Религиозные титулы и их градация в иудаизме

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Версия от 14:53, 2 марта 2011; Aryeolman (Обсуждение | вклад)
Перейти к: навигация, поиск


Данная статья объясняет градацию уровней религиозных титулов в иудаизме и степени их авторитетности, - как в исторической перспективе, так и сегодня.

Содержание

Централизация и де-централизация религиозного авторитета в иудаизме

В библейские и мишнаитские времена

Во времена Танаха высшими духовными авторитетами были старейшины и пророки, как об этом говорит Мишна:

Моше принял Тору на Синае и передал ее Йегошуа, Йегошуа [передал Тору] старейшинам, старейшины – пророкам, пророки передали ее Великому собранию ученых. Последние дали три указания: «Судите без спешки, выводите в люди как можно больше учеников и возведите ограду вокруг Торы» (Авот 1:1).

В начале эпохи Второго Храма высшая религиозная власть принадлежала Великому собранию (кнесет гдола, הכנסת הגדולה). О его составе, полномочиях и длительности существования нет единого мнения, но известны многие постановления, принятые им[1]. Параллельно был высок авторитет Храма, священников и первосвященников.

В талмудические времена

Начиная с III в. до н.э. высшим духовным авторитетом иудаизма в Стране Израиля был Синедрион (Санhедрин). В разное время решающий голос в нём имели фарисеи и саддукеи. Санhедрин оставался высшим авторитетом палестинского еврейства до X в. н.э. Только он имел право рукополагать новых мудрецов (смиха) и определять время наступления новых месяцев и праздников в каждом году, то есть ежемесячно корректировать еврейский календарь. Эти полномочия признавались и в Вавилонии (т.е. на территории Парфянского и Сасанидского царств). В остальном же мудрецы Вавилонии подчинялись своим духовным авторитетам. Мудрецы, получившие смиху от Санhедрина, назывались рабби, а получившие звание мудреца в Вавилонии - рав. Сообщение между Вавилонией и Страной Израиля было затруднено, так как парфяне и Сасаниды постоянно воевали с Римом и Византией.

У нас нет данных о том, что авторитет Санhедрина признавался еврейством Египта, а также других стран эллинистической диаспоры.

После завершения Талмуда высшими духовными авторитетами Страны Израиля и Вавилонии были гаоны.

Календарная полемика

После исламского завоевания евреев Вавилонии и Страны Израиля уже не разделяла линия фронта, поэтому возникла возможность объединить их руководства. К тому времени еврейские мудрецы уже не имели полномочий выносить смертные приговоры и даже не могли приговаривать к штрафам (см. далее Полномочия мудрецов). Единственным принципиальным вопросом, для которого важны были верховные полномочия, осталось составление календаря.

Еще в эпоху Мишны проблемы регулирования календаря становились иногда предметом острых разногласий (Мишна Рош ѓа-Шана 2:9). Споры участились с переходом ведущей роли в области галахической учености к иешивам Вавилонии. Особенно резкая полемика вспыхнула в первой половине 10 в., когда Ахарон Бен-Меир, глава палестинской иешивы и Санhедрина в 915–932 гг., оспаривая право вавилонского гаоната издавать указания, связанные с календарем, отверг календарные указания Са‘адии Гаона (921), внес свои правила и тем привел к разрыву на некоторое время между общинами Эрец-Исраэль (возможно, и Египта) и Вавилонии. В итоге победа осталась за правилами, предложенными Саадией. Введение нормативного календаря, основанного на раз и навсегда установленных правилах, разработанных в основном вавилонскими гаонами, было революционным шагом, лишавшим законоучителей Эрец-Исраэль их исключительного права принимать связанные с календарем решения, становившиеся обязательными для диаспоры. Многовековые гонения, направленные главным образом на деятельность законоучителей Эрец-Исраэль и нарушавшие связи между общинами и центрами еврейской учености, делали эту реформу особенно актуальной[2].

После эпохи гаонов

Начиная с Х в. возникают независимые (от вавилонских и палестинских гаонов) центры духовного авторитета на Западе (Северная Африка, позже Испания и Ашкеназ). Позже независимыми от вавилонского центра становятся общины Персии и Средней Азии. Еврейские мудрецы Аравийского полуострова и Йемена вообще никогда не подчинялись центральной духовной власти.

Во многих странах в Средневековье делались попытки ввести раввинскую иерархию. В большинстве случаев нееврейские власти назначали главного раввина (в странах Пиренейского полуострова до его объединения, в Османской империи (хахам-баши и в других странах). Наполеон I во Франции созвал ассамблею еврейских представителей, назвав её Синедрионом, и централизовал духовную жизнь французского еврейства.

В отличие от этого, в Польше еврейские общины добровольно создали орган межобщинного самоуправления - Ваад четырёх стран.

С конца XVIII в. и по настоящее время у каждого направления внутри ортодоксального иудаизма имеются свои авторитеты, мнение которых не является обязательным для представителей других направлений.

В некоторых странах современного мира (Россия, Украина) существует официальный пост главного раввина, которому подчиняются в вопросах ритуала и управления общинами все раввины общин.

Религиозные титулы и их значения

"ХаЗаЛь"

Аббревиатура חז"ל (Хазаль, ХаЗаЛь, Хазал) - חכמינו זכרונם לברכה "наши мудрецы, благословенной памяти". Так называют мудрецов Мишны и Талмуда, но иногда этот термин применяют и к постталмудическим мудрецам, называя их собирательно.

Раввин

Основная статья: Раввин

Титулы "рабби" и "рав"

Первые авторитеты обходились без титулов, и так они и зафиксировались в Талмуде - по именам

Далее "рабби"

в Вавилоне - "рав"

Период Гаонов (7-10 вв.)

Термин "Гаон" - Что означает, когда используется

До этого (в 4-6 вв.) две традиции - Вавилонская (в Новоперсидском Царстве) и Эрец-исраэльная (в Римской Империи) существуют раздельно, и почти нет взаимодействия. В эпоху Гаонов взаимодействуют и конфликтуют, вавилонская побеждает. Поэтому для последующих поколений Гаоны - полнстью авторитеты.

Образное использование термина Гаон в последующие эпохи

От 11 до 18 вв.

Это эпоха Ришоним и первая половина эпохи Ахроним

Единый титул "рабби".

"Даян" - должность, а не титул

Региональные авторитеты.

С конца 18 в. и по настоящее время

С конца 18 в. и по настоящее время у каждого направления внутри ортодоксального иудаизма свои авторитеты, и система титулов различается.

Титул "рав" ("рабби")

является общим для всех направлений

кем и как присваивается

Уровень "рав города"

кем и как присваивается

Титул "даян"

кем и как присваивается

Статус "посек"

когда возник, что означает, кем и как присваивается

Титул "Ребе" в хасидизме

когда возник, что означает, кем и как присваивается

Титул "Гдоль" в литвакском иудаизме

идентично "посек hа-дор"?

когда возник, что означает, кем и как присваивается

Титул "Ришон ле-Цион" в сефардском обществе

когда возник, что означает, кем и как присваивается

Система авторитетов в религиозном сионизме

что есть на сегодня

Статус Главного раввината Израиля

является официальным авторитетом для гос. аппарата.

Создан сионистами.

но последние выборы контролируется харедим


Ошибка цитирования Для существующего тега <ref> не найдено соответствующего тега <references/>

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация