Пророки (раздел ТаНаХа)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Raphael (Обсуждение | вклад)
м (Содержание)
Raphael (Обсуждение | вклад)
м (Содержание: орфография)
Строка 21: Строка 21:
Ранние Пророки включают книги [[Иехошуа Бин Нун|Иехошуа бин Нуна]], [[Судей Израилевых Книга|Судей Израилевых книгу]], I и II [[Самуила Книга|книги Самуила]] и I и II [[Царей Книга|книги Царей]], где деятельность отдельных пророков лишь упоминается.
Ранние Пророки включают книги [[Иехошуа Бин Нун|Иехошуа бин Нуна]], [[Судей Израилевых Книга|Судей Израилевых книгу]], I и II [[Самуила Книга|книги Самуила]] и I и II [[Царей Книга|книги Царей]], где деятельность отдельных пророков лишь упоминается.
-
Поздние Пророки включают [[Йешаяhу (Исаия), библейская книга|Йешаяѓу]], [[Ирмеяhу (Иеремия), библейская книга|Ирмеяѓу]], [[Йехезкель (Иезекиил), библейская книга|Йеhезкель]], и двенадцать [[Пророки Малые|малых пророков]]: [[Hошеа (книга)|Хошеа]], [[Иоэль]], [[Амос]], [[Овадия]], [[Иона]], [[Миха]], [[Нахум]], [[Хавакук]], [[Цфания]], [[Хагай]], [[Зхария]] и [[Малахи]].
+
Поздние Пророки включают [[Йешаяhу (Исаия), библейская книга|Йешаяhу]], [[Ирмеяhу (Иеремия), библейская книга|Ирмеяhу]], [[Йехезкель (Иезекиил), библейская книга|Йеhезкель]], и двенадцать [[Пророки Малые|малых пророков]]: [[Hошеа (книга)|Хошеа]], [[Иоэль]], [[Амос]], [[Овадия]], [[Иона]], [[Миха]], [[Нахум]], [[Хавакук]], [[Цфания]], [[Хагай]], [[Зхария]] и [[Малахи]].
По-видимому, заключительные стихи последней пророческой книги — Малахи (3:22–24) — служат эпилогом всего этого раздела: здесь содержится намек на то, что пророчество прекратилось, и выражается надежда на его возобновление в [[Эсхатология|эсхатологическом]] [[Олам hа-Ба|будущем]].
По-видимому, заключительные стихи последней пророческой книги — Малахи (3:22–24) — служат эпилогом всего этого раздела: здесь содержится намек на то, что пророчество прекратилось, и выражается надежда на его возобновление в [[Эсхатология|эсхатологическом]] [[Олам hа-Ба|будущем]].
 +
== Канонизация ==
== Канонизация ==
Канонизация Торы (начало 5 в. до н. э.) стимулировала деятельность по отбору пророческой литературы. Согласно раввинистической традиции, канонизация библейского раздела ''Пророки'' завершилась в персидскую эпоху, то есть до 323 г. до н. э. Эта традиция находит подтверждение в ряде фактов. Так, если бы канонизация произошла позднее, в эллинистическую эпоху, книга [[Даниэль|Даниэля]] была бы включена в раздел Пророки, а не Писания, книги Пророки включали бы греческие языковые заимствования и упоминания об исторических событиях после падения Персидской империи, чего нет в каноническом тексте. Нет сведений ни об одной дискуссии, в которой законоучители обсуждали бы каноничность той или иной книги раздела. Вместе с тем очевидно, что книги Пророки были канонизированы позднее, чем [[Тора]], так как только она читалось перед народом во времена [[Эзра|Эзры]] и [[Нехемия|Нехемии]]; Священное Писание [[Самаритяне|самаритян]], отколовшихся от евреев в этот период, включает Пятикнижие, но не содержит книги Пророки.
Канонизация Торы (начало 5 в. до н. э.) стимулировала деятельность по отбору пророческой литературы. Согласно раввинистической традиции, канонизация библейского раздела ''Пророки'' завершилась в персидскую эпоху, то есть до 323 г. до н. э. Эта традиция находит подтверждение в ряде фактов. Так, если бы канонизация произошла позднее, в эллинистическую эпоху, книга [[Даниэль|Даниэля]] была бы включена в раздел Пророки, а не Писания, книги Пророки включали бы греческие языковые заимствования и упоминания об исторических событиях после падения Персидской империи, чего нет в каноническом тексте. Нет сведений ни об одной дискуссии, в которой законоучители обсуждали бы каноничность той или иной книги раздела. Вместе с тем очевидно, что книги Пророки были канонизированы позднее, чем [[Тора]], так как только она читалось перед народом во времена [[Эзра|Эзры]] и [[Нехемия|Нехемии]]; Священное Писание [[Самаритяне|самаритян]], отколовшихся от евреев в этот период, включает Пятикнижие, но не содержит книги Пророки.

Версия 20:27, 21 марта 2013

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья
Академический супервайзер: д-р Арье Ольман


Невиим (נְבִיאִים - Пророки) - второй раздел Танаха, включающий книги, написанные после входа евреев в Страну Израиля и до вавилонского изгнания, при этом содержащие пророческие откровения.

Содержание

Включает повествовательные исторические книги (Невиим ришоним - Ранние пророки) и собственно пророческие книги (Невиим ахароним - Поздние пророки).

Деление на ранних и поздних пророков — послеталмудическое; законоучители Талмуда называли ранними пророков, действовавших до разрушения Первого Храма[1], а поздними — пророков, живших после возвращения из вавилонского пленения[2].

Ранние Пророки включают книги Иехошуа бин Нуна, Судей Израилевых книгу, I и II книги Самуила и I и II книги Царей, где деятельность отдельных пророков лишь упоминается.

Поздние Пророки включают Йешаяhу, Ирмеяhу, Йеhезкель, и двенадцать малых пророков: Хошеа, Иоэль, Амос, Овадия, Иона, Миха, Нахум, Хавакук, Цфания, Хагай, Зхария и Малахи.

По-видимому, заключительные стихи последней пророческой книги — Малахи (3:22–24) — служат эпилогом всего этого раздела: здесь содержится намек на то, что пророчество прекратилось, и выражается надежда на его возобновление в эсхатологическом будущем.

Канонизация

Канонизация Торы (начало 5 в. до н. э.) стимулировала деятельность по отбору пророческой литературы. Согласно раввинистической традиции, канонизация библейского раздела Пророки завершилась в персидскую эпоху, то есть до 323 г. до н. э. Эта традиция находит подтверждение в ряде фактов. Так, если бы канонизация произошла позднее, в эллинистическую эпоху, книга Даниэля была бы включена в раздел Пророки, а не Писания, книги Пророки включали бы греческие языковые заимствования и упоминания об исторических событиях после падения Персидской империи, чего нет в каноническом тексте. Нет сведений ни об одной дискуссии, в которой законоучители обсуждали бы каноничность той или иной книги раздела. Вместе с тем очевидно, что книги Пророки были канонизированы позднее, чем Тора, так как только она читалось перед народом во времена Эзры и Нехемии; Священное Писание самаритян, отколовшихся от евреев в этот период, включает Пятикнижие, но не содержит книги Пророки.

Наиболее ранний (не позднее конца 2 в. н. э.) список книг Пророки представлен в талмудическом трактате Бава Батра (14б): «Наши законоучители учат: порядок книг Пророки таков: Иехошуа, Судьи, Самуил, Цари, Иеремия, Иехезкель, Исайя и Двенадцать...». Указанный порядок отличается от известного нам канона лишь тем, что книга Исайи следует за Иехезкелем, а не открывает подраздел Поздние пророки. Что касается принципов, определяющих порядок книг Пророки, очевидно, что Ранние пророки расположены таким образом, чтобы образовывать непрерывное историческое повествование; порядок Поздних пророков отражает ряд критериев — хронологический, содержательный и количественный (от более пространных к менее пространным книгам). Порядок Малых пророков отражает представления законоучителей о хронологической последовательности их повествования.

Сноски

  1. Сота 9:12; Таан. 4:2 и др.
  2. Тосеф., Сота 13:2; Сота 48б
Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ПРОРОКИ КНИГИ в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация