Пинес, Иехиэль Михаэль

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «{{ElevenConsolidate| or Пинес, Дон}}{{Остатье\ЭЕЭ |ТИП СТАТЬИ=1 |СУПЕРВАЙЗЕР= |КАЧЕСТВО= |УРОВЕНЬ= |…»)
Maria Akopyan (Обсуждение | вклад)
Строка 1: Строка 1:
-
{{ElevenConsolidate| or [[Пинес, Дон]]}}{{Остатье\ЭЕЭ
+
{{Остатье
-
|ТИП СТАТЬИ=1
+
|ТИП СТАТЬИ= 2
|СУПЕРВАЙЗЕР=
|СУПЕРВАЙЗЕР=
|КАЧЕСТВО=
|КАЧЕСТВО=
Строка 16: Строка 16:
|ИСТОЧНИК=
|ИСТОЧНИК=
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
-
}}
+
}}
 +
[[Файл: 13216_L.jpg|thumb|250px|left|[[Пинес, Иехиэль Михаэль]] И-М. Пинес.]]
 +
'''Пинес, Иехиэль Михаэль''' (Михл; 1843, Ружаны, Гродненская губерния, — 1913, Яффа) — публицист, педагог и общественный деятель, один из провозвестников религиозного [[Сионизм|сионизма]]. Писал на [[Иврит Язык|иврите]].
 +
== Биография ==
 +
Родился в религиозно-ортодоксальной семье преуспевающих торговцев. Учился в различных [[Иешива|иешивах]]. В юности испытал влияние М. Г. Яффе (1820-91), одного из лидеров [[Ховевей Цион]], раввина и главы иешивы в [[Ружаны|Ружанах]], которую в основном содержала семья Пинеса. Некоторое время преподавал в этой иешиве.
-
[[Файл: 13216_L.jpg|thumb|250px|left|[[Пинес, Иехиэль Михаэль]] И-М. Пинес.]]
+
Пинес был сторонником преобразований в еврейской жизни, однако выступал против религиозных реформ (см. [[Реформизм В Иудаизме|Реформизм в иудаизме]]), считая, что они ведут к подрыву еврейской традиции и к [[Ассимиляция|ассимиляции]].  
 +
Пинес считал, что реформировать следует не [[Иудаизм|иудаизм]], а условия жизни еврейского народа. В начале 1870-х гг. Пинес развил эти идеи в полемике с [[Лилиенблюм, Моше Лейб|М. Л. Лилиенблюмом]], [[Гордон, Иехуда Лейб|И. Л. Гордоном]] и другими представителями [[Хаскала|Хаскалы]] в статьях, опубликованных в периодической печати на иврите («hа-Леванон» — основан при содействии Пинеса; «hа-Кармел», [[«hа-Мелиц»]]) и собранных в книге «Ялдей рухи» («Детища моего духа»: первая часть, подзаголовок «Рив амми» — «Спор в моем народе», 1872; вторая часть, подзаголовок «hа-хаим ве-hа-яхадут» — «Жизнь и иудаизм», 1873).
 +
Литературно отточенная, написанная с позиций незыблемости ценностей иудаизма книга, хотя и произвела благоприятное впечатление, не повлияла на формирование взглядов в эпоху, когда господствовали рационалистические и обличительные тенденции. Правда, некоторые основные идеи Пинеса воспринял и развил [[Ахад-hа-Ам]]. В 1878 г. как представитель лондонского Фонда [[Монтефиоре, Мозес|М. Монтефиоре]] в Эрец-Исраэль Пинес приехал в [[Иерусалим]] (жил у своего родственника И. И. Ривлина /см. [[Ривлин|Ривлин, семья]]/) и приступил к изучению духовных, культурных и экономических проблем [[Ишув|ишува]]. Пинес ратовал за создание сельскохозяйственных поселений в Эрец-Исраэль, за строительство новых кварталов в Иерусалиме и другие конструктивные проекты.
-
'''Пинес, Иехиэль Михаэль''' (Михл; 1843, Ружаны, Гродненская губерния, – 1913, Яффа), публицист, педагог и общественный деятель, один из провозвестников религиозного [[Сионизм|сионизма]]. Писал на [[Иврит Язык|иврите]]. Родился в религиозно-ортодоксальной семье преуспевающих торговцев. Учился в различных [[Иешива|иешивах]]. В юности испытал влияние М. Г. Яффе (1820–91), одного из лидеров [[Ховевей Цион]], раввина и главы иешивы в [[Ружаны|Ружанах]], которую в основном содержала семья Пинеса. Некоторое время преподавал в этой иешиве. Пинес был сторонником преобразований в еврейской жизни, однако выступал против религиозных реформ (см. [[Реформизм В Иудаизме|Реформизм в иудаизме]]), считая, что они ведут к подрыву еврейской традиции и к [[Ассимиляция|ассимиляции]]. Пинес считал, что реформировать следует не [[Иудаизм|иудаизм]], а условия жизни еврейского народа. В начале 1870-х гг. Пинес развил эти идеи в полемике с [[Лилиенблюм, Моше Лейб|М. Л. Лилиенблюмом]], [[Гордон, Иехуда Лейб|И. Л. Гордоном]] и другими представителями [[Хаскала|Хаскалы]] в статьях, опубликованных в периодической печати на иврите («hа-Леванон» — основан при содействии Пинеса; «hа-Кармел», [[«hа-Мелиц»]]) и собранных в книге «Ялдей рухи» («Детища моего духа»: первая часть, подзаголовок «Рив амми» — «Спор в моем народе», 1872; вторая часть, подзаголовок «hа-хаим ве-hа-яхадут» — «Жизнь и иудаизм», 1873). Литературно отточенная, написанная с позиций незыблемости ценностей иудаизма книга, хотя и произвела благоприятное впечатление, не повлияла на формирование взглядов в эпоху, когда господствовали рационалистические и обличительные тенденции. Правда, некоторые основные идеи Пинеса воспринял и развил [[Ахад-hа-Ам|Ахад-hа-Ам]]. В 1878 г. как представитель лондонского Фонда [[Монтефиоре, Мозес|М. Монтефиоре]] в Эрец-Исраэль Пинес приехал в [[Иерусалим]] (жил у своего родственника И. И. Ривлина /см. [[Ривлин|Ривлин, семья]]/) и приступил к изучению духовных, культурных и экономических проблем [[Ишув|ишува]]. Пинес ратовал за создание сельскохозяйственных поселений в Эрец-Исраэль, за строительство новых кварталов в Иерусалиме и другие конструктивные проекты.
+
=== Херем ===
-
За его взгляды, деятельность в пользу нарождавшегося нового ишува и близость к И. Ривлину (который был секретарем Ваад клали и ведал [[Халукка|халуккой]], чем часто вызывал широкое недовольство) крайне ортодоксальные круги иерусалимской ашкеназской (см. [[Ашкеназы]]) общины во главе с раввином И. Л. Дискином (1817–98) подвергли Пинеса [[Херем|херему]]. В 1882 г. совместно с [[Бен-Иехуда Элиэзер|Э. Бен-Иехудой]] Пинес учредил общество Тхият Исраэль (Возрождение Израиля) с целью распространения иврита в качестве разговорного языка. В том же году Пинес участвовал в создании комитета Ховевей Цион в [[Яффа|Яффе]] и содействовал повторному заселению [[Петах-Тиква|Петах-Тиквы]]. По прибытии билуйцев (см. [[Билу]]) в Эрец-Исраэль (1882) Пинес покровительствовал им и для пропаганды идеалов возрождения страны организовал общество возврата к ремеслам — Шиват хе-хараш ве-hа-масгер. С помощью фондов Ховевей Цион Пинес приобрел для билуйцев 3,3 тыс. [[Дунам|дунамов]] на юге [[Шфела|Шфелы]], где в декабре 1884 г. был заложен поселок [[Гедера]]. Попытки Пинеса создавать сельскохозяйственные поселения, ремесленные и промышленные предприятия при помощи Фонда имени М. Монтефиоре и на свои личные средства потерпели неудачу, что привело к его отставке в 1885 г. (его зять Д. Елин /см. [[Елин|Елин, семья]]/ стал представителем Фонда в 1901 г.). На [[Катовицкий Съезд|Катовицком съезде]] (1884) Пинес был назначен полномочным представителем Ховевей Цион в Эрец-Исраэль, а на съезде в Друскениках (1887) — инспектором всех поселений Ховевей Цион в стране. В 1886 г. в течение нескольких месяцев, когда Э. Бен-Иехуда находился за границей, Пинес редактировал его еженедельник «hа-Цви». В 1888–89 гг. Пинес выступил против разрешения работать в [[Субботний Год|субботний год]], выданного группой раввинов колонистам в Эрец-Исраэль, чем вызвал резкое недовольство в палестинофильских кругах. Это же привело к охлаждению отношений Пинеса с Э. Бен-Иехудой (однако в 1889 г. Пинес вместе с ним был среди основателей Ваад hа-лашон hа-иврит; см. [[Академия Языка Иврит|Академия языка иврит]]). Несмотря на идейный конфликт с местными палестинофилами, Пинес в 1890 г. был введен в исполнительный комитет возглавлявшегося [[Тёмкин, Владимир Ионович|В. Темкиным]] Палестинского управления (см. [[Одесский Комитет|Одесский комитет]]). В то же время он вступил в орден [[Бней-Моше]], но вскоре был выведен оттуда его лидером Ахад-hа-Амом, желавшим избежать дискуссии по вопросам религии. В 1892 г. Пинес вышел из состава комитета Палестинского управления и стал выразителем интересов и настроений старого ишува.
+
-
В 1893 г. Пинес — попечитель благотворительных (см. [[Благотворительность]]) организаций ашкеназской общины Иерусалима, преподаватель [[Талмуд|Талмуда]] в Иерусалимской учительской семинарии. Пинес принимал активное участие в создании школ на иврите в Эрец-Исраэль, а также в написании и издании учебников и справочников (среди них основы химии «Барайта ди-Меркава» — «Трактат о составе», 1886; введение в естествознание «Маво ле-маасе брешит» — «Введение в дела мироздания», 1889; совместно с Д. Елиным справочник по турецкому гражданскому праву «Торат мишпат Тогарма» — «Учение о турецких законах», 1887). Пинес был членом комитета еврейской национальной библиотеки «Бет Нееман» («Мидраш Абраванель ве-Гинзей Иосеф», см. [[Еврейская Национальная И Университетская Библиотека|Еврейская национальная и университетская библиотека]]). В 1894 г. Пинес участвовал в создании [[Мошава|мошавы]] [[Моца]]. В конце жизни заведовал госпиталем в Иерусалиме. Идеи Пинеса о нации и религии, высказанные им в газете [[«Хаваццелет»]] и в отдельных брошюрах, были вскоре восприняты движением [[Мизрахи]]. Пинес как мыслитель и публицист, создавший оригинальный стиль на иврите, повлиял на многих современных ему писателей и публицистов (в том числе на мужа его сестры [[Явиц, Зеев Вольф|З. В. Явица]]). Статьи и письма Пинеса изданы в трех томах в 1934–39 гг. В честь Пинеса было названо поселение Кфар-Пинес, основанное в 1933 г. к северо-востоку от [[Пардес-Ханна—каркур|Пардес-Ханны]].
+
-
{{ElevenCopyRight|13216|ПИНЕС Иехиэль Михаэль}}
+
За его взгляды, деятельность в пользу нарождавшегося нового ишува и близость к И. Ривлину (который был секретарем Ваад клали и ведал [[Халукка|халуккой]], чем часто вызывал широкое недовольство) крайне ортодоксальные круги иерусалимской ашкеназской (см. [[Ашкеназы]]) общины во главе с раввином И. Л. Дискином (1817-98) подвергли Пинеса [[Херем|херему]]. В 1882 г. совместно с [[Бен-Иехуда Элиэзер|Э. Бен-Иехудой]] Пинес учредил общество Тхият Исраэль (Возрождение Израиля) с целью распространения иврита в качестве разговорного языка. В том же году Пинес участвовал в создании комитета Ховевей Цион в [[Яффа|Яффе]] и содействовал повторному заселению [[Петах-Тиква|Петах-Тиквы]]. По прибытии билуйцев (см. [[Билу]]) в Эрец-Исраэль (1882) Пинес покровительствовал им и для пропаганды идеалов возрождения страны организовал общество возврата к ремеслам — Шиват хе-хараш ве-hа-масгер. С помощью фондов Ховевей Цион Пинес приобрел для билуйцев 3,3 тыс. [[Дунам|дунамов]] на юге [[Шфела|Шфелы]], где в декабре 1884 г. был заложен поселок [[Гедера]].
 +
Попытки Пинеса создавать сельскохозяйственные поселения, ремесленные и промышленные предприятия при помощи Фонда имени М. Монтефиоре и на свои личные средства потерпели неудачу, что привело к его отставке в 1885 г. (его зять Д. Елин /см. [[Елин|Елин, семья]]/ стал представителем Фонда в 1901 г.). На [[Катовицкий Съезд|Катовицком съезде]] (1884) Пинес был назначен полномочным представителем Ховевей Цион в Эрец-Исраэль, а на съезде в Друскениках (1887) — инспектором всех поселений Ховевей Цион в стране. В 1886 г. в течение нескольких месяцев, когда Э. Бен-Иехуда находился за границей, Пинес редактировал его еженедельник «hа-Цви». В 1888-89 гг. Пинес выступил против разрешения работать в [[Субботний Год|субботний год]], выданного группой раввинов колонистам в Эрец-Исраэль, чем вызвал резкое недовольство в палестинофильских кругах. Это же привело к охлаждению отношений Пинеса с Э. Бен-Иехудой (однако в 1889 г. Пинес вместе с ним был среди основателей Ваад hа-лашон hа-иврит; см. [[Академия Языка Иврит|Академия языка иврит]]).
 +
 +
Несмотря на идейный конфликт с местными палестинофилами, Пинес в 1890 г. был введен в исполнительный комитет возглавлявшегося [[Тёмкин, Владимир Ионович|В. Темкиным]] Палестинского управления (см. [[Одесский Комитет|Одесский комитет]]). В то же время он вступил в орден [[Бней-Моше]], но вскоре был выведен оттуда его лидером Ахад-hа-Амом, желавшим избежать дискуссии по вопросам религии. В 1892 г. Пинес вышел из состава комитета Палестинского управления и стал выразителем интересов и настроений старого ишува.
 +
 +
=== Благотворительность ===
 +
 +
В 1893 г. Пинес — попечитель благотворительных (см. [[Благотворительность]]) организаций ашкеназской общины Иерусалима, преподаватель [[Талмуд]]а в Иерусалимской учительской семинарии. Пинес принимал активное участие в создании школ на иврите в Эрец-Исраэль, а также в написании и издании учебников и справочников (среди них основы химии «Барайта ди-Меркава» — «Трактат о составе», 1886; введение в естествознание «Маво ле-маасе брешит» — «Введение в дела мироздания», 1889; совместно с Д. Елиным справочник по турецкому гражданскому праву «Торат мишпат Тогарма» — «Учение о турецких законах», 1887). Пинес был членом комитета еврейской национальной библиотеки «Бет Нееман» («Мидраш Абраванель ве-Гинзей Иосеф», см. [[Еврейская Национальная И Университетская Библиотека|Еврейская национальная и университетская библиотека]]). В 1894 г. Пинес участвовал в создании [[Мошава|мошавы]] [[Моца]].
 +
 +
=== Последние годы жизни ===
 +
 +
В конце жизни заведовал госпиталем в Иерусалиме. Идеи Пинеса о нации и религии, высказанные им в газете [[«Хаваццелет»]] и в отдельных брошюрах, были вскоре восприняты движением [[Мизрахи]]. Пинес как мыслитель и публицист, создавший оригинальный стиль на иврите, повлиял на многих современных ему писателей и публицистов (в том числе на мужа его сестры [[Явиц, Зеев Вольф|З. В. Явица]]). Статьи и письма Пинеса изданы в трех томах в 1934-39 гг. В честь Пинеса было названо поселение Кфар-Пинес, основанное в 1933 г. к северо-востоку от [[Пардес-Ханна—каркур|Пардес-Ханны]].
 +
 +
{{ElevenCopyRight|13216|ПИНЕС Иехиэль Михаэль}}
[[Категория:Сионизм]]
[[Категория:Сионизм]]

Версия 00:30, 22 апреля 2012



Тип статьи: Регулярная исправленная статья


Пинес, Иехиэль Михаэль И-М. Пинес.

Пинес, Иехиэль Михаэль (Михл; 1843, Ружаны, Гродненская губерния, — 1913, Яффа) — публицист, педагог и общественный деятель, один из провозвестников религиозного сионизма. Писал на иврите.

Содержание

Биография

Родился в религиозно-ортодоксальной семье преуспевающих торговцев. Учился в различных иешивах. В юности испытал влияние М. Г. Яффе (1820-91), одного из лидеров Ховевей Цион, раввина и главы иешивы в Ружанах, которую в основном содержала семья Пинеса. Некоторое время преподавал в этой иешиве.

Пинес был сторонником преобразований в еврейской жизни, однако выступал против религиозных реформ (см. Реформизм в иудаизме), считая, что они ведут к подрыву еврейской традиции и к ассимиляции.

Пинес считал, что реформировать следует не иудаизм, а условия жизни еврейского народа. В начале 1870-х гг. Пинес развил эти идеи в полемике с М. Л. Лилиенблюмом, И. Л. Гордоном и другими представителями Хаскалы в статьях, опубликованных в периодической печати на иврите («hа-Леванон» — основан при содействии Пинеса; «hа-Кармел», «hа-Мелиц») и собранных в книге «Ялдей рухи» («Детища моего духа»: первая часть, подзаголовок «Рив амми» — «Спор в моем народе», 1872; вторая часть, подзаголовок «hа-хаим ве-hа-яхадут» — «Жизнь и иудаизм», 1873). Литературно отточенная, написанная с позиций незыблемости ценностей иудаизма книга, хотя и произвела благоприятное впечатление, не повлияла на формирование взглядов в эпоху, когда господствовали рационалистические и обличительные тенденции. Правда, некоторые основные идеи Пинеса воспринял и развил Ахад-hа-Ам. В 1878 г. как представитель лондонского Фонда М. Монтефиоре в Эрец-Исраэль Пинес приехал в Иерусалим (жил у своего родственника И. И. Ривлина /см. Ривлин, семья/) и приступил к изучению духовных, культурных и экономических проблем ишува. Пинес ратовал за создание сельскохозяйственных поселений в Эрец-Исраэль, за строительство новых кварталов в Иерусалиме и другие конструктивные проекты.

Херем

За его взгляды, деятельность в пользу нарождавшегося нового ишува и близость к И. Ривлину (который был секретарем Ваад клали и ведал халуккой, чем часто вызывал широкое недовольство) крайне ортодоксальные круги иерусалимской ашкеназской (см. Ашкеназы) общины во главе с раввином И. Л. Дискином (1817-98) подвергли Пинеса херему. В 1882 г. совместно с Э. Бен-Иехудой Пинес учредил общество Тхият Исраэль (Возрождение Израиля) с целью распространения иврита в качестве разговорного языка. В том же году Пинес участвовал в создании комитета Ховевей Цион в Яффе и содействовал повторному заселению Петах-Тиквы. По прибытии билуйцев (см. Билу) в Эрец-Исраэль (1882) Пинес покровительствовал им и для пропаганды идеалов возрождения страны организовал общество возврата к ремеслам — Шиват хе-хараш ве-hа-масгер. С помощью фондов Ховевей Цион Пинес приобрел для билуйцев 3,3 тыс. дунамов на юге Шфелы, где в декабре 1884 г. был заложен поселок Гедера.

Попытки Пинеса создавать сельскохозяйственные поселения, ремесленные и промышленные предприятия при помощи Фонда имени М. Монтефиоре и на свои личные средства потерпели неудачу, что привело к его отставке в 1885 г. (его зять Д. Елин /см. Елин, семья/ стал представителем Фонда в 1901 г.). На Катовицком съезде (1884) Пинес был назначен полномочным представителем Ховевей Цион в Эрец-Исраэль, а на съезде в Друскениках (1887) — инспектором всех поселений Ховевей Цион в стране. В 1886 г. в течение нескольких месяцев, когда Э. Бен-Иехуда находился за границей, Пинес редактировал его еженедельник «hа-Цви». В 1888-89 гг. Пинес выступил против разрешения работать в субботний год, выданного группой раввинов колонистам в Эрец-Исраэль, чем вызвал резкое недовольство в палестинофильских кругах. Это же привело к охлаждению отношений Пинеса с Э. Бен-Иехудой (однако в 1889 г. Пинес вместе с ним был среди основателей Ваад hа-лашон hа-иврит; см. Академия языка иврит).

Несмотря на идейный конфликт с местными палестинофилами, Пинес в 1890 г. был введен в исполнительный комитет возглавлявшегося В. Темкиным Палестинского управления (см. Одесский комитет). В то же время он вступил в орден Бней-Моше, но вскоре был выведен оттуда его лидером Ахад-hа-Амом, желавшим избежать дискуссии по вопросам религии. В 1892 г. Пинес вышел из состава комитета Палестинского управления и стал выразителем интересов и настроений старого ишува.

Благотворительность

В 1893 г. Пинес — попечитель благотворительных (см. Благотворительность) организаций ашкеназской общины Иерусалима, преподаватель Талмуда в Иерусалимской учительской семинарии. Пинес принимал активное участие в создании школ на иврите в Эрец-Исраэль, а также в написании и издании учебников и справочников (среди них основы химии «Барайта ди-Меркава» — «Трактат о составе», 1886; введение в естествознание «Маво ле-маасе брешит» — «Введение в дела мироздания», 1889; совместно с Д. Елиным справочник по турецкому гражданскому праву «Торат мишпат Тогарма» — «Учение о турецких законах», 1887). Пинес был членом комитета еврейской национальной библиотеки «Бет Нееман» («Мидраш Абраванель ве-Гинзей Иосеф», см. Еврейская национальная и университетская библиотека). В 1894 г. Пинес участвовал в создании мошавы Моца.

Последние годы жизни

В конце жизни заведовал госпиталем в Иерусалиме. Идеи Пинеса о нации и религии, высказанные им в газете «Хаваццелет» и в отдельных брошюрах, были вскоре восприняты движением Мизрахи. Пинес как мыслитель и публицист, создавший оригинальный стиль на иврите, повлиял на многих современных ему писателей и публицистов (в том числе на мужа его сестры З. В. Явица). Статьи и письма Пинеса изданы в трех томах в 1934-39 гг. В честь Пинеса было названо поселение Кфар-Пинес, основанное в 1933 г. к северо-востоку от Пардес-Ханны.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ПИНЕС Иехиэль Михаэль в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация