Отношение иудаизма к концепции "Непогрешимости"

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (убрана категория «Требует категоризации» с помощью HotCat)
 
Строка 1: Строка 1:
-
{{Остатье
+
#redirect [[:ej:Отношение иудаизма к концепции "Непогрешимости"]]
-
|ТИП СТАТЬИ=1
+
-
|КАЧЕСТВО=3
+
-
|АВТОР1=Китросский, Леви
+
-
|ДАТА СОЗДАНИЯ=25/03/2010
+
-
}}«Непогрешимость» — теологическое понятие, являющееся догматическим отрицанием возможности ошибиться для одного человека или группы лиц. Например, в католицизме принят догмат о «непогрешимости Папы, говорящего с кафедры». В данной статье разбирается отношение к концепции «непогрешимости» в иудаизме.
+
-
 
+
-
== Тора об ошибках ==
+
-
 
+
-
Самый авторитетный образ во всем ТаНаХе — Моше — дан в Торе отнюдь не безошибочным. Согласно некоторым еврейским комментариям, за свой грех он не может войти в Землю Израиля.
+
-
 
+
-
В другом месте <ref>Чисел 31:13-20</ref> мы читаем: "Моше paзгневался на военачальников, … и все одежды, и все кожаные вещи, и все вещи, сделанные из козьей шерсти, …, и все деревянные сосуды очистите. Сказал Элазар-коhен воинам…: «вот закон об учении, который Бог заповедал Моше: только золото…, всё, что проходит через огонь, проведите через огонь»".
+
-
 
+
-
Талмуд <ref>Песахим 66Б</ref> объясняет, что Элазар был вынужден выступить с дополнительными законами, несмотря на присутствие Моше. Из этого следует, что Моше забыл закон. Как сказал Реш Лакиш: «Каждый человек, который гневается, если он мудрец — удаляется его мудрость, …откуда мы учим про мудрость? из Моше».
+
-
 
+
-
В книге Левит описано много жертв за ошибки. Самая любопытная: «если все общество ошибется» <ref>Ваикра 4:13</ref>. Традиционный Мидраш объясняет, что имеется в виду ошибка Верховного Суда — самые главные лидеры народа. Из этого следует вывод, что ни один человек или общественный орган не гарантирован от ошибок, и Тора предвидит и предсказывает это, ведь «законы даны не для пустоты, а для практического использования» <ref>Мишне Тора, Законы Царей, 11:2</ref>.
+
-
 
+
-
== Талмуд об ошибках ==
+
-
 
+
-
Имеется целый трактат hОрайот, предписывающий разный процедуры, когда найдена ошибка на самом разном уровне. Фактически, это реализация законов об ошибках из книги Левит.
+
-
 
+
-
Талмуд полон споров Мудрецов, и закон устанавливается, кк правило, по большинству голосов. Одно особенно яркое место — история с печью Ахная <ref>[http://www.machanaim.org/ustntora/agadot/manhigut.htm Бава Меция, 59]</ref>. При обсуждении принимает ли печь Ахная нечистоту Рабби Элиезер оказался один против всех. Исчерпав доказательства, он продемонстрировал ряд чудес и даже привлек на помощь голос Неба, поддержавший одиночное мнение. Но, тем не менее, закон галахи и здесь был устанавлен по большинству, как это принято в еврейском законодательстве, а голос Неба не был принят во внимание, так как Обладатель голоса - не член [[Синедрион]]а. Из этого места видно, что и в законодательном процессе большинство Мудрецов может ошибиться, но закон будет все равно принят. Более того, он и является правильным в более узком смысле, что прошел через правильную законодательную процедуру. Таково заключение в цитированном пассаже: «Улыбнулся Господь и сказал: "Победили Меня сыновья мои, победили Меня!"»
+
-
 
+
-
В нескольких местах Талмуда цитируются особенно резкие высказывания, осуждающие ошибки еврейских мудрецов в принятии политических решений. Так, от имени [[рабби Йоханан]]а утверждается "Иерусалим разрушен только потому, что мудрецы принимали решения исключительно в соответствии с Торой" <ref>[http://he.wikisource.org/wiki/%D7%91%D7%91%D7%90_%D7%9E%D7%A6%D7%99%D7%A2%D7%90_%D7%9C_%D7%91 Бава Меция 30Б]</ref>, "из-за скромности р. Захарьи б. Авкуласа разрушен наш дом, и сожжен наш Храм, и изгнаны мы из Земли нашей" <ref>Гиттин 56а</ref>.
+
-
Taм же приводится мнение аморая р. Йосефа (по другой версии - р. Акивы), обвиняющее раббана Йоханана бен Заккая в недальновидной политике по отношению к римлянам, повлекшей за собой разрушение [[Храм]]а.
+
-
А сам р. Акива критикуется р. Йохананом б. Тортой за неоправданные мессианские надежды, возлагавшиеся р. Акивой на Бар-Кохбу (Иерушалми Таанит 68б).
+
-
 
+
-
Иногда сами Мудрецы Талмуда признавали правоту мудрецов других народов. Так, например, закреплены ли звезды на вращающейся сфере или скользят по неподвижное сфере.<ref>Песахим 94б. Оба взгляда используют систему Птолемея</ref>
+
-
 
+
-
С другой стороны, [[Барайта]]<ref>Авот 6:5</ref> перечисляет свойства необходимые для приобретения Торы, среди них ''эмунат хахамим'' (вера в Мудрецов/доверие к Мудрецам). Впоследствии некоторые поздние комментаторы придавали им смысл безграничного доверия.
+
-
 
+
-
== Средневековье ==
+
-
 
+
-
В Средние века протекали бурные дискуссии со взаимными отлучениями и даже сжиганием книг, так что о чей-то непогрешимости не может быть речи.
+
-
 
+
-
В основном считалось, что авторитет Мудрецов зиждется на принадлежности к законодательному собранию.
+
-
 
+
-
[[Рамбан]] утверждал, что Тора - не математика, точных доказательств быть не может, и мы предпочитаем наиболее логичное и близкое к Талмуду решение. <ref>Предисловие к книге "Войны Господни"</ref>
+
-
 
+
-
Вот еще характерный отрывок из р. Ишайи из Трани: "Я считаю себя не более чем мухой по сравнению с моими учителями. Но если мне что-то кажется неправильным, я не буду удерживать себя от того, чтобы не сказать это открыто. Видит Бог, не потому что считаю себя умнее, а потому, что карлик на плечах гигантов может увидеть дальше".<ref>Респонсы РИДа, 62</ref>
+
-
 
+
-
В том же духе говорил [[Ашер бен Иехиэль|РОШ]]: "Кто как ни [[Раши]] просветлил глаза всей диаспоры своим комментарием? Но его потомки [[Рабейну Там]] и Ицхак часто спорят с ним, особое место не уделено никому". <ref>Респонсы РОШа, правило 55:9</ref>
+
-
 
+
-
=== Рамбам ===
+
-
[[РаМБаМ (Маймонид)|РаМБаМ]] считал, что в вопросах науки и общих знаний играет роль не авторитет, а доказательства. В частности, он затрагивает вопрос, что Мудрецы Талмуда сами признавали, что точка зрения Мудрецов Народов Мира про астрономию может быть вернее. В частности, Мудрецы [[Талмуд]]а считали, что невесные тела производят шум из-за трения о небесные сферы. Рамбам заключает, что действительно, в этом случае Мудрецы Мира правы, так как из доказательства сильнее.<ref>Путеводитель 2:8</ref>
+
-
 
+
-
Рамбам не соглашался с мнением части Мудрецов, например, по астрологии, и призывал не смущаться от этого, так как человек не должен оставлять свою нучную логику из-за авторитета.<ref>Послание в Марсель</ref> Так же он не согласился с мнением части Мудрецов<ref>Талмуд Берахот 5А</ref>, что бывают страдания без греха<ref>Путеводитель 3:17</ref> и этот список можно продолжить. Заслуживает внимания объяснение Рамбама, как возникли споры Мудрецов позднее [[Гиллель|Гиллеля]] и [[Шаммай|Шаммая]]: ученики стали учиться меньше, и доказательная сила стала слабее, пощтому между ними возникли разногласия...<ref>Предисловие к Мишне</ref>
+
-
 
+
-
Рамбам утверждает талже, что мы никогда не можем по-настоящему знать, что даже пророк говорит истину, но Тора предписывает его слушать, если только он обладает признаками пророка<ref>Законов Основ Торы 7:7</ref>.
+
-
 
+
-
== Новое время ==
+
-
 
+
-
В кругах близких к [[Ортодоксальный модернизм в иудаизме|ортодоксальному модернизму]] большинство считает Мудрецов Талмуда выдающимися людьми своего времени, которые, как и любой человек, не застрахованы от ошибок.
+
-
 
+
-
Они признают, что в Талмуде встречаются устаревшие представления о природе, заимствованные Мудрецами из представлений своего времени, например, о твердом небе. Иногда они даже более отсталые, чем взгляды тогдашних ученых <ref>см. Песахим 94А по вопросу, где находится Солнце ночью</ref>. Все это, однако, не умаляет важности соблюдения постановлений Мудрецов Талмуда, так как они были законодателями, и Талмуд признан в качестве основы еврейского права.
+
-
 
+
-
Рав Нахум Рабинович, глава Йешивы [[Биркат-Моше]] в [[Маале-Адумим]] толкует понятие ''эмунат хахамим'' как уверенность в том, что в словах Мудрецов кроется глубокий смысл и мы, в принципе, в состоянии его открыть. данное понятие не исключает возможность своего мнения, отличного от найденного в книгах. Р. Рабинович не согласен, что Мудрецов надо рассматривать как пророков, особенно в делах вне собственно алахи <ref>Журнал Маалиёт, 17 (Светат, 5767) на иврите</ref>,<ref name=RABINOVITCH>NACHUM ELIEZER RABINOVITCH, "What is “Emunat Ḥakhamim”?", Hakira. [http://www.hakirah.org/Vol%205%20Rabinovitch.pdf], англ.</ref>
+
-
 
+
-
В качестве яркого примера, можно привести главу [[Иешива|Иешивы]] «hЭйхал Элияhу» р. Ш. Д. Бочко, который считает методически необходимым приводить ученикам примеры ошибок авторитетов прошлого на всех уровнях.
+
-
 
+
-
В «ультра-ортодоксальных» (''харедим'') кругах более популярна точка зрения [[Карелиц, Авраам Йешаяу|Хазон Иш]]'а: «Все, что сказано в Талмуде, … будь то Агада или Галаха, — вещи открытые нам в пророчестве, всякий, кто отклоняется от этого положения, отрицает слова Мудрецов, и если он резник — его продукты некошерны» <ref>Ковец Игрот 1:15</ref> <ref>по книге р. М Анджела «Маймонид, Спиноза и мы»</ref>. Трактовка этой фразы Хазон Иша зависит от мировоззрения трактующего. Так, в сильно идеологизированных еврейских кругах (ортодоксальный модернизм, ортодоксальный фундаментализм) эту фразу принято понимать буквально, как безусловное требование ''харедим'' принимать на веру все сказанное в Талмуде. Другой вариант понимания - рассматривать эту фразу Хазон Иша'а (и другие аналогичные высказывания - например, חדש אסור מן התורה, использованное Хатам Софер'ом в ходе его борьбы с реформистами), как заведомо утрированные полемические лозунги, рассчитаные на "дидактический эффект" и даже на эпатирование аудитории, но не предназначенные для "внутреннего использования". Наконец, можно рассматривать еврейскую традицию ("все, что сказано в Талмуде") как открытое нам в пророчестве (т.е., не как набор случайных мнений, возникших на пустом месте), и тем не менее допускать возможность ошибочных мнений, возникающих в ходе формирования и обсуждения этой традиции.
+
-
 
+
-
Многие харедимные раввины требуют полной веры в авторитет мудрецов, как сформулировал представитель сектора "хареди" в США р. Бернард Вайнбергер: "Великие Израиля обладают особым даром проникать в суть реальности и применять алахические принципы. Эта способность является видом святого духа (<i>руах акодеш</i>), граничащего с пророчеством...Они должны являтся конечными и единственными судьями в вопросах еврейской общественной жизни и мировоззрения (<i>ашкафа</i>)..другие, даже знающие раввины, должны подчинить свою точку зрения им, демонстрируя веру в Мудрецов (<i>эмунат хахамим</i>)"<ref>Bernard Weiberger "The role of the Gedolim", in Jewish Observer 1:2, October 1963: 11</ref>
+
-
 
+
-
== Примечания ==
+
-
 
+
-
{{примечания}}
+
-
 
+
-
== См. также ==
+
-
 
+
-
# [http://en.wikipedia.org/wiki/Da'as_Torah Da'as Torah] в английской Вики
+
-
# [http://en.wikipedia.org/wiki/Infallibility#Judaism Infallibility, chapter Judaism] в английской Вики
+
-
# [http://community.livejournal.com/maaleadumim_ru/40230.html Развивающая жертва]
+
-
# [http://lkitross.livejournal.com/33904.html Существует ли культ личности Моисея?]
+
-
# [http://lkitross.livejournal.com/15389.html Есть ли у евреев догмат о непогрешимости?]
+
-
# [[:he:אמונת חכמים|Вера в мудрецов, ивритская Вики]]
+
-
# [http://www.yeshiva.org.il/midrash/shiur.asp?id=2390 Вера в Мудрецов: слова их верны, мудрецы есть и сейчас, в их силе делать чудеса. Статья р. М. Дехана]
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
[[Категория:Иудейское богословие]]
+
-
 
+
-
{{checked_final}}
+

Текущая версия на 00:27, 31 мая 2013

  1. redirect ej:Отношение иудаизма к концепции "Непогрешимости"
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация