Расизм

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Усиление шовинизма)
(Перенаправление на ej:Расизм)
 
(22 промежуточные версии не показаны)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Остатье\ЭЕЭ
+
#redirect [[:ej:Расизм]]
-
|ТИП СТАТЬИ=1
+
-
|СУПЕРВАЙЗЕР=
+
-
|КАЧЕСТВО=
+
-
|УРОВЕНЬ=
+
-
|НАЗВАНИЕ=
+
-
|ПОДЗАГОЛОВОК=
+
-
|СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
+
-
|АВТОР2=
+
-
|ТЕМА=
+
-
|СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
+
-
|ИЗ ЦИКЛА=
+
-
|ПУБЛИКАЦИИ=
+
-
|ДАТА СОЗДАНИЯ=
+
-
|ВИКИПЕДИЯ=
+
-
|ИСТОЧНИК=
+
-
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
+
-
}} 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
'''Расизм''', психологические и идеологические установки, обуславливающие деление людей на генетически и, как следствие, интеллектуально и нравственно иерархически неравноценные группы, а также соответствующие этим установкам социальное поведение и тип политики.
+
-
 
+
-
Реальные масштабы угрозы, которую несет расизм для цивилизованного существования человечества, были продемонстрированы лишь в 20 в. [[Национал-Социализм|национал-социализмом]], но семена этой опасности были брошены в почву европейской культуры еще в предшествовавшие два столетия.
+
-
== Предыстория ==
+
-
 
+
-
Возникшая в древности в рамках [[Иудаизм|иудаизма]] традиция рассматривать всех людей, к каким бы племенам и народам они не принадлежали, как потомков общего предка [[Адам|Адама]] опровергает предположение об изначальной универсальности расистских представлений, хотя уже у Платона и Аристотеля имеются высказывания в духе расизма (греки — свободные от рождения, варвары — рабы от природы).
+
-
 
+
-
Лишь внешне схожим с расизмом был действовавший с середины 16 в. в Испании и некоторое время в середине 18 в. в Португалии принцип лимпъеса де сангре; обозначая «чистоту крови», он в действительности применялся для того, чтобы даже отдаленным потомкам принявших христианство евреев закрыть доступ к церковным должностям, дающим им власть над христианами безупречного происхождения (см. [[Новые Христиане|Новые христиане]]).
+
-
== Появление расизма ==
+
-
 
+
-
Однако собственно расизм — ровесник биологии как самостоятельной науки — был прямым результатом чисто биологического подхода к человеку.
+
-
 
+
-
Уже логикой построенной в 18 в. первой биологической систематики (в которой человек как род был помещен в отряд приматов, входящий в класс млекопитающих) ее создатель швед К. Линней для классификационной завершенности выделил четыре биологически различные человеческие расы и приписал им умственную и культурную неравноценность.
+
-
 
+
-
Еще дальше пошел другой корифей биологической науки, современник К. Линнея француз Ж. Бюффон, определивший белого человека как венец творения, а черных людей как представителей дегенеративной расы.
+
-
 
+
-
Под непосредственным влиянием этих выдающихся ученых откровенно расистские позиции занимал властитель дум всей образованной и свободомыслящей Европы 18 в. [[Вольтер]] (видевший в черном человеке промежуточное звено между белым человеком и человекообразной обезьяной), весьма близки к ним были И. Кант, Г. Фихте и многие другие деятели европейской культуры.
+
-
 
+
-
== Легитимация расизма ==
+
-
 
+
-
Легитимация расизма наукой продолжалась и в 19 в. — оформившейся к середине столетия [[Антропология|антропологией]] и особенно таким ее разделом, как расоведение.
+
-
 
+
-
Почти все основатели антропологических школ — П. Брока в Париже, 1859; Дж. Хант в Лондоне, 1863 и другие, — желая избежать зоологизма, требовали различать человеческие расы не только по физическим особенностям, но и по уровню умственного и культурного развития, своеобразию исторической судьбы и т. п.
+
-
 
+
-
Поскольку в этот период расизм получал преимущественно биологическое обоснование (все классификации человеческих рас исходили главным образом из внешних анатомических различий — пигментации кожи, цвета и формы волос и глаз, особенностей рельефа лица и его частей, а также головы и т. д.), никаких точек соприкосновения с [[Антисемитизм|антисемитизмом]] он не имел — принадлежность евреев к белой, европейской расе считалась сама собой разумеющейся.
+
-
 
+
-
Так, общепризнанный основоположник расизма как доктрины француз Ж. А. Гобино в главном сочинении «Опыт о неравенстве человеческих рас» (1853–55) впервые сформулировал многие положения, которые позднее вошли в расовую теорию национал-социализма: о расе как основном факторе исторического развития; о белой расе как наиболее способной к культурному творчеству, а поэтому высшей по сравнению с двумя другими — желтой и черной; о борьбе рас как движущей силе исторического процесса; о пагубности расового смешения, особенно для высшей белой расы, поскольку оно ведет к ее вырождению, и многое другое; однако евреям никаких расовых претензий не предъявлял, лишь посетовал на то, что и им не удалось сохранить расовую чистоту.
+
-
 
+
-
== Возникновение антиеврейской направленности расизма ==
+
-
+
-
Антиеврейскую направленность расизм стал приобретать после его научной легитимации также и лингвистикой — областью знания, превратившейся в середине 19 в. в самостоятельную науку благодаря открытию семьи индоевропейских языков и описанию ряда особенностей, которыми они отличаются от языков, принадлежащих к другим языковым семьям.
+
-
 
+
-
Поскольку родство индоевропейских языков давало основание предположить их происхождение от одного праязыка, видимость научной убедительности приобрела и ничем не обоснованная идея об общем происхождении говорящих на этих языках народов, в частности, европейских, а следовательно, и принадлежности их к единой расе, названной тогда же арийской.
+
-
 
+
-
Такая лингвистическая аргументация способствовала отказу от прежнего взгляда на евреев как на расово родственный всем европейцам народ.
+
-
 
+
-
Несостоятельное утверждение, что язык — важнейшая расовая характеристика и главное духовное достояние народа, превратило евреев, чей язык принадлежит не к индоевропейской, а к афразийской или семито-хамитской семье языков, в чуждую европейским народам, восточную по происхождению семитскую расу (что не помешало национал-социализму, охотно использовавшему эти доводы, отнести к «недочеловекам» наряду с евреями цыган, язык которых принадлежит к семье индоевропейских языков).
+
-
 
+
-
В результате иначе стали оцениваться и биологические различия между расами. Если раньше все-таки сохранялась возможность рассматривать их только как внешние, а потому и несущественные в социальном, политическом и культурном отношениях, то сейчас они были представлены как глубинносущностные, как однозначно детерминирующие историческую судьбу, форму государственного устройства, умственное и нравственное состояние каждой расы.
+
-
=== Усилия по научной легитимации расизма ===
+
-
 
+
-
С конца 19 в. как якобы неопровержимый аргумент в пользу расизма стала использоваться эволюционная теория Ч. Дарвина, особенно его учение о естественном отборе, борьбе за существование и выживание наиболее приспособленных видов.
+
-
 
+
-
Возникший в этот период в результате наложения данной схемы на человеческую историю так называемый социальный дарвинизм сыграл во многом решающую роль в придании расизму научной видимости и был принят образованными кругами Европы с немалым энтузиазмом.
+
-
 
+
-
Этому способствовал высокий престиж немецкого биолога Э. Геккеля (сформулированный им основной биогенетический закон, утверждающий, что в онтогенезе, то есть в развитии биологических особей, неизбежно воспроизводятся в сокращенном виде основные этапы и черты филогенеза, то есть эволюции вида, имел непосредственные расовые коннотации, отчего этот закон и занял одно из центральных мест в идеологии национал-социализма), английского философа Г. Спенсера (у которого национал-социалисты позаимствовали и главную идею органической школы в социологии — о выживании наиболее приспособленных как основном законе социального развития) и многих их последователей, имевших репутацию серьезных ученых.
+
-
== Антиеврейская направленность европейского расизма ==
+
-
 
+
-
Получивший столь солидную научную легитимацию расизм почти до самого конца 19 в. был обращен не столько против евреев, сколько (особенно среди белого населения США) против представителей черной и желтой рас.
+
-
=== Исторические корни ===
+
-
 
+
-
Тому, что европейский расизм очень скоро стал преимущественно антиеврейским, способствовала давняя и глубоко укорененная в мировосприятии всех слоев населения Европы традиция антисемитизма, в который расизм буквально вдохнул новую жизнь, заменив весьма поблекшее к тому времени христианско-теологическое оправдание антисемитизма ореолом научной обоснованности.
+
-
 
+
-
Важную роль сыграло то обстоятельство, что, в отличие от негров или китайцев, о которых огромное большинство европейцев знало только понаслышке, евреи, обычно сильно отличавшиеся внешне — одеждой, языком, религией, обычаями и т. д., жили рядом и часто вступали с соседями в непосредственное каждодневное общение.
+
-
== Возникновение расового антисемитизма ==
+
-
 
+
-
Однако решающую роль в возникновении расового антисемитизма и превращении его в реальную, вначале идеологическую, а затем политическую силу сыграло слияние расизма с шовинизмом; этот симбиоз существенно изменил характер и потенцию их обоих.
+
-
 
+
-
Расизм в результате этого много потерял в своем научном реноме (поскольку для смешения расового и этнического найти научные аргументы было невозможно), но зато значительно выиграл в идеологическом отношении — без придания хорошо знакомого чувственно конкретного облика расовому антиподу расизм так и остался бы умозрительной концепцией, вызывающей споры в академических кругах, и никогда не стал бы массовой идеологией, способной воодушевить толпу.
+
-
== Усиление шовинизма ==
+
-
 
+
-
Шовинизм, часто имевший в Европе антисемитский компонент, приобрел благодаря расизму большую, чем когда-либо, психологическую убедительность, не в последнюю очередь основанную на авторитете ученых и мыслителей, которые числились среди его основателей и сторонников.
+
-
 
+
-
Поскольку именно в Германии в силу ряда особенностей ее исторической судьбы шовинистические настроения и чувства достигли наивысшего в Европе конца 19 в. накала и наложили наиболее глубокий отпечаток на деятельность большинства политических партий и движений, эта страна и стала родиной теории и практики расового антисемитизма.
+
-
== Идеологи расового антисемитизма ==
+
-
 
+
-
Его провозвестниками выступил композитор [[Вагнер, Вильгельм Рихард|В. Р. Вагнер]] («Еврейство в музыке, 1850), а в конце 1870-х – начале 1880-х гг. — В. Марр («Победа еврейства над германством», 1879) и некоторые другие второстепенные публицисты.
+
-
=== Расовая теория Х. С. Чемберлена ===
+
-
+
-
Однако подлинным катехизисом расового антисемитизма, по которому учились и воспитывались несколько поколений немцев, в том числе [[Гитлер, Адольф|А. Гитлер]] и другие вожди национал-социализма, стала книга «Основы 19 века» (первое издание — 1889 г., затем десятки новых, включая переводы на многие европейские языки), творение натурализовавшегося в Германии англичанина Х. С. Чемберлена (женатого вторым браком на дочери В. Р. Вагнера), который в конце своей жизни был личным другом А. Гитлера.
+
-
 
+
-
Большому успеху расово-антисемитской эсхатологии истории, изложенной в этой книге, в немалой степени способствовали несомненная ученость автора, его яркое литературное дарование и талант популяризатора.
+
-
 
+
-
Х. С. Чемберлен был, по-видимому, первым, кто увидел в расизме эффективное средство реабилитации антисемитизма в глазах гуманистически образованных европейцев и придания научной респектабельности даже самым крайним выводам из него, а также источник той интеллектуальной смелости, которая поначалу еще требовалась для объявления еврейского народа явным или тайным врагом всего остального человечества, опасностью для любой культуры, порчей всякой цивилизации, вступившей с ним в какие-либо контакты.
+
-
 
+
-
Сильное впечатление на читателя производила и умело созданная видимость личной непредвзятости Чемберлена (главным образом благодаря ссылкам, с одной стороны, на самые уважаемые имена в мировой культуре, в том числе Цицерона, Ювенала, У. Шекспира, Вольтера, И. Канта, И. Гердера, [[Ренан, Жозеф Эрнест|Ж. Э. Ренана]] и других, на многочисленных ученых-историков и антропологов, с другой — на еврейские источники) и невозможность рационально опровергнуть доводы автора, поскольку все логические и фактические несоответствия в его сочинении объяснялись с помощью ссылок на неподвластную критике и анализу мистическую интуицию, для которой ничего не значили накопленные к этому времени в антропологии и расоведении факты, опровергающие тезис о неравноценности человеческих рас.
+
-
 
+
-
Возникшая на почве германского шовинизма, расовая теория Х. С. Чемберлена стала реально претендовать на статус общенациональной идеологии еще в годы Веймарской республики (1918–33), что объяснялось не столько глубоким социальным, экономическим и политическим кризисом, вызванным поражением Германии в Первой мировой войне, сколько обостренным до крайности коллективным чувством национального унижения — оборотной стороной выпестованного шовинизмом национального высокомерия и чванства.
+
-
 
+
-
Расовый антисемитизм эффективно компенсировал это чувство, во-первых, провозглашая немцев расовой элитой человечества, в том числе и среди европейских народов, и, во-вторых, снимая с немцев всякую ответственность за все национальные неудачи, провалы и поражения, перенося ее на евреев как на расовый антипод, который по своей расовой природе смертельно враждебен всему германскому.
+
-
 
+
-
Притягательная, гипнотизирующая сила расового антисемитизма оказалась вследствие этого столь велика, что мандат на власть, который национал-социализм получил от немецкого народа в начале 1933 г., был фактически и мандатом на [[«Окончательное Решение»|«окончательное решение»]] еврейского вопроса (см. также [[Германия]]; [[Катастрофа Европейского Еврейства|Катастрофа]]; [[Концентрационные Лагеря Нацистские|Концентрационные лагеря]]; [[Нюрнбергские Законы|Нюрнбергские законы]]; [[Сопротивление Антинацистское|Сопротивление антинацистское]]).
+
-
 
+
-
Своеобразной формой расового антисемитизма, также едва не приведшего в начале 1950-х гг. к геноциду, была проводившаяся на практике десятилетиями в Советском Союзе политика дискриминации евреев: касавшиеся почти только евреев, а порой и полуевреев ограничения при приеме в высшие учебные заведения, недопущение в определенные сферы деятельности и на должностные уровни и т. д., причем, исключительно по биологическому признаку, то есть по происхождению от родителей-евреев (см. [[Антисемитизм|Антисемитизм]]; [[Врачей Дело|Врачей дело]]; [[«Космополиты»]]; [[Советский Союз]]). Расовый антисемитизм имел сторонников и во многих других странах, в частности, во [[Франция|Франции]] и [[Соединённые Штаты Америки|США]], однако нигде за пределами Германии ему не удавалось привлечь на свою сторону столько народа, чтобы его приверженцы могли претендовать на власть.
+
-
 
+
-
Реальной политической силой в некоторых странах в определенные периоды их истории становился, правда, расизм, направленный против негров, например, в США (особенно в южных штатах) и еще более в [[Южно-Африканская Республика|Южно-Африканской Республике]], где он с 1948 г. служил идеологическим оправданием официальной политики институциональной, а позднее и территориальной (апартеид) сегрегации (с 1960-х гг. любые проявления расизма поставлены в США вне закона, а с начала 1990-х он стал уходить в прошлое и в Южно-Африканской Республике). В современном мире известен и расизм негров и представителей монголоидной расы, направленный против людей белого цвета кожи.
+
-
 
+
-
Безусловно отрицательное в целом отношение евреев к расизму определяется идущей от [[Иудаизм|иудаизма]] культурной традицией не придавать существенного значения расовым различиям между людьми. Некоторое ослабление национально-культурного иммунитета к расизму у немецких евреев под влиянием господствовавшего в Германии умонастроения выразилось прежде всего в весьма неадекватной реакции на открыто проповедовавшийся там с 1870-х гг. расовый антисемитизм.
+
-
 
+
-
Так, до начала 20 в. на него реагировали почти исключительно интеллектуалы (в частности, [[Коген, Герман|Г. Коген]]), которые видели свою задачу в том, чтобы с помощью рациональных доводов убедить германскую общественность в научной несостоятельности расового антисемитизма. Стремительный рост влияния расового антисемитизма в образованных слоях немецкого общества перед Первой мировой войной продемонстрировал полную бесплодность такого рода полемики и посеял первые семена беспокойства, которое, однако, касалось главным образом видов на столь желанное для многих из них еврейско-германское слияние.
+
-
 
+
-
После Первой мировой войны многие немецкие евреи, желая доказать несправедливость расовых обвинений в свой адрес, ринулись в первые ряды германских патриотов и поборников пангерманских устремлений, а также выразили готовность отнестись с пониманием и сочувствием к озабоченности германской нации ее расовыми интересами (например, берлинский юрист и общественный деятель Х. Зонненфельд, 1863–1927; одно время — [[Фейхтвангер, Лион|Л. Фейхтвангер]] и другие).
+
-
 
+
-
Многие лидеры немецкого еврейства до самого прихода нацистов к власти в январе 1933 г. и даже некоторое время после этого упорно отрицали, что расовый антисемитизм национал-социалистов представляет реальную угрозу для евреев, а тех, кто высказывал такие опасения, клеймили как «пессимистов-невротиков». Так, газета «Юдише рундшау» от 4 августа 1933 г. в статье «Нюрнберг и евреи», успокаивая читателей надеждой на то, что нацистская политика будет уважать право на существование неарийских этнических групп, писала: «Мы можем с удовлетворением констатировать, что в нескольких речах в День партии в Нюрнберге прозвучал этот мотив. Только на таком принципе — ведь расовая теория принята новой Германией, — мы верим, могут быть установлены вполне удовлетворительные отношения между германцами и евреями».
+
-
 
+
-
До прихода нацистов к власти в Германии некоторые еврейские интеллектуалы уверовали в научную обоснованность расизма и не устояли перед соблазном обратиться к ней с еврейских позиций. Такой подход и здесь имел результатом национальную апологетику (например, [[Лацарус, Мориц|М. Лацарус]] утверждал, что еврейская кровь — самая благородная из всех, текущих в человеческих жилах; [[Дизраэли, Бенджамин|Б. Дизраэли]] заявлял, что семиты, особенно евреи, — это самая аристократическая из всех человеческих рас; подобные взгляды отстаивали многие из первоначального венского окружения [[Фрейд|З. Фрейда]], чем позднее не преминули воспользоваться в погромных целях национал-социалисты).
+
-
 
+
-
Чисто расовым было обоснование прозвучавшего уже в конце 19 в., но никем тогда не услышанного призыва к евреям как можно скорее покинуть Германию из-за нараставшей там смертельной угрозы для них (Б. Кон «Перед бурей. Серьезное предостережение немецким евреям», 1896). Для объяснения национального своеобразия евреев ссылкой на расовые факторы воспользовался Г. Коген (см. выше). К расовой аргументации для доказательства права евреев на собственное государство весьма часто в первой трети 20 в. прибегали сионистские деятели в Германии. Однако за пределами Германии и Австро-Венгрии расовые установки среди евреев были крайней редкостью.
+
-
 
+
-
В Государстве Израиль специальный закон преграждает путь в [[Кнесет]] движениям и организациям, исповедующим и пропагандирующим расистские взгляды любого толка (например, согласно этому закону в 1988 г. было отказано в регистрации в качестве избирательного списка на выборах в Кнесет движению Ках во главе с раввином [[Кахане, Меир|М. Кахане]]; см. [[Лига Защиты Евреев|Лига защиты евреев]]).
+
-
 
+
-
Неприятие расизма широкой общественностью обусловлено как трагическим опытом еврейского народа, оказавшегося главной жертвой расизма, так и сложным антропологическим составом самого еврейского народа — принадлежащие к различным антропологическим типам [[Эфиопские Евреи|эфиопские евреи]], [[Ашкеназы|ашкеназы]] и [[Сефарды|сефарды]], а также [[Кочинские Евреи|кочинские евреи]] в равной мере считаются евреями. Вследствие этого те единичные случаи, которые можно истолковать как проявление расизма, вызывают в Израиле всеобщее осуждение (в 1991 г. такую реакцию вызвал отказ владелицы частного детского сада в [[Бат-Ям|Бат-Яме]] принять в число своих воспитанников ребенка — еврея из Эфиопии).
+
-
 
+
-
В послевоенный период любые отголоски расизма, полностью морально и политически дискредитированного национал-социализмом, единодушно осуждаются мировой общественностью, которая в случае с Южно-Африканской Республикой не остановилась даже перед фактическим изгнанием этой страны из [[Организация Объединённых Наций|ООН]] за проводившуюся в ней политику апартеида.
+
-
 
+
-
Парадоксально, что всеобщая нетерпимость к расизму, вызванная прежде всего участью, на которую он обрек еврейский народ, далеко не всегда распространяется на расовый антисемитизм, который в условиях «холодной войны» заметно оживился уже под маской антисионизма. О реальной угрозе этого явления свидетельствует то, что значительное большинство членов ООН в 1975 г. поддержало резолюцию, осудившую сионизм как форму расизма и расовой дискриминации (отменена в 1991 г.; см. [[Сионизм]]; [[Организация Объединённых Наций|Организация Объединенных Наций]]).
+
-
 
+
-
{{ElevenCopyRight|13445|РАСИЗМ}}
+
-
 
+
-
 
+
-
[[Категория:Антисемитизм]]
+

Текущая версия на 00:43, 31 мая 2013

  1. redirect ej:Расизм
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация