Прушим (Фарисеи)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Raphael (Обсуждение | вклад)
м (Происхождение названия: оформление, викификация)
Raphael (Обсуждение | вклад)
м (Устный Закон: дополнение)
Строка 40: Строка 40:
=== Устный Закон ===
=== Устный Закон ===
{{main|Устная Тора}}
{{main|Устная Тора}}
-
В центре спора между фарисеями и саддукеями стоял [[Устная Тора|Устный Закон]]. Как пишет Иосиф Флавий, «Фарисеи обнародовали несколько галахот, основанных на неписаной традиции, и потому секта саддукеев отвергла эти галахот, поскольку они полагали, что следует считать законом лишь то, что написано в Торе».  
+
В центре спора между фарисеями и саддукеями стоял [[Устная Тора|Устный Закон]]. Как пишет Иосиф Флавий, «Фарисеи обнародовали несколько [[Галаха|hалахот]], основанных на неписаной традиции, и потому секта саддукеев отвергла эти hалахот, поскольку они полагали, что следует считать законом лишь то, что написано в Торе».  
-
Однако из дискуссий законоучителей Талмуда видно, что саддукеи не отрицали необходимости интерпретировать законы Торы, однако настаивали, чтобы эти толкования были записаны (примером таких кодифицированных толкований служит саддукейская «Книга наказаний»). Фарисеи категорически отвергли это требование («галахот не записывают в книгу») и потому объявили праздничной датой день упразднения саддукейской «Книги наказаний»<ref>Мегилат Таанит и Схолион к ней, 4 тамуза</ref>. Согласно фарисейской доктрине, [[Тора]], которую Бог дал Моисею, включала как Письменный, так и [[Устная Тора|Устный Закон]]: Божественные откровения, зафиксированные в Пятикнижии, дополненные и разъясненные пророками (см. Пророки и пророчество) и устной традицией, следует истолковывать в соответствии с экзегетическими нормами законоучителей каждого поколения. Таким образом, законы Торы следует понимать в соответствии с толкованием законоучителей, которых Бог наделил разумом для того, чтобы они интерпретировали эти законы.
+
Однако из дискуссий законоучителей Талмуда видно, что саддукеи не отрицали необходимости интерпретировать законы Торы, однако настаивали, чтобы эти толкования были записаны (примером таких кодифицированных толкований служит саддукейская «Книга наказаний»). Фарисеи категорически отвергли это требование («hалахот не записывают в книгу») и потому объявили праздничной датой день упразднения саддукейской «Книги наказаний»<ref>Мегилат Таанит и Схолион к ней, 4 тамуза</ref>.  
 +
 
 +
Согласно фарисейской доктрине, [[Тора]], которую Бог дал [[Моше]] (Моисею), включала как Письменный, так и [[Устная Тора|Устный Закон]]: Божественные откровения, зафиксированные в [[Тора|Пятикнижии]], дополненные и разъясненные [[Пророки И Пророчество|пророками]] и устной традицией, следует истолковывать в соответствии с экзегетическими нормами законоучителей каждого поколения. Таким образом, законы Торы следует понимать в соответствии с толкованием законоучителей, которых Бог наделил разумом для того, чтобы они интерпретировали эти законы.
В центре мировоззрения фарисеев стояло убеждение, что религиозная вера — центр человеческого бытия и что образ жизни человека должен определяться законами Торы
В центре мировоззрения фарисеев стояло убеждение, что религиозная вера — центр человеческого бытия и что образ жизни человека должен определяться законами Торы

Версия 21:36, 24 декабря 2012

Тип статьи: Регулярная исправленная статья
Академический супервайзер: д-р Арье Ольман


Дата создания: 12/11/2010


Фарисеи (ивр. פְּרוּשִׁים‎, перушим, прушим) — религиозно-общественное течение в Иудее в эпоху Второго Храма, одно из трёх направлений иудаизма, описывемых Иосифом Флавием. Учение фарисеев лежит в основе Галахи и современного ортодоксального иудаизма.

После разрушения Храма и в средние века — секта аскетов; с начала 19 в. — принятое в Эрец-Исраэль обозначение последователей Элияху бен Шломо Залмана (так называемого Виленского Гаона), противников хасидизма.

Содержание

Происхождение названия

Название «фарисеи» возникло в начале II века до н. э. Слово «прушим» является производным от корня ивр. פרש‎, имеющего значение «отделяться», «обособляться», и означает «отделившиеся».

Некоторые учёные полагают, что изначально это было прозвище (в смысле "отступники", "еретики"), данное им их противниками саддукеями, но впоследствии оно приобрело уважительный оттенок.

Другие исследователи полагают, что понятие связано с повествованием ТаНаХа о возвращении из пленения вавилонского: «...сыны Израилевы, возвратившиеся из переселения, и все, отделившиеся к ним от нечистоты народов земли, чтобы прибегать к Господу, Богу Израилеву»[1]. Согласно этому объяснению, «отделение» началось размежеванием с иноплеменниками и продолжалось до «отделения» от ам-hа-арец ("обычных людей"), причем особый упор делался на законы о |ритуальной чистоте и нечистоте. В этой трактовке название «фарисеи» не имело отрицательных коннотаций.

Источники сведений о фарисеях

Бо́льшая часть сведений о фарисеях, равно как и об их идейно-политических противниках саддукеях, содержится в сочинениях Иосифа Флавия, у законоучителей Талмуда и в Новом завете. Иосиф Флавий, сочинения которого предназначались для грекоязычного читателя, говорит о фарисеях как об одной из трех, наряду с саддукеями и ессеями, еврейских «сект» или «философских школ», проводя при этом аналогию между фарисеями и стоиками; в своем изложении Иосиф уделяет первостепенное внимание теологическим разногласиям между этими тремя «школами». Законоучители Талмуда по большей части излагают галахические дискуссии фарисеев.

Истоки учения

Иосиф Флавий сообщает, что фарисеи и две другие «секты» сложились в правление Йонатана Хасмонея, но сам Иосиф говорит об участии этих «сект» в общественной жизни начиная только со времени Йоханана Гиркана I. Вместе с тем, исследователи склонны рассматривать фарисеев как идейных наследников более раннего движения хасидеев, упоминаемых в книгах Маккавеев. Фарисеев называли «мудрыми и знающими в разъяснении законов»; в Новом завете они упоминаются вместе с "книжниками" (софрим).

Традиционная еврейская трактовка видит в прушим (фарисеях) прямых наследников традиции толкования Торы, восходящей к Моше, и поэтому не ставит вопрос об истоках их учения.

Учение фарисеев

Устный Закон

Основная статья: Устная Тора

В центре спора между фарисеями и саддукеями стоял Устный Закон. Как пишет Иосиф Флавий, «Фарисеи обнародовали несколько hалахот, основанных на неписаной традиции, и потому секта саддукеев отвергла эти hалахот, поскольку они полагали, что следует считать законом лишь то, что написано в Торе».

Однако из дискуссий законоучителей Талмуда видно, что саддукеи не отрицали необходимости интерпретировать законы Торы, однако настаивали, чтобы эти толкования были записаны (примером таких кодифицированных толкований служит саддукейская «Книга наказаний»). Фарисеи категорически отвергли это требование («hалахот не записывают в книгу») и потому объявили праздничной датой день упразднения саддукейской «Книги наказаний»[2].

Согласно фарисейской доктрине, Тора, которую Бог дал Моше (Моисею), включала как Письменный, так и Устный Закон: Божественные откровения, зафиксированные в Пятикнижии, дополненные и разъясненные пророками и устной традицией, следует истолковывать в соответствии с экзегетическими нормами законоучителей каждого поколения. Таким образом, законы Торы следует понимать в соответствии с толкованием законоучителей, которых Бог наделил разумом для того, чтобы они интерпретировали эти законы.

В центре мировоззрения фарисеев стояло убеждение, что религиозная вера — центр человеческого бытия и что образ жизни человека должен определяться законами Торы

Свобода выбора

Теологические разногласия между «школами» были связаны с проблемой свободы выбора. В отличие от ессеев, веривших в абсолютное Божественное предопределение, и саддукеев, полностью отрицавших предопределение и веривших, что человек обладает свободой выбора между добром и злом, фарисеи считали, что все предначертано Богом, однако добродетель и порок — во власти человека[3]. Бог любит свои создания и требует от человека исполнять данный ему закон. Бог вложил в человека два противоположных импульса — благой и дурной — и, заповедав ему творить добро, дал Тору как руководство в жизни. «Если человек выбирает добро, небесные силы помогают ему. Если же он творит зло, они предоставляют ему идти своим путем» [4]. Отсюда вытекали разногласия в сфере эсхатологии: в противоположность саддукеям, фарисеи верили в бессмертие души, посмертное воздаяние и в воскресение из мертвых перед наступлением царства Божия ("грядущего мира"). В центре мировоззрения фарисеев стояло убеждение, что религиозная вера — центр человеческого бытия и что образ жизни человека должен определяться законами Торы.

Общественно-политическая деятельность фарисеев

Согласно Иосифу Флавию, в противоположность аристократам-саддукеям, фарисеи были весьма популярны в народе, и их влияние на массы было очень велико («даже если они скажут что-нибудь против царя и первосвященника, им сразу же поверят»). Иосиф отмечает человеколюбие фарисеев, которые «желают мира всему народу, в то время как саддукеи строги даже к своим братьям и гневливы к сотоварищам, как если бы те были чужеземцами».

Относительно образа жизни фарисеев Флавий отмечает, что «они ведут строгую жизнь и отказываются от всяких удовольствий. Они следуют лишь тому, что разум признает за благо. Они почитают старших и не позволяют себе противоречить их постановлениям. Они пользуются таким влиянием на народ, что все богослужебные обязанности совершаются по их начертаниям».

Отношения фарисеев и династии Хасмонеев

О первом столкновении фарисеев с домом Хасмонеев Иосиф Флавий и Талмуд единогласно рассказывают следующее. Вернувшись после победоносных войн в Иерусалим, Иоанн пригласил к себе на пир выдающихся фарисеев, о которых один из саддукеев говорил ему, что они настроены против него, и, оказав им большие почести, старался вызвать их на откровенность. Все рассыпались в восторженных похвалах ему, но один из них сказал Гиркану: если ты действительно хочешь быть праведным, откажись от диадемы первосвященника и удовольствуйся царской короной[5]. Причиной к этому послужили слухи, которые набрасывали тень на легальность рождения Гиркана. Возмущённый первосвященник тут же предал оскорбителя суду его товарищей. Те присудили его к ударам плетью и к заточению. «За простое оскорбление, говорит Флавий, они не нашли возможным присудить его к смертной казни, тем более, что фарисеи были вообще мягкосердечны при назначении наказания». Саддукеи воспользовались снисходительным приговором, как доказательством, что оскорбление нанесено было с ведома и согласия всех фарисеев и довели дело до полного разрыва между Гирканом и его прежними советниками.

По воззрению фарисеев сан первосвященника и царская власть действительно не могли и не должны были соединяться в одном лице. Соединение духовной и светской власти в одном лице противоречило и Моисееву закону, и историческим традициям.

Оппозиция фарисеев Маккавеям перешла в открытое народное восстание при Александре Яннае. Междоусобная война, длившаяся 6 лет, стоила жизни 50000 приверженцам фарисеев; оставшиеся в живых должны были рассеяться по соседним странам.

Самое счастливое время для фарисеев было девятилетнее царствование вдовы Янная, Соломеи-Александры, когда действительным правителем государства был брат царицы, мудрый и энергичный фарисей Симеон бен Шетах. Полный внешний мир и разделение властей (первосвященником был тогда старший сын царицы, Гиркан II) примирили фарисеев с домом Маккавеев. После смерти Соломеи началась борьба за престолонаследие между её сыновьями, которые кончили тем, что пригласили римского полководца Помпея в качестве третейского судьи, а последний, пользуясь этим, подчинил Иудею верховной власти Рима. Фарисеи также послали депутацию к Помпею с просьбой избавить народ от обоих воюющих между собою братьев и утвердить в Иудее республику, под покровительством Рима. Это объясняется тем, что фарисеи мирную и спокойную жизнь по закону Моисея всегда ставили выше политической самостоятельности.

Фарисеи при Ироде и римлянах

При Ироде (37-4 до н. э.) политическая роль фарисеев совершенно прекратилась и они сосредоточили всю свою деятельность на исследовании Торы. Незадолго до н.э. фарисеи разделились на два лагеря, хотя не враждебных, но значительно отличавшихся друг от друга по своим воззрениям: школу Гиллеля и школу Шамая. Строгие шамаиты крепче держались буквы закона и не допускали такой свободы толкования, какую допускали гиллелиты. Последние — может быть, благодаря высоким нравственным качествам своего учителя, — восторжествовали и их мнения были приняты народом как религиозные нормы.

В лице Гиллеля (род. в 75 г до н. э., ум. 5 г н. э.) учение фарисеев достигло своего высшего развития. Его воззрения на религию характеризуются следующим фактом. К основателю другой фарисейской школы, Шамаю, обратился однажды язычник с просьбой принять его в лоно еврейства, но с тем, чтобы тот сообщил ему все содержание еврейской религии, «пока он будет стоять на одной ноге». Шамай, отличавшийся особенной строгостью по отношению к религиозным обрядностям, прогнал его. Когда язычник обратился с той же просьбой к Гиллелю, тот ответил ему: «что тебе неприятно, того не делай твоему ближнему — в этом весь Закон; все остальное же — комментарии к нему»[6].

За несколько лет до окончательного падения Иерусалима из среды фарисеев выделились две политических партии: миролюбивые последователи Гиллеля проповедовали мир с Римом во что бы то ни стало, в то время как последователи Шамая образовали партию зелотов (ревнителей), которые были душою восстания народа против римлян и довели Иудею до полного разгрома (70 г. н. э.). В то самое время, когда еврейский народ лишался своего политического центра, раби Йоханану бен Закаю удалось создать для него духовный центр в виде академии в Явне, где было положено основание талмудическому еврейству.

Идейно-политическая борьба между саддукеями и фарисеями завершилась победой последних, и фарисейская концепция определила дальнейшее развитие иудаизма.

Иисус христианства и фарисеи

Сравнение различных новозаветных книг между собой и с другими имеющимися источниками, в том числе талмудическими текстами и трудами Иосифа Флавия и еврейских историков, является одним из важных инструментов исследования истории и учения фарисейского иудаизма. Многие исследователи полагают, что сам Иисус разделял фарисейскую идеологию, и его разногласия с фарисеями были лишь в частностях, а его критика фарисеев немногим отличается от тех критических замечаний, которые можно найти и в Талмуде.

Основная статья: Фарисеи в Новом Завете

Сноски

  1. Езд.6:21, Езд.9:1, Езд.10:11; Неем.10:28
  2. Мегилат Таанит и Схолион к ней, 4 тамуза
  3. Авот 3:15
  4. Вавилонский Талмуд, Шабат 10а.
  5. Вавилонский Талмуд, Кидушин 66а
  6. Вавилонский Талмуд, Шабат 31а

См. также

Ссылки

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация