Рига (еврейская община)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Перейти к: навигация, поиск
Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья


Рига, портовый город на Балтийском море, столица Латвии (с 1991 г. — вновь независимая республика).

Содержание

Первые упоминания

Первое упоминание о пребывании евреев в Риге относится к 1536 г., когда городские бюргеры потребовали от властей не впускать в город приезжих евреев.

В 1561 г. был введен запрет на торговлю приезжим евреям, а в 1593 г. Сигизмунд III запретил евреям въезжать в Ригу.

Однако, несмотря на запреты, евреи продолжали приезжать в Ригу, и им было разрешено после уплаты налога временно проживать в городе, вести во время ярмарок розничную торговлю и покупать товары местного производства для вывоза из Риги.

Шведы продолжали политику польских властей. Одна из привилегий шведского короля Густава II Адольфа гласила: «чтобы никакие евреи и иностранцы в ущерб гражданам Лифляндии терпимы не были».

Несмотря на это постановление, евреи прибывали в Ригу на барках и вели с них торговлю.

Семнадцатый век

С 1638 г. евреи, приезжавшие в Ригу, должны были останавливаться на специальном еврейском подворье, в 1666 г. были опубликованы правила, регламентировавшие пребывание евреев в таком подворье.

В 1700 г., после того, как в начале Северной войны войска польского короля Августа II дважды осаждали Ригу и еврейское подворье, находившееся в пригороде, было сожжено, евреям разрешили жить в городе.

Восемнадцатый век

В 1709 г. вновь вышел запрет на их проживание в Риге, и все они, кроме одного, покинули ее.

После занятия Риги русскими войсками местным жителям были оставлены все прежние привилегии, в том числе сохранен запрет на въезд евреев в город.

В 1715 г. в порядке исключения двум еврейским семьям разрешили проживать в Риге. Со временем русские власти перестали соблюдать эти запреты, и численность еврейского населения Риги росла.

В 1725 г. в Риге было разрешено открыть еврейское кладбище.

В 1727 г. вышел указ императрицы Екатерины I об изгнании евреев из России, и лифляндский губернатор приказал евреям покинуть город. Разрешено было остаться только нескольким семьям.

После указа Елизаветы об изгнании евреев из России (1742) и эти семьи оставили Ригу.

Просьба рижских горожан разрешить еврейским купцам приезжать в Ригу для торговли, поддержанная сенатом империи, была отвергнута императрицей, наложившей на постановление сената резолюцию: «от врагов Христовых не желаю интересной прибыли».

В 1764 г. по распоряжению императрицы Екатерины II семьям четырех еврейских купцов (36 человек) вместе со слугами было разрешено поселиться в Риге; они образовали еврейскую общину города.

Это было связано с планом Екатерины II поселить евреев в Новороссии, а в Риге должно было действовать центральное еврейское учреждение по реализации этого плана.

В Ригу стали приезжать и другие евреи. По требованию местных купцов и ремесленников приезжим было предписано жить на еврейском подворье на окраине города, а в городе находиться не более шести недель.

Евреи, поселившиеся в Риге с разрешения центральных властей, могли жить за пределами еврейского подворья, но только в пригороде — Московском форштадте.

Приезжающим евреям было запрещено заниматься некоторыми видами ремесел, продавать товары не рижанам и т. д.

Во время эпидемии чумы 1770 г. все евреи, за исключением четырех привилегированных семей, были изгнаны из Риги, но через год им было разрешено вернуться и даже открыть молельный дом.

Несмотря на запреты властей, численность еврейского населения постепенно росла.

Привилегированные евреи были недовольны этим и доносили властям на незаконно поселившихся в Риге.

В 1785 г. евреи получили право жительства в местечке Шлок (ныне Слока, часть города Юрмала), откуда они приезжали торговать в Ригу.

В 1788 г. власти распорядились выслать всех евреев из города, кроме привилегированных и еще 11 семей, члены которых имели полезные профессии.

В 1792 г. евреям было разрешено открыть в Риге второй молельный дом.

Девятнадцатый век

В 1811 г. в Риге проживало 736 евреев.

В 1813 г. евреи местечка Шлок получили право жительства в Риге, но только в Московском форштадте. Для приезжающих евреев было открыто еще одно подворье.

В 1822 г. евреям было разрешено заниматься ремеслами.

В 1829 г. было основано общество Биккур-холим. Рига была одним из первых в Российской империи центров маскилим (см. Хаскала).

В 1839–42 гг. М. Лилиенталь возглавил еврейское училище в Риге и превратил его в образцовое.

В качестве маггида он читал проповеди на немецком языке в рижском молельном доме.

В 1851 г. евреям было разрешено построить синагогу.

В 1857 г. евреи получили право жительства по всей Риге, в 1858 г. — право владения недвижимой собственностью, право записываться в ремесленные цехи и купеческие гильдии, заниматься всеми видами торговли и промышленности.

В 1871 г. на Вокзальной улице открылась большая хоральная синагога, впоследствии названная «Гогол-шул», в 1885 г. — синагога хасидов (см. Хасидизм) Хабада.

В 1869 г. в Риге проживало 5254 еврея, в 1897 г. — 21 962 (7,9% населения).

Согласно закону 1893 г., в Риге разрешалось проживать евреям, поселившимся там до запрета 1880 г., и их потомкам, за исключением лиц, живущих за счет благотворительности или находящихся под следствием.

Среди еврейского населения Риги образовалась группа богатых купцов и торговцев. Экспорт товаров через рижский порт осуществлялся в основном еврейскими торговыми фирмами. Основными экспортируемыми товарами были лес, зерно, лен.

Двадцатый век

В начале 20 в. еврейские экспортеры леса в Риге организовали союз лесопромышленников.

Евреи активно участвовали в банковском деле, им принадлежало десять банков города.

Была создана целая система еврейских кредитных учреждений, в том числе общество взаимного кредита, ссудо-сберегательные общества (см. Ссуда денежная) и другие.

Евреям принадлежали многочисленные лесопильни, предприятия табачной, кожевенной и других отраслей легкой промышленности, большинство магазинов готовой одежды.

Основным занятием евреев Риги были различные виды ремесел, в первую очередь пошив одежды (см. Портняжное дело) и производство обуви.

Рабочих среди евреев Риги было сравнительно мало (в основном на предприятиях легкой промышленности), но было много врачей, стоматологов и бухгалтеров.

В 1912 г. в Рижском политехническом институте обучалось около 200 евреев (11% всех студентов).

в 1906 г. в центре города открыоись хоральные синагоги «Пейтер-шул» и «Зайлн-шул».

Дети из религиозных семей учились в многочисленных хедерах.

В конце 19 в. – начале 20 в. в Риге функционировало большое число еврейских учебных и просветительских заведений.

При местном отделении Общества для распространения просвещения между евреями в России в начале 20 в. действовали мужское ремесленное училище, училище для мальчиков, библиотека и публичная читальня.

Изучением иврита и гебраистикой занималось общество «Иврия».

Функционировало несколько мужских и женских училищ, мужская еврейская гимназия. Действовали различные благотворительные учреждения, среди них Общество попечения о бедных, общество «Друг детей», летний лагерь для учащихся.

Первым органом еврейской прессы в Риге был журнал на русском языке «Еврейские записки», издававшийся в 1881 г. под редакцией А. Пумпянского. В 1907 г. выходила газета на идиш «Национал-цайтунг», в 1910 г. — газета «Ди идише штиме».

Центр сионистского движения

В начале 20 в. в Риге действовали сионистское общество Цион, молодежная организация Сохней Цион, функционировали отделения Бунда, Поалей Цион, сионистов-социалистов, организовавших в 1905 г. отряды самообороны.

В начале 20 в.

В начале 20 в. из России через рижский порт уехало много евреев, в том числе и рижских.

В Риге был открыт Банк эмиграции, помогавший отъезжавшим (в основном в Америку).

Во время Первой мировой войны многие евреи Риги были эвакуированы в глубь России.

В то же время в Риге оказались десятки тыс. евреев, высланных из Курляндии русским военным командованием, распространявшим клевету о «еврейском шпионаже и измене».

Рижское отделение Еврейского комитета помощи жертвам войны (ЕКОПО) оказывало помощь беженцам, которые первое время размещались в еврейских школах, синагогах и других помещениях.

Работникам ЕКОПО удалось получить разрешение для многих беженцев остаться в Риге.

Многие латвийские евреи, в том числе рижане, принимали участие в гражданской войне, находясь в войсках обеих сторон (на основанном в 1928 г. еврейском кладбище Шмерля был открыт мемориальный памятник в честь евреев, павших за независимость Латвии в 1918–20 гг.).

После образования независимой Латвии численность еврейского населения Риги стала стремительно расти, как за счет внутренней миграции из других частей Латвии, в основном из Латгалии, так и за счет возвращения беженцев и иммиграции из России.

Еврейское население Риги насчитывало в 1913 г 33 615 человек (6,5% населения), в 1920 г. 24 712 (19%), в 1930 г. — 42 328 (11,2%), в 1935 г. — 43 672 (13,34%).

В 1935 г. в Риге проживало примерно 47% всех евреев Латвии.

Между двумя мировыми войнами тысячи евреев уехали из Риги в Эрец-Исраэль, в США и другие страны. Рижские евреи отличались высоким образовательным уровнем; среди них насчитывалось много промышленников, банкиров, торговцев.

В 1927 г. в Риге было 87 врачей и 208 стоматологов-евреев.

В 1925/26 учебном году в университете Риги обучалось 545 студентов-евреев, в 1930/31 — 744.

В Риге по-прежнему было много ремесленников, создавших ряд профессиональных организаций (Объединение еврейских ремесленников, общество Эзра и другие).

Функционировали еврейские кредитные учреждения, предоставлявшие ссуды на льготных условиях.

В межвоенные годы в Риге действовали еврейские больницы «Линат hа-цедек» (основана в 1910 г.), «Биккур-холим» (основана в 1920-х гг. при содействии Джойнта), проводили работу ОЗЕ, ОРТ и другие еврейские благотворительные и общественные организации.

В эти годы Рига была одним из крупнейших еврейских политических центров Европы, здесь находились отделения всех еврейских политических партий и движений: общие сионисты, сионисты-ревизионисты (первые в мире организации сионистов-ревизионистов, как и Бетара, были основаны в Риге после визита В. Жаботинского в декабре 1923 г.), Мизрахи, Цеирей Цион, Национальные демократы, Бунд, Агуддат Исраэль.

В Риге активно действовали сионистские молодежные организации различной партийной принадлежности: Бетар, Гордония, халуцианско-скаутская организация Нецах (аббревиатура от Ноар цофи халуци; ее полное название — Всемирная организация скаутской халуцианской молодежи hа-Шомер hа-цаир), Хе-Халуц, «Хасмонея», hа-Галил, Хе-Хавер, hа-Шахар.

Из десяти еврейских студенческих корпораций шесть были сионистскими, функционировали четыре еврейских спортивных общества, теннисный клуб и яхт-клуб.

В 1920–34 гг., когда Латвия была демократическим государством, евреи пользовались широкой культурной автономией.

В Риге действовала сеть еврейских начальных и средних школ, получавших финансовую помощь от властей: 12 школ с преподаванием на идиш и на иврите, четыре гимназии с преподаванием на немецком и русском языке, два ремесленных училища с преподаванием на идиш.

Функционировали Фребелевские курсы для воспитателей детских садов, Народный университет на языке идиш (до 1928 г.), многочисленные еврейские клубы, Еврейский театр (в 1926–34 гг.; 1936–38 гг.).

Еврейское общество по развитию знаний и искусства открыло в Риге Народную консерваторию.

В 1920–30-х гг. в Риге возникли многочисленные периодические (см. Периодическая печать) издания на идиш: газеты «Дос фолк» (1920–27), «Фриморгн» (1926–34; их редактором был Я. Гельман, 1880–1950); «Дер вег» (1922–23), «Унзер вег» (1923–24), «Ригер момент», «Лецте найес» (1925), «Ригер тог» (1930), «Овнт пост» (1932–34), «Моргн пост» (1934), «Ба тог» (1932–34), «Хайнт» (1934–40), «Идише блетер» (1937–39), «Хайнт ба тог» (1934–40), и другие. И. Винник (1895–1942), видный сионистский деятель (заведующий Еврейским агентством в Латвии), в разное время был редактором газет «Идише фолксштиме», «Дос фолк», «Дер руф» и других.

Коммунисты издавали в начале 1930-х гг. журнал «Най эрд», пропагандировавший идею поселения евреев в Биробиджане.

Еврейской тематике уделялось много места на страницах русских газет «Сегодня» (редактор М. Мильруд, 1883–1941?) и «Сегодня вечером» (редактор Б. Харитон, 1876–1941?).

В начале 1920-х гг. рижский центр организации Хе-Халуц помог около 80 еврейским беженцам, активистам халуцианских (см. Халуцим) движений в Советской России, нелегально перейти советско-латвийскую границу и содействовал их отправке в Эрец-Исраэль.

Под Ригой Бетар и халуцианско-скаутская организация Нецах создали сельскохозяйственные фермы для подготовки будущих репатриантов в Палестину. На судне «Теодор Герцль» Бетар осуществлял подготовку моряков.

В 1920–30-х гг. в Риге функционировало 14 синагог (из них четыре хоральные), много молитвенных домов, иешива.

В 1927–34 гг., после высылки из Советского Союза главы хасидов (см. Хасидизм) Хабада Иосефа Ицхака Шнеерсона (см. Шнеерсон, хасидская династия), Рига стала центром движения хабадских хасидов.

Среди депутатов парламента Латвии были рижские евреи: М. Дубин от Агуддат Исраэль, председатель еврейской общины Риги в 1920–40 гг.; М. Нурок от Мизрахи; П. Минц (1870–1941; умер в Соликамском лагере) от Национальных демократов; М. Лазерсон (1887–1951) от Цеирей Цион; Н. Майзель (1891–1956) от Бунда. Подробнее см. Латвия.

После государственного переворота в 1934 г.

После государственного переворота в мае 1934 г., покончившего с демократией в Латвии, еврейская культурная автономия была резко ограничена (подробнее см. Латвия), еврейская социалистическая партия и молодежные движения (наряду с другими) были запрещены.

Участились антисемитские выступления, евреев перестали принимать на государственную службу, в Рижском университете была введена негласная процентная норма.

После занятия Риги советскими войсками в 1940 г.

После занятия Риги в 1940 г. советскими войсками все еврейские автономные учреждения, политические партии, студенческие корпорации, спортивные общества были ликвидированы.

В 1940–41 гг. выходила еврейская газета «Камф».

В конце 1940 – начале 1941 гг. были арестованы активисты и руководители религиозных и политических еврейских партий, в том числе М. Нурок и М. Дубин.

И. Берз (1886–?), депутат Учредительного собрания Латвии от Латвийской социал-демократической рабочей партии, депутат Рижской городской думы (1922–34), директор еврейских школ в Риге арестован 13 февраля; П. Минц — председатель Еврейской национальной демократической партии, в 1919 г. — государственный контролер в правительстве Латвийской республики, член Учредительного собрания Латвии, один из авторов конституции, арестован 14 июня 1941 г.; Н. Майзель (1891–1952), депутат сейма Латвии трех созывов (1922–31) от Бунда.

14 июня 1941 г. из Латвии, особенно из Риги, в отдаленные районы Советского Союза были депортированы представители буржуазии, интеллигенции, активисты различных политических партий.

Согласно архивным источникам, из Латвии был депортирован 1771 еврей (12% всех депортированных).

Многие из высланных были приговорены к различным срокам заключения: И. Рабинович (1884–1941), депутат Латышского учредительного собрания от Латышской социал-демократической рабочей партии, депутат рижской Думы, умер по дороге к месту заключения; И. Браун (1892–?), депутат Думы от Бунда; Ш. Г. Гарфинкель (1896–?), кандидат в депутаты в Думу на выборах 1931 г. от Цеирей Цион, был арестован как «товарищ председателя еврейской сионистской фашистской организации Керен Каемет» и др.

Немецкая оккупация

1 июля 1941 г. германские войска заняли Ригу.

Организованная эвакуация не была проведена, советские власти чинили препятствия вывозу граждан государств, присоединенных к Советскому Союзу в 1939–40 гг.

Эти факторы, а также стремительность наступления немецкой армии привели к тому, что к моменту оккупации в Риге оказалось более 35 тысяч евреев, включая беженцев из Литвы.

Представители местного населения активное участвовали в уничтожении евреев.

Так, 4 июля члены националистической организации «Перконкруст» сожгли здание синагоги «Гогол-шул» вместе с находившимися в ней 500 евреями, беженцами из Шяуляя.

В тот же день в Риге латышскими националистами, в основном членами так называемой «команды Арайса» — латышского вспомогательного подразделения полиции безопасности под командованием бывшего офицера латышской армии В. Арайса было сожжено 20 синагог, в некоторых из них находились люди.

В июне 1941 г. члены «команды Арайса» и других подразделений латышской вспомогательной полиции провели в Риге аресты евреев.

По далеко не полным немецким данным, только в рижскую центральную тюрьму 1–15 июля 1941 г. было доставлено около 2400 мужчин-евреев.

Почти все они были расстреляны в Бикерниекском лесу под Ригой (сейчас в черте города).

Арестованных доставляли также в префектуру рижской полиции, а еврейских женщин в так называемый дом Шмуляна, принадлежавший до начала 1940 г. банкиру-еврею А. Шмуляну, где в первые месяцы оккупации разместился штаб «Перконкруста».

Арестованных подвергали изощренным пыткам и издевательствам, женщин насиловали.

Большинство арестованных были расстреляны в Бикерниекском лесу, оставшихся в живых использовали на тяжелых работах.

В конце июля были опубликованы приказы немецких властей, вводивших ряд ограничений для евреев, в том числе, ношение отличительного знака — желтых шестиконечных звезд, нашитых на груди и спине.

В начале августа 1941 г. штаб-квартира рейхскоммисариата «Остланд» была переведена из Каунаса в Ригу.

По приказу генерал-комиссара Латвии Г. Лозе от 21 октября 1941 г. на окраине города, в Московском форштадте, было создано гетто. 25 ноября закончилось переселение туда.

Гетто было огорожено двумя рядами колючей проволоки, а впоследствии — шестиметровым забором.

26 ноября гетто было разделено на две части. В малом гетто были заключено трудоспособные мужчины и женщины, обладатели нужных для немцев специальностей, без членов семей.

В октябре в Ригу прибыл обергруппенфюрер СС Ф. Еккельн, назначенный на должность начальника полиции безопасности и СД Остланда.

Он привез приказ Г. Гиммлера ускорить уничтожение большинства узников рижского гетто.

В Румбульском лесу в пригороде Риги советские военнопленные вырыли три огромных рва.

В ночь с 29 на 30 ноября, 7 и 8 декабря 1941 г. солдаты и офицеры эйнзацгруппе «А» при содействии подразделений латышской вспомогательной полиции уничтожили, согласно немецким данным, 27 800 евреев.

Людей привозили небольшими партиями. У каждой ямы располагались по четыре стрелка-эсэсовца. Евреев заставляли раздеваться и ложиться лицом вниз. Эсэсовцы расстреливали всех членов группы, а вновь прибывших обреченных заставляли ложиться сверху на погибших.

Ф. Еккельн цинично назвал этот метод «пачкой сардин». Многие старики и больные люди, которые не могли передвигаться, были уничтожены прямо на территории гетто, видимо, в их числе был и С. Дубнов.

23 октября и 21 ноября на территории Риги впервые в истории Катастрофы были расстреляны евреи — граждане нейтральных стран: США, Ирана, Аргентины, Бразилии и других.

Согласно немецким документам, составленным накануне Ванзейской конференции, после массовых казней на территории малого гетто находилось 2500 евреев, однако реальное число, вероятно, было больше, поскольку с декабря 1941 г. рижское гетто стало местом концентрации и последующего уничтожения евреев из Германии, Австрии, Чехословакии.

Так, в декабре 1941 г., согласно немецким данным, в Ригу было доставлено 19 тысяч евреев.

Большинство из них были сразу расстреляны, а 2500 человек, в основном обладатели профессий, в которых нуждались оккупационные власти, были размещены в большом гетто, которое стало называться гетто немецких евреев.

3 декабря 1941 г. Г. Лозе направил инструктивное письмо начальнику полиции безопасности и СД в Риге, генеральному комиссару в Риге, в котором указывал, что квалифицированные еврейские рабочие, занятые в мастерских и на военных заводах «не могут быть перемещены» (то есть уничтожены), так как их невозможно заменить местными рабочими.

Жизнью гетто руководил под жестким немецким контролем Еврейских совет старейших (юденрат), который возглавлял адвокат М. Эльяшев.

Юденрат всячески старался доказать немецким властям полезность евреев, пытаясь избежать таким путем уничтожения гетто.

Его жители работали на разнообразных военных производствах, кроме того, юденрат организовал швейные, сапожные, кожевенные мастерские.

В гетто была создана медицинская служба, которой руководил профессор В. Минц. В гетто были открыты школа (в 1942 г. там работали 60 учителей), детский сад под руководством Баси Фикс и интернат.

В декабре 1941 г. в гетто была создана организация сопротивления под руководством О. Окуня, М. Вулфовича и М. Либермана.

Организация делилась на группы по пять–семь человек. Подпольщики добывали оружие и доставляли его в гетто, распространяли листовки на латышском языке, призывавшие к борьбе с немцами.

Подпольщики действовали во взаимодействии с полицией гетто. Им удалось установить связь с советскими военнопленными.

28 октября 1942 г. десять подпольщиков и несколько советских офицеров-военнопленных выехали из гетто на грузовике, нагруженном оружием, чтобы прорваться к партизанам в районе Пскова.

На шоссе неподалеку от Риги машину остановило подразделение немецкой полиции безопасности. В результате полуторачасового боя погибли 8 подпольщиков и несколько эсэсовцев.

В качестве мести в Бикерниекском лесу было расстреляно несколько сот узников гетто, а в гетто были расстреляны евреи-полицейские.

В результате массовых арестов в гетто было арестовано большинство бойцов подполья, в том числе О. Окунь, и обнаружены склады с оружием.

Подпольщики были расстреляны, а контроль над жизнью в гетто был передан полицейским из гетто немецких евреев.

21 июля 1943 г. Гитлер приказал Ф. Еккельну преобразовать все оставшиеся гетто Прибалтики в концентрационные лагеря.

В конце сентября рижское гетто было ликвидировано, а его узники переведены в концентрационный лагерь Кайзервальд (Саласпилс), расположенный в пригороде Риги.

В октябре в Кайзервальд на товарных вагонах были привезены 800 евреев из ликвидированного лиепайского гетто.

Большинство узников Кайзервальда были расстреляны 2 октября 1944 г. при ликвидации лагеря.

300 человек были направлены из Риги на строительство оборонительных сооружений в Лиепае весной 1944 г. и были расстреляны в самом конце войны накануне капитуляции немецких войск в мае 1945 г.

В 1943–44 гг. многие евреи из Кайзервальда были направлены в рабочие и концентрационные лагеря на территории Эстонии.

Большинство из них были расстреляны в 1944 г. накануне освобождения Эстонии Красной армией. Часть евреев из Кайзервальда накануне освобождения Риги были депортированы в Освенцим и в концлагерь Штутгоф на территории Германии.

После освобождения Риги в городе оставались около 200 евреев, многие из них были спасены Ж. Липке (см. Хасидей уммот hа-олам).

Послевоенный период

В 1945–46 гг. в Риге находился центр организации Бриха, благодаря которой сотни евреев Риги смогли нелегально перейти советско-польскую границу и перебраться в Эрец-Исраэль.


Некоторые рижские активисты Брихи были арестованы. Наибольшие сроки (по 25 лет) получили Ш. Иоффе (1918–55; умер в тюрьме) и Я. Янкелович (Я. Яннай; был досрочно освобожден в январе 1957 г., в Израиле с 1962 г.).

После войны была воссоздана еврейская община Риги, которую возглавил Б. Каплан, бывший узник Рижского гетто; в 1946 г. он был осужден по обвинению в контрреволюционной деятельности.

Во время антисемитской кампании 1948–53 гг. было арестовано много рижских евреев.

В послевоенные годы в Риге функционировали две синагоги, одна из которых была закрыта в конце 1950-х гг.

Вторая половина двадцатого века

В 1963 г. была запрещена выпечка маццы, и ее привозили из Вильнюса. В 1964 г. на еврейском кладбище Шмерля стали хоронить и неевреев.

По переписи 1959 г. еврейское население Риги составляло 30 267 человек (большинство из них не были латвийскими евреями и поселились в Риге после войны); по переписи 1970 г. — 30 581.

Рига была одним из первых городов Советского Союза, в котором после 1956 г. делались попытки возрождения еврейской жизни.

В 1957 г. при Латпотребсоюзе был создан еврейский хор, выступавший в основном на идиш.

В 1962 г. недолго (несколько месяцев) существовал еврейский самодеятельный театр; он был закрыт властями.

В начале 1960-х гг. евреи Риги стали расчищать и приводить в порядок заброшенные общие могилы на местах массовых расстрелов евреев, с 1962 г. проводятся траурные митинги в Румбульском лесу.

Это оказало большое влияние на процесс национального пробуждения советского еврейства.

25 декабря 1964 г., после настойчивой борьбы рижских евреев с властями Латвии, в лесу был установлен мемориальный камень с надписями на русском, латышском и идиш (был осквернен антисемитами летом 1993 г.).

С середины 1960 г. в Риге стали нелегально функционировать группы по изучению иврита, в 1970 г. был издан первый в Советском Союзе журнал еврейского самиздата «Итон».

Евреи Риги одними из первых в Советском Союзе начали активное движение за репатриацию в Израиль.

Большинство участников так называемого самолетного дела (1970) были рижскими евреями. Из них наибольший срок наказания (15 лет, заменены 12 годами; см. Санкт-Петербург; Советский Союз. Евреи в Советском Союзе в 1967–85 гг.; Узники Сиона) на первом ленинградском процессе получил И. Менделевич (родился в 1947 г.; в Израиле с 1981 г.).

В 1971 г. на так называемом рижском процессе были осуждены четверо еврейских активистов.

В первой голодовке протеста в приемной Президиума Верховного Совета Советского Союза 10–11 марта 1971 г. участвовало 56 рижских евреев.

В 1970-х – начале 1980-х гг. активисты еврейского движения в Риге пробуждали у евреев (особенно у молодежи) интерес к национальной истории, традициям и культуре: подпольно проводились Рижские чтения по иудаике, выходили самиздатские журналы, организовывались летние ульпаны, экскурсии по бывшему гетто, отмечались еврейские праздники, ставились театральные спектакли.

Евреи Риги принимали участие в демократическом движении в Советском Союзе; в 1968 г. в знак протеста против вторжения советских войск в Чехословакию И. Рипс (родился в 1948 г.; в Израиле с 1972 г.) пытался совершить акт самосожжения возле памятника Свободы в центре Риги.

В период проведения в Советском Союзе политики перестройки в Риге, как и по всей стране, началось легальное возрождение еврейской жизни.

С 1988 г. существует Латвийское общество еврейской культуры, с 1989 г. — первая в Советском Союзе еврейская средняя школа, еврейский фольклорный ансамбль «Киннор», Общество узников гетто.

С 1989 г. в Риге некоторое время выходил журнал «Вестник еврейской культуры». Функционируют филиалы организаций Бетар, «Маккаби» (члены которого участвовали в Маккабиадах 1989 и 1993 гг.) и другие.

В 1991 г. в Риге состоялся Балтийский фестиваль еврейской культуры. В еврейской жизни в Риге большую роль сыграл раввин рижской синагоги Менахем Мендл Нидель (1947–89).

В 1992 г. после 52-летнего перерыва состоялась аккредитация отделения Еврейского агентства (во главе с Гесей Камайской, родилась в 1928 г.; в 1960-х – начале 1970-х гг. рижская активистка борьбы за репатриацию, в Израиле с 1971 г.).

С 1 по 16 июля 1993 г. в Риге проходил первый Всемирный съезд евреев — выходцев из Латвии. Во время работы съезда в Риге была открыта еврейская больница «Биккур-холим».

В связи с массовым выездом евреев в Израиль и другие страны численность еврейского населения Риги сократилась: согласно данным переписи, в 1979 г. — до 23 583 человек, на 1 января 1989 г. — до 18 814 человек.

Синагога «Гогол-шул» в Риге. Джуиш Энциклопедия. Нью-Йорк—Лондон.Парад членов Бетара в Риге. 1932 г. Архив Института В. Жаботинского. Тель-Авив.Спортивные соревнования, организованные Еврейским национальным фондом в Риге. 1930 г. Из книги Б. Элиава «Яхадут Латвия» («Еврейство Латвии»). Тель-Авив, 1953 г.План Рижского гетто в период нацистской оккупацииПамятная стена (так называемая Стена скорби) на месте сожженной синагоги «Гогол-шул». Июнь 1993 г.Памятник жертвам фашизма в Румбуле. Установлен в 1964 г.

Конец двадцатого века – двухтысячные годы

В 1989–2005 гг. многие евреи Риги выехали в Израиль, США, Германию и другие страны. Согласно официальным латвийским данным, в 2005 г. еврейское население страны составляло 9883 человека.

Большинство из них проживали в Риге. В 1990-х – первой половине 2000-х гг. в Риге развивалась еврейская общинная жизнь.

Функционировала еврейская религиозная община. Для развития религиозных учреждений Риги много сделал главный раввин Риги и Латвии, представитель хасидов Хабада Н. Баркан (1923–2003).

В Риге функционирует синагога на улице Пойтавас, построенная в 1905 г. В 1997 г. общине было возвращено бывшее здание синагоги, построенное в 1906 г. и сильно пострадавшее во время войны.

С 2003 г. рижский раввин Риги — представитель хасидов Хабада М. Х. Глазман. В Риге работают еврейская религиозная женская школа «Охел Менахем — Ор Авнер» и детский сад.

С 1993 г. действует созданный хасидами Хабада фонд «Шамир» имени М. Дубина. В Риге существует светская еврейская средняя школа имени Ш. Дубнова.

С 1990 г. действует музей и центр хранения документации «Евреи в Латвии», в рамках которого создан еврейский национальный архив под руководством М. Вестермана (родился в 1925 г.), автора путеводителя «Евреи в Риге» (Рига, 1993).

В 1990 г. в городе был создан театр «Уфкум» под руководством Кармелы Скорик, но просуществовал недолго.

В 1998 г. открылся Центр изучения иудаики Латвийского университета, председатель совета Центра — профессор Р. Фербер (родился в 1946 г.).

С 1995 г. в городе раз в два года проводится международная научная конференция «Евреи в меняющемся мире», посвященная проблемам еврейской истории, философии и культуры, в первую очередь в странах Прибалтики. Материалы конференции публикуются в сборнике под тем же названием.

В Риге действует представительство Еврейского агентства, Джойнта, филиал спортивного клуба «Маккаби», отделение Бетара.

В Риге находятся центры еврейских организаций Латвии: Совета еврейской общины Латвии (председатель А. Сухаренко), Союза еврейской молодежи.

Несмотря на решительное осуждение руководителями латвийского государства любых проявлений антисемитизма, в Риге происходят антиеврейские инциденты.

2 апреля 1998 г. была взорвана бомба у входа в синагогу, зданию был причинен серьезный ущерб. В антисемитских акциях в Риге участвуют как члены движения Российское национальное единство, так и их идеологические противники из группировок латышских ультранационалистов.

В июне 2000 г. был осквернен памятный мемориал на месте массового уничтожения евреев Риги в лесу рядом со станцией Румбула. В июле 2003 г. на еврейском мемориале в Риге нарисовали свастику. сентябре 2003 г. был поврежден мемориал в Бикерниекском лесу.

В 1999 г. сейм Латвии объявил 16 марта «солдатским днем», посвященным памяти всех латышских солдат, погибших во время Второй мировой войны (в этот день в 1944 г. Латышский легион СС вступил в военные действия против Красной армии).

С тех пор ежегодно в этот день по городу проходят демонстрации ветеранов легиона.

В 2005 г. празднование этой даты в Риге привело к столкновениям между участниками антифашистской демонстрации, многие из которых были в одежде узников нацистских концентрационных лагерей, с ветеранами СС, поддержанными членами латышских националистических группировок, причем полиция активно разгоняла, используя силу, только демонстрацию антифашистов.

В 2006 г. 16 марта были запрещены все шествия и демонстрации, и обошлось без столкновений.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья РИГА в ЭЕЭ

синагога на ул. Пейтавас - добавление:

Рига, Синагога на улице Пейтавас
Синагога на ул. Пейтавас, - необычная надпись над Арон Кодеш, сделанная после 2-й Мировой Войны


Синагога на улице Пейтавас 6/8 (в Старом городе), Пейтав-шул — одно из немногих культовых зданий Риги, построенных в стиле модерн (югендстиль). В декоре и интерьере здания использованы древнеегипетские мотивы — стилизованные пальмовые ветви и цветы лотоса.

Важная особенность синагоги - совершенно необычная надпись над Арон Кодеш, сделанная после 2-й Мировой Войны


"Когда я в первый раз зашел в большую, красивую, единственную уцелевшую после войны синагогу в Риге, сохранившуюся благодаря тому, что фашисты расположили в ней конюшню (остальные синагоги были сожжены, а центральная – сожжена вместе с людьми), я неправильно прочел надпись над «Арон hа-кодеш» - ковчегом для свитков Торы. Там были написаны слова «Благословен Бог, что не дал их зубам растерзать нас» (Псалмы 124:7). А я прочел «…не дал им двоим растерзать нас». Причина ошибки простая: слова лешинейhем («их зубам») и лешнейhем («им двоим») пишутся почти одинаково. Но стоя в этой уцелевшей синагоге, я подумал, что ошибка была «правильной». Так тоже можно прочитать этот псалом в наше время. И эти двое, от которых нас спас Бог, не дав уничтожить нас полностью, – Гитлер и Сталин, да сотрутся их имена. (Рав Зеев Мешков)

История синагоги - http://www.newsru.com/religy/24aug2009/synagoge.html

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация