные приговоры, причем осужденных передавали в руки местного палача.
+
-
 
+
-
Это право распространялось и на районы под христианской властью. Здесь эта система называлась альбала эн бланко: еврейский суд получал специальный бланк, заранее подписанный королем, и вносил туда имя осужденного, а городской палач, получив этот документ, исполнял приговор.
+
-
 
+
-
Имущество казненного конфисковывалось государством. В 1380 г. король Хуан I Кастильский отменил эту систему в связи с приговором, который еврейский суд вынес его приближенному Иосефу Печо (или Печону).
+
-
Отмена была подтверждена [[Фердинанд И Изабелла|Фердинандом и Изабеллой]].
+
-
 
+
-
Еврейские суды в Испании могли выносить приговоры, включавшие нанесение увечья осужденному, а также клеймение воров и женщин легкого поведения.
+
-
 
+
-
Тюрьмы были общими для представителей различных религий; в частности, в них содержались евреи, осужденные за неуплату долгов.
+
-
 
+
-
Как в Испании, так и в немецких землях существовали наказания, оговоренные в данных евреям привилегиях.
+
-
 
+
-
Так, согласно привилегиям, дарованных евреям епископом [[Шпейер|Шпейера]] Рудигером (1084), главе еврейской общины [[Вормс|Вормса]] предоставлялось право, равное правам главы христианской общины города, судить и выносить наказания.
+
-
 
+
-
Тяжбы между евреем и неевреем (в области гражданские права) в Испании разбирались либо в еврейском суде, либо по местным обычаям; во многих случаях стороны предпочитали еврейский суд.
+
-
 
+
-
Тюремное заключение нередко применялось как средство принудить мужа дать [[Развод|развод]] жене, в частности, если их брак противоречил еврейскому религиозному праву (см. [[Брак. Запрещенные браки]]; Раши к Псах. 91а; Ицхак бар Шешет Берфет, респонс 348; Шломо Адрет, респонсы, т. 2, №276), или принудить левира к обряду халицы (см. [[Левиратный Брак И Халица|Левиратный брак и халица]]; Ашер бен Иехиэль, респонсы 52:8).
+
-
 
+
-
Заключение в тюрьму могло быть также санкцией в случае неуважения к суду и несогласия с его решениями (Ицхак Алфаси, респонс 146; Иом Тов Ишбили, респонс 159; и др.).
+
-
 
+
-
Ряд поским включает эту санкцию в прерогативы суда (Майм. Яд. к Санх. 24:9). Упомянутое в Талмуде заключение в карцер (киппа, см. выше) стало применяться как наказание за определенные виды убийства, когда закон не предусматривал смертной казни (Майм. Яд., Хилхот роцеах 2:2–5; 4:8–9), например, когда осужденный имел лишь косвенное отношение к убийству (И. Белфет, респонс 251) или когда был только один свидетель.
+
-
 
+
-
То, что тюремное заключение стало обычным наказанием за многие нарушения закона, отражено в решениях еврейских судов и в различных постановлениях (см. [[Такканот]]), отвечавших условиям еврейской жизни в разные периоды.
+
-
 
+
-
Так наказывались преступления против морали, семейных устоев, личной собственности, физическое или словесное оскорбление (включая хулу на доброе имя), азартные игры. В тюрьму заключали евреев — нарушителей религиозных норм, например, за готовность к [[Отступничество|отступничеству]] ввиду невозможности жениться на определенной женщине по еврейским законам (Иом Тов Ишбили, респонс 179), а также последователей саббатианства (см. [[Саббатай Цви]]) или [[Хасидизм|хасидизма]] в его начальной стадии. В заключение попадали лжесвидетели, контрабандисты и т. п.
+
-
 
+
-
Согласно такканот общины [[Краков|Кракова]] (с конца 16 в.), в тюрьму заключались бедняки, просившие милостыню на улицах вместо того, чтобы обратиться за помощью в синагогу.
+
-
 
+
-
Позорный столб часто применялся в средние века как христианами, так и евреями. В Польше и Литве он назывался куна. У евреев вместо выставления к столбу часто использовали цепь, посредством которой нарушитель (виновный в хуле на доброе имя ближнего, доносе и т. п.) приковывался к наружной стене синагоги (у входа) за руки и шею и находился в таком положении несколько часов.
+
-
 
+
-
В 17 в. в общинах выходцев из Испании и Португалии, нашедших убежище в [[Нидерланды|Нидерландах]], одним из жестких средств поддержания внутриобщинной дисциплины служил херем (см. выше), примененный, в частности, против таких вольнодумцев, как [[Акоста|Уриэль Акоста]] и [[Спиноза, Барух|Барух Спиноза]]. В [[Гамбург|Гамбурге]] в конце 17 в. в еврейской общине выходцев из Португалии практиковался домашний арест как наказание за некоторые нарушения.
+
-
=== Обращение с заключенными ===
+
-
+
-
Евреи не восприняли обычай создавать узникам жестокие условия содержания, практиковавшийся в различных странах до начала 19 в.
+
-
 
+
-
В ряде такканот и респонсов указывается, что заключенные до приговора суда должны содержаться иначе, чем уже осужденные, но и те и другие имеют право на пищу и санитарные условия в своей камере. См. также [[Автономия Судебная|Автономия судебная]].
+
-
 
+
-
=== Наказание и самоограничения раскаявшихся ===
+
-
+
-
Наказание и самоограничения раскаявшихся (хозрим би-тшува). Намеком на чувство раскаяния в грехах служат, возможно, слова «Жертва Богу — дух сокрушенный» (Пс. 51 [на русском 50]: 19). Маймонид (Хилхот тшува) дает конкретные указания на такие наказания и самоограничения: душевная готовность совершившего грех принять мучения (1:4); принятие изгнания (2:4); публичное покаяние (2:5); публичная просьба прощения на могиле умершего, против которого кающийся грешил (2:11); подавление в себе гнева, вражды, зависти, глумливости, корыстолюбия, честолюбия, чревоугодия и т. п. (7:1).
+
-
 
+
-
Четкую систему таких наказаний, обоснованную теологически и этически, разработал современник Маймонида Иеhуда hа-Хасид в сочинении [[«Сефер-Хасидим»|«Сефер-хасидим»]] («Книга благочестивых»; 1-е сокращенное и отредактированное издание — 1538 г., Болонья), где он выдвигает правило, что поступки кающегося должны быть «взвешены» в соответствии с тяжестью каждого преступления или нарушения; поэтому его система называется «взвешенным» или «уравновешенным покаянием» (тшуват hа-мишкал).
+
-
 
+
-
Следуя ей, его ученик [[Элазар Бен Иеhуда Из Вормса|Элазар бен Иехуда из Вормса]] установил сорокадневный пост за преступление в области половых отношений; за другие серьезные прегрешения — сидение зимой на льду или снегу, а летом на муравьиной куче, ношение власяницы на голом теле, самобичевание и публичное покаяние, привязывание руки, которой было совершено убийство, цепями к телу и наложение железного обруча на живот, лежание на земле у входа в синагогу, то есть на виду у всех.
+
-
 
+
-
Книга «Сефер-хасидим» должна была служить практическим справочником «наставнику» (`море`), который руководил действиями кающегося или целой общины в случае коллективного покаяния.
+
-
 
+
-
Относительно законов о наказании в Государстве Израиль см. [[Государство Израиль|Государство Израиль. Судебная система]]). «Бичевание». М. Ричи. Гравюра. Титульный лист Амстердамского издания Мишны. 1700–1704 гг. Еврейская национальная и университетская библиотека. Иерусалим.
+
-
 
+
-
Куна — цепи, в которые по приговору кагала заковывали провинившихся. Из книги М. Балабана «Евреи Львова на пороге 17 столетия». Львов. 1906 г.
+
-
 
+
-
{{ElevenCopyRight|12900|НАКАЗАНИЕ}}
+
-
 
+
-
[[Категория: Еврейские законы и обычаи]]
+

Текущая версия на 00:17, 31 мая 2013

  1. redirect ej:Наказание в еврейской традиции
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация