Рошаль, Григорий Львович

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Delete this category, not in RUB)
Maria Akopyan (Обсуждение | вклад)
 
(5 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{О_статье| ТИП СТАТЬИ  = 4
+
{{О_статье| ТИП СТАТЬИ  = 2
| АВТОР1  =  
| АВТОР1  =  
| АВТОР2 =
| АВТОР2 =
Строка 23: Строка 23:
| Место рождения  = {{МестоРождения|Новозыбков}} <br /> [[Черниговская губерния]]  <br />[[Российская империя]]
| Место рождения  = {{МестоРождения|Новозыбков}} <br /> [[Черниговская губерния]]  <br />[[Российская империя]]
| Дата смерти      = 11.1.1983
| Дата смерти      = 11.1.1983
-
| Место смерти    = {{МестоСмерти|Москва}}, [[СССР]]
+
| Место смерти    = Москва, [[СССР]]
| Гражданство      = {{Флагификация|СССР}}
| Гражданство      = {{Флагификация|СССР}}
| Профессия        = {{кинорежиссёр|России|СССР}}, <br /> {{сценарист|России|СССР}}
| Профессия        = {{кинорежиссёр|России|СССР}}, <br /> {{сценарист|России|СССР}}
Строка 32: Строка 32:
| Сайт            =  
| Сайт            =  
}}
}}
-
'''Григо́рий Льво́вич Роша́ль''' (1899—1983), советский [[режиссёр]] и сценарист. [[Народный артист СССР]] (1967). Лауреат двух [[Сталинская премия|Сталинских премий]] первой степени [[(1950]], [[1951]]).
+
 
 +
'''Григо́рий Льво́вич Роша́ль''' (1899, Новозыбков, Черниговская губерния, ныне Брянская область,—1983, Москва), советский [[режиссёр]] театра и кино, педагог и сценарист. [[Народный артист СССР]] (1967). Лауреат двух [[Сталинская премия|Сталинских премий]] первой степени [[(1950]], [[1951]]).
== Биография ==
== Биография ==
-
Г. Л. Рошаль родился {{OldStyleDate|21|октября|1899 год|9}}а в городе [[Новозыбков]] (ныне [[Брянская область]]). В [[1918]]—[[1919]] годы — сотрудник [[Наркомпрос]]а [[Украина|Украины]] и [[Крым]]а. С [[1919 год]]а — инструктор [[Наркомпрос]]а [[Азербайджан]]а, заведующий художественно-воспитательной частью детского городка в [[Железноводск]]е. В [[1921]]—[[1923]] учился в [[Государственные Высшие Режиссёрские мастерские|Государственных Высших Режиссёрских мастерских]] [[Мейерхольд, Всеволод Эмильевич|Всеволода Мейерхольда]] ([[ГВЫРМ]]), созданных в [[1921 год]]у году Всеволодом Мейерхольдом и его учеником [[Державин, Константин Николаевич|Державиным]]; которые были преобразованы в [[1923 год]]у и работали по [[1931 год]] под названием [[ГЭКТЕМАС]] — [[Государственная экспериментальная театральная мастерская]]. С [[1925 год]]а — режиссёр 3-й фабрики [[Госкино]], киностудии «[[Белгоскино]]», «[[Межрабпомфильм]]», [[ВУФКУ]] — [[Всеукраинское фотокиноуправление|Всеукраинского фотокиноуправления]]. С [[1931 год]]а — режиссёр киностудии «[[Мосфильм]]». В [[1947]]—[[1954]] годы — на киностудии «[[Ленфильм]]». В [[1957 год]]у возглавил Всесоюзную комиссию по работе с [[Любительское кино|кинолюбителями]] при правлении [[Союз кинематографистов СССР|Союза кинематографистов СССР]].
+
 
 +
В детстве учился в [[Хедер|хедере]]; знал [[Иврит Язык|иврит]], [[Идиш Язык|идиш]] и интересовался еврейской историей.
 +
В начале творческого пути был членом труппы театра [[«Хабима»]].
 +
 
 +
В [[1918]]—[[1919]] годы — сотрудник [[Наркомпрос]]а [[Украина|Украины]] и [[Крым]]а. С [[1919 год]]а — инструктор [[Наркомпрос]]а [[Азербайджан]]а, заведующий художественно-воспитательной частью детского городка в [[Железноводск]]е, также занимался художественным воспитанием детей в Кисловодске.
 +
 
 +
В 1921 г. переехал в Москву, где стал председателем художественного совета главного управления социального воспитания детей при Наркомпросе; был директором и художественным руководителем мастерской Педагогического театра.
 +
 
 +
В [[1921]]—[[1923]] учился в [[Государственные Высшие Режиссёрские мастерские|Государственных Высших Режиссёрских мастерских]] [[Мейерхольд, Всеволод Эмильевич|Всеволода Мейерхольда]] ([[ГВЫРМ]]), созданных в [[1921 год]]у году Всеволодом Мейерхольдом и его учеником [[Державин, Константин Николаевич|Державиным]]; которые были преобразованы в [[1923 год]]у и работали по [[1931 год]] под названием [[ГЭКТЕМАС]] — [[Государственная экспериментальная театральная мастерская]].  
 +
 
 +
С 1925 г. Рошаль работал в кино.
 +
С [[1925 год]]а — режиссёр 3-й фабрики [[Госкино]], киностудии «[[Белгоскино]]», «[[Межрабпомфильм]]», [[ВУФКУ]] — [[Всеукраинское фотокиноуправление|Всеукраинского фотокиноуправления]]. С [[1931 год]]а — режиссёр киностудии «[[Мосфильм]]». В [[1947]]—[[1954]] годы — на киностудии «[[Ленфильм]]». В [[1957 год]]у возглавил Всесоюзную комиссию по работе с [[Любительское кино|кинолюбителями]] при правлении [[Союз кинематографистов СССР|Союза кинематографистов СССР]].
Г. Л. Рошаль умер [[11 января]] [[1983 год]]а. Похоронен в Москве на [[Кунцевское кладбище|Кунцевском кладбище]] в Москве.
Г. Л. Рошаль умер [[11 января]] [[1983 год]]а. Похоронен в Москве на [[Кунцевское кладбище|Кунцевском кладбище]] в Москве.
 +
 +
== Творчество ==
 +
 +
Первый фильм Рошаля «Господа Скотинины» (1927) — «марксистская» переработка комедии Фонвизина «Недоросль», осуществленная под редакцией А. Луначарского. В фильме «Его превосходительство» (1928) отражен эпизод еврейского революционного движения в России — убийство [[Леккерт, Хирш|Х. Леккертом]] виленского губернатора (две главные роли — губернатора фон Валя и Раввина — играл [[Леонидов, Леонид Миронович|Л. М. Леонидов]]). В фильме «Саламандра» (по сценарию Г. Гребнера и А. Луначарского, который играл самого себя) выражена симпатия партийных идеологов к ламаркизму в биологии, которая позднее сказалась в поддержке [[Сталин|И. Сталиным]] псевдонаучных идей Т. Лысенко. Фильм «Человек из местечка» (1930) рассказывает о еврее-подмастерье, который благодаря революции стал директором фабрики (роль Горелика исполнял [[Зускин, Биньямин|Б. Зускин]]).
 +
 +
В 1930-х гг. важное место в творчестве Рошаля занимают экранизации литературных произведений. Большой удачей режиссера был признан фильм «Петербургская ночь» (1934, совместно с В. Строевой) по мотивам повестей [[Достоевский, Федор Михайлович|Ф. Достоевского]] «Белые ночи» и «Неточка Незванова». Разоблачению нацистского антисемитизма был посвящен фильм «Семья Оппенгейм» (1939) по роману [[Фейхтвангер, Лион|Л. Фейхтвангера]] (роль профессора Якоби исполнял [[Михоэлс, Шломо|Ш. Михоэлс]]). В 1941 г. Рошаль экранизировал роман [[Горький, Максим|М. Горького]] «Дело Артамоновых».
 +
 +
В фильме «Зори Парижа» (1937), посвященном истории Парижской коммуны, различимо влияние сталинской «конспиративной» исторической мифологии (разоблачение происков замаскированных врагов).
 +
 +
В послевоенные годы Рошаль стал одним из ведущих представителей поощряемого властями жанра историко-биографического фильма («Академик Иван Павлов», 1949; «Мусоргский», 1950; «Римский-Корсаков», 1953, и другие).
 +
 +
В 1950–1960-х гг. Рошаль вновь обратился к экранизации литературных произведений: «Вольница» (1956) — по роману Ф. Гладкова; «Сестры» (1957), «Восемнадцатый год» (1958), «Хмурое утро» (1959) — по трилогии А. Толстого «Хождение по мукам». В 1962 г. Рошаль поставил остропублицистический фильм «Суд сумасшедших», а в 1966 г. — биографический фильм о [[Маркс, Карл Генрих|К. Марксе]] «Год как жизнь».
 +
 +
Рошаль был также автором ряда сценариев, в том числе новаторского кукольно-игрового фильма А. Птушко «Новый Гулливер» (1935). В течение многих лет Рошаль руководил режиссерской мастерской во Всесоюзном институте кинематографии. Рошаль — автор ряда статей по вопросам киноискусства.
== Фильмография ==
== Фильмография ==
 +
== Творчество ==
== Творчество ==
 +
{{заготовка раздела}}
{{заготовка раздела}}
=== Режиссёр ===
=== Режиссёр ===
 +
{{заготовка раздела}}
{{заготовка раздела}}
* [[1926 год в кино|1926]] — [[Господа Скотинины (фильм)|Господа Скотинины]]  
* [[1926 год в кино|1926]] — [[Господа Скотинины (фильм)|Господа Скотинины]]  
Строка 65: Строка 94:
=== Сценарист ===
=== Сценарист ===
 +
* [[Новый гулливер (фильм)|Новый гулливер]]
* [[Новый гулливер (фильм)|Новый гулливер]]
* [[Букет фиалок (фильм)|Букет фиалок]]
* [[Букет фиалок (фильм)|Букет фиалок]]
Строка 72: Строка 102:
== Награды и премии ==
== Награды и премии ==
 +
* [[Сталинская премия]] первой степени (1950) — за фильм «Академик Иван Павлов» (1949)
* [[Сталинская премия]] первой степени (1950) — за фильм «Академик Иван Павлов» (1949)
* [[Сталинская премия]] первой степени (1951) — за фильм «Мусоргский» (1950)
* [[Сталинская премия]] первой степени (1951) — за фильм «Мусоргский» (1950)
Строка 78: Строка 109:
== Семья ==
== Семья ==
 +
* [[Строева, Вера Павловна]] — жена, режиссёр и драматург.  
* [[Строева, Вера Павловна]] — жена, режиссёр и драматург.  
* [[Рошаль-Строева, Марианна Григорьевна]] — дочь, режиссёр игрового кино.  
* [[Рошаль-Строева, Марианна Григорьевна]] — дочь, режиссёр игрового кино.  
-
{{director-stub}}
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
[[Категория:Мосфильм]]
[[Категория:Мосфильм]]
-
+
[[Категория:Евреи в СССР]]
-
+
[[Категория:Кино]]
 +
[[Категория:Евреи в России - Вклад в культуру и науку]]
   
   
-
[[de:Grigori Lwowitsch Roschal]]
+
{{WikiCopyRight}}
-
[[en:Grigori Roshal]]
+
{{ElevenCopyRight|13603|РОШАЛЬ Григорий Львович}}
-
[[it:Grigorij L'vovič Rošal']]{{WikiCopyRight}}
+
-
{{checked}}
+

Текущая версия на 15:56, 9 июля 2012

Тип статьи: Регулярная исправленная статья



Григорий Рошаль
Имя при рождении:

Григорий Львович Рошаль

Дата рождения:

9 (21) октября 1899(1899-10-21)

Место рождения:

Новозыбков
Черниговская губерния
Российская империя

Дата смерти:

11 января 1983(1983-01-11) (83 года)

Место смерти:

Москва, СССР

Гражданство:

Союз Советских Социалистических Республик СССР

Профессия:

кинорежиссёр,
сценарист

Направление:

социалистический реализм

Награды:

Народный артист СССР— 1967 Сталинская премия — 1950 Сталинская премия — 1951

IMDb:

ID 0742914

Григо́рий Льво́вич Роша́ль (1899, Новозыбков, Черниговская губерния, ныне Брянская область,—1983, Москва), советский режиссёр театра и кино, педагог и сценарист. Народный артист СССР (1967). Лауреат двух Сталинских премий первой степени (1950, 1951).

Содержание

Биография

В детстве учился в хедере; знал иврит, идиш и интересовался еврейской историей. В начале творческого пути был членом труппы театра «Хабима».

В 1918—1919 годы — сотрудник Наркомпроса Украины и Крыма. С 1919 года — инструктор Наркомпроса Азербайджана, заведующий художественно-воспитательной частью детского городка в Железноводске, также занимался художественным воспитанием детей в Кисловодске.

В 1921 г. переехал в Москву, где стал председателем художественного совета главного управления социального воспитания детей при Наркомпросе; был директором и художественным руководителем мастерской Педагогического театра.

В 1921—1923 учился в Государственных Высших Режиссёрских мастерских Всеволода Мейерхольда (ГВЫРМ), созданных в 1921 году году Всеволодом Мейерхольдом и его учеником Державиным; которые были преобразованы в 1923 году и работали по 1931 год под названием ГЭКТЕМАС — Государственная экспериментальная театральная мастерская.

С 1925 г. Рошаль работал в кино. С 1925 года — режиссёр 3-й фабрики Госкино, киностудии «Белгоскино», «Межрабпомфильм», ВУФКУ — Всеукраинского фотокиноуправления. С 1931 года — режиссёр киностудии «Мосфильм». В 1947—1954 годы — на киностудии «Ленфильм». В 1957 году возглавил Всесоюзную комиссию по работе с кинолюбителями при правлении Союза кинематографистов СССР.

Г. Л. Рошаль умер 11 января 1983 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище в Москве.

Творчество

Первый фильм Рошаля «Господа Скотинины» (1927) — «марксистская» переработка комедии Фонвизина «Недоросль», осуществленная под редакцией А. Луначарского. В фильме «Его превосходительство» (1928) отражен эпизод еврейского революционного движения в России — убийство Х. Леккертом виленского губернатора (две главные роли — губернатора фон Валя и Раввина — играл Л. М. Леонидов). В фильме «Саламандра» (по сценарию Г. Гребнера и А. Луначарского, который играл самого себя) выражена симпатия партийных идеологов к ламаркизму в биологии, которая позднее сказалась в поддержке И. Сталиным псевдонаучных идей Т. Лысенко. Фильм «Человек из местечка» (1930) рассказывает о еврее-подмастерье, который благодаря революции стал директором фабрики (роль Горелика исполнял Б. Зускин).

В 1930-х гг. важное место в творчестве Рошаля занимают экранизации литературных произведений. Большой удачей режиссера был признан фильм «Петербургская ночь» (1934, совместно с В. Строевой) по мотивам повестей Ф. Достоевского «Белые ночи» и «Неточка Незванова». Разоблачению нацистского антисемитизма был посвящен фильм «Семья Оппенгейм» (1939) по роману Л. Фейхтвангера (роль профессора Якоби исполнял Ш. Михоэлс). В 1941 г. Рошаль экранизировал роман М. Горького «Дело Артамоновых».

В фильме «Зори Парижа» (1937), посвященном истории Парижской коммуны, различимо влияние сталинской «конспиративной» исторической мифологии (разоблачение происков замаскированных врагов).

В послевоенные годы Рошаль стал одним из ведущих представителей поощряемого властями жанра историко-биографического фильма («Академик Иван Павлов», 1949; «Мусоргский», 1950; «Римский-Корсаков», 1953, и другие).

В 1950–1960-х гг. Рошаль вновь обратился к экранизации литературных произведений: «Вольница» (1956) — по роману Ф. Гладкова; «Сестры» (1957), «Восемнадцатый год» (1958), «Хмурое утро» (1959) — по трилогии А. Толстого «Хождение по мукам». В 1962 г. Рошаль поставил остропублицистический фильм «Суд сумасшедших», а в 1966 г. — биографический фильм о К. Марксе «Год как жизнь».

Рошаль был также автором ряда сценариев, в том числе новаторского кукольно-игрового фильма А. Птушко «Новый Гулливер» (1935). В течение многих лет Рошаль руководил режиссерской мастерской во Всесоюзном институте кинематографии. Рошаль — автор ряда статей по вопросам киноискусства.

Фильмография

Творчество

Режиссёр

  • 1926 — Господа Скотинины
  • 1927 — Его превосходительство
  • 1928 — Саламандра 
  • 1934 — Петербургская ночь
  • 1936 — Зори Парижа
  • 1938 — Семья Оппенгейм
  • 1939 — В поисках радости 
  • 1941 — Дело Артамоновых
  • 1946 — Песни Абая (совместно с Е. Е. Ароном)
  • 1949 — Академик Иван Павлов 
  • 1950 — Мусоргский 
  • 1952 — Римский-Корсаков 
  • 1956 — Вольница 
  • 1957 — Сестры
  • 1958 — Восемнадцатый год 
  • 1959 — Хмурое утро
  • 1961 — Суд сумасшедших
  • 1965 — Год, как жизнь 

Сценарист

  • Новый гулливер
  • Букет фиалок
  • Алеко
  • Суд сумасшедших
  • Зори Парижа (с Г. Шаховским)

Награды и премии

  • Сталинская премия первой степени (1950) — за фильм «Академик Иван Павлов» (1949)
  • Сталинская премия первой степени (1951) — за фильм «Мусоргский» (1950)
  • народный артист СССР (1967)
  • четыре ордена и медали

Семья

  • Строева, Вера Павловна — жена, режиссёр и драматург.
  • Рошаль-Строева, Марианна Григорьевна — дочь, режиссёр игрового кино.


Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья РОШАЛЬ Григорий Львович в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация