Познань (еврейская община)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ |ТИП СТАТЬИ=1 |СУПЕРВАЙЗЕР= |КАЧЕСТВО= |УРОВЕНЬ= |НАЗВАНИЕ= |ПОДЗА…»)
м (переименовал «Познань (ЭЕЭ)» в «Познань»)

Версия 10:57, 10 октября 2012


Эта статья была импортирована из Электронной Еврейской Энциклопедии
и еще не обработана




Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Познань, город в Польше, административный центр Познанского воеводства (в 1793 г. присоединен к Пруссии, в 1807–15 гг. — в составе герцогства Варшавского, с 1815 г. — центр Познанского великого княжества в Пруссии, с 1918 г. — в составе Польского государства, в 1939 г. захвачен Германией, с 1945 г. — в составе Польши). Наиболее ранние свидетельства о проживании евреев в Познани обнаружены в документах последней трети 14 в., в которых сообщается о 50 евреях города, занимавшихся торговлей и ростовщичеством (см. Ссуда денежная). В 1399 г. обвинение евреев в гостии осквернении привело к погрому. Евреи были на два года изгнаны из города. В 15 в. в Познань иммигрировали евреи из Германии и других европейских стран.

Основным занятием евреев Познани к концу 15 в. была розничная торговля. Положение общины упрочилось в 16 в. В 1567 г. в Познани проживало около трех тысяч евреев (50% населения). В 16 в. Познань стала крупнейшим центром еврейства Польши. В городе существовала иешива, раввинами были выдающиеся религиозные авторитеты, «мудрецы из Познани»: Шмуэль Маргалиот, Мордехай бен Аврахам Яффе, Иехуда Лива бен Бецалель. Община имела особые местные религиозные обряды и обычаи (минхагим), составлявшие так называемый познанский ритуал. В 16 в. община играла руководящую роль в жизни еврейских общин Польши и представляла область (землю) Великой Польши в Вааде четырех земель. Общиной руководил кагал, состоящий из 32 человек, возглавлявшийся пятью парнасами. Процветание евреев обострило враждебное отношение к ним польских купцов, которые неоднократно выступали против занятия евреями розничной торговлей и их свободного поселения в Познани. Королевское постановление 1523 г. ограничило еврейскую розничную торговлю, постановление 1532 г. выделило для проживания евреев отдельный квартал (см. Кварталы еврейские). В городе несколько раз происходили погромы, в которых в основном участвовали ученики местной иезуитской школы (во время погрома 1577 г. было убито 20 евреев).

В 17 в. пожары, погромы, разорение города шведскими войсками во время польско-шведской войны (1656) отрицательно сказались на положении евреев. Новые бедствия принесли Северная война и эпидемия чумы в начале 18 в. Сократилась численность еврейского населения, резко возросли долги общины. С 1736 г. по 1740 г. над евреями Познани тяготело обвинение в употреблении христианской крови (см. Кровавый навет), маггид общины умер в тюрьме от пыток. В 1793 г. в Познани проживал 3021 еврей. В 1803 г. после пожара, уничтожившего еврейский квартал, евреям было разрешено селиться по всему городу при условии, что число еврейских домов не должно было превысить числа домов, находившихся в собственности евреев до пожара.

В начале 19 в. в Познани усилилось влияние сторонников Хаскалы. Благодаря активности Д. Каро (1782–1839) в Познани в 1816 г. и 1822 г. открылись еврейские школы. В середине 1820-х гг. еврейские дети получили разрешение учиться в местных гимназиях. В 1833 г. небольшому числу богатых и образованных евреев было предоставлено гражданство, в 1847 г. евреи были уравнены в правах с евреями других прусских провинций, и только в 1869 г. евреи Познани вместе с евреями всей Пруссии были уравнены в гражданских правах с остальным населением. Евреи занимались торговлей, предпринимательством, владели свободными профессиями. Евреи в Познани, как и во всей прусской Польше, были сторонниками немецкого влияния и немецкой культуры. В 1832 г. еврейское население Познани составляло 5479 человек, в 1840 г. — 6763 человека, в 1871 г. — 7255 человек. С 1870-х гг. положение евреев ухудшилось, что было вызвано, с одной стороны, ростом польских торговых кооперативов, разоривших еврейских торговцев, с другой стороны, колонизаторской политикой прусских властей. Численность евреев в Познани сократилась и в 1905 г. составляла 5761 человека (4% населения). В начале 20 в. в Познани насчитывалось около 40 еврейских благотворительных и общественных учебных заведений. Существовали две еврейские общины — ортодоксальная и реформистская (см. Реформизм в иудаизме). Поражение Германии в Первой мировой войне и присоединение Познани к Польше отрицательно сказалось на евреях, придерживавшихся немецкой ориентации. С восстановлением польской власти в Познани начались антиеврейские беспорядки, приведшие к упадку общины.

Накануне Второй мировой войны в Познани проживало около двух тысяч евреев. Многие евреи бежали из города до вступления в него немецких войск или в первые недели оккупации. В оккупированной Познани еврейская община просуществовала три месяца. Центральная синагога была превращена немцами в конюшню, евреев изгнали из квартир в хороших районах города. 11–12 декабря 1939 г. евреи были депортированы из Познани, присоединенной к Германии, на территорию генерал-губернаторства (см. Польша).

В июне 1946 г. в Познани жили 343 еврея. О проживании евреев в Познани в последующие годы данные отсутствуют.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ПОЗНАНЬ в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация