Салантер, Исраэль

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Биография)
Gorozmey (Обсуждение | вклад)
(Биография)
 
(32 промежуточные версии не показаны)
Строка 1: Строка 1:
-
{{О_статье| ТИП СТАТЬИ  = 1
+
{{Остатье\ЭЕЭ| ТИП СТАТЬИ  = 2
-
| АВТОР1  = Кобринский, Александр Михайлович
+
| АВТОР1  = Участник: Karkaix
| АВТОР2 =
| АВТОР2 =
| АВТОР3 =  
| АВТОР3 =  
Строка 12: Строка 12:
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
}}
}}
-
'''Раби Исраэль Салантер''' ([[3 ноября]] [[1810 год|1810]], [[Жагаре]], Литва — [[2 февраля]] [[1883 год|1883]], [[Кёнигсберг]])
+
'''Исраэль Салантер''' ([[3 ноября]] [[1810 год|1810]], [[Жагаре]], Литва — [[2 февраля]] [[1883 год|1883]], [[Кёнигсберг]])
 +
[[раввин]]: религиозный проповедник, основоположник движения [[Мусар]] (мораль), [[талмуд]]ист (см. [[Талмуд]]).
== Биография ==
== Биография ==
-
Родился в религиозной [[еврей]]ской семье: отец р. ''Зеев Вольф бен Арье Лейб Липкин'' возглавлял в Жагоре [[иешива|иешиву]].   
+
Родился в религиозной семье: отец р. ''Зеев Вольф бен Арье Лейб Липкин'', известный талмудист, возглавлял в Жагоре [[иешива|иешиву]],
 +
а затем раввином в Гольдингене (ныне Кулдига, Латвия) и в Тельшах (ныне [[Тельшяй]], Литва.   
-
В двенадцатилитнем возрасте С. женился на дочери раввина из города [[Салантай|Саланта]] и взял фамилию Салантер (по названию города, в котором жил).
+
С 12 лет Салантер учился у раввина Цви Хирша Бройда в местечке Саланты (ныне Салантай, Литва; отсюда прозвище Салантер, то есть `из Салант`, практически вытеснившее фамилию). Там же женился на дочери р.Бройда. Учитель высоко ценил способности своего ученика и называл его «маленьким Алфаси» (см. [[Алфаси, Ицхак Бен Яаков|Ицхак Алфаси]]).  
 +
 
 +
В возрасте 14 лет послал свои хидушим  (аналитические комментарии к [[Талмуд]]у) одному из высших [[галаха|галахических]] авторитетов [[Европа|Европы]] р. [[Акива Эгер|Акиве Эгеру]] и получил одобрительный отзыв.  
В возрасте 14 лет послал свои хидушим  (аналитические комментарии к [[Талмуд]]у) одному из высших [[галаха|галахических]] авторитетов [[Европа|Европы]] р. [[Акива Эгер|Акиве Эгеру]] и получил одобрительный отзыв.  
-
Большинство из методов духовной работы, которые С. впоследствии сделал достоянием всего еврейского мира, были разработаны его наставником р. Йосефом Зунделем, положившим в основу приемы воспитания, апробированные в иешивах раввина [[Хаим из Воложина|Хаима из Воложина]] и раввина Акивы Эгера, а еще раньше — в доме учения [[Виленский Гаон|Виленского Гаона]], сформулировавшего исходный постулат будущей школы мусара: ''"Основа человеческой жизни — постоянно преодолевать дурные качества характера; и если человек этого не делает, то для чего он живет?!"''.  
+
Большинство из методов духовной работы, которые С. впоследствии сделал достоянием всего еврейского мира, были разработаны его наставником р. Иосефом Зунделем, положившим в основу приемы воспитания, апробированные в иешивах раввина [[Хаим из Воложина|Хаима из Воложина]] и раввина Акивы Эгера, а еще раньше — в доме учения [[Виленский Гаон|Виленского Гаона]], сформулировавшего исходный постулат будущей школы [[мусар]]а: ''"Основа человеческой жизни — постоянно преодолевать дурные качества характера; и если человек этого не делает, то для чего он живет?!"''. Личность и взгляды р. Зунделя оказали большое влияние на формирование мировоззрения молодого Салантера. В свое время Зундель отказался от официального раввинского поста, зарабатывал на жизнь [[Коробейничество|коробейничеством]] и занимался Талмудом лишь в свободное от работы время.
 +
 
 +
Поставив целью своей жизни нравственное возрождение еврейства, Салантер готовил себя к деятельности проповедника, тщательно изучал [[Галаха|Галаху]].
 +
 
 +
Угрозу традициям иудаизма Салантер усматривал, в частности, в [[Хасидизм|хасидизме]]. В противовес хасидизму, учившему, что служить Богу надлежит с радостным чувством, Салантер видел в веселье и радости греховное легкомыслие.
 +
 
 +
Противостоя сторонникам [[Хаскала|Хаскалы]], призывавшим к сближению с христианским миром, Салантер настаивал на возвращении к традиционным моральным ценностям иудаизма. С этой целью он считал необходимым изложить традиционные этические правила в такой форме, чтобы они были понятны всем людям, в том числе и не получившим еврейского образования.
В 1840 году начал преподавать в иешиве города [[Вильно]]. Главное внимание уделял морали, самопознанию и самосовершенствованию.  
В 1840 году начал преподавать в иешиве города [[Вильно]]. Главное внимание уделял морали, самопознанию и самосовершенствованию.  
-
В 1842 году оставил работу в иешиве и, объединив вокруг себя группу наиболее талантливых учеников, основал Мусар-штибл (Дом этики), где занятия строились на изучении классических книг мусара — таких, как «Ховот алевавот» («Обязанности сердец») р. [[Бахья ибн Пакуда|Бахьи ибн Пакуды]] и «Месилат йешарим» («Путь праведных») р.[[Луцатто, Моше Хаим (РаМХаЛь)|Моше Хаима Луцатто]] ([[Рамхаль|Рамхаля]]).
 
-
В 1848 году царским правительством в Вильно было открыто училище, которое должно было готовить раввинов «нового типа» (знающих русский язык). Исраэлю Салантеру предложили место преподавателя, но он отказался. Как показало время, такое решение оказалось дальновидным, потому что из-за вольномыслия, царствовашего в этом учебном заведении, путь раввина выбирали лишь единицы.
+
=== Создание Мусар-Штибла ===
-
В том же 1848 году в Вильно вспыхнула эпидемия холеры. Собрав значительные благотворительные средства, раввин Салантер арендовал больницу. В ней работали его ученики. Он навещал больных постоянно. В субботние дни следил, чтобы больные не ограничивали себя галахическими запретами, — ведь, когда жизни человека угрожает опасность, отменяются все запреты [[шаббат]]а. В эти трагические дни он и его ученики публично совершали запрещенные в субботу действия по уходу за больными — например, рубили дрова и разводили огонь, чтобы прогреть больничные помещения и вскипятить воду.
 
-
В 1857 году он отправился в [[Германия|Германию]], приняв предложение прочитать студентам [[Кёнигсбергский университет|Кёнигсбергского университета]] курс лекций по иудаизму. Его эрудиция и энергия нашли признание среди немецких [[ортодокс]]ов, и в 1860 году, переехав в [[Пруссия|прусский]] город [[Мемель]] (ныне [[Клайпеда]], [[Литва]]), С. стал издавать еженедельный журнал «Ха-твуна», пропагандировавший идеологию [[мусар]]. Он принял немецкое подданство, стал носить европейскую одежду и читал проповеди по-немецки.
 
-
В 1880—1882 гг. жил в [[Париж]]е, где занимался распространением еврейских знаний и способствовал укреплению еврейских учреждений.  
+
В 1842 году оставил работу в иешиве и, объединив вокруг себя группу наиболее талантливых учеников, основал Мусар-штибл (Дом этики), где занятия строились на изучении классических книг мусара — таких, как «Ховот алевавот» («Обязанности сердец») раввина [[Бахья ибн Пакуда|Бахьи ибн Пакуды]] и «Месилат йешарим» («Путь праведных») раввина [[Луцатто, Моше Хаим (РаМХаЛь)|Моше Хаима Луцатто]] ([[Рамхаль|Рамхаля]]). В Мусар-штибле он произносил проповеди перед ремесленниками и торговцами, призывая к покаянию и рисуя мрачные картины неотвратимого возмездия за любую провинность.  
-
В 1882 году вернулся в [[Кёнигсберг]].
 
-
Личность и учение раввина Исраэля Салантера оказали заметное влияние на развитие ортодоксального еврейства.  
+
Когда в  [[Иом-Киппур]] 5608 г. (1848)  в Вильно,  вспыхнула эпидемия холеры раввин Салантер, широко трактовавший принцип [[Пиккуах Нефеш|пиккуах-нефеш]] собрал благотворительные средства и арендовал больницу. В ней работали его ученики. Он навещал больных постоянно. В [[суббота|субботние]] дни следил, чтобы больные не ограничивали себя [[галаха|галахическими]] запретами (на период, требующий исполнения врачебных предписаний, отменяются все запреты [[шаббат]]а): в эти трагические дни он и его ученики от будней субботу не отличали (кололи дрова и разводили огонь, чтобы прогреть больничные помещения и вскипятить воду).
-
После его смерти вокруг вопроса должен ли "мусар" стать в иешивах частью учебной программы — развернулась бурная полемика.
+
В тот день он демонстративно в [[Синагога|синагоге]] принялся за трапезу и призвал присутствующих последовать его примеру. Хотя в этот день предписан строжайший [[Пост|пост]], сохранение жизни и здоровья Салантер считал важнее любой обрядности. Он самоотверженно, игнорируя возможность заразиться, помогал больным и призывал верующих к тому же.
-
Некоторые раввин считали более полезным сосредоточиться исключительно на изучении Талмуда, считая этический самоанализ опасным для психического здоровья.
+
 
 +
Салантер неоднократно отказывался от предложений занять официальный раввинский пост. Переехав в 1849 г. в Ковну (см. [[Каунас]]), он основал и там мусар штибл, а также новую иешиву, из которой впоследствии вышли многие известные проповедники движения Мусар, в их числе Моше Ицхак Даршан (см. [[Кельмский Маггид|Кельмский маггид]]), Симха Зисл Бройда (1824–98) и Ицхак Блазер (1837–1907). Салантер добился улучшения бытовых условий учащихся, отменив традиционный порядок, когда их кормили в домах членов общины по очереди, и устроил общежитие и столовую; он требовал от учеников аккуратности и опрятности в одежде, учил правилам поведения и эстетике.
 +
 
 +
=== Переезд в Германию ===
 +
 
 +
Видя, какое влияние на евреев Литвы оказывает немецкое еврейство, среди которого широко распространились идеи Хаскалы, Салантер решил дать отпор этой идеологии там, где она зародилась. В 1857 г. он отправился в Германию по приглашению прочитать студентам Кенигсбергского университета курс иудаизма; его эрудиция и энергия нашли признание также среди немецких ортодоксов. В 1860 г., переехав в Мемель (ныне [[Клайпеда]], Литва), Салантер стал издавать еженедельный журнал «hа-твуна», пропагандировавший идеологию мусар. Он принял немецкое подданство, стал носить европейскую одежду и читал проповеди по-немецки. Живя в Тильзите, Франкфурте-на-Майне, Хальберштадте и Берлине, Салантер активно переписывался со своими учениками в Литве.
 +
 
 +
 
 +
Он постоянно искал новые формы для распространения [[Ортодоксальный Иудаизм|ортодоксального иудаизма]]. Салантеру принадлежат опередившие свое время идеи: составление арамейско-ивритского словаря для изучения Талмуда; перевод всего корпуса Талмуда на иврит (к чему лишь столетие спустя приступил [[Штейнзалц, Адин|А. Штейнзальц]]) и на европейские языки (процесс, который также начался через два-три поколения после смерти Салантера); распространение еврейской религиозной литературы на русском языке и многое другое. В 1880–82 гг. Салантер жил в Париже, занимался распространением еврейских знаний и способствовал укреплению еврейских учреждений.
 +
 
 +
В 1882 г. он вернулся в Кенигсберг.
 +
 
 +
Личность и учение Салантера оказали огромное влияние на развитие ортодоксального еврейства, хотя в литовской общине его высказывания и поступки нередко вызывали активное неприятие. Его важнейшие работы: «Иггерет hа-мусар» («Послание о морали», 1858), «Имрей бина» («Разумные речения», 1878), «Эвен Исраэль» («Твердыня Израилева», 1883).
 +
 
 +
Сыновья Салантера, Арье Лейб Липкин-Хоровиц (1840–1903; талмудист, автор трудов «Барайта ди-Шмуэль hа-Катан» — «[[Барайта]] Шмуэля Малого», «Клалей hа-тхелет хохмат hа-эмет» — «Небесно-голубые правила истинной мудрости» и других) и Ицхак Липкин — оба известные раввины; Иомтов Липман Липкин (1845?–75), выдающийся математик и механик, умер молодым от оспы.
 +
 
 +
=== Сыновья ===
=== Сыновья ===
* '''Арье Лейб Липкин-Хоровиц''' (1840—1903) — раввин; талмудист-философ, автор нескольких трактатов,  
* '''Арье Лейб Липкин-Хоровиц''' (1840—1903) — раввин; талмудист-философ, автор нескольких трактатов,  
Строка 47: Строка 69:
== Из творческого наследия ==
== Из творческого наследия ==
-
* «Иггерет ха-мусар» («Послание о морали»), 1858.  
+
* «Иггерет -мусар» («Послание о морали»), 1858.  
* «Имрей бина» («Разумные речения»), 1878.  
* «Имрей бина» («Разумные речения»), 1878.  
* «Эвен Исраэль» («Твердыня Израилева»), 1883.
* «Эвен Исраэль» («Твердыня Израилева»), 1883.
-
== Ссылки ==
+
 
-
* [http://www.eleven.co.il/article/13656 Исраэль Салантер в КЕЭ]
+
{{ElevenCopyRight|13656|Исраэль Салантер}}
[[Категория: Персоналии по алфавиту]]
[[Категория: Персоналии по алфавиту]]
Строка 65: Строка 87:
:[[fr:Israël de Salant]]
:[[fr:Israël de Salant]]
:[[he:ישראל מסלנט]]
:[[he:ישראל מסלנט]]
 +
:[[ru:Салантер, Исраэль]]

Текущая версия на 14:07, 4 апреля 2013

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная исправленная статья
Автор статьи: Участник: Karkaix
Дата создания: 23.06.2011

Исраэль Салантер (3 ноября 1810, Жагаре, Литва — 2 февраля 1883, Кёнигсберг) — раввин: религиозный проповедник, основоположник движения Мусар (мораль), талмудист (см. Талмуд).

Содержание

Биография

Родился в религиозной семье: отец р. Зеев Вольф бен Арье Лейб Липкин, известный талмудист, возглавлял в Жагоре иешиву, а затем раввином в Гольдингене (ныне Кулдига, Латвия) и в Тельшах (ныне Тельшяй, Литва.

С 12 лет Салантер учился у раввина Цви Хирша Бройда в местечке Саланты (ныне Салантай, Литва; отсюда прозвище Салантер, то есть `из Салант`, практически вытеснившее фамилию). Там же женился на дочери р.Бройда. Учитель высоко ценил способности своего ученика и называл его «маленьким Алфаси» (см. Ицхак Алфаси).


В возрасте 14 лет послал свои хидушим (аналитические комментарии к Талмуду) одному из высших галахических авторитетов Европы р. Акиве Эгеру и получил одобрительный отзыв.

Большинство из методов духовной работы, которые С. впоследствии сделал достоянием всего еврейского мира, были разработаны его наставником р. Иосефом Зунделем, положившим в основу приемы воспитания, апробированные в иешивах раввина Хаима из Воложина и раввина Акивы Эгера, а еще раньше — в доме учения Виленского Гаона, сформулировавшего исходный постулат будущей школы мусара: "Основа человеческой жизни — постоянно преодолевать дурные качества характера; и если человек этого не делает, то для чего он живет?!". Личность и взгляды р. Зунделя оказали большое влияние на формирование мировоззрения молодого Салантера. В свое время Зундель отказался от официального раввинского поста, зарабатывал на жизнь коробейничеством и занимался Талмудом лишь в свободное от работы время.

Поставив целью своей жизни нравственное возрождение еврейства, Салантер готовил себя к деятельности проповедника, тщательно изучал Галаху.

Угрозу традициям иудаизма Салантер усматривал, в частности, в хасидизме. В противовес хасидизму, учившему, что служить Богу надлежит с радостным чувством, Салантер видел в веселье и радости греховное легкомыслие.

Противостоя сторонникам Хаскалы, призывавшим к сближению с христианским миром, Салантер настаивал на возвращении к традиционным моральным ценностям иудаизма. С этой целью он считал необходимым изложить традиционные этические правила в такой форме, чтобы они были понятны всем людям, в том числе и не получившим еврейского образования.

В 1840 году начал преподавать в иешиве города Вильно. Главное внимание уделял морали, самопознанию и самосовершенствованию.


Создание Мусар-Штибла

В 1842 году оставил работу в иешиве и, объединив вокруг себя группу наиболее талантливых учеников, основал Мусар-штибл (Дом этики), где занятия строились на изучении классических книг мусара — таких, как «Ховот алевавот» («Обязанности сердец») раввина Бахьи ибн Пакуды и «Месилат йешарим» («Путь праведных») раввина Моше Хаима Луцатто (Рамхаля). В Мусар-штибле он произносил проповеди перед ремесленниками и торговцами, призывая к покаянию и рисуя мрачные картины неотвратимого возмездия за любую провинность.


Когда в Иом-Киппур 5608 г. (1848) в Вильно, вспыхнула эпидемия холеры раввин Салантер, широко трактовавший принцип пиккуах-нефеш собрал благотворительные средства и арендовал больницу. В ней работали его ученики. Он навещал больных постоянно. В субботние дни следил, чтобы больные не ограничивали себя галахическими запретами (на период, требующий исполнения врачебных предписаний, отменяются все запреты шаббата): в эти трагические дни он и его ученики от будней субботу не отличали (кололи дрова и разводили огонь, чтобы прогреть больничные помещения и вскипятить воду).

В тот день он демонстративно в синагоге принялся за трапезу и призвал присутствующих последовать его примеру. Хотя в этот день предписан строжайший пост, — сохранение жизни и здоровья Салантер считал важнее любой обрядности. Он самоотверженно, игнорируя возможность заразиться, помогал больным и призывал верующих к тому же.

Салантер неоднократно отказывался от предложений занять официальный раввинский пост. Переехав в 1849 г. в Ковну (см. Каунас), он основал и там мусар штибл, а также новую иешиву, из которой впоследствии вышли многие известные проповедники движения Мусар, в их числе Моше Ицхак Даршан (см. Кельмский маггид), Симха Зисл Бройда (1824–98) и Ицхак Блазер (1837–1907). Салантер добился улучшения бытовых условий учащихся, отменив традиционный порядок, когда их кормили в домах членов общины по очереди, и устроил общежитие и столовую; он требовал от учеников аккуратности и опрятности в одежде, учил правилам поведения и эстетике.

Переезд в Германию

Видя, какое влияние на евреев Литвы оказывает немецкое еврейство, среди которого широко распространились идеи Хаскалы, Салантер решил дать отпор этой идеологии там, где она зародилась. В 1857 г. он отправился в Германию по приглашению прочитать студентам Кенигсбергского университета курс иудаизма; его эрудиция и энергия нашли признание также среди немецких ортодоксов. В 1860 г., переехав в Мемель (ныне Клайпеда, Литва), Салантер стал издавать еженедельный журнал «hа-твуна», пропагандировавший идеологию мусар. Он принял немецкое подданство, стал носить европейскую одежду и читал проповеди по-немецки. Живя в Тильзите, Франкфурте-на-Майне, Хальберштадте и Берлине, Салантер активно переписывался со своими учениками в Литве.


Он постоянно искал новые формы для распространения ортодоксального иудаизма. Салантеру принадлежат опередившие свое время идеи: составление арамейско-ивритского словаря для изучения Талмуда; перевод всего корпуса Талмуда на иврит (к чему лишь столетие спустя приступил А. Штейнзальц) и на европейские языки (процесс, который также начался через два-три поколения после смерти Салантера); распространение еврейской религиозной литературы на русском языке и многое другое. В 1880–82 гг. Салантер жил в Париже, занимался распространением еврейских знаний и способствовал укреплению еврейских учреждений.

В 1882 г. он вернулся в Кенигсберг.

Личность и учение Салантера оказали огромное влияние на развитие ортодоксального еврейства, хотя в литовской общине его высказывания и поступки нередко вызывали активное неприятие. Его важнейшие работы: «Иггерет hа-мусар» («Послание о морали», 1858), «Имрей бина» («Разумные речения», 1878), «Эвен Исраэль» («Твердыня Израилева», 1883).

Сыновья Салантера, Арье Лейб Липкин-Хоровиц (1840–1903; талмудист, автор трудов «Барайта ди-Шмуэль hа-Катан» — «Барайта Шмуэля Малого», «Клалей hа-тхелет хохмат hа-эмет» — «Небесно-голубые правила истинной мудрости» и других) и Ицхак Липкин — оба известные раввины; Иомтов Липман Липкин (1845?–75), выдающийся математик и механик, умер молодым от оспы.


Сыновья

  • Арье Лейб Липкин-Хоровиц (1840—1903) — раввин; талмудист-философ, автор нескольких трактатов,
  • Ицхак Липкин — раввин,
  • Иомтов-Липман Изрилевич Липкин [1845(?)—75] — выдающийся математик и механик (умер от оспы).

Из творческого наследия

  • «Иггерет hа-мусар» («Послание о морали»), 1858.
  • «Имрей бина» («Разумные речения»), 1878.
  • «Эвен Исраэль» («Твердыня Израилева»), 1883.


Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья Исраэль Салантер в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация
На других языках