Овадья (Овадия), библейская книга

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Raphael (Обсуждение | вклад)
м (Ссылки: дополнение)
 
(7 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Остатье| ТИП СТАТЬИ  = 4
+
{{Остатье\ЭЕЭ
 +
| ТИП СТАТЬИ  = 2
| АВТОР1  =  
| АВТОР1  =  
| АВТОР2 =
| АВТОР2 =
| АВТОР3 =  
| АВТОР3 =  
-
| СУПЕРВАЙЗЕР =  
+
| СУПЕРВАЙЗЕР = 2
| ПРОЕКТ =  
| ПРОЕКТ =  
| ПОДТЕМА =  
| ПОДТЕМА =  
Строка 15: Строка 16:
{{Библейская статья}}
{{Библейская статья}}
-
'''Ов́адия''' ('''עוֹבַדְיָה, עֹבַדְיָה'''; в русской традиции Авдий), [[пророк]], автор четвертой из книг [[Пророки малые|Малых Пророков]], названной его именем.
+
'''Ов́адия''' ('''עוֹבַדְיָה, עֹבַדְיָה''' - слуга [[Господь|Господа]]; в русской традиции '''Авдий''') - [[пророк]], автор четвертой из книг [[Пророки Малые|Малых Пророков]], названной его именем.
-
+
-
Имя пророка означает «слуга [[Господь|Господа]]».
+
-
 
+
-
 
+
== Характеристика книги ==
== Характеристика книги ==
-
Книга Овадии — наиболее краткая как среди книг [[Пророки малые|Малых Пророков]], так и в [[ТАНАХ|Библии]] в целом и содержит всего одну главу (21 стих).  
+
Книга Овадии — наиболее краткая как среди книг [[Пророки Малые|Малых Пророков]], так и в [[ТаНаХ]]е (Библии) в целом и содержит всего одну главу (21 стих).  
Во вступительных словах сказано: «Видение Овадии». В книге не сообщается никаких подробностей жизни пророка и ничего не говорится о том, где и когда он родился и к какому колену принадлежал.
Во вступительных словах сказано: «Видение Овадии». В книге не сообщается никаких подробностей жизни пророка и ничего не говорится о том, где и когда он родился и к какому колену принадлежал.
-
 
+
== Личность Овадии ==
-
== Исторический Овадия ==
+
В [[Раввинистическая литература|раввинистической литературе]] Овадия отождествляется с упоминаемым в [[Танах]]е (I Ц. 18:3–16) Овадией, управителем царского дворца при [[Ахав]]е, и считается [[прозелит]]ом ([[гер]]ом) из [[Эдом]]а (идумеев) (Санх. 39б).
-
В [[Раввинистическая литература|раввинистической литературе]] Овадия отождествляется с упоминаемым в [[Танах]]е (I Ц. 18:3–16) Овадией, управителем царского дворца при [[Ахав]]е, и считается [[прозелит]]ом из [[Эдом]]а (Санх. 39б).
+
-
 
+
-
Согласно еврейской традиции, он был [[гер]]ом из Эдома.
+
== Идея книги ==
== Идея книги ==
Строка 45: Строка 39:
[[Пророк]] укоряет «дом [[Исав]]а» (то есть [[Эдом]]) «за притеснение брата своего [[Иаков]]а» (1:10); в день, когда чужеземцы «бросали жребий об [[Иерусалим]]е» и уводили иудеев в плен (1:11), [[Эдом]]у «не следовало радоваться о сынах Иехуды в день гибели их» (1:12) и оказывать содействие вавилонянам — «стоять на перекрестках для истребления бежавших... и выдавать уцелевших...» (1:14).  
[[Пророк]] укоряет «дом [[Исав]]а» (то есть [[Эдом]]) «за притеснение брата своего [[Иаков]]а» (1:10); в день, когда чужеземцы «бросали жребий об [[Иерусалим]]е» и уводили иудеев в плен (1:11), [[Эдом]]у «не следовало радоваться о сынах Иехуды в день гибели их» (1:12) и оказывать содействие вавилонянам — «стоять на перекрестках для истребления бежавших... и выдавать уцелевших...» (1:14).  
-
Память о враждебности [[Эдом]]а во время вавилонского вторжения сохранена также в пророчествах [[Исайя|Исайи]] (34:5–8), [[Иеремия (пророк)|Иеремии]] (49:7–22), [[Йехезкель (книга)|Йехезкеля]] (25:12–14), [[Малахи]] (1:2–5), а также в [[Псалмы|Псалмах]] (137:7, в русской традиции 136:7) и [[Плач Иеремии|Плаче Иеремии]] (4:21–22), — причем во всех этих источниках выражается уверенность в Божьей каре, которая неминуемо постигнет [[Эдом]] за этот грех.  
+
Память о враждебности [[Эдом]]а во время вавилонского вторжения сохранена также в пророчествах [[Исайя|Исайи]] (34:5–8), [[Иеремия (пророк)|Иеремии]] (49:7–22), [[Йехезкель (книга)|Йехезкеля]] (25:12–14), [[Малахи (Малахия), библейская книга|Малахи]] (1:2–5), а также в [[Псалмы|Псалмах]] (137:7, в русской традиции 136:7) и [[Плач Иеремии|Плаче Иеремии]] (4:21–22), — причем во всех этих источниках выражается уверенность в Божьей каре, которая неминуемо постигнет [[Эдом]] за этот грех.  
Грядущее возмездие [[Эдом]]у стоит в центре пророчества Овадии. [[Пророк]], видимо, намекает на бедствие, однажды уже постигшее [[Эдом]], — захват иудейским царем Амацией идумейской крепости Села (буквально `скала`) около 800 г. до н. э. (II Ц. 14:7) и предвещает, что в следующий раз враг проникнет в самое «гнездо» Эдома (1:3–4); союзники покинут его, и друзья нанесут ему удар (1:7).  
Грядущее возмездие [[Эдом]]у стоит в центре пророчества Овадии. [[Пророк]], видимо, намекает на бедствие, однажды уже постигшее [[Эдом]], — захват иудейским царем Амацией идумейской крепости Села (буквально `скала`) около 800 г. до н. э. (II Ц. 14:7) и предвещает, что в следующий раз враг проникнет в самое «гнездо» Эдома (1:3–4); союзники покинут его, и друзья нанесут ему удар (1:7).  
-
Возмездие — близящийся «день Господень» — мыслится как воздаяние, основанное на принципе «око за око»: «как ты поступал, так будет и с тобою; воздаяние твое обратится на голову твою» (1:15). Овадия возвещает спасение Израилю на [[Гора Сион|горе Сион]], где дому [[Иаков]]а будет возвращено его наследие (1:17; ср. Иоэль 3:5; в русской традиции 2:32); тогда свершится суд над народами (1:16), и дом [[Исав]]а будет истреблен (1:18). В последних трех стихах (1:19–21) судьба [[Эдом]]а трактуется как эпизод [[Эсхатология|эсхатологии]], триумфа Израиля и установления царства Господня.  
+
Возмездие — близящийся «[[день Господень]]» — мыслится как воздаяние, основанное на принципе «око за око»: «как ты поступал, так будет и с тобою; воздаяние твое обратится на голову твою» (1:15). Овадия возвещает спасение Израилю на [[Гора Сион|горе Сион]], где дому [[Иаков]]а будет возвращено его наследие (1:17; ср. Иоэль 3:5; в русской традиции 2:32); тогда свершится суд над народами (1:16), и дом [[Исав]]а будет истреблен (1:18). В последних трех стихах (1:19–21) судьба [[Эдом]]а трактуется как эпизод [[Эсхатология|эсхатологии]], триумфа Израиля и установления царства Господня.
== Время написания ==
== Время написания ==
Существуют различные подходы ко времени написания книги и соответственно, о каком разграблении Иерусалима идет речь:
Существуют различные подходы ко времени написания книги и соответственно, о каком разграблении Иерусалима идет речь:
-
* во время вторжения в Иудею филистимлян и арабов, которое произошло при царе [[Иеровоам]]е (848—841 гг. до н. э.). ({{Библия|4Цар|8:20|-22}}; {{Библия|2Пар|21:8|-10,16,17}}).
+
* во время вторжения в Иудею филистимлян и аравийских кочевников, которое произошло при царе [[Иеровоам]]е (848—841 гг. до н. э.). ({{Библия|4Цар|8:20|-22}}; {{Библия|2Пар|21:8|-10,16,17}}).
* нападение израильского царя [[Иоас (царь Израиля)|Иоаса]] при царе Иудеи [[Амасия|Амасии]] (803—775 гг. до н. э.)
* нападение израильского царя [[Иоас (царь Израиля)|Иоаса]] при царе Иудеи [[Амасия|Амасии]] (803—775 гг. до н. э.)
* при царе [[Ахаз]]е (741—726 гг. до н. э.)
* при царе [[Ахаз]]е (741—726 гг. до н. э.)
* во время захвата Иудеи (587 г. до н. э.) вавилонским царем [[Навуходоносор II|Навуходоносором]].
* во время захвата Иудеи (587 г. до н. э.) вавилонским царем [[Навуходоносор II|Навуходоносором]].
-
 
== Последовательность текста ==
== Последовательность текста ==
Строка 80: Строка 73:
* [[Иосиф Флавий]], «[[Иудейские древности]]», Мн.: Беларусь, 1994, XIII, 181, 182 (ix, 1); XV, 305 (vii, 9).
* [[Иосиф Флавий]], «[[Иудейские древности]]», Мн.: Беларусь, 1994, XIII, 181, 182 (ix, 1); XV, 305 (vii, 9).
-
* КЕЭ, том 6, кол. 98–99
+
== Ссылки ==
-
 
+
* [http://toldot.ru/tora/library/neviim/trejasar/ovadya/ Текст книги] (русс.)
-
 
+
* [http://www.mechon-mamre.org/i/t/t1601.htm Текст книги] (иврит)
 +
{{ElevenCopyRight|13042|ОВАДИЯ}}
{{Книги ТаНаХа}}
{{Книги ТаНаХа}}
{{Библейские пророки|Письменные}}
{{Библейские пророки|Письменные}}
[[Категория:Книги ТаНаХа]]
[[Категория:Книги ТаНаХа]]
-
+
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]
-
{{ElevenCopyRight|13042|Овадия}}
+
[[Категория:Библейские имена]]
 +
[[Категория:Древняя история евреев]]
{{checked_final}}
{{checked_final}}

Текущая версия на 20:59, 12 марта 2013

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная исправленная статья
Академический супервайзер: д-р Арье Ольман


Иудаизм

п·о·р


Ов́адия (עוֹבַדְיָה, עֹבַדְיָה - слуга Господа; в русской традиции Авдий) - пророк, автор четвертой из книг Малых Пророков, названной его именем.

Содержание

Характеристика книги

Книга Овадии — наиболее краткая как среди книг Малых Пророков, так и в ТаНаХе (Библии) в целом и содержит всего одну главу (21 стих).

Во вступительных словах сказано: «Видение Овадии». В книге не сообщается никаких подробностей жизни пророка и ничего не говорится о том, где и когда он родился и к какому колену принадлежал.

Личность Овадии

В раввинистической литературе Овадия отождествляется с упоминаемым в Танахе (I Ц. 18:3–16) Овадией, управителем царского дворца при Ахаве, и считается прозелитом (гером) из Эдома (идумеев) (Санх. 39б).

Идея книги

Книга порицает эдомитян (потомков Эсава - народ, родственный евреям) за то, что эдомитяне заключили союз с врагами евреев. В книге в частности говорится: «В тот день, когда ты стоял напротив, в тот день, когда чужие уводили войско его в плен и иноплеменники вошли в ворота его и бросали жребий о Иерусалиме, ты был как один из них» (Авд.11).

Многие стихи книги параллельны сказанному у Иеремии (XLIX, 7—16).

Пророчество Овадии

Тема пророчества Овадии — кара, ожидающая Эдом (1:1) за открытое проявление враждебности к Иудее во время вавилонского вторжения, осады и падения Иерусалима в 586 г. до н. э.

Пророк укоряет «дом Исава» (то есть Эдом) «за притеснение брата своего Иакова» (1:10); в день, когда чужеземцы «бросали жребий об Иерусалиме» и уводили иудеев в плен (1:11), Эдому «не следовало радоваться о сынах Иехуды в день гибели их» (1:12) и оказывать содействие вавилонянам — «стоять на перекрестках для истребления бежавших... и выдавать уцелевших...» (1:14).

Память о враждебности Эдома во время вавилонского вторжения сохранена также в пророчествах Исайи (34:5–8), Иеремии (49:7–22), Йехезкеля (25:12–14), Малахи (1:2–5), а также в Псалмах (137:7, в русской традиции 136:7) и Плаче Иеремии (4:21–22), — причем во всех этих источниках выражается уверенность в Божьей каре, которая неминуемо постигнет Эдом за этот грех.

Грядущее возмездие Эдому стоит в центре пророчества Овадии. Пророк, видимо, намекает на бедствие, однажды уже постигшее Эдом, — захват иудейским царем Амацией идумейской крепости Села (буквально `скала`) около 800 г. до н. э. (II Ц. 14:7) и предвещает, что в следующий раз враг проникнет в самое «гнездо» Эдома (1:3–4); союзники покинут его, и друзья нанесут ему удар (1:7).

Возмездие — близящийся «день Господень» — мыслится как воздаяние, основанное на принципе «око за око»: «как ты поступал, так будет и с тобою; воздаяние твое обратится на голову твою» (1:15). Овадия возвещает спасение Израилю на горе Сион, где дому Иакова будет возвращено его наследие (1:17; ср. Иоэль 3:5; в русской традиции 2:32); тогда свершится суд над народами (1:16), и дом Исава будет истреблен (1:18). В последних трех стихах (1:19–21) судьба Эдома трактуется как эпизод эсхатологии, триумфа Израиля и установления царства Господня.

Время написания

Существуют различные подходы ко времени написания книги и соответственно, о каком разграблении Иерусалима идет речь:

  • во время вторжения в Иудею филистимлян и аравийских кочевников, которое произошло при царе Иеровоаме (848—841 гг. до н. э.). (4Цар.8:20-22; 2Пар.21:8-10,16,17).
  • нападение израильского царя Иоаса при царе Иудеи Амасии (803—775 гг. до н. э.)
  • при царе Ахазе (741—726 гг. до н. э.)
  • во время захвата Иудеи (587 г. до н. э.) вавилонским царем Навуходоносором.

Последовательность текста

В отличие от других пророческих книг в пророчесиве Овадии содержится не предупреждение: «покайтесь или будете уничтожены», - но приговор уже вынесенный Богом.

  • Стихи 1-10 содержат этот приговор и предсказывают гибель Эдома.
  • Стихи 10-14 рассказывают, за что это наказание назначено: Эдом воевал с Израилем на стороне его врагов, несмотря на то, что оба народа объединяет общая кровь — они потомки Исава и Иакова соответственно.
  • Стихи 15-21 рисуют картину возрождения Израиля и наказания Эдома. Стих 18 сообщает, что не будет спасшегося из дома Исава (противоречит Амос.9:12). Израиль будет святым местом и последний стих говорит как Бог станет Царем мира и наступит царство Мессии.

Исследования книги Овадии

Среди исследователей существуют разные мнения относительно единства книги Овадии и датировки ее предположительных компонентов. Явное сходство между книгами Иеремия (49:7–22) и Овадия (1–11) приводит некоторых исследователей к заключению, что оба текста восходят к более древнему источнику (некоторые ученые датируют его приблизительно 800 г. до н. э.).

Эдом был разорен в результате вторжения аравийских кочевников в конце VI в. до н. э., и поэтому некоторые исследователи считают, что возможно, этим временем следует датировать составление основных отрывков книги (стихи 1–18). Некоторые исследователи придерживаются мнения, что эсхатологическая концовка пророчества Овадии (стихи 19–21) — это позднейшее добавление.

Дальнейшая судьба Эдома

На сегодняшний день не осталось ни одного потомка эдомитян. Последними к кому применялось это обозначение были члены семьи Ирода. Эдом был захвачен Навуходоносором через год после Иерусалима. Поэже, уже под названием Идумея, попал в зависимость и были обращен при Маккавеях, эдомитяне полностью ассимилированы евреями в I веке н. э.

Литература

Ссылки

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ОВАДИЯ в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация