Неер, Андре

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Версия от 12:16, 7 октября 2010; Марк (Обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск
Андре Неер
André Neher
Файл:Andreneher.jpg
Дата рождения:

1914

Место рождения:

Обернхайм, Германия

Дата смерти:

1988

Место смерти:

Иерусалим, Израиль

Период:

Философия XX века

Направление:

Западная философия, еврейская философия, экзистенциализм

Основные интересы:

экзистенциализм, Библия, Холокост

Оказавшие влияние:

Розенцвейг, Франц

Гражданство:

Франция, Израиль

Андре́ Нее́р (фр. André Neher); 1914, Оберне, Франция (тогда Обернхайм, Эльзас-Лотарингия, Германия) — 1988, Иерусалим) — религиозный философ-экзистенциалист, теолог, французский и израильский писатель.

Содержание

Биография

Родился в еврейской семье в Оберне, тогдашней Лотарингии, которая стала снова Францией в результате Первой мировой войны. Учился и занимал должность профессора в Страсбурге вплоть до 1960-х годов. В годы Второй мировой войны скрывался от нацистов. Основал во Франции центр изучения иудаики, много способствовал улучшению отношения к сионизму. После Шестидневной войны вместе с женой Рене Неер-Бернхайм переселился в Иерусалим и преподавал в израильских университетах, прежде всего Тель-Авивском. В 1973 году Неер удостоился премии президента Израиля. Писал по большей части на французском, последние книги - на иврите.

Творчество

Философия Неера

Философия Андре Неера соединяет в себе религиозное направление французскоги экзистенциализма с духом древних еврейских источников. Некоторые его работы были чисто философскими, как Трансцендентность и имманеннтость, в других дух пророков проявляется сильнее, как в Амос, вклад в изучение пророчества. Кроме того, он внёс вклад в изучение истории философии, особенно Махарала из Праги, а также в историю науки, особенно про Давида Ганса.

Человек

На характерный для экзистенциалистов вопрос, каков смысл существования человека, Неер цитирует книгу Бытия: «сотворим человека» (Быт.1:26), почему множественное число? Потому, отвечает он вместе с Махарлом, что человек - партнёр Бога по сотворению себя. У нерелигиозных экзистенциалистов отсутствие Бога придаёт важность самоопределению смысла существования человека. У Неера важность определения смысла человека проистекает из ответственности, возложенной не него Богом.

Мир

Для определения смысла истории и мира вообще, Неер использует другой библейский источник - книгу Екклесиаста. Да, все суета сует, причём слово «суета» от того же корня, что и имя «Авель». Но и все материальные приобретения тоже суета, и слово «приобретение» от того же корня, что и имя «Каин». Так, что и томление духа, и материя, дела Авеля и Каина - суета. А что же нет? На это Неер приводит конец книги Екклесиаста: «всё услышано». Бог сохраняет всё, поэтому прошедшее не пропало, а продолжает играть роль.

Пророчество

Пророк отождествляется с Божественным пафосом, но иногда пророчество может выразиться в голосе тонкой тишины, в молчании. Безмолвие Бога указывает человеку на тайны, непостижимые земному уму.[1]


Источники

  • Статья «Неер Андре » в Электронной еврейской энциклопедии
  • Харви, Зеев (перевела С. Тартаковская) «О сборнике статей проф. А. Неера» в «Философия Андрэ Неера». — Иерусалим: Амана, 1991. — С. I-XII. — 142 с.
  • Неер, Андре (перевела С. Тартаковская) Ключи к иудаизму. — Алия, 1991. — 159 с. — ISBN 965-320-210-3
  • Неер, Андре (перевела С. Тартаковская) Философия Андрэ Неера. — Иерусалим: Амана, 1991. — 142 с.
  • Неер, Андре (перевела С. Тартаковская) Они обновили свои души. — Иерусалим: Амана, 1991. — 240 с.
  • Transcendance et immanence (1946; Трансцендентность и имманеннтость)
  • Amos, contribution à l'étude du prophétism (1950; Амос, вклад в изучение пророчества)
  • L'Essence du Prophétisme (1955; Суть пророчества)
  • Notes sur Qohélét (1951; Заметки по книге Экклезиаста)
  • Moïse et la vocation juive (1956; Моисей и еврейское призвание)
  • Le conflit du sacré et du profane dans la renaissance de l'Hébreu (1958; Конфликт священного и профанного в ивритском Ренессансе)
  • Jérémie (1960; Иеремия)
  • Histoire biblique du peuple d'Israël (1962; Библейская история народа Израиля) — Совместно с Рене Неер.
  • L'Existence Juive (1962; Еврейское существование)
  • Le Puits de L'Exil, la théologie dialectique du Maharal de Prague (1962; Кладезь изгнания. Диалектическая теология Махарала из Праги)
  • De l'hébreu au français : manuel de l'hébraïsant: la traduction (1969; С иврита на французский) — руководство по переводы с иврита на французский
  • L'exil de la Parole. Du silence biblique au silence d'Auschwitz (1970; Изгнание Слова. От молчания Библии до молчания Освенцима)
  • Dans tes portes, Jérusalem (1972; Во вратах твоих, Иерусалим)
  • Jerusalem, Vecu Juif Et Message(1984; Еврейское прошлое Иерусалима и его послание) ISBN 2-268-00287-X
  • David Gans, 1541-1613 : disciple du Maharal, assistant de Tycho Brahe et de Jean Kepler (1974; Давид Ганс, 1541-1613 : ученик Махарала, помощник Тихо Браге и Иоганна Кеплера) ISBN 2-252-01723-6; English translation as Jewish thought and the scientific revolution of the sixteenth century : David Gans (1541-1613) and his times (1986) OUP. ISBN 978-0197100578.
  • Faust et le Maharal de Prague : le mythe et le réel (1987; Фауст и Махарал из Праги : мифы и реальность) ISBN 2-130-39777-8.

Литература

Примечания

  1. Харви, Зеев. «О сборнике статей проф. А. Неера»


Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация
На других языках