Религиозные титулы и их градация в иудаизме

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Aryeolman (Обсуждение | вклад)
 
(30 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Начало_работы}}
+
#redirect [[:ej:Религиозные титулы и их градация в иудаизме]]
-
 
+
-
Данная статья объясняет градацию уровней религиозных титулов в иудаизме и степени их авторитетности, - как в исторической перспективе, так и сегодня.
+
-
 
+
-
== Централизация и де-централизация религиозного авторитета в  иудаизме ==
+
-
 
+
-
Во времена Танаха высшими духовными авторитетами были старейшины и пророки, как об этом говорит Мишна:
+
-
<blockquote>
+
-
Моше принял Тору на Синае и передал ее Йегошуа, Йегошуа [передал Тору] старейшинам, старейшины – пророкам, пророки передали ее Великому собранию ученых. Последние дали три указания: «Судите без спешки, выводите в люди как можно больше учеников и возведите ограду вокруг Торы» (Авот 1:1).
+
-
</blockquote>
+
-
В начале эпохи Второго Храма высшая религиозная власть принадлежала Великому собранию (кнесет гдола, הכנסת הגדולה). О его составе, полномочиях и длительности существования нет единого мнения, но известны многие постановления, принятые им<ref>[http://toldot.ru/tora/articles/articles_820.html?template=83 Хаим Шиммель. Истоки Устного Закона. Эпоха крупных раввинских нововведений.]</ref>. Параллельно был высок авторитет Храма, священников и первосвященников.
+
-
 
+
-
Начиная с III в. до н.э. высшим духовным авторитетом иудаизма в Стране Израиля был Синедрион ([[Санhедрин]]). В разное время решающий голос в нём имели [[фарисеи]] и [[саддукеи]]. Санhедрин оставался высшим авторитетом палестинского еврейства до X в. н.э. Только он имел право рукополагать новых мудрецов ([[смиха]]) и определять время наступления новых месяцев и праздников в каждом году, то есть ежемесячно корректировать [[еврейский календарь]]. Эти полномочия признавались и в Вавилонии (т.е. на территории Парфянского и Сасанидского царств). В остальном же мудрецы Вавилонии подчинялись своим духовным авторитетам. Мудрецы, получившие смиху от Санhедрина, назывались [[рабби]], а получившие звание мудреца в Вавилонии - [[рав]]. Сообщение между Вавилонией и Страной Израиля было затруднено, так как парфяне и Сасаниды постоянно воевали с Римом и Византией.
+
-
 
+
-
У нас нет данных о том, что авторитет Санhедрина признавался еврейством Египта, а также других стран эллинистической диаспоры.
+
-
 
+
-
После исламского завоевания евреев Вавилонии и Страны Израиля уже не разделяла линия фронта, поэтому возникла возможность объединить их руководства. К тому времени еврейские мудрецы уже не имели полномочий выносить смертные приговоры и даже не могли приговаривать к штрафам (см. далее Полномочия мудрецов). Единственным принципиальным вопросом, для которого важны были верховные полномочия, осталось составление календаря.
+
-
 
+
-
Еще в эпоху Мишны проблемы регулирования календаря становились иногда предметом острых разногласий (Мишна Рош ѓа-Шана 2:9). Споры участились с переходом ведущей роли в области галахической учености к иешивам Вавилонии. Особенно резкая полемика вспыхнула в первой половине 10 в., когда Ахарон Бен-Меир, глава палестинской иешивы в 915–932 гг., оспаривая право вавилонского гаоната издавать указания, связанные с календарем, отверг календарные указания Са‘адии Гаона (921), внес свои правила и тем привел к разрыву на некоторое время между общинами Эрец-Исраэль (возможно, и Египта) и Вавилонии. Введение нормативного календаря, основанного на раз и навсегда установленных правилах, разработанных в основном вавилонскими гаонами, было революционным шагом, лишавшим законоучителей Эрец-Исраэль их исключительного права принимать связанные с календарем решения, становившиеся обязательными для диаспоры. Многовековые гонения, направленные главным образом на деятельность законоучителей Эрец-Исраэль и нарушавшие связи между общинами и центрами еврейской учености, делали эту реформу особенно актуальной<ref>[http://eleven.co.il/article/11929#03 Электронная еврейская энциклопедия, Еврейский календарь в послеталмудическую эпоху]</ref>.
+
-
 
+
-
* В 4-10 вв. существуют два центра Вавилонский и Эрец-Исраэльный (в 4- нач 7 вв. они в  Новоперсидском Царстве и в Римской Империи, далее оба в Исламском Халифате). Постепенно единственным ведущим центром становятся Гаоны Вавилонии.
+
-
* Начиная с 10 в. - независимые (от Гаонов) центры на Западе (Магриб, позже Испания и [[Ашкеназ]]).
+
-
* В 11-18 вв. - центры только регионального уровня.
+
-
* С конца 18 в. и по настоящее время - у каждого направления внутри ортодоксального иудаизма свои авторитеты.
+
-
 
+
-
== Период Мудрецов Талмуда (до 7 в. н.э.) ==
+
-
 
+
-
=== Термин "ХаЗаЛь" ===
+
-
 
+
-
Что означает, когда используется
+
-
 
+
-
авторитетнее всех последующих
+
-
 
+
-
=== Понятие "Смиха" ===
+
-
 
+
-
* когда было, что означало, какие вопросы давало право решать.
+
-
* когда перестало существовать.
+
-
* что этот термин означает сегодня
+
-
 
+
-
=== Титулы "рабби" и "рав" ===
+
-
 
+
-
Первые авторитеты обходились без титулов, и так они и зафиксировались в Талмуде  - по именам
+
-
 
+
-
Далее "рабби"
+
-
 
+
-
в Вавилоне - "рав"
+
-
 
+
-
== Период Гаонов (7-10 вв.)==
+
-
 
+
-
Термин "Гаон" - Что означает, когда используется
+
-
 
+
-
До этого (в 4-6 вв.) две традиции - Вавилонская (в Новоперсидском Царстве) и Эрец-исраэльная (в Римской Империи) существуют раздельно, и почти нет взаимодействия. В эпоху Гаонов взаимодействуют и конфликтуют, вавилонская побеждает. Поэтому для последующих поколений Гаоны - полнстью авторитеты.
+
-
 
+
-
Образное использование термина Гаон в последующие эпохи
+
-
 
+
-
== От 11 до 18 вв. ==
+
-
 
+
-
Это эпоха Ришоним и первая половина эпохи Ахроним
+
-
 
+
-
Единый титул "рабби".
+
-
 
+
-
"Даян" - должность, а не титул
+
-
 
+
-
Региональные авторитеты.
+
-
 
+
-
== С конца 18 в. и по настоящее время ==
+
-
 
+
-
С конца 18 в. и по настоящее время у каждого направления внутри ортодоксального иудаизма свои авторитеты, и система титулов различается.
+
-
 
+
-
=== Титул "рав" ("рабби") ===
+
-
 
+
-
является общим для всех направлений
+
-
 
+
-
кем и как присваивается
+
-
 
+
-
==== Уровень "рав города" ====
+
-
 
+
-
кем и как присваивается
+
-
 
+
-
=== Титул "даян" ===
+
-
 
+
-
кем и как присваивается
+
-
 
+
-
=== Статус "посек" ===
+
-
когда возник, что означает, кем и как присваивается
+
-
 
+
-
=== Титул "Ребе" в хасидизме ===
+
-
 
+
-
когда возник, что означает, кем и как присваивается
+
-
 
+
-
=== Титул "Гдоль" в литвакском иудаизме ===
+
-
 
+
-
идентично "посек hа-дор"?
+
-
 
+
-
когда возник, что означает, кем и как присваивается
+
-
 
+
-
=== Титул "Ришон ле-Цион" в сефардском обществе ===
+
-
 
+
-
когда возник, что означает, кем и как присваивается
+
-
 
+
-
=== Система авторитетов в религиозном сионизме ===
+
-
 
+
-
что есть на сегодня
+
-
 
+
-
== Статус Главного раввината Израиля ==
+
-
 
+
-
является официальным авторитетом для гос. аппарата.
+
-
 
+
-
Создан сионистами.
+
-
 
+
-
но последние выборы контролируется харедим
+

Текущая версия на 00:45, 31 мая 2013

  1. redirect ej:Религиозные титулы и их градация в иудаизме
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация