Рабинович, Иосиф Давидович

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (Замена текста — «древнееврейском языке» на «иврите»)
Eytil2 (Обсуждение | вклад)
м (добавлена категория «Мессианский иудаизм» с помощью HotCat)
Строка 52: Строка 52:
[[Категория:Персоналии:Кишинёв]]
[[Категория:Персоналии:Кишинёв]]
[[Категория:Религиозные деятели России]]
[[Категория:Религиозные деятели России]]
 +
[[Категория:Мессианский иудаизм]]
{{WikiCopyRight}}
{{WikiCopyRight}}

Версия 22:44, 9 октября 2010

Тип статьи: Регулярная статья
Файл:Rabinowitz Photo 181.jpg
Иосиф Давидович Рабинович


Ио́сиф Дави́дович Рабино́вич (11 (23) сентября 1837, Резина Сорокского уезда Бессарабской области — 17 мая 1899, Кишинёв) — еврейский публицист и общественный деятель, протестантский проповедник, основатель первой в России общины т. н. иудео-христиан.

Биография

Иосиф Рабинович родился в 1837 году в бессарабском местечке Резина, расположенном на правом берегу Днестра (ныне райцентр Резинского района Молдовы). Его отец, Давид Эфроимович, был внуком оргеевского раввина Вольфа Рабиновича. Мать, Эстер-Сара, происходила из резинской хасидской семьи. В раннем детстве, после смерти матери, Иосиф Рабинович поселился в доме своего деда по материнской линии реб Нуты (ученика хасидского цадика ребе Янкл-Шимшн из Шофатовки). В доме деда он получил религиозное воспитание, изучая Мишну, Гемару, комментарии Раши, и, как и дед, стал хасидом рашковского ребе — реб Зёмы (Залмена Иосифовича) Ра́шкевера. В 1848 году в возрасте 11 лет Рабинович покинул Резину и поселился в доме своей бабушки (по отцовской линии) Ривке в Оргееве. Здесь он продолжил обучение у частного учителя Иосифа Кивовича — последователя бершадского хасидского цадика реб Рефула, и занялся изучением средневекового еврейского мистицизма (Каббалы).

Когда ему было 16 лет, Рабинович увлёкся современной светской художественной литературой, главным образом на иврите. Христианством Рабинович впервые заинтересовался, когда его приятель — Ихил-Цви (Меерович) Гершензон, слывший в городе вольнодумцем — подарил ему изданный в Лондоне и привезённый им из Кишинёва древнееврейский перевод Нового Завета. Книга произвела на Рабиновича такое впечатление, что он решил отойти от хасидиского мистицизма, уединиться в доме отца в местечке Машковичи под Оргеевом и целиком посвятить себя изучению еврейской философии, в первую очередь Маймонида. После женитьбы на Голде Гольденберг в 1856 году, Рабинович вновь поселился в Оргееве, в доме своего тестя Даниэла Гольденберга, возобновил общение с Гершензоном и на полученные в приданое 500 рублей открыл небольшую торговую лавку.

В 1859 году город постиг пожар, уничтоживший 66 хозяйств и семья Рабиновича осталась без средств к существованию. Будучи неплохо подготовленным в области юриспруденции, И. Д. Рабинович занялся правовой практикой, вскоре начав печататься в древнееврейской прессе и в первую очередь в одесском издании А. O. Цедербаума «гаМелиц» — первой древнееврейской газете в России (1860). В это же время Рабинович открыл в Оргееве талмудтору (общинную начальную школу) и стал членом «Общества по распространению просвещения среди евреев в России». Собрав необходимые средства, в 1866 году он открыл крупное предприятие по оптовой торговле чаем и сахаром по всему Оргеевскому уезду, в 1869 году был избран (единственным евреем) в оргеевский уездный совет. Однако после насилия над евреями в Одессе, Рабинович разочаровался в возможностях просветительского движения и эмансипации. Продав своё дело и собственность в Оргееве, 9 ноября 1871 года И. Д. Рабинович с женой, четырьмя дочерьми и сыном (который уже к тому времени учился в кишинёвской гимназии) переехал в Кишинёв, купил участок земли и в 1873 году выстроил на ней дом. На духовное состояние Рабиновича в это время повлияла также смерть младшей дочери в результате эпидемии холеры в 1872 году.

В это время Александр Цедербаум перевёл газету «гаМелиц» из Одессы в Санкт-Петербург, предложив Рабиновичу стать постоянным корреспондентом издания в Кишинёве. В 1878 году Рабинович выступал в печати со статьями об улучшении положения раввината и еврейского образования (как необходимых условиях для улучшения благосостояния всего еврейского народа), написанными с позиций движения еврейского просвещения (Хаскала); в статье (памфлете) «Сабри маранан верабанан» в газете «hаБокер Ор» (Утренний свет) призывал к всеобщему привлечению евреев с ранних лет к земледельческому труду. Вместе с доктором Левинтоном он создал городское общество по вспомоществлению еврейской бедноте в обработке земли, занимался улучшением условий синагогальной службы.

В начале 1880-х годов под впечатлением от прокатившейся по черте оседлости волны еврейских погромов, Рабинович увлёкся палестинофильством и с целью основания еврейской земледельческой колонии посетил Палестину, где был потрясён нищетой местного еврейского населения. В Иерусалиме он пришёл к выводу, что решением еврейского вопроса должно стать обращение евреев в христианство. В Бессарабию Рабинович вернулся с идеей создания национальной иудео-христианской религиозной общины на Юге России.

По возвращении в Кишинёв в 1883 году И. Д. Рабинович выпустил на иврите катехизис нового учения «Двенадцать тезисов веры» (по аналогии с «Принципами еврейской веры» Маймонида), в котором признавались основные догматы христианства в сочетании с отдельными традиционными еврейскими обрядами. Одновременно занялся образованием первой иудео-христианской общины в Российской империи, чьей целью было создание иудаизма нового типа, сближающего его с ранним христианством.

24 декабря 1884 года, с разрешения Министерства внутренних дел и при поддержке местного евангельского пастора Фалтина, И. Рабинович открыл в Кишинёве иудео-христианский молитвенный дом («Собрание израильтян Нового Завета»), служба в котором велась на идише. В последующие несколько месяцев он составил собственный распорядок канторской Субботней службы, сочетавший как еврейские, так и христианские элементы. Идея, однако, была враждебно воспринята городским еврейским населением и вскоре молитвенный дом был закрыт, а сам Рабинович 24 марта 1885 годa перешёл в протестанство.

На протяжении последующих нескольких лет Иосиф Рабинович продолжил заниматься миссионерской деятельностью, подвергаясь остракизму как в еврейской печати, так и со стороны православного духовенства города, которые не приняли его попытки совместить основные постулаты христианской веры с идеей избранности еврейского народа и неприятие им позднейших ритуалов христианских церквей как далёких духу раннего апостольского христианства.[1] В конце 1880-х годов отошёл от общественной деятельности и умер в 1899 году от малярии. «Некролог Иосифа Давидовича Рабиновича» (1899) написал философ В. С. Соловьёв, ещё в 1885 году посвятивший ему свою работу «Новозаветный Израиль».[2]

В конце 1960-х — начале 1970-х годов XX века в США вновь начали организовываться иудео-христианские общины, которые образовали новое религиозное движение в среде христианства — мессианский иудаизм.

Священник Александр Мень полагал, что проповедническая деятельность Рабиновича не имела смысла, потому что являла собой попытку ассимилировать еврейские массы.[3]

Литература

  • Кай Кьер-Хансен. "Иосиф Рабинович и мессианское движение". Издание миссионерской организации «Евангельское слово». СПб.: Russian Ministries Библия для всех, 1997.

Примечания

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация