Нехемья (Неемия), библейская книга

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (Замена текста — «Категория:Книги Ветхого Завета» на «Категория:Книги ТаНаХа»)
Raphael (Обсуждение | вклад)
м
 
(17 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{IsFromWiki}}
+
{{Остатье\ЭЕЭ
 +
| ТИП СТАТЬИ  = 2
 +
| АВТОР1  =
 +
| АВТОР2 =
 +
| АВТОР3 =
 +
| СУПЕРВАЙЗЕР = 2
 +
| ПРОЕКТ =
 +
| ПОДТЕМА =
 +
| КАЧЕСТВО  =
 +
| УРОВЕНЬ  = 1
 +
| ДАТА СОЗДАНИЯ  =
 +
| ВИКИПЕДИЯ =
 +
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
 +
}}  
 +
{{также|Эзра (Ездра), библейская книга}}
 +
[[Файл:Schnorr von Carolsfeld Bibel in Bildern 1860 127.png|thumb|Возобновление стены Иерусалима. [[Юлиус Шнорр фон Карольсфельд]], 1860]]
 +
'''Книга Нехемии''' (נחמיה) — часть [[ТаНаХ]]а, написанная Нехемией. Это предпоследняя книга еврейского канона; она входит в раздел [[Писания|Писаний]], где помещается между книгами [[Даниэль]] и [[Диврей hа-ямим (Хроники), библейская книга|Хроник]]. Иногда объединяется с книгой Эзры.
-
+
Место написания: [[Иерусалим]]. Написание завершено: после [[443 год до н. э.|443 г. до н. э.]]. Охваченное время: [[456 год до н. э.|456]]—после 443 гг. до н. э.
-
[[Файл:Schnorr von Carolsfeld Bibel in Bildern 1860 127.png|thumb|Возобновление стены Иерусалима. [[Юлиус Шнорр фон Карольсфельд]], 1860]]
+
Имя Нехемия было распространено в ту эпоху и в двух местах его книги относится к другим лицам (3:16; 7:7; также Эз. 2:2).
-
'''Книга Неемии''' — часть [[Ветхий Завет|Ветхого Завета]], написанная [[Неемия|Неемией]]. В канонической христианской Библии эта книга находится под номером 16. Книга эта состоит из 13 глав и помещается между 1 и 2-й книгами Ездры, как сродная с ними по содержанию.
+
-
Писатель: [[Неемия]]
+
== Биография автора ==
-
Место написания: [[Иерусалим]]
+
'''Нехемия''' ({{lang-he|נְחֶמְיָה}}) — сын Хахальи, еврейский наместник [[Иудея|Иудеи]] под властью [[Персия|Персии]], автор одноимённой книги Библии («[[Книга Неемии]]»). Соратник [[Ездра|Эзры]] в борьбе за национально-религиозную консолидацию еврейского населения Иудеи после возвращения из [[Вавилонский плен|вавилонского плена]].
-
Написание завершено: после [[443 год до н. э.|443 г. до н. э.]]
+
Знатный вельможа (виночерпий) при дворе персидского царя [[Артаксеркс I|Артаксеркса I]] в [[Сузы|Сузах]], Неемия был по собственной просьбе назначен наместником (''пеха'') провинции ''Иеhуд'' ([[Иудея]]) и получил разрешение восстановить полуразрушенный Иерусалим.
-
Охваченное время: [[456 год до н. э.|456]]—после 443 гг. до н. э.
+
Как наместник Нехемия был облечен широкими, но точно определенными полномочиями с правом прибегать в случае надобности к помощи размещенного в провинции персидского гарнизона. В 445 г. до н. э. Нехемия прибыл в Иерусалим, где ему удалось побудить народ (в том числе жителей провинциальных городов) к широкому участию в восстановлении городской стены. Благодаря энтузиазму строителей работы были завершены в короткий срок (52 дня). Снискав широкую поддержку в народе, Нехемия вступил в конфликт с иерусалимской знатью во главе с [[Первосвященник|первосвященником]] Эльяшивом, враждебность которой особенно усилилась после проведения Нехемией ряда социальных реформ, направленных на улучшение положения широких слоев населения Иудеи, в частности — освобождения попавших в долговое [[Рабство|рабство]] крестьян и возвращения им их наследственных наделов. Иерусалимская знать нашла себе союзника в лице [[Санваллат]]а, назначенного персидскими властями наместником области [[Самария|Самарии]], и самаритянской аристократии, с которой у нее установились тесные родственные связи (так, сын Эльяшива был женат на дочери Санваллата). [[Самаритяне]] опасались усиления Иерусалима, так как это могло угрожать положению города Самарии как важного административного центра в юго-западной части Персидской империи.
 +
Следствием было возникновение направленной против Нехемии широкой коалиции, включавшей иерусалимскую знать, Санваллата и других глав соседних провинций, видевших опасность в консолидации Иудеи. Так, среди противников, которых упоминает Нехемия, были Товия «аммонитянин» (см. [[Аммон]]; [[Тобиады]]) и Гешем (или Гашму) «араб» (видимо, царь племени Кедар на юге страны).
-
{{bible-stub}}
+
После окончания работ по укреплению Иерусалима, в праздник [[Суккот]], когда население Иудеи совершало [[Паломничество|паломничество]] в [[Иерусалимский храм]], Эзра (который до того не упоминался в книге Нехемии) публично читал и толковал законы [[Тора|Торы]], после чего (как некогда в царствование [[Иошияху]]) народ взял на себя обязательство соблюдать их. Этот договор, означавший превращение библейских законов в гражданское законодательство Иудеи, был подписан священниками и знатью — по всей видимости, под давлением Нехемии и народного собрания, так как, среди прочего, этот договор содержал запрет родниться с окружающими народами, явно направленный против иерусалимской и самаритянской знати. Другие важные пункты этого договора: обязательное соблюдение [[Суббота|Шаббата]] и поддержка [[Храм]]а и его служителей (особенно [[леви]]тов, материальное положение которых было нелегким).
-
{{Книги Ветхого Завета}}
+
В 432 г. до н. э. Нехемия был вызван к царю в Сузы. Воспользовавшись отсутствием Нехемии и в надежде, что его назначение не будет возобновлено, иерусалимская знать во главе с первосвященником Эльяшивом попыталась ликвидировать социальные реформы Нехемии и нарушить заключенный в 445 г. до н. э. договор. Однако пребывание Нехемии в Персии было недолгим, и по возвращении в Иудею он возобновил свою реформаторскую деятельность. Острый конфликт с первосвященником выразился в изгнании сына последнего из Иерусалима. Неизвестно, как долго Нехемия оставался наместником Иудеи.
 +
== Книга Нехемии ==
 +
Деятельность Нехемии и Эзры заложила основы социальной, религиозной, экономической и государственной жизни возрожденной Иудеи персидского периода. Свидетельством широкого признания выдающейся исторической роли Нехемии служит включение его книги (по сути, мемуаров) в канон ТаНаХа.
-
{{rq|wikify}}
+
Наряду с специфическими темами эта книга продолжает темы книги Эзры, в первую очередь — тему иноплеменных жен (Нех. 3:1–3, 23–30). Большая часть книги посвящена деятельности Нехемии в Иудее и Иерусалиме. Организованное Нехемией строительство городской стены Иерусалима (Нех. 2:12–18; 3:1–32) является естественным продолжением восстановления Храма в Эз. 3:1–13; 5:1–2; 6:14–15. Вместе с тем здесь появляются два новых мотива: социально-экономическое расслоение общины как угроза ее существованию (Нех. 5:1–19) и возобновление [[Завет|завета]] между Богом и еврейским народом (10:1–40). Церемония публичного чтения и толкования «книги Закона» (8:1–18), перерастающая в массовое покаяние (9:1–37) и завершающаяся подписанием обязательства соблюдать [[заповеди]] (10:1–40), является кульминацией всей книги.
 +
== Ссылки ==
 +
* [http://toldot.ru/tora/library/ktuvim/nechemya/ Текст книги] (русс.)
 +
* [http://www.mechon-mamre.org/i/t/t35b01.htm Текст книги] ([[иврит]])
 +
{{ElevenCopyRight|12965|Нехемия}}
 +
{{Книги ТаНаХа}}
 +
[[Категория:Библейские персонажи]]
[[Категория:Книги ТаНаХа]]
[[Категория:Книги ТаНаХа]]
-
[[Категория:Танах:Пророки]]
 
[[Категория:Книги по алфавиту]]
[[Категория:Книги по алфавиту]]
-
 
+
[[Категория:Скиния и Храм]]
-
[[ar:سفر نحميا]]
+
-
[[be:Кніга Неямія]]
+
-
[[ca:Llibre de Nehemies]]
+
-
[[cs:Kniha Nehemjáš]]
+
-
[[da:Nehemias' Bog]]
+
-
[[de:Nehemia]]
+
-
[[el:Νεεμίας (βιβλίο)]]
+
-
[[en:Book of Nehemiah]]
+
-
[[es:Libro de Nehemías]]
+
-
[[fi:Nehemian kirja]]
+
-
[[fr:Livre de Néhémie]]
+
-
[[hak:Nì-hî-mí-ki]]
+
-
[[he:ספר נחמיה]]
+
-
[[hr:Nehemija (knjiga)]]
+
-
[[id:Kitab Nehemia]]
+
-
[[it:Libro di Neemia]]
+
-
[[ja:ネヘミヤ記]]
+
-
[[jv:Nehemia]]
+
-
[[ko:느헤미야 (구약성서)]]
+
-
[[la:Liber Nehemiae]]
+
-
[[lt:Nehemijo knyga]]
+
-
[[nl:Nehemia]]
+
-
[[no:Nehemjas bok]]
+
-
[[pl:Księga Nehemiasza]]
+
-
[[pt:Livro de Neemias]]
+
-
[[simple:Book of Nehemiah]]
+
-
[[sm:O le tusi a Neemia]]
+
-
[[sv:Nehemja]]
+
-
[[sw:Kitabu cha Nehemia]]
+
-
[[tl:Aklat ni Nehemias]]
+
-
[[yo:Ìwé Nehemiah]]
+
-
[[zh:尼希米記]]
+
-
 
+
-
 
+
-
{{WikiCopyRight}}
+

Текущая версия на 15:53, 2 октября 2012

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная исправленная статья
Академический супервайзер: д-р Арье Ольман


См. также статью: Эзра (Ездра), библейская книга
Файл:Schnorr von Carolsfeld Bibel in Bildern 1860 127.png
Возобновление стены Иерусалима. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд, 1860

Книга Нехемии (נחמיה) — часть ТаНаХа, написанная Нехемией. Это предпоследняя книга еврейского канона; она входит в раздел Писаний, где помещается между книгами Даниэль и Хроник. Иногда объединяется с книгой Эзры.

Место написания: Иерусалим. Написание завершено: после 443 г. до н. э.. Охваченное время: 456—после 443 гг. до н. э.

Имя Нехемия было распространено в ту эпоху и в двух местах его книги относится к другим лицам (3:16; 7:7; также Эз. 2:2).

Биография автора

Нехемия (ивр. נְחֶמְיָה‎) — сын Хахальи, еврейский наместник Иудеи под властью Персии, автор одноимённой книги Библии («Книга Неемии»). Соратник Эзры в борьбе за национально-религиозную консолидацию еврейского населения Иудеи после возвращения из вавилонского плена.

Знатный вельможа (виночерпий) при дворе персидского царя Артаксеркса I в Сузах, Неемия был по собственной просьбе назначен наместником (пеха) провинции Иеhуд (Иудея) и получил разрешение восстановить полуразрушенный Иерусалим.

Как наместник Нехемия был облечен широкими, но точно определенными полномочиями с правом прибегать в случае надобности к помощи размещенного в провинции персидского гарнизона. В 445 г. до н. э. Нехемия прибыл в Иерусалим, где ему удалось побудить народ (в том числе жителей провинциальных городов) к широкому участию в восстановлении городской стены. Благодаря энтузиазму строителей работы были завершены в короткий срок (52 дня). Снискав широкую поддержку в народе, Нехемия вступил в конфликт с иерусалимской знатью во главе с первосвященником Эльяшивом, враждебность которой особенно усилилась после проведения Нехемией ряда социальных реформ, направленных на улучшение положения широких слоев населения Иудеи, в частности — освобождения попавших в долговое рабство крестьян и возвращения им их наследственных наделов. Иерусалимская знать нашла себе союзника в лице Санваллата, назначенного персидскими властями наместником области Самарии, и самаритянской аристократии, с которой у нее установились тесные родственные связи (так, сын Эльяшива был женат на дочери Санваллата). Самаритяне опасались усиления Иерусалима, так как это могло угрожать положению города Самарии как важного административного центра в юго-западной части Персидской империи.

Следствием было возникновение направленной против Нехемии широкой коалиции, включавшей иерусалимскую знать, Санваллата и других глав соседних провинций, видевших опасность в консолидации Иудеи. Так, среди противников, которых упоминает Нехемия, были Товия «аммонитянин» (см. Аммон; Тобиады) и Гешем (или Гашму) «араб» (видимо, царь племени Кедар на юге страны).

После окончания работ по укреплению Иерусалима, в праздник Суккот, когда население Иудеи совершало паломничество в Иерусалимский храм, Эзра (который до того не упоминался в книге Нехемии) публично читал и толковал законы Торы, после чего (как некогда в царствование Иошияху) народ взял на себя обязательство соблюдать их. Этот договор, означавший превращение библейских законов в гражданское законодательство Иудеи, был подписан священниками и знатью — по всей видимости, под давлением Нехемии и народного собрания, так как, среди прочего, этот договор содержал запрет родниться с окружающими народами, явно направленный против иерусалимской и самаритянской знати. Другие важные пункты этого договора: обязательное соблюдение Шаббата и поддержка Храма и его служителей (особенно левитов, материальное положение которых было нелегким).

В 432 г. до н. э. Нехемия был вызван к царю в Сузы. Воспользовавшись отсутствием Нехемии и в надежде, что его назначение не будет возобновлено, иерусалимская знать во главе с первосвященником Эльяшивом попыталась ликвидировать социальные реформы Нехемии и нарушить заключенный в 445 г. до н. э. договор. Однако пребывание Нехемии в Персии было недолгим, и по возвращении в Иудею он возобновил свою реформаторскую деятельность. Острый конфликт с первосвященником выразился в изгнании сына последнего из Иерусалима. Неизвестно, как долго Нехемия оставался наместником Иудеи.

Книга Нехемии

Деятельность Нехемии и Эзры заложила основы социальной, религиозной, экономической и государственной жизни возрожденной Иудеи персидского периода. Свидетельством широкого признания выдающейся исторической роли Нехемии служит включение его книги (по сути, мемуаров) в канон ТаНаХа.

Наряду с специфическими темами эта книга продолжает темы книги Эзры, в первую очередь — тему иноплеменных жен (Нех. 3:1–3, 23–30). Большая часть книги посвящена деятельности Нехемии в Иудее и Иерусалиме. Организованное Нехемией строительство городской стены Иерусалима (Нех. 2:12–18; 3:1–32) является естественным продолжением восстановления Храма в Эз. 3:1–13; 5:1–2; 6:14–15. Вместе с тем здесь появляются два новых мотива: социально-экономическое расслоение общины как угроза ее существованию (Нех. 5:1–19) и возобновление завета между Богом и еврейским народом (10:1–40). Церемония публичного чтения и толкования «книги Закона» (8:1–18), перерастающая в массовое покаяние (9:1–37) и завершающаяся подписанием обязательства соблюдать заповеди (10:1–40), является кульминацией всей книги.

Ссылки

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья Нехемия в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация