Рахель

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Raphael (Обсуждение | вклад)
м (Образ Рахели: дополнение)
Raphael (Обсуждение | вклад)
м
Строка 13: Строка 13:
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
}}   
}}   
-
 
+
{{не_путать|Блувштейн, Рахель}}
[[Файл:Gottlieb-Rachela.jpg|thumb|250px|[[Готтлиб, Мауриций|Мауриций Готтлиб]]. ''Рахиль'']]
[[Файл:Gottlieb-Rachela.jpg|thumb|250px|[[Готтлиб, Мауриций|Мауриций Готтлиб]]. ''Рахиль'']]
'''Рахе́ль''' ({{lang-he|רָחֵל}} — «овечка», в русской традиции - '''Рахи́ль''') — одна из двух жён патриарха [[Иаков]]а, младшая дочь [[Лаван]]а, сестра [[Лия|Лии]], мать [[Иосиф Прекрасный|Иосифа]] и [[Биньямин]]а (Вениамина).
'''Рахе́ль''' ({{lang-he|רָחֵל}} — «овечка», в русской традиции - '''Рахи́ль''') — одна из двух жён патриарха [[Иаков]]а, младшая дочь [[Лаван]]а, сестра [[Лия|Лии]], мать [[Иосиф Прекрасный|Иосифа]] и [[Биньямин]]а (Вениамина).

Версия 22:47, 18 сентября 2012

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная исправленная статья

Рахе́ль (ивр. רָחֵל‎ — «овечка», в русской традиции - Рахи́ль) — одна из двух жён патриарха Иакова, младшая дочь Лавана, сестра Лии, мать Иосифа и Биньямина (Вениамина).

Обстоятельства женитьбы на ней Иакова см. в Книге Бытие, 29 глава.

Содержание

Биография Рахели

Иаков встретил Рахель, когда прибыл в Харан, спасаясь от гнева своего брата Исава; Иаков полюбил ее с первого взгляда и согласился работать за нее на Лавана семь лет. Когда срок истек, Лаван пошел на хитрость и в брачную ночь подменил Рахель Лией. Когда наутро Иаков обнаружил подмену, Лаван объяснил, что он был обязан выдать замуж старшую дочь раньше младшей, и согласился отдать ему и Рахель, если Иаков обязуется проработать на него еще семь лет (Быт. 29:4–30).

Файл:Giovanni Battista Tiepolo 066.jpg
Тьеполо, Рахель похищает идолов у Лавана

Согласно Торе, Рахиль была «красива станом и красива лицом» (Быт. 29:17), и Иаков любил ее больше, чем «слабую глазами» Лию (Быт. 29:30). Однако Рахель оставалась бесплодна и завидовала плодовитости Лии. Отчаявшись, она, как прежде Сарра (Быт. 16:2–4), отдала свою служанку Билху в наложницы мужу; рожденных Билхой Дана и Нафтали Рахель считала собственными сыновьями (Быт. 30:1–8). (Мотив бесплодия и позднего рождения ребенка распространен в повествовании о патриархах — см. Сарра, Ревекка.)

В конце концов Рахель забеременела и родила сына, сказав: «Снял (асаф) Бог позор мой. И нарекла ему имя Иосиф, сказав, Господь даст (иосеф) мне и другого сына» (Быт. 30:23–24).

Образ Рахели

Рахель символизирует не только мать, которой рождение ребёнка стоило жизни, но и мать до конца сострадающую своим детям и заботящуюся о судьбе их детей.

Такой описывает её пророк Иеремия спустя тысячу лет, когда вавилонский царь Навуходоносор гнал евреев в изгнание по той же дороге, по которой когда-то Рахиль и Иаков шли в Беэр-Шеву. Когда изгнанники шли мимо Вифлеема-Эфрата, они услышали плач Рахили: Рахиль оплакивала судьбу своих потомков. Но тут послышался голос Всевышнего:

« Удержи голос твой от рыданий, а глаза твои — от слёз… и возвратятся они из земли чужой! Есть надежда на будущее твоё… и возвратятся дети в пределы свои!
»

Могила Рахели

Рахиль умерла во время вторых родов на пути из Бет-Эля в Эфрат, в Бет-Лехеме (Вифлиеме); умирая, она нарекла своего второго сына Бен-Они («сын моего страдания»), однако Иаков дал ему имя Биньямин. Иаков похоронил Рахиль не в семейном склепе в пещере Махпела, а там, где она умерла — у дороги, и воздвиг над ее могилой памятник из камней (Быт. 35:16–21; ср. 48:7). Однако согласно I Сам. 10:2, могила Рахили находится «на пределах Биньяминовых, в Целцахе» (Бет-Лехем и его окрестности находились в уделе Иехуды, а не Биньямина). Законоучители видели это противоречие и считали, что в стих 10:2 кн. I Самуила вкралась ошибка (Быт. Р. 82:10; Тосеф., Сот. 11:11 и др.).

Согласно Аггаде, Иаков похоронил Рахиль при дороге у Бет-Лехема потому, что он предвидел, что изгнанные в Вавилонию пройдут здесь, и Рахиль будет молить Бога смилостивиться над ними (Быт. Р. 82:10). Могила Рахили у Бет-Лехема упоминается у раннехристианских писателей (например, у Евсевия); самый ранний из еврейских источников, описывающий эту могилу, — «Путеводитель по Иерусалиму» 10 в., обнаружен в Каирской генизе. Еврейские путешественники, начиная с Биньямина из Туделы (около 1170 г.), говорят о памятнике, состоящем из двенадцати камней, одиннадцать из которых положили сыновья Иакова, а на них — большой камень, положенный самим Иаковом. Над могилой был сооружен купол на четырех колоннах. В конце 18 в. вокруг могилы воздвигли здание, которое отремонтировали в 1841 г. на средства, предоставленные М. Монтефиоре.

Во время иорданской оккупации (1948–67) место вокруг могилы Рахили было превращено в мусульманское кладбище. После Шестидневной войны здание было реставрировано израильским Министерством по делам религий и служит местом массового паломничества и туризма. Наибольшее число еврейских паломников посещает могилу Рахили в новолуние, на протяжении всего месяца нисана и 14-го дня месяца хешвана — в традиционную дату смерти «нашей матери Рахили».

В искусстве

Тема любви Иакова и Рахели привлекала многих художников — Рафаэля в Италии, Лоррена во Франции (его картина «Яаков и Рахель» находится в Эрмитаже) и др.

Плач Рахели и её голос, возвещающий о надежде, вдохновил многих писателей и композиторов. Так, в 1851 году венгерский поэт Янош Арань написал «Плач Рахели», а в 1910 году русский писатель и драматург Н. А. Крашенинников — пьесу под тем же названием.

Ссылки

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья Рахиль в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация