Перл, Иосеф

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «{{ElevenConsolidate| or Перл or Перл (фамилия)}}{{Остатье\ЭЕЭ |ТИП СТАТЬИ=1 |СУПЕРВАЙЗЕР= |КАЧЕСТВ…»)
Maria Akopyan (Обсуждение | вклад)
м (переименовал «Перл, Иосеф (ЭЕЭ)» в «Перл, Иосеф»)
 
(1 промежуточная версия не показана)
Строка 1: Строка 1:
-
{{ElevenConsolidate| or [[Перл]] or [[Перл (фамилия)]]}}{{Остатье\ЭЕЭ
+
{{Остатье
-
|ТИП СТАТЬИ=1
+
|ТИП СТАТЬИ= 2
|СУПЕРВАЙЗЕР=
|СУПЕРВАЙЗЕР=
|КАЧЕСТВО=
|КАЧЕСТВО=
Строка 16: Строка 16:
|ИСТОЧНИК=
|ИСТОЧНИК=
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
-
}}
+
}}
 +
'''Перл, Иосеф''' (1773, Тарнополь, ныне Тернополь, Украина, — 1839, там же) — писатель-сатирик, писал на [[Иврит Язык|иврите]], один из ведущих деятелей [[Хаскала|Хаскалы]] в [[Галиция|Галиции]].
 +
== Биография ==
 +
Родился в зажиточной семье, получил традиционное еврейское образование. В юности был ревностным приверженцем [[Хасидизм|хасидизма]], увлекался [[Каббала|каббалой]]. Разъезжая по делам отца, побывал во многих городах — [[Львов]]е, [[Броды|Бродах]] и т. п., где познакомился с известными деятелями Хаскалы, в том числе с [[Крохмаль, Нахман|Н. Крохмалем]] и [[Рапопорт, Шломо Иехуда Лейб|Ш. И. Л. Рапопортом]]. Под их влиянием увлекся идеями еврейского просвещения. В 1813 г. основал в Тарнополе школу, где наряду с иудаизмом преподавались и светские предметы. В 1819 г. Перл передал школу в ведение городской общины и с этого времени был ее бессменным директором. Перл активно участвовал в жизни общины. При его содействии раввином в Тарнополе в 1837 г. стал Ш. И. Л. Рапопорт. Считая хасидское движение, привлекавшее все больше сторонников в Галиции, главным препятствием на пути к просвещению и модернизации еврейства, Перл посвятил борьбе с ним всю свою литературную деятельность.
 +
== Литературное творчество ==
-
 
+
В своем основном труде «Мегалле тмирин» («Раскрывающий тайны», Вена, 1819), написанном в духе эпистолярных романов эпохи Возрождения, Перл пародирует стиль популярных хасидских произведений и, пользуясь остроумно подобранными высказываниями [[Цаддик|цаддиков]], язвительно высмеивает темные стороны хасидского быта, представляя хасидизм в гротескном освещении. Перл создал также версию «Мегалле тмирин» на идиш, которая была впервые опубликована [[Иво|ИВО]] в 1937 г. в Вильно. Во второй крупной сатире «Бохен цаддик» («Испытующий праведника», 1838), явившейся продолжением «Мегалле тмирин», сатирически описаны уже не только хасиды, но и раввины нехасидских общин, ремесленники, мещане, даже просветители. В соответствии с идеями ранней Хаскалы, Перл видел более рациональный способ устройства еврейской жизни в создании земледельческих колоний и, в противовес нарисованной им безрадостной картине [[Гетто|гетто]], с восторгом описывал жизнь земледельцев («колонистов») в еврейских поселениях Новороссии (см. [[Земледелие]]). Вместе со своим современником [[Эртер, Ицхак|И. Эртером]] Перл впервые ввел сатирический жанр в [[Иврит Новая Литературасодержание|иврит новую литературу]], а некоторые литературоведы считают «Мегалле тмирин» ее первым реалистическим художественным произведением.
-
 
+
-
 
+
-
'''Перл, Иосеф''' (1773, Тарнополь, ныне Тернополь, Украина, – 1839, там же), писатель-сатирик, писал на [[Иврит Язык|иврите]], один из ведущих деятелей [[Хаскала|Хаскалы]] в [[Галиция|Галиции]]. Родился в зажиточной семье, получил традиционное еврейское образование. В юности был ревностным приверженцем [[Хасидизм|хасидизма]], увлекался [[Каббала|каббалой]]. Разъезжая по делам отца, побывал во многих городах — [[Львов|Львове]], [[Броды|Бродах]] и т. п., где познакомился с известными деятелями Хаскалы, в том числе с [[Крохмаль, Нахман|Н. Крохмалем]] и [[Рапопорт, Шломо Иехуда Лейб|Ш. И. Л. Рапопортом]]. Под их влиянием увлекся идеями еврейского просвещения. В 1813 г. основал в Тарнополе школу, где наряду с иудаизмом преподавались и светские предметы. В 1819 г. Перл передал школу в ведение городской общины и с этого времени был ее бессменным директором. Перл активно участвовал в жизни общины. При его содействии раввином в Тарнополе в 1837 г. стал Ш. И. Л. Рапопорт. Считая хасидское движение, привлекавшее все больше сторонников в Галиции, главным препятствием на пути к просвещению и модернизации еврейства, Перл посвятил борьбе с ним всю свою литературную деятельность.
+
-
 
+
-
В своем основном труде «Мегалле тмирин» («Раскрывающий тайны», Вена, 1819), написанном в духе эпистолярных романов эпохи Возрождения, Перл пародирует стиль популярных хасидских произведений и, пользуясь остроумно подобранными высказываниями [[Цаддик|цаддиков]], язвительно высмеивает темные стороны хасидского быта, представляя хасидизм в гротескном освещении. Перл создал также версию «Мегалле тмирин» на идиш, которая была впервые опубликована [[Иво|ИВО]] в 1937 г. в Вильно. Во второй крупной сатире «Бохен цаддик» («Испытующий праведника», 1838), явившейся продолжением «Мегалле тмирин», сатирически описаны уже не только хасиды, но и раввины нехасидских общин, ремесленники, мещане, даже просветители. В соответствии с идеями ранней Хаскалы, Перл видел более рациональный способ устройства еврейской жизни в создании земледельческих колоний и, в противовес нарисованной им безрадостной картине [[Гетто|гетто]], с восторгом описывал жизнь земледельцев («колонистов») в еврейских поселениях Новороссии (см. [[Земледелие]]). Вместе со своим современником [[Эртер, Ицхак|И. Эртером]] Перл впервые ввел сатирический жанр в [[Иврит Новая Литературасодержание|иврит новую литературу]], а некоторые литературоведы считают «Мегалле тмирин» ее первым реалистическим художественным произведением.
+
{{ElevenCopyRight|13192|ПЕРЛ Иосеф}}
{{ElevenCopyRight|13192|ПЕРЛ Иосеф}}
-
 
[[Категория:Литература на иврите]]
[[Категория:Литература на иврите]]

Текущая версия на 01:14, 20 апреля 2012



Тип статьи: Регулярная исправленная статья


Перл, Иосеф (1773, Тарнополь, ныне Тернополь, Украина, — 1839, там же) — писатель-сатирик, писал на иврите, один из ведущих деятелей Хаскалы в Галиции.

Биография

Родился в зажиточной семье, получил традиционное еврейское образование. В юности был ревностным приверженцем хасидизма, увлекался каббалой. Разъезжая по делам отца, побывал во многих городах — Львове, Бродах и т. п., где познакомился с известными деятелями Хаскалы, в том числе с Н. Крохмалем и Ш. И. Л. Рапопортом. Под их влиянием увлекся идеями еврейского просвещения. В 1813 г. основал в Тарнополе школу, где наряду с иудаизмом преподавались и светские предметы. В 1819 г. Перл передал школу в ведение городской общины и с этого времени был ее бессменным директором. Перл активно участвовал в жизни общины. При его содействии раввином в Тарнополе в 1837 г. стал Ш. И. Л. Рапопорт. Считая хасидское движение, привлекавшее все больше сторонников в Галиции, главным препятствием на пути к просвещению и модернизации еврейства, Перл посвятил борьбе с ним всю свою литературную деятельность.

Литературное творчество

В своем основном труде «Мегалле тмирин» («Раскрывающий тайны», Вена, 1819), написанном в духе эпистолярных романов эпохи Возрождения, Перл пародирует стиль популярных хасидских произведений и, пользуясь остроумно подобранными высказываниями цаддиков, язвительно высмеивает темные стороны хасидского быта, представляя хасидизм в гротескном освещении. Перл создал также версию «Мегалле тмирин» на идиш, которая была впервые опубликована ИВО в 1937 г. в Вильно. Во второй крупной сатире «Бохен цаддик» («Испытующий праведника», 1838), явившейся продолжением «Мегалле тмирин», сатирически описаны уже не только хасиды, но и раввины нехасидских общин, ремесленники, мещане, даже просветители. В соответствии с идеями ранней Хаскалы, Перл видел более рациональный способ устройства еврейской жизни в создании земледельческих колоний и, в противовес нарисованной им безрадостной картине гетто, с восторгом описывал жизнь земледельцев («колонистов») в еврейских поселениях Новороссии (см. Земледелие). Вместе со своим современником И. Эртером Перл впервые ввел сатирический жанр в иврит новую литературу, а некоторые литературоведы считают «Мегалле тмирин» ее первым реалистическим художественным произведением.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ПЕРЛ Иосеф в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация