Положение христиан в Израиле и в Палестинской автономии

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Отношение Израиля к христианскому миссионерству)
(Отношение Израиля к христианскому миссионерству)
Строка 101: Строка 101:
Сегодня приоритеты крупнейших христианских конфессий несколько изменились, но по миру, в том числе и в Израиле, действует ряд христианских деноминаций, ставящих своей целью крещение евреев. Это, например, [[Мессианский иудаизм|мессианские евреи]] и [[Евреи за Иисуса]].
Сегодня приоритеты крупнейших христианских конфессий несколько изменились, но по миру, в том числе и в Израиле, действует ряд христианских деноминаций, ставящих своей целью крещение евреев. Это, например, [[Мессианский иудаизм|мессианские евреи]] и [[Евреи за Иисуса]].
-
Отцы-основатели [[Израиль|Израиля]] понимали опасность миссионерства, и, гарантируя свободу вероисповедания в Израиле и защищая права религиозных общин всех конфессий, тем не менее, стремились избежать ситуации, при которой христианское миссионерство в отношении евреев приобрело размах внутри страны.  
+
Отцы-основатели [[Израиль|Израиля]] понимали опасность миссионерства, и, гарантируя свободу вероисповедания в Израиле и защищая права религиозных общин всех конфессий, тем не менее, стремились избежать ситуации, при которой христианское миссионерство в отношении евреев приобрело размах внутри страны. Тем не менее, государство не ведет активной анти-миссионерской политики<ref>[http://www.jerus.co.il/levin_misr.html Евгений Левин. Израильская борьба против миссионерства: правда и вымыслы]</ref>, но этим занимается ряд общественных организаций, например, [[Яд ле-Ахим]].
-
Как такого запрета на миссионерскую деятельность в Израиле не существует<ref>[http://pravo.israelinfo.ru/answers/ugp/2411.html Израильское право]</ref>, и государство спокойно смотрит на миссионерскую деятельность<ref>[http://pravo.israelinfo.ru/answers/sud/2239.html Израильское право]</ref> среди представителей любых национальностей в Израиле, кроме евреев - например, среди арабов<ref>[http://www.jerus.co.il/levin_misr.html Евгений Левин. Израильская борьба против миссионерства: правда и вымыслы]</ref>.   
+
Как такого запрета на миссионерскую деятельность в Израиле не существует<ref>[http://pravo.israelinfo.ru/answers/ugp/2411.html Израильское право]</ref>, и государство спокойно смотрит на миссионерскую деятельность<ref>[http://pravo.israelinfo.ru/answers/sud/2239.html Израильское право]</ref> среди представителей любых национальностей в Израиле, кроме евреев - например, среди арабов.   
===Закон о возвращении===
===Закон о возвращении===

Версия 18:29, 6 ноября 2010

Тип статьи: Регулярная статья


Положение христиан в Израиле - деятельность христианских конфессий на территории Израиля и отношение к ним государства.

Содержание

Обзор

Основная статья: Христианство

Христианство - авраамическая мировая религия, насчитывающая наибольшее количество последователей - свыше 2,1 миллиарда человек[1]. Она зародилась на территории современного Израиля и Палестинской автономии в I в до н.э.-I-II вв н.э., испытав на себе первоначально сильное влияние иудаизма[2][3].

Большинство святых для христианства мест находится на территории Израиля. Тем самым, существование здесь христианских общин предопределено исторически.

Краткая история

Основная статья: История христианства

Христианство зародилось как религиозное движение внутри иудаизма, но затем приобрело универсальный характер. Первые общины христиан, состоящие поначалу исключительно из евреев, появились здесь еще в I в н.э., и с тех продолжают свое существование.

Начиная с 130 г. н. э., когда император Адриан приказал выстроить на месте Иерусалима город под названием Элиа Капитолина, местная церковь становится по своему составу нееврейской. Вплоть до первых вселенских соборов IV в. н.э. она оставалась единой и неразделенной.

К началу мусульманских завоеваний (VII в н.э.) христианская церковь разделилась на целый ряд направлений, которые совместно содержали святые для христианства места. Споры вокруг них между различными христианскими конфессиями разгорелись только в период крестоносцев, с установлением преимущественного права (predominium) западной католической церкви на Святой земле, и продолжались не затихая в течение всего мамелюкского и оттоманского периодов, вплоть до подписания межцерковного соглашения о "статус-кво" в 1852 году.[4]

Конфессии

Христиане Израиля принадлежат к 35 различным течениям, связанным с четырьмя основными церквями: католической, православной, монофизитской и протестантской[5].

Крупнейшей церковью в Израиле является католическая - она насчитывает около 25 тысяч прихожан, однако вместе с другими церквями, сохраняющими свою структуру и обряды, но признающими главенство папы римского (греко-католическая – около 46 тысяч прихожан, маронитская – около 6 тысяч, армяно-католическая, сиро-католическая, халдейская и коптская – несколько сотен прихожан в каждой) объединяет около 2/3 всех христиан страны. Ей принадлежит разветвленная сеть религиозных, культурных и благотворительных учреждений.

Православная церковь – вторая по величине в Израиле. Внутри ее самая большая – греческая. Во главе последней стоит патриарх, он занимает ведущее положение среди православного духовенства страны.

К православной церкви относятся также: основанная в 1874 году Русская духовная миссия Русской Православной Церкви Московской патриархии во главе с архимандритом; миссия Американской Православной Церкви и миссия Румынской Православной Церкви.

Монофизитские церкви представлены в Израиле армянской апостольской (григорианской) – около 1,5 тысячи прихожан, из которых приблизительно половина проживает в армянском квартале в Старом городе Иерусалима, коптской – около тысячи прихожан, сирийской (яковистской) – около тысячи прихожан, и эфиопской – несколько сот прихожан.

У протестантской церкви в Израиле имеется порядка 3-4 тысяч прихожан, и она представлена приблизительно двадцатью направлениями[6].

За исключением таких национальных церквей, как например, армянская, большая часть местных христианских общин состоит из этнических арабов и, по всей вероятности, ведет свое происхождение от раннехристианских церквей византийского периода.

Демография

Христиане составляют около 2.1% от общего числа населения Израиля, насчитывающего около 7,6 миллионов человек [7] (евреи - 75,5%, мусульмане - 16,8%, друзы - 1,7% и 3,9% не имеют определенной религиозной принадлежности)[8][9].

Большинство израильских христиан — примерно 74% — проживают на севере страны. Еще 11% живут в районе Иерусалима. Христианское население селится преимущественно в городах, по данным на 2006 год это 98%.

Для сравнения: в городах проживают до 91% иудеев и 93% мусульман. Самая крупная христианская община в Назарете — 20 тысяч человек, за ним следуют Хайфа (17,200), Иерусалим (15 тысяч) и Шфарам (8,800). В Вифлееме живут примерно 6 тыс христиан, что составляет менее 20% городского населения.

Хотя христиане Израиля в основном имеют арабское происхождение, их демографический состав ближе к еврейскому, чем мусульманскому, населению страны. Так, 9% всех христиан Израиля — это люди в возрасте 65 лет и старше (для сравнения, в мусульманском сообществе таких всего 3%); 33% — это молодые люди младше 19 лет, что аналогично соответствующему показателю среди евреев, но значительно ниже, чем у мусульман (52%).

В 2006 году женщины-христианки родили 2,5 тысячи детей, 81% из них — арабы. Рождаемость в христианской общине неуклонно снижается: с 4,6 ребенка на одну женщину в 1960 году до 2,11 — в 2008 году[10]. Это самый низкий показатель в Израиле[11].

Количество христиан в Израиле неуклонно сокращается - так же, как и на всем Ближнем Востоке, хотя и не такими темпами. Это связано не сколько с относительно низкой рождаемостью, а в первую очередь с давлением и насилием, проявляемым со стороны мусульманской общины[12].

Если в 1940 году в Иерусалиме проживало порядка 45 тысяч христиан, то на сегодняшний день их число не составляет и 10 тысяч [13].

Отношение государства к христианским конфессиям (до создания Израиля)

Ещё со времён Османской империи общины христиан имели внутреннюю автономию. Впоследствии она была подтверждена и британскими мандатными, и израильскими властями.

В силу так называемых «капитуляционных соглашений», заключенных турецкими властями с европейскими державами еще до первой мировой войны и признанных последующими правительствами, церковное имущество освобождено от большей части государственных и муниципальных налогов, пошлин и других сборов.

Отношение Израиля к христианским конфессиям

Принципиальное отношение государства к религиозному плюрализму нашло свое выражение в Декларации независимости Израиля 1948 года. Здесь говорится: "Государство Израиль... будет основано на принципах свободы, справедливости и мира в соответствии с идеалами пророков Израиля; обеспечит полное равенство общественных и политических прав своих граждан без различия религии, расы или пола; обеспечит свободу вероисповедания, совести, права пользования родным языком, право на образование и культуру..."

Декларация независимости явилась выражением национальных устремлений еврейского народа и его демократических принципов, верность которым получила законодательное подтверждение и охраняется законом. Любая община имеет право беспрепятственно следовать своему вероучению, отправлять религиозные службы, соблюдать праздники и еженедельный день отдыха и управлять своими внутренними делами.

Израиль подчеркнуто не вмешивается в управление святыми местами, назначение священнослужителей, школьное образование и судопроизводство внутри общины. Воскресные дни и христианские праздники официально признаны нерабочими днями для христиан Израиля.

Христианские общины содержат свои начальные и средние школы. По просьбе греко-католической церкви и баптистской церкви Министерство образования и культуры официально признало их школы и приняло на себя выплату заработной платы преподавательскому составу.

По традиции, представители высшей церковной иерархии участвуют в израильских общественных и гражданских церемониях (открытие сессий Кнессета, торжества по случаю Дня независимости и т.п.), а представители израильского правительства приглашаются на религиозные церемонии христианских общин (освящение церквей, возведение в сан высших иерархов и т.п.), а также на рождественскую и пасхальную службы. В канун нового года (по григорианскому календарю) президент Израиля дает прием в честь глав христианских церквей страны.

Арабы-христиане освобождены от воинской повинности. Христиане, приехавшие вместе с членами семьи-евреями в рамках Закона о возвращении, тем не менее, подлежат воинскому призыву, так как имеют иной статус.

Правовой статус религиозных судов

В Израиле действуют раввинский, мусульманский, христианский и друзский религиозные суды. Юрисдикция религиозных судов распространяется на вопросы, связанные с личным статусом граждан (брак, развод, алименты, опекунство и т.п.). В ряде вопросов юрисдикция религиозных судов совпадает с таковой окружных судов. Управление религиозными судами находится в ведении министра по делам религий.

Правовой статус святых мест

В Израиле имеется большое количество святых мест для трех монотеистических религий - иудаизма, христианства и ислама. Свобода доступа к ним и поклонения святыням гарантируется всем верующим, независимо от их религиозной принадлежности.

Закон об охране святых мест, принятый в 1976 году, гласит: "Святые места должны быть защищены от осквернения, равно как от любого покушения и от любых действий, могущих нарушить доступ верующих любых религий к святым для них местам, либо оскорбить их чувства по отношению к этим местам"[14].

Министерство по делам религий, сформированное для решения возникающих проблем конфессий (но не вмешательства во внутренние дела религиозных общин), помимо управления религиозными делами, уполномочено следить за тем, чтобы права верующих не нарушались. Оно также играет важную роль в распределении государственного финансирования на укрепление положения признанных религиозных общин.

Так, начиная с 1960-х гг. в Израиле было сооружено и отреставрировано значительное число церквей, монастырей и религиозных школ. Многие святые места были реставрированы или отремонтированы, значительные строительные работы для обеспечения доступа к святым местам были осуществлены за государственный или муниципальный счет (в Старом городе Иерусалима, у озера Кинерет и в других местах).

Признанные конфессии

Ряд христианских конфессий в Израиле получили статус "признанных государством". По причинам исторического характера, сложившимся еще в оттоманский период, за религиозными судами этих общин сохраняется юрисдикция в вопросах, связанных с личным статусом членов данной конфессии, таких как брак, развод и т.д.

Признанными конфессиями в Израиле являются: греческая православная церковь, армяно-григорианская церковь, сирийская православная церковь, римско-католическая церковь, маронитская, греко-католическая мелькитская церковь, сиро-католическая церковь, армяно-католическая церковь, халдо-католическая, и с 1970 года - англиканская евангелическая церковь.

Отношение Израиля к христианскому миссионерству

Последователи большинства христианских конфессий полагают, что второе пришествие Христа произойдет, когда все евреи мира соберутся в Израиле и примут христианство[15]. Поэтому христианство на протяжении веков особое внимание уделяло обращению, в том числе и насильственному, евреев в христианство, считая это необходимым условием возвращения Мессии.

Сегодня приоритеты крупнейших христианских конфессий несколько изменились, но по миру, в том числе и в Израиле, действует ряд христианских деноминаций, ставящих своей целью крещение евреев. Это, например, мессианские евреи и Евреи за Иисуса.

Отцы-основатели Израиля понимали опасность миссионерства, и, гарантируя свободу вероисповедания в Израиле и защищая права религиозных общин всех конфессий, тем не менее, стремились избежать ситуации, при которой христианское миссионерство в отношении евреев приобрело размах внутри страны. Тем не менее, государство не ведет активной анти-миссионерской политики[16], но этим занимается ряд общественных организаций, например, Яд ле-Ахим.

Как такого запрета на миссионерскую деятельность в Израиле не существует[17], и государство спокойно смотрит на миссионерскую деятельность[18] среди представителей любых национальностей в Израиле, кроме евреев - например, среди арабов.

Закон о возвращении

Одним из защитных механизмов является Закон о возвращении, согласно которому автоматическое право на гражданство и репатриацию получает любой еврей в третьем поколении (достаточно, чтобы только бабушка или дедушка были евреями), но при условии, что не сменил религию. Если крещеный галахический еврей, соблюдающий основы христианства, пожелает репатриироваться в Израиль, то он не подпадает под действие этого закона и соответственно автоматическое право на гражданство Израиля теряет[19][20].

Исключение может быть сделано только для мессианских евреев в силу их особого отношения к государству Израиль, лояльности ему, готовности проходить воинскую службу, и т. д. Мессианские верующие, у которых только отец, дедушка или супруг(а) — евреи, имеют такое право, поскольку они не считаются евреями по галахе, а, следовательно, не могут рассматриваться как перешедшие в другую веру[21].

По данным опроса общественного мнения, проведенного Институтом Исследований Дахаф в январе 1988 г., 78 % опрошенных согласились с тем, что следует позволить совершить алию (репатриацию) человеку, «рождённому от еврейской матери, верному государству Израиль, платящему государству налоги, служащему в армии, празднующему еврейские праздники, соблюдающему заповеди израильской традиции, чувствующему себя евреем и верующему, что Йешуа является Мессией, но не крещён в христианство» (17 % были против, остальные воздержались). С этим согласились также 77 % религиозных ортодоксальных евреев[22]

Тем не менее, неевреи-члены семьи евреев, в соответствии с Законом о возвращении, тоже имеющие право на репатриацию, не обязаны переходить в иудаизм, и спокойно могут придерживаться других религий. Так с "большой алией" в Израиле оказалось большое количество христиан-не арабов (этнических русских, украинцев, белорусов, и т. д.) - 313 тысяч человек (данные на 2010 год)[23], немалую часть из которых составляют последователи различных христианских конфессий, в основном, православия.

Ссылки

Примечания

  1. [http://www.adherents.com/Religions_By_Adherents.html Major Religions of the World Ranked by Number of Adherents]
  2. ИУДАИЗМ И ХРИСТИАНСТВО. Начало
  3. Пинхас Полонский. Евреи и христианство
  4. Ишай Эльдар. Христианские общины Израиля
  5. Национальные и религиозные меньшинства современного Израиля
  6. ДВА ПРОЦЕНТА НАСЕЛЕНИЯ ИЗРАИЛЯ ИСПОВЕДУЮТ ХРИСТИАНСТВО
  7. Israel's population hits 7.5 million
  8. Statistical Abstract of Israel, 2009, CBS Table 2.2 - Population, by religion (PDF). Проверено 28 апреля 2010.
  9. Supplement to Survey of Palestine, 1946, British Mandate for Palestine Table 2.2 - Population, by religion (end of 1946) (JPG). Проверено 10 июня 2010.
  10. Israel's population hits 7.5 million
  11. Демография христианских общин в Израиле или как мусульмане захватили Шфарам
  12. ДВА ПРОЦЕНТА НАСЕЛЕНИЯ ИЗРАИЛЯ ИСПОВЕДУЮТ ХРИСТИАНСТВО
  13. Христиане уезжают из Израиля и Палестины
  14. ХРИСТИАНСКИЕ ОБЩИНЫ ИЗРАИЛЯ
  15. ДВА ПРОЦЕНТА НАСЕЛЕНИЯ ИЗРАИЛЯ ИСПОВЕДУЮТ ХРИСТИАНСТВО
  16. Евгений Левин. Израильская борьба против миссионерства: правда и вымыслы
  17. Израильское право
  18. Израильское право
  19. Израильское право
  20. Израильское право
  21. Messianic Jews and the Law of Return
  22. Давид Стерн. Мессианский еврейский манифест, М.:Силоам,2005, с.233
  23. Население Израиля превысило 7,5 млн.человек
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация