Реувен (сын Яакова), одно из колен еврейского народа

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Версия от 16:55, 13 октября 2012; Л.Гроервейдл (Обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск
Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная исправленная статья
«Двенадцать колен Израилевых» (Реувен). М. Шагал. Витражи для синагоги медицинского центра «Хадасса». 1960-62. Иерусалим.

Реуве́н (רְאוּבֵן; в русской традиции Рувим) — старший сын Йакова от его жены Лии (Берешит 29:32) и один из 12 родоначальников колен еврейского народа.

Содержание

Этимология имени

Библия трактует имя Реувен как производное от ра’а (`увидел`, `узрел`) и бен (`сын`): Бог узрел горе Лии, которой муж предпочитал Рахиль, и дал ей сына (Быт. 29:32).

Биография Реувена

Это был человек невоздержанный - Реувен лишился прав первородства вследствие тяжкого греха: он оскорбил отца, "взойдя" на ложе его с наложницей его Валлой (Быт. 35:22), и поэтому он получил порицание (но отнюдь не навлёк на себя проклятие!) со стороны умирающего Яакова. «Ты бушевал, как вода и не будешь преимуществовать. Ибо ты взошёл на ложе отца своего; ты осквернил постель мою, на которую взошёл»  (Быт.49:3,4). Ввиду этого дальнейшее потомство Реувена не отличалось ни своей численностью, ни своей силою.

Однако Реувен отличался добрым характером и искренним благородным нравом. Он нашёл для своей матери траву (корень мандрагоры), лечащую от бесплодия, а когда эту траву попросила у него Рахиль, вторая и любимая жена Йакова, дерзкая по отношению к Лии, Рувим дал и ей.

Так же Реувен был единственным из братьев Йосефа, который вступился за сохранение жизни брата (Бер. 37:21, 22). С целью спасти Иосифа и впоследствии возвратить его отцу он предложил остальным братьям не осквернять себя кровью невинно убитого, а бросить Йосефа в ров. Из кн. Берешит 37:29 видно, что Реувена не было в то время, когда Иосиф был продан купцам в рабство. Не найдя Йосефа во рву, Рувим горько плакал и кричал, думая, что брат его мёртв.

То же самое благородство характера обнаружено им в той полной готовности, с которою он предлагал жизнь своих собственных сыновей, как залог в обеспечение жизни Биньямина (второго сына Рахили от Йакова), когда Йаков отказывался отпустить его вместе с братьями в Египет.

К тому времени, когда спасённый Йосеф пригласил братьев к себе в Египет, Реувен имел уже четырёх сыновей (Бер. 46:9). С этого времени нам ничего не известно касательно дальнейшей личной истории Реувена.

Дети Яакова/Израиля
Леа Реувен (1) Шимон (2) Леви (3) Иеhуда (4) Иссахар (9) Зевулун (10) Дина (дочь)
Рахель Иосиф (11) Биньямин (12)
Билhа (служанка Рахели) Дан (5) Нафтали (6)
Зилпа (служанка Леи) Гад (7) Ашер (8)

Колено Реувена

Файл:Israelites rus.png
Колена Израилевы

Первородство Реувена, возможно, указывает на лидерство колена Реувена в древней конфедерации израильских племен. Колено Реувена упоминается первым в списке «сынов Израилевых, вышедших из Египта» (Быт. 46:9; Исх. 6:14; Чис. 1:5, 20–21), а сам Реувен занимает выдающееся место в повествованиях (в первую очередь, о продаже Иосифа) о периоде, предшествовавшем завоеванию Ханаана израильтянами (Быт. 37:21–22, 29–30; 42:22,37), а также в истории о бунте Корея против Моше во время скитаний по пустыне (Чис. 16).

Изменение, произошедшее в статусе колена Реувена, приписывается грехам его прародителя, который «бушевал, как вода» и «взошел на ложе отца», вступив в связь с его наложницей, за что Иаков лишил его преимуществ первенца (Быт. 49:4; ср. I Хр. 5:1–2; Быт. 35:21–22).

Файл:1695 Eretz Israel map in Amsterdam Haggada by Abraham Bar-Jacob.jpg
Колена Израилевы
Колена
Связанные темы
п·о·р

Происшедшее от Реувена колено, по переселении в Ханаан, получило надел в Заиорданье, как более пригодном для пастушеской жизни.

Согласно Библии, Реувен, Гад и половина колена Менашше поселились к востоку от реки Иордан. Реувениты жили на плоскогорьях Гилада и южнее вплоть до ассирийского завоевания в 733–732 гг. до н. э. и изгнания местного населения в Месопотамию (I Хр. 5:6,26).

Двора порицает колено Реувена за то, что оно не приняло участия в войне против Явина и Сисры, предпочтя «сидеть между овчарнями, слушая блеяние стад» (Суд. 5:16). Во всяком случае, со временем колено Реувена сократилось настолько, что оказалось перед угрозой исчезновения; в книге Второзаконие колено Реувена упоминается лишь в коротком стихе — молитве о выживании колена: «Да живет Реувен, и да не умирает, и да не будет малочислен!» (Втор. 33:6).

Из колена Реувена не вышли судьи, и в надписи на стеле Меши Реувен вовсе не упомянут (в то время как есть упоминание о колене Гада). Подобно коленам Гада и Шимона колено Реувена оставалось полукочевым, занимаясь преимущественно скотоводством (Чис. 32:1).

В раннемонархический период колена Реувена и Гада продолжали кочевать со своими стадами, вступая в столкновения с племенами на границе с пустынями Заиорданья (I Хр. 5:9–10, 18–22). В то же время реувениты, по-видимому, породнились с этими племенами; так, старший сын Реувена, Ханох, видимо, был связан с мидианитами (Чис. 26:5, ср. Быт. 25:4).

Ссылки

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья РЕУВЕН в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация