Раввинистическая литература

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (Замена текста — «халахот» на «hалахот»)
(Перенаправление на ej:Раввинистическая литература)
 
(1 промежуточная версия не показана)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Остатье\ЭЕЭ
+
#redirect [[:ej:Раввинистическая литература]]
-
|ТИП СТАТЬИ=1
+
-
|СУПЕРВАЙЗЕР=
+
-
|КАЧЕСТВО=
+
-
|УРОВЕНЬ=
+
-
|НАЗВАНИЕ=
+
-
|ПОДЗАГОЛОВОК=
+
-
|СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
+
-
|АВТОР2=
+
-
|ТЕМА=
+
-
|СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
+
-
|ИЗ ЦИКЛА=
+
-
|ПУБЛИКАЦИИ=
+
-
|ДАТА СОЗДАНИЯ=
+
-
|ВИКИПЕДИЯ=
+
-
|ИСТОЧНИК=
+
-
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
+
-
}} 
+
-
 
+
-
'''Раввинистическая литература''', термин, обозначающий еврейскую [[Ѓалаха|hалахическую]] литературу со времени завершения [[Талмуд]]а до наших дней. Основными жанрами раввинистической литературы служат комментарии к Талмуду и так называемые [[Новеллы|новеллы]] («нововведения» к Талмуду), Ѓалахические постановления ([[псак]]им) и [[Респонсы|респонсы]].
+
-
 
+
-
== Талмудические комментарии и новеллы ==
+
-
Талмудические комментарии обсуждают как терминологические, так и содержательные проблемы, связанные с Талмудом (библейские комментарии средневековых ученых не принадлежат к этому жанру). В отличие от этого новеллы трактуют частные проблемы и преследуют цель устранить противоречия или несоответствия, обнаруживаемые при сравнении различных талмудических текстов, и установить общие принципы, вытекающие из обсуждаемой проблемы.
+
-
 
+
-
Комментарии к [[Мишна|Мишне]] составляют меньшую часть корпуса талмудических комментариев, поскольку изучение Мишны как самостоятельного предмета постепенно уступило место ее изучению в контексте [[Гемара|Гемары]]. Наиболее значительные комментарии к Мишне — сочинения [[Маймонид|Маймонида]] ([[Египет]], XII в.), рабби Менахема hа-Меири (Прованс, XIII в.) и рабби [[Бертиноро, Овадия Бен Аврахам Яре|Овадии Бертиноро]] (Италия, XV в.). Комментарий Бертиноро был завершен трудом рабби [[Геллер|Иом-Това Липмана Геллера]] «Тосфот Иом-Тов» («Дополнения Иом-Това», Германия, XVII в.).
+
-
 
+
-
К последнему сочинению близок по своему характеру комментарий «Мелехет Шломо» («Деяния Шломо») [[йемен]]ского ученого Шломо Адани (Адени), переселившегося в [[Эрец-Исраэль]] (XVII в.). В XIX в. в Германии Исраэль Лифшиц составил комментарий «Тиф’ерет Исраэль» («Слава Израиля»). Среди современных комментаторов следует отметить Пинхаса Кехати. Некоторые из [[Ѓалаха|hалахических]] [[Мидраш|мидрашей]] комментировались средневековыми учеными, в частности, [[Аврахам Бен Давид Из Поскьера|Аврахамом бен Давидом из Поскьера]].
+
-
 
+
-
[[Вавилон]]ские [[гаон]]ы сознательно избегали комментирования [[Гемара|Гемары]], и лишь к концу эпохи гаоната рабби [[Шрира Бен Ханина Гаон|Шрира бен Ханина Гаон]] начал работу в этой области. Первоначально эти комментарии были весьма краткими, они затрагивали лишь часть той или иной проблемы и были направлены на вынесение hалахического решения.
+
-
 
+
-
Лишь в XI в. [[Гершом Бен Иехуда Меор hа-Гола|Гершом бен Иехуда Меор hа-Гола]] в Германии и рабби Ханан’эль бен Хушиэль в Северной Африке создали всеобъемлющие комментарии к Гемаре, положив начало интенсивной комментаторской деятельности в этой сфере в последующем столетии.
+
-
 
+
-
Однако большинство трудов этого жанра, созданных в XI в., было вскоре забыто после появления составленного в конце XI в. комментария [[Раши]], который был признан непревзойденным достижением и стал неотъемлемой частью изучения [[Талмуд]]а. Труд Раши отличается четкостью и лапидарностью языка и объяснениями, одинаково подходящими как для начинающего изучение Талмуда, так и для ученого.
+
-
 
+
-
Совершенство комментария Раши побудило ашкеназских ученых XII – XIII вв. оставить составление всеобъемлющих комментариев к Талмуду и обратиться к углубленной разработке отдельных талмудических вопросов. Так развилась литература [[Тосафот]], принадлежащая к жанру новелл.
+
-
 
+
-
== Раввинистическая литература Испании ==
+
-
Основные усилия испанских ученых X – XI  вв. были посвящены составлению сборников [[Ѓалаха|hалахических]] установлений и респонсов, однако в XII – XIV вв. в Испании были созданы сборники новелл, которые представляют собой классические труды в области [[талмуд]]ического комментария. Таковы сочинения рабби [[Иосеф Ибн Мигаша|Иосефа Ибн Мигаша]] и рабби Меира hа-Леви Абулафии (XII в.).
+
-
 
+
-
Однако своей вершины этот жанр достиг с проникновением в Испанию учения [[Тосафот|тосафистов]] в первой половине следующего столетия в трудах [[Нахманид|Нахманида]] и [[Геронди, Иона Бен Аврахам|Ионы бен Аврахама Геронди]]. Талмудические комментарии одного из величайших еврейских ученых средневековья, [[Нахманид]]а, открыли новую страницу в испанской талмудической экзегезе.
+
-
 
+
-
С одной стороны, [[Нахманид]] опирался на достижения испанских ученых предшествующих поколений; с другой — в своем подходе к комментируемому тексту он следовал за тосафистами, положив тем самым начало новому методу изучения [[Талмуд]]а в [[йешива]]х Испании, который заключался в стремлении понять текст как таковой, а не только вывести из него [[Ѓалаха|hалахические]] постановления.
+
-
 
+
-
Значительное влияние оказали на Нахманида также труды ученых [[Прованс]]а, в частности, [[Аврахам Бен Давид Из Поскьера|Аврахама бен Давида из Поскьера]]. Таким образом, в трудах Нахманида содержится синтез достижений ученых Испании, Северной Франции и Прованса. Значительное место в его сочинениях занимает обсуждение вопросов методологии [[Талмуд]]а и [[вавилон]]ских [[гаон]]ов. Новеллы [[Нахманид]]а оказали глубокое влияние на ученых последних поколений в Германии, Польше и особенно в [[иешива]]х Литвы.
+
-
 
+
-
Методологию [[Нахманид]]а использовали и усовершенствовали его ученики — рабби [[Адрет, Шломо Бен Аврахам|Шломо бен Аврахам Адрет]], рабби Ахарон hа-Леви из Барселоны и другие. Адрет написал новеллы к большинству трактатов [[Талмуд]]а, получившие широкое распространение и пользующиеся известностью и в наши дни.
+
-
 
+
-
После волны [[погром]]ов и [[Крещение Насильственное|насильственных крещений]] 1391 г. (см. [[Испания]]) в талмудических комментариях испанских ученых появляется новая тенденция: влияние тосафистов уменьшается и наблюдается тяготение к рационалистическим и научным методам. Основополагающим принципом в этот период становится логический анализ талмудических дискуссий. Новое направление в талмудическом комментарии распространилось и за пределами страны, особенно после [[Изгнание евреев из Испании|изгнания евреев из Испании]] в еврейских общинах Востока, где поселилась значительная часть испанских евреев.
+
-
 
+
-
Жанр талмудического комментария в новое время пришел в упадок (только в нынешнем поколении раввин [[Штейнзальц, Адин|А. Штейнзальц]] создал новый комментарий к Талмуду). Однако жанр новелл продолжал развиваться в Восточной Европе и других духовных центрах еврейства; в этих новеллах обсуждались не только проблемы, связанные непосредственно с Талмудом, но и сама обширная литература новелл, созданных учеными предшествующих поколений.
+
-
 
+
-
== Псаким ==
+
-
[[Ѓалаха|Ѓалахические]] постановления (псаким) подразделяются на две основные части — всеобъемлющие [[Ѓалаха|hалахические]] компендиумы и более короткие монографические трактаты, посвященные одному или нескольким hалахическим вопросам. При составлении трудов такого рода автор мог либо следовать порядку тем в [[Талмуд]]е, либо объединять ''hалахот'' вокруг избранной проблемы вне связи с талмудическими темами, в рамках которых эти ''hалахот'' были установлены. С наибольшей четкостью первый способ построения выражен в сочинении рабби [[Алфаси, Ицхак Бен Яаков|Ицхака Алфаси]] (Испания, XI в.), второй — у [[Маймонид]]а. С течением времени были разработаны методы изложения, объединяющие оба подхода.
+
-
 
+
-
В эпоху [[вавилон]]ских [[гаон]]ов жанру [[Ѓалаха|hалахических]] постановлений уделялось большое внимание. В VIII в. гаон Иехудай составил «Халахот псукот» («Постановленные hалахот»), где был впервые принят тематический порядок изложения. Другим значительным hалахическим трудом этого периода были «Ѓалахот гдолот» («Великие hалахот») гаона Шимона Кайры (IX в.). По-видимому, одной из причин развития hалахической литературы было возникновение секты [[Караимы|караимов]] в VIII в.
+
-
 
+
-
В X – XI  вв. в Вавилонии были написаны важные монографические сочинения hалахического жанра, авторами которых были [[Саадия Гаон|Саадия Гаон]], Шмуэль бен Хофни (умер в 1013 г.) и [[Хай Бен Шрира|Хай бен Шрира]]; в своем большинстве эти сочинения посвящены юридическим вопросам (наследование, денежный залог, совместное владение и т. п.).
+
-
 
+
-
Событием огромного значения в жанре [[Ѓалаха|hалахической]] литературы было появление сочинения [[Алфаси, Ицхак Бен Яаков|И. Алфаси]] «[[Талмуд катан]]» («Малый Талмуд»), в котором hалахот были распределены в соответствии с [[талмуд]]ическим порядком. Автор кратко излагает талмудическую проблему, а затем подытоживает hалаху; частично приводится также соответствующая талмудическая [[Аггада|аггада]]. Сочинению Алфаси посвящены многочисленные труды ученых последующих поколений.
+
-
 
+
-
== Мишне Тора ==
+
-
{{main|Мишне Тора}}
+
-
Поворотным пунктом в развитии [[Ѓалаха|hалахической]] литературы было сочинение [[Маймонид]]а "[[Мишне Тора]]" («Повторение Закона»). Во введении к своему труду Маймонид выражает надежду, что его сочинение послужит тому, что «все законы... будут логически основаны на [[мицвот]]».
+
-
 
+
-
Маймонид строит свой труд по логическому принципу в соответствии с темами и обсуждаемыми предметами и в каждом случае устанавливает одну hхалаху, не приводя противоположных мнений и не указывая источника постановления. Сочинение Маймонида приобрело огромную известность и оказало глубочайшее влияние на последние поколения кодификаторов.
+
-
 
+
-
Вместе с тем, "Мишне Тора" вызвала резкие возражения некоторых ученых, опасавшихся, что способ кодификации [[Ѓалаха|Ѓалахи]], принятый в этой книге, ведет к ее отрыву от [[талмуд]]ических источников, и полагавших, что метод Маймонида противоречит сущности Ѓалахи, требующей обсуждения различных мнений по каждому вопросу, так что изучающий Ѓалаху может сам принимать решение, выбирая мнение, которое он считает правильным.
+
-
 
+
-
Обширная [[Ѓалаха|hалахическая]] литература была создана в XII – XIII вв. Среди наиболее значительных авторов, работавших в этом жанре в германских землях, — рабби Элиэзер бен Натан и рабби [[Элиэзер Бен Иоэль hа-Леви Из Бонна|Элиэзер бен Иоэль hа-Леви]] (XII в.), рабби [[Ицхак Бен Моше Из Вены|Ицхак бен Моше из Вены]] и [[Мордехай Бен Гилель hа-Кохен|Мордехай бен Гилель Хакоhен]] (XIII в.).
+
-
 
+
-
Во Франции: анонимные или коллективные труды учеников [[Раши]] в XII в. —
+
-
*  [[Махзор|«Махзор Витри»]],
+
-
* «[[Сефер hа-ора]]» («Книга света», или «Книга спасения») и
+
-
* «Сефер hа-пардес» («Книга сада [Божественного знания]»),
+
-
* «[[Сефер мицвот гадол]]» («Большая книга заповедей») рабби [[Моше Бен Яаков Из Куси|Моше бен Яакова из Куси]] и
+
-
* «[[Сефер мицвот катан]]» («Малая книга заповедей») рабби Ицхака бен Иосефа (XIII в.).
+
-
 
+
-
В Провансе:
+
-
* «[[Сефер hа-эшкол]]» («Книга многознания») рабби Аврахама бен Ицхака (XII в.) и
+
-
* «[[Сефер орхот хаим]]» («Книга жизненных правил») рабби Ахарона hа-Кохена из Люнеля (XIII в.).
+
-
 
+
-
В Италии: «Швилей hа-лекет» («Антология путей») рабби Цидкии бен Аврахама (XIII в.).
+
-
 
+
-
В Испании:
+
-
* [[Ѓалаха|hалахические]] труды [[Нахманид]]а и [[Адрет, Шломо Бен Аврахам|Шломо  Адрета]] (XIII в.),
+
-
* hалахические постановления [[Ашер Бен Иехиэль|Ашера бен Иехиэля]] и
+
-
* «[[Цейда ла-дерех]]» («Снаряжение в дорогу») рабби Менахема бен Зераха (XIV в.).
+
-
 
+
-
В Англии: «[[Эц хаим]]» («Древо жизни») рабби Яакова бен Иехуды (XIII в.).
+
-
 
+
-
== Шулхан арух ==
+
-
{{main|Шулхан арух}}
+
-
Новый способ hалахической кодификации был предложен [[Яков Бен Ашер|Яаковом бен Ашером]] из Толедо (середина XIV в.). В своем сочинении «[[Арбаа турим]]» («Четыре раздела») он приводит hалахот в краткой форме; за hалахот следует краткий перечень других мнений по обсуждаемому вопросу с упоминанием имен ученых, установивших данную hалаху; вслед за этим автор высказывает собственную точку зрения — в соответствии с каким из приведенных мнений следует принять hалахическое решение.
+
-
 
+
-
При этом Яаков бен Ашер прямо указывает, что в большинстве случаев он будет следовать точке зрения своего отца, [[Ашер бен Иехиэль|Ашера бен Иехиэля]], и [[Маймонид]]а. Яаков бен Ашер подчинил hалахический материал четкой системе и сумел учесть достижения всей предшествующей hалахической учености, включая hалахические постановления французских и немецких ученых.
+
-
 
+
-
Вершиной развития [[Ѓалаха|hалахической]] литературы стал труд [[Йосеф Каро|Иосефа Каро]] "[[Шулхан арух]]", в котором представлено все многообразие методологий кодификации, разработанных в предшествующие столетия, однако в первую очередь опиравшийся на «[[Арбаа Турим]]» Яакова бен Ашера.
+
-
 
+
-
Написанию Шулхан арух предшествовал другой труд И. Каро — «[[Бейт Йосеф]]» («Дом Иосифа»), также построенный в соответствии с «четырьмя разделами» Яакова бен Ашера. В этом сочинении И. Каро собрал мнения известных в его время hалахических авторитетов, как [[сефард]]ских, так и [[ашкеназ]]ских, и дал их пространный анализ.
+
-
 
+
-
В отличие от «Бейт Иосеф» "Шулхан арух" по своему построению ближе к подходу [[Маймонид]]а: здесь автор приводит сгруппированные тематически установленные hалахот, избегая обсуждения других мнений, не приводя дискуссий по данному вопросу и не упоминая имен hалахических авторитетов.
+
-
 
+
-
"Шулхан арух" сразу же получил широкое распространение. Спустя несколько лет рабби [[Моше Иссерлес]] из Польши дополнил кодекс И. Каро, опиравшийся преимущественно на [[сефард]]скую hалахическую традицию, изложением тех пунктов [[ашкеназ|германо-польской]] [[Ѓалаха|hалахической]] традиции, в которых последняя расходилась с сефардской.
+
-
 
+
-
"Шулхан арух" с дополнениями М. Иссерлеса был принят как практическое руководство также еврейскими общинами Центральной и Западной Европы и таким образом превратился в кодекс, на основе которого строится [[Ѓалаха]] во всех еврейских общинах мира.
+
-
 
+
-
Со времени его написания и до наших дней вокруг "Шулхан арух" сложилась обширная hалахическая литература. Хотя современные hалахические сочинения включают новые проблемы, связанные с развитием техники и изменениями в укладе жизни, при их обсуждении ученые, тем не менее, опираются на принципы, вытекающие из "Шулхан арух".
+
-
 
+
-
== Другие жанры раввинистической литературы ==
+
-
К [[Ѓалаха|hалахической]] литературе примыкают два других, близких к ней жанра — литература обычаев ([[минhаг]]им) и нравоучительная литература.
+
-
 
+
-
Первый из этих двух жанров получил особое распространение в Германии и Австрии в XIV–XV вв. Ученики публиковали книги, описывавшие [[минhаг]]им своих учителей, в первую очередь, в религиозной сфере. Нравоучительная литература ставит себе целью внедрение религиозно-этических норм поведения, что иногда характерно и для собственно hалахической литературы.
+
-
 
+
-
Нравоучительный жанр развился и приобрел широкую популярность в Испании. Одним из ранних образцов испанской литературы такого рода служит «Ховот hа-левавот» («Обязанности сердца») [[Ибн Пакуда Бахья Бен Иосеф|Бахьи Ибн Пакуды]] (арабский оригинал появился в 1080 г.; перевод на [[иврит]] — в 1161 г.; сокращенный перевод на русский сделан в [[Иерусалим]]е в 1991 г.).
+
-
 
+
-
Важная составная часть нравоучительной литературы — литература [[раввин]]ской этики, развившаяся в противовес философской этической литературе, возникшей в Испании в XII в. Среди наиболее значительных авторов в жанре раввинской этики — [[Геронди, Иона Бен Аврахам|Иона Геронди]], [[Абохав, Ицхак I|Ицхак Абохав I]], Бахья бен Ашер, Иехиэль бен Иекутиэль из Рима. Особое место занимает сочинение [[Сефер-хасидим]] («Книга благочестивых»), написанное в Германии в начале XIII в. (см. [[Хасидей Ашкеназ]]). Многие идеи, сформулированные в рамках религиозно-этического жанра, стали неотъемлемой частью [[Ѓалаха|hалахической]] литературы.
+
-
 
+
-
== См. также ==
+
-
* [[Респонсы|Респонсы]].
+
-
 
+
-
== Источники ==
+
-
* КЕЭ, том 7, кол. 31–35
+
-
 
+
-
{{ElevenCopyRight|13395|РАВВИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА}}
+
-
 
+
-
[[Категория:Иудаизм]]
+
-
[[Категория:Талмуд]]
+

Текущая версия на 00:41, 31 мая 2013

  1. redirect ej:Раввинистическая литература
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация