Национал-Социализм

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Отказ от общечеловеческой нравственности)
(Перенаправление на ej:Национал-Социализм)
 
(38 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Остатье\ЭЕЭ
+
#redirect [[:ej:Национал-Социализм]]
-
|ТИП СТАТЬИ=1
+
-
|СУПЕРВАЙЗЕР=
+
-
|КАЧЕСТВО=
+
-
|УРОВЕНЬ=
+
-
|НАЗВАНИЕ=
+
-
|ПОДЗАГОЛОВОК=
+
-
|СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
+
-
|АВТОР2=
+
-
|ТЕМА=
+
-
|СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
+
-
|ИЗ ЦИКЛА=
+
-
|ПУБЛИКАЦИИ=
+
-
|ДАТА СОЗДАНИЯ=
+
-
|ВИКИПЕДИЯ=
+
-
|ИСТОЧНИК=
+
-
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
+
-
}} 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
[[Файл: 12932_L.jpg|thumb|250px|left|[[Национал-Социализм]] Еврей-растлитель. Карикатура. Германия]]
+
-
 
+
-
 
+
-
'''Национал-Социализм''' (сокращенно — нацизм), идеология, политическое движение, а в 1933–45 гг. и государственный режим в [[Германия|Германии]], придавшие при диктатуре [[Гитлер, Адольф|А. Гитлера]] законную силу наиболее агрессивным устремлениям правого экстремизма и крайнего — вплоть до расового [[Геноцид|геноцида]] — [[Антисемитизм|антисемитизма]].
+
-
 
+
-
 
+
-
== Антисемитизм - доминанта доктрины ==
+
-
 
+
-
Сделав антисемитизм доминантой всей своей доктрины, национал-социализм апеллировал к застарелым предрассудкам широких масс, к их обострившемуся в результате поражения Германии в Первой мировой войне чувству национальной неполноценности, фабрикуя зримый образ врага — главного виновника всех бедствий, постигших Германию.
+
-
 
+
-
Врагами немецкого народа были объявлены и другие народы, не причисленные к «высшей расе».
+
-
 
+
-
Возведенная в ранг официальной идеологии национал-социализма псевдонаучная расовая теория утверждала уникальную одаренность лишь германской (нордической, арийской) расы и врожденную дефективность прежде всего евреев, но также — в разной степени — французов (негроиды), славян (пассивная, не способная к самостоятельному творчеству раса) и т. п.
+
-
 
+
-
Евреи, однако, были представлены как прямой антипод немцам в силу якобы взаимоисключаемости генетически наследуемых черт, религиозных верований, национальных характеров и исторических судеб (первым приписывалось извечно потребительски-паразитическое существование, а вторым — решающая творчески-созидательная роль в истории).
+
-
 
+
-
На основе этой доктрины и был создан стереотип еврея как воплощения физического и морального уродства, а следовательно, и всего чуждого германской расе в государственной, общественной и духовной жизни.
+
-
 
+
-
Одновременно национал-социализм внушал, что еврейство представляет опасность для всего человечества, и приписывал себе мессианскую роль спасения от нее человеческого рода путем возвращения истории к изначальному «естественному порядку».
+
-
 
+
-
Объявив вследствие этого едва ли не все основные ценности современной «упадочной» европейской цивилизации созданием мирового еврейства, национал-социализм сделал это главным аргументом их отрицания и искоренения.
+
-
 
+
-
Так, ликвидация всех демократических институтов в Германии национал-социализмом обосновывалась насквозь пропитавшим их еврейским духом (Веймарскую республику нацистская пропаганда именовала «юденрепублик», то есть `еврейская республика`), а все идеологические и политические противники национал-социализма, в том числе либералы, социал-демократы и другие, были причислены к вольным или невольным пособникам евреев.
+
-
 
+
-
Многопартийность, свободные профсоюзы, независимая пресса, индивидуальные свободы и права личности были признаны порождением органического еврейского индивидуализма и эгоизма, а истинно германским идеалом было объявлено тотальное растворение личности в государстве, в котором, по словам Геббельса, не существует больше свободы мысли, а просто имеются мысли правильные, мысли неправильные и мысли, подлежащие искоренению.
+
-
=== Политика искоренения евреев ===
+
-
 
+
-
В связи с этим национал-социализм сразу после прихода к власти провозгласил, а затем последовательно осуществил политику искоренения евреев и еврейского влияния.
+
-
 
+
-
Первым и немедленным шагом было изгнание евреев из политической жизни Германии и из всех сфер жизни страны.
+
-
 
+
-
В сопровождавшейся антикапиталистической демагогией «ариизации» экономики доминировал тот же мотив: именно евреи навязали немецкому народу чуждые ему «ссудное рабство», господство плутократии и алчного банковского капитала и тем самым сознательно вызвали выгодные для их махинаций депрессию, безработицу, бедность и даже рост проституции среди немок.
+
-
 
+
-
== Отказ от общечеловеческой нравственности ==
+
-
 
+
-
Национал-социализм декларировал открытый отказ от общечеловеческой нравственности, идеалы которой были объявлены коварным изобретением евреев (Гитлер: «...совесть — это еврейское измышление, предназначенное для порабощения других рас»); им противопоставлялись «истинно германские» моральные нормы, призванные служить господству высшей расы в мире: «праведный фанатизм», насилие, жестокость и безжалостность, а также воинская дисциплина и внутринемецкая солидарность, которые внедрялись всей системой образования и воспитания в Третьем рейхе (от дошкольного до университетского) и всепроникающей массовой пропагандой.
+
-
=== Отрицательная оценка христианства ===
+
-
 
+
-
Отсюда вытекала и отрицательная оценка [[Христианство|христианства]]. Хотя национал-социализм признал в своей партийной программе («25 пунктов», 1920) традиционные в Германии лютеранскую и католическую церкви и заключил конкордат с Ватиканом (июль 1933 г.), деятельность всех церковных организаций была поставлена в Третьем рейхе под жесткий контроль и сильно ограничена, священники нередко подвергались репрессиям. Национал-социализм открыто (по крайней мере, до начала Второй мировой войны) называл христианство расово чуждой религией, которая своей чисто еврейской идеей прощения ослабляет волю арийца к власти и обезоруживает его перед еврейской угрозой (Гитлер: «...античность лучше современности, так как она не знала христианства и сифилиса»). Полностью освобожденным от еврейских корней и еврейского духа стало созданное официальным философом национал-социализма А. Розенбергом так называемое «позитивное» (или «германское») христианство: весь Ветхий (см. [[Библия]]) и большая часть [[Новый Завет|Нового завета]] были в нем отвергнуты как несоответствующие «новой Германии»; [[Иисус]] объявлен не евреем, а нордическим мучеником, спасшим своей смертью мир от еврейского влияния; Гитлер (культ которого составлял важнейший пункт всей доктрины национал-социализма) провозглашался новым мессией (см. [[Мессия]]), пришедшим, чтобы окончательно освободить человечество от евреев.
+
-
 
+
-
Радикальное «очищение от евреев» всех сфер духовной жизни Германии не ограничивалось изгнанием их из науки, литературы, театра, кино, музыки и т. д. Под предлогом искоренения еврейского духа и влияния подвергались шельмованию и дискредитации крупнейшие достижения человеческой мысли и творчества. «Расово чуждой» оказалась вся рационалистическая традиция европейской культуры, обвиненная в бесплодном интеллектуализме, порожденном еврейско-талмудическим (см. [[Талмуд]]) духом, воплощением которого был объявлен не только марксизм, но даже кантовский априоризм. Был введен расовый критерий оценки научных теорий. «Арийская» наука, в частности, физика, основанная на «фактуальности» и наблюдении, противопоставлялась еврейской — с ее абстрактно-спекулятивными, оторванными от живой реальности построениями. Физик-нацист Ф. Ленард, лауреат [[Нобелевские Премии|Нобелевской премии]], назвал теорию относительности [[Эйнштейн, Альберт|А. Эйнштейна]] смесью математической болтовни, произвольных добавлений и коммерческих комбинаций, а другой нобелевский лауреат, Г. Штарк, назвал «белыми евреями» крупнейших немецких физиков М. Планка, В. Гейзенберга и М. Лауэ, не согласных с такой оценкой. Деградация духовной и интеллектуальной жизни Германии сказалась и в искусстве, в котором были канонизированы примитивный «реализм» и помпезно-монументальный классицизм, потакавшие традиционной немецкой сентиментальности и одновременно усиленно культивировавшие жестокость и безжалостность к расовому врагу. Все новые течения в искусстве — экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм и т. д., — не соответствовавшие этому канону, изобличались как чисто еврейское по истокам и духу дегенеративное искусство (или просто «мешугаизм», от ивритского мешугга, на [[Идиш Язык|языке идиш]] мешугенер — `сумасшедший`), единственное назначение которого — развратить здоровый художественный вкус высшей расы. «Выкорчевыванием еврейских корней и следов из германской культуры» назвал И. Геббельс сожжение 10 июня 1933 г. на площади перед Берлинским университетом многих тысяч книг, авторы которых — евреи и неевреи — составляют гордость мировой культуры. Антиеврейские акции нацистского режима активно, а часто и с воодушевлением (особенно в периоды экономических и военных успехов национал-социализма), поддерживали широкие массы всех слоев немецкого народа, в том числе академические круги, а подчас и крупные деятели культуры, например, композитор Р. Штраус, возглавлявший музыкальное ведомство в Третьем рейхе.
+
-
 
+
-
К [[«Окончательное Решение»|«окончательному решению»]] еврейского вопроса национал-социализм шел поэтапно, постепенно приучая к мысли о нем немецкий народ и мировое общественное мнение и делая каждый последующий шаг, лишь удостоверившись в своей безнаказанности (о равнодушии западных демократических стран к судьбе европейского еврейства см., например, [[Бермудская Конференция|Бермудская конференция]]; [[Израиль — народ в диаспоре. Новейшее время. Уничтожение европейского еврейства в годы Второй мировой войны]]; [[Лига Наций]]; [[Эвианская Конференция|Эвианская конференция]]). Начав с инспирирования антиеврейских эксцессов и экономического бойкота 1933 г. (см. [[Бойкот Антиеврейский|Бойкот антиеврейский]]), нацистский режим все больше легализовал свои намерения посредством всеохватывающего антиеврейского законодательства (см. [[Нюрнбергские Законы|Нюрнбергские законы]]), приведшего вскоре после изгнания евреев из всех сфер профессиональной и общественной деятельности к лишению их гражданских, а затем и человеческих прав, конфискации еврейского имущества, а начиная с 1938 г. (см. [[«Хрустальная Ночь»|«Хрустальная ночь»]]) — к открытым погромным акциям с многочисленными человеческими жертвами (см. [[Израиль — народ в диаспоре. Новейшее время. Нацистский режим в Германии]]). Логическим итогом расового антисемитизма и отказа от основных ценностей гуманистической культуры явилось тщательно подготовленное и педантично осуществленное, организационно и технически обеспеченное физическое уничтожение европейского еврейства (см. [[Ванзейская Конференция|Ванзейская конференция]]; [[Катастрофа Европейского Еврейства|Катастрофа]]; [[Германия|Германия]]. [[Гитлер, Адольф|А. Гитлер]], [[Эйхмана Процесс|А. Эйхман]]; [[Гетто]]; [[Концентрационные Лагеря Нацистские|Концентрационные лагеря]]; [[Юденрайн]]; [[Эйнзацгруппен]]; [[Яд Ва-Шем|Яд ва-Шем]]; [[Военных Преступников Процессы|Военных преступников процессы]]). Жертвами национал-социализма, кроме шести миллионов евреев, уничтоженных в газовых камерах, душегубках и другими способами, стали и миллионы неевреев (в том числе цыгане, хронические больные, а также лица, объявленные врагами Третьего рейха, в том числе немцы).
+
-
 
+
-
Идеологами и организаторами «окончательного решения» еврейского вопроса и всех других злодеяний национал-социализма были, наряду с А. Гитлером, все заправилы Третьего рейха. Г. Геринг, выходец из семьи прусских чиновников и офицеров, формально считался вторым лицом в нацистской иерархии власти и занимал ряд высших постов: как министр-президент и министр внутренних дел [[Пруссия|Пруссии]] он нес ответственность за создание [[Гестапо|гестапо]] (1933); как ответственный за военизацию германской промышленности (так называемый четырехлетний экономический план, 1936) — за тотальную конфискацию еврейского имущества в Германии, а позднее и в оккупированных странах; как заместитель Гитлера в правительстве — за решение об уничтожении европейского еврейства; он подписал письмо к Р. Гейдриху (31 июля 1941 г.; автором которого многие исследователи считают Гитлера), в котором разработаны детальные предложения, касающиеся подготовки организационных, материальных и других мер по практическому осуществлению этого решения. Приговоренный Нюрнбергским трибуналом (см. [[Военных Преступников Процессы|Военных преступников процессы]]) к смертной казни, Геринг покончил с собой. Г. Гиммлер, сын ревностных католиков, агроном по образованию, руководитель политической полиции, а затем министр внутренних дел, создал и возглавил весь механизм уничтожения: сеть концентрационных лагерей и лагерей смерти, систему подготовки кадров для них, специальные подразделения [[Сс И Сд|СС и СД]], занимавшиеся депортацией в лагеря евреев, и т. д.; схваченный британскими войсками при попытке скрыться, он также покончил с собой. Р. Гейдрих, заместитель Гиммлера и фактический глава гестапо, бывший морской офицер, организовал поджог [[Синагога|синагог]] в «Хрустальную ночь» и отправку вслед за этим более 30 тыс. состоятельных евреев в концентрационные лагеря; руководил высылкой около 15 тыс. находящихся в Германии евреев — польских граждан — к границам [[Польша|Польши]] (октябрь 1938 г.), а после ее оккупации — депортацией польских евреев из сел и [[Местечко|местечек]] в [[гетто]] больших городов. С помощью [[Эйхмана Процесс|А. Эйхмана]] Гейдрих организовал массовую депортацию евреев из аннексированных частей Польши, а также из Германии и [[Австрия|Австрии]] на территорию так называемого «генерал-губернаторства» (см. [[Польша|Польша]]); Гейдрих нес ответственность за массовые убийства евреев летом и осенью 1941 г. в оккупированных районах Советского Союза (см. [[Эйнзацгруппен]]). В мае 1942 г. Гейдрих был убит чешскими антифашистами. Доктор философии И. Геббельс, министр народного просвещения и пропаганды, сыграл решающую роль в пропагандистском обеспечении «окончательного решения еврейского вопроса»: возглавляя всю систему образования, культуры, а также средства массовой информации, направил их на культивирование необузданного антисемитизма, для чего впервые ввел в пропагандистский обиход почти не маскируемую беззастенчивую ложь, фальсификацию и инсинуации; в мае 1945 г. вместе с женой покончил жизнь самоубийством, предварительно отравив своих шестерых детей. А. Розенберг, главный идеолог и философ национал-социализма, уроженец Эстонии, архитектор по образованию, заложил основы расово-антисемитской доктрины в своей книге «Еврейский след в мировой истории», пронизанной ненавистью к евреям и доказывающей их роковое разлагающее воздействие на все стороны жизни народов; назначенный в 1923 г. Гитлером главным редактором официоза национал-социализма, газеты «Фёлькишер беобахтер», тогда же опубликовал в ней [[«Протоколы Сионских Мудрецов»|«Протоколы сионских мудрецов»]] и превратил ее в трибуну оголтелого антисемитизма; как министр оккупированных восточных территорий в годы Второй мировой войны разделял ответственность за уничтожение их еврейского населения; в 1946 г. повешен по приговору Нюрнбергского трибунала. Такой же была и участь Г. Франка, адвоката, личного поверенного в делах Гитлера, министра юстиции Третьего рейха; возглавляя также Академию германского права, он принял решающее участие в подготовке и принятии всей системы антиеврейского законодательства, в том числе нюрнбергских законов; как генерал-губернатор оккупированной Польши заслужил похвалу Гитлера за образцово проведенные операции насильственного изъятия в пользу Третьего рейха всего еврейского имущества, а затем и отправки в лагеря уничтожения евреев из гетто [[Варшава|Варшавы]], [[Люблин|Люблина]] и других польских городов.
+
-
 
+
-
Особое место в подготовке и реализации геноцида еврейского народа занимал редактируемый Ю. Штрейхером (повешен в 1946 г. по приговору Нюрнбергского трибунала) и выходивший в Нюрнберге в 1923–45 гг. еженедельник «Штюрмер», тираж которого увеличился с 25 тыс. в 1933 г. до 500 тыс. накануне Второй мировой войны. Самое разнузданное юдофобское издание в Третьем рейхе, «Штюрмер» был заполнен почти исключительно наветами на евреев, устрашающими обывателей россказнями о евреях — торговцах германскими женщинами и детьми, садистах, убийцах и т. п., а также погромными материалами и отвратительными карикатурами на евреев. Выставляя в специально установленных по всей Германии витринах каждый номер «Штюрмера» и как приложение к нему — низкопробную антисемитскую литературу (в том числе для слепых детей), национал-социализм приучал видеть в еврее «недочеловека», по отношению к которому любое зверство и насилие не только дозволено, но и благотворно. В «окончательном решении» еврейского вопроса прямо или косвенно участвовали практически все государственные, политические, экономические, общественные и другие институты Третьего рейха: вермахт (вооруженные силы), часто содействовавший СС и СД в проводимых ими антиеврейских акциях; крупные промышленники, охотно использовавшие каторжный труд многих тысяч евреев до их уничтожения; судебная система, безоговорочно санкционировавшая практику геноцида; научные и инженерные службы, разрабатывавшие наиболее эффективные средства и способы умерщвления миллионов людей и последующей утилизации их останков, и т. д.
+
-
 
+
-
Осуществляя «окончательное решение» еврейского вопроса в оккупированных странах, а также подталкивая к этому зависимые страны, национал-социализм часто находил в них родственную идеологию и организации или обнаруживал единомышленников, становившихся его активными пособниками. Массовой была поддержка национал-социализма в Австрии, значительной — в [[Румыния|Румынии]], [[Венгрия|Венгрии]], Словакии (см. [[Чехословакия]]), на [[Украина|Украине]], в прибалтийских странах (см. [[Латвия]], [[Литва]], [[Эстония]]), частичной — во Франции, в Хорватии (см. [[Югославия]]), незначительной — в [[Норвегия|Норвегии]], [[Бельгия|Бельгии]] и [[Нидерланды|Нидерландах]]. Лишь в [[Дания|Дании]] сопротивление геноциду против евреев было общенациональным.
+
-
 
+
-
В 1920–30-х гг. в русской эмиграции существовали фашистские группы и партии, разделявшие идеологию и использовавшие символику германского национал-социализма (например, фашистская партия в штате Коннектикут, США, лидер А. Восняцкий, и Русская фашистская партия в Маньчжурии, Китай, с 1932 г. лидер К. Радзаевский).
+
-
 
+
-
Вследствие полной политической и моральной дискредитации национал-социализма и разоблачения его беспрецедентных злодеяний, неонацистские партии и организации, возникшие в послевоенные годы в ряде стран, направили главные усилия хотя бы на частичную реабилитацию нацистской Германии и ее лидеров (такую цель провозгласило Европейское социальное движение, или так называемый Мальмский интернационал, созданный в мае 1951 г. на конференции представителей неонацистских и неофашистских групп из Франции, Англии, Западной Германии, Австрии и других стран в городе Мальме, Швеция). Уже в конце 1940-х гг. появились первые публикации (П. Рассинье и М. Бардеша во Франции, Р. Говарда в Англии, М. Редера в Западной Германии и другие), ставившие под сомнение или прямо отрицавшие уничтожение нацистами европейского еврейства. Распространение во многих странах изданий Института пересмотра истории (город Торранс, Калифорния) и других аналогичных центров, перевод на ряд языков книги американского профессора электроники А. Батса «Мистификация XX века» (утверждающего, в частности, что [[Катастрофа Европейского Еврейства|Катастрофа]] европейского еврейства — это еврейская выдумка с целью вымогательства денег у ФРГ /см. [[Репарации Немецкие|Репарации немецкие]]/), а также резко умножившиеся с конца 1950-х гг. публикации такого рода во многих европейских странах, в США, Канаде, Австралии, Южной Африке и т. д., вызвали в 1960-е гг. поток писем в университеты, научные учреждения и газеты с запросами относительно достоверности факта уничтожения нацистами шести миллионов евреев. В Советском Союзе десятилетиями замалчивалось или отрицалось, что главными жертвами нацистских лагерей смерти были евреи. Предпринимаются также настойчивые попытки оспорить правомочность Нюрнбергских процессов и их приговоров и найти «здоровый нравственный заряд» в национал-социализме. (М. Бардеш «Нюрнберг и земля обетованная», 1948, «Что такое фашизм?», 1961). С конца 1960-х гг. активизировались откровенно антисемитские, неонацистские партии и движения (Национал-социалистическая партия США, Национальный фронт в Англии, в определенной мере Национальный фронт Ж. М. ле Пена во Франции, родственные организации в Австрии, Испании, Италии, в нескольких скандинавских, латиноамериканских и других странах). Пользуясь финансовой и другой поддержкой арабских стран, эти неонацистские организации снова развернули широкую пропаганду «Протоколов сионских мудрецов» и других юдофобских фальшивок под флагом антисемитизма и все чаще переходят к прямым погромно-террористическим актам (во Франции, Австрии, Бельгии, США и других странах). Антисемитская пропаганда этого толка имела определенный успех в некоторых слоях населения, а иногда и в университетских кругах (например, в Англии) во время нефтяного кризиса после [[Война Судного Дня|Войны Судного дня]]: в распространявшихся в США нацистских листовках содержался призыв сжигать евреев вместо нефти.
+
-
 
+
-
В Советском Союзе отдельные антисемитские выступления нацистского характера (использование свастики, сетования на неполный успех гитлеровского «окончательного решения» еврейского вопроса и т. д.) отмечались еще в конце 1950-х – начале 1960-х гг., в частности в Ленинграде (см.[[Санкт-Петербург]]). В 1970–80-х гг. такие настроения и взгляды едва ли не сознательно провоцировались многочисленными и якобы направленными лишь против [[Сионизм|сионизма]] публикациями (авторы В. Бегун, Л. Корнеев, Е. Евсеев и другие), в которых обильно и дословно цитировались (без упоминания источников) расово-антисемитские пассажи из «Майн кампф» Гитлера, газеты «Штюрмер» и других нацистских изданий. В условиях проводимой советским руководством со второй половины 1980-х гг. политики гласности и демократизации открыто и почти беспрепятственно афишируют вдохновляемую традиционным русским черносотенным антисемитизмом приверженность к идеологии и практике национал-социализма (символика, демонстрации и манифестации в день рождения Гитлера, ряд антиеврейских акций погромного характера) группы молодежи в Москве, Ленинграде и других городах; общество «Память» и аналогичные ему объединения (например, «Отечество» в Свердловске) на массовых митингах, охраняемых милицией, и в публикациях настойчиво внушают многочисленным слушателям и читателям откровенно нацистский тезис о еврейско-масонском заговоре как главной причине экономических, социальных, экологических кризисов в стране, уничтожения памятников русской национальной истории и культуры. Немногим отличались от этого по идейной направленности ряд публикаций в журналах «Наш современник», «Молодая гвардия», «Москва».
+
-
 
+
-
Политические достижения неонацизма были незначительны: после весьма скромных успехов на местных выборах в 1960–70-х гг. Национал-демократической партии ФРГ, Национальных фронтов в Англии и Франции и подобных им организаций в некоторых других странах, большинство их почти сошло с политической сцены. Однако неонацистская идеология (однопартийная система, авторитарная власть, культ сильной личности, идеал дисциплины и порядка, а также шовинизм и, наряду с антисемитизмом, воинствующий антикоммунизм) имеет достаточно глубокие социально-психологические корни в определенных слоях населения разных стран, и в условиях новых острых экономических, социальных и других потрясений неонацизм может стать реальной опасностью для человечества.
+
-
 
+
-
{{ElevenCopyRight|12932|НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИЗМ}}
+
-
 
+
-
 
+
-
[[Категория:Холокост]]
+

Текущая версия на 00:18, 31 мая 2013

  1. redirect ej:Национал-Социализм
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация