Розенблат, Йосеф

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Эрец Исраэль)
 
(2 промежуточные версии не показаны)
Строка 54: Строка 54:
В 1928 году он подписал контракт с Первой конгрегацией ''Аншей Сфарад'' в [[бруклин]]ском Боро-парке.
В 1928 году он подписал контракт с Первой конгрегацией ''Аншей Сфарад'' в [[бруклин]]ском Боро-парке.
 +
 +
Розенблатт помогал начинающим в Америке еврейским певцам, например, [[Малавский, Шмуэль|Шмуэлю Малавскому]].
Особенно популярными в исполнении Розенблата были [[Молитва|молитвы]] «Бе-шув Адонай эт шиват Цион», «У-ми-пней хатаэйну», «Ке-рахем ав ал баним», «Хаббет ми-шамаим у-реэ» и другие.  
Особенно популярными в исполнении Розенблата были [[Молитва|молитвы]] «Бе-шув Адонай эт шиват Цион», «У-ми-пней хатаэйну», «Ке-рахем ав ал баним», «Хаббет ми-шамаим у-реэ» и другие.  
Строка 59: Строка 61:
Розенблат исполнял также народные и эстрадные песни на [[идиш]]е и английском языке.
Розенблат исполнял также народные и эстрадные песни на [[идиш]]е и английском языке.
-
Розенблат пел за кадром в первом звуковом кинофильме «Певец джаза» (1927), где главную роль играл [[Джолсон, Эл|Эл Джолсон]] и был прозван "Еврейский Карузо". <ref name=NYT />
+
Розенблат пел за кадром в первом звуковом кинофильме «Певец джаза» (1927), где главную роль играл [[Джолсон, Эл|Эл Джолсон]] и был прозван "Еврейский Карузо".<ref name=NYT />
-
 
+
-
He died on June 19, 1933 in [[Jerusalem]].
+
=== Эрец Исраэль ===
=== Эрец Исраэль ===
-
В начале 1930-х гг. Розенблат приехал в [[Эрец-Исраэль]]; пел в синагогах [[Иерусалим]]а, [[Тель-Авив]]а, [[Цфат]]а и других городов, снимался в фильмах (см. [[Кино. Кино на идиш]]).
+
В начале 1930-х гг. Розенблат приехал в [[Эрец-Исраэль]]; пел в синагогах [[Иерусалим]]а, [[Тель-Авив]]а, [[Цфат]]а и других городов, снимался в [[Кино|фильмах]]).
 +
 
 +
Он умер 19 июня 1933 года в [[Иерусалим]]е. Похоронен на [[Масличная гора|Масличной горе]].
== Вокальные данные ==
== Вокальные данные ==
Розенблат обладал редким по красоте и диапазону (две с половиной октавы) лирическим (по мнению некоторых, лирико-колоратурным) тенором. Его вокальная техника, владение виртуозными приемами пения, выразительность и эмоциональность исполнения считаются непревзойденными.
Розенблат обладал редким по красоте и диапазону (две с половиной октавы) лирическим (по мнению некоторых, лирико-колоратурным) тенором. Его вокальная техника, владение виртуозными приемами пения, выразительность и эмоциональность исполнения считаются непревзойденными.
-
<!--
+
Его техника в речитатив были уникальными. Специалисты были поражены удивительной точностью исполнения на высоких скоростях.
-
He was known for his extraordinary technique (which he used primarily in [[cantillation]]), for the sweetness of his timbre, and for his unique ability to transition from normal voice to [[falsetto]] with hardly any noticeable break at all.
+
-
His technique in cantillation was unique. Notes were hit remarkably accurately at high speeds. [[Appoggiatura]]s, similarly, were struck near perfectly, both rhythmically and on pitch. His fame spread so far that [[Toscanini]] appealed to him to sing the leading role in [[Fromental Halévy]]'s [[La Juive]], but Rosenblatt replied that he would only use his vocal gift for the glory of God, in service to his religion. Notably, he turned down a "Golden Hello" from the Chicago opera house because it violated his religious principles.
+
''Артуро Тосканини'' предложил ему главную партию в опере [[Галеви, Фроманталь|Ѓалеви]] [[Иудейка (опера)|"Иудейка" ("Дочь кардинала")]], но Розенблатт не счёл возможным совмещать работу в опере с работой [[хазан]]а и отказался. Одной из причин отказа была необходимость петь в опере по субботам, о чём он знал из опыта переговоров с Чикагским оперным театром.
-
Rosenblatt corresponded with many of the great tenors of his day. It is told that upon hearing Rosenblatt sing "Elli Elli", Enrico Caruso was so moved that he ascended the stage and kissed him. {{fact|date=July 2010}}
+
Розенблатт переписывался с многими выдающимися певцами своего времени. Однажды ''Энрико Карузо'', который слушал выступление Розенблатта, так разволновался, что вышел на сцену и поцеловал его.
-
Он был известен за его выдающуюся технику (которые он используется в основном в [[речитатив]]), за сладостью его тембр, и за его уникальную способность перехода от нормального голоса на [[фальцетом]] с едва заметного перерыва на всех .
+
== Наследие ==
 +
Розенблатт, возможно, оказал наибольшее влияние на "Золотой век" канторской музыки. Он сделал её более структурированной, в дозированном стиле. Розенблатт был пионером в использовании нескольких певческих методов, которые впоследствии были приняты канторами по всему миру. Среди них "[[крехц]]", или рыдание, когда он намеренно позволял своему голосу ломаться, чтобы передать эмоцию в песне. Он также разработал реалистичный сопрано-фальцет как метод ослабления нагрузки на его перегруженный голос.  
-
Его техника в речитатив был уникальным. Примечания были поражены удивительно точно на высоких скоростях. [[Appoggiatura]] ы, аналогично, были поражены рядом прекрасно, как ритмично и на поле. Его слава распространилась так далеко, что [[Тосканини]] обратился к нему, чтобы спеть ведущую роль в [[Fromental Галеви]] 'с [[Иудейка]], но Розенблатт ответил, что он будет использовать только его вокальным даром славы Богу, в служении своей религии. В частности, он отказался от "Золотого Hello" из Чикагского оперного театра, потому что нарушены его религиозные принципы.
+
Розенблатт был плодовитым композитором, больше чем сто восемьдесят его произведений сохранились. Он сочинил множество [[синагога]]льных мелодий (изданы под общим заголовком «Тфилот Иосеф» в 1907 г. и 1927 г.), тесно связанных с традициями восточноевропейского канторского искусства. Некоторые из них, например, [[Кдушша]], отличаются художественным совершенством.  
-
Розенблатт переписывался со многими из великих теноров своего времени. Он сказал, что, услышав Розенблатт петь "Элли Элли", Энрико Карузо был так тронут, что он взошел на сцену и поцеловала его. {{факт | дата = июль 2010}}
+
Большой популярностью пользуются записи пения Розенблата - от старинных пластинок до современных компает-дисков.<ref>[http://faujsa.fau.edu/jsa/artist_album.php?artist=rosenblatt_josef Собрание дисков Йоселе Розенблатта на сайте Музыкального еврейского архива Флоридского атлантического университета]</ref> В последние годы в [[Нью-Йорк]]е вышло собрание из трёх его дисков, восстановленных со старых пластинок, под названием "Од Йосеф хай" (Йосеф ещё жив).<ref name=NYT />
-
 
+
Среди правнуков Розенблатта [[Розен, Джонатан|раввин д-р Джонатан Розен]] из Ривердейлского еврейского центра<ref>[http://www.chazzanut.com/articles/rosenblatt-2.html Yossele Rosenblatt, 1882—1933, The remarkable career of Cantor Rosenblatt, By David Olivestone]</ref> и [[раввин]] [[Розенблатт, Эндрю|Эндрю Розенблатт]] из общины Шаар hа-Цедек в [[Ванкувер]]е.
-
-->
+
-
 
+
-
== Оценка творчества ==
+
-
Розенблат сочинил множество синагогальных мелодий (изданы под общим заголовком «Тфилот Иосеф» в 1907 г. и 1927 г.), тесно связанных с традициями восточноевропейского канторского искусства; некоторые из них, например, [[Кдушша]], отличаются художественным совершенством. Большой популярностью пользуются граммофонные пластинки с записью пения Розенблата.
+
== Источники и ссылки ==   
== Источники и ссылки ==   
Строка 111: Строка 109:
[[Категория:Евреи в Европе]]
[[Категория:Евреи в Европе]]
[[Категория:Евреи в США/Канаде]]
[[Категория:Евреи в США/Канаде]]
-
[[Категория:Умершие в Иерусалиме]]
+
[[Категория:Умершие в Израиле]]
 +
[[Категория:Похороненные в Иерусалиме]]
 +
[[Категория:Кино Израиля]]
{{WikiCopyRight}}
{{WikiCopyRight}}
{{ElevenCopyRight|13555|РОЗЕНБЛАТ Иосеф}}
{{ElevenCopyRight|13555|РОЗЕНБЛАТ Иосеф}}
-
<!--
 
-
 
-
==Legacy==
 
-
Rosenblatt perhaps exerted the greatest influence on cantorial music's "Golden Age". He led the transition from the more freestyling cadenza-laden approach prevalent before his era, to a more structured, metered style. Rosenblatt pioneered the use of several cantorial techniques which have subsequently been adopted by cantors around the world. These include his trademark [[krekhts]], or sob in which he would deliberately allow his voice to crack to convey the emotion of what he was singing. He also developed a realistic soprano falsetto as a method of easing the strain on his overworked voice. A prolific composer, more than one hundred and eighty pieces of his have been preserved.
 
-
 
-
Rosenblatt's great-grandsons include [[Jonathan Rosenblatt|Rabbi Dr. Jonathan Rosenblatt]] of the [[Riverdale Jewish Center]] <ref>Yossele Rosenblatt, 1882—1933, The remarkable career of Cantor Rosenblatt, By David Olivestone [http://www.chazzanut.com/articles/rosenblatt-2.html]</ref> and Rabbi [[Andrew Rosenblatt]] of [[Congregation Schara Tzedeck]] in [[Vancouver]].
 
-
 
-
Since the [[Gramophone record|78 RPM]] era, Rozenblatt's recordings have been re-issued many times in LP and CD format. In recent years a set of 3 CDs ''Od Yosef Chai'' containing restored versions of 78s of Rosenblatt's performances has been issued by Mostly Music and Galpaz Music, a [[Borough Park, Brooklyn|Brooklyn]] record store.<ref name=NYT />
 
-
 
-
 
-
 
-
-->
 

Текущая версия на 08:22, 6 октября 2012

Тип статьи: Регулярная исправленная статья
Йоселе Розенблат
יאסעלע ראזענבלאט
Файл:JRosenblatt.JPG
Йоселе Розенблат в Америке
Род деятельности:

кантор и композитор

Дата рождения:

9 мая 1882(1882-05-09)

Место рождения:

Белая Церковь,Киевская губерния

Гражданство:

США

Дата смерти:

19 июня 1933(1933-06-19) (51 год)

Место смерти:

Иерусалим

Йосэлэ (Иосеф) Розенбла́т (идиш יאסעלע ראזענבלאט; в США — Джозеф; Rosenblatt, Josef; 9 мая 1882 (по другим источникам, 1880), Белая Церковь, Украина — 19 июня 1933, Иерусалим) — хазан (кантор) и сочинитель синагогальной музыки. Считался величайшим кантором начала XX века.[1]

Содержание

Биография

Его отец был с 1887 г. кантором в местечке Садгора близ Черновиц. Канторами были его предки во многих поколениях.[1]

С детских лет проявились незаурядные певческие способности Розенблата. Отец сделал его своим помощником — хазендл (`маленький хазан`), и до 18-летнего возраста Розенблат вместе с ним выступал в синагогах и концертных залах многих стран Европы. Никакой официальной музыкальной школы он не кончал.

В 1899 г. он получил свою первую должность хазана в Мукачево (тогда Австро-Венгрия); с 1901 г. Розенблат жил в Братиславе, с 1906 г. — в Гамбурге.

США

В 1912 г. эмигрировал в США и был принят хазаном в синагогу нью-йоркской конгрегации «Охев цедек» в Гарлеме.[1] Он работал там до 1927 года, затем уволился и отправился на гастроли в Чикаго и Детройт.

Гастролировал с огромным успехом по городам США, исполняя традиционные хасидские мелодии и синагогальную музыку, в том числе собственные сочинения, а также нерелигиозные классические произведения. В Вашингтоне он встретился с президентом Кулиджем.

В 1928 году он подписал контракт с Первой конгрегацией Аншей Сфарад в бруклинском Боро-парке.

Розенблатт помогал начинающим в Америке еврейским певцам, например, Шмуэлю Малавскому.

Особенно популярными в исполнении Розенблата были молитвы «Бе-шув Адонай эт шиват Цион», «У-ми-пней хатаэйну», «Ке-рахем ав ал баним», «Хаббет ми-шамаим у-реэ» и другие.

Розенблат исполнял также народные и эстрадные песни на идише и английском языке.

Розенблат пел за кадром в первом звуковом кинофильме «Певец джаза» (1927), где главную роль играл Эл Джолсон и был прозван "Еврейский Карузо".[1]

Эрец Исраэль

В начале 1930-х гг. Розенблат приехал в Эрец-Исраэль; пел в синагогах Иерусалима, Тель-Авива, Цфата и других городов, снимался в фильмах).

Он умер 19 июня 1933 года в Иерусалиме. Похоронен на Масличной горе.

Вокальные данные

Розенблат обладал редким по красоте и диапазону (две с половиной октавы) лирическим (по мнению некоторых, лирико-колоратурным) тенором. Его вокальная техника, владение виртуозными приемами пения, выразительность и эмоциональность исполнения считаются непревзойденными.

Его техника в речитатив были уникальными. Специалисты были поражены удивительной точностью исполнения на высоких скоростях.

Артуро Тосканини предложил ему главную партию в опере Ѓалеви "Иудейка" ("Дочь кардинала"), но Розенблатт не счёл возможным совмещать работу в опере с работой хазана и отказался. Одной из причин отказа была необходимость петь в опере по субботам, о чём он знал из опыта переговоров с Чикагским оперным театром.

Розенблатт переписывался с многими выдающимися певцами своего времени. Однажды Энрико Карузо, который слушал выступление Розенблатта, так разволновался, что вышел на сцену и поцеловал его.

Наследие

Розенблатт, возможно, оказал наибольшее влияние на "Золотой век" канторской музыки. Он сделал её более структурированной, в дозированном стиле. Розенблатт был пионером в использовании нескольких певческих методов, которые впоследствии были приняты канторами по всему миру. Среди них "крехц", или рыдание, когда он намеренно позволял своему голосу ломаться, чтобы передать эмоцию в песне. Он также разработал реалистичный сопрано-фальцет как метод ослабления нагрузки на его перегруженный голос.

Розенблатт был плодовитым композитором, больше чем сто восемьдесят его произведений сохранились. Он сочинил множество синагогальных мелодий (изданы под общим заголовком «Тфилот Иосеф» в 1907 г. и 1927 г.), тесно связанных с традициями восточноевропейского канторского искусства. Некоторые из них, например, Кдушша, отличаются художественным совершенством.

Большой популярностью пользуются записи пения Розенблата - от старинных пластинок до современных компает-дисков.[2] В последние годы в Нью-Йорке вышло собрание из трёх его дисков, восстановленных со старых пластинок, под названием "Од Йосеф хай" (Йосеф ещё жив).[1]

Среди правнуков Розенблатта раввин д-р Джонатан Розен из Ривердейлского еврейского центра[3] и раввин Эндрю Розенблатт из общины Шаар hа-Цедек в Ванкувере.

Источники и ссылки

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Berger, Joseph. Bit by Electronic Bit, a Cantor’s Voice Is Restored, New York Times (July 20, 2010). Проверено 20 июля 2010. «He was called the Jewish Caruso. ... Mr. Rosenblatt, who died in 1933, was regarded as the greatest cantor of his time. ... Mr. Rosenblatt was born in Russia in 1882 and toured Eastern Europe as a child prodigy. In 1912 he immigrated to the United States and became the cantor at Ohab Zedek ...»
  2. Собрание дисков Йоселе Розенблатта на сайте Музыкального еврейского архива Флоридского атлантического университета
  3. Yossele Rosenblatt, 1882—1933, The remarkable career of Cantor Rosenblatt, By David Olivestone

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья РОЗЕНБЛАТ Иосеф в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация