Нахум (Наум), библейская книга

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Raphael (Обсуждение | вклад)
м (Время написания: обновление данных)
Raphael (Обсуждение | вклад)
(Содержание: обновление данных)
Строка 29: Строка 29:
Взятие Ашшурбанипалом египетских Фив (библейское Но-Амон) в 663 г. до н. э., упоминаемое Нахумом (3:8–10), способствует датировке его пророческой деятель­ности; с другой стороны, невозможно с определенностью сказать, написано ли пророчество до или после разрушения Ниневии вавилонянами и мидийцами в августе 612 г. до н. э. Тот факт, что во 2-й и 3-й главах события описываются глаголами совершенного вида, наводит на предположение, что ко времени написания пророчества Ниневия уже пала; с другой стороны, некоторые отрывки (например 3:11, 14–15), как кажется, свидетельствуют, что сопротивление ассирийцев еще не было сломлено; представляется таким образом вероятным, что пророчество было написано в том же 612 г. до н. э, незадолго до окончательного поражения Ассирии. Не исключено, однако, что поводом к пророчеству послужила более ранняя неудачная попытка мидийцев взять город в 613 г. до н. э.
Взятие Ашшурбанипалом египетских Фив (библейское Но-Амон) в 663 г. до н. э., упоминаемое Нахумом (3:8–10), способствует датировке его пророческой деятель­ности; с другой стороны, невозможно с определенностью сказать, написано ли пророчество до или после разрушения Ниневии вавилонянами и мидийцами в августе 612 г. до н. э. Тот факт, что во 2-й и 3-й главах события описываются глаголами совершенного вида, наводит на предположение, что ко времени написания пророчества Ниневия уже пала; с другой стороны, некоторые отрывки (например 3:11, 14–15), как кажется, свидетельствуют, что сопротивление ассирийцев еще не было сломлено; представляется таким образом вероятным, что пророчество было написано в том же 612 г. до н. э, незадолго до окончательного поражения Ассирии. Не исключено, однако, что поводом к пророчеству послужила более ранняя неудачная попытка мидийцев взять город в 613 г. до н. э.
-
== Содержание ==
+
== Содержание книги ==
-
Первая глава представляет собой псалом, написанный акростихом (хотя и неполный), восславляющий [[Бог]]а-Судью. В этой главе прославляется милость Господа к Своему народу и верность Его завету.
+
# Первая глава представляет собой псалом, написанный неполным [[акростих]]ом, восславляющий [[Бог]]а-Судью. За этим вступлением, содержащим традиционные мотивы непререкаемой власти Бога над стихиями и упования на Него, следует собственно пророчество о Ниневии (начиная с 1:14), отличающееся высоким поэтическим мастерством. Стилистика и образы пророчества, по-видимому, заимствованы из литургических описаний борьбы Бога с Его противниками и находят параллель в шумеро-аккадских и угаритских текстах.
 +
# Вторая глава рассказывает о падении Ниневии. В ней особенно подчёркивается, что это великий город, столица могушественной империи. Она сравнивается с львиным логовом (лев — символ Ассирии).
 +
# Третья глава продолжает эту тему. Падение Ниневии неизбежно, ибо Бог выступил против нее (3:5–6); город не сможет противостоять врагу, как египетские Фивы не смогли избежать своей участи (3:8–11). Причины  гибели города - [[Проституция#Храмовая проституция|храмовая проституция]], жадность, жестокость. Падение Ниневии сравнивается с тем, как ассирийцы захватывали другие города и страны.
-
Вторая глава рассказывает о падении Ниневии. В ней особенно подчёркивается, что это великий город, столица могушественной империи. Она сравнивается с львиным логовом (лев — символ Ассирии).
+
В основе пророчества лежит идея праведного промысла Всевышнего, отмщающего за преступления и служащего оплотом всех уповающих на Него. Книга Нахум, таким образом, зиждется на концепции моральной власти Бога над миром.
-
 
+
-
Третья глава продолжает эту тему, описывает снова картину гибели города, указывая причины этого: [[Проституция#Храмовая проституция|храмовая проституция]], жадность, жестокость. Падение Ниневии сравнивается с тем, как ассирийцы захватывали другие города и страны.
+
 +
{{ElevenCopyRight|12929|НАХУМ}}
{{Книги ТаНаХа}}
{{Книги ТаНаХа}}
{{Библейские пророки|Письменные}}
{{Библейские пророки|Письменные}}
{{rq|source}}
{{rq|source}}
-
<!-- <ref>{{bible-stub}}</ref> -->
 
[[Категория:Книги ТаНаХа]]
[[Категория:Книги ТаНаХа]]
-
 
-
 
-
{{checked_final}}
 

Версия 18:08, 19 августа 2012

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная исправленная статья


Иудаизм

п·о·р


Книга пророка Нау́ма (Нау́ма) — книга ТаНаХа, написанная пророком Нахумом (ивр. נַחוּם) - один из двенадцати малых пророков.

Книга представляет собой поэму из всего 3х глав, содержащую предсказание падении Ниневии, столицы могущественной Ассирийской империи. Вероятно поэма предназначалась для исполнения в Храме.

Автор

Книга носит название «Пророчества о Ниневии. Книга видения Нахума из Элкоши». Однако практически ничего не известно ни о Науме, но о поселении Элкош.

Его имя означает «утешитель» и, вероятно, является усеченной формой имени Нехемия (Господь утешит). Возможно, пророк как-то связан с городом Капернаумом (Кфар-Нахум, город Наума). По преданию, Наум умер на 45-м году жизни и был погребён в своей земле.

Время написания

Взятие Ашшурбанипалом египетских Фив (библейское Но-Амон) в 663 г. до н. э., упоминаемое Нахумом (3:8–10), способствует датировке его пророческой деятель­ности; с другой стороны, невозможно с определенностью сказать, написано ли пророчество до или после разрушения Ниневии вавилонянами и мидийцами в августе 612 г. до н. э. Тот факт, что во 2-й и 3-й главах события описываются глаголами совершенного вида, наводит на предположение, что ко времени написания пророчества Ниневия уже пала; с другой стороны, некоторые отрывки (например 3:11, 14–15), как кажется, свидетельствуют, что сопротивление ассирийцев еще не было сломлено; представляется таким образом вероятным, что пророчество было написано в том же 612 г. до н. э, незадолго до окончательного поражения Ассирии. Не исключено, однако, что поводом к пророчеству послужила более ранняя неудачная попытка мидийцев взять город в 613 г. до н. э.

Содержание книги

  1. Первая глава представляет собой псалом, написанный неполным акростихом, восславляющий Бога-Судью. За этим вступлением, содержащим традиционные мотивы непререкаемой власти Бога над стихиями и упования на Него, следует собственно пророчество о Ниневии (начиная с 1:14), отличающееся высоким поэтическим мастерством. Стилистика и образы пророчества, по-видимому, заимствованы из литургических описаний борьбы Бога с Его противниками и находят параллель в шумеро-аккадских и угаритских текстах.
  2. Вторая глава рассказывает о падении Ниневии. В ней особенно подчёркивается, что это великий город, столица могушественной империи. Она сравнивается с львиным логовом (лев — символ Ассирии).
  3. Третья глава продолжает эту тему. Падение Ниневии неизбежно, ибо Бог выступил против нее (3:5–6); город не сможет противостоять врагу, как египетские Фивы не смогли избежать своей участи (3:8–11). Причины гибели города - храмовая проституция, жадность, жестокость. Падение Ниневии сравнивается с тем, как ассирийцы захватывали другие города и страны.

В основе пророчества лежит идея праведного промысла Всевышнего, отмщающего за преступления и служащего оплотом всех уповающих на Него. Книга Нахум, таким образом, зиждется на концепции моральной власти Бога над миром.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья НАХУМ в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация