Пинский, Давид

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «{{ElevenConsolidate| or Пинский, Анатолий Аркадьевич or Пинский, Леонид or [[Пинский, Леонид Ефимов…»)
Maria Akopyan (Обсуждение | вклад)
м (переименовал «Пинский, Давид (ЭЕЭ)» в «Пинский, Давид»)
 
(1 промежуточная версия не показана)
Строка 1: Строка 1:
-
{{ElevenConsolidate| or [[Пинский, Анатолий Аркадьевич]] or [[Пинский, Леонид]] or [[Пинский, Леонид Ефимович]]}}{{Остатье\ЭЕЭ
+
{{Остатье
-
|ТИП СТАТЬИ=1
+
|ТИП СТАТЬИ= 2
|СУПЕРВАЙЗЕР=
|СУПЕРВАЙЗЕР=
|КАЧЕСТВО=
|КАЧЕСТВО=
Строка 16: Строка 16:
|ИСТОЧНИК=
|ИСТОЧНИК=
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
-
}}
+
}}
 +
'''Пинский, Давид''' (1872, Могилев, — 1959, Хайфа) — еврейский прозаик и драматург. Писал на [[Идиш Язык|идиш]].
 +
== Биография ==
 +
Начальное образование получил в [[Хедер|хедере]]. В 13 лет переехал с семьей в Москву, где отец стал поставщиком военного обмундирования, и там продолжал еврейское образование, изучал также светские дисциплины.
 +
В 1890-91 гг. жил в Витебске, откуда в 1892 г. поехал в Вену, где начал изучать в университете медицину. Проездом остановился в Варшаве, чтобы встретиться с [[Перец, Ицхак Лейбуш|И. Л. Перецем]], который был его литературным кумиром; с этой встречи завязалась их многолетняя дружба. И. Перец одобрил первые литературные опыты Пинского и помог ему войти в круг еврейских литераторов.
 +
=== Варшава ===
 +
Родители Пинского в Москве вскоре разорились и переехали в Варшаву; Пинский не смог продолжить образование и тоже поселился в Варшаве, где в 1893 г. дебютировал стихами на идиш в сборнике «Варшевер юдишер календар» (редактор Х. Эппельберг). В следующем году в ежегоднике [[Спектор, Мордехай|М. Спектора]] «Хойзфрайнд» Пинский опубликовал фельетон «Ойф дер провинц» («В провинции»), позднее вошедший в серию очерков «Штет ун штетлех» («Города и местечки»). Затем в ряде изданий появляются его острые сатирические рассказы, например, «Ароп дер йох» («Сбросить ярмо»), «Клейникайтн» («Мелочи») и другие. Известность в еврейском мире принесли Пинскому и рассказы, напечатанные в издаваемых им совместно с И. Перецем «Ионтев блетлех» («Праздничные листки»). Творчество этих лет проникнуто социалистическими идеями: Пинский становится убежденным сторонником «просвещенного социализма» или, по определению [[Нигер, Шмуэль|Ш. Нигера]], «социал-маскилизма» (см. также [[Хаскала]]).
 +
=== Берлин ===
-
'''Пинский, Давид''' (1872, Могилев, – 1959, Хайфа), еврейский прозаик и драматург. Писал на [[Идиш Язык|идиш]]. Начальное образование получил в [[Хедер|хедере]]. В 13 лет переехал с семьей в Москву, где отец стал поставщиком военного обмундирования, и там продолжал еврейское образование, изучал также светские дисциплины. В 1890–91 гг. жил в Витебске, откуда в 1892 г. поехал в Вену, где начал изучать в университете медицину. Проездом остановился в Варшаве, чтобы встретиться с [[Перец, Ицхак Лейбуш|И. Л. Перецем]], который был его литературным кумиром; с этой встречи завязалась их многолетняя дружба. И. Перец одобрил первые литературные опыты Пинского и помог ему войти в круг еврейских литераторов.
+
В 1896 г. Пинский слушал лекции в Берлинском университете и писал рассказы для американской социалистической газеты «Абендблат» под псевдонимом Д. Пульс. В том же году Пинский основал в Берлине издательство «Цайтгайст», в котором отдельным изданием вышел его рассказ «А фарфаленер» («Пропащий»). Некоторое время писатель жил в Швейцарии, а в 1899 г. переехал в Нью-Йорк и стал литературным редактором газеты «Абендблат». В этот период он написал свою первую социально-психологическую драму «Айзик Шефтел», которая пользовалась большим успехом и была высоко оценена известным драматургом Г. Гауптманом.
-
Родители Пинского в Москве вскоре разорились и переехали в Варшаву; Пинский не смог продолжить образование и тоже поселился в Варшаве, где в 1893 г. дебютировал стихами на идиш в сборнике «Варшевер юдишер календар» (редактор Х. Эппельберг). В следующем году в ежегоднике [[Спектор, Мордехай|М. Спектора]] «Хойзфрайнд» Пинский опубликовал фельетон «Ойф дер провинц» («В провинции»), позднее вошедший в серию очерков «Штет ун штетлех» («Города и местечки»). Затем в ряде изданий появляются его острые сатирические рассказы, например, «Ароп дер йох» («Сбросить ярмо»), «Клейникайтн» («Мелочи») и другие. Известность в еврейском мире принесли Пинскому и рассказы, напечатанные в издаваемых им совместно с И. Перецем «Ионтев блетлех» («Праздничные листки»). Творчество этих лет проникнуто социалистическими идеями: Пинский становится убежденным сторонником «просвещенного социализма» или, по определению [[Нигер, Шмуэль|Ш. Нигера]], «социал-маскилизма» (см. также [[Хаскала]]).
+
-
В 1896 г. Пинский слушал лекции в Берлинском университете и писал рассказы для американской социалистической газеты «Абендблат» под псевдонимом Д. Пульс. В том же году Пинский основал в Берлине издательство «Цайтгайст», в котором отдельным изданием вышел его рассказ «А фарфаленер» («Пропащий»). Некоторое время писатель жил в Швейцарии, а в 1899 г. переехал в Нью-Йорк и стал литературным редактором газеты «Абендблат». В этот период он написал свою первую социально-психологическую драму «Айзик Шефтел», которая пользовалась большим успехом и была высоко оценена известным драматургом Г. Гауптманом.
+
-
После погрома в [[Кишинёв|Кишинёве]] примкнул к [[Поалей Цион|Поалей Цион]], став впоследствии одним из руководителей партии. События в Кишиневе нашли отражение в пьесе Пинского «Ди фамилие Цви» («Семья Цви», 1903). Первой пьесой, написанной на американском материале, была драма «Мать» (своеобразный отклик на пьесу А. Стриндберга «Отец»), в которой прозвучала тема материнской любви. В 1910-е гг. в еврейских театрах различных стран шли пьесы Пинского: «Янкл дер шмид» («Янкель-кузнец»), «Дер ойцер» («Клад»), «Габри ун ди фройен» («Габри и женщины») и другие. В одноактной пьесе Пинского «Вечный жид» (1907; перва постановка — в переводе на иврит — в театре [[«Хабима»]] в Москве, 1923) нашли отражение мотивы мессианских исканий евреев [[Галут|галута]]. Написанная как продолжение одноактная пьеса «Дер штумер мошиах» («Немой Мессия») была поставлена в 1919 г. еврейским драматическим театром Нью-Йорка. Истории еврейской драматургии посвящена работа Пинского «Дос идише драме» («Еврейская драма», 1909).
+
-
Роман Пинского «Дер церисенер менч» («Разорванный человек», другое название «Арнольд Левенберг», 1919–1925) раскрывает драматические коллизии ассимилированных американских евреев; роман «Дос хойз фун Ноях Эдон» («Дом Нояха Эдона», 1931) рассказывает о судьбе трех поколений еврейских эмигрантов в Америке. В своих прозаических произведениях Пинский часто касается проблемы взаимоотношений между поколениями, главным образом между родителями и их американизированными детьми. В 1941–49 гг. Пинский был соредактором журнала [[«Цукунфт»]]. Вместе с Ш. Нигером, [[Лейвик Х|Х. Лейвиком]], [[Опатошу, Иосеф|И. Опатошу]] и другими был инициатором создания Всемирного еврейского культурного конгресса (осень 1948 г.). Был также первым президентом еврейского ПЕН-клуба.
+
-
В 1949 г. Пинский переехал в Израиль, активно участвовал в различных изданиях на идиш, но всемерно поддерживал и иврит. Создал на историческом материале драмы: «Шаул hа-мелех» («Царь Саул») и «Шимшон ун Длиле» («Самсон и Далила»; 1955–56); опубликованы в израильском журнале «Ди голдене кейт» («Золотая цепь»). В доме Пинского в [[Хайфа|Хайфе]] собирались молодые писатели на идиш.
+
-
{{ElevenCopyRight|13223|ПИНСКИЙ Давид}}
+
=== После погрома в Кишиневе ===
 +
После погрома в [[Кишинёв]]е примкнул к [[Поалей Цион]], став впоследствии одним из руководителей партии. События в Кишиневе нашли отражение в пьесе Пинского «Ди фамилие Цви» («Семья Цви», 1903). Первой пьесой, написанной на американском материале, была драма «Мать» (своеобразный отклик на пьесу А. Стриндберга «Отец»), в которой прозвучала тема материнской любви. В 1910-е гг. в еврейских театрах различных стран шли пьесы Пинского: «Янкл дер шмид» («Янкель-кузнец»), «Дер ойцер» («Клад»), «Габри ун ди фройен» («Габри и женщины») и другие. В одноактной пьесе Пинского «Вечный жид» (1907; перва постановка — в переводе на иврит — в театре [[«Хабима»]] в Москве, 1923) нашли отражение мотивы мессианских исканий евреев [[Галут|галута]]. Написанная как продолжение одноактная пьеса «Дер штумер мошиах» («Немой Мессия») была поставлена в 1919 г. еврейским драматическим театром Нью-Йорка. Истории еврейской драматургии посвящена работа Пинского «Дос идише драме» («Еврейская драма», 1909).
 +
Роман Пинского «Дер церисенер менч» («Разорванный человек», другое название «Арнольд Левенберг», 1919—1925) раскрывает драматические коллизии ассимилированных американских евреев; роман «Дос хойз фун Ноях Эдон» («Дом Нояха Эдона», 1931) рассказывает о судьбе трех поколений еврейских эмигрантов в Америке. В своих прозаических произведениях Пинский часто касается проблемы взаимоотношений между поколениями, главным образом между родителями и их американизированными детьми. В 1941-49 гг. Пинский был соредактором журнала [[«Цукунфт»]]. Вместе с Ш. Нигером, [[Лейвик Х|Х. Лейвиком]], [[Опатошу, Иосеф|И. Опатошу]] и другими был инициатором создания Всемирного еврейского культурного конгресса (осень 1948 г.). Был также первым президентом еврейского ПЕН-клуба.
 +
 +
== В Эрэц-Исраэль ==
 +
 +
В 1949 г. Пинский переехал в Израиль, активно участвовал в различных изданиях на идиш, но всемерно поддерживал и иврит. Создал на историческом материале драмы: «Шаул hа-мелех» («Царь Саул») и «Шимшон ун Длиле» («Самсон и Далила»; 1955-56); опубликованы в израильском журнале «Ди голдене кейт» («Золотая цепь»). В доме Пинского в [[Хайфа|Хайфе]] собирались молодые писатели на идиш.
 +
 +
{{ElevenCopyRight|13223|ПИНСКИЙ Давид}}
[[Категория:Литература на идише]]
[[Категория:Литература на идише]]

Текущая версия на 00:57, 9 июля 2012



Тип статьи: Регулярная исправленная статья


Пинский, Давид (1872, Могилев, — 1959, Хайфа) — еврейский прозаик и драматург. Писал на идиш.

Содержание

Биография

Начальное образование получил в хедере. В 13 лет переехал с семьей в Москву, где отец стал поставщиком военного обмундирования, и там продолжал еврейское образование, изучал также светские дисциплины.

В 1890-91 гг. жил в Витебске, откуда в 1892 г. поехал в Вену, где начал изучать в университете медицину. Проездом остановился в Варшаве, чтобы встретиться с И. Л. Перецем, который был его литературным кумиром; с этой встречи завязалась их многолетняя дружба. И. Перец одобрил первые литературные опыты Пинского и помог ему войти в круг еврейских литераторов.

Варшава

Родители Пинского в Москве вскоре разорились и переехали в Варшаву; Пинский не смог продолжить образование и тоже поселился в Варшаве, где в 1893 г. дебютировал стихами на идиш в сборнике «Варшевер юдишер календар» (редактор Х. Эппельберг). В следующем году в ежегоднике М. Спектора «Хойзфрайнд» Пинский опубликовал фельетон «Ойф дер провинц» («В провинции»), позднее вошедший в серию очерков «Штет ун штетлех» («Города и местечки»). Затем в ряде изданий появляются его острые сатирические рассказы, например, «Ароп дер йох» («Сбросить ярмо»), «Клейникайтн» («Мелочи») и другие. Известность в еврейском мире принесли Пинскому и рассказы, напечатанные в издаваемых им совместно с И. Перецем «Ионтев блетлех» («Праздничные листки»). Творчество этих лет проникнуто социалистическими идеями: Пинский становится убежденным сторонником «просвещенного социализма» или, по определению Ш. Нигера, «социал-маскилизма» (см. также Хаскала).

Берлин

В 1896 г. Пинский слушал лекции в Берлинском университете и писал рассказы для американской социалистической газеты «Абендблат» под псевдонимом Д. Пульс. В том же году Пинский основал в Берлине издательство «Цайтгайст», в котором отдельным изданием вышел его рассказ «А фарфаленер» («Пропащий»). Некоторое время писатель жил в Швейцарии, а в 1899 г. переехал в Нью-Йорк и стал литературным редактором газеты «Абендблат». В этот период он написал свою первую социально-психологическую драму «Айзик Шефтел», которая пользовалась большим успехом и была высоко оценена известным драматургом Г. Гауптманом.

После погрома в Кишиневе

После погрома в Кишинёве примкнул к Поалей Цион, став впоследствии одним из руководителей партии. События в Кишиневе нашли отражение в пьесе Пинского «Ди фамилие Цви» («Семья Цви», 1903). Первой пьесой, написанной на американском материале, была драма «Мать» (своеобразный отклик на пьесу А. Стриндберга «Отец»), в которой прозвучала тема материнской любви. В 1910-е гг. в еврейских театрах различных стран шли пьесы Пинского: «Янкл дер шмид» («Янкель-кузнец»), «Дер ойцер» («Клад»), «Габри ун ди фройен» («Габри и женщины») и другие. В одноактной пьесе Пинского «Вечный жид» (1907; перва постановка — в переводе на иврит — в театре «Хабима» в Москве, 1923) нашли отражение мотивы мессианских исканий евреев галута. Написанная как продолжение одноактная пьеса «Дер штумер мошиах» («Немой Мессия») была поставлена в 1919 г. еврейским драматическим театром Нью-Йорка. Истории еврейской драматургии посвящена работа Пинского «Дос идише драме» («Еврейская драма», 1909). Роман Пинского «Дер церисенер менч» («Разорванный человек», другое название «Арнольд Левенберг», 1919—1925) раскрывает драматические коллизии ассимилированных американских евреев; роман «Дос хойз фун Ноях Эдон» («Дом Нояха Эдона», 1931) рассказывает о судьбе трех поколений еврейских эмигрантов в Америке. В своих прозаических произведениях Пинский часто касается проблемы взаимоотношений между поколениями, главным образом между родителями и их американизированными детьми. В 1941-49 гг. Пинский был соредактором журнала «Цукунфт». Вместе с Ш. Нигером, Х. Лейвиком, И. Опатошу и другими был инициатором создания Всемирного еврейского культурного конгресса (осень 1948 г.). Был также первым президентом еврейского ПЕН-клуба.

В Эрэц-Исраэль

В 1949 г. Пинский переехал в Израиль, активно участвовал в различных изданиях на идиш, но всемерно поддерживал и иврит. Создал на историческом материале драмы: «Шаул hа-мелех» («Царь Саул») и «Шимшон ун Длиле» («Самсон и Далила»; 1955-56); опубликованы в израильском журнале «Ди голдене кейт» («Золотая цепь»). В доме Пинского в Хайфе собирались молодые писатели на идиш.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ПИНСКИЙ Давид в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация