Ортодоксальный модернизм в иудаизме - основные направления

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Версия от 20:54, 14 декабря 2009; Xqbot (Обсуждение | вклад)
Перейти к: навигация, поиск

Ортодоксальный модернизм (или современная ортодоксия) — направление ортодоксального иудаизма, интегрирующее ортодоксальные принципы, ценности и традиции с современной культурой и цивилизацией. Ортодоксальный модернизм связан с несколькими учениями и потому может принимать различные формы. В США и Европе наиболее распространена философия «Тора и Наука» (Тора у-мада). В Израиле ортодоксальный модернизм в значительной степени связан с религиозным сионизмом, а его последователи составляют более половины ортодоксально-религиозного населения Израиля.

Содержание

Философия

В самом общем плане ортодоксальный модернизм говорит о необходимости уважения и соблюдения еврейского закона и положительном значении взаимодействия с современным миром и культурой. С этой точки зрения подобное взаимодействие обогащает иудаизм.

Ортодоксальный модернизм также придает высокое национальное и религиозное значение государству Израиль, поэтому данное религиозное направление зачастую имеет сионистскую ориентацию.

Основные направления

Ортодоксальный модернизм включает в себя широкий круг различных направлений, связанных между собой единой базовой философией.

Тора вэ дэрех эрец

В XIX веке начальные формы «Современной ортодоксии» создали раввины Азриэль Хильдесхаймер (1820—1899) и Шимшон-Рафаэль Гирш (1808—1888), которые провозгласили принцип Тора вэ дэрех эрец — гармоничное сочетание Торы с окружающим (современным) миром.

Тора у-мада

«Тора у-мадда» (ивр. תורה ומדע‎, «Тора и наука») — это философия, рассматривающая отношения светского мира и иудаизма, или точнее светского и еврейского знания. Она предлагает совмещать изучение Торы с получением также и светских знаний, что ведёт к положительному для человека вовлечению в жизнь общества. Этот подход является развитием направления Тора им дэрех эрец р. Гирша.

Данная философия, в том виде, в котором она существует сегодня, во многом результат учения р. Йосефа-Дова Соловейчика (1903—1993), главы Иешивы-университета в Нью-Йорке. По мнению р. Соловейчика, иудаизм обязывает человека к совершенствованию мира (тикун олам). По его определению, «человек Галахи» должен пытаться привнести в материальный мир святость и чистоту Божественного присутствия.

Религиозный сионизм

Основная статья: Религиозный сионизм

Другим направлением «Современной ортодоксии» является религиозный сионизм. Данное направление было создано в 1850 году р. Цви Калишером, а затем в начале XX века разработано р. Авраамом-Ицхаком Куком. Во второй половине XX века главные идеологи движения р. Цви-Иехуда Кук (Израиль) и р. Йосеф-Дов Соловейчик (США).

Основным отличием данного направления является то, что принципы ортодоксального иудаизма интегрируются не только с современной культурой, но также и с религиозным пониманием сионизма.

Сегодня представители — р. Авраам Шапира (умер в 2007), р. Мордехай Элон, р. Шломо Рискин, р. Йегуда Амиталь, р. Аарон Лихтенштейн (Израиль).

В русскоязычной еврейской общине принципам современной ортодоксии следует организация Маханаим во главе с Зеевом Дашевским и Пинхасом Полонским.

Ссылки


ar:يهودية أرثوذكسية حديثة

cs:Moderní ortodoxní judaismusja:現代正統派ユダヤ教 nl:Modern-orthodox jodendom nn:Moderne ortodoks jødedom sl:Moderno ortodoksno judovstvo

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация
На других языках