Ноах

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Aryeolman (Обсуждение | вклад)
Aryeolman (Обсуждение | вклад)
Строка 129: Строка 129:
Проклятие Ноахом потомства Кенаана, сына Хама, мидраш<ref>[[Вавилонский Талмуд]], Санхедрин 70а; Берешит Раба 36:7</ref> мотивирует тем, что Хам не ограничился лишь насмешками над отцом, а оскопил Ноаха, лишив его возможности в будущем породить новых сыновей (сверх имеющихся трёх), которые бы также приняли участие в разделе мира. Этим объясняется тот факт, что Ноах проклял четвёртого сына Хама — Кенаана. Поскольку Ноах определил за потомками Хама рабский удел, он таким образом оказывается учредителем института рабства, что с неодобрением отмечается послебиблейской традицией<ref>«[[Мидраш Танхума]]», раздел «Hoax»</ref>.
Проклятие Ноахом потомства Кенаана, сына Хама, мидраш<ref>[[Вавилонский Талмуд]], Санхедрин 70а; Берешит Раба 36:7</ref> мотивирует тем, что Хам не ограничился лишь насмешками над отцом, а оскопил Ноаха, лишив его возможности в будущем породить новых сыновей (сверх имеющихся трёх), которые бы также приняли участие в разделе мира. Этим объясняется тот факт, что Ноах проклял четвёртого сына Хама — Кенаана. Поскольку Ноах определил за потомками Хама рабский удел, он таким образом оказывается учредителем института рабства, что с неодобрением отмечается послебиблейской традицией<ref>«[[Мидраш Танхума]]», раздел «Hoax»</ref>.
-
В преданиях обсуждается также вопрос, почему в сроке жизни Ноя недостаёт 50 лет до тысячелетия, которое он вполне был достоен прожить. Согласно мидрашу, Ноах добровольно пожертвовал 50 лет из своей жизни [[Моше]], точно также, как до него это сделал [[Адам]], подаривший, согласно этой версии, Моше 70 своих лет. Если бы не эти дары, Моше умер бы сразу после рождения. <ref>По другой версии, Адам пожертвовал 70 лет своей жизни царю [[Давид]]у, который также умер бы сразу после рождения, если бы не этот дар <ref>Мидраш Тегиллим Бубер 92:10</ref>.
+
В преданиях обсуждается также вопрос, почему в сроке жизни Ноя недостаёт 50 лет до тысячелетия, которое он вполне был достоен прожить. Согласно мидрашу, Ноах добровольно пожертвовал 50 лет из своей жизни [[Моше]], точно также, как до него это сделал [[Адам]], подаривший, согласно этой версии, Моше 70 своих лет. Если бы не эти дары, Моше умер бы сразу после рождения <ref>Ялкут Хадаш, Ноах 42</ref>. По другой версии, Адам пожертвовал 70 лет своей жизни царю [[Давид]]у, который также умер бы сразу после рождения, если бы не этот дар <ref>Мидраш Тегиллим Бубер 92:10</ref>.
-
=== В христианских легендах и преданиях ===
 
-
==== В апокрифах гностиков ====
 
-
Согласно [[Апокриф Иоанна|Апокрифу Иоанна]],<ref>[http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/apokrif/Ap_Ioan.php Апокриф Иоанна]</ref><ref>[http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/apokrif/Svenc_11.php Апокрифы древних христиан. Апокриф Иоанна]. Свенцицкая И., Трофимова М.</ref> [[архонт]]ы решили «''сотворить потоп и погубить плоть всякую, от человека до животного''». «Архонт Сил» сообщил об этих планах Ною и посоветовал ему: «''Сделай себе ковчег из дерева негниющего, и укрой в нём себя с твоими детьми, с животными, с птицами небесными от мала до велика, и установи его на горе Сир''». Однако этот ковчег был сожжён Ореей (Нореей), после чего Ной сделал другой ковчег. Также Ной рассказал о потопе людям, но большинство не поверило ему. По этой версии, Ной, в конечном счёте, укрылся не в ковчеге, а в «облаке света» вместе с некоторыми людьми «бессмертной расы», последовавшими за ним.
 
-
==== Эфиопские легенды о рождении Ноя ====
+
==== Праведность Ноаха ====
-
Легендарный материал освещает несколько моментов жизни Ноя. В частности, рассказывается о его рождении: тело новорождённого младенца озаряет ярким светом весь дом, младенец тотчас встаёт на ноги и начинает молиться. После этого, его дед [[Мафусаил]], поражённый, идёт к пределам земли для встречи с [[Енох, сын Иареда|Енохом]], от которого узнаёт о будущей судьбе мальчика и даёт ему имя (согласно ефиопскому изводу книги Еноха)<ref name="мифы">Мифы народов мира, т. 2. М. 1988, стр. 225</ref>.
+
Законоучители Талмуда проводят параллели между Ноахом и [[Авраам]]ом, подчёркивая не только сходство, но и различие между двумя этими праведниками.
 +
* Так, толкуя стих {{ВЗ2|Ноах был человек праведный и непорочный в роде своём|Быт|6:9}} законоучители Талмуда расходятся во мнениях.<ref name="Талмуд, Санхедрин 108а"/> Некоторые мудрецы понимают это выражение как похвалу в адрес Ноаха: даже несмотря на полную развращённость, царившую во всем мире в то время, ему удалось остаться незапятнанным и неиспорченным процессом моральной деградации общества. В то же время, другие видят здесь скрытый упрёк Ноаху, принадлежавшему к поколению, в котором праведником назывался человек, сохранявший лишь элементарную порядочность: «''В своём поколении (роде) был праведником, однако, если бы он жил в поколении Авраама — не заслужил бы даже упоминания''»<ref name="Талмуд, Санхедрин 108а"/> Тем самым, подчёркивается, что духовный уровень человека вообще определяется относительно общей атмосферы жизни, в которой он родился, вырос и живёт.
-
[[Файл:The burial of Noah.jpg|thumb|200px|left|<center>'' «Похороны Ноя» '', мозаика в Соборе Сан-Марко</center>]]
+
* Комментаторы<ref>[[Мидраш]] Берешит Раба 30:10</ref> указывают также на то, что о Ноахе сказано: {{ВЗ2|אֶת-הָאֱלֹהִים, הִתְהַלֶּךְ-נֹחַ|Быт|6:9}} (букв. «ходил с Богом»), в то время как Аврааму Господь говорит: {{ВЗ2|ходи предо Мною|Быт|17:1}}. В качестве примера приводится следующее образное описание: отец берёт маленького ребёнка за руку и ведёт его, чтобы научить ходить, но ребёнку постарше, который умеет держаться на ногах хорошо, он разрешает идти перед собой. Тем самым, это указывает на то, что Авраам был духовно сильнее Ноаха.
-
==== Армянские легенды о могиле Ноя ====
+
* Еврейская традиция<ref name="Зогар" /> укоряет Ноаха за то, что он упустил случай молить Бога о спасении человечества — в отличие от Авраама, молившегося о спасении жителей [[Содом и Гоморра|Содома]], и [[Моше]] молившегося о помиловании своего народа. Пророк [[Йешаягу]] называет Потоп «воды Ноя» ({{Библия|Ис|54:9}}). Автор [[Книга Зогар|Книги Зогар]] объясняет, что в этом заключено скрытое осуждение Ноя, указание на то, что он явился причиной Потопа.
-
[[Файл:MountArarat.jpg|thumb|200px|||<center>''Гора Арарат.'' <br />Современная фотография]]
+
-
Среди армян, на чьей территории непосредственно располагалась гора [[Арарат]], распространены давние легенды о Ное. Ряд армянских преданий связывают с Араратом и Араратской долиной, помимо выхода из ковчега, также повествование о посадке Ноем виноградника, его опьянении и первом жертвоприношении. Находящийся в долине город [[Нахичевань]] (ныне территория [[Азербайджан]]а) традиционно считается основанным самим Ноем, и народная [[этимология]] связывает с его именем название города (ср. евр. ''«Ноах»'').<ref name="арм">[http://www.golos.am/index.php?option=com_content&task=view&id=3485&Itemid=41 Армянское предание о гробнице Ноя]</ref>
+
-
Таким образом, Нахичевань становится первым городом, основанным после Потопа.
 
-
 
-
Нахичевань также считается местом последнего упокоения Ноя. О том, что Ной захоронен в Нахичеване, одним из первых упоминает летописец XIII в. [[Вардан Аревелци]] в работе «Ашхарацуйц», посвящённой географии Армении и соседних стран.<ref name="арм"/> Он же помещает гробницу жены Ноя, которую именует ''Ноемзар'', в находящийся поблизости [[Маранд]].
 
-
 
-
Упоминания о гробнице Ноя, которая была местом популярного паломничества, содержатся в заметках многих иностранных, русских и армянских путешественников и учёных XIX века.
 
-
[[Файл:Nakhichevan10.jpg|thumb|200px|||<center>''Нахичеванский пейзаж''. Современная фотография</center>]]
 
-
{{Начало цитаты}}Могила Ноя с полуразрушенным куполом, восьмиугольная внутри, диаметром в 10-12. Сохранилась одна сторона, выложенная кирпичом, как это видно на рисунке. Каждый день сюда приходят христианские, еврейские и мусульманские паломники с ладаном и свечами, огарки которых разбросаны вокруг, и она почернела от жира и дыма. Наивные люди считают, что не только Ной, но и его сыновья захоронены в Нахичеване.{{Конец цитаты|источник=[[Алишан, Гевонд|Гевонд Алишан]], ''«Сисакан»,'' 1893}}
 
-
 
-
Могила Ноя и связанные с ней постройки были также подробно описаны русским просветителем [[Никитин, К.А.|К. А. Никитиным]] в 1880-х и исследователем [[Сысоев, В.М.|В. М. Сысоевым]], как имеющие типичное для тюркских гробниц деление на подземную и надземную части. В годы советской власти эти исторические памятники были разрушены. В настоящее время по распоряжению председателя верховного меджлиса Нахичеванской автономной республики Азербайджана начаты работы по её восстановлению<ref>[http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=693&did=34698 В Нахичевани будет отреставрирован мавзолей праотца Ноя]</ref>.
 
-
[[Файл:Noah fresco.jpg|thumb|left|120px||<center>''«Ной, держащий в руках модель ковчега»''. Православная фреска]]
 
-
 
-
Однако современная наука считает отождествление горы Арарат с горами Араратскими из Библии - куда по легенде пристал корабль Ноя ошибочным.<ref>[http://annals.xlegio.ru/blacksea/ararat.rar.htm#_ftn24 Новосельцев А.П. О местонахождении библейской “горы Арарат”]</ref>
 
-
 
-
==== Сирийские апокрифы ====
 
-
В сирийском апокрифическом сочинении «''Пещера сокровищ''» ([[VII век]]) рассказывается, что Ной взял в ковчег останки первого человека — [[Адам]]а, чтобы спасти их от потопа.<ref>[http://www.relig-museum.ru/ecclesia/derew/Golgotha/golgotha3.htm Деревенский Б. Г. ''О местоположении Голгофы и гробницы Христа'' (Глава 3. Дополнительная легенда о могиле Адама)]</ref> Позднее Ной поручил своему сыну [[Сим]]у похоронить череп Адама, что тот и сделал в [[Иерусалим]]е, считавшемся центром земли. Поэтому христианское [[священное предание]] считает, что в момент [[Распятие Христово|распятия Христа]] его кровь омыла череп Адама, захороненный под [[Голгофа|Голгофой]].
 
-
 
-
Из другого рассказа можно почерпнуть некоторые интересные сведения о внутреннем устройстве ковчега. Скот и звери помещались отдельно в трюме; средняя палуба была занята птицами, а на верхней палубе расположился Ной с семейством. Мужчины были строго отделены от женщин. Патриарх и сыновья его заняли восточную часть ковчега, а жена Ноя и жёны его сыновей — западную часть; между теми и другими в виде барьера лежало мёртвое тело Адама, которое таким образом избежало гибели в водной стихии. Этот рассказ, в котором сообщаются также сведения о точных размерах ковчега в локтях, а также точный день недели и месяца, когда спасшиеся вышли на берег, заимствован из арабского манускрипта, найденного в библиотеке [[Монастырь Святой Екатерины|монастыря Святой Екатерины]] на [[Синай (гора)|горе Синай]]. Автором рассказа был, по-видимому, араб-христианин, живший в эпоху мусульманского завоевания, хотя сам манускрипт относится к более позднему времени.<ref name="Фрэзер" />
 
-
 
-
==== Славянские апокрифы ====
 
-
[[Файл:NoahsarkminiatureNusretColpan.jpg|thumb||250px|<center>''Худ''. Нусрет Колпан, современная турецкая миниатюра</center>]]
 
-
 
-
В дренерусской литературе был популярен рассказ о потопе, в сочетании с рассказом о том, как [[дьявол]] пытался помешать Ною построить ковчег, а затем обманом проник в него. Данный рассказ, именумый ''«О потопе»'' помещался в [[Палея|Палее]] и других сборниках, известен в рукописях с [[XV век]]а (Барсовская Палея, сборник монаха [[Кирилло-Белозерский монастырь|Кирилло-Белозерского монастыря]] Ефросина, Сказание Мефодия Патарского).<ref>[http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4915 «О потопе» (Институт русской литературы (Пушкинского Дома) РАН)]</ref>
 
-
 
-
Согласно данному апокрифу, дьявол вынудил жену Ноя обманом узнать у мужа о порученном ему Богом строительстве ковчега, а затем попытался помешать строительству. После окончания постройки дьявол спрятался под подолом её платья и вместе с ней проник в ковчег, где, превратившись в мышь, попытался прогрызть дно ковчега. Однако по молитве Ноя Бог послал кота и кошку, которые убили мышь. Заканчивается апокриф благословением Бога Ноя и его потомства. В сказке, появившейся из этого апокрифа (см. «[[Голубиная книга]]»<ref name="голуб"/>), жену Ноя зовут ''Евга'', и, чтобы она могла узнать о задании, данном мужу Богом, чёрт учит её изготовлению [[водка|водки]], которой она напаивает мужа, и тот ей рассказывает о ковчеге. В другом тексте это — «квас, смешанный с травою» (''«Беседа отца с сыном о женской злобе»''<ref>[http://www.krotov.info/acts/17/azaryin/zloba.htm Беседа отца с сыном о женской злобе]</ref>, XVII век).
 
-
 
-
=== В мусульманской традиции ===
 
-
{{main|Нух}}
 
-
Позднейшие легенды о пророке Аллаха — Нухе и построенном им ковчеге излагаются иначе. Например, гору аль-Джуди (толкователями Корана эта гора то относилась к Месопотамии, то отождествлялась с Араратом), на которой, согласно Корану (11:46), когда «сошла вода», остановился ковчег, стали помещать не в Неджде, в Аравии, как в старых арабских источниках<ref>Horovitz J. Koranische Untersuchungen, S. 107—108.</ref> а на «Кирду, отделяющую Армению от Курдистана»<ref>Коран. Перевод и комментарии И. Ю. Крачковского, с. 544.</ref><ref name="клим">[http://www.lib.ru/DIALEKTIKA/b_kor.txt Л. И. Климович. Книга о Коране]</ref>. Тафсиры содержат множество историй о потопе, включая рассказ о великане Удж, который вцепился в ковчег и спасся. Благодаря тафсирам стали известны и имена сыновей Нуха, спасшихся вместе с ним: Арк, Сам, Хам и Иафит. Жена Нуха представлена в тафсирах грешницей, которая считала его сумасшедшим и принижала значение миссии пророка<ref name="Пророк в Исламе"/>.
 
-
 
-
Согласно преданию на ковчеге собралась вся семья Нуха, кроме жены и одного из сыновей по имени Йам. Он отказался плыть с отцом, надеясь спастись на горе, и погиб. По окончании потопа Нух просил Аллаха вернуть погибшего сына, но Аллах не внял его мольбам, поскольку неверующий сын уже не принадлежал к семье Нуха. Этот эпизод, которого нет в Библии, придаёт особую окраску сообщениям Корана: наказание для неверующих неизбежно<ref name="Пророк в Исламе"/>.
 
-
 
-
== Почитание в религии ==
 
-
=== В иудаизме ===
 
-
[[Файл:Französischer Meister um 1675 001.jpg|thumb|250px|right|<center>''«Строительство [[Ноев ковчег|Ноева ковчега]]»'', анонимный французский мастер, ок.[[1675]]. [[Magyar Szépmüvészeti Múzeum]], [[Будапешт]].]]
 
-
 
-
==== Причины Потопа ====
 
-
Еврейские комментаторы<ref>[[Раши]] и др.</ref> видят в выражении {{ВЗ2|земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями|Быт|6:11}} указание на предельную моральную деградацию человечества: «растлилась» означает [[Сексуальные девиации|сексуальные извращения]], а «наполнилась земля злодеяниями» — социальную несправедливость<ref>[[Раши]]: «''злодеяние (''хамас'') — это грабительство''»</ref>. Вместе с тем, в [[Талмуд]]е<ref name="Талмуд, Санхедрин 108а">[[Талмуд]], Санхедрин 108а</ref> обращается внимание на то, что в речи Всевышнего, обращённой к Ною, в которой Господь впервые произносит свой приговор человечеству, упоминается только второй грех: {{ВЗ2|И сказал [Господь] Бог Ною …ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли|Быт|6:13}}.
 
-
{{Начало цитаты}}Посмотри, как велико [наказание за] грабёж, ибо поколение, жившее во время потопа, нарушило все [человеческие заповеди], но приговор был подписан, лишь когда они стали [усиленно] грабить: «''И сказал Бог …ибо наполнилась земля грабительством… и Я истреблю их с земли''»{{Конец цитаты|источник=[[Талмуд]], Санхедрин 108а}}
 
-
 
-
==== Праведность Ноя ====
 
-
Законоучители Талмуда проводят параллели между Ноем и [[Авраам]]ом, подчёркивая не только сходство, но и различие между двумя этими праведниками.
 
-
* Так, толкуя стих {{ВЗ2|Ной был человек праведный и непорочный в роде своём|Быт|6:9}} законоучители Талмуда расходятся во мнениях.<ref name="Талмуд, Санхедрин 108а"/> Некоторые мудрецы понимают это выражение как похвалу в адрес Ноя: даже несмотря на полную развращённость, царившую во всем мире в то время, ему удалось остаться незапятнанным и неиспорченным процессом моральной деградации общества. В то же время, другие видят здесь скрытый упрёк Ною, принадлежавшему к поколению, в котором праведником назывался человек, сохранявший лишь элементарную порядочность: «''В своём поколении (роде) был праведником, однако, если бы он жил в поколении Авраама — не заслужил бы даже упоминания''»<ref name="Талмуд, Санхедрин 108а"/> Тем самым, подчёркивается, что духовный уровень человека вообще определяется относительно общей атмосферы жизни, в которой он родился, вырос и живёт.
 
-
 
-
* Комментаторы<ref>[[Мидраш]] Берешит Раба 30:10</ref> указывают также на то, что о Ное сказано: {{ВЗ2|אֶת-הָאֱלֹהִים, הִתְהַלֶּךְ-נֹחַ|Быт|6:9}} (букв. «ходил с Богом»), в то время как Аврааму Господь говорит: {{ВЗ2|ходи предо Мною|Быт|17:1}}. В качестве примера приводится следующее образное описание: отец берёт маленького ребёнка за руку и ведёт его, чтобы научить ходить, но ребёнку постарше, который умеет держаться на ногах хорошо, он разрешает идти перед собой. Тем самым, это указывает на то, что Авраам был духовно сильнее Ноя.
 
-
 
-
* Еврейская традиция<ref name="Зогар" /> укоряет Ноя за то, что он упустил случай молить Бога о спасении человечества — в отличие от Авраама, молившегося о спасении жителей [[Содом и Гоморра|Содома]], и [[Моисей|Моисея]] молившегося о помиловании своего народа. [[Пророк Исаия]] (Иешаягу) называет Потоп «воды Ноя» ({{Библия|Ис|54:9}}). Автор [[Книга Зогар|Книги Зогар]] объясняет, что в этом заключено скрытое осуждение Ноя, указание на то, что он явился причиной Потопа.
 
-
 
-
==== Потоп ====
 
-
{{Врезка
 
-
| Выравнивание = right
 
-
| Без разрывов = 1
 
-
| Заголовок = Из стихотворений, написанных <br />в [[Шлиссельбургская крепость|Шлиссельбургской крепости]]
 
-
| Содержание = <poem>
 
-
Когда нахлынувшие воды
 
-
В ковчеге Ноя заключили
 
-
И дорогой для всех свободы
 
-
На долгий срок его лишили,
 
-
И, в заключении вздыхая,
 
-
0 травах и цветах мечтая,
 
-
Смотрел он вдаль на Арарат,
 
-
И принесла с крутой вершины
 
-
Ему голубка ветвь маслины, —
 
-
Едва ли был он больше рад,
 
-
Чем я, когда мне голубь странный
 
-
Принёс левкой благоуханный,
 
-
Чтоб показать, что не покрыта
 
-
Песком сыпучим вся земля
 
-
И что в ковчеге не забыта
 
-
Друзьями милыми здесь я.
 
-
</poem>
 
-
| Подпись = ''[[Вера Фигнер]]''
 
-
}}
 
Согласно еврейскому преданию<ref>[[Мидраш Танхума]], разд. Берешит 37</ref>, строительство ковчега заняло у Ноя 120 лет (по одной из версий, деревья для ковчега также были посажены Ноем), хотя Всевышний мог спасти Ноя одним Своим словом или ускорить его работу чудесным образом. Это объясняется тем, что Господь желал дать людям возможность раскаяться в грехах и исправить своё поведение. Современники Ноя имели возможность наблюдать за его работой. Когда его спрашивали, чем он занят, Ной объяснял, что Бог вынес приговор об уничтожении человечества, и если люди не одумаются, через 120 лет они будут уничтожены в водах потопа. Тем не менее, все смеялись над Ноем, не придавая его словам никакого значения.<ref>[[Талмуд]], Санхедрин 108б</ref>
Согласно еврейскому преданию<ref>[[Мидраш Танхума]], разд. Берешит 37</ref>, строительство ковчега заняло у Ноя 120 лет (по одной из версий, деревья для ковчега также были посажены Ноем), хотя Всевышний мог спасти Ноя одним Своим словом или ускорить его работу чудесным образом. Это объясняется тем, что Господь желал дать людям возможность раскаяться в грехах и исправить своё поведение. Современники Ноя имели возможность наблюдать за его работой. Когда его спрашивали, чем он занят, Ной объяснял, что Бог вынес приговор об уничтожении человечества, и если люди не одумаются, через 120 лет они будут уничтожены в водах потопа. Тем не менее, все смеялись над Ноем, не придавая его словам никакого значения.<ref>[[Талмуд]], Санхедрин 108б</ref>

Версия 08:43, 16 сентября 2010

Ноах (ивр. נֹחַ‎, Но́ах)
Файл:Noah mosaic.JPG
Ной выпускает голубя из ковчега
Фрагмент мозаики к. XII — нач. XIII вв. Венеция, Собор Святого Марка
Пол: мужчина
Период жизни: 1056—2006 от Сотворения мира
Толкование имени: успокаивающий, умиротворяющий
Имя на других языках: греч. Νώε
лат. Noe;  
В иных культурах: араб. نوح‎‎, Нух
Местность: Арарат
Занятие: пророк
Происхождение: потомок Адама в десятом поколении

Упоминания:

Быт.6:89:29
Отец: Лемех
Дети: Шем, Хам и Йефет
Связанные понятия: Ноев Ковчег, Семь законов потомков Ноя, Сыновья Ноя
Связанные события: Потоп, Завет Бога с человечеством, Расселение народов
Характерные черты: праведность, непорочность

Ной (ивр. נֹחַ‎, Но́ах — в Библии (Быт.5:29) истолковано как «успокаивающий, умиротворяющий»; др.-греч. Νῶε, араб. نوح‎‎, Нух) — последний (десятый) из допотопных библейских патриархов, происходящих по прямой линии от Адама. Сын Лемеха, внук Метушелаха, отец Шема, Хама и Йефета (Быт.5:28–32; 1Пар.1:4).

Согласно Библии, Ноах был праведником в своём поколении, за что был спасён Богом от Всемирного потопа и стал продолжателем человеческого рода. С этой целью Бог повелел Ноаху построить Ковчег и взять туда членов своей семьи и по паре животных каждого вида (согласно Быт.7:2, «чистых» животных надо было взять по семи пар, чтобы имелся запас для жертвоприношений). По окончании потопа ковчег прибило к горам Арарата (Быт.8:4), где Ноах принёс жертвы Богу, и Бог благословил его и его потомство, заключив с ним Завет (Быт.9:1–17).

Под именем Нух почитается в качестве пророка в исламе.

Содержание

В Танахе

В Пятикнижии

До Потопа (Быт.6:8—22)

Согласно Книге Бытие, Ноах «обрёл благодать пред очами Господа»  (Быт.6:8), поскольку был «человек праведный и непорочный в роде своём» и «ходил пред Богом»  (Быт.6:9). За свою праведность Ноах с семьёй был избран Богом для возрождения человеческого рода после Всемирного потопа, который явился Божественной карой за нравственное падение человечества. Бог заблаговременно сообщил Ноаху о своём решении истребить всё живое на земле, и дал точные указания, как построить Ковчег — судно из дерева гофер (возможно, кипарис), способное пережить готовящийся потоп — и снарядить его для длительного плавания.

Потоп (Быт.7:18:17)

Файл:Francis Danby deluge.jpg
«Потоп», Фрэнсис Дэнби, 1840, галерея Тейт

Когда приготовления были окончены, Бог повелел Ноаху взять с собой в ковчег по паре от каждого вида животных и птиц, а «чистых» (то есть пригодных для принесения в жертву) — по семи пар, «чтобы сохранить племя для всей земли»  (Быт.7:3). Вместе с Ноахом в ковчег вошли также его семья: жена и трое сыновей с жёнами.

В 17 день второго месяца «разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились»  (Быт.7:11) и воды обрушились на землю. Наводнение длилось 40 дней и ночей, после чего воды подняли ковчег и он поплыл (Быт.7:17,18). Вода стояла так высоко, что плававший на её поверхности ковчег был выше горных пиков. Всё живое на земле погибло в водах потопа, остался лишь Ноах и его спутники. Только спустя 150 дней вода стала убывать, и вскоре, на 17 день седьмого месяца, ковчег остановился, опустившись на скалы Араратских гор. Тем не менее, вершины других гор показались лишь первого числа десятого месяца, после чего Ноах выждал ещё 40 дней и выпустил ворона. Однако, ворон, не найдя суши, каждый раз возвращался назад, пока не показалась поверхность земли.

После этого Ноах трижды (с перерывами по семь дней) выпускал голубя. В первый раз голубь также вернулся ни с чем, во второй — принёс в клюве свежий оливковый лист, свидетельствующий о том, что «вода сошла с земли». На третий раз голубь не вернулся. Земля обсохла к первому числу первого месяца, однако окончательно земля высохла лишь 27 числа второго месяца. Тогда Ноах, наконец, смог покинуть корабль, и обитатели ковчега вновь заселили землю.

[[Файл:Joseph Anton Koch 006.jpg|thumb|left|250px||

«Пейзаж с жертвоприношением Ноя», Кох, Иозеф Антон, ок. 1803. Государственная галерея, Франкфурт-на-Майне

Завет с Богом (Быт.8:189:17)

Выйдя из ковчега у горы Арарат (Быт.8:4), Ноах взял «из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принёс во всесожжение на жертвеннике»  (Быт.8:20) в благодарность за своё избавление. Бог пообещал вернуть миру прежний порядок вещей и более никогда не опустошать землю за вину людей. После этого Бог благословил Ноаха, его потомков (то есть всё послепотопное человечество) и всё живое на земле (Быт.9:1–17) и дал человечеству ряд моральных законов. В заключение Господь пообещал Ноаху более не уничтожать людской род и как знак божественного Завета с людьми в небесах воссияла радуга.

После Потопа (Быт.9:18—29)

[[Файл:Michelangelo drunken Noah.jpg|thumb||||250px|

«Опьянение Ноя», фреска Микеланджело в Сикстинской капелле, 1508—1512.

Выйдя из ковчега, Ной занялся возделыванием земли, насадил виноградник и изобрёл искусство приготовления вина (Быт.9:20). Однажды, когда Ной опьянел и лежал обнажённым в своём шатре, его сын Хам (вероятно со своим сыном Кенааном) увидел «наготу отца своего», и, оставив отца обнажённым, поспешил рассказать об этом двум своим братьям. «Шем же и Йефет взяли одежду и, положив её на плечи, пошли задом и покрыли наготу своего отца; лица их были обращены назад, и они не видели наготы своего отца.»  (Быт.9:23) За проявленное непочтение Ной проклял сына Хама — Кенаана и его потомков, объявив, что те будут рабами Шема и Йефета. Двух других своих сыновей Ной благословил: «да распространит Бог Йефета, и да будет он обитать в шатрах Шема»  (Быт.9:27).

После потопа Ной жил ещё 350 лет и умер в возрасте 950 лет (Быт.9:29).

Дети и потомство Ноаха (Быт.10)

Основная статья: Таблица народов

Согласно библейской родословной, Ноах является родоначальником всех народов мира, которые делятся на три основные группы:

  • потомки Шема (Семиты, в настоящее время устаревший термин)
  • потомки Хама (Хамиты, в настоящее время устаревший термин)
  • потомки Йефета (очень приблизительно соотносимые с некоторыми группами индоевропейских народов).
Файл:15 NOAH S ARK.jpg
«Ной с семьёй в ковчеге» , миниатюра из французского манускрипта нач. XV в.

В прочих текстах Ветхого Завета

Ноах упоминается также в Книге пророка Иезекиила (14:14-20) как один из трёх праведников древности, наряду с Даниелем и Иовом.

Также о Ноахе упоминается в книге Бен-Сиры (Сир.44:16-18).

Хронология

Ноах, согласно Библии, был потомком Адама в десятом поколении.

По масоретскому (еврейскому) тексту Ной родился в 1056 году (по Септуагинте — в 1662 году) от Сотворения мира. Его возраст, подобно другим допотопным патриархам, исчисляется сотнями лет: ко времени начала строительства Ковчега Ною было 500 лет и у Ноя уже было три сына, к началу потопа — 600, всех же лет жизни Ноя было 950 лет.

Согласно еврейской традиции, все даты в Библии соответствуют лунным месяцам еврейского календаря. Таким образом, потоп продолжался на 11 дней больше лунного года, что соответствует целому солнечному году.[1]

Возможная связь с иными культурами

Исследователи полагают, что Ной как персонаж легенды о потопе имел предшественников в месопотамской культуре, таких как Зиусудра и Утнапиштим. Подробнее см. Происхождение библейской истории всемирного потопа.

В еврейской традиции

Файл:The Hell and the Flood P2.jpg
«Ноев ковчег», (створка несохранившегося алтаря), Иеронимус Босх, 1508-1514, Музей Бойманса-ван Бёнингена

Хотя в Пятикнижии подчёркивается праведность Ноаха, в нём отсутствуют подробности о его личности. Аггада восполняет этот пробел многочисленными историями о праведных поступках Ноаха до и во время потопа.

До Потопа

Позднее отцовство Ноаха объясняется в преданиях тем, что предвидя гибель человечества он не хотел иметь детей, и женился лишь по велению Бога[2]. Жену Ноя обычно отождествляют с Наамой), дочерью Лемеха и сестрой Тувалкаина [3]. Однако в Книге Юбилеев[4] её называют Емзараг, дочерью Ракиила и сестры Ноя[5]. Согласно традиции, Шем был первенцем, Хам родился на год позже, а Йефет — через год после Хама.[6]

Согласно «Мидрашу Танхума»[7], Ноах выступает как культурный герой: он научил людей пользоваться плугом, серпом, топором и другими орудиями труда. Отмечается, что его пальцы были приспособленны для быстрой физической работы, что помогло ему в плотницком труде над ковчегом.

Любовь Ноаха к людям, согласно традиции, выражалась и в том, что он призывал их к раскаянию и откладывал строительство ковчега, пока не выросли посаженные им для постройки ковчега деревья, в надежде, что люди тем временем сойдут с пути греха.[8]

Ноах сажал кедры, и говорили ему: «Зачем тебе эти кедры?». И отвечал он: «Святой, благословен Он, решил привести на землю потоп и велел мне сделать ковчег, чтобы спаслись я и мой дом». И смеялись они над ним и глумились над его речами. А он поливал те кедры, и они росли. И спрашивали его: «Что ты делаешь?». И отвечал он им то же. А они насмехались. К концу дней своих срубил он деревья и стал распиливать. И говорили ему: «Что ты делаешь?» И отвечал он им, и предостерегал их. Но <...> они не раскаялись…

— «Мидраш Танхума», раздел «Hoax» 5

Потоп

Согласно книге ангела Разиэля, как надо строить ковчег, его научила священная книга, которую некогда дал Адаму ангел Разиэль и которая содержала в себе всё знание человеческое и божественное. Эта книга была сделана из сапфиров, и Ноах заключил её в золотой ларец. В ковчеге она заменяла Ноаху часы, чтобы отличать день от ночи, потому что, пока длился потоп, солнце и луна были скрыты тучами. Другой мидраш рассказывает о том, что в ковчеге у Ноаха был драгоценный камень, который освещал всю внутреннюю часть ковчега [9].

Одно легендарное создание, носившее название Реэм, оказалось столь громадных размеров, что для него не нашлось места в ковчеге, а потому оно было привязано Ноахом к ковчегу снаружи [10].

В преданиях о потопе также появляется легендарный нефилим Ог, царь Башанский, который также не мог поместиться внутри судна и сел на крышу, спасшись таким образом от потопа. Ноах подавал Огу пищу через отверстие в крыше [11]. По другому мидрашу, Ог плавал возле ковчега [12].

Пара - Ложь и Злосчастье - также нашли себе убежище в ковчеге. Сначала Ложь подошла одна к ковчегу, но её не впустили внутрь на том основании, что вход туда допускался только для супружеских пар. Тогда она ушла и, встретившись со Злосчастьем, уговорила его присоединиться к ней, после чего их впустили обоих [13].

Праведность Ноаха в полной мере проявилась во время потопа, когда он должен был заботиться о животных в ковчеге. Мидраш описывает это следующим образом:

Все двенадцать месяцев, проведённых в ковчеге, не смежал Ноах веки, ни сам он, ни сыновья его, ни днём и ни ночью. Потому что постоянно заботился он о животных, бывших с ним, и кормил их, давая каждому зверю и птице их пищу в привычные для них часы. Есть звери, которые едят в первый час дня, есть такие, которые [едят] во второй, есть и такие, которые [едят] в последнюю треть ночи, — и всем давал он их пищу в нужный час

Талмуд, Санхедрин 108б; «Мидраш Танхума», издание Ш. Бубера (1885), 58:2

Файл:Aegidius of Roya deluge.jpg
«Ной выпускает ворона и голубя», нидерландская миниатюра, 1450-1460

Предание рассказывает, что однажды, когда Ноах не так скоро принёс обед льву, тот с такой силой ударил патриарха лапой, что он остался хромым на всю жизнь[14].

В десятый день месяца таммуз Ноах выпустил ворона посмотреть, не прекратился ли потоп. Но ворон нашёл плавающий в воде труп и принялся его пожирать; увлёкшись этим знятием, он забыл вернуться к Ноаху с докладом. Спустя неделю Ноах выпустил голубя, который после третьего полёта вернулся наконец, держа в клюве оливковый лист, сорванный им на Масличной горе в Иерусалиме, где потопа не было [15].

Файл:Aivazovsky 27-1-.jpg
"Сошествие Ноя с Арарата" Иван Айвазовский1889

В Книге Зогар рассказывается, что Ноах, выйдя из ковчега на сушу, заплакал при виде всеобщего опустошения, причинённого потопом и воскликнул: «Творец, Тебя называют милосердным. Ты должен был проявить милосердие по отношению к Своему Творению.» «Неразумный пастух, — отвечал ему Творец. — Ты говоришь мне это теперь? <…> Почему ты смолчал, когда Я говорил, что будет Потоп, и велел тебе строить ковчег? Я долго откладывал наказание, ожидая, когда же ты попросишь Меня проявить милосердие к людям. А ты делаешь это только теперь, когда мир уже уничтожен…»[16]

Файл:Drunkenness of Noah bellini.jpg
«Опьянение Ноя», Джентиле Беллини, 1515, Музей изящных искусств, Безансон

После Потопа

В Талмуде и мидрашах неоднократно возникает параллель между винопитием Ноаха и грехопадением Адама, поскольку виноград в еврейской традиции связывается с Древом познания Добра и Зла:

сказал Господь Ноаху: «Ноах! Разве не должен ты был научиться у Адама, ведь причиной [его падения], не что иное, как вино было?» Как сказано: «дерево, от которого вкусил Адам — виноград был»

Талмуд, Санхедрин 70а, б

По версии Таргума Псевдо-Ионатана[17] виноградная лоза, которую посадил Ноах, была принесена рекой из Эдемского сада.

Файл:Farmer Noah (San Marco).jpg
«Ной-виноградарь» , мозаика в Соборе Сан-Марко

Проклятие Ноахом потомства Кенаана, сына Хама, мидраш[18] мотивирует тем, что Хам не ограничился лишь насмешками над отцом, а оскопил Ноаха, лишив его возможности в будущем породить новых сыновей (сверх имеющихся трёх), которые бы также приняли участие в разделе мира. Этим объясняется тот факт, что Ноах проклял четвёртого сына Хама — Кенаана. Поскольку Ноах определил за потомками Хама рабский удел, он таким образом оказывается учредителем института рабства, что с неодобрением отмечается послебиблейской традицией[19].

В преданиях обсуждается также вопрос, почему в сроке жизни Ноя недостаёт 50 лет до тысячелетия, которое он вполне был достоен прожить. Согласно мидрашу, Ноах добровольно пожертвовал 50 лет из своей жизни Моше, точно также, как до него это сделал Адам, подаривший, согласно этой версии, Моше 70 своих лет. Если бы не эти дары, Моше умер бы сразу после рождения [20]. По другой версии, Адам пожертвовал 70 лет своей жизни царю Давиду, который также умер бы сразу после рождения, если бы не этот дар [21].


Праведность Ноаха

Законоучители Талмуда проводят параллели между Ноахом и Авраамом, подчёркивая не только сходство, но и различие между двумя этими праведниками.

  • Так, толкуя стих «Ноах был человек праведный и непорочный в роде своём»  (Быт.6:9) законоучители Талмуда расходятся во мнениях.[22] Некоторые мудрецы понимают это выражение как похвалу в адрес Ноаха: даже несмотря на полную развращённость, царившую во всем мире в то время, ему удалось остаться незапятнанным и неиспорченным процессом моральной деградации общества. В то же время, другие видят здесь скрытый упрёк Ноаху, принадлежавшему к поколению, в котором праведником назывался человек, сохранявший лишь элементарную порядочность: «В своём поколении (роде) был праведником, однако, если бы он жил в поколении Авраама — не заслужил бы даже упоминания»[22] Тем самым, подчёркивается, что духовный уровень человека вообще определяется относительно общей атмосферы жизни, в которой он родился, вырос и живёт.
  • Комментаторы[23] указывают также на то, что о Ноахе сказано: «אֶת-הָאֱלֹהִים, הִתְהַלֶּךְ-נֹחַ»  (Быт.6:9) (букв. «ходил с Богом»), в то время как Аврааму Господь говорит: «ходи предо Мною»  (Быт.17:1). В качестве примера приводится следующее образное описание: отец берёт маленького ребёнка за руку и ведёт его, чтобы научить ходить, но ребёнку постарше, который умеет держаться на ногах хорошо, он разрешает идти перед собой. Тем самым, это указывает на то, что Авраам был духовно сильнее Ноаха.
  • Еврейская традиция[16] укоряет Ноаха за то, что он упустил случай молить Бога о спасении человечества — в отличие от Авраама, молившегося о спасении жителей Содома, и Моше молившегося о помиловании своего народа. Пророк Йешаягу называет Потоп «воды Ноя» (Ис.54:9). Автор Книги Зогар объясняет, что в этом заключено скрытое осуждение Ноя, указание на то, что он явился причиной Потопа.

Согласно еврейскому преданию[24], строительство ковчега заняло у Ноя 120 лет (по одной из версий, деревья для ковчега также были посажены Ноем), хотя Всевышний мог спасти Ноя одним Своим словом или ускорить его работу чудесным образом. Это объясняется тем, что Господь желал дать людям возможность раскаяться в грехах и исправить своё поведение. Современники Ноя имели возможность наблюдать за его работой. Когда его спрашивали, чем он занят, Ной объяснял, что Бог вынес приговор об уничтожении человечества, и если люди не одумаются, через 120 лет они будут уничтожены в водах потопа. Тем не менее, все смеялись над Ноем, не придавая его словам никакого значения.[25]

Тем не менее, комментаторы подчёркивают, что решение Всевышнего погубить всё живое на земле не было бесповоротным. Когда строительство ковчега было завершено, Господь дал современникам Ноя последнюю возможность опомниться: «и лился на землю дождь»  (Быт.7:12) и лишь через пять стихов: «И продолжалось на земле наводнение»  (Быт.7:17). Раши объясняет: «Когда ниспослал их (дожди), ниспослал сначала из милосердия [дождь, желанный и благодатный]. Если бы они возвратились [к Богу, оставив свои преступления, потопа не случилось бы, и] дожди остались бы дождями благословения. Когда же они не раскаялись, — дожди перешли в потоп»[26].

Завет с Богом

Еврейские законоучители составили специальное благословение, которое произносят, увидев радугу, ставшую после Потопа символом завета Бога с человечеством: «Благословен Ты, Всевышний, Владыка вселенной, не забывающий союз [с Ноем] и верный союзу Своему и выполняющий Свои обещания».

Семь законов потомков Ноя

Согласно представлениям иудаизма[27], Семь законов потомков Ноя считаются необходимым минимумом заповедей, возложенных Богом через Адама и Ноя на всё человечество.

  1. Запрет идолопоклонствавера в единого Бога
  2. Запрет богохульства — почитание Бога
  3. Запрет убийства — уважение к человеческой жизни
  4. Запрет прелюбодеяния — уважение к семье
  5. Запрет воровства — уважение к имуществу ближнего
  6. Запрет употребления в пищу плоти, отрезанной от живого животного — уважение к живым существам
  7. Обязанность создать справедливую судебную систему

По закону Торы, нееврей, соблюдающий данные законы, имеет статус жителя-чужестранца (гер-тошав). Маймонид считает, что все народы мира обязаны принять законы потомков Ноя, и подтверждает, что всякий нееврей, соблюдающий эти законы, войдёт в царство небесное.[28]

В христианстве

Файл:Noah icon 17c..jpg
«Ной», икона праотеческого ряда, Конец XVII — первая треть XVIII вв., Рыбинский заповедник

Спасённый от потопа Ной служит в христианстве прообразом нового человечества и тем самым предвещает Христа. Его спасение в потопе предвосхищает спасение людей водами крещения[29]: «…во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды. Так и нас ныне подобное сему образу крещение…»  (1Петр.3:20-21). Иоанн Дамаскин в своём сочинении «Точное изложение Православной веры» называет потоп первым крещением и считает, что «при Ное Бог омыл мировой грех», а сам потоп называет первым из пяти библейских „крещений“.[30]

В христианской традиции Ной рассматривается, прежде всего, как прообраз человека, спасённого во Христе. Соответственно, поскольку сам потоп рассматривается в качестве прообраза крещения, то ковчег становится прообразом Церкви, плывущей через бурные пучины греха и спасающей жаждущих спасения. Филарет так формулировал это толкование в своём «Пространном Христианском катехизисе»: «Все, спасшиеся от всемирного потопа, спаслись единственно в ковчеге Ноевом: так все, обретающие вечное спасение, обретают оное в единой Кафолической церкви».[31] «Ковчег мог бы вместить всех — как всех может вместить Церковь — но никого нельзя была загнать силой, и в результате никого на борту и не оказалось, кроме Ноя и неотъемлемой от него семьи», отмечается толкователями, «ковчег — прообраз Церкви Христовой уже одним тем, что в нем спаслись немногие, спаслись по вере, а большинство не захотело спасения и свободно отказалось от него ради смерти в пучине греха».[32] Антоний Великий приводит историю Ноя и людей, не послушавшихся его предостережений и утонувших, несмотря на попытки ворваться в ковчег, как пример лености и непокорности.[33]


Толкование Оригена

Ориген в своих трудах видел в истории Ноя символическое изображение христианского миропонимания. Ной у него выступает прообразом Иисуса Христа, а ковчег наполен символикой: этажи — структура церкви, а также небеса и ад; брёвна, из которых сделан ковчег, Ориген воспринимает как символ защиты тех, кто находится внутри церкви, а смола, соединяющая брёвна, понимается им как внутренняя и внешняя святость.[34] Размеры ковчега у Оригена также имеют символическое значение: 100 — «число всей разумной твари»; 50 — отпущение грехов, свободу и прощение.

Толкование Августина

В трактате «О Граде Божием» (XV, 26) Блаженный Августин соотносит рану в боку Иисуса, сделанную копьём Лонгина, с дверью Ноева ковчега, сделанной, по божественному указанию, «с боку его»  (Быт.6:16) — «через эту дверь входят все, приходящие к Нему, поскольку из неё истекли таинства».

Толкование Иоанна Златоуста

Иоанн Златоуст в своих беседах на Книгу Бытия посвятил 8 бесед рассмотрению истории Ноя и потопа.[35] Златоуст рассуждает о величии добродетелей Ноя среди прочего человечества и о причинах милосердия Бога к Ною и его ближним.

Толкуя Книгу Бытия в соотношении со словами апостола Павла из Послания к Евреям, Златоуст делает следующий вывод:

Не то, чтобы сам Ной осудил [своих современников]; нет, осудил их Господь сравнением [их с Ноем], потому что они, имея все то же, что и праведник, не пошли по одному с ним пути добродетели. Итак, Ной верою, которую показал, осудил этих людей, которые показали совершенное неверие: не поверили предсказанию [о потопе].

— Иоанн Златоуст. Беседа 25 на Книгу Бытия

Файл:Noah moreale01.jpg
«Строительство ковчега», мозаика в соборе Монреале

В своих «Беседах о диаволе» Златоуст также рассуждает о добродетелях Ноя. При этом святитель особо акцентирует на значимости того, что Ной «соблюл добродетель среди того племени развращённого и грешного, когда не было пред ним примера добродетели, когда все увлекали его к пороку».[36]

Также Златоуст пишет и об опьянении Ноя, отмечая, что Библия «одним словом даёт ему полное извинение».[37] Он считает, что фраза «Ной начал возделывать землю»  (Быт.9:20) свидетельствует о том, что Ной «не знал ни того, сколько надлежало пить вина, ни того, как пить, — цельное, или смешанное с водою, ни того, когда пить, — тотчас ли после того, как оно будет выжато, или спустя некоторое время».[37] Тут же святитель рассуждает о неблагодарности Хама, который «не погиб вместе с другими в смятении ради достоинства отца»[37], но при этом наносит оскорбление отцу.

Почитание в православии

Православная церковь относит Ноя к числу праотцев и совершает его память в «Неделю праотцев» во второе воскресение перед Рождеством Христовым. В праздничном каноне Ною посвящена пятая песнь, в которой он называется праведником, сохранившим невредимым Божий закон и «во всех бо заповедех Божественных украшаемь явися, Христу благоугодив».[38]

Изображения Ноя помещаются в самом верхнем — праотеческом чине иконостаса[39], представляющем ветхозаветную церковь, не знавшую законов Моисея.

Почитание в католицизме

В католицизме Ной почитается в числе десяти допотопных патриархов. В католических церквях Ной изображается либо вместе с прочими патриархами, либо в сюжетах, посвящённых потопу. Отдельного литургического почитания фигура Ноя не получила.

В искусстве и литературе

В изобразительном искусстве

Файл:The Deluge after restoration.jpg
«Потоп». Фреска в Сикстинской капелле, Микеланджело

В западноевропейском изобразительном искусстве образ Ноя используется в следующих иконографических сюжетах:

  • Рождение Ноя (редкий сюжет)
  • Праведное житие перед потопом (редкий сюжет)
  • Постройка ковчега и посадка в него животных
  • Потоп и уничтожение человеческого рода, Утро после потопа
  • Ной выпускает голубку, Высадка из ковчега
  • Жертвоприношение (с радугой)
  • Опьянение Ноя
  • Ной проклинает Хама (и Ханаана — сына Хама)
  • Смерть Ноя (редкий сюжет)
  • Потомство Ноя (редкий сюжет)
Файл:Ksenophontov noah.jpg
«Ной проклинает Хама»,
И. С. Ксенофонтов

Как и большинство ветхозаветных сюжетов, по сравнению с иллюстрациями Нового Завета, история Ноя не пользовалась слишком большой популярностью, и произведений искусства можно найти не так уж и много.

В раннехристианском искусстве, правда, этот персонаж пользовался любовью, наряду с тремя отроками, Даниилом во рву и другими аналогичными фигурами, являющими пример идеального доверия к богу посреди непреодолимой катастрофы.

Наиболее известными изображениями Ноя стали фрески Микеланджело на сюжеты из его жизни, входящие в цикл росписей Сикстинской капеллы. Микеланджело были созданы три масштабные фрески: «Потоп», «Жертвоприношение Ноя» и «Опьянение Ноя».[40] До Микеланджело к теме Ноя в итальянском искусстве обращались такие мастера, как Уччелло и Беноццо Гоццоли (эти фрески в плохой сохранности), Рафаэль в своих станцах, а в скульптуре — Лоренцо Гиберти и Андреа Пизано.

В православном искусстве фигура Ноя, как правило, изображается в числе других праотцев и легко узнается по модели ковчега в его руках. В отечественном искусстве самым запоминающимся подобным образом Ноя является фреска Феофана Грека в новгородской церкви Спаса на Ильине, XIV век. Сохранилась также фреска Дионисия.[41] Повествовательных изображений истории Ноя в православном искусстве практически нет. Из сохранившихся средневековых памятников Западной Европы представление о возможно существовавших в Византии изображениях подобного рода дают мозаичные циклы с историей Ноя, созданные местными мастерами под влиянием византийской школы: собор Монреале[42] и Палатинская капелла[43] (Сицилия) и базилика Святого Марка[44] (Венеция). Встречается тема и в исламских миниатюрах.[45]

В литературе

Ной, или гибель первого мира

Столь мерзость в людях велика.
И мне, хранившему надежды,
Нет утешения нигде:
Я опускаю во стыде
Мои заплаканные вежды.
Прости, что стройка корабля
Шла все неспешней, все тяжеле:
О, не раскается ужели
Грехом исполнена земля!

Йост Ван Ден Вондел
  • В русской фольклорной традиции имеются так называемые духовные стихи о потопе и Ное, например см. «Голубиная книга»[46]
  • Йост ван ден Вондел. Трагедия «Ной, или гибель первого мира»[47]
  • Педро Кальдерон де ла Барка. Auto sacramental (духовная драма) «Вавилонская башня», изображающая события после Потопа.
  • Андре Обэ, пьеса «Ной». Идеалисту Ною противопоставляется циник Хам.
  • Gelett Burgess. «The Maxims of Noah»
  • А. А. Милн. Рассказ «Перед потопом»[48]
  • Хуго Лёчер. «Ной». Ной — делец, занимающийся предпринимательством в условиях глобальной катастрофы.
  • Джулиан Барнс. Главы в романе «История мира в 10 ½ главах» содержат сатирическое описание потопа, а также историю поисков Ноева ковчега в XIX—XX веках.
  • Джеральд Даррелл. «Новый Ной», «Перегруженный ковчег», «Ковчег на острове». Известный натуралист использует имя патриарха и тему ковчега для заголовков книг о собирании животных.
  • А.Платонов. Пьеса «Ноев ковчег (Каиново отродье)» (1950)
  • Еврейская легенда о великане Оге использована Рабле в рассказе о предках Гаргантюа и Пантагрюэля: «я сошлюсь на масоретов, еврейских истолкователей Священного писания: масореты положительно утверждают, что вышеназванного Хуртали в Ноевом ковчеге не было, оттого что не мог он туда войти, — слишком он был велик, — он сидел на ковчеге верхом и болтал ногами, как мальчишки на деревянных конях (…). Благодаря этому Хуртали оказался вторым после Бога спасителем помянутого ковчега, ибо он предотвратил кораблекрушение: он с помощью ног приводил ковчег в движение и поворачивал его в любую сторону, так что его ноги служили ковчегу как бы рулём. Находившиеся в ковчеге передавали ему по трубе достаточное количество съестного».[49]

Сноски и источники

  1. Комментарий Раши со ссылкой на Берешит Раба 33: «Дожди начались в семнадцатый день второго месяца (7:11). Это одиннадцать дней, на которые солнечный год больше лунного, ибо наказание поколения потопа продолжалось целый солнечный год».
  2. Мидраш Берешит Раба 26:2; «Мидраш Танхума», раздел «Hoax» и др.
  3. Мидраш Берешит Раба 23:3
  4. Книга Юбилеев, гл.4
  5. Книга Еноха: Апокрифы. СПб, 2000. С.111
  6. Талмуд, Санхедрин 69б
  7. «Мидраш Танхума», издание Ш. Бубера (1885), 11)
  8. Мидраш Берешит Раба 30:7
  9. Берешит раба 31:16
  10. Берешит раба 31:19
  11. Пиркей де-раби Элиэзер 23
  12. (Вавилонский Талмуд, Звахим 113б)
  13. Мидраш Шохер Тов 6:68-69
  14. Танхума Бубер, Ноах 14:14
  15. Пиркей де-раби Элиэзер 23
  16. 16,0 16,1 Книга Зогар, Ашматот к книге Бытия, стр. 256-б
  17. Таргум Псевдо-Ионатана на Быт. 9, 20
  18. Вавилонский Талмуд, Санхедрин 70а; Берешит Раба 36:7
  19. «Мидраш Танхума», раздел «Hoax»
  20. Ялкут Хадаш, Ноах 42
  21. Мидраш Тегиллим Бубер 92:10
  22. Ошибка цитирования Неверный тег <ref>; для сносок .D0.A2.D0.B0.D0.BB.D0.BC.D1.83.D0.B4.2C_.D0.A1.D0.B0.D0.BD.D1.85.D0.B5.D0.B4.D1.80.D0.B8.D0.BD_108.D0.B0 не указан текст
  23. Мидраш Берешит Раба 30:10
  24. Мидраш Танхума, разд. Берешит 37
  25. Талмуд, Санхедрин 108б
  26. Комментарий Раши на Быт. 7:12
  27. Талмуд, Санхедрин 56а; Тосефта, Авода Зара 8:4; ср. Маймонид, «Мишне Тора», разд. Законы царей 9:1
  28. Маймонид, «Мишне Тора», разд. Законы царей 8:11
  29. Словарь библейского богословия
  30. Иоанн Дамаскин «Точное изложение Православной веры» (гл. Глава IX (82). О вере и крещении.)
  31. Олег Проскурин. Новый Арзамас — Новый Иерусалим (религия общества «Арзамас»)
  32. Яков Кротов. Введение в вечную жизнь
  33. Антоний Великий. Добротолюбие
  34. Бычков В. В. Эстетика Отцов Церкви
  35. Иоанн Златоуст. Беседы на Книгу Бытия (беседы 22-29)
  36. Святитель Иоанн Златоуст. Беседы о диаволе
  37. 37,0 37,1 37,2 Иоанн Златоуст. Восемь слов на книгу Бытия. 4:2
  38. Служба Недели святых праотец
  39. Символика Православного храма
  40. Цикл Ноя в Сикстинской капелле Микеланджело
  41. Фреска Дионисия
  42. Галерея мозаик собора Монреале
  43. The Palatine Chapel. The Palace of Normans. — Palermo: Promo Libri, 2008. — 64 с. — ISBN 978-88-7508-020-8
  44. Цикл мозаик с историей Ноя в Базилике ди Сан Марко, Венеция. См. Lunettes
  45. ABM Husain. What is islamic painting?
  46. Голубиная книга
  47. Йост Ван Ден Вондел. «Ной, или гибель первого мира»
  48. Алан Милн. Перед потопом
  49. Рабле. Гаргантюа и Пантагрюэль.

См. также

  • Девкалион, Огиг, Дардан

Ссылки

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

ar:نوح

az:Nuh peyğəmbər be:Ной bg:Ной bo:ནོ་ཨ། bs:Nuh ca:Noè cs:Noe cy:Noa da:Noael:Νώεeo:Noaet:Noa fa:نوح fi:Nooa fo:Nóagl:Noéhu:Noé id:Nuhja:ノア (聖書) ka:ნოე ko:노아 ku:Nûh la:Noe lt:Nojus mk:Ное ml:നോഹ nl:Noach no:Noah pl:Noe pt:Noé ro:Noe sh:Noask:Noe sl:Noe so:Nabi Nuux C.S sq:Noah sr:Ноје sv:Noa th:โนอาห์ tl:Noe tr:Nuhzh:挪亞Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация