Религиозные титулы и их градация в иудаизме

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Aryeolman (Обсуждение | вклад)
 
(27 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{О_статье| ТИП СТАТЬИ  = 2
+
#redirect [[:ej:Религиозные титулы и их градация в иудаизме]]
-
| АВТОР1  =
+
-
| АВТОР2 =
+
-
| АВТОР3 =
+
-
| СУПЕРВАЙЗЕР = 2
+
-
| ПРОЕКТ =
+
-
| ПОДТЕМА =
+
-
| КАЧЕСТВО  =
+
-
| УРОВЕНЬ  = 1
+
-
| ДАТА СОЗДАНИЯ  =
+
-
| ВИКИПЕДИЯ =
+
-
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
+
-
}} 
+
-
{{Начало_работы}}
+
-
 
+
-
Данная статья объясняет градацию уровней религиозных титулов в иудаизме и степени их авторитетности, - как в исторической перспективе, так и сегодня.
+
-
 
+
-
== Централизация и де-централизация религиозного авторитета в  иудаизме ==
+
-
=== В библейские и мишнаитские времена ===
+
-
Во времена Танаха высшими духовными авторитетами были старейшины и пророки, как об этом говорит Мишна:
+
-
<blockquote>
+
-
Моше принял Тору на Синае и передал ее Йегошуа, Йегошуа [передал Тору] старейшинам, старейшины – пророкам, пророки передали ее Великому собранию ученых. Последние дали три указания: «Судите без спешки, выводите в люди как можно больше учеников и возведите ограду вокруг Торы» (Авот 1:1).
+
-
</blockquote>
+
-
В начале эпохи Второго Храма высшая религиозная власть принадлежала Великому собранию (кнесет гдола, הכנסת הגדולה). О его составе, полномочиях и длительности существования нет единого мнения, но известны многие постановления, принятые им<ref>[http://toldot.ru/tora/articles/articles_820.html?template=83 Хаим Шиммель. Истоки Устного Закона. Эпоха крупных раввинских нововведений.]</ref>. Параллельно был высок авторитет Храма, священников и первосвященников.
+
-
=== В талмудические времена ===
+
-
Начиная с III в. до н.э. высшим духовным авторитетом иудаизма в Стране Израиля был Синедрион ([[Санhедрин]]). В разное время решающий голос в нём имели [[фарисеи]] и [[саддукеи]]. Санhедрин оставался высшим авторитетом палестинского еврейства до X в. н.э. Только он имел право рукополагать новых мудрецов ([[смиха]]) и определять время наступления новых месяцев и праздников в каждом году, то есть ежемесячно корректировать [[еврейский календарь]]. Эти полномочия признавались и в Вавилонии (т.е. на территории Парфянского и Сасанидского царств). В остальном же мудрецы Вавилонии подчинялись своим духовным авторитетам. Мудрецы, получившие смиху от Санhедрина, назывались [[рабби]] и [[хахам]], а получившие звание мудреца в Вавилонии - [[рав]]. Сообщение между Вавилонией и Страной Израиля было затруднено, так как парфяне и Сасаниды постоянно воевали с Римом и Византией.
+
-
 
+
-
У нас нет данных о том, что авторитет Санhедрина признавался еврейством Египта, а также других стран эллинистической диаспоры.
+
-
 
+
-
После завершения Талмуда высшими духовными авторитетами Страны Израиля и Вавилонии были [[гаон]]ы.
+
-
=== Календарная полемика ===
+
-
После исламского завоевания евреев Вавилонии и Страны Израиля уже не разделяла линия фронта, поэтому возникла возможность объединить их руководства. К тому времени еврейские мудрецы уже не имели полномочий выносить смертные приговоры и даже не могли приговаривать к штрафам (см. далее Полномочия мудрецов). Единственным принципиальным вопросом, для которого важны были верховные полномочия, осталось составление [[Еврейский календарь|календаря]].
+
-
 
+
-
Еще в эпоху Мишны проблемы регулирования календаря становились иногда предметом острых разногласий (Мишна Рош ѓа-Шана 2:9). Споры участились с переходом ведущей роли в области галахической учености к иешивам Вавилонии. Особенно резкая полемика вспыхнула в первой половине 10 в., когда Ахарон Бен-Меир, глава палестинской иешивы и Санhедрина в 915–932 гг., оспаривая право вавилонского [[гаон]]ата издавать указания, связанные с календарем, отверг календарные указания [[Саадия Гаон|Са‘адии Гаона]] (921), внес свои правила и тем привел к разрыву на некоторое время между общинами Эрец-Исраэль (возможно, и Египта) и Вавилонии. В итоге победа осталась за правилами, предложенными Саадией. Введение нормативного календаря, основанного на раз и навсегда установленных правилах, разработанных в основном вавилонскими гаонами, было революционным шагом, лишавшим законоучителей Эрец-Исраэль их исключительного права принимать связанные с календарем решения, становившиеся обязательными для диаспоры. Многовековые гонения, направленные главным образом на деятельность законоучителей Эрец-Исраэль и нарушавшие связи между общинами и центрами еврейской учености, делали эту реформу особенно актуальной<ref>[http://eleven.co.il/article/11929#03 Электронная еврейская энциклопедия, Еврейский календарь в послеталмудическую эпоху]</ref>.
+
-
 
+
-
=== После эпохи гаонов ===
+
-
 
+
-
Начиная с Х в. возникают независимые (от вавилонских и палестинских гаонов) центры духовного авторитета на Западе (Северная Африка, позже Испания и [[Ашкеназ]]). Позже независимыми от вавилонского центра становятся общины Персии и Средней Азии. Еврейские мудрецы Аравийского полуострова и Йемена вообще никогда не подчинялись центральной духовной власти.
+
-
 
+
-
Во многих странах в Средневековье делались попытки ввести раввинскую иерархию. В большинстве случаев нееврейские власти назначали главного раввина (в странах Пиренейского полуострова до его объединения, в Османской империи ([[хахам-баши]] и в других странах). [[Наполеон|Наполеон I]] во Франции созвал ассамблею еврейских представителей, назвав её Синедрионом, и централизовал духовную жизнь французского еврейства.
+
-
 
+
-
В отличие от этого, в Польше еврейские общины добровольно создали орган межобщинного самоуправления - [[Ваад четырёх стран]].
+
-
 
+
-
С конца XVIII в. и по настоящее время у каждого направления внутри ортодоксального иудаизма имеются свои авторитеты, мнение которых не является обязательным для представителей других направлений.
+
-
 
+
-
В некоторых странах современного мира (Россия, Украина) существует официальный пост главного раввина, которому подчиняются в вопросах ритуала и управления общинами все раввины общин.
+
-
 
+
-
== Религиозные титулы и их значения ==
+
-
 
+
-
=== "ХаЗаЛь" ===
+
-
 
+
-
Аббревиатура חז"ל (Хазаль, ХаЗаЛь, Хазал) - חכמינו זכרונם לברכה "наши мудрецы, благословенной памяти". Так называют мудрецов Мишны и Талмуда, но иногда этот термин применяют и к постталмудическим мудрецам, называя их собирательно.
+
-
 
+
-
=== Раввин ===
+
-
{{main|Раввин}}
+
-
 
+
-
=== Титулы "рабби" и "рав" ===
+
-
 
+
-
До I в.н.э. еврейские мудрецы обходились без титулов, так они и упомянуты в Мишне - по именам. Далее появился титул [[рабби]], в Вавилоне - [[рав]]. См. подробнее [[Раввин]], [[Смиха]].
+
-
 
+
-
=== Гаон ===
+
-
{{main|Гаоны}}
+
-
Гаон - титул глав еврейства Страны Израиля, Вавилонии и Египта в VI-XI вв. В современном иудаизме так называют особо одарённых раввинов, в основном в среде [[харедим]]. Это личное звание, оно не сравнимо по "величине" с другими раввинскими титулами.
+
-
 
+
-
=== Даян ===
+
-
{{main|Даян (титул)}}
+
-
 
+
-
Даян - член раввинского суда. Сравнительное достоинство титулов "рав" и "даян" было различным в различных общинах.
+
-
 
+
-
=== Посек ===
+
-
{{main|Поским}}
+
-
В современном иудаизме к поским причисляют считанных раввинов, наиболее выдающиеся фигуры в мире [[галаха|галахи]]. Получение этого звания не формализовано, оно присваивается по молчаливому консенсусу ведущих раввинов.
+
-
 
+
-
=== Титул "Ребе" в хасидизме ===
+
-
{{main|Ребе}}
+
-
Ребе (рабби) - глава хасидского "двора", ветви [[хасидизм]]а. Авторитет ребе неоспорим среди хасидов его "двора". Все хасидские ребе (из не враждующих между собой дворов) имеют одинаковый авторитет среди хасидов в общих вопросах религиозной жизни всего хасидского мира. Среди ортодоксов-нехасидов ([[литвак]]и, [[восточные евреи]], [[религиозные сионисты]], [[религиозные модернисты]] и пр.) авторитет конкретного ребе зависит от его личной харизмы и познаний в [[галаха|галахе]].
+
-
 
+
-
=== Титул "Гдоль" в литвакском иудаизме ===
+
-
 
+
-
идентично "посек hа-дор"?
+
-
 
+
-
когда возник, что означает, кем и как присваивается
+
-
 
+
-
=== Титул "Ришон ле-Цион" в сефардском обществе ===
+
-
 
+
-
когда возник, что означает, кем и как присваивается
+
-
 
+
-
=== Система авторитетов в религиозном сионизме ===
+
-
 
+
-
что есть на сегодня
+
-
 
+
-
== Статус Главного раввината Израиля ==
+
-
 
+
-
является официальным авторитетом для гос. аппарата.
+
-
 
+
-
Создан сионистами.
+
-
 
+
-
но последние выборы контролируется харедим
+

Текущая версия на 00:45, 31 мая 2013

  1. redirect ej:Религиозные титулы и их градация в иудаизме
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация