Пампулов, Самуил Моисеевич

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (добавлена категория «Караимы» с помощью HotCat)
м (убрана категория «Требует категоризации» с помощью HotCat)
 
(1 промежуточная версия не показана)
Строка 219: Строка 219:
[[pl:Samuel Pampułow]]{{WikiCopyRight}}
[[pl:Samuel Pampułow]]{{WikiCopyRight}}
-
{{checked}}
+
 
[[Категория:Караимы]]
[[Категория:Караимы]]
 +
{{checked_final}}

Текущая версия на 14:58, 8 августа 2011

Тип статьи: Текст унаследован из Википедии


Самуил Моисеевич Пампулов
Файл:ПампуловСамуилМоисеевич.jpg
3-й Таврический и Одесский караимский Гахам
1879 год — 1911 год
Предшественник: Бабакай Соломонович Бабович
Преемник: Самуил Моисеевич Нейман (и. о.)
 
Рождение: 1831 год
Евпатория, Российская империя
Смерть: 31 декабря 1911
Евпатория, Российская империя
Отец: Моисей Аронович Пампулов
 
Награды:

Ошибка: неверное или отсутствующее изображение

Шаблон:Орден Святого Владимира 2 степени

Ошибка: неверное или отсутствующее изображение

Шаблон:Орден Святого Владимира 4 степени

Ошибка: неверное или отсутствующее изображение

Шаблон:Орден Святой Анны 2 степени Шаблон:Орден Святой Анны 3 степени Шаблон:Орден Святого Станислава 1 степени
Шаблон:Орден Святого Станислава 2 степени Шаблон:Орден Святого Станислава 3 степени

Самуи́л Моисе́евич Пампу́лов (1831, Евпатория — 31 декабря 1911, Евпатория) —дворянин, городской голова Евпатории, караимский гахам (светский и духовный глава караимов, избираемый пожизненно). Пампулов двенадцать лет был городским головой Евпатории и тридцать два года караимским гахамом, совмещая полтора года два высших поста городского головы Евпатории и караимского гахама.

Содержание

Биография

В 1847 году отец, Моисей Аронович, переехал с семьёй в Евпаторию, с тех пор вся дальнейшая жизнь Самуила Моисеевича связана с Евпаторией. С. М. Пампулов окончил евпаторийские училища — уездное и караимское. Будучи ещё молодым человеком, Самуил Моисеевич выделялся как очень живой, энергичный, подвижный человек, общественный деятель с сильной волей — такие черты сохранялись у него в течение всей жизни.

Во время Севастопольской кампании, он отправился на войну в качестве брата милосердия и служил под начальством известного хирурга Николая Ивановича Пирогова.

После окончания войны С. М. Пампулов занимал ряд крупных постов в Евпатории:

1857—1860 — кандидат на пост городского головы Евпатории;

1860—1866 — бургомистр городского магистрата Евпатории;

1867—1879 — городской голова Евпатории.

Городской голова избирался на три года и не мог быть переизбран больше, чем на два срока подряд. Тем не менее, по просьбе жителей Евпатории христианского вероисповедания, Пампулов был избран городским головой Евпатории на второе, третье и четвёртое трёхлетие.

22 ноября 1916 года Караимским Духовным правлением было принято решение «Об увековечении памяти С. М. Пампулова» для чего следовало создать национальный музей с отделом «Памяти С. М. Пампулова».

Дела С. М. Пампулова и на посту городского головы Евпатории, и в качестве караимского гахама послужили превращению Евпатории, разоренной и разграбленной во время Крымской войны, в культурный и торговый центр, послужили экономическим фундаментом для её развития в будущем.

Общественно-политическая деятельность

В 1864 году Самуил Моисеевич выступил как неутомимый борец с голодом в Южной России. Эта его деятельность не осталась без внимания императора Александра II. До конца своих дней Пампулов осуществлял общественно-полезную деятельность в Евпатории.

Как городской голова С. Пампулов занимался восстановлением города после войны.

В 1870 году была открыта городская телеграфная станция.

В 1870 году по его инициативе было открыто приходское училище для татарских мальчиков с изучением русского языка, в том же году преподавание русского языка было введено и в татарском медресе.

В 1871 году начата работа по благоустройству улиц города: исправление выбоин, канав, прокладка тротуаров, насаждение деревьев. Для этого был организован сбор средств среди населения.

В 1874 году Пампулов занялся благоустройством набережной в г. Евпатории. Достаточных средств не было, но у Евпатории в должниках был город Бахчисарай: в 1837 году, во время приезда туда императора Николая I, Евпатория выделила Бахчисараю заимообразно 3 тысячи рублей серебром. С. М. Пампулов сумел добиться возврата этих денег и 1300 рублей из них израсходовал на благоустройство набережной.

Пампулов систематически принимал участие в работе городской Думы, занимался исправлением делопроизводства в Думе, работой полиции, юстиции, принимал городские законы, составлял сметы доходов и расходов, составлял статистические сведения по городу.

Давал разрешения на добычу и реализацию камня-ракушечника и других строительных материалов, давал разрешение на арендное содержание городской земли на трёхлетние сроки (на время его полномочий как городского головы).

Занимался разработкой и утверждением правил внутреннего распорядка города, а также распорядка работы рынка, организацией наблюдения за ним, ежегодно составлял отчёты о доходах и расходах.

Благодаря усердию Самуила Моисеевича в период с 1869 по 1881 годы были открыты мужская и женская прогимназии, состоявшие из трёх классов и приготовительного отделения, позже преобразованные в гимназии, открыто второе приходское училище.

Он занимался постройкой шоссейной дороги от Евпатории до Сак и конно-железной дороги от Евпатории до станции Китай (ныне станция Битумная). Пампулов руководил городской Управой, распределяя обязанности между её членами. Вся проделанная работа характеризует его деятельность как прогрессивную и очень нужную.

При всей своей занятости, С. М. Пампулов во время русско-турецкой войны 1877—1878 годов возглавлял и евпаторийское отделение Красного Креста.

Культурно-религиозная деятельность

В 1878 году Пампулов был избран караимским гахамом и оставался им до конца своих дней.

Уже будучи гахамом, Пампулов продолжал принимать участие в общественной жизни города и получать заслуженные благодарности и награды.

Как гахаму Пампулову приходилось много заниматься наведением порядка в метрических книгах Караимского Духовного правления, в которых было значительное количество ошибок.

Люди часто обращались в Духовное правление с просьбами исправить неправильное написание имён, отчеств, фамилий, дат рождения. Иногда оказывалось, что одни записаны дважды, другие не записаны вообще. Дело в том, что метрические книги велись на местах, затем передавались в Духовное правление, где составлялись сводные книги. Порой ошибки бывали такие, что их трудно было исправить.

Караимы, как малочисленный народ, были в 1829 году освобождены от рекрутской повинности, но на местах допускались ошибки: библейские имена у караимских мужчин приводили к тому, что их нередко путали с евреями, пытаясь призвать вместо них в армию. С. М. Пампулову приходилось на места рассылать телеграммы, в которых разъяснять, что в «Правительственном вестнике» № 24 за 1881 год указано, что

«…караимы считаются совершенно различного вероисповедания от евреев, пользуются всеми правами, предоставленными русским, вследствие этого не могут быть взяты в армию взамен евреев. Замена евреев караимами является незаконной».

Среди караимов было много состоятельных людей, а поэтому не должно было быть нищих. Во времена гахама Пампулова, в 1880 году, при Караимском Духовном правлении было создано «Общество попечительства о бедных». Во главе его стоял сам гахам Пампулов. Доходы общества складывались из пожертвований наличными деньгами, доходов от залога земли, выигрышей по займам, пособий от городской Управы, платы учащихся частных учебных заведений, доходов от пожертвований мелких предприятий и магазинов, мельниц и т. д.

Полученные средства шли на уплату за обучение детей бедных родителей, содержание девичьего ремесленного училища, на лечение больных людей, покупку лекарств, дров, угля, муки, на погребение, на содержание Духовного правления.

С первых лет вступления в должность гахама, С. М. Пампулов заботился о создании караимских храмов и молитвенных домов во всех городах, которые находились в ведении Караимского Духовного правления. В 1879-80-х годах была проведена перепись прихожан караимских храмов. Храмов к тому времени было 28, с количеством прихожан 8588 человек.

В 1895 году было открыто Александровское караимское духовное училище, которое готовило газзанов (караимских священников), учителей для караимских начальных школ, давало среднее образование на русском языке и право поступления в высшие учебные заведения.

С момента основания АКДУ С. М. Пампулов был председателем его Попечительского совета, а с июля 1896 года и Попечительского совета ремесленного училища им. С. Когена и поддерживал их материально.

Отношения с русскими царями

Русское правительство уравняло караимов в правах со всеми гражданами Российской империи. Все русские цари, кроме Павла I, посещали родовое гнездо караимов крепость Чуфут-Кале. Многие бывали и в Евпатории, караимские гахамы пользовались их расположением.

15 мая 1889 года Таврический и Одесский караимский гахам Пампулов в качестве представителя от караимского народа присутствовал на коронации императора Александра III и императрицы Марии Фёдоровны.

14 мая 1896 года присутствовал на коронации императора Николая II и Александры Фёдоровны.

9 февраля 1899 года был представлен Государю Императору Николаю II в Петербурге. Одновременно был удостоен подарка Его Императорского Величества — золотой табакерки с Государственным Орлом, украшенным бриллиантами.

20 июня 1900 года получил в подарок фотоальбом со снимками, произведёнными во время коронации Николая II.

5 ноября 1902 года императрица Александра Фёдоровна подарила С. М. Пампулову фотоснимок, сделанный ею лично в Чуфут-Кале, где запечатлены Николай II и С. М. Пампулов.

15 января 1904 года указом императора Николая II С. М. Пампулов был возведён в Потомственное дворянское сословие Российской империи и удостоен императорского благословения.

12 мая 1908 года был представлен Его Императорскому Величеству в Царском Селе.

9 апреля 1910 года был вторично награждён золотой табакеркой, украшенной бриллиантами.

20 апреля 1911 года был вторично представлен императору Николаю II в Царском Селе.

Награды

Какой бы пост Пампулов не занимал, его работа всегда отмечалась как положительная, подтверждалось это многочисленными поощрениями и наградами. Заслуги Пампулова были отмечены более чем 20 орденами и медалями, в том числе:

Ордена

  • Орден Святого Станислава 1-й степени (6 декабря 1897 г.)
  • Орден Святого Станислава 2-й степени (1883 г.)
  • Орден Святого Станислава 3-й степени (17 июля 1871 г.)
  • Орден Святой Анны 1-й степени (1 января 1903 г.)
  • Орден Святой Анны 2-й степени (12 июля 1890 г.)
  • Орден Святой Анны 3-й степени (20 мая 1876 г.)
  • Орден Святого Владимира 2-й степени (11 июля 1907 г.)
  • Орден Святого Владимира 3-й степени (30 августа 1894 г.)
  • Орден Святого Владимира 4-й степени (1 января 1890 г.)
  • Орден Белого Орла (19 октября 1910 г.)

Медали

  • Медаль Красного Креста в «Память о войне 1853-56 годов» (18 декабря 1907 г.)

Бронзовые медали

  • Бронзовая медаль на Анненской ленте «В память о войне 1853—1856 годов» (1860 г.)
  • Бронзовая медаль в память о коронации Александра III (9 апреля 1885 г.)

Серебряные медали

  • Серебряная медаль на Георгиевской ленте «За защиту Севастополя» (1860 г.)
  • Серебряная медаль «В память об императоре Александре III» (15 мая 1896 г.)
  • Серебряная медаль «В память о коронации императора Николая II» (18 июля 1897 г.)

Золотые медали

  • Золотая медаль для ношения на шее на Станиславской ленте (23 ноября 1862 г.)
  • Вторая Золотая медаль на шее на Станиславской ленте (27 августа 1862 г.)
  • Золотая медаль на шею на Владимирской ленте (13 августа 1865 г.)

Благодарности

  • Благодарность от Евпаторийского Тюремного ведомства за заботу о заключённых и сбор в их пользу частных пожертвований на сумму 500 рублей (1863 г.)
  • Благодарность от Министра Внутренних дел за собранные пожертвования в пользу нуждающихся местных обывателей (30 июня 1864 г.)
  • Высочайшая благодарность от царя за благотворительные пожертвования в пользу голодающих (2 октября 1864 г.)
  • Благодарность от начальника Губернской Управы за усердное исполнение обязанностей Попечителя Караимского училища в Евпатории (1867 г.)
  • Благодарность за подписку и сбор пожертвований на постройку нового приюта в Симферополе (1869 г.).
  • Благодарность за сбор пожертвований в пользу приюта (январь 1870 г.)
  • Благодарность за участие в открытии училища для татарских мальчиков с преподаванием русского языка (1870 г.)
  • Благодарность от Одесского Учебного округа за введение изучения русского языка в татарском медресе (26 марта 1870 г.)
  • Благодарность как участнику подписания Всеподданнейшего адреса императору Александру II в числе представителей Новороссийского края и Бессарабии (31 декабря 1870 г.)
  • Благодарность от Таврического губернатора за успешное поступление казённых сборов из Евпатории (15 января 1871 г.).
  • Благодарность от Таврического Губернского правления (25 марта 1871 г.)
  • Благодарность за поставку подвод для ведения русско-турецкой войны (январь 1878 г.)

Похвальные листы

  • Похвальный лист за трёхлетнюю работу в качестве бургомистра городского Магистрата (1863 г.)
  • Похвальный лист от Общества за служение бургомистром в третейском суде в трехлетие с 1863 по 1866 годы (1866 г.)
  • Аттестат от евпаторийского городского Магистрата за службу с 1860 по 1866 год в городском Магистрате и сиротском суде (1866 г.).

Знаки почёта

  • Знак Красного Креста (1 декабря 1907 г.)
  • Знак Красного Креста (10 марта 1880 г.)

Литература

  • Лебедева Э. И. Очерки по истории крымских караимов-тюрков — Симферополь. — 2000. — 116 с.
  • Крымский государственный архив. — Ф. 241, ОП. 1. Д. 694
  • Крымский государственный архив. — Ф. 518, ОП, 1, Д. 38
  • Крымский государственный архив. — Ф. 518, ОП, 1, Д. 147, Л. 39






pl:Samuel PampułowУведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация