Россия. ЕВРЕИ НА ТЕРРИТОРИИ ДРЕВНЕЙ РУСИ ДО 14 в.

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Ast-al (Обсуждение | вклад)
(Новая страница: «{{Остатье\ЭЕЭ |ТИП СТАТЬИ=1 |СУПЕРВАЙЗЕР= |КАЧЕСТВО= |УРОВЕНЬ= |НАЗВАНИЕ= |ПОДЗАГОЛОВОК= |СТАТЬ…»)
 
Строка 1: Строка 1:
-
{{Остатье\ЭЕЭ
+
#redirect [[:ej:Россия. ЕВРЕИ НА ТЕРРИТОРИИ ДРЕВНЕЙ РУСИ ДО 14 в.]]
-
|ТИП СТАТЬИ=1
+
-
|СУПЕРВАЙЗЕР=
+
-
|КАЧЕСТВО=
+
-
|УРОВЕНЬ=
+
-
|НАЗВАНИЕ=
+
-
|ПОДЗАГОЛОВОК=
+
-
|СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
+
-
|АВТОР2=
+
-
|ТЕМА=
+
-
|СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
+
-
|ИЗ ЦИКЛА=
+
-
|ПУБЛИКАЦИИ=
+
-
|ДАТА СОЗДАНИЯ=
+
-
|ВИКИПЕДИЯ=
+
-
|ИСТОЧНИК=
+
-
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
+
-
}} 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
'''Россия'''. ЕВРЕИ НА ТЕРРИТОРИИ ДРЕВНЕЙ РУСИ ДО 14 в.
+
-
 
+
-
На землях Восточной Европы, примыкающих к Черному и Азовскому морям (часть из них входит ныне в состав Российской Федерации, часть — [[Украина|Украины]]), евреи впервые появились не позднее 2–1 вв. до н. э. в греческих полисах (впоследствии в составе Боспорского царства, Римской империи); их разговорным языком был греческий. Еврейские общины имели кладбища, синагоги, общественные строения; среди евреев были знатные горожане и воины (надгробная плита воина-еврея 1 в. н. э. найдена в Тамани). Миграции привели в регион новые этнолингвистические группы евреев; в боспорских еврейских памятниках 3–4 вв. наряду с греческим языком используется [[Иврит Язык|иврит]]. По сведениям [[Иероним|Иеронима]], в конце 4 в. в Боспорском царстве жили евреи — потомки тех, кто был изгнан во времена [[Пленение Ассирийское|ассирийского]] и [[Пленение Вавилонское|вавилонского]] пленений, а также участников [[Бар-Кохбы Восстание|восстания Бар-Кохбы]]. На еврейских надгробиях 5 в. (Северный Кавказ входил тогда в состав алано-гуннской державы) греческие надписи не встречаются, остаются только еврейские символы. То же — на еврейских надгробиях Таманского полуострова 6–8 вв.; в конце этого периода появляется значительное количество еврейских памятников с традиционной символикой ([[Менора|менора]], жезл [[Аарон|Аарона]], [[Шофар|шофар]]), на оборотной стороне которых — обозначения родовых знаков тюрок-кочевников (тамг), что отражает известный из еврейских письменных источников факт перехода в [[Иудаизм|иудаизм]] правителей и знати [[Хазария|Хазарии]] (см. также [[Надгробие]]). Таманский полуостров все это время остается крупным центром сосредоточения евреев; византийский хронист Феофан под 671 г. отмечает: «... в городе Фанагория и его окрестностях около живущих там евреев проживают также и многие другие племена».
+
-
 
+
-
Следующий период истории восточноевропейских евреев связан с судьбой Хазарской державы, сложившейся на Северном Кавказе, распространившей в 8–9 вв. свою власть на огромную территорию востока Европы и, в частности, обложившей данью некоторые славянские племена. Судя по этнониму «жид», обозначающему евреев у славянских народов (а также у их соседей — венгров, румын, литовцев и других), ранние контакты славян с евреями установились через хазар (как полагают, слово «жид» происходит от хазарского джихид, восходящего к персидскому джухуд от ивритского иехуди). По данным написанного на изысканном литературном иврите так называемого Киевского письма из [[Гениза|генизы]] [[Каир|Каира]], в начале 10 в. в [[Киев|Киеве]] существовала еврейская община (под письмом — подписи двенадцати человек); в городе находился и хазарский наместник, контролировавший переписку. Под покровительством хазарских правителей расцвела торговля между Востоком и Западом. Ее осуществляли, в частности, и еврейские купцы — [[Раданиты|раданиты]], владевшие, как сообщает географ 9 в. Ибн-Хурдадбих, несколькими языками, в том числе славянским. Раданиты вели торговлю рабами, шелком, мехами и оружием, а также восточными пряностями. Возможно, подписавшие Киевское письмо были потомками раданитов. «Герой» письма Яаков бар Ханукка и его не названный по имени брат, убитый разбойниками в торговом путешествии, были богатыми купцами. Некоторые киевские евреи в начале 10 в. носили хазарские (например, Манар, Манас) и славянские (например, Гостята) имена. В конце 10 в. Хазарский каганат был разгромлен войсками киевского князя Святослава, и еврейские общины на востоке Европы оказались под властью князей Древней Руси.
+
-
 
+
-
Помимо письменных сообщений, сведения о ранних контактах восточных славян и евреев отражены в былинах, записанных в 19 в. в северных губерниях России и отражающих (с неизбежными искажениями) реалии Киевской Руси 10–13 вв. По некоторым предположениям, известная былина о богатом новгородском «госте» (купце) Садко имеет еврейское происхождение. Былины «киевского цикла» повествуют о сражениях русских богатырей с «жидовинами» (вероятно, хазарами), Днепр в некоторых из них называется «Израй-река» (предположительно, от этнонима [[Израиль]]). Византийский император и историк 10 в. Константин Багрянородный в работе «Об управлении империей» приводит второе название Киева — Самбат, что исследователи связывают с еврейским именем Шабтай или рекой [[Самбатион]]. Летописи упоминают Жидовские ворота, Жидовский и Хазарский кварталы в Киеве. В 986 г., отмечает летописное предание, некие хазарские евреи безуспешно склоняли киевского князя Владимира к переходу в [[Иудаизм|иудаизм]]; Владимир предпочел византийское христианство (988). Из православной литературы (житийной и полемической) видно, что религиозные споры с иудеями занимали большое место в жизни киевского клира вплоть до монгольского нашествия в 1240 г. Киевские евреи перевели с иврита на древнерусский библейские книги [[Даниэль]] и [[Эсфирь]], отрывки из книг [[Иосиф Флавий|Иосифа Флавия]], популярное историческое сочинение [[Иосиппон]], а также апокрифы «Исход Моисея», цикл легенд о [[Соломон|Соломоне]], «Слово Зоровавеля». Эти переводы дошли до нового времени в поздних христианских копиях (см. также [[Православие]]. Русская православная церковь). Можно полагать, что в начале 12 в. киевские евреи обладали не только культурным, но и значительным экономическим влиянием, что вызывало недовольство как их конкурентов — купцов, так и городских низов. В 1113 г. киевские евреи, которым покровительствовал князь Святополк II, после его смерти подверглись разгрому со стороны восставших против княжеской администрации горожан; в 1124 г. в городе был большой пожар, от которого пострадал и Жидовский квартал.
+
-
 
+
-
Евреи жили не только в столице, но и в других княжествах Руси. На территории Тмутараканского княжества (Таманский полуостров) они принимали активное участие в политических распрях. В 1079 г. восставшие жители (летопись именует их хазарами, но среди них были и евреи) захватили в плен князя Олега Святославича и отправили его в Византию (в 1094 г. Олег вернулся в Тмутаракань и сурово расправился с повстанцами). За пределами торгового пути Запад-Восток летописи упоминают евреев очень редко. Во Владимире-на-Клязьме во второй половине 12 в. при дворе Андрея Боголюбского служил еврей Ефрем Моизич; по другим сообщениям, иудаизм исповедовал и княжеский ключник Анбал Ясин («ясин» — «осетин», может быть, просто «кавказец»); оба приняли участие в боярском антикняжеском заговоре 1174 г. Во Владимире-Волынском, согласно летописи, евреи, любимцы князя Владимира Васильковича, горько оплакивали его смерть (1288). Один из документов князя Федора Смоленского (1284) заверен печатью, изготовленной гравером Моисеем — по мнению историков, евреем. Еще один не названный по имени «жидовин» был откупщиком налогов после захвата города Кашина (Ростовского княжества) татарами и, по словам летописца, «ввел в тягость» горожан.
+
-
 
+
-
В еврейских средневековых источниках Восточная Европа (вплоть до [[Прага|Праги]]) именовалась Ханаан; ученые того времени мифологически связывали славян с обитателями библейского [[Ханаан|Ханаана]] и славянский язык называли кнаанит. Евреи с востока Европы посылали порой своих детей учиться в [[Иешива|иешивы]] Запада; так, Ицхак из Русии учился в [[Вормс|Вормсе]], а Ашер бен Синай — в [[Толедо]]. Талмудист (см. [[Талмуд]]) первой половины 12 в. Моше из Киева учился, по всей видимости, у [[Там Яаков Бен Меир|Яакова бен Меира Тама]] (есть свидетельства, что они были лично знакомы) и переписывался с Шмуэлем бен Али hа-Леви Гаоном, главой иешивы в [[Багдад|Багдаде]]. [[Раши]] в своих комментариях к [[Пятикнижие|Пятикнижию]] счел нужным перевести отдельные слова первоисточника не только на старофранцузский и идиш, но и на кнаанит (он приводит по-славянски слова «червяк», «перина» и другие). Но талмудическая образованность у евреев Руси отнюдь не была всеобщей, и византийские евреи средневековья с удивлением отмечали, что к северу от империи живут евреи, не знающие ни одного языка, кроме кнаанит. Один из этих евреев, побывавший у своего родственника в [[Салоники|Салониках]] и совершивший [[Паломничество|паломничество]] в [[Иерусалим]], рассказывал, что из-за незнания языков путешествие для него было трудным.
+
-
 
+
-
Славяноязычная еврейская община Киевской Руси основательно пострадала от татарского нашествия; сильный урон нанесли ей и междоусобные войны князей. Однако на землях Великого княжества Литовского (см. [[Литва]]), включавшего в 14 в. [[Смоленск]], территории современной [[Белоруссия|Белоруссии]] и северной Украины, оставались евреи, говорившие (а иногда писавшие) по-славянски. С конца 14 в. на этих территориях поселяются [[Ашкеназы|ашкеназы]]; их приток усилился в 15–16 вв. Малочисленная община говоривших на кнаанит ассимилировалась в среде носителей [[Идиш Язык|идиш]], однако еще в середине 15 в., как сообщают [[Респонсы|респонсы]], часть еврейских жителей [[Брест|Бреста]] называла его «Брест», по-славянски, а другая — «Бриск», как это принято на идиш. От «кнаанитской» общины сохранились в ашкеназской среде личные [[Имена|имена]], преимущественно женские: Злате (ср. чешское злата, то есть золотая), Зейде (ср. белорусское дзед, то есть дед), Слове (славянское слава), Хволе (славянское хвала), Бадане (ср. белорусское багдана, то есть `Богом данная`), Черна, Чарна (то есть черная) и другие. Мужские имена «ханаанских» евреев дошли до поздних времен в составе фамилий, например, Живов (от древнего имени Жив, соответствовавшего Хаим, Хай). [[Крымчаки]], ассимилировавшие некоторую часть еврейской славяноязычной общины, сохранили до 20 в. женские имена Прва (от древнеславянского първа, то есть первая), Зденка (`жданая`, ср. чешское Зденка) и другие.
+
-
 
+
-
{{ElevenCopyRight|15437|РОССИЯ}}
+
-
 
+
-
 
+
-
[[Категория:Евреи в Российской империи/СССР/СНГ]]
+

Текущая версия на 00:48, 31 мая 2013

  1. redirect ej:Россия. ЕВРЕИ НА ТЕРРИТОРИИ ДРЕВНЕЙ РУСИ ДО 14 в.
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация