Порат, Орна

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Maria Akopyan (Обсуждение | вклад)
(переименовал «Порат, Орна (ЭЕЭ)» в «Порат, Орна»)
Maria Akopyan (Обсуждение | вклад)
м (переименовал «Порат, Орна (ЭЕЭ)» в «Порат, Орна»)
 
(3 промежуточные версии не показаны)
Строка 1: Строка 1:
-
#перенаправление [[Порат, Орна]]
+
{{Остатье
 +
|ТИП СТАТЬИ= 2
 +
|СУПЕРВАЙЗЕР=
 +
|КАЧЕСТВО=
 +
|УРОВЕНЬ=
 +
|НАЗВАНИЕ=
 +
|ПОДЗАГОЛОВОК=
 +
|СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
 +
|АВТОР2=
 +
|ТЕМА=
 +
|СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
 +
|ИЗ ЦИКЛА=
 +
|ПУБЛИКАЦИИ=
 +
|ДАТА СОЗДАНИЯ=
 +
|ВИКИПЕДИЯ=
 +
|ИСТОЧНИК=
 +
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
 +
}}
 +
 
 +
'''Порат, Орна''' (Ирена Кляйн; Porat, Orna; родилась в 1924 г., Кёльн) — израильская актриса, режиссер и театральный деятель.
 +
 
 +
== Биография ==
 +
 
 +
Родилась в немецкой семье. Училась театральному искусству в драматической школе Кельна (1940-42), затем выступала во второстепенных ролях в театрах Кёльна и Шлезвига (1942-46) и недолго в Гамбурге (1947). Состояла в молодежной нацистской организации Гитлерюгенд, но, узнав в конце войны о злодеяниях нацизма, она в поисках «лучшего мира» намеревалась уехать в Советский Союз. В 1945 г. встретила солдата британской армии еврея Иосефа Протера (Порат) и вышла за него замуж, приняв иудаизм. В 1947 г. Порат с мужем репатриировалась в Эрец-Исраэль, попав в страну к началу [[Война За Независимость|Войны за Независимость]]. Некоторое время семья Порат жила в различных киббуцах, а затем переехала в Тель-Авив.
 +
 
 +
=== «Камери» ===
 +
 
 +
Артистическая карьера Порат связана с театром [[«Камери»]], куда она была принята (1947) после попыток поступить по конкурсу в [[«Хабима»|«Хабиму»]] и [[«Охел»]]. Еще слабо владея ивритом, Порат проработала в театре год без оплаты, исполняя маленькую роль в спектакле по пьесе Кэтрин Форбс и Дж. Ван Друтена «Мама была такой» (1948; режиссер [[Милло, Иосеф|И. Милло]]), а затем вошла в состав труппы и вскоре стала в ней одной из ведущих актрис. Играла героико-трагедийные роли классического репертуара (например, Жанна д’Арк в «Святой Иоанне» Б. Шоу, 1952; Мария Стюарт в одноименной пьесе Ф. Шиллера, 1961; Электра в одноименной пьесе Еврипида, 1964 и другие) и характерно-сатирические (например, Шунтэ и Сунтэ в «Добром человеке из Сезуана» Б. Брехта, 1955; Гитл Моска в пьесе У. Гибсона «Двое на качелях», 1960; Старая дама в пьесе Ф. Дюрренматта «Визит старой дамы», 1974). Особой глубиной и законченностью отличается роль Матери в пьесе Ф. Лорки «Кровавая свадьба» (1970, «Камери»; 1990, «Хабима»); оригинальную трактовку Порат нашла, играя роли в пьесах У. Шекспира «Ромео и Джульетта», «Двенадцатая ночь», «Кориолан» и других. Помимо работы в израильских театрах Порат выступала нередко и в зарубежных: в парижском театре [[Бернар, Сара|Сары Бернар]] (1956), в театрах Швейцарии и США (1960-70-е гг.); в 1961-64 гг. совершенствовала актерское мастерство в Сорбонне (Париж), выезжала в Лондон, а также в Москву и Ленинград, где знакомилась с особенностями детского театра.
 +
 
 +
=== Создание детского театра в Израиле ===
 +
 
 +
Порат — создатель и первый руководитель детского театра в Израиле. Еще в 1960-х гг. при «Камери» был организован детский филиал, который с 1970 г. стал самостоятельным «Театром для детей и юношества» («hа-театрон л-иладим у-ле-ноар»). В течение 18 лет Порат возглавляла театр, поставила много спектаклей, в том числе «[[Франк, Анна|Анна Франк]]» (по пьесе Френсис Гудрич и А. Хаккета, 1973), «Аггадот шлоша ве-арбаа» («Сказание о трех и четырех», по [[Бялик, Хаим Нахман|Х. Н. Бялику]]). Порат участвовала в телевизионной постановке «Хозяйка замка» по пьесе [[Гольдберг, Леа|Леи Гольдберг]] и в кинофильме о жизни [[Корчак, Януш|Я. Корчака]].
 +
 
 +
== Значительные роли ==
 +
 
 +
Значительные роли Порат последних лет — Бернарда Альба в пьесе Ф. Лорки «Дом Бернарды Альба» (1988) и роль Маргариты фон Цанд, врача дома умалишенных в пьесе Ф. Дюрренматта «Физики» (1991), обе в «Камери». Актерская манера Порат отличается яркой темпераментностью, экспрессией и одновременно сдержанностью, напряженным драматизмом и глубоким психологизмом.
 +
 
 +
== Премии и награды ==
 +
 
 +
Порат — лауреат [[Государственная Премия Израиля|Государственной премии Израиля]] (1979), премии «Серебряная роза» газеты «Маарив» (1980, за исполнение женской роли в пьесе [[Миллер, Артур|А. Миллера]] «Смерть коммивояжера»), имени [[Маргалит, Меир|М. Маргалита]] (1983; за исполнение роли Гекубы в пьесе Ж.-П. Сартра «Жены Трои» по Еврипиду, «Хабима»).
 +
 
 +
{{ElevenCopyRight|13284|ПОРАТ Орна}}
 +
 
 +
[[Категория:Театры Израиля]]
 +
[[Категория:Режиссёры Израиля]]

Текущая версия на 23:55, 22 апреля 2012



Тип статьи: Регулярная исправленная статья


Порат, Орна (Ирена Кляйн; Porat, Orna; родилась в 1924 г., Кёльн) — израильская актриса, режиссер и театральный деятель.

Содержание

Биография

Родилась в немецкой семье. Училась театральному искусству в драматической школе Кельна (1940-42), затем выступала во второстепенных ролях в театрах Кёльна и Шлезвига (1942-46) и недолго в Гамбурге (1947). Состояла в молодежной нацистской организации Гитлерюгенд, но, узнав в конце войны о злодеяниях нацизма, она в поисках «лучшего мира» намеревалась уехать в Советский Союз. В 1945 г. встретила солдата британской армии еврея Иосефа Протера (Порат) и вышла за него замуж, приняв иудаизм. В 1947 г. Порат с мужем репатриировалась в Эрец-Исраэль, попав в страну к началу Войны за Независимость. Некоторое время семья Порат жила в различных киббуцах, а затем переехала в Тель-Авив.

«Камери»

Артистическая карьера Порат связана с театром «Камери», куда она была принята (1947) после попыток поступить по конкурсу в «Хабиму» и «Охел». Еще слабо владея ивритом, Порат проработала в театре год без оплаты, исполняя маленькую роль в спектакле по пьесе Кэтрин Форбс и Дж. Ван Друтена «Мама была такой» (1948; режиссер И. Милло), а затем вошла в состав труппы и вскоре стала в ней одной из ведущих актрис. Играла героико-трагедийные роли классического репертуара (например, Жанна д’Арк в «Святой Иоанне» Б. Шоу, 1952; Мария Стюарт в одноименной пьесе Ф. Шиллера, 1961; Электра в одноименной пьесе Еврипида, 1964 и другие) и характерно-сатирические (например, Шунтэ и Сунтэ в «Добром человеке из Сезуана» Б. Брехта, 1955; Гитл Моска в пьесе У. Гибсона «Двое на качелях», 1960; Старая дама в пьесе Ф. Дюрренматта «Визит старой дамы», 1974). Особой глубиной и законченностью отличается роль Матери в пьесе Ф. Лорки «Кровавая свадьба» (1970, «Камери»; 1990, «Хабима»); оригинальную трактовку Порат нашла, играя роли в пьесах У. Шекспира «Ромео и Джульетта», «Двенадцатая ночь», «Кориолан» и других. Помимо работы в израильских театрах Порат выступала нередко и в зарубежных: в парижском театре Сары Бернар (1956), в театрах Швейцарии и США (1960-70-е гг.); в 1961-64 гг. совершенствовала актерское мастерство в Сорбонне (Париж), выезжала в Лондон, а также в Москву и Ленинград, где знакомилась с особенностями детского театра.

Создание детского театра в Израиле

Порат — создатель и первый руководитель детского театра в Израиле. Еще в 1960-х гг. при «Камери» был организован детский филиал, который с 1970 г. стал самостоятельным «Театром для детей и юношества» («hа-театрон л-иладим у-ле-ноар»). В течение 18 лет Порат возглавляла театр, поставила много спектаклей, в том числе «Анна Франк» (по пьесе Френсис Гудрич и А. Хаккета, 1973), «Аггадот шлоша ве-арбаа» («Сказание о трех и четырех», по Х. Н. Бялику). Порат участвовала в телевизионной постановке «Хозяйка замка» по пьесе Леи Гольдберг и в кинофильме о жизни Я. Корчака.

Значительные роли

Значительные роли Порат последних лет — Бернарда Альба в пьесе Ф. Лорки «Дом Бернарды Альба» (1988) и роль Маргариты фон Цанд, врача дома умалишенных в пьесе Ф. Дюрренматта «Физики» (1991), обе в «Камери». Актерская манера Порат отличается яркой темпераментностью, экспрессией и одновременно сдержанностью, напряженным драматизмом и глубоким психологизмом.

Премии и награды

Порат — лауреат Государственной премии Израиля (1979), премии «Серебряная роза» газеты «Маарив» (1980, за исполнение женской роли в пьесе А. Миллера «Смерть коммивояжера»), имени М. Маргалита (1983; за исполнение роли Гекубы в пьесе Ж.-П. Сартра «Жены Трои» по Еврипиду, «Хабима»).

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ПОРАТ Орна в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация