Положение христиан в Израиле и в Палестинской автономии

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Перейти к: навигация, поиск


Тип статьи: Регулярная статья


Положение христиан в Израиле и ПА - деятельность христианских конфессий на территории Израиля и Палестинской автономии, и отношение к ним государства и властей.

Содержание

Положение христиан в Израиле

Конфессии

Христиане Израиля принадлежат к 35 различным течениям, связанным с четырьмя основными церквями: католической, православной, монофизитской и протестантской[1].

  • Крупнейшей церковью в Израиле является католическая - она насчитывает около 25 тысяч прихожан, однако вместе с другими церквями, сохраняющими свою структуру и обряды, но признающими главенство папы римского (греко-католическая – около 46 тысяч прихожан, маронитская – около 6 тысяч, армяно-католическая, сиро-католическая, халдейская и коптская – несколько сотен прихожан в каждой) объединяет около 2/3 всех христиан страны. Ей принадлежит разветвленная сеть религиозных, культурных и благотворительных учреждений.
  • Православная церковь – вторая по величине в Израиле. Внутри нее самая большая – греческая. Во главе последней стоит патриарх, он занимает ведущее положение среди православного духовенства страны. К православной церкви относятся также: основанная в 1874 году Русская духовная миссия Русской Православной Церкви Московской патриархии во главе с архимандритом, миссия Американской Православной Церкви и миссия Румынской Православной Церкви.
  • Монофизитские церкви представлены в Израиле армянской апостольской (григорианской) – около 1,5 тысячи прихожан, из которых приблизительно половина проживает в армянском квартале в Старом городе Иерусалима, коптской – около тысячи прихожан, сирийской (яковистской) – около тысячи прихожан, и эфиопской – несколько сот прихожан.
  • У протестантской церкви в Израиле имеется порядка 3-4 тысяч прихожан, и она представлена приблизительно двадцатью направлениями[2].

За исключением таких национальных церквей, как например, армянская, большая часть местных христианских общин состоит из этнических арабов и, по всей вероятности, ведет свое происхождение от раннехристианских церквей византийского периода.

Демография

В Израиле проживают 151 тысяча христиан[3], что составляет чуть менее двух процентов от общего числа населения страны, насчитывающего порядка 7,6 миллионов человек [4] (евреи - 75,5%, мусульмане - 16,8%, друзы - 1,7% и 3,9% не имеют определенной религиозной принадлежности)[5][6].

Количество христиан в Израиле постепенно возрастает[7]. Если в 1996 году здесь проживали 123,4 тысячи христиан, то к концу 2009 года - уже 151,7 тысяч человек. В остальных государствах и территориях (например, в Сирии[8], Ираке[9], секторе Газа[10][11], в Иудее и Самарии[12]) оно неуклонно сокращается – это связано не столько с относительно низкой рождаемостью, сколько, в первую очередь, с давлением и насилием, проявляемым со стороны мусульманской общины к христианам[13][14]. Таким образом, Израиль - единственное место на всем Ближнем Востоке, где отслеживается тенденция роста христианского населения, что объясняется свободой исповедания, которую они получают в Израиле. Но, в общем и целом, христиане бегут с Ближнего Востока[15], в 2010 году папа Бенедикт XVI даже выражал опасения по этому поводу[16].

Большинство израильских христиан — примерно 74% — проживают на севере страны. Еще 11% живут в районе Иерусалима. Христианское население селится преимущественно в городах, по данным на 2006 год это 98%.

Для сравнения: в городах проживают до 91% иудеев и 93% мусульман. Самая крупная христианская община в Назарете — 20 тысяч человек, за ним следуют Хайфа (17,200), Иерусалим (15 тысяч) и Шфарам (8,800).

Хотя христиане Израиля в основном имеют арабское происхождение, их демографический состав ближе к еврейскому, чем мусульманскому, населению страны. Так, 9% всех христиан Израиля — это люди в возрасте 65 лет и старше (для сравнения, в мусульманском сообществе таких всего 3%); 33% — это молодые люди младше 19 лет, что аналогично соответствующему показателю среди евреев, но значительно ниже, чем у мусульман (52%).

В 2006 году женщины-христианки родили 2,5 тысячи детей, 81% из них — арабы. Рождаемость в христианской общине неуклонно снижается: с 4,6 ребенка на одну женщину в 1960 году до 2,11 — в 2008 году[17]. Это самый низкий показатель в Израиле[18] после "лиц без определенной религиозной принадлежности".

Отношение государства к христианским конфессиям (до создания Израиля)

Ещё со времён Османской империи общины христиан имели внутреннюю автономию. Впоследствии она была подтверждена и британскими мандатными, и израильскими властями.

В силу так называемых «капитуляционных соглашений», заключенных турецкими властями с европейскими державами еще до первой мировой войны и признанных последующими правительствами, церковное имущество освобождено от большей части государственных и муниципальных налогов, пошлин и других сборов.

Отношение Израиля к христианским конфессиям

Принципиальное отношение государства к религиозному плюрализму нашло свое выражение в Декларации независимости Израиля 1948 года. Здесь говорится: "Государство Израиль... будет основано на принципах свободы, справедливости и мира в соответствии с идеалами пророков Израиля; обеспечит полное равенство общественных и политических прав своих граждан без различия религии, расы или пола; обеспечит свободу вероисповедания, совести, права пользования родным языком, право на образование и культуру..."

Декларация независимости явилась выражением национальных устремлений еврейского народа и его демократических принципов, верность которым получила законодательное подтверждение и охраняется законом. Любая община имеет право беспрепятственно следовать своему вероучению, отправлять религиозные службы, соблюдать праздники и еженедельный день отдыха и управлять своими внутренними делами.

Израиль подчеркнуто не вмешивается в управление святыми местами, назначение священнослужителей, школьное образование и судопроизводство внутри общины. Воскресные дни и христианские праздники официально признаны нерабочими днями для христиан Израиля.

Христианские общины содержат свои начальные и средние школы. По просьбе греко-католической церкви и баптистской церкви Министерство образования и культуры официально признало их школы и приняло на себя выплату заработной платы преподавательскому составу. В нехристианских государствах такое практикуется крайне редко.

По традиции, представители высшей церковной иерархии участвуют в израильских общественных и гражданских церемониях (открытие сессий Кнессета, торжества по случаю Дня независимости и т.п.), а представители израильского правительства приглашаются на религиозные церемонии христианских общин (освящение церквей, возведение в сан высших иерархов и т.п.), а также на рождественскую и пасхальную службы. В канун нового года (по григорианскому календарю) президент Израиля дает прием в честь глав христианских церквей страны.

Арабы-христиане освобождены от воинской повинности. Христиане, приехавшие вместе с членами семьи-евреями в рамках Закона о возвращении, тем не менее, подлежат воинскому призыву, так как имеют иной статус.

Правовой статус религиозных судов

В Израиле действуют раввинский, мусульманский, христианский и друзский религиозные суды. Юрисдикция религиозных судов распространяется на вопросы, связанные с личным статусом граждан (брак, развод, алименты, опекунство и т.п.). В ряде вопросов юрисдикция религиозных судов совпадает с таковой окружных судов. Управление религиозными судами находится в ведении министра по делам религий.

Правовой статус святых мест

В Израиле имеется большое количество святых мест для трех монотеистических религий - иудаизма, христианства и ислама. Свобода доступа к ним и поклонения святыням гарантируется всем верующим, независимо от их религиозной принадлежности.

Закон об охране святых мест, принятый в 1976 году, гласит: "Святые места должны быть защищены от осквернения, равно как от любого покушения и от любых действий, могущих нарушить доступ верующих любых религий к святым для них местам, либо оскорбить их чувства по отношению к этим местам"[19].

Министерство по делам религий, сформированное для решения возникающих проблем конфессий (но не вмешательства во внутренние дела религиозных общин), помимо управления религиозными делами, уполномочено следить за тем, чтобы права верующих не нарушались. Оно также играет важную роль в распределении государственного финансирования на укрепление положения признанных религиозных общин.

Так, начиная с 1960-х гг. в Израиле было сооружено и отреставрировано значительное число церквей, монастырей и религиозных школ. Многие святые места были реставрированы или отремонтированы, значительные строительные работы для обеспечения доступа к святым местам были осуществлены за государственный или муниципальный счет (в Старом городе Иерусалима, у озера Кинерет и в других местах).

Признанные конфессии

Ряд христианских конфессий в Израиле получили статус "признанных государством". По причинам исторического характера, сложившимся еще в оттоманский период, за религиозными судами этих общин сохраняется юрисдикция в вопросах, связанных с личным статусом членов данной конфессии, таких как брак, развод и т.д.

Признанными конфессиями в Израиле являются: греческая православная церковь, армяно-григорианская церковь, сирийская православная церковь, римско-католическая церковь, маронитская, греко-католическая мелькитская церковь, сиро-католическая церковь, армяно-католическая церковь, халдо-католическая, монофизистские конфессии и с 1970 года - англиканская евангелическая церковь.

Защита государством от хулиганства

Христианским общинам иногда приходится сталкиваться с проявлениями хулиганства и даже с оскверненем святых мест[20][21] со стороны различных хулиганов.

Несмотря на утверждения некоторых христианских деятелей[22], речь не идет о явлении. И уже тем более нет никаких преследований христиан со стороны тех или иных государственных институтов.

Напротив, государство следит за неприкосновенностью святых мест, приняв соответствующее законодательство, и берет на себя ответственность по защите христианских общин, пресекая хулиганство по отношению к ним. В случае административных правонарушений против нарушителей принимаются меры, предусмотренные действующим законодательством.

Отношение мусульман к христианам

Происходит постепенное целенаправленное вытеснения мусульманами арабов-христиан из исконных мест их проживания, что приводит к оттоку христианского населения из таких городов, как Вифлеем (Бейт-Лехем), Назарета (Нацерета), и т. д. Это происходит с помощью насилия и угроз расправы. В секторе Газы христиане часто становятся жертвами исламистов, так как подозреваются в сотрудничестве с Израилем.

Отношение Израиля к христианскому миссионерству

Последователи большинства христианских конфессий полагают, что второе пришествие Христа произойдет, когда все евреи мира соберутся в Израиле и примут христианство[23]. Поэтому христианство на протяжении веков особое внимание уделяло обращению, в том числе и насильственному, евреев в христианство, считая это необходимым условием возвращения Мессии.

Сегодня приоритеты крупнейших христианских конфессий несколько изменились, но по миру, в том числе и в Израиле, действует ряд христианских деноминаций, ставящих своей целью крещение евреев. Это, например, мессианские евреи и Евреи за Иисуса.

Отцы-основатели Израиля понимали опасность миссионерства, и, гарантируя свободу вероисповедания в Израиле и защищая права религиозных общин всех конфессий, тем не менее, стремились избежать ситуации, при которой христианское миссионерство в отношении евреев приобрело размах внутри страны. Тем не менее, государство не ведет активной анти-миссионерской политики[24], но этим занимается ряд общественных организаций, например, Яд ле-Ахим.

Как такого запрета на миссионерскую деятельность в Израиле не существует[25], и государство спокойно смотрит на миссионерскую деятельность[26] среди представителей любых национальностей в Израиле, кроме евреев - например, среди арабов. Законом лишь запрещено миссионерство (со стороны любой религии - без исключений) в том случае, если речь идет о предоставлении и получении каких-либо материальных выгод при переходе в другую религию[27].

В обществе христианское миссионерство встречает неоднозначное отношение. Это дало повод в мае 2008 года заместителю мэра города Ор-Йегуда Узи Аарону, представителю ультра-ортодоксальной партии ШАС, в рамках инициированной им лично кампании по борьбе с действиями в городе миссионеров деноминации Евреи за Иисуса устроить публичное сожжение распространенных ими книг Нового завета при содействии учеников йешивы. Несмотря на неприятие миссионерства среди евреев, данный поступок не только вызвал всеобщее порицание[28], но и в отношении вице-мэра было заведено уголовное дело. Указание начать расследование поступило в полицию из государственной прокуратуры по следам публикаций в прессе[29].

Закон о возвращении

Одним из защитных механизмов является Закон о возвращении, согласно которому автоматическое право на гражданство и репатриацию получает любой еврей в третьем поколении (достаточно, чтобы только бабушка или дедушка были евреями), но при условии, что не сменил религию. Если крещеный галахический еврей, соблюдающий основы христианства, пожелает репатриироваться в Израиль, то он не подпадает под действие этого закона и соответственно автоматическое право на гражданство Израиля теряет[30][31].

Существует прецедентное постановление Верховного суда Израиля от 1993 года, согласно которому евреи-репатрианты, представляющие религиозное движение Евреи за Иисуса, являются "последователями иной веры" и тем самым не обладают автоматическим правом на израильское гражданство[32]. Тем не менее, неизвестны случаи использования этого прецедента для аннулирования гражданства. Так что его предназначение, по всей видимости, - ликвидация образовавшейся законодательной лакуны.

В то же время исключение может быть сделано для мессианских евреев в силу их особого отношения к государству Израиль, лояльности ему, готовности проходить воинскую службу, и т. д. Мессианские верующие, у которых только отец, дедушка или супруг(а) — евреи, имеют такое право, поскольку они не считаются евреями по галахе, а, следовательно, не могут рассматриваться как перешедшие в другую веру[33].

По данным опроса общественного мнения, проведенного Институтом Исследований Дахаф в январе 1988 г., 78 % опрошенных согласились с тем, что следует позволить совершить алию (репатриацию) человеку, «рождённому от еврейской матери, верному государству Израиль, платящему государству налоги, служащему в армии, празднующему еврейские праздники, соблюдающему заповеди израильской традиции, чувствующему себя евреем и верующему, что Йешуа является Мессией, но не крещён в христианство» (17 % были против, остальные воздержались). С этим согласились также 77 % религиозных ортодоксальных евреев[34]

Тем не менее, неевреи-члены семьи евреев, в соответствии с Законом о возвращении, тоже имеющие право на репатриацию, не обязаны переходить в иудаизм, и спокойно могут придерживаться других религий. Так с "большой алией" в Израиле оказалось большое количество христиан-не арабов (этнических русских, украинцев, белорусов, и т. д.) - 313 тысяч человек (данные на 2010 год)[35], часть из которых составляют последователи различных христианских конфессий, в основном, православия, но также и мессианские евреи.

Положение христиан в ПА

Положение христиан в ПА отчасти схоже с положением христиан в Израиле, в силу того, что израильские власти имеют определенное влияние на ситуацию в ПА. Тем не менее, здесь действуют иные факторы и прослеживаются иные тенденции, так как власти ПА проводят самостоятельную политику в отношении представителей различных религиозных конфессий.

Конфессии

A majority of Christians are Greek Orthodox; the remainder consists of Roman Catholics, Greek Catholics, Protestants, Syrian Orthodox, Armenian Orthodox, Copts, Maronites, Ethiopian Orthodox, and Protestant denominations.

Демография

По сильно заниженным данным Палестинского статистического бюро[36], число христиан в автономии составляет всего 39 560 человек[37].

Согласно более достоверным данным Государственного департамента США, в секторе Газы проживают 1500-2500 христиан[38], и их количество продолжает резко сокращаться за последние годы. На территории Иудеи и Самарии, а также оспариваемого Восточного Иерусалима проживает 120 тысяч христиан - их число также постепенно сокращается. На данный момент (ноябрь 2010) они составляют почти 2 процента от общего населения ПА, включая сектор Газы.

Христиане предпочитают жить в городах, и основная их масса проживает в оспариваемом Иерусалиме, Рамалле и Вифлееме (Бейт-Лехеме). В Старом городе Иерусалима проживает порядка 5 тысяч христиан[39], и еще 10 тысяч христиан проживает в его муниципальных границах. В близлежащем Вифлееме живут примерно 6 тыс. христиан, что составляет менее 20% городского населения.

Christians are concentrated primarily in the areas of Jerusalem, Ramallah, and Bethlehem, but smaller communities exist elsewhere. According to local Christian leaders, Palestinian Christian emigration has accelerated since 2001, reducing the number of Christians in the West Bank and Gaza Strip. Most left for security and economic reasons, often related to the effects of the barrier; however, low birth rates among Palestinian Christians also contribute to their shrinking numbers.

Christians comprise less than 4% of Palestinian Arabs living within the borders of former western Mandate Palestine today (less than 4% in Jordan's former West Bank, a negligible percentage in Gaza, and nearly 10% of Israeli Arabs). According to official British Mandate estimates, in 1947 Mandate Palestine’s population was approximately 35% percent Christian.

Снижение количества христиан в ПА

Если в начале ХХ века на территории современных Израиля и ПА проживало порядка 10 процентов христиан, то сегодня наиболее высокая их концентрация наблюдается в Израиле, где они составляют около 10 процентов от общего числа арабоязычного населения.

В 1997-2002 годах число христиан на территориях, переданных Израилем Палестинской Автономии в рамках соглашений Осло, снизилось с 35 тыс. в 1997 году до 25 тыс. в 2002, т.е. на 29%[40]. В секторе Газы, за этот же период, их число снизилось на 20%, с 2,5 тыс. в 1997 году до 2 тыс. в 2002. В Израиле такого процесса не наблюдается, однако, в процентном отношении численность арабов христиан, составляющих 83% всех христиан Израиля, упала с 21% населения страны в 1949 до 10% в 1998 году.

Отношение властей к христианским конфессиям

Отношение властей к христианскому миссионерству

Ссылки

Примечания

  1. Национальные и религиозные меньшинства современного Израиля
  2. ДВА ПРОЦЕНТА НАСЕЛЕНИЯ ИЗРАИЛЯ ИСПОВЕДУЮТ ХРИСТИАНСТВО
  3. Central Bureau of Statistics. Population by religion
  4. Israel's population hits 7.5 million
  5. Statistical Abstract of Israel, 2009, CBS Table 2.2 - Population, by religion (PDF). Проверено 28 апреля 2010.
  6. Supplement to Survey of Palestine, 1946, British Mandate for Palestine Table 2.2 - Population, by religion (end of 1946) (JPG). Проверено 10 июня 2010.
  7. Central Bureau of Statistics. Population by religion
  8. Сирия: под угрозой последнее пристанище христиан
  9. Ирак: христиане бегут из страны ("Alarab Online", Великобритания)
  10. Палестинские исламисты охотятся на христиан
  11. Супруга Максима Шевченко превозносит геноцид христиан Газы
  12. Сергей Путилов. Христиане в палестинском гетто
  13. ДВА ПРОЦЕНТА НАСЕЛЕНИЯ ИЗРАИЛЯ ИСПОВЕДУЮТ ХРИСТИАНСТВО
  14. Христиане Палестины подвергаются систематическим нападениям исламских экстремистов
  15. []
  16. Массовое бегство христиан с Ближнего Востока тревожит Ватикан
  17. Israel's population hits 7.5 million
  18. Демография христианских общин в Израиле или как мусульмане захватили Шфарам
  19. ХРИСТИАНСКИЕ ОБЩИНЫ ИЗРАИЛЯ
  20. В Назарете арабы провели демонстрацию протеста в связи с осквернением церкви Благовещения
  21. В Израиле громят православные храмы
  22. Христианство в Израиле
  23. ДВА ПРОЦЕНТА НАСЕЛЕНИЯ ИЗРАИЛЯ ИСПОВЕДУЮТ ХРИСТИАНСТВО
  24. Евгений Левин. Израильская борьба против миссионерства: правда и вымыслы
  25. Израильское право
  26. Израильское право
  27. Израильское право
  28. Российские евреи возмущены сожжением книг Нового Завета в Израиле
  29. Вице-мэр Ор-Йегуды Узи Аарон: "Сожжение христианской литературы произошло спонтанно"
  30. Израильское право
  31. Израильское право
  32. Legal Cases Involving Jews for Jesus
  33. Messianic Jews and the Law of Return
  34. Давид Стерн. Мессианский еврейский манифест, М.:Силоам,2005, с.233
  35. Население Израиля превысило 7,5 млн.человек
  36. [http://amkob113.narod.ru/yfait/yf-3.html Яков Файтельсон. Демографические прогнозы населения Страны Израиля и реальность]
  37. Сергей Путилов. Христиане в палестинском гетто
  38. US Department of State. International Religious Freedom Report 2009
  39. Сергей Путилов. Христиане Палестины: Чужие среди своих
  40. Григорий Кухарчик. Критическое положение христиан на Святой земле
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация