Одесса (еврейская община)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Версия от 13:25, 23 января 2011; Arbeli (Обсуждение | вклад)
Перейти к: навигация, поиск
Тип статьи: Регулярная статья
Академический супервайзер: д-р Арье Ольман


Оде́сса (укр. Оде́са) — город на черноморском побережье Украины.

Административный центр Одесской области и исторический центр Новороссии.

Cамый крупный порт Украины[1][2],

Крупный промышленный, культурный, научный и курортный центр; узел шоссейных и железных дорог.

Город-герой.

По числу жителей (1 008 600 человек на 2009 г.) четвёртый в стране[3].


Содержание

История

  • 1415 года – первое письменное упоминание о городе Хаджибей / Коцюбеев [4][5][6][7][8]
  • По одной из гипотез, город был основан в конце XIV в. великим князем литовским Витовтом.
  • Древняя крепость размещалась на территории Приморского бульвара, конкретно на месте дворца графа М. С. Воронцова.
  • С 1529 под властью Османской империи.
  • 1794 присоединение к России причерноморских территорий. Указом императрицы Екатерины ІІ на Хаджибее основан российский город и порт Одесса.
  • В XIX веке город успешно развивался как торговый порт; в связи с экспортом зерна, Одесса стала одним из важнейших внешнеторговых центров страны.
  • За одно столетие Одесса превратилась из скромного поселения на окраине в центр Новороссии и четвёртый по величине город Российской империи (после Санкт-Петербурга, Москвы и Варшавы), оставаясь, однако, уездным центром Херсонской губернии.
  • В течение Гражданской войны и интервенции город переходил из рук в руки.
  • 1920 – установлена советская власть.
  • В 1941—1944 г. Одесса была оккупирована румынскими войсками и входила в состав Транснистрии.
  • В начале 1944 г. Одесса была занята немецкими войсками.
  • 10 апреля 1944 город освобождён.
  • В 1965 г. Одесса в числе первых стала Городом-героем. Городу были вручены орден Ленина и медаль «Золотая Звезда».

Евреи в Одессе до ХХ в.

В 1789 г., до взятия русскими войсками турецкой крепости Хаджибей (переименована в Одессу в 1795 г.), в городе проживало шесть евреев.

После перехода крепости к России начался быстрый рост населения (в том числе и еврейского).

В 1795 г. в Одессе проживало 246 евреев - переселенцев из Волыни, Подолии и Литвы.

Были основаны

В 1798 г. была

Первым раввином Одессы был И. Рабинович (умер в 1815 г.).

Около 1800 г. была открыта еврейская больница на шесть коек.

В первой половине 19 в. происходил быстрый рост численности еврейского населения Одессы:

  • в середине 1840-х гг. — около двенадцати тысяч, 20% населения;
  • в 1855 г. — семнадцать тысяч, 21,7%

Быстрый рост населения происходил благодаря массовому переселению в Одессу как русских евреев, так и иностранных, преимущественно из Германии и Галиции, называвшихся «бродскими», так как многие из них были из города Броды.

Они открыли крупные торговые дома; благодаря им стал повышаться культурный уровень евреев Одессы.

Основным занятием евреев в этот период была торговля зерном.

Многие евреи были

  • мелкими торговцами,
  • посредниками (главным образом между помещиками и экспортерами),
  • агентами крупных иностранных и местных, в основном — греческих хлеботорговых компаний,
  • маклерами.

Евреи

  • работали на зерновой бирже
    • оценщиками,
    • кассирами,
    • весовщиками,
    • грузчиками,

а также

  • занимались ремеслами,
  • торговлей мануфактурными и бакалейными товарами.

По сравнению с другими городами черты оседлости в Одессе проживало больше евреев — лиц свободных профессий (в 1855 г. — 12 врачей, шесть нотариусов, четыре адвоката), у которых сложились хорошие отношения с представителями русского образованного общества, и которым покровительствовала высшая администрация города. М. Воронцов и А. Строганов были единственными из губернаторов черты оседлости, ходатайствовавшими об улучшении положения еврейского населения.

Особенно покровительствовал евреям выдающийся русский хирург, попечитель Одесского учебного округа в 1856–58 гг. И. Пирогов. Перешедшая в 1858 г. в руки идейно близкого Пирогову кружка интеллигенции газета «Одесский вестник» заняла дружественную позицию по отношению к евреям, предоставив свои страницы еврейским писателям и публицистам (О. Рабинович и другие).

В 1855 г. в Одессе работали еврейские учебные заведения:

  • два мужских казенных еврейских училища,
  • одно женское,
  • 51 хедер,
  • талмуд-тора,
  • пансион для девочек,
  • нескольких частных школ.

Большой вклад в развитие еврейского образования в духе идей Хаскалы внес выходец из Германии С. Швабахер (1820–88), казённый раввин Одессы в 1860–87 гг.

Во второй половине 19 в. темпы роста еврейского населения Одессы возросли.

  • По переписи 1897 г., в Одессе проживало 138 935 евреев (34,4% населения)[9].

Основными занятиями одесских евреев во второй половине 19 в. – начале 20 в. были торговля и ремесла.

Евреи занимали доминирующее положение в торговле зерном: к 1870 г. в их руках находилась большая часть экспорта зерна.

В 1910 г. из 55 торговых компаний, занимавшихся экспортом зерна, 46 принадлежали евреям; на долю этих компаний приходилось 89,2% экспорта.

В организацию торговли зерном еврейские компании внесли значительные улучшения, что привело к увеличению ее объема.

Духовная жизнь

Большое число выходцев из Германии и Галиции способствовало раннему распространению идей Хаскалы.

В 1826 г. в ответ на петицию 66 евреев в Одессе была открыта общеобразовательная школа с преподаванием еврейских предметов.

Все учителя, кроме преподавателя русского языка, были евреями из Германии и Австрии; директором был Б. Штерн (1798–1853). Школа пользовалась поддержкой представителей местной администрации.

В 1834 г. в школе было четыреста учащихся,

В 1835 г. при школе было открыто отделение для девушек.

Одесские евреи обучались и в государственных учебных заведениях, например, в 1853 г. во Второй гимназии было пятьдесят два ученика-еврея.

Маскилим Одессы приветствовали правительственную школьную реформу 1841 г. и устроили теплую встречу М. Лилиенталю осенью 1842 г.

В 1840 г. была открыта первая в России хоральная синагога (Бродская), ее кантором был Н. Блюменталь.

В 1860–70-х годах Одесса продолжала оставаться центром движения Хаскалы в России. В мае 1860 г. в Одессе начал издаваться первый еврейский журнал на русском языке «Рассвет».

После его закрытия, в июле 1861 г. – апреле 1862 г. выходил журнал «Сион» под редакцией Л. Пинскера, доктора Э. Соловейчика (умер в 1875 г.), Н. Бернштейна (1836–91). Эти журналы пропагандировали идеи Хаскалы и вели борьбу с антисемитизмом в русской прессе.

Следующим русско-еврейским изданием стала газета «День», выходившая с мая 1869 г. по июнь 1871 г. Высокому уровню издания способствовали такие ее сотрудники, как А. Ландау, М. Моргулис, И. Оршанский. В 1860–71 гг. в Одессе издавалась еженедельная газета на иврите «Ха-Мелиц» и приложение к ней на идиш «Кол мевассер» (в 1864–71 гг.).

Сионизм

В 1882 г. в Одессу из Харькова переместился центр организации Билу, действовали группы Ховевей Цион, а с декабря 1884 г. центральные органы движения (во главе с Л. Пинскером) разместились в Одессе; в 1889–93 гг. там находилось руководство ордена Бней-Моше (одним из лидеров которого был Ахад hа-Ам), работала единственная официально зарегистрированная в России сионистская организация — Одесский комитет (Общество вспомоществования евреям-земледельцам и ремесленникам в Сирии и Палестине).

С Одессой была связана деятельность многих писателей и публицистов, писавших на иврите, а также сионистских общественных деятелей:

В 1892–96 гг. издавались сборники «Ха-Пардес», проповедовавшие идеи духовного сионизма.

В 1901 г. Х. Н. Бялик, С. Бен-Цион, И. Равницкий основали издательство «Мория», выпускавшее литературу на иврите.

В 1905–16 гг. действовало сионистское издательство на русском языке «Кадима».

Иммиграция из России в Эрец-Исраэль шла через Одессу, получившую название «ворота в Сион».

Одесским комитетом были основаны в Эрец-Исраэль сельскохозяйственные колонии Реховот и Хадера.

В 1902 г. в Одессе был организован кружок Поалей Цион.

В 1904 г. кружок стал издавать свой журнал на русском языке «Сионистская рабочая хроника».

В 1906 г. представители различных групп еврейского рабочего движения образовали социал-демократическую партию Поалей Цион.

В Одессе, партийная организация которой была самой многочисленной, находился и центральный комитет этой партии.

Антисемитизм

Одесса была первым из городов России, в котором евреи подверглись погромам (1821; 1859), их основными участниками были местные греки и матросы греческих судов.

Погромы были вызваны торгово-экономической конкуренцией греческого и еврейского населения. Поводом к погрому 1821 г. послужили слухи об участии евреев в убийстве в Стамбуле греческого православного патриарха Григория. Во время погрома 1859 г. были убиты два еврея. Погром был остановлен войсками только на третий день.

В 1871, 1881 и 1886 гг. в Одессе вновь происходили еврейские погромы. В отличие от предыдущих, в них участвовали массы русских и украинских жителей города. Администрация не останавливала погромщиков. Во время погрома 1881 г. активно действовала еврейская самооборона, большинство участников которой были студентами Новороссийского университета; за организацию самообороны было арестовано 150 человек. Погромы и усиливающийся антисемитизм различных слоев русского общества привели к процессу переоценки ценностей у многих еврейских интеллигентов, к усилению палестинофильских, а затем сионистских тенденций.

В начале ХХ в.

Евреи преобладали и в мелкой торговле: в 1910 г. им принадлежало 56% лавочек.

Мелкой торговлей вразнос — коробейничеством — занимались исключительно евреи.

В 1910-е гг. 63% городских ремесленников были евреями, особенно высокий процент был среди портных: все 59 мастерских по пошиву женской одежды принадлежали евреям. Число евреев-рабочих, за исключением грузчиков в порту, было невелико.

В 1910 г. евреям принадлежало 155 (43%) фабрично-заводских предприятий, в основном небольших, евреи преобладали в бумажной и пищевой промышленности.

Из десяти банков семь принадлежали евреям. Среди наиболее богатых еврейских семей Одессы были Эфруси, Рафаловичи (большая часть семьи во второй половине 19 в. приняла православие), Бродские.

В 1897 г. в Одессе проживало около двух тысяч состоятельных евреев: купцов, дворян, почетных граждан и членов их семей.

Однако экономическое положение большинства евреев Одессы было тяжелым. 

В 1897 г. число экономически самостоятельных лиц составило среди евреев 39,5%, неевреев — 55,6%.

Положение беднейших слоев еврейского населения еще больше ухудшалось в результате погромов.

Специфической чертой еврейской жизни Одессы был многочисленный преступный мир.

Образование

В 1863 г. в одесских гимназиях обучались 128 евреев.

В 1870–80-е гг. количество еврейских учащихся возросло. Положение резко ухудшилось после введения в 1887 г. процентной нормы: в 1887–91 гг. число евреев в средних школах Одесского учебного округа сократилось на 48%.

В 1910 г. в средних учебных заведениях Одессы, для которых была установлена процентная норма, обучались 560 евреев. В некоторые специальные средние учебные заведения евреев принимали без процентной нормы.

В Императорском музыкальном училище число учащихся-евреев в 1910 г. составило 285 человек (59,5%); в Императорском художественном училище — около 300 (60%).

В Новороссийском университете в 1886 г. было зарегистрировано на медицинском факультете 30,7% студентов-евреев, на юридическом — 41,2%, после введения процентной нормы количество еврейских студентов сократилось.

Оно вновь возросло в 1906 г. (764 человек), после того, как в 1905 г. университеты получили автономию и отменили процентную норму, восстановленную, однако, правительством в 1907 г. В ответ на введение процентной нормы еврейские общественные организации создали ряд средних учебных заведений:

  • мужскую гимназию М. Иглицкого (умер в 1906 г.), где в 1910 г. было 400 учащихся;
  • пять женских частных гимназий (1309 учащихся),
  • коммерческое училище Фейга (основано еще в 1888 г., но в 1895 г. число евреев в нем было ограничено 40%).

Из еврейских профессионально-технических училищ лучшим было училище «Труд» (основано в 1864 г.), в 1910 г. в нем обучалось 212 учащихся.

В этих школах обучение проводилось по программам соответствующих школ министерства просвещения; из еврейских предметов изучались история еврейского народа, иврит и Библия, но преподавание их было поверхностным.

Одесское отделение Общества для распространения просвещения между евреями в России (ОПЕ), председателем которого с 1891 г. был Г. Вейнштейн (1861–1929), в 1910 г. финансировало 13 начальных школ и четыре вечерних с общим числом учащихся около двух тысяч человек.

Религиозная жизнь

Несмотря на светский характер общины, религиозная жизнь одесского еврейства была активной.

  • Действовали обычные и реформированные хедеры: в 1910 г. в 200 хедерах обучалось около пяти тысяч учащихся,
  • в трех школах талмуд-тора — 630.

В 1905 г. раввин Х. Черновиц основал в Одессе иешиву, преобразованную в 1906 г. в высшую школу иудаизма, где все предметы, включая Библию и Талмуд, изучались научными методами, принятыми в большинстве раввинских семинарий Западной и Центральной Европы. В 1911 г. иешива вновь приняла традиционный характер.

В конце 19 в. – начале 20 в. в Одессе существовало семь синагог (Главная, Бродская, Новая, Ремесленная, Явне и другие) и 49 молитвенных домов.

Последним казенным раввином (1888–1890), избранным евреями, был Х. Гурлянд.

После его смерти власти отказались дать разрешение на проведение новых выборов и с 1902 г. назначали на эту должность своих ставленников, вопреки желанию еврейской общины.

В 1909 г. в Бродской синагоге впервые в России был установлен орган. Богослужения в Бродской синагоге отличались высоким уровнем музыкальной культуры благодаря хору, канторам Н. Блюменталю (см. выше), П. Минковскому, композитору Д. Новаковскому (1848–1921).

В Одессе действовали различные еврейские благотворительные учреждения:

  • больница, ставшая к концу 19 в. образцовым медицинским учреждением,
  • Общество взаимного вспомоществования приказчиков-евреев города Одессы, которому принадлежала одна из крупнейших на юге России библиотек,
  • два сиротских дома,
  • Общество попечения о бедных и бесприютных еврейских детях,
  • Общество санаторных колоний;
  • а также имелись отделения ОРТ, ОЗЕ и других еврейских общественных организаций.

Еврейская литература

В конце 19 в. – начале 20 в. Одесса стала крупным еврейским литературным центром.

Здесь жили и работали многочисленные еврейские писатели, публицисты, историки, поэты, создававшие свои произведения как на иврите и идиш, так и на русском языке:

  • Ахад ха-‘Ам,
  • М. Бен-‘Амми,
  • С. Дубнов,
  • В. Жаботинский,
  • И. Клаузнер,
  • Менделе Мохер Сфарим,
  • С. Фруг,
  • Ш. Черниховский и другие.

В Одессе действовали различные издательства, выходили газеты и журналы разнообразных направлений:

  • Одесский комитет издавал серию книг и брошюр об Эрец-Исраэль (на русском языке),
  • издательство Я. Шермана — литературу для детей и юношества.

В 1907 г. в Одессе возобновилось издание еженедельника на иврите «Ха-Шиллоах», с 1896 г. выходившего в Берлине и Кракове.

В 1910 г. Э. Левинский основал первую в Одессе ежедневную газету на идиш «Гут моргн», с 1911 г. стала выходить газета «Шолем алейхем».

В 1906–1907 гг.

  • сионисты издавали в Одессе еженедельник «Кадима» на русском языке, а после его закрытия газету «Еврейская мысль»;
  • территориалисты — газету «Еврейский голос».

В 1908 г. был создан еврейский театр на идиш под руководством П. Гиршбейна.

В городе действовали различные еврейские партии и общественные объединения: сионисты, территориалисты, еврейские социалисты, умеренные элементы, группировавшиеся вокруг ОПЕ. 

Одесские отделения русских оппозиционных партий состояли в основном из евреев.

Большинство представителей еврейской общественности, за исключением крайних социалистов, объединились в 1905 г. в одесском отделении Союза для достижения полноправия еврейского народа в России.

Антисемитизм

18–20 октября 1905 г. в Одессе произошел самый кровавый погром за всю историю города: было убито около 400 евреев, 50 тыс. остались без крова. Еврейская самооборона и студенческая милиция пытались остановить погром, и в первый день им это удалось, но против них были брошены войска, использовавшие артиллерию. Самооборона потеряла 50 человек убитыми. Погром проходил и в районах, примыкавших к Одессе. Были случаи, когда евреев, пытавшихся бежать, убивали в поездах или топили в море.

Положение в Одессе после погрома было очень напряженным. Введенное в октябре 1905 г. военное положение сохранялось до осени 1909 г. Местное отделение «Союза русского народа» почти безраздельно господствовало в городе. Вооруженные банды черносотенцев избивали и преследовали евреев. Ситуация особенно обострилась 10–11 июня 1906 г., в любой момент мог разразиться новый погром. Одесский градоначальник генерал Толмачев во всем поддерживал черносотенцев. Тяжелое положение евреев в Одессе усилили разногласия в одесском отделении Союза для достижения полноправия еврейского народа в России. Во время выборов во 2-ю Государственную думу конституционно-демократическая партия выставила кандидатуру крещеного еврея О. Пергамента (1868–1909), которого поддерживали еврейские либералы, но против него выступил, с одной стороны, широкий блок от левых социалистов до сионистов (во главе с А. М. М. Усышкиным), а с другой — представители администрации. Несмотря на их сопротивление, О. Пергамент был избран депутатом от Одессы во 2-ю и 3-ю Государственную думу; после его смерти депутатом по списку конституционно-демократической партии стал А. Бродский (1862–?), но под нажимом генерала Толмачева отказался от мандата.

Знаменитые одесситы начала ХХ в.

Значительный вклад в развитие науки, русской литературы, искусства внесли евреи Одессы:

  • врач В. Хавкин, организовавший в Одессе первую в России бактериологическую станцию для борьбы с инфекционными заболеваниями;
  • профессора математики В. Каган (1869–1953) и С. Шатуновский (1859–1929), основавшие издательство «Матезис» (книги по точным наукам);
  • художник Л. Пастернак;
  • писатели С. Юшкевич, А. Кипен, Л. Кармен (1876–1920);
  • скрипачи П. Столярский, Н. Биндер (1899-?), М. Эльман.
  • Одесситом был и знаменитый биолог Илья Мечников.

В годы Первой мировой войны и гражданской войны

В годы Первой мировой войны еврейское население Одессы возросло за счет беженцев. Действовало местное отделение Еврейского комитета помощи жертвам войны (ЕКОПО).

После Февральской революции 1917 г. в городе оживилась еврейская общественная жизнь, действовали организации различных еврейских партий.

В 1918 г. состоялись выборы в правление общины; наибольшее количество мест получили сионисты (35) и Бунд (26).

Сионисты издавали в Одессе на русском языке еженедельник «Еврейская мысль» (1917 г. – январь 1920 г.), журнал «Палестина» (1917–18), выходивший один раз в две недели журнал «Молодая Иудея»;

Бунд — еженедельники «Рабочий понедельник» (1918) и «Наш голос»;

По‘алей Цион — газету «Свободный путь» (1917);

Социалистическая еврейская рабочая партия — газету «Рабочая мысль» (1917).

Печатались газеты и журналы на языке идиш.

В 1917–20 гг. Одесса была основным в России центром книгопечатания на иврите.

Из 188 различных изданий на иврите, вышедших в свет в России в 1917–19 гг., 109 были изданы в Одессе.

Возобновилась деятельность издательства «Мория» (1917–20), открылось издательство «Омманут».

В 1917–18 гг. были изданы литературные альманахи «Кнесет», «Оламену», «Решумот», «Эрец», «Массуот».

В 1917 г. было создано еврейское спортивное общество «Маккаби», в 1917–19 гг. оно издавало журнал «Маккаби». В 1917 г. общество Тарбут открыло в Одессе среднюю школу, в которой все преподавание велось на иврите. Еврейское музыкальное общество «Ха-замир» под руководством П. Минковского давало концерты; действовало акционерное общество по производству кинофильмов «Мизрах», снимавшее в основном хроникально-документальные фильмы «Жизнь евреев в Америке», «Жизнь евреев в Палестине». Было поставлено несколько художественных фильмов: «Кантонисты», «Дело Бейлиса», «Кровавая шутка».

Одесса была одним из центров движения Хе-Халуц. Оно организовало в 1918 г. годичную школу огородничества и садоводства, в которой проходили сельскохозяйственную подготовку (хахшара) около ста человек, большинство из них потом репатриировалось в Эрец-Исраэль. В годы гражданской войны через Одессу продолжался выезд евреев в Эрец-Исраэль. В 1919 г. из Одессы в Яффу отплыл корабль «Руслан» с 630 репатриантами. Из-за частой смены властей в Одессе в годы гражданской войны, антисемитских настроений некоторых из них (например, Добровольческой армии Деникина), налетов различных банд еврейское население оказалось в очень тяжелом положении. Для борьбы с погромщиками была создана еврейская боевая дружина, многочисленная и хорошо вооруженная. Еврейская самооборона, просуществовавшая до весны 1920 г., не допустила погромов в Одессе.

В революционных учреждениях Одессы было немало евреев, например, В. Юдовский (1880–1949), председатель Военно-революционного комитета в 1918 г. и Одесского Совета народных комиссаров в начале 1919 г., Я. Гамарник, председатель губернского комитета компартии (1920–23). В 1920 г. еврейское население Одессы, увеличившееся за счет беженцев, составляло около 190 тыс. человек; в 1926, когда часть беженцев вернулась домой, – 153 194 (36,4% населения); в 1939 г. — 180 тыс. (29,8%). Евреи по-прежнему имели вес в традиционных для них отраслях экономической жизни. В 1920-х гг. в период новой экономической политики евреи составляли большинство торговых работников, 90% членов союза портных, 67% членов союза печатников, 48% муниципальных работников (включая водителей и электриков) и 40% членов союза представителей свободных профессий. Тысячи евреев работали на предприятиях тяжелой промышленности, где до революции практически не было евреев-рабочих. В это же время среди евреев были и тысячи безработных.

До Второй мировой войны

С окончательным установлением советской власти прекратилась издательская и культурная деятельность на языке иврит, началось наступление на сионизм. В 1920-е гг. многие евреи были арестованы по обвинению в сионистской деятельности, студентов-сионистов исключали из университета. В этот период в Одессе продолжали действовать группы Хе-Халуц, часто в нелегальных условиях. В 1923 г. в Одесской губернии было 17 организаций Хе-Халуц, насчитывавших 350–400 членов, работала сельскохозяйственная ферма «Кадима». К началу 1930 гг. вследствие массовых арестов деятельность Хе-Халуца в Одессе, как и во всем Советском Союзе, была подавлена. В начале 1920-х гг. возникло движение еврейских скаутов (цофим), превратившееся в 1922 г. в Ха-Шомер ха-ца‘ир. В 1920-х гг. были закрыты все большие синагоги (в том числе Бродская синагога, превращенная в еврейский клуб в 1925 г.); осталось несколько маленьких синагог на окраинах города.

В 1926 году в Одессе проживало:

  • 45 % русских,
  • 41 % евреев,
  • 7 % украинцев,
  • 7 % других[10].

Культура на идиш

Почти до конца 1930-х гг. Одесса была крупным центром советской культуры на языке идиш, который был также основным языком во многих государственных учреждениях. Были организованы даже отделения милиции и районные суды с языком идиш в качестве основного. В городе было много еврейских школ, в которых в 1926 г. обучалось 22% учеников. В университете был открыт факультет идиш, работали еврейский педагогический техникум и библиотеки, еврейская совпартшкола, музей Менделе Мохер Сфарима. Выходило несколько периодических изданий на идиш. В начале 1930-х гг. Харьковский государственный еврейский театр часть сезона выступал в Одессе. В 1935 г. был открыт Одесский еврейский театр, художественным руководителем которого в 1935–41 гг. и 1945–48 гг. был Э. Лойтер. С середины 1930-х гг. началось быстрое свертывание деятельности культурных учреждений на язык идиш.

Знаменитые одесситы первой половины ХХ в.

С Одессой связана деятельность многих русских писателей, поэтов, принадлежавших в основном к так называемой юго-западной школе (см. Русская литература): И. Бабеля, Э. Багрицкого, С. Гехта, Веры Инбер, И. Ильфа, Л. Славина. Уроженцами Одессы, получившими здесь музыкальное образование, были многие выдающиеся музыканты. Скрипичная школа П. Столярского прославилась на весь мир и стала вехой в исполнительском искусстве 20 в. У Столярского учились Б. Гольдштейн (1921–1987), Елизавета Гилельс, Д. Ойстрах. В Одессе получили музыкальное образование пианисты Э. Гилельс, Я. Зак (1913–76), Я. Флиер.

Вторая мировая война и Холокост

Многие евреи принимали активное участие в обороне Одессы 5 августа – 16 октября 1941 г., одним из руководителей которой был Н. Гуревич.

С первых дней войны в Одессу эвакуировались тысячи бессарабских евреев и многие евреи из близлежащих населенных пунктов (Тирасполь, Овидиополь и т. д.). За период обороны города выехало около 40–45% еврейского населения (включая призванных в Красную армию). К 16 октября (день оккупации Одессы немецко-румынскими войсками) в городе находилось около ста тысяч евреев. 16–18 октября команды эйнзацгруппен и солдаты из Румынского оперативного эшелона убили несколько тысяч евреев. В первые дни оккупации была проведена регистрация всего мужского населения от 18 до 50 лет, и большинство мужчин было арестовано. 22 октября было взорвано здание румынской комендатуры. Погибло около 60 солдат и офицеров, в том числе комендант города, генерал Глугояну. Немедленно в качестве ответной меры было убито около пяти тыс. человек, большинство из которых были евреи. Тысячи евреев, мужчин и женщин, были согнаны в пригородное село Дагоник, там часть из них расстреляли в противотанковом рву, а часть расстреляли и сожгли в четырех бараках. Арестованные в первые дни оккупации были согнаны в артиллерийские склады на так называемой Люстдорфской дороге (в шести км от города), в которых были сожжены (после освобождения Одессы во рвах были обнаружены останки около 28 тыс. человек).

В начале ноября началась массовая высылка евреев из города в Доманевский район Одесской области. Большинство евреев пешком, партиями по две-пять тыс. человек было отправлено в свиносовхоз Богдановку; многие погибли во время пути. К середине декабря в Богдановке собрали около 55 тыс. евреев (часть из них — не из Одессы). С 20 декабря 1941 г. по 15 января 1942 г. все евреи в Богдановке были расстреляны командой эйнзацгруппен, румынскими солдатами, украинскими полицейскими и немцами-колонистами. Тысячи были убиты в других населенных пунктах Доманевского района. В ноябре – декабре 1941 г. в Одессе издавались приказы, направленные против оставшегося еврейского населения, — об обязательной явке в тюрьму всех мужчин от 18 до 50 лет; об обязательной регистрации драгоценностей; о ношении отличительного знака. 7 декабря 1941 г. Одесса была объявлена столицей Транснистрии. Была запланирована полная «очистка» города от евреев. 10 января 1942 г. был опубликован приказ румынских властей о создании гетто в Слободке — отдаленном пригороде Одессы. Евреи жили там в условиях невероятной скученности, многие ночевали под открытым небом, и это приводило к массовой смертности.

С 14 января по 20 февраля 1942 г. евреев депортировали в Березовский район Одесской области. Перевозили в неотапливаемых эшелонах, часами простаивавших в пути; многие погибли в дороге. В Березовке составляли партии, которые пешком отправлялись в Сиротское, Доманевку и Богдановку. Много людей, не добравшись туда, умирало от голода и холода. Охрана, состоявшая из румынских солдат и немецких колонистов, устраивала во время пути массовые расстрелы евреев. В Доманевке и других населенных пунктах евреи были размещены в полуразрушенных домах, часто без крыш. Больных и обессиленных согнали в две полуразрушенные конюшни на окраине Доманевки, из которых их не выпускали, практически оставив без пищи. Все заключенные погибли.

В лучшем положении находились переведенные на работу в села; примерно половина из них пережила оккупацию. Положение в гетто Доманевки и других населенных пунктах изменилось в 1943 г. после того, как евреи стали получать помощь от еврейских организаций Румынии. Около 600 обитателей гетто дожили до освобождения. Несколько сотен евреев пережили оккупацию в самой Одессе; они жили по фальшивым документам, скрывались в одесских катакомбах, некоторых укрывали русские и украинцы. Евреи участвовали в борьбе одесского подполья, составляли значительную часть бойцов партизанских отрядов, базировавшихся в катакомбах.

Послевоенное время

После возвращения эвакуированных Одесса вновь стала одним из крупных еврейских центров Советского Союза.

В 1959 г. еврейское население города составляло, согласно официальной переписи, 106 700 человек (16% населения), но в действительности число евреев было значительно выше. По переписи 1970 г., в городах Одесской области проживало 117 223 еврея (10 763 назвали идиш родным языком).

В 1945 г. в Одессу вернулся Одесский еврейский театр, находившийся в эвакуации в Ташкенте. В 1944 г. вернувшаяся из Средней Азии выдающийся фортепианный педагог Берта Рейнгбальд столкнулась с неприкрытым антисемитизмом городского начальства и покончила жизнь самоубийством. В 1944–47 гг. велись передачи одесского радио на языке идиш. Во время антисемитской кампании, начавшейся в 1948 г., были ликвидированы остатки еврейской культуры в Одессе, многие евреи были уволены с работы, а некоторые арестованы. В 1950–60-х гг. в одесских газетах неоднократно проводились кампании за закрытие синагоги, единственной в городе.

С конца 1960-х гг. евреи Одессы участвовали в борьбе евреев Советского Союза за право выезда в Израиль. Несколько еврейских активистов (самая известная — Рейза Палатник, 1937–95) были приговорены к различным срокам заключения в 1971–85 гг.

В 1968–78 гг. из Одессы выехало 17 370 евреев:

  • 3 940 (27,7%) — в Израиль,
  • 13 431 (73,7%) — в другие страны, главным образом в США.

Конец XX в.

С сер.1980-х гг. в Одессе начала возрождаться еврейская культурно-общественная жизнь.

С 1990 г. функционирует Одесское общество еврейской культуры. В рамках общества

  • клуб-лекторий;
  • библиотека
  • активная работа по увековечению памяти жертв Катастрофы в Транснистрии.
  • газета «Наш голос» (на русском языке; ряд материалов публикуется на идиш).
  • Общество оказывает юридическую помощь отъезжающим в Израиль.

Во второй половине 1980-х гг. возобновился массовый выезд евреев Одессы в Израиль, США и другие страны.

В 1989 г. город покинуло 9603 еврея, в 1990 г. — 6806.

Образовательная деятельность

  • С 1990 в городе действует Общество еврейской культуры.
  • В 1994–97 вышли в свет 8 номеров «Маме-лошн»,
  • в 1994 начала издаваться «Симха»,
  • с 1996 – «Шомрей Шабос», «Ор Самеах», «Тиква»,
  • с 1998 – «Одесская еврейская газета» и «Гмилус хесэд».

Духовные лидеры

  • С 1992 раввин Одессы – р.Шломо Бакшт (р. 1960, Петах-Тиква, Израиль).

Усилиями р. Бакшта открыт образовательный комплекс «Ор Самеах-Тиква», включающий школу и 2 интерната.

  • В 1990–98 раввин О. – представитель М.-М.Шнеерсона Ишайя (Александр Григорьевич) Гиссер (р. 1961, Одесса),
  • с 1998 – Авраам Вольф (р. 1970, Израиль). Были открыты образоват. комплекс «Хабад Ор Авнер», хедер, 2 интерната.

Общественная деятельность

  • В 1994–98 и с 2005 мэр О. – Эдуард Иосифович Гурвиц (р. 1948, Могилев-Подольский).
  • В 1990 по инициативе и на средства бывш. узника гетто Якова Иосифовича Маниовича (р. 1925) в городе созданы Аллея Праведников мира и мемориал «Дорога смерти».
  • В 2004 на Аллее Праведников мира установлена скульптурная композиция работы Зураба Церетели.
  • В 2005 открыт мемориал «Памяти жертв фашизма 1941–1944» работы Владимира Ачкасова.
  • В 2002 еврейский обществ. центр «Мигдаль» открыл Музей истории евреев Одессы.

Известные учёные-евреи

В Одессе жили и работали:

Еврейская литературная Одесса

Имена многих из них увековечены в названиях улиц и площадей города.

Музеи

В Одессе расположено около двух десятков музеев, в том числе Музей истории евреев Одессы "Мигдаль Шорашим".

Евреи-спортсмены

См. также

Примечания

  1. Ассоциация портов Украины
  2. Статистика порта за первые 3 квартала 2006 г.
  3. По данным Госкомстата Украины на 1 марта 2008 года
  4. Болдирєв О. В. Одесі — 600: Іст. нарис. — О.: Юг, 1994. — 72 с.
  5. Наталя Шушляннікова. Історіографічний нарис дослідження етнокультурних процесів на Херсонщині кінця XVIII — ХХ ст. // Науковий часопис НПУ імені М. П. Драгоманова. Серія № 6. Історичні науки: Зб. наукових праць. — Випуск 6. — К.: Вид-во НПУ імені М. П. Драгоманова, 2008. С. 124
  6. Ю. А. Мицик. Рецензія на: Сапожников И. В., Сапожникова Г. В. Запорожские и черноморские казаки в Хаджибее и Одессе. — Одесса, 1998. — 271 с; Сапожников І. В. Матеріали з історичної географії дельти Дунаю. — Іллічевськ, 1998. — 71 с. // Часопис запорізького наукового товаріства ім. Я. Новицького «Південна Україна» — Випуск №4, 1999 рік. — С. 272—274 [1]
  7. Юрій Мицик. Кордони і землі війська Запорізького (XV - середина XVII ст.) // НАУКМА. Магістеріум. Історичні студії. -К., 2001. - С. 12 (1 д.а.).
  8. Одесса // Историческая энциклопедия. В 16 т. — М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1973—1982
  9. Одесса в Jewish Encyclopedia
  10. Население в Одессе

Литература

  • Александров, Р. Исхоженные детством. Одесса: Optimum, 2002 (ISBN 966-7144-61-5).
  • Ануфриев, Л. А. С днем рождения, Одесса! [1794-1969]: Сборник материалов о 175-летии города. Одесса: Маяк, 1969.
  • Атлас, Д. Г. Старая Одесса, её друзья и недруги. Одесса : Ласми, 1992 (ISBN 5-206-00348-4).
  • Брыгин Н. Тайны, легенды, жизнь. Одесса: Оптимум, 2003.
  • Васильев, К. Медицина старой Одессы: Очерки. Одесса: Optimum, 2003 (ISBN 966-8072-30-8).
  • Воронцов М. С. Записки губернатора: Мемуары. Одесса: Optimum, 2003 (ISBN 966-7776-99-9).
  • Герцог де Ришельё: Градоначальник Одессы. Одесса: Optimum, 2003 (ISBN 966-8072-01-4).
  • Галина М. Жемчужина у моря.// Знамя.—2005.—№ 4.
  • Гервас, Стелла Петровна [Ghervas, Stella]. «Odessa et les confins de l’Europe: un éclairage historique», in Stella Ghervas et François Rosset (dir.),

Lieux d’Europe. Mythes et limites, Paris, Editions de la MSH, 2008. ISBN 978-2-7351-1182-4

  • Гервас, Стелла Петровна [Ghervas, Stella]. Réinventer la tradition. Alexandre Stourdza et l’Europe de la Sainte-Alliance, Paris, Honoré Champion, 2008.

ISBN 978-2-7453-1669-1

  • Губарь, О. И. Одесса в новых памятниках, мемориальных досках и зданиях. Одесса: Optimum, 2004 (ISBN 966-8072-86-3).
  • Деволан Ф. Моя жизнь в России: Очерки. Одесса: Optimum, 2002 (ISBN 966-7776-71-9).
  • Дерибас А. Старая Одесса: Очерки. Москва: Dimoff & Co., 1995 (ISBN 5-89015-001-4). Одесса: Optimum, 2002 (ISBN 966-7776-55-7).
  • Дерибас А. Одесса: Забытые страницы: Исторические очерки и воспоминания. Київ: Мистецтво, 2004 (ISBN 966—577-072-1): Москва: Крафт+, 2005 (ISBN 5-93675-089-2).
  • Дерибас Л. М. (сост.). Из прошлого Одессы: Очерки. Одесса: Optimum, 2002 (ISBN 966-7776-77-8).
  • Добролюбский А. О. У колыбели Одессы: Очерки. Одесса: Optimum, 2002 (ISBN 966-7776-86-7).
  • Добролюбский А. О. Античная Одесса: Очерки. Одесса: Optimum, 2004 (ISBN 966-8072-41-3).
  • Добролюбский А. О. «Одиссея» Иосифа де-Рибаса// Октябрь.—2005.—№ 7.
  • Добролюбский А. О., Губарь О. И., Красножон А. В. Борисфен — Хаджибей — Одесса: Историко-археологические очерки. Одесса: Бизнес-Элита, 2002 (ISBN 9975-9607-3-1).
  • Донцова Т. Молдаванка: Записки краеведа. Одесса: Друк, 2001 (ISBN 966-7487-62-8).
  • Зипперштейн С. Евреи Одессы: История культуры, 1794—1881. Москва, Иерусалим: Гешарим, 1995 (ISBN 5-7349-0015-X).
  • Катаев В. Волны Чёрного моря, Уже написан Вертер.
  • Лущик С. З. Реальный комментарий к повести. Одесса: Optimum, 1999 (ISBN 966-7144-48-8).
  • Ковбасюк С. М. Одесса: Очерк истории города-героя. Одесса: Одесское областное издательство, 1957.
  • Коралли В. Куплетист из Одессы// Библиотека Огонёк.—1991.—№ 24.
  • Корченов В. Одесса в медалях, жетонах, знаках: Каталог, 1817—1941. New York: Laocoon, 2000 (ISBN 0-9655878-1-9).
  • Мечковская Н. Б. Русский язык в Одессе: Вчера, сегодня, завтра: [Рецензия: Степанов, Є.М. Російське мовлення Одеси. Одеса: Одеський національний університет ім. I.I. Мечникова, 2004] // Russian Linguistics.—2006.—Vol. 30.—No. 2.—Р. 263.
  • Найдорф М. И. Одесса: Вид с севера (К зарождению одесского культурного мифа)// Дом князя Гагарина: Сборник статей и публикаций. Одесса: Друк, 2001.—С. 328—333.
  • Паустовский К. Начало неведомого века.
  • Саркисьян К., Ставницер М. Улицы рассказывают. Одесса: Маяк, 1973.
  • Толстой А.Н. Похождения Невзорова, или Ибикус, 1923.
  • Шелест Д. С. Одесса. Время испытаний и надежд, XX столетие: Историко-краеведческий очерк. Одесса: Юридическая литература, 2000 (ISBN 966-7694-24-0).
  • Юдин А. Украинская Одесса// Неприкосновенный запас.—1999.—№ 3(5).

Ссылки

Карты и справочники Одессы
Песни об Одессе
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация