Нафтали (сын Яакова), одно из колен еврейского народа
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
м (переименовал «Нафтали (Неффалим)» в «Нафтали (сын Яакова), одно из колен еврейского народа»: по образцу) |
(консолидация) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | {{О_статье| ТИП СТАТЬИ = | + | {{О_статье\ЭЕЭ |
+ | | ТИП СТАТЬИ = 2 | ||
| АВТОР1 = | | АВТОР1 = | ||
| АВТОР2 = | | АВТОР2 = | ||
Строка 12: | Строка 13: | ||
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = | ||
}} | }} | ||
- | ''' | + | [[Файл: 12924_L.jpg|thumb|250px|right|[[Нафтали]] «Двенадцать колен Израилевых» (Нафтали). М. [[Шагал]]. Витражи для синагоги медицинского центра «[[Хадасса]]». 1960-62. Иерусалим.]] |
+ | ''Нафтали́'' (в синод. пер. ''Неффалим'') ({{lang-he|נַפְתָּלִי}} — «мой спор, борьба») — второй сын патриарха [[Иаков|Иакова]] от [[Валла (Библия)||Билхи]], служанки [[Рахиль|Рахили]] (Рахели), и шестой сын в порядке рождения всех сыновей Иакова ({{Библия|Быт|30:7|, 8}}), родоначальник одноименного [[Колена Израилевы|колена]]. Это имя дала ему Рахиль, как знак победы над сестрой. | ||
- | + | == Упоминания в Торе == | |
+ | Благословляя перед смертью своих детей, умирающий Иаков произнес между прочим о Нафтали следующие слова: {{ВЗ2|Нафтали - лань вольная, он воздает речи прекрасные.|Быт|49:21}} (в синод. пер. "теревинф рослый, распускающий прекрасные ветви"). В благословении Моше сказано: {{ВЗ2|Нафтали, получивший благоволенье, исполненный благословений Господа, владей западом и югом!|Втор|33:23}}. | ||
- | + | == Надел Нафтали == | |
+ | Предание о происхождении Нафтали от служанки указывает, по-видимому, на относительно низкий статус этого колена среди израильских племен в древнейший период. Колено Нафтали подразделялось на четыре клана, ведшие свое происхождение от четырех сыновей Нафтали — Яхцеэля, Гуни, Иецера и Шиллема (Быт. 46:24; Чис. 26:48–50; ср. I Хр. 7:13). Надел Нафтали был шестым в порядке жеребьевки при Шило; в книге [[Иехошуа Бин Нун|Иехошуа бин Нуна]] содержится описание границ надела и список его городов (ИбН. 19:32–39). В Библии четко обозначена лишь южная граница надела Нафтали, проходившая от горы Тавор на западе до Элон-бе-Цаананним несколько южнее озера [[Киннерет]]; на юго-западе надел Нафтали граничил с наделом [[Звулун|Звулуна]], на западе — с наделом [[Ашер|Ашера]]; северная граница надела Нафтали, возможно, находилась севернее реки Литани. | ||
- | + | Тора подчеркивает важность надела Нафтали с географической (Втор. 33:23) и военной (ИбН. 19:35) точек зрения и даже называет всю Галилею «землей Нафтали» (II Ц. 15:29), что свидетельствует о центральной роли колена среди северных племен в тот период. На первых порах после завоевания [[Ханаан|Ханаана]] колено Нафтали не могло изгнать ханаанеев из ряда районов (Суд. 1: 33); лишь после решительного сражения во времена [[Дебора|Деборы]] Нафтали удалось одержать над ними верх. В этой войне колено Нафтали играло выдающуюся роль: во главе израильтян стоял Барак, происходивший из Кедеш-Нафтали (Суд. 4:6), и члены его племени проявляли героизм (Суд. 5:18). | |
+ | В отражающих [[Судей Израилевых Книга||эпоху Судей]] благословениях Иакова и [[Моше]] колено Нафтали удостоено высоких похвал. В Объединенном царстве [[Давид]]а и [[Шломо]] (Соломона) надел Нафтали, в который, по-видимому, был инкорпорирован город [[Дан]], был административной единицей, о значении которой говорит тот факт, что во главе ее стоял зять царя (I Ц. 4:15). На территории Нафтали находился один из важнейших укрепленных Соломоном городов — [[Хацор]] (I Ц. 9:15). Вскоре после раскола Объединенного царства территория Нафтали была, видимо, захвачена царем Арам-Даммесека Бен-Хададом (I Ц. 15:20), однако при [[Омри]] и [[Ахав|Ахаве]] отвоевана. В 732 г. до н. э. Тиглатпаласар III отторг северные территории, в том числе надел Нафтали, от Израильского царства и угнал в Ассирию значительную часть еврейского населения (II Ц. 15:29). | ||
+ | |||
+ | Спустя примерно сто лет после падения Израильского царства иудейский царь [[Иошияху]] пытался включить его земли «до Нафтали, в опустошении их» в сферу своего влияния (II Хр. 34:8). | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Из этого колена происходил [[Товит]]. | ||
+ | |||
+ | {{ElevenCopyRight|12924|НАФТАЛИ}} | ||
+ | |||
+ | |||
+ | [[Категория:Пятикнижие]] | ||
[[Категория:Персонажи Пятикнижия]] | [[Категория:Персонажи Пятикнижия]] | ||
[[Категория:Колена Израиля]] | [[Категория:Колена Израиля]] | ||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- |
Версия 19:46, 2 августа 2012
Источник: | ||||||||
|
Нафтали́ (в синод. пер. Неффалим) (ивр. נַפְתָּלִי — «мой спор, борьба») — второй сын патриарха Иакова от |Билхи, служанки Рахили (Рахели), и шестой сын в порядке рождения всех сыновей Иакова (Быт.30:7, 8), родоначальник одноименного колена. Это имя дала ему Рахиль, как знак победы над сестрой.
Упоминания в Торе
Благословляя перед смертью своих детей, умирающий Иаков произнес между прочим о Нафтали следующие слова: «Нафтали - лань вольная, он воздает речи прекрасные.» (Быт.49:21) (в синод. пер. "теревинф рослый, распускающий прекрасные ветви"). В благословении Моше сказано: «Нафтали, получивший благоволенье, исполненный благословений Господа, владей западом и югом!» (Втор.33:23).
Надел Нафтали
Предание о происхождении Нафтали от служанки указывает, по-видимому, на относительно низкий статус этого колена среди израильских племен в древнейший период. Колено Нафтали подразделялось на четыре клана, ведшие свое происхождение от четырех сыновей Нафтали — Яхцеэля, Гуни, Иецера и Шиллема (Быт. 46:24; Чис. 26:48–50; ср. I Хр. 7:13). Надел Нафтали был шестым в порядке жеребьевки при Шило; в книге Иехошуа бин Нуна содержится описание границ надела и список его городов (ИбН. 19:32–39). В Библии четко обозначена лишь южная граница надела Нафтали, проходившая от горы Тавор на западе до Элон-бе-Цаананним несколько южнее озера Киннерет; на юго-западе надел Нафтали граничил с наделом Звулуна, на западе — с наделом Ашера; северная граница надела Нафтали, возможно, находилась севернее реки Литани.
Тора подчеркивает важность надела Нафтали с географической (Втор. 33:23) и военной (ИбН. 19:35) точек зрения и даже называет всю Галилею «землей Нафтали» (II Ц. 15:29), что свидетельствует о центральной роли колена среди северных племен в тот период. На первых порах после завоевания Ханаана колено Нафтали не могло изгнать ханаанеев из ряда районов (Суд. 1: 33); лишь после решительного сражения во времена Деборы Нафтали удалось одержать над ними верх. В этой войне колено Нафтали играло выдающуюся роль: во главе израильтян стоял Барак, происходивший из Кедеш-Нафтали (Суд. 4:6), и члены его племени проявляли героизм (Суд. 5:18).
В отражающих |эпоху Судей благословениях Иакова и Моше колено Нафтали удостоено высоких похвал. В Объединенном царстве Давида и Шломо (Соломона) надел Нафтали, в который, по-видимому, был инкорпорирован город Дан, был административной единицей, о значении которой говорит тот факт, что во главе ее стоял зять царя (I Ц. 4:15). На территории Нафтали находился один из важнейших укрепленных Соломоном городов — Хацор (I Ц. 9:15). Вскоре после раскола Объединенного царства территория Нафтали была, видимо, захвачена царем Арам-Даммесека Бен-Хададом (I Ц. 15:20), однако при Омри и Ахаве отвоевана. В 732 г. до н. э. Тиглатпаласар III отторг северные территории, в том числе надел Нафтали, от Израильского царства и угнал в Ассирию значительную часть еврейского населения (II Ц. 15:29).
Спустя примерно сто лет после падения Израильского царства иудейский царь Иошияху пытался включить его земли «до Нафтали, в опустошении их» в сферу своего влияния (II Хр. 34:8).
Из этого колена происходил Товит.