Рахель

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «{{IsFromWiki}}Мауриций Готтлиб. ''Рахиль'']] '''Рахи́ль'…»)
Raphael (Обсуждение | вклад)
м (иллюстрация)
 
(11 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{IsFromWiki}}[[Файл:Gottlieb-Rachela.jpg|thumb|250px|[[Готтлиб, Мауриций|Мауриций Готтлиб]]. ''Рахиль'']]
+
{{О_статье\ЭЕЭ
-
'''Рахи́ль''' ({{lang-he|רָחֵל}}, ''Рахе́ль'' — «овечка») — одна из двух жён патриарха [[Иаков]]а, младшая дочь [[Лаван]]а, сестра [[Лия|Лии]], мать [[Иосиф Прекрасный|Иосифа]] и [[Вениамин]]а.
+
| ТИП СТАТЬИ  = 2
 +
| АВТОР1  =
 +
| АВТОР2 =
 +
| АВТОР3 =
 +
| СУПЕРВАЙЗЕР =
 +
| ПРОЕКТ =
 +
| ПОДТЕМА =
 +
| КАЧЕСТВО  =
 +
| УРОВЕНЬ  =
 +
| ДАТА СОЗДАНИЯ  =
 +
| ВИКИПЕДИЯ =
 +
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
 +
}}  
 +
{{не_путать|Блувштейн, Рахель}}
 +
[[Файл:Gottlieb-Rachela.jpg|thumb|200px|[[Готтлиб, Мауриций|Мауриций Готтлиб]], ''Рахель'']]
 +
'''Рахе́ль''' ({{lang-he|רָחֵל}} — «овечка», в русской традиции - '''Рахи́ль''') — одна из двух жён патриарха [[Иаков]]а, младшая дочь [[Лаван]]а, сестра [[Лия|Лии]], мать [[Иосиф Прекрасный|Иосифа]] и [[Биньямин]]а (Вениамина).
Обстоятельства женитьбы на ней Иакова см. в {{Библия2|Быт|29|Книге Бытие, 29 глава}}.
Обстоятельства женитьбы на ней Иакова см. в {{Библия2|Быт|29|Книге Бытие, 29 глава}}.
-
Рахиль умерла при родах [[Вениамин]]а около Эфрата, который называется также [[Вифлеем]] (Бейт-Лехем).
+
== Биография Рахели ==
 +
Иаков встретил Рахель, когда прибыл в Харан, спасаясь от гнева своего брата [[Исав|Исава]]; Иаков полюбил ее с первого взгляда и согласился работать за нее на Лавана семь лет. Когда срок истек, Лаван пошел на хитрость и в брачную ночь подменил Рахель Лией. Когда наутро Иаков обнаружил подмену, Лаван объяснил, что он был обязан выдать замуж старшую дочь раньше младшей, и согласился отдать ему и Рахель, если Иаков обязуется проработать на него еще семь лет (Быт. 29:4–30).
 +
[[Файл:Giovanni Battista Tiepolo 066.jpg|thumb|left|280px|[[Тьеполо, Джованни Баттиста|Тьеполо]], ''Рахель похищает идолов у Лавана'']]
-
Знаменитое место захоронения Рахили в [[Вифлеем]]е существует с глубокой древности. В 1840 году [[Моше Монтефиоре]] после посещения этих мест пожертвовал деньги на реставрацию могилы. Это место свято как для евреев, так и для мусульман и христиан.
+
Согласно [[Тора|Торе]], Рахиль была «красива станом и красива лицом» (Быт. 29:17), и Иаков любил ее больше, чем «слабую глазами» Лию (Быт. 29:30). Однако Рахель оставалась бесплодна и завидовала плодовитости Лии. Отчаявшись, она, как прежде [[Сарра]] (Быт. 16:2–4), отдала свою служанку Билху в наложницы мужу; рожденных Билхой [[Дан|Дана]] и [[Нафтали]] Рахель считала собственными сыновьями (Быт. 30:1–8). (Мотив бесплодия и позднего рождения ребенка распространен в повествовании о [[Патриархи|патриархах]] — см. [[Сарра]], [[Ревекка]].)
-
== Образ Рахили ==
+
В конце концов Рахель забеременела и родила сына, сказав: «Снял (асаф) Бог позор мой. И нарекла ему имя Иосиф, сказав, Господь даст (иосеф) мне и другого сына» (Быт. 30:23–24).
-
Рахиль символизирует не только мать, которой рождение ребёнка стоило жизни, но и мать до конца сострадающую своим детям и заботящуюся о судьбе их детей.
+
== Образ Рахели ==
 +
Рахель символизирует не только мать, которой рождение ребёнка стоило жизни, но и мать до конца сострадающую своим детям и заботящуюся о судьбе их детей.
-
[[Файл:Giovanni Battista Tiepolo 066.jpg|thumb|left|250px|[[Тьеполо, Джованни Баттиста|Тьеполо]], ''Рахиль похищает идолов у Лавана'']]
 
Такой описывает её пророк [[Иеремия]] спустя тысячу лет, когда [[вавилон]]ский царь [[Навуходоносор II|Навуходоносор]] гнал евреев в изгнание по той же дороге, по которой когда-то Рахиль и Иаков шли в [[Беэр-Шева|Беэр-Шеву]]. Когда изгнанники шли мимо [[Вифлеем]]а-Эфрата, они услышали плач Рахили: Рахиль оплакивала судьбу своих потомков. Но тут послышался голос Всевышнего: {{ВЗ|Удержи голос твой от рыданий, а глаза твои — от слёз… и возвратятся они из земли чужой! Есть надежда на будущее твоё… и возвратятся дети в пределы свои!|Иер|31:16|-17}}
Такой описывает её пророк [[Иеремия]] спустя тысячу лет, когда [[вавилон]]ский царь [[Навуходоносор II|Навуходоносор]] гнал евреев в изгнание по той же дороге, по которой когда-то Рахиль и Иаков шли в [[Беэр-Шева|Беэр-Шеву]]. Когда изгнанники шли мимо [[Вифлеем]]а-Эфрата, они услышали плач Рахили: Рахиль оплакивала судьбу своих потомков. Но тут послышался голос Всевышнего: {{ВЗ|Удержи голос твой от рыданий, а глаза твои — от слёз… и возвратятся они из земли чужой! Есть надежда на будущее твоё… и возвратятся дети в пределы свои!|Иер|31:16|-17}}
 +
== Могила Рахели ==
 +
Рахиль умерла во время вторых родов на пути из [[Бет-Эль|Бет-Эля]] в Эфрат, в [[Бет-Лехем]]е (Вифлиеме); умирая, она нарекла своего второго сына Бен-Они («сын моего страдания»), однако Иаков дал ему имя [[Биньямин]]. Иаков похоронил Рахиль не в семейном склепе в [[Махпела Пещера|пещере Махпела]], а там, где она умерла — у дороги, и воздвиг над ее могилой памятник из камней (Быт. 35:16–21; ср. 48:7). Однако согласно I Сам. 10:2, могила Рахили находится «на пределах Биньяминовых, в Целцахе» (Бет-Лехем и его окрестности находились в уделе [[Иехуда|Иехуды]], а не Биньямина). Законоучители видели это противоречие и считали, что в стих 10:2 кн. I Самуила вкралась ошибка (Быт. Р. 82:10; Тосеф., Сот. 11:11 и др.).
-
=== В искусстве ===
+
Согласно [[Аггада|Аггаде]], Иаков похоронил Рахиль при дороге у Бет-Лехема потому, что он предвидел, что [[Пленение Вавилонское|изгнанные в Вавилонию]] пройдут здесь, и Рахиль будет молить Бога смилостивиться над ними (Быт. Р. 82:10). Могила Рахили у Бет-Лехема упоминается у раннехристианских писателей (например, у [[Евсевий|Евсевия]]); самый ранний из еврейских источников, описывающий эту могилу, — «Путеводитель по Иерусалиму» 10 в., обнаружен в Каирской [[Гениза|генизе]]. Еврейские [[Путешественники|путешественники]], начиная с [[Биньямин Из Туделы|Биньямина из Туделы]] (около 1170 г.), говорят о памятнике, состоящем из двенадцати камней, одиннадцать из которых положили сыновья Иакова, а на них — большой камень, положенный самим Иаковом. Над могилой был сооружен купол на четырех колоннах. В конце 18 в. вокруг могилы воздвигли здание, которое отремонтировали в 1841 г. на средства, предоставленные [[Монтефиоре, Мозес|М. Монтефиоре]].
 +
[[Файл:Рахель Абель Панн.jpg|250px|right|thumb|[[Абель Панн]], Рахель]]
 +
Во время иорданской оккупации (1948–67) место вокруг могилы Рахили было превращено в мусульманское кладбище. После [[Шестидневная Война|Шестидневной войны]] здание было реставрировано израильским Министерством по делам религий и служит местом массового паломничества и туризма. Наибольшее число еврейских паломников посещает могилу Рахили в [[новолуние]], на протяжении всего месяца [[нисан]]а и 14-го дня месяца [[хешван]]а — в традиционную дату смерти «нашей матери Рахили».
 +
== В искусстве ==
Тема любви Иакова и Рахели привлекала многих художников — [[Рафаэль|Рафаэля]] в Италии, [[Лоррен]]а во Франции (его картина «Яаков и Рахель» находится в [[Эрмитаж]]е) и др.
Тема любви Иакова и Рахели привлекала многих художников — [[Рафаэль|Рафаэля]] в Италии, [[Лоррен]]а во Франции (его картина «Яаков и Рахель» находится в [[Эрмитаж]]е) и др.
-
Плач Рахили и её голос, возвещающий о надежде, вдохновил многих писателей и композиторов. Так, в [[1851 год]]у венгерский поэт [[Янош Арань]] написал «Плач Рахели», а в [[1910 год]]у русский писатель и [[драматургия|драматург]] [[Крашенинников, Николай Александрович|Н. А. Крашенинников]] — пьесу под тем же названием.
+
Плач Рахели и её голос, возвещающий о надежде, вдохновил многих писателей и композиторов. Так, в [[1851 год]]у венгерский поэт [[Янош Арань]] написал «Плач Рахели», а в [[1910 год]]у русский писатель и [[драматургия|драматург]] [[Крашенинников, Николай Александрович|Н. А. Крашенинников]] — пьесу под тем же названием.
== Ссылки ==
== Ссылки ==
-
* {{ЭЕЭ|13460|Рахиль}}
+
{{ElevenCopyRight|13460|Рахиль}}
-
 
+
-
{{Bible-stub}}
+
-
 
+
[[Категория:Персонажи Пятикнижия]]
[[Категория:Персонажи Пятикнижия]]
[[Категория:Праматери]]
[[Категория:Праматери]]
-
 
+
{{checked_final}}
-
[[ar:راحيل]]
+
-
[[bg:Рахел]]
+
-
[[br:Rachel]]
+
-
[[ca:Raquel]]
+
-
[[cs:Ráchel]]
+
-
[[da:Rakel]]
+
-
[[de:Rachel (Bibel)]]
+
-
[[el:Ραχήλ]]
+
-
[[en:Rachel]]
+
-
[[eo:Raĥel]]
+
-
[[es:Raquel]]
+
-
[[fa:راحیل]]
+
-
[[fi:Raakel]]
+
-
[[fr:Rachel]]
+
-
[[he:רחל]]
+
-
[[it:Rachele]]
+
-
[[ja:ラケル]]
+
-
[[la:Rachel]]
+
-
[[lt:Rachelė]]
+
-
[[nl:Rachel (aartsmoeder)]]
+
-
[[pl:Rachela]]
+
-
[[pt:Raquel]]
+
-
[[sv:Rakel (Bibeln)]]
+
-
[[yi:רחל]]
+
-
[[zh:拉结]]{{WikiCopyRight}}
+

Текущая версия на 10:09, 19 сентября 2012

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная исправленная статья

Рахе́ль (ивр. רָחֵל‎ — «овечка», в русской традиции - Рахи́ль) — одна из двух жён патриарха Иакова, младшая дочь Лавана, сестра Лии, мать Иосифа и Биньямина (Вениамина).

Обстоятельства женитьбы на ней Иакова см. в Книге Бытие, 29 глава.

Содержание

Биография Рахели

Иаков встретил Рахель, когда прибыл в Харан, спасаясь от гнева своего брата Исава; Иаков полюбил ее с первого взгляда и согласился работать за нее на Лавана семь лет. Когда срок истек, Лаван пошел на хитрость и в брачную ночь подменил Рахель Лией. Когда наутро Иаков обнаружил подмену, Лаван объяснил, что он был обязан выдать замуж старшую дочь раньше младшей, и согласился отдать ему и Рахель, если Иаков обязуется проработать на него еще семь лет (Быт. 29:4–30).

Файл:Giovanni Battista Tiepolo 066.jpg
Тьеполо, Рахель похищает идолов у Лавана

Согласно Торе, Рахиль была «красива станом и красива лицом» (Быт. 29:17), и Иаков любил ее больше, чем «слабую глазами» Лию (Быт. 29:30). Однако Рахель оставалась бесплодна и завидовала плодовитости Лии. Отчаявшись, она, как прежде Сарра (Быт. 16:2–4), отдала свою служанку Билху в наложницы мужу; рожденных Билхой Дана и Нафтали Рахель считала собственными сыновьями (Быт. 30:1–8). (Мотив бесплодия и позднего рождения ребенка распространен в повествовании о патриархах — см. Сарра, Ревекка.)

В конце концов Рахель забеременела и родила сына, сказав: «Снял (асаф) Бог позор мой. И нарекла ему имя Иосиф, сказав, Господь даст (иосеф) мне и другого сына» (Быт. 30:23–24).

Образ Рахели

Рахель символизирует не только мать, которой рождение ребёнка стоило жизни, но и мать до конца сострадающую своим детям и заботящуюся о судьбе их детей.

Такой описывает её пророк Иеремия спустя тысячу лет, когда вавилонский царь Навуходоносор гнал евреев в изгнание по той же дороге, по которой когда-то Рахиль и Иаков шли в Беэр-Шеву. Когда изгнанники шли мимо Вифлеема-Эфрата, они услышали плач Рахили: Рахиль оплакивала судьбу своих потомков. Но тут послышался голос Всевышнего:

« Удержи голос твой от рыданий, а глаза твои — от слёз… и возвратятся они из земли чужой! Есть надежда на будущее твоё… и возвратятся дети в пределы свои!
»

Могила Рахели

Рахиль умерла во время вторых родов на пути из Бет-Эля в Эфрат, в Бет-Лехеме (Вифлиеме); умирая, она нарекла своего второго сына Бен-Они («сын моего страдания»), однако Иаков дал ему имя Биньямин. Иаков похоронил Рахиль не в семейном склепе в пещере Махпела, а там, где она умерла — у дороги, и воздвиг над ее могилой памятник из камней (Быт. 35:16–21; ср. 48:7). Однако согласно I Сам. 10:2, могила Рахили находится «на пределах Биньяминовых, в Целцахе» (Бет-Лехем и его окрестности находились в уделе Иехуды, а не Биньямина). Законоучители видели это противоречие и считали, что в стих 10:2 кн. I Самуила вкралась ошибка (Быт. Р. 82:10; Тосеф., Сот. 11:11 и др.).

Согласно Аггаде, Иаков похоронил Рахиль при дороге у Бет-Лехема потому, что он предвидел, что изгнанные в Вавилонию пройдут здесь, и Рахиль будет молить Бога смилостивиться над ними (Быт. Р. 82:10). Могила Рахили у Бет-Лехема упоминается у раннехристианских писателей (например, у Евсевия); самый ранний из еврейских источников, описывающий эту могилу, — «Путеводитель по Иерусалиму» 10 в., обнаружен в Каирской генизе. Еврейские путешественники, начиная с Биньямина из Туделы (около 1170 г.), говорят о памятнике, состоящем из двенадцати камней, одиннадцать из которых положили сыновья Иакова, а на них — большой камень, положенный самим Иаковом. Над могилой был сооружен купол на четырех колоннах. В конце 18 в. вокруг могилы воздвигли здание, которое отремонтировали в 1841 г. на средства, предоставленные М. Монтефиоре.

Абель Панн, Рахель

Во время иорданской оккупации (1948–67) место вокруг могилы Рахили было превращено в мусульманское кладбище. После Шестидневной войны здание было реставрировано израильским Министерством по делам религий и служит местом массового паломничества и туризма. Наибольшее число еврейских паломников посещает могилу Рахили в новолуние, на протяжении всего месяца нисана и 14-го дня месяца хешвана — в традиционную дату смерти «нашей матери Рахили».

В искусстве

Тема любви Иакова и Рахели привлекала многих художников — Рафаэля в Италии, Лоррена во Франции (его картина «Яаков и Рахель» находится в Эрмитаже) и др.

Плач Рахели и её голос, возвещающий о надежде, вдохновил многих писателей и композиторов. Так, в 1851 году венгерский поэт Янош Арань написал «Плач Рахели», а в 1910 году русский писатель и драматург Н. А. Крашенинников — пьесу под тем же названием.

Ссылки

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья Рахиль в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация