Ноах

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Raphael (Обсуждение | вклад)
м
(Перенаправление на ej:Ноах)
 
(2 промежуточные версии не показаны)
Строка 1: Строка 1:
-
{{О_статье
+
#redirect [[:ej:Ноах]]
-
|ТИП СТАТЬИ=1
+
-
|СУПЕРВАЙЗЕР=
+
-
|УРОВЕНЬ=2
+
-
|КАЧЕСТВО=
+
-
|АВТОР1=
+
-
|АВТОР2=
+
-
|АВТОР3=
+
-
|ВИКИПЕДИЯ=
+
-
|ПРОЕКТ=
+
-
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
+
-
|ПОДТЕМА=
+
-
|ДАТА СОЗДАНИЯ=16/09/2010
+
-
}}
+
-
{{также|Ноах (недельный раздел)}}
+
-
 
+
-
{{Библейский персонаж
+
-
| Имя = Ноах
+
-
| Оригинальное написание = {{lang-he|נֹחַ}}, ''Но́ах''
+
-
| Толкование имени = успокаивающий, умиротворяющий
+
-
| Тип = Пятикнижие
+
-
| Пол = мужчина
+
-
| Период жизни = 1056—2006 от [[Сотворение мира|Сотворения мира]]
+
-
| Портрет = Noah mosaic.JPG
+
-
| Размер изображения = 250px
+
-
| Подпись = Ной выпускает голубя из ковчега
+
-
| Описание = Фрагмент мозаики к. XII — нач. XIII вв. Венеция, [[Собор Святого Марка]]
+
-
| Имя на других языках =  
+
-
| Греческое написание = Νώε
+
-
| Латинское написание = Noe
+
-
| В иных культурах = {{lang-ar|نوح}}, ''[[Нух]]''
+
-
| Местность = [[Арарат]]
+
-
| Занятие = пророк
+
-
| Происхождение = потомок [[Адам]]а в десятом поколении
+
-
| Упоминания = {{Библия|Быт|6:8}} — {{Библия2|Быт|9:29}}
+
-
| Отец = [[Лемех]]
+
-
| Мать =
+
-
| Супруг =
+
-
| Дети = [[Шем]], [[Хам]] и [[Йефет]]
+
-
| Место погребения =
+
-
| Связанные понятия = [[Ноев Ковчег]], [[Семь законов потомков Ноя]], [[Сыновья Ноя]]
+
-
| Связанные события = [[Потоп]], [[Семь законов потомков Ноя|Завет Бога с человечеством]], [[Таблица народов|Расселение народов]]
+
-
| Характерные черты = праведность, непорочность
+
-
}}
+
-
 
+
-
'''Ноах''' ({{lang-he|נֹחַ}}, синодальный перевод ''Ной'') — в Библии ({{Библия|Быт|5:29}}) истолковано как ''«успокаивающий, умиротворяющий»''; {{lang-grc|Νῶε}}, {{lang-ar|نوح}}, ''[[Нух]]'') — последний (десятый) из допотопных библейских патриархов, происходящих по прямой линии от [[Адам]]а. Сын [[Лемех]]а, внук [[Метушелах]]а, отец [[Шем]]а, [[Хам]]а и [[Йефет]]а ({{Библия|Быт|5:28|–32}}; {{Библия|1Пар|1:4}}).
+
-
 
+
-
Согласно [[Библия|Библии]], Ноах был праведником в своём поколении, за что был спасён Богом от [[Всемирный потоп|Всемирного потопа]] и стал продолжателем человеческого рода. С этой целью Бог повелел Ноаху построить [[Ноев ковчег|Ковчег]] и взять туда членов своей семьи и по паре животных каждого вида (согласно {{Библия|Быт|7:2}}, «чистых» животных надо было взять по семи пар, чтобы имелся запас для жертвоприношений). По окончании потопа ковчег прибило к горам [[Арарат]]а ({{Библия|Быт|8:4}}), где Ноах принёс жертвы Богу, и Бог благословил его и его потомство, заключив с ним [[Семь заповедей Ноя|Завет]] ({{Библия|Быт|9:1|–17}}).
+
-
 
+
-
Под именем [[Нух]] почитается в качестве пророка в [[ислам]]е.
+
-
 
+
-
== В Танахе ==
+
-
=== В Пятикнижии ===
+
-
==== До Потопа ({{Библия|Быт|6:8|—22}}) ====
+
-
Согласно [[Быт.|Книге Бытие]], Ноах {{ВЗ2|обрёл благодать пред очами Господа|Быт|6:8}}, поскольку был «''человек праведный и непорочный в роде своём''» и {{ВЗ2|ходил пред Богом|Быт|6:9}}. За свою праведность Ноах с семьёй был избран Богом для возрождения человеческого рода после [[Всемирный потоп|Всемирного потопа]], который явился Божественной карой за нравственное падение человечества. Бог заблаговременно сообщил Ноаху о своём решении истребить всё живое на земле, и дал точные указания, как построить [[Ноев Ковчег|Ковчег]] — судно из дерева гофер (возможно, кипарис), способное пережить готовящийся потоп — и снарядить его для длительного плавания.
+
-
 
+
-
==== Потоп ({{Библия|Быт|7:1}} — {{Библия2|Быт|8:17}}) ====
+
-
[[Файл:Francis Danby deluge.jpg|thumb|250px|||<center>''«Потоп»'', Фрэнсис Дэнби, 1840, галерея Тейт</center>]]
+
-
{{main|Всемирный потоп|Ноев ковчег}}
+
-
 
+
-
Когда приготовления были окончены, Бог повелел Ноаху взять с собой в ковчег по паре от каждого вида животных и птиц, а «чистых» (то есть пригодных для принесения в жертву) — по семи пар, {{ВЗ2|чтобы сохранить племя для всей земли|Быт|7:3}}. Вместе с Ноахом в ковчег вошли также его семья: жена и трое сыновей с жёнами.
+
-
 
+
-
В 17 день второго месяца {{ВЗ2|разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились|Быт|7:11}} и воды обрушились на землю. Наводнение длилось 40 дней и ночей, после чего воды подняли ковчег и он поплыл ({{Библия|Быт|7:17|,18}}). Вода стояла так высоко, что плававший на её поверхности ковчег был выше горных пиков. Всё живое на земле погибло в водах потопа, остался лишь Ноах и его спутники. Только спустя 150 дней вода стала убывать, и вскоре, на 17 день седьмого месяца, ковчег остановился, опустившись на скалы Араратских гор. Тем не менее, вершины других гор показались лишь первого числа десятого месяца, после чего Ноах выждал ещё 40 дней и выпустил ворона. Однако, ворон, не найдя суши, каждый раз возвращался назад, пока не показалась поверхность земли.
+
-
 
+
-
После этого Ноах трижды (с перерывами по семь дней) выпускал голубя. В первый раз голубь также вернулся ни с чем, во второй — принёс в клюве свежий оливковый лист, свидетельствующий о том, что «вода сошла с земли». На третий раз голубь не вернулся. Земля обсохла к первому числу первого месяца, однако окончательно земля высохла лишь 27 числа второго месяца. Тогда Ноах, наконец, смог покинуть корабль, и обитатели ковчега вновь заселили землю.
+
-
 
+
-
[[Файл:Joseph Anton Koch 006.jpg|thumb|left|250px||<center>''«Пейзаж с жертвоприношением Ноя»'', Кох, Иозеф Антон, ок. 1803. Государственная галерея, Франкфурт-на-Майне</center>]]
+
-
 
+
-
==== Завет с Богом ({{Библия|Быт|8:18}} — {{Библия2|Быт|9:17}}) ====
+
-
Выйдя из ковчега у горы Арарат ({{Библия|Быт|8:4}}), Ноах взял {{ВЗ2|из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принёс во всесожжение на жертвеннике|Быт|8:20}} в благодарность за своё избавление. Бог пообещал вернуть миру прежний порядок вещей и более никогда не опустошать землю за вину людей. После этого Бог благословил Ноаха, его потомков (то есть всё послепотопное человечество) и всё живое на земле ({{Библия|Быт|9:1|–17}}) и дал человечеству [[Семь законов потомков Ноя|ряд моральных законов]]. В заключение Господь пообещал Ноаху более не уничтожать людской род и как знак божественного Завета с людьми в небесах воссияла радуга.
+
-
 
+
-
==== После Потопа ({{Библия|Быт|9:18|—29}}) ====
+
-
[[Файл:Michelangelo drunken Noah.jpg|thumb||||250px|<center>''«Опьянение Ноя»'', фреска [[Микеланджело]] в Сикстинской капелле, 1508—1512.</center>]]
+
-
Выйдя из ковчега, Ной занялся возделыванием земли, насадил виноградник и изобрёл искусство приготовления вина ({{Библия|Быт|9:20}}). Однажды, когда Ной опьянел и лежал обнажённым в своём шатре, его сын [[Хам]] (вероятно со своим сыном [[Кенаан, сын Хама|Кенааном]]) увидел «наготу отца своего», и, оставив отца обнажённым, поспешил рассказать об этом двум своим братьям. {{ВЗ2|Шем же и Йефет взяли одежду и, положив её на плечи, пошли задом и покрыли наготу своего отца|Быт|9:23}} За проявленное непочтение Ной проклял сына Хама — Кенаана и его потомков, объявив, что те будут рабами [[Шем]]а и [[Йефет]]а. Двух других своих сыновей Ной благословил: {{ВЗ2|да распространит Бог Йефета, и да будет он обитать в шатрах Шема|Быт|9:27}}.
+
-
 
+
-
После потопа Ной жил ещё 350 лет и умер в возрасте 950 лет ({{Библия|Быт|9:29}}).
+
-
 
+
-
==== Дети и потомство Ноаха ({{Библия|Быт|10}}) ====
+
-
{{main|Таблица народов}}
+
-
Согласно [[Библейская родословная|библейской родословной]], Ноах является родоначальником всех народов мира, которые делятся на три основные группы:
+
-
* потомки [[Шем]]а ([[Семиты]], в настоящее время устаревший термин)
+
-
* потомки [[Хам]]а ([[Хамиты]], в настоящее время устаревший термин)
+
-
* потомки [[Йефет]]а (очень приблизительно соотносимые с некоторыми группами индоевропейских народов).
+
-
 
+
-
{{Дети Ноя}}
+
-
[[Файл:15 NOAH S ARK.jpg|thumb|200px|||<center>'' «Ной с семьёй в ковчеге» '', миниатюра из французского манускрипта нач. XV в.
+
-
</center>]]
+
-
=== В прочих текстах ТаНаХа ===
+
-
 
+
-
Ноах упоминается также в [[Иез.|Книге пророка Иезекиила]] ({{Библия2|Иез|14:14|14:14-20}}) как один из трёх праведников древности, наряду с [[Даниель (пророк)|Даниелем]] и [[Иов]]ом.
+
-
 
+
-
Также о Ноахе упоминается в [[Книга Бен-Сиры|книге Бен-Сиры]] ({{Библия|Сир|44:16|-18}}).
+
-
 
+
-
== Хронология ==
+
-
Ноах, согласно Торе, был потомком [[Адам]]а в десятом поколении.
+
-
 
+
-
{{Род от Адама}}
+
-
 
+
-
По [[Масора|масоретскому]] (еврейскому) тексту Ной родился в 1056 году (по [[Септуагинта|Септуагинте]] — в 1662 году) от [[Сотворение мира|Сотворения мира]]. Его возраст, подобно другим допотопным патриархам, исчисляется сотнями лет: ко времени начала строительства [[Ноев Ковчег|Ковчега]] Ною было 500 лет и у Ноя уже было три сына, к началу потопа — 600, всех же лет жизни Ноя было 950 лет.
+
-
 
+
-
Согласно еврейской традиции, все даты в Торе соответствуют лунным месяцам [[еврейский календарь|еврейского календаря]]. Таким образом, потоп продолжался на 11 дней больше лунного года, что соответствует целому солнечному году.<ref>Комментарий [[Раши]] со ссылкой на [[Берешит Раба]] 33: «Дожди начались в семнадцатый день второго месяца (7:11). Это одиннадцать дней, на которые солнечный год больше лунного, ибо наказание поколения потопа продолжалось целый солнечный год».</ref>
+
-
 
+
-
== Возможная связь с иными культурами ==
+
-
Исследователи полагают, что Ной как персонаж легенды о потопе имел предшественников в [[Месопотамия|месопотамской]] культуре, таких как [[Зиусудра]] и [[Утнапиштим]]. Подробнее см. [[Всемирный потоп#Происхождение библейской истории|Происхождение библейской истории всемирного потопа]].
+
-
 
+
-
== В еврейской традиции ==
+
-
[[Файл:The Hell and the Flood P2.jpg|thumb|<center>''«Ноев ковчег»'', (створка [[Ад и Потоп (створки алтаря Босха)|несохранившегося алтаря]]), Иеронимус Босх, 1508-1514, Музей Бойманса-ван Бёнингена</center>]]
+
-
Хотя в [[Пятикнижие|Пятикнижии]] подчёркивается праведность Ноаха, в нём отсутствуют подробности о его личности. [[Аггада]] восполняет этот пробел многочисленными историями о праведных поступках Ноаха до и во время потопа.
+
-
 
+
-
=== До Потопа ===
+
-
Позднее отцовство Ноаха объясняется в преданиях тем, что предвидя гибель человечества он не хотел иметь детей, и женился лишь по велению Бога<ref>[[Мидраш]] Берешит Раба 26:2; «[[Мидраш Танхума]]», раздел «Hoax» и др.</ref>. Жену Ноя обычно отождествляют с Наамой), дочерью [[Лемех, сын Метушелаха|Лемеха]] и сестрой [[Тувалкаин]]а <ref>[[Мидраш]] Берешит Раба 23:3</ref>. Однако в [[Книга Юбилеев|Книге Юбилеев]]<ref>[[Книга Юбилеев]], гл.4</ref> её называют ''Емзараг'', дочерью Ракиила и сестры Ноя<ref>Книга Еноха: Апокрифы. СПб, 2000. С.111</ref>. Согласно традиции, Шем был первенцем, Хам родился на год позже, а Йефет — через год после Хама.<ref>[[Талмуд]], Санхедрин 69б</ref>
+
-
 
+
-
Согласно «[[Мидраш Танхума|Мидрашу Танхума]]»<ref>«[[Мидраш Танхума]]», издание Ш. Бубера (1885), 11)</ref>, Ноах выступает как культурный герой: он научил людей пользоваться плугом, серпом, топором и другими орудиями труда. Отмечается, что его пальцы были приспособленны для быстрой физической работы, что помогло ему в плотницком труде над ковчегом.
+
-
 
+
-
Любовь Ноаха к людям, согласно традиции, выражалась и в том, что он призывал их к раскаянию и откладывал строительство ковчега, пока не выросли посаженные им для постройки ковчега деревья, в надежде, что люди тем временем сойдут с пути греха.<ref>[[Мидраш]] Берешит Раба 30:7</ref>
+
-
{{Начало цитаты}}Ноах сажал кедры, и говорили ему: «Зачем тебе эти кедры?». И отвечал он: «Святой, благословен Он, решил привести на землю потоп и велел мне сделать ковчег, чтобы спаслись я и мой дом». И смеялись они над ним и глумились над его речами. А он поливал те кедры, и они росли. И спрашивали его: «Что ты делаешь?». И отвечал он им то же. А они насмехались. К концу дней своих срубил он деревья и стал распиливать. И говорили ему: «Что ты делаешь?» И отвечал он им, и предостерегал их. Но <...> они не раскаялись…{{Конец цитаты|источник=«[[Мидраш Танхума]]», раздел «Hoax» 5}}
+
-
 
+
-
=== Потоп ===
+
-
Согласно [[Книга ангела Разиэля|книге ангела Разиэля]], как надо строить ковчег, его научила священная книга, которую некогда дал [[Адам]]у ангел Разиэль и которая содержала в себе всё знание человеческое и божественное. Эта книга была сделана из сапфиров, и Ноах заключил её в золотой ларец. В ковчеге она заменяла Ноаху часы, чтобы отличать день от ночи, потому что, пока длился потоп, солнце и луна были скрыты тучами. Другой мидраш рассказывает о том, что в ковчеге у Ноаха был драгоценный камень, который освещал всю внутреннюю часть ковчега <ref>Берешит раба 31:16</ref>.
+
-
 
+
-
Одно легендарное создание, носившее название [[Реэм]], оказалось столь громадных размеров, что для него не нашлось места в ковчеге, а потому оно было привязано Ноахом к ковчегу снаружи <ref>Берешит раба 31:19</ref>.
+
-
 
+
-
В преданиях о потопе также появляется легендарный [[нефилим]] [[Ог, царь Башанский]], который также не мог поместиться внутри судна и сел на крышу, спасшись таким образом от потопа. Ноах подавал Огу пищу через отверстие в крыше <ref>Пиркей де-раби Элиэзер 23</ref>. По другому мидрашу, Ог плавал возле ковчега <ref>(Вавилонский Талмуд, Звахим 113б)</ref>.
+
-
 
+
-
Пара - Ложь и Злосчастье - также нашли себе убежище в ковчеге. Сначала Ложь подошла одна к ковчегу, но её не впустили внутрь на том основании, что вход туда допускался только для супружеских пар. Тогда она ушла и, встретившись со Злосчастьем, уговорила его присоединиться к ней, после чего их впустили обоих <ref>Мидраш Шохер Тов 6:68-69</ref>.
+
-
 
+
-
Праведность Ноаха в полной мере проявилась во время потопа, когда он должен был заботиться о животных в ковчеге. Мидраш описывает это следующим образом:
+
-
{{Начало цитаты}}Все двенадцать месяцев, проведённых в ковчеге, не смежал Ноах веки, ни сам он, ни сыновья его, ни днём и ни ночью. Потому что постоянно заботился он о животных, бывших с ним, и кормил их, давая каждому зверю и птице их пищу в привычные для них часы. Есть звери, которые едят в первый час дня, есть такие, которые [едят] во второй, есть и такие, которые [едят] в последнюю треть ночи, — и всем давал он их пищу в нужный час{{Конец цитаты|источник=[[Талмуд]], Санхедрин 108б; «[[Мидраш Танхума]]», издание Ш. Бубера (1885), 58:2}}
+
-
[[Файл:Aegidius of Roya deluge.jpg|thumb|left|<center>''«Ной выпускает ворона и голубя»'', нидерландская миниатюра, [[1450]]-[[1460]]</center>]]
+
-
Предание рассказывает, что однажды, когда Ноах не так скоро принёс обед льву, тот с такой силой ударил патриарха лапой, что он остался хромым на всю жизнь<ref>Танхума Бубер, Ноах 14:14</ref>.
+
-
 
+
-
В десятый день месяца [[таммуз (месяц)|таммуз]] Ноах выпустил ворона посмотреть, не прекратился ли потоп. Но ворон нашёл плавающий в воде труп и принялся его пожирать; увлёкшись этим знятием, он забыл вернуться к Ноаху с докладом. Спустя неделю Ноах выпустил голубя, который после третьего полёта вернулся наконец, держа в клюве оливковый лист, сорванный им на [[Масличная гора|Масличной горе]] в [[Иерусалим]]е, где потопа не было <ref>Пиркей де-раби Элиэзер 23</ref>.
+
-
[[Файл:Aivazovsky 27-1-.jpg|thumb|300px|"Сошествие Ноя с [[Арарат]]а" [[Иван Айвазовский]]1889]]
+
-
В [[Книга Зогар|Книге Зогар]] рассказывается, что Ноах, выйдя из ковчега на сушу, заплакал при виде всеобщего опустошения, причинённого потопом и воскликнул: «Творец, Тебя называют милосердным. Ты должен был проявить милосердие по отношению к Своему Творению.» «Неразумный пастух, — отвечал ему Творец. — Ты говоришь мне это теперь? <…> Почему ты смолчал, когда Я говорил, что будет Потоп, и велел тебе строить ковчег? Я долго откладывал наказание, ожидая, когда же ты попросишь Меня проявить милосердие к людям. А ты делаешь это только теперь, когда мир уже уничтожен…»<ref name="Зогар">[[Книга Зогар]], Ашматот к книге Бытия, стр. 256-б</ref>
+
-
 
+
-
[[Файл:Drunkenness of Noah bellini.jpg|thumb|300px|left|<center>''«Опьянение Ноя»'', [[Джентиле Беллини]], 1515, Музей изящных искусств, Безансон</center>]]
+
-
 
+
-
=== После Потопа ===
+
-
В Талмуде и мидрашах неоднократно возникает параллель между винопитием Ноаха и [[грехопадение]]м [[Адам]]а, поскольку виноград в еврейской традиции связывается с [[Древо познания добра и зла|Древом познания Добра и Зла]]:
+
-
{|
+
-
|{{Начало цитаты}}сказал Господь Ноаху: «Ноах! Разве не должен ты был научиться у Адама, ведь причиной [его падения], не что иное, как вино было?» Как сказано: «дерево, от которого вкусил Адам — [[виноград]] был»{{Конец цитаты|источник=[[Талмуд]], Санхедрин 70а, б}}
+
-
|}
+
-
По версии Таргума Псевдо-Ионатана<ref>Таргум Псевдо-Ионатана на Быт. 9, 20</ref> виноградная лоза, которую посадил Ноах, была принесена рекой из [[Эдем|Эдемского сада]].
+
-
[[Файл:Farmer Noah (San Marco).jpg|thumb|<center>'' «Ной-виноградарь» '', мозаика в [[базилика Сан-Марко|Соборе Сан-Марко]]</center>]]
+
-
Проклятие Ноахом потомства Кенаана, сына Хама, мидраш<ref>[[Вавилонский Талмуд]], Санхедрин 70а; Берешит Раба 36:7</ref> мотивирует тем, что Хам не ограничился лишь насмешками над отцом, а оскопил Ноаха, лишив его возможности в будущем породить новых сыновей (сверх имеющихся трёх), которые бы также приняли участие в разделе мира. Этим объясняется тот факт, что Ноах проклял четвёртого сына Хама — Кенаана. Поскольку Ноах определил за потомками Хама рабский удел, он таким образом оказывается учредителем института рабства, что с неодобрением отмечается послебиблейской традицией<ref>«[[Мидраш Танхума]]», раздел «Hoax»</ref>.
+
-
 
+
-
В преданиях обсуждается также вопрос, почему в сроке жизни Ноя недостаёт 50 лет до тысячелетия, которое он вполне был достоен прожить. Согласно мидрашу, Ноах добровольно пожертвовал 50 лет из своей жизни [[Моше]], точно также, как до него это сделал [[Адам]], подаривший, согласно этой версии, Моше 70 своих лет. Если бы не эти дары, Моше умер бы сразу после рождения <ref>Ялкут Хадаш, Ноах 42</ref>. По другой версии, Адам пожертвовал 70 лет своей жизни царю [[Давид]]у, который также умер бы сразу после рождения, если бы не этот дар <ref>Мидраш Тегиллим Бубер 92:10</ref>.
+
-
 
+
-
=== Праведность Ноаха ===
+
-
Законоучители Талмуда проводят параллели между Ноахом и [[Авраам]]ом, подчёркивая не только сходство, но и различие между двумя этими праведниками.
+
-
* Так, толкуя стих {{ВЗ2|Ноах был человек праведный и непорочный в роде своём|Быт|6:9}} законоучители Талмуда расходятся во мнениях.> Некоторые мудрецы понимают это выражение как похвалу в адрес Ноаха: даже несмотря на полную развращённость, царившую во всем мире в то время, ему удалось остаться незапятнанным и неиспорченным процессом моральной деградации общества. В то же время, другие видят здесь скрытый упрёк Ноаху, принадлежавшему к поколению, в котором праведником назывался человек, сохранявший лишь элементарную порядочность: «В своём поколении (роде) был праведником, однако, если бы он жил в поколении Авраама — не заслужил бы даже упоминания»<ref> Талмуд, Санхедрин 108а</ref> Тем самым, подчёркивается, что духовный уровень человека вообще определяется относительно общей атмосферы жизни, в которой он родился, вырос и живёт.
+
-
 
+
-
* Комментаторы<ref>[[Мидраш]] Берешит Раба 30:10</ref> указывают также на то, что о Ноахе сказано: {{ВЗ2|אֶת-הָאֱלֹהִים, הִתְהַלֶּךְ-נֹחַ|Быт|6:9}} (букв. «ходил с Богом»), в то время как Аврааму Господь говорит: {{ВЗ2|ходи предо Мною|Быт|17:1}}. В качестве примера приводится следующее образное описание: отец берёт маленького ребёнка за руку и ведёт его, чтобы научить ходить, но ребёнку постарше, который умеет держаться на ногах хорошо, он разрешает идти перед собой. Тем самым, это указывает на то, что Авраам был духовно сильнее Ноаха.
+
-
 
+
-
* Еврейская традиция<ref name="Зогар" /> укоряет Ноаха за то, что он упустил случай молить Бога о спасении человечества — в отличие от Авраама, молившегося о спасении жителей [[Содом и Гоморра|Содома]], и [[Моше]] молившегося о помиловании своего народа. Пророк [[Йешаягу]] называет Потоп «воды Ноаха» ({{Библия|Ис|54:9}}). Автор [[Книга Зогар|Книги Зогар]] объясняет, что в этом заключено скрытое осуждение Ноаха, указание на то, что он явился причиной Потопа.
+
-
 
+
-
Согласно мидрашу<ref>[[Мидраш Танхума]], разд. Берешит 37</ref>, строительство ковчега заняло у Ноаха 120 лет (по одной из версий, деревья для ковчега также были посажены Ноахом), хотя Всевышний мог спасти Ноаха одним Своим словом или ускорить его работу чудесным образом. Это объясняется тем, что Господь желал дать людям возможность раскаяться в грехах и исправить своё поведение. Современники Ноаха имели возможность наблюдать за его работой. Когда его спрашивали, чем он занят, Ноах объяснял, что Бог вынес приговор об уничтожении человечества, и если люди не одумаются, через 120 лет они будут уничтожены в водах потопа. Тем не менее, все смеялись над Ноахом, не придавая его словам никакого значения.<ref>Тж. [[Талмуд]], Санхедрин 108б</ref>
+
-
 
+
-
Тем не менее, комментаторы подчёркивают, что решение Всевышнего погубить всё живое на земле не было бесповоротным. Когда строительство ковчега было завершено, Господь дал современникам Ноаха последнюю возможность опомниться:
+
-
{{ВЗ2|и лился на землю дождь|Быт|7:12}} и лишь через пять стихов: {{ВЗ2|И продолжалось на земле наводнение|Быт|7:17}}. [[Раши]] объясняет: «Когда ниспослал их (дожди), ниспослал сначала из милосердия [дождь, желанный и благодатный]. Если бы они возвратились [к Богу, оставив свои преступления, потопа не случилось бы, и] дожди остались бы дождями благословения. Когда же они не раскаялись, — дожди перешли в потоп»<ref>Комментарий [[Раши]] на Быт. 7:12</ref>.
+
-
 
+
-
=== Семь законов потомков Ноаха ===
+
-
{{main|Семь законов потомков Ноаха}}
+
-
 
+
-
Согласно представлениям иудаизма<ref>[[Талмуд]], Санхедрин 56а; [[Тосефта]], Авода Зара 8:4; ср. [[Рамбам|Маймонид]], «[[Мишне Тора]]», Законы царей 9:1 http://rmbm.brinkster.net/mtr/e509.asp</ref>, Семь законов потомков Ноаха считаются необходимым минимумом заповедей, возложенных Богом через Адама и Ноаха на всё человечество.
+
-
 
+
-
# Запрет [[идолопоклонство|идолопоклонства]] — [[монотеизм|вера в единого Бога]]
+
-
# Запрет [[богохульство|богохульства]] — почитание Бога
+
-
# Запрет [[убийство|убийства]] — уважение к человеческой жизни
+
-
# Запрет [[прелюбодеяние|прелюбодеяния]] — уважение к семье
+
-
# Запрет [[воровство|воровства]] — уважение к имуществу ближнего
+
-
# Запрет употребления в пищу плоти, отрезанной от живого животного — уважение к живым существам
+
-
# Обязанность создать справедливую [[судебная система|судебную систему]]<ref>http://bnei-noach.net/pages/posts/C7E0EAEEEDFB-EFEEF2EEECEAEEE2-CDEEFF12.php</ref>
+
-
 
+
-
По закону Торы, нееврей, соблюдающий данные законы, имеет статус жителя-чужестранца (''гер-тошав''). [[Рамбам|Маймонид]] считает, что все народы мира обязаны принять законы потомков Ноаха, и подтверждает, что всякий нееврей, соблюдающий эти законы, "унаследует грядущий мир".<ref>[[Рамбам|Маймонид]], «[[Мишне Тора]]», разд. Законы царей 8:14(11) http://rmbm.brinkster.net/mtr/e508.asp</ref>
+
-
 
+
-
 
+
-
== Сноски и источники ==
+
-
{{примечания|2|height=200}}
+
-
 
+
-
 
+
-
* {{ЭЕЭ|13006|Ной}}
+
-
 
+
-
{{Ноах}}
+
-
{{Библейские пророки|Пятикнижие}}
+
-
 
+
-
[[Категория:Персонажи Пятикнижия]]
+
-
[[Категория:Праотцы]]
+
-
+
-
[[Категория:Всемирный потоп]]
+
-
 
+
-
{{checked_final}}
+

Текущая версия на 00:22, 31 мая 2013

  1. redirect ej:Ноах
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация