Обрезание

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Raphael (Обсуждение | вклад)
м (Обрезание в иудаизме)
Raphael (Обсуждение | вклад)
(консолидация)
Строка 1: Строка 1:
-
{{О_статье
+
{{О_статье\ЭЕЭ
|ТИП СТАТЬИ=2
|ТИП СТАТЬИ=2
|СУПЕРВАЙЗЕР=2
|СУПЕРВАЙЗЕР=2
Строка 14: Строка 14:
}}
}}
-
'''Обреза́ние''' (в иудаизме), ''בּרִית מִילָה брит мила'' - хирургическая операция («'''циркумци́зия'''», {{lang-lat|circumcisio}}), удаление у мальчиков и мужчин крайней плоти полового члена ради выполнения заповеди Торы.
+
'''Обреза́ние''' (на иврите מִילָה, ''мила'' или בְּרִית מִילָה - ''брит мила'' - `завет обрезания`, {{lang-lat|circumcisio}}) - хирургическая операция по удалению у мальчиков и мужчин крайней плоти полового члена ради выполнения заповеди Торы.
-
=== Древний мир  ===
+
== Обрезание в древнем мире ==
[[Image:Circumcision Sakkara 3.jpg|thumb]] Обрезание издавна практиковалось у многих народов. Так, обрезание существовало у [[Финикийцы|финикийцев]]<ref>См., напр.: ''Шантепи де ла Соссей Д. П.'', Иллюстрированная история религий. Том I. Москва, 1899. С. 245.</ref>, у [[Древний Египет|египетских]] жрецов<ref>Там же.</ref>, а также у народов [[Ханаан]]а: [[Аммонитяне|аммонитян]], [[Едомитяне|эдомитян]] и [[Моавитяне|моавитян]]<ref>см. [[Иер.]] 9:24—26</ref>. Существование его у вавилонян и [[Ассирия|ассирийцев]] не доказано; у [[Филистимляне|филистимлян]] обрезания не было. Практика обрезания крайней плоти у ближневосточных народов засвидетельствована с III тыс. до н.&nbsp;э.<ref>См., напр.: ''Sicre J. L. Josue''. Navarra, 2002. C.158—159)</ref>. На рисунке, представляющем сцену этого обряда у древних египтян, изображение ножа напоминает собой форму ножей каменного периода. Это отчасти свидетельствует, что начало этого обычая теряется в глубокой древности. Изначально этот обряд был связан с ритуалом инициации, перехода к взрослой жизни, дававшим среди прочего право жениться. Характерно, что еврейское существительное «''хатан''» (жених, зять) однокоренное с арабским ''hitan'', обрезание. Однако в Библии обрезанию придаётся исключительно религиозное значение<ref>Обзор и анализ всех мест Библии на тему обрезания см., напр. в: ''Леон-Дюфур К.'' (''ред.''). «Словарь библейского богословия». Брюссель, 1990. Столб. 698—701.</ref>.  
[[Image:Circumcision Sakkara 3.jpg|thumb]] Обрезание издавна практиковалось у многих народов. Так, обрезание существовало у [[Финикийцы|финикийцев]]<ref>См., напр.: ''Шантепи де ла Соссей Д. П.'', Иллюстрированная история религий. Том I. Москва, 1899. С. 245.</ref>, у [[Древний Египет|египетских]] жрецов<ref>Там же.</ref>, а также у народов [[Ханаан]]а: [[Аммонитяне|аммонитян]], [[Едомитяне|эдомитян]] и [[Моавитяне|моавитян]]<ref>см. [[Иер.]] 9:24—26</ref>. Существование его у вавилонян и [[Ассирия|ассирийцев]] не доказано; у [[Филистимляне|филистимлян]] обрезания не было. Практика обрезания крайней плоти у ближневосточных народов засвидетельствована с III тыс. до н.&nbsp;э.<ref>См., напр.: ''Sicre J. L. Josue''. Navarra, 2002. C.158—159)</ref>. На рисунке, представляющем сцену этого обряда у древних египтян, изображение ножа напоминает собой форму ножей каменного периода. Это отчасти свидетельствует, что начало этого обычая теряется в глубокой древности. Изначально этот обряд был связан с ритуалом инициации, перехода к взрослой жизни, дававшим среди прочего право жениться. Характерно, что еврейское существительное «''хатан''» (жених, зять) однокоренное с арабским ''hitan'', обрезание. Однако в Библии обрезанию придаётся исключительно религиозное значение<ref>Обзор и анализ всех мест Библии на тему обрезания см., напр. в: ''Леон-Дюфур К.'' (''ред.''). «Словарь библейского богословия». Брюссель, 1990. Столб. 698—701.</ref>.  
-
=== Обрезание в ТаНаХе ===
+
== Обрезание в ТаНаХе ==
Обрезание (''Брит мила'')&nbsp;— одна из немногих заповедей в [[Пятикнижие|Пятикнижии]], предписанных до синайского Откровения.  
Обрезание (''Брит мила'')&nbsp;— одна из немногих заповедей в [[Пятикнижие|Пятикнижии]], предписанных до синайского Откровения.  
Строка 36: Строка 36:
Вместе с тем, библейские пророки неоднократно подчёркивают недостаточность обрезания плоти и призывают к духовному обрезанию, «обрезанию сердца»: {{ВЗ2|Обрежьте себя для Господа, и снимите крайнюю плоть с сердца вашего|Иер|4:4}}<ref>См. также {{Библия|Лев|26:41}}; {{Библия|Втор|30:6}}; {{Библия|Иез|44:7}} и др.</ref>. Метафорически обрезание олицетворяет греховность и порочность человека<ref>{{Библия|Лев|26:41}}; {{Библия|Иер|6:10}}; {{Библия2|Иер|9:25}}; {{Библия|Иез|44:9}}</ref>. Тем самым, «духовное обрезание» необходимо человеку, пренебрегающему заветом Господа и нуждающемуся в Божьем прощении<ref>{{Библия|Втор|10:16}}; {{Библия2|Втор|30:6}}; {{Библия|Иер|4:4}}; {{Библия2|Иер|9:26}}</ref>.  
Вместе с тем, библейские пророки неоднократно подчёркивают недостаточность обрезания плоти и призывают к духовному обрезанию, «обрезанию сердца»: {{ВЗ2|Обрежьте себя для Господа, и снимите крайнюю плоть с сердца вашего|Иер|4:4}}<ref>См. также {{Библия|Лев|26:41}}; {{Библия|Втор|30:6}}; {{Библия|Иез|44:7}} и др.</ref>. Метафорически обрезание олицетворяет греховность и порочность человека<ref>{{Библия|Лев|26:41}}; {{Библия|Иер|6:10}}; {{Библия2|Иер|9:25}}; {{Библия|Иез|44:9}}</ref>. Тем самым, «духовное обрезание» необходимо человеку, пренебрегающему заветом Господа и нуждающемуся в Божьем прощении<ref>{{Библия|Втор|10:16}}; {{Библия2|Втор|30:6}}; {{Библия|Иер|4:4}}; {{Библия2|Иер|9:26}}</ref>.  
-
=== Обрезание в иудаизме ===
+
== Значение обрезания ==
Согласно еврейской традиции, обрезание ({{lang-he|ברית מילה}}, ''Брит мила'')&nbsp;— символ завета (договора) между Богом и народом Израиля.  
Согласно еврейской традиции, обрезание ({{lang-he|ברית מילה}}, ''Брит мила'')&nbsp;— символ завета (договора) между Богом и народом Израиля.  
Строка 42: Строка 42:
[[Image:Covenant of Abraham.JPG|thumb|left]] В качестве обоснования обрезания часто приводятся соображения гигиены, которые были выдвинуты ещё [[Филон Александрийский|Филоном Александрийским]] и с тех пор неизменно подтверждались медициной. Но вряд ли в этом причина. Более логично объяснение, которое дает р. Шимон Бен-Элазар в талмудическом трактате «Шаббат». Он говорит: «''Заповедь, ради которой евреи шли на самопожертвование, сохранилась у них навсегда''». И в качестве примера он приводит заповедь «брит-мила».  
[[Image:Covenant of Abraham.JPG|thumb|left]] В качестве обоснования обрезания часто приводятся соображения гигиены, которые были выдвинуты ещё [[Филон Александрийский|Филоном Александрийским]] и с тех пор неизменно подтверждались медициной. Но вряд ли в этом причина. Более логично объяснение, которое дает р. Шимон Бен-Элазар в талмудическом трактате «Шаббат». Он говорит: «''Заповедь, ради которой евреи шли на самопожертвование, сохранилась у них навсегда''». И в качестве примера он приводит заповедь «брит-мила».  
Пророк [[Иезекииль]] (Йехезкэль) сказал: {{ВЗ2|в крови твоей живи!|Иез|16:6}}.  
Пророк [[Иезекииль]] (Йехезкэль) сказал: {{ВЗ2|в крови твоей живи!|Иез|16:6}}.  
-
=== Обрезание и преследования евреев ===
+
== Обрезание и преследования евреев ==
Евреи неоднократно противостояли декретам властей, запрещавшим исполнение этой заповеди.  
Евреи неоднократно противостояли декретам властей, запрещавшим исполнение этой заповеди.  
Строка 49: Строка 49:
При определенных обстоятельствах, к контр-операции иногда прибегали также и евреи в диаспоре. После разрушения [[Иерусалим]]а Веспасиан установил, чтобы прежняя подать в две драхмы, которую евреи вносили в пользу [[Иерусалимский Храм|Иерусалимского храма]], поступала теперь в казну храма Юпитера Капитолийского в Риме. Евреи восприняли этот налог как святотатство и всячески скрывали своё иудейство, чтобы уклониться от его уплаты. Римские фискалы, по свидетельству Светония, раздевали подозреваемых ими в иудействе лиц на улице и взыскивали налог. По этой причине многие решались на эписпазм.  
При определенных обстоятельствах, к контр-операции иногда прибегали также и евреи в диаспоре. После разрушения [[Иерусалим]]а Веспасиан установил, чтобы прежняя подать в две драхмы, которую евреи вносили в пользу [[Иерусалимский Храм|Иерусалимского храма]], поступала теперь в казну храма Юпитера Капитолийского в Риме. Евреи восприняли этот налог как святотатство и всячески скрывали своё иудейство, чтобы уклониться от его уплаты. Римские фискалы, по свидетельству Светония, раздевали подозреваемых ими в иудействе лиц на улице и взыскивали налог. По этой причине многие решались на эписпазм.  
-
После поражения [[Восстание Бар-Кохбы|восстания Бар-Кохбы]] во время гонений императора [[Адриан]]а на евреев (в 117&nbsp;г. н.&nbsp;э.) обрезание было запрещено под страхом смертной казни.  
+
После поражения [[Восстание Бар-Кохбы|восстания Бар-Кохбы]] во время гонений императора [[Адриан]]а на евреев (в 117 г. н.э.) обрезание было запрещено под страхом смертной казни.  
Из сочинений Страбона, Тацита, Ювенала, Горация и других явствует, что в античном мире обрезание считалось варварским актом и многие с презрением и насмешками отзывались об обрезании и высмеивали обрезанных мужчин, как похотливых и развратных. Однако, несмотря ни на что, обряд этот постепенно стал проникать во все слои римского общества, не исключая императорских домов.  
Из сочинений Страбона, Тацита, Ювенала, Горация и других явствует, что в античном мире обрезание считалось варварским актом и многие с презрением и насмешками отзывались об обрезании и высмеивали обрезанных мужчин, как похотливых и развратных. Однако, несмотря ни на что, обряд этот постепенно стал проникать во все слои римского общества, не исключая императорских домов.  
-
==== Средневековье ====
+
=== Средневековье ===
[[Марраны]] в [[Испания|Испании]] подвергали себя большому риску, производя обрезание своим сыновьям. Матери искусственно вызывали у новорожденных воспаление мочевого канала, чтобы под этим предлогом сделать операцию обрезания. Некоторые марраны сами совершали себе обрезание, например, Диогу Пириш (см. [[Молхо, Шломо|Шломо Молхо]]). Также существовали монастыри, в которых монахи, происходившие из [[Марраны|марранов]], совершали обрезание над своими собратьями. Участились случаи, когда марраны из Испании и Португалии выезжали в еврейские общины других стран, чтобы пройти обряд обрезания; поэтому возвратившихся в Испанию марранов осматривал хирург инквизиции.
[[Марраны]] в [[Испания|Испании]] подвергали себя большому риску, производя обрезание своим сыновьям. Матери искусственно вызывали у новорожденных воспаление мочевого канала, чтобы под этим предлогом сделать операцию обрезания. Некоторые марраны сами совершали себе обрезание, например, Диогу Пириш (см. [[Молхо, Шломо|Шломо Молхо]]). Также существовали монастыри, в которых монахи, происходившие из [[Марраны|марранов]], совершали обрезание над своими собратьями. Участились случаи, когда марраны из Испании и Португалии выезжали в еврейские общины других стран, чтобы пройти обряд обрезания; поэтому возвратившихся в Испанию марранов осматривал хирург инквизиции.
-
==== Новое время ====
+
=== Новое время ===
Преследования евреев во времена нацистского режима вновь сделало актуальным вопрос о восстановлении крайней плоти. Отсутствие её становилось опасным для жизни, независимо от того, было обрезание выполнено по религиозным соображениям или в связи с фимозом в детском возрасте.
Преследования евреев во времена нацистского режима вновь сделало актуальным вопрос о восстановлении крайней плоти. Отсутствие её становилось опасным для жизни, независимо от того, было обрезание выполнено по религиозным соображениям или в связи с фимозом в детском возрасте.
-
В Советском Союзе обрезание никогда не было прямо запрещено законом, но в 1920–50-х гг. [[Мохел|мохелов]] нередко судили по различным статьям, а родителей обрезанного ребенка увольняли с работы. В Израиле многие репатрианты из бывшего СССР, не прошедшие обрезания, добровольно совершают этот обряд; операция может проводиться под наркозом врачами-хирургами в присутствии раввина.
+
В Советском Союзе обрезание никогда не было прямо запрещено законом, но в 1920–50-х гг. [[Моhел]]ей нередко судили по различным статьям, а родителей обрезанного ребенка увольняли с работы. В Израиле многие репатрианты из бывшего СССР, не прошедшие обрезания, добровольно совершают этот обряд; операция может проводиться под наркозом врачами-хирургами в присутствии раввина.
-
=== Ритуал обрезания  ===
+
== Ритуал обрезания  ==
Обрезанию подвергаются еврейские младенцы мужского пола на восьмой день после рождения<ref>[[Быт.]] 17:12; [[Лев.]] 12:3; [[Флп.]] 3:5</ref>, однако обряд может совершаться над мужчинами любого возраста<ref>см. [[Быт.]] 17:10,23; 21:4; [[Нав.]] 5:2 и след.</ref>. Обрезание является обязательной частью процесса [[Гиюр]]а (перехода в [[Иудаизм]]). В древности обрезание применялось также и к рабам, считавшимся членами общины и к чужеземцам, желавшим принять участие в праздновании [[Песах]]а (Пасхи)<ref>[[Быт.]] 34:14—17; [[Исх.]] 12:48</ref>.  
Обрезанию подвергаются еврейские младенцы мужского пола на восьмой день после рождения<ref>[[Быт.]] 17:12; [[Лев.]] 12:3; [[Флп.]] 3:5</ref>, однако обряд может совершаться над мужчинами любого возраста<ref>см. [[Быт.]] 17:10,23; 21:4; [[Нав.]] 5:2 и след.</ref>. Обрезание является обязательной частью процесса [[Гиюр]]а (перехода в [[Иудаизм]]). В древности обрезание применялось также и к рабам, считавшимся членами общины и к чужеземцам, желавшим принять участие в праздновании [[Песах]]а (Пасхи)<ref>[[Быт.]] 34:14—17; [[Исх.]] 12:48</ref>.  
Строка 70: Строка 70:
#В [[Мидраш]]ах дается другое, более возвышенное объяснение. Восемь дней даны для того, чтобы ребенок прожил субботу, приобщился к её святости и был готов приобщиться к святости обрезания.
#В [[Мидраш]]ах дается другое, более возвышенное объяснение. Восемь дней даны для того, чтобы ребенок прожил субботу, приобщился к её святости и был готов приобщиться к святости обрезания.
-
Хотя запрещено проливать кровь в [[Шаббат]], обрезание&nbsp;— исключение из этого правила. Тора устанавливает восьмой день и не делает исключения для Шаббата. Однако, если обрезание на восьмой день по какой-то причине не сделали, например, по причине слабого здоровья младенца или отсутствия [[Моэль|моэля]], в Шаббат его уже не производят.  
+
Хотя запрещено проливать кровь в [[Шаббат]], обрезание — исключение из этого правила. Тора устанавливает восьмой день и не делает исключения для Шаббата. Однако, если обрезание на восьмой день по какой-то причине не сделали, например, по причине слабого здоровья младенца или отсутствия [[Моhэль|моhэля]], в Шаббат его уже не производят.  
-
Еврейский закон{{Нет АИ|18|05|2009}} предписывает в случае болезни новорождённого подождать исчезновения симптомов, чтобы не оставалось сомнений в его полном выздоровлении, и лишь после этого обрезать.  
+
Еврейский закон предписывает в случае болезни новорождённого подождать исчезновения симптомов, чтобы не оставалось сомнений в его полном выздоровлении, и лишь после этого обрезать.  
Обрезание нужно производить днем, а не ночью. Время между заходом солнца и наступлением ночи, когда появляются звезды, трудно отнести строго ко дню или к ночи. Поэтому обрезание делают до захода солнца. Законоучители рекомендуют делать обрезание рано утром, поскольку тот, кто поступает так, показывает тем самым своё стремление поскорее выполнить заповедь, не откладывая её без необходимости.  
Обрезание нужно производить днем, а не ночью. Время между заходом солнца и наступлением ночи, когда появляются звезды, трудно отнести строго ко дню или к ночи. Поэтому обрезание делают до захода солнца. Законоучители рекомендуют делать обрезание рано утром, поскольку тот, кто поступает так, показывает тем самым своё стремление поскорее выполнить заповедь, не откладывая её без необходимости.  
Строка 78: Строка 78:
Традиционно обрезание совершают в [[Синагога|синагоге]] после утренней молитвы. В честь этого события день считается праздничным, что отражается и на литургии. Обряд совершается в присутствии десяти мужчин (старше 13 лет), которые представляют собою общину Израиля ([[Миньян]]).  
Традиционно обрезание совершают в [[Синагога|синагоге]] после утренней молитвы. В честь этого события день считается праздничным, что отражается и на литургии. Обряд совершается в присутствии десяти мужчин (старше 13 лет), которые представляют собою общину Израиля ([[Миньян]]).  
-
Хотя обрезание может произвести любой еврей (а при отсутствии мужчин также и женщина<ref>[[Исх.]] 4:25</ref>), его поручают, как правило, специально обученному человеку, моэлю, который имеет медицинскую подготовку, или обычному хирургу, совершающему обрезание в больнице в присутствии [[раввин]]а.  
+
Хотя обрезание может произвести любой еврей (а при отсутствии мужчин также и женщина<ref>[[Исх.]] 4:25</ref>), его поручают, как правило, специально обученному человеку, моhэлю, который имеет медицинскую подготовку, или обычному хирургу, совершающему обрезание в больнице в присутствии [[раввин]]а.  
-
Кроме моэла в «брит-мила» непременно участвует ещё одно лицо. Это [[Сандак]]. Сандак держит ребенка на своих коленях, придерживая его ножки. Роль сандака считается весьма почётной. Сандак стал участвовать в обряде «брит-мила», по-видимому, в самые древние времена. В [[Мидраш]]е имеется упоминание, что царь [[Давид]] нередко удостаивался этой чести. Само слово «''сандак''» возникло в талмудический период и ведет свое происхождение от греческого «''синдикос''», которое вначале означало адвоката, а позже&nbsp;— вообще полномочного представителя. В средние века немцы называли помощника священника при [[Крещение|крещении]] «''год-фатер''» (крёстный отец). Евреи, жившие на территории Германии и говорившие по-немецки, постепенно и еврейских сандаков стали называть «''гефатер''», которое впоследствии превратилось в «''кватер''». Позже, однако, кватером стали звать уже не сандака, а нового участника «брит-мила», мужчину, приносящего младенца в помещение, где совершится процедура обрезания. Кватер принимает ребенка из рук кватерши, которая приносит его из женской части синагоги, где он находился с счастливой матерью. Обычно кватерами назначают супружескую пару.  
+
Кроме моhэла в «брит-мила» непременно участвует ещё одно лицо. Это [[Сандак]]. Сандак держит ребенка на своих коленях, придерживая его ножки. Роль сандака считается весьма почётной. Сандак стал участвовать в обряде «брит-мила», по-видимому, в самые древние времена. В [[Мидраш]]е имеется упоминание, что царь [[Давид]] нередко удостаивался этой чести.  
-
При традиционном обрезании используются лишь самые простые инструменты. Обычно моэль оперирует лезвием, заточенным с обеих сторон, поскольку волнуясь, он может начать резать не той стороной. Моэль отсекает крайнюю плоть острой бритвой по всей окружности; во избежание рубцового сужения её отверстия, разрывает внутренний слизистый листок крайней плоти, отсасывает (с помощью специальной трубки) и выплевывает кровь, после чего весь половой орган обсыпается пульвером (ликоподием, ''semen lycopodii'').  
+
Само слово «''сандак''» возникло в талмудический период и ведет свое происхождение от греческого «''синдикос''», которое вначале означало адвоката, а позже — вообще полномочного представителя. В средние века немцы называли помощника священника при [[Крещение|крещении]] «''год-фатер''» (крёстный отец). Евреи, жившие на территории Германии и говорившие по-немецки, постепенно и еврейских сандаков стали называть «''гефатер''», которое впоследствии превратилось в «''кватер''». Позже, однако, кватером стали звать уже не сандака, а нового участника «брит-мила», мужчину, приносящего младенца в помещение, где совершится процедура обрезания. Кватер принимает ребенка из рук кватерши, которая приносит его из женской части синагоги, где он находился с счастливой матерью. Обычно кватерами назначают супружескую пару.
 +
 
 +
При традиционном обрезании используются лишь самые простые инструменты. Обычно моhэль оперирует лезвием, заточенным с обеих сторон, поскольку волнуясь, он может начать резать не той стороной. Моhэль отсекает крайнюю плоть острой бритвой по всей окружности; во избежание рубцового сужения её отверстия, разрывает внутренний слизистый листок крайней плоти, отсасывает (с помощью специальной трубки) и выплевывает кровь, после чего весь половой орган обсыпается пульвером (ликоподием, ''semen lycopodii'').  
По завершении процедуры обрезания все провозглашают «Мазл тов!», поздравляют счастливых родителей и желают: «''Как вошёл он в союз, так пусть войдет он к Торе, женитьбе и добрым делам''». Во время церемонии приобщения новорождённого к союзу праотца Авраама мальчику дают имя. Обычно это традиционное [[Еврейское имя]].  
По завершении процедуры обрезания все провозглашают «Мазл тов!», поздравляют счастливых родителей и желают: «''Как вошёл он в союз, так пусть войдет он к Торе, женитьбе и добрым делам''». Во время церемонии приобщения новорождённого к союзу праотца Авраама мальчику дают имя. Обычно это традиционное [[Еврейское имя]].  
 +
== Противники обрезания ==
 +
В 1843 г. франкфуртские лидеры [[Реформизм В Иудаизме|реформизма в иудаизме]] стали убеждать своих приверженцев отказаться от обряда обрезания (дискуссия длилась около 20 лет) и выдвинули пять следующих доводов:
 +
# совершение обрезания было предписано Аврааму, но не Моисею, причем обрезание — не исключительно еврейский признак, поскольку оно практикуется также потомками [[Исмаил]]a (ныне — мусульманами);
 +
# обрезание только один раз упоминается в Моисеевых законах и не повторяется в книге [[Второзаконие]];
 +
# Моисей не сделал обрезания своему сыну;
 +
# поколение, родившееся во время скитаний по пустыне, не подвергалось обрезанию;
 +
# в иудаизме нет инициации девочек.
 +
[[Ортодоксальный Иудаизм|Ортодоксальные]] раввины, защищая обрезание, дали ответ на все пять доводов реформизма, а [[Цунц, Леопольд|Л. Цунц]] написал брошюру об обрезании (Франкфурт, 1844). Сегодня подавляющее большинство реформистских раввинов не возражают против обряда обрезания.
== Примечания  ==
== Примечания  ==
Строка 94: Строка 104:
{{Commonscat|Circumcised genitalia}}  
{{Commonscat|Circumcised genitalia}}  
-
*{{ЭЕЭ|13031|Обрезание}}
 
*[http://rus-circ.chat.ru/ Первая российская страничка, посвящённая вопросам обрезания].  
*[http://rus-circ.chat.ru/ Первая российская страничка, посвящённая вопросам обрезания].  
*[http://www.circlist.com/circhome.html CIRCLIST Website] (один из самых крупных сайтов, посвящённых вопросам обрезания) {{ref-en}}.
*[http://www.circlist.com/circhome.html CIRCLIST Website] (один из самых крупных сайтов, посвящённых вопросам обрезания) {{ref-en}}.
-
 
+
{{ElevenCopyRight|13031|Обрезание}}
[[Category:Иудаизм]]  
[[Category:Иудаизм]]  
[[Category:Еврейские_обряды]]  
[[Category:Еврейские_обряды]]  

Версия 09:08, 26 августа 2012

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная исправленная статья
Академический супервайзер: д-р Арье Ольман


Дата создания: 22/11/2010

Обреза́ние (на иврите מִילָה, мила или בְּרִית מִילָה - брит мила - `завет обрезания`, лат. circumcisio) - хирургическая операция по удалению у мальчиков и мужчин крайней плоти полового члена ради выполнения заповеди Торы.

Содержание

Обрезание в древнем мире

Обрезание издавна практиковалось у многих народов. Так, обрезание существовало у финикийцев[1], у египетских жрецов[2], а также у народов Ханаана: аммонитян, эдомитян и моавитян[3]. Существование его у вавилонян и ассирийцев не доказано; у филистимлян обрезания не было. Практика обрезания крайней плоти у ближневосточных народов засвидетельствована с III тыс. до н. э.[4]. На рисунке, представляющем сцену этого обряда у древних египтян, изображение ножа напоминает собой форму ножей каменного периода. Это отчасти свидетельствует, что начало этого обычая теряется в глубокой древности. Изначально этот обряд был связан с ритуалом инициации, перехода к взрослой жизни, дававшим среди прочего право жениться. Характерно, что еврейское существительное «хатан» (жених, зять) однокоренное с арабским hitan, обрезание. Однако в Библии обрезанию придаётся исключительно религиозное значение[5].

Обрезание в ТаНаХе

Обрезание (Брит мила) — одна из немногих заповедей в Пятикнижии, предписанных до синайского Откровения.

Бог заповедовал обрезание Аврааму всем его домочадцам мужского пола словами:

« Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя [в роды их]: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола, <…> и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным. Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей [в восьмой день], истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой.
»


Таким образом, согласно Библии, праотец Авраам совершил обрезание в возрасте 99 лет. Традиционно считается, что Авраам сам проделал над собой эту операцию с помощью Всевышнего. Существует также и мнение, что Авраама оперировал Сим (Шем), сын Ноя (Ноаха). К этому дню его сыну Измаилу (Ишмаэлю), от которого, согласно Библии, произошли арабы (и к духовным потомкам которого относят себя мусульмане), было 13 лет. Родившийся позднее Исаак, от которого произошли евреи, был обрезан, как и предписано Торой, на восьмой день жизни. Эти сроки обрезания (8-й день и 13 лет) соблюдаются в иудаизме и исламе до сих пор.

В отличие от других древних народов, практиковавших обрезание, обрезание еврейских детей должно производиться не в период начинающейся половой зрелости, а сразу же после рождения, на восьмой день. В отличие от египтян оно не является уделом только высших классов, обрезание обязательно для всего народа, не исключая также и рабов.

В древности обрезание было призвано служить внешним признаком Израиля, отличающим его от необрезанных язычников, олицетворением которых в этом отношении были Филистимляне[6], а также напоминать евреям об обетованиях, заключённых в Божьем Завете (относительно потомства, владения землей[7]), и об обязанностях, возложенных этим заветом на Израиль[8].

После сорока лет странствия по пустыне сыны Израиля, придя в Землю Обетованную, оказались необрезанными. Странствуя долгие годы по пустыне, народ мог оставаться необрезанным, но придя в землю своего наследия, он должен был восстановить свой завет с Богом, обрезаться и совершить Песах (Пасху):

« В то время сказал Господь Иисусу: сделай себе острые ножи и обрежь сынов Израилевых во второй раз. И сделал себе Иисус острые ножи и обрезал сынов Израилевых на [месте, названном]: Холм обрезания. Вот причина, почему обрезал Иисус [сынов Израилевых], весь народ, вышедший из Египта, мужеского пола, все способные к войне умерли в пустыне на пути, по исшествии из Египта; весь же вышедший народ был обрезан, но весь народ, родившийся в пустыне на пути, после того как вышел из Египта, не был обрезан; <…>Когда весь народ был обрезан, оставался он на своем месте в стане, доколе не выздоровел
»


Вместе с тем, библейские пророки неоднократно подчёркивают недостаточность обрезания плоти и призывают к духовному обрезанию, «обрезанию сердца»: «Обрежьте себя для Господа, и снимите крайнюю плоть с сердца вашего»  (Иер.4:4)[9]. Метафорически обрезание олицетворяет греховность и порочность человека[10]. Тем самым, «духовное обрезание» необходимо человеку, пренебрегающему заветом Господа и нуждающемуся в Божьем прощении[11].

Значение обрезания

Согласно еврейской традиции, обрезание (ивр. ברית מילה‎, Брит мила) — символ завета (договора) между Богом и народом Израиля.

В качестве обоснования обрезания часто приводятся соображения гигиены, которые были выдвинуты ещё Филоном Александрийским и с тех пор неизменно подтверждались медициной. Но вряд ли в этом причина. Более логично объяснение, которое дает р. Шимон Бен-Элазар в талмудическом трактате «Шаббат». Он говорит: «Заповедь, ради которой евреи шли на самопожертвование, сохранилась у них навсегда». И в качестве примера он приводит заповедь «брит-мила».

Пророк Иезекииль (Йехезкэль) сказал: «в крови твоей живи!»  (Иез.16:6).

Обрезание и преследования евреев

Евреи неоднократно противостояли декретам властей, запрещавшим исполнение этой заповеди.

Впервые преследование евреев из-за обрезания возникло во II веке до н. э. С целью эллинизировать еврейский народ Антиох IV Епифан запретил совершать обрезание[12], а те, кто совершал эту операцию над своими детьми, карались смертной казнью. Повод к этому дали евреи-эллинисты. Подражая грекам в публичных играх, еврейские юноши, вопреки традиционной стыдливости, выступали на ристалищах голыми, и, чтобы избегнуть насмешек, они искусственным способом старались замаскировать следы религиозной операции, подвергаясь для этого весьма болезненной контр-операции, известной под названием «epispasmus» (греч. epispasmos — оттягивать). Чтобы предупредить эту неприятность, евреи-эллинисты не подвергали своих детей обрезанию[13], что побудило Антиоха совершенно запретить эту операцию.

При определенных обстоятельствах, к контр-операции иногда прибегали также и евреи в диаспоре. После разрушения Иерусалима Веспасиан установил, чтобы прежняя подать в две драхмы, которую евреи вносили в пользу Иерусалимского храма, поступала теперь в казну храма Юпитера Капитолийского в Риме. Евреи восприняли этот налог как святотатство и всячески скрывали своё иудейство, чтобы уклониться от его уплаты. Римские фискалы, по свидетельству Светония, раздевали подозреваемых ими в иудействе лиц на улице и взыскивали налог. По этой причине многие решались на эписпазм.

После поражения восстания Бар-Кохбы во время гонений императора Адриана на евреев (в 117 г. н.э.) обрезание было запрещено под страхом смертной казни.

Из сочинений Страбона, Тацита, Ювенала, Горация и других явствует, что в античном мире обрезание считалось варварским актом и многие с презрением и насмешками отзывались об обрезании и высмеивали обрезанных мужчин, как похотливых и развратных. Однако, несмотря ни на что, обряд этот постепенно стал проникать во все слои римского общества, не исключая императорских домов.

Средневековье

Марраны в Испании подвергали себя большому риску, производя обрезание своим сыновьям. Матери искусственно вызывали у новорожденных воспаление мочевого канала, чтобы под этим предлогом сделать операцию обрезания. Некоторые марраны сами совершали себе обрезание, например, Диогу Пириш (см. Шломо Молхо). Также существовали монастыри, в которых монахи, происходившие из марранов, совершали обрезание над своими собратьями. Участились случаи, когда марраны из Испании и Португалии выезжали в еврейские общины других стран, чтобы пройти обряд обрезания; поэтому возвратившихся в Испанию марранов осматривал хирург инквизиции.

Новое время

Преследования евреев во времена нацистского режима вновь сделало актуальным вопрос о восстановлении крайней плоти. Отсутствие её становилось опасным для жизни, независимо от того, было обрезание выполнено по религиозным соображениям или в связи с фимозом в детском возрасте.

В Советском Союзе обрезание никогда не было прямо запрещено законом, но в 1920–50-х гг. Моhелей нередко судили по различным статьям, а родителей обрезанного ребенка увольняли с работы. В Израиле многие репатрианты из бывшего СССР, не прошедшие обрезания, добровольно совершают этот обряд; операция может проводиться под наркозом врачами-хирургами в присутствии раввина.

Ритуал обрезания

Обрезанию подвергаются еврейские младенцы мужского пола на восьмой день после рождения[14], однако обряд может совершаться над мужчинами любого возраста[15]. Обрезание является обязательной частью процесса Гиюра (перехода в Иудаизм). В древности обрезание применялось также и к рабам, считавшимся членами общины и к чужеземцам, желавшим принять участие в праздновании Песаха (Пасхи)[16].

Существуют различные объяснения того, почему обрезание совершают на восьмой день:

  1. Из медицинских соображений, поскольку к восьмому дню ребёнок, как правило, уже достаточно окрепший для этой процедуры.
  2. Недели также достаточно для того, чтобы определить, насколько здоров новорождённый, чтобы подвергнуться обрезанию без опасности для здоровья.
  3. Талмуд объясняет это тем, что за неделю мать сможет прийти в себя, чтобы принять полноценное участие в этом радостном событии.
  4. В Мидрашах дается другое, более возвышенное объяснение. Восемь дней даны для того, чтобы ребенок прожил субботу, приобщился к её святости и был готов приобщиться к святости обрезания.

Хотя запрещено проливать кровь в Шаббат, обрезание — исключение из этого правила. Тора устанавливает восьмой день и не делает исключения для Шаббата. Однако, если обрезание на восьмой день по какой-то причине не сделали, например, по причине слабого здоровья младенца или отсутствия моhэля, в Шаббат его уже не производят.

Еврейский закон предписывает в случае болезни новорождённого подождать исчезновения симптомов, чтобы не оставалось сомнений в его полном выздоровлении, и лишь после этого обрезать.

Обрезание нужно производить днем, а не ночью. Время между заходом солнца и наступлением ночи, когда появляются звезды, трудно отнести строго ко дню или к ночи. Поэтому обрезание делают до захода солнца. Законоучители рекомендуют делать обрезание рано утром, поскольку тот, кто поступает так, показывает тем самым своё стремление поскорее выполнить заповедь, не откладывая её без необходимости.

Традиционно обрезание совершают в синагоге после утренней молитвы. В честь этого события день считается праздничным, что отражается и на литургии. Обряд совершается в присутствии десяти мужчин (старше 13 лет), которые представляют собою общину Израиля (Миньян).

Хотя обрезание может произвести любой еврей (а при отсутствии мужчин также и женщина[17]), его поручают, как правило, специально обученному человеку, моhэлю, который имеет медицинскую подготовку, или обычному хирургу, совершающему обрезание в больнице в присутствии раввина.

Кроме моhэла в «брит-мила» непременно участвует ещё одно лицо. Это Сандак. Сандак держит ребенка на своих коленях, придерживая его ножки. Роль сандака считается весьма почётной. Сандак стал участвовать в обряде «брит-мила», по-видимому, в самые древние времена. В Мидраше имеется упоминание, что царь Давид нередко удостаивался этой чести.

Само слово «сандак» возникло в талмудический период и ведет свое происхождение от греческого «синдикос», которое вначале означало адвоката, а позже — вообще полномочного представителя. В средние века немцы называли помощника священника при крещении «год-фатер» (крёстный отец). Евреи, жившие на территории Германии и говорившие по-немецки, постепенно и еврейских сандаков стали называть «гефатер», которое впоследствии превратилось в «кватер». Позже, однако, кватером стали звать уже не сандака, а нового участника «брит-мила», мужчину, приносящего младенца в помещение, где совершится процедура обрезания. Кватер принимает ребенка из рук кватерши, которая приносит его из женской части синагоги, где он находился с счастливой матерью. Обычно кватерами назначают супружескую пару.

При традиционном обрезании используются лишь самые простые инструменты. Обычно моhэль оперирует лезвием, заточенным с обеих сторон, поскольку волнуясь, он может начать резать не той стороной. Моhэль отсекает крайнюю плоть острой бритвой по всей окружности; во избежание рубцового сужения её отверстия, разрывает внутренний слизистый листок крайней плоти, отсасывает (с помощью специальной трубки) и выплевывает кровь, после чего весь половой орган обсыпается пульвером (ликоподием, semen lycopodii).

По завершении процедуры обрезания все провозглашают «Мазл тов!», поздравляют счастливых родителей и желают: «Как вошёл он в союз, так пусть войдет он к Торе, женитьбе и добрым делам». Во время церемонии приобщения новорождённого к союзу праотца Авраама мальчику дают имя. Обычно это традиционное Еврейское имя.

Противники обрезания

В 1843 г. франкфуртские лидеры реформизма в иудаизме стали убеждать своих приверженцев отказаться от обряда обрезания (дискуссия длилась около 20 лет) и выдвинули пять следующих доводов:

  1. совершение обрезания было предписано Аврааму, но не Моисею, причем обрезание — не исключительно еврейский признак, поскольку оно практикуется также потомками Исмаилa (ныне — мусульманами);
  2. обрезание только один раз упоминается в Моисеевых законах и не повторяется в книге Второзаконие;
  3. Моисей не сделал обрезания своему сыну;
  4. поколение, родившееся во время скитаний по пустыне, не подвергалось обрезанию;
  5. в иудаизме нет инициации девочек.

Ортодоксальные раввины, защищая обрезание, дали ответ на все пять доводов реформизма, а Л. Цунц написал брошюру об обрезании (Франкфурт, 1844). Сегодня подавляющее большинство реформистских раввинов не возражают против обряда обрезания.

Примечания

  1. См., напр.: Шантепи де ла Соссей Д. П., Иллюстрированная история религий. Том I. Москва, 1899. С. 245.
  2. Там же.
  3. см. Иер. 9:24—26
  4. См., напр.: Sicre J. L. Josue. Navarra, 2002. C.158—159)
  5. Обзор и анализ всех мест Библии на тему обрезания см., напр. в: Леон-Дюфур К. (ред.). «Словарь библейского богословия». Брюссель, 1990. Столб. 698—701.
  6. Суд.14:3; 15:18; 3Цар.14:6; 17:26; 2Цар.1:20
  7. Быт.17:4—8
  8. Втор.10:16; 30:6; Иер.4:4; Иез.44:7; Рим.4:11; Гал.5:3
  9. См. также Лев.26:41; Втор.30:6; Иез.44:7 и др.
  10. Лев.26:41; Иер.6:10; 9:25; Иез.44:9
  11. Втор.10:16; 30:6; Иер.4:4; 9:26
  12. I Макк., 1:47
  13. Об этом говорится в 1-й книге Маккавеев: «Они построили в Иерусалиме училище по обычаю языческому и установили у себя необрезание, и отступили от святого завета, и соединились с язычниками, и продались, чтобы делать зло.»  (1Макк.1:14,15)
  14. Быт. 17:12; Лев. 12:3; Флп. 3:5
  15. см. Быт. 17:10,23; 21:4; Нав. 5:2 и след.
  16. Быт. 34:14—17; Исх. 12:48
  17. Исх. 4:25

Ссылки

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья Обрезание в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация