Отношение иудаизма к концепции "Непогрешимости"

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Талмуд об ошибках)
 
(30 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Остатье
+
#redirect [[:ej:Отношение иудаизма к концепции "Непогрешимости"]]
-
|ТИП СТАТЬИ=1
+
-
|КАЧЕСТВО=3
+
-
|СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=Китросский, Леви
+
-
|ДАТА СОЗДАНИЯ=25/03/2010
+
-
}}«Непогрешимость» — теологическое понятие, являющееся догматическим отрицанием возможности ошибиться для одного человека или группы лиц. Например, в католицизме принят догмат о «непогрешимости Папы, говорящего с кафедры». В данной статье разбирается отношение к концепции «непогрешимости» в иудаизме.
+
-
 
+
-
== Тора об ошибках ==
+
-
 
+
-
Самый авторитетный образ во всем ТаНаХе — Моше — дан в Торе отнюдь не безошибочным. За свой грех он не может войти в Землю Израиля.
+
-
 
+
-
В другом месте <ref>Чисел 31:13-20</ref> мы читаем: "Моше paзгневался на военачальников, … и все одежды, и все кожаные вещи, и все вещи, сделанные из козьей шерсти, …, и все деревянные сосуды очистите. Сказал Элазар-коhен воинам…: «вот закон об учении, который Бог заповедал Моше: только золото…, всё, что проходит через огонь, проведите через огонь»".
+
-
 
+
-
Талмуд <ref>Песахим 66Б</ref> объясняет, что Элазар был вынужден выступить с дополнительными законами, несмотря на присутствие Моше. Из этого следует, что Моше забыл закон. Как сказал Реш Лакиш: «Каждый человек, который гневается, если он мудрец — удаляется его мудрость, …откуда мы учим про мудрость? из Моше».
+
-
 
+
-
В книге Левит описано много жертв за ошибки. Самая любопытная: «если все общество ошибется» <ref>Ваикра 4:13</ref>. Традиционный Мидраш объясняет, что имеется в виду ошибка Верховного Суда — самые главные лидеры народа. Из этого следует вывод, что ни один человек или общественный орган не гарантирован от ошибок, и Тора предвидит и предсказывает это, ведь «законы даны не для пустоты, а для практического использования» <ref>Мишне Тора, Законы Царей, 11:2</ref>.
+
-
 
+
-
== Талмуд об ошибках ==
+
-
 
+
-
Имеется целый трактат hОрайот, предписывающий разный процедуры, когда найдена ошибка на самом разном уровне. Фактически, это реализация законов об ошибках из книги Левит.
+
-
 
+
-
Талмуд полон споров Мудрецов, и закон устанавливается, кк правило, по большинству голосов. Одно особенно яркое место — история с печью Ахная <ref>[http://www.machanaim.org/ustntora/agadot/manhigut.htm Бава Меция, 59]</ref>. При обсуждении принимает ли печь Ахная нечистоту Рабби Элиезер оказался один против всех. Исчерпав доказательства, он продемонстрировал ряд чудес и даже привлек на помощь голос Неба, поддержавший одиночное мнение. Но, тем не менее, закон галахи и здесь был устанавлен по большинству, как это принято в еврейском законодательстве, а голос Неба не был принят во внимание, так как Обладатель голоса - не член Синедриона. Из этого места видно, что и в законодательном процессе большинство Мудрецов может ошибиться, но закон будет все равно принят. Более того, он и является правильным в более узком смысле, что прошел через правильную законодательную процедуру. Таково заключение в цитированном пассаже: «Улыбнулся Господь и сказал: "Победили Меня сыновья мои, победили Меня!"»
+
-
 
+
-
== Средневековье ==
+
-
 
+
-
В Средние века протекали бурные дискуссии со взаимными отлучениями и даже сжиганием книг, так что о чей-то непогрешимости не может быть речи.
+
-
 
+
-
Впрочем, видимо, Рамбан первый высказался, что мы должны иметь веру в Мудрецов Талмуда (''эмунат хахамим''), в то время как рационалистическая школа считала, что их авторитет зиждется на принадлежности к законодательному собранию.
+
-
 
+
-
В характерном пассаже из Рамбама, что мы никогда не можем по-настоящему знать, что даже пророк говорит истину, но Тора предписывает его слушать, если он обладает признаками пророка<ref>Законов Основ Торы 7:7</ref>.
+
-
 
+
-
== Новое время ==
+
-
 
+
-
В кругах близких к ортодоксальному модернизму большинство считает Мудрецов Талмуда выдающимися людьми своего времени, которые, как и любой человек не застрахованы от ошибок.
+
-
 
+
-
Кроме того, в Талмуде встречаются представления о природе, заимствованные Мудрецами из представлений своего времени, например, о твердом небе, иногда они даже более отсталые, чем взгляды тогдашних ученых <ref>см. Песахим 94А по вопросу, где находится Солнце ночью</ref>. Все это, однако, не умаляет важности соблюдения постановлений Мудрецов Талмуда, так как они были законодателями.
+
-
 
+
-
В качестве яркого примера, можно привести главу Йешивы «hЭйхал Элияhу» р. Ш. Д. Бочко, который считает методически необходимым приводить ученикам примеры ошибок авторитетов прошлого на всех уровнях.
+
-
 
+
-
В «ультра-ортодоксальных» (''харедим'') кругах более популярна точка зрения [[Хазон Иш]]: «Все, что сказано в Талмуде, … будь то Агада или Галаха, — вещи открытые нам в пророчестве, всякий, кто отклоняется от этого положения, отрицает слова Мудрецов, и если он резник — его продукты некошерны» <ref>Ковец Игрот 1:15</ref> <ref>по книге р. М Анджела «Маймонид, Спиноза и мы»</ref>.
+
-
 
+
-
Вопрос, какая точка зрения правильнее, зависит от мировоззрения.
+
-
 
+
-
== Примечания ==
+
-
 
+
-
{{примечания}}
+
-
 
+
-
== См. также ==
+
-
 
+
-
# [http://community.livejournal.com/maaleadumim_ru/40230.html Развивающая жертва]
+
-
# [http://lkitross.livejournal.com/33904.html Существует ли культ личности Моисея?]
+
-
# [http://lkitross.livejournal.com/15389.html Есть ли у евреев догмат о непогрешимости?]
+
-
 
+
-
[[Категория:Современные галахические проблемы]]
+

Текущая версия на 00:27, 31 мая 2013

  1. redirect ej:Отношение иудаизма к концепции "Непогрешимости"
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация