Самаритяне

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Перенаправление на ej:Самаритяне)
 
(20 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{О_статье| ТИП СТАТЬИ  = 1
+
#redirect [[:ej:Самаритяне]]
-
| АВТОР1  =
+
-
| АВТОР2 =
+
-
| АВТОР3 =
+
-
| СУПЕРВАЙЗЕР =
+
-
| ПРОЕКТ =
+
-
| ПОДТЕМА =
+
-
| КАЧЕСТВО  =
+
-
| УРОВЕНЬ  =
+
-
| ДАТА СОЗДАНИЯ  =
+
-
| ВИКИПЕДИЯ =
+
-
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
+
-
}} 
+
-
[[Файл:Samaritains garizim 2006 2.jpg|thumb|250px|Самаритяне на горе Гризим в праздник [[Шавуот]], 2006 год.]]
+
-
'''Самаритя́не''' (<big>שׁוֹמְרוֹנִים</big>, шомрони́м, в [[Талмуд]]е кути́м; - религиозно-этническая группа.
+
-
 
+
-
== Основные сведения ==
+
-
Самоназвание: шамрим, буквально `хранители` и более полное — шамрим ал hа-эмет, `хранители истины`). Численностью около 600 человек, проживающая в отдельном квартале [[Холон]]а (более половины) и в посёлке [[Кирьят-Луза]] около [[Шхем]]а. Самаритяне консолидировались в качестве религиозно-этнической группы в начале эпохи [[Второй храм|Второго храма]] на территории Самарии.
+
-
 
+
-
<!-- Языки: [[иврит]] и древнееврейский ([[Самаритянское письмо|самаритянская письменность]] на основе первоначального еврейского алфавита, близкого к финикийскому), самаритяне Шхема владеют также арабским. Религия — версия допрофетического [[иудаизм]]а. Священные книги — [[Тора]] и [[Книга Иисуса Навина]] (в отличающихся от канонических вариантов версиях — особенно последняя). Численность — около 720 человек (2008). -->
+
-
[[Файл: 13668_L.jpg|thumb|250px|right|[[Самаритяне]] Самаритяне на горе Гризим. 2005 г. Фото Н. Мозговой.]]
+
-
Согласно традиции самаритян, они — часть народа Израиля, хранящая верность его подлинному наследию. Согласно той же традиции, вплоть до дней священника [[Эли]] продолжался период, называемый рахута (по-арамейски `благоволение`), когда местопребыванием Бога была [[гора Гризим]] близ [[Шхем]]а. Однако во времена Эли начался период, называемый пнута (`отход`), когда большинство народа Израиля покинуло гору Гризим, и лишь [[Колена Израилевы|колено Йосеф]]а, с которым самаритяне себя идентифицируют, осталось хранителем подлинной традиции.
+
-
 
+
-
== Происхождение самаритян, согласно ТАНАХу ==
+
-
[[ТАНАХ]] связывает происхождение самаритян с завоеванием Самарии ассирийцами в 722–721 гг. до н. э., которое сопровождалось [[Пленение Ассирийское|депортацией еврейского населения этого района в глубинные районы Ассирийской империи]] и поселением на их место «людей из Вавилона, и из Куты, и из Аввы, и из Хамата, и из Сфарваима» (II Ц. 17:24).
+
-
 
+
-
=== Под властью Ассирии ===
+
-
ТАНАХ повествует: {{Цитата|донесли царю ассирийскому, и сказали: народы, которых ты переселил и поселил в городах самарийских, не знают закона Бога той земли, и за то Он посылает на них львов, и вот, они умерщвляют их.}}
+
-
 
+
-
Царь приказал отправить в Самарию одного из выселенных оттуда священников, чтобы тот научил новоприбывших, как чтить Бога, после чего {{Цитата|Господа они чтили, и богам своим они служили по обычаю народов, из которых выселили их (II Ц. 17:25–34).}}
+
-
 
+
-
Согласно ассирийским источникам, большинство населения {{Самария|Самарии}} не было изгнано, а поселенцы образовали высший слой общества; таким образом обе этнические группы сыграли роль в формировании самаритян.
+
-
 
+
-
В правление последних царей [[Иудея|Иудеи]] сохранившиеся жители бывшего [[Израильское царство|Израильского царства]] продолжали поддерживать связь с [[Иерусалим]]ом и [[Храм]]ом (Иер. 31:6), и, следовательно, самаритяне еще не были отдельной религиозной группой.
+
-
 
+
-
=== После возвращения из Вавилона ===
+
-
Еще в начале периода [[Вавилонское пленение|возвращения в Сион]] лидеры Самарии во главе с [[Санваллат]]ом пытались сотрудничать с вернувшимися из изгнания, однако те отвергли сотрудничество, что привело к длительной вражде между самаритянами и вернувшимися и способствовало превращению самаритян в отдельную религиозно-этническую группу. Хотя в [[ТАНАХ]]е не объясняется, почему вернувшиеся так повели себя с жителями Самарии, исследователи полагают, что причина коренилась в языческих элементах самаритянского культа.
+
-
 
+
-
=== Версия Иосифа Флавия ===
+
-
{{Файл
+
-
|файл      = http://genealogyreligion.net/wp-content/uploads/2012/05/mount-gerizim.jpg
+
-
|подпись    = Руины самаритянского храма на горе Гризим
+
-
|сайт      = http://genealogyreligion.net/tag/yitzhak-magen
+
-
|размещение =
+
-
}}
+
-
Согласно [[Иосиф Флавий|Иосифу Флавию]], окончательный разрыв между евреями и самаритянами произошел уже после [[Нехемия|Нехемии]], когда из-за женитьбы на дочери Санваллата был смещен Менаше из семьи [[первосвященник]]ов. Санваллат построил зятю храм на горе Гризим, что, по всей видимости, привело к формальному размежеванию между евреями и самаритянами. Среди исследователей существуют разногласия относительно датировки этого события, однако не подлежит сомнению, что ко времени завоевания [[Эрец-Исраэль]] [[Александр Македонский|Александром Македонским]] (332 г. до н. э.) самаритяне уже были вполне сформировавшейся религиозно-этнической группой, обособленной от евреев.
+
-
 
+
-
== Начало вражды с евреями ==
+
-
Самаритяне оказали поддержку завоеванию [[Александр Македонский|Александра]], за что тот к ним благоволил. После этого между евреями и самаритянами сложились враждебные отношения. Согласно еврейским источникам, самаритяне неоднократно посягали на [[Иерусалимский храм]].
+
-
 
+
-
Вспомогательный самаритянский контингент, сопровождавший Александра в его походе в [[Египет]], положил начало общине самаритян в Египте. Самаритяне потеряли расположение Александра, когда они сожгли македонского наместника в [[Самария (город)|городе Самария]]. В наказание Александр разрушил город, изгнал его жителей и основал на этом месте македонскую колонию. Возможно, именно это изгнание послужило причиной переселения самаритян в [[Шхем]], который стал их религиозным центром.
+
-
 
+
-
Самаритяне не участвовали в восстании [[Хасмонеи|Хасмонеев]], а в правление [[Гиркан I Иоханан|Гиркана I Иоханана]] вошли в коалицию нееврейских городов против Хасмонеев. В 128–127 гг. до н. э. Иоханан Гиркан захватил и разрушил Шхем и Самарию, а также разрушил храм на горе Гризим. [[Самария (город)|Самария]] была вскоре восстановлена, а [[Шхем]] — лишь спустя 180 лет. Храм на горе Гризим более не восстанавливался и почти не упоминался, однако, по-видимому, после царствования Иоханана Гиркана на [[Гора Гризим|горе Гризим]] был сооружен алтарь.
+
-
 
+
-
Завоевание Эрец-Исраэль [[Помпей, Гней|Помпеем]] (63 г. до н. э.) не повлияло на положение самаритян, однако последующая адми­нистратив­но-территориальная реформа (56 г. до н. э.), предоставившая самаритянам территориальную автономию, способствовала их политической консолидации. [[Ирод I Великий|Ирод I]] пользовался услугами самаритян в борьбе с [[Антигон II|Антигоном II]]. Сыновья Ирода, которым он завещал власть, — [[Архелай]], [[Ирод Антипа]] и Ирод Филипп I — были детьми его самаритянской жены Малтаки.
+
-
 
+
-
== Самаритяне и мессианство ==
+
-
[[Мессианские движения|Мессианские движения]] в период, непосредственно предшествовавший [[Иудейская Война I|Иудейской войне I]], по-видимому, захватили и самаритян. Так, известно о собрании самаритян на горе Гризим, где новоявленный самаритянский «мессия» обещал явить верующим священные предметы, которые, по самаритянской традиции, были скрыты в конце периода ''рахута'' (см. выше), и их явление должно было символизировать окончание периода ''пнута''.
+
-
 
+
-
Собрание завершилось кровавой бойней, которую учинили римляне по приказу прокуратора Иудеи [[Понтий Пилат|Понтия Пилата]] (26–36 гг. н. э.). Самаритяне обратились с жалобой к римскому наместнику Сирии Вителлию, и тот отправил Понтия Пилата в [[Рим]] с тем, чтобы он дал отчет в своих действиях императору. Это решение свидетельствует о том, что римляне видели в самаритянах лояльных подданных.
+
-
 
+
-
Антиримское восстание почти не затронуло район Самарии. Во время подавления восстания в [[Галилея|Галилее]] (66 н. э.) [[Веспасиан, Тит Флавий|Веспасиан]] пресек беспорядки на [[Гора Гризим|горе Гризим]], которые не перешли в восстание. В 72 г. Веспасиан основал близ [[Шхем]]а новый город Флавия Неаполис, часть населения которого составили самаритяне. По-видимому, отношения между римлянами и самаритянами в этот период были хорошими: вместо изображений языческих богов на монетах Шхема изображалась гора Гризим.
+
-
 
+
-
Хотя в начале [[Восстание Бар-Кохбы|восстания Бар-Кохбы]] самаритяне, видимо, склонялись к его поддержке, во время его подавления они заняли нейтральную и даже проримскую позицию, что отражено как в еврейских, так и в самаритянских источниках. При [[Адриан, Публий Элий|Адриане]] на горе Гризим был воздвигнут языческий храм.
+
-
 
+
-
Запустение, постигшее еврейские поселения после подавления восстания, привело к расселению самаритян в районах, примыкавших к территории Самарии (Северная Иудея, Приморская равнина, долина [[Бейт-Шеан]]а), где они составили значительную часть населения. Самаритянское население появилось и в более удаленных от Самарии районах — в [[Башан]]е, возле [[Яффа|Яффы]], [[Явне]] и др. В городах Бейт-Шеан, Кастра (близ Хайфы), Тивон, [[Кесария]], [[Эммаус]], Яффа и Явне сложились значительные самаритянские центры.
+
-
 
+
-
Во время борьбы за власть между Септимием Севером и Песценниусом Нигером самаритяне поддержали последнего, и после его поражения отношения между самаритянами и римскими властями стали напряженными. Преследования христиан (см. [[Христианство]]) в 3 в. сказались и на самаритянах: их религия не была признана, и их заставили доказывать лояльность языческой вере. Поскольку самаритяне не были признаны властями как евреи, им было запрещено производить [[Обрезание|обрезание]], и они, как и все остальное нееврейское население империи, были обязаны производить культовые возлияния. В результате гонений многие самаритяне отступили от своей веры.
+
-
 
+
-
 
+
-
== В период расцвета христианства ==
+
-
С торжеством христианства в 4 в. начались новые преследования самаритян, многие из них перешли в христианство, причем часть их осталась верна самаритянской религии, внешне соблюдая христианские обряды. По-видимому, из-за этих преследований самаритяне приняли участие в антихристианских беспорядках в правление Юлиана Отступника (361–363). Перевод в середине 4 в. расквартированных в Эрец-Исраэль легионов на границы Византийской империи для участия в войне создал условия, позволившие самаритянам поднять несколько восстаний, во главе которых стоял Баба Раба; этот период был временем высшего расцвета самаритян, их культуры и культа.
+
-
 
+
-
Гонения самаритян христианами продолжались в 5 в. и 6 в. и вызвали несколько самаритянских восстаний. Первое из них произошло в 484 г. После его подавления на горе Гризим была сооружена церковь; на горе и в Неаполисе (Шхеме) были поставлены гарнизоны. В правление императора Анастасия (491–518) началось новое восстание, подавленное этими гарнизонами. В 529 г. самаритяне вновь восстали, и восстание охватило всю территорию Самарии и самаритянские центры в Бет-Шеане и Кесарии. При подавлении этого восстания Самария подверглась жестокому опустошению. Во время восстаний 484 г. и 529 г. самаритянам удавалось ненадолго достичь независимости и возвести на престол собственных царей (Юстуса в 484 г. и Юлиануса в 529 г.). Кровопролитные подавления восстаний, в ходе которых погибли или были проданы в рабство тысячи людей, послужили одной из основных причин упадка самаритян.
+
-
 
+
-
Самаритяне, как и евреи, оказали помощь персам в захвате Эрец-Исраэль в 614 г., за что по возвращении византийцы учинили им резню. Во время арабского завоевания (638) многие самаритяне помогали арабам: были лазутчиками и проводниками. В благодарность за помощь арабские завоеватели освободили самаритян от поземельного налога (однако уже в 680–83 гг. этот налог был на них распространен). Вместе с тем, согласно арабским источникам, тысячи самаритян были изгнаны из прибрежных городов, по-видимому, в наказание за участие в обороне Кесарии от арабов. Эпоха арабского владычества — период глубокого кризиса в истории самаритян. Народ, насчитывавший в начале арабской эпохи около 350 тысяч человек, ко времени завоевания Эрец-Исраэль крестоносцами (см. [[Крестовые Походы|Крестовые походы]]) превратился в лишенную влияния религиозную секту, состоявшую из нескольких тысяч членов.
+
-
 
+
-
 
+
-
== При арабской власти ==
+
-
В арабскую эпоху самаритяне продолжали жить в большинстве районов Самарии и в горных областях к югу от нее. Самаритянские общины сохранились в районе [[Лод|Лода]], а после основания [[Рамла|Рамлы]] там возникла большая самаритянская община. По-видимому, и в прибрежных городах возродились общины самаритян, их центры в этот период известны в Явне, Кесарии и Газе. За пределами Эрец-Исраэль небольшие самаритянские общины существовали в Египте и в крупных городах Сирии. Во время многочисленных периодов политической дестабилизации самаритяне подвергались погромам со стороны мусульманского населения и преследованиям со стороны властей. В начале 11 в. наиболее значительная самаритянская община существовала в Шхеме, который все еще рассматривался как самаритянский город, несмотря на его значительное мусульманское население. Крупные самаритянские общины были в [[Дамаск|Дамаске]], [[Халеб|Халебе]], [[Тир|Тире]] и [[Газа|Газе]], а также в [[Каир|Каире]] и [[Александрия|Александрии]].
+
-
 
+
-
 
+
-
== В период Крестовых походов ==
+
-
Самаритяне, как и остальные нехристианские общины Эрец-Исраэль, официально приветствовали завоевание страны крестоносцами. Когда в 1137 г. Шхем был захвачен армиями Дамаска, мусульмане учинили резню, которая нанесла тяжелый удар самаритянам. Тамплиеры, взяв Шхем в 1242 г., уничтожили всё нехристианское население города, включая, по всей видимости, и самаритян. Самаритянская хроника сообщает еще об одной резне, которая, по-видимому, произошла в 1244 г., во время хорезмского завоевания, или в 1266 г., во время монгольского вторжения. [[Биньямин Из Туделы|Биньямин из Туделы]], посетивший Эрец-Исраэль в середине 12 в., сообщает, что в Шхеме насчитывалось 1000 самаритянских семейств, в Кесарии — 200, в Ашкелоне — 300 и в Дамаске — 400, всего — менее двух тысяч семейств. В 13 в. в Шхеме оставалось лишь 200 семейств.
+
-
 
+
-
 
+
-
== Под властью мамлюков ==
+
-
В начале мамлюкского периода у самаритян были конфискованы большинство общественных зданий; главная самаритянская [[Синагога|синагога]] была превращена в мечеть; власти оказывали на самаритян постоянное давление с целью заставить их принять [[Ислам|ислам]]. Вместе с тем связи между духовным руководством самаритян Шхема, Дамаска и Каира привели к расцвету литературной и религиозной жизни самаритян в 14 в.
+
-
 
+
-
 
+
-
== При власти Османской империи ==
+
-
В период турецкого владычества самаритянские общины вне Шхема прекратили свое существование. Дамасская община была вырезана в 17 в. Тогда же умер последний самаритянский первосвященник из династии [[Кохен|коhенов]], и с тех пор должность отправляют священники-левиты (см. [[Леви]]). В конце 18 в. исчезли самаритянские общины в Каире и Газе. Тогда же самаритяне приобрели участок земли на горе Гризим, который с тех пор (с перерывами из-за запретов мусульман) служит местом пасхального жертвоприношения (см. [[Песах]]). В 1842 г. самаритяне были обвинены в безбожии и их под страхом смерти заставляли принимать ислам. Главный раввин Иерусалима ([[Ришон Ле-Цион|ришон ле-Цион]]) Аврахам Хаим Гагин (1787–1848) официально подтвердил, что самаритяне — ветвь народа Израиля, избавив их от гонений и истребления. В 1854 г. британское правительство также ходатайствовало перед турецкими властями за самаритян. В этот период численность самаритян в Шхеме составляла менее 200 человек, поскольку многие перешли в ислам.
+
-
 
+
-
 
+
-
== Отношения самаритян с ишувом ==
+
-
В начале 20 в. укрепились связи самаритян с еврейским [[Ишув|ишувом]], в первую очередь благодаря деятельности [[Бен-Цви|И. Бен-Цви]]. После образования еврейского государства в Холоне был основан самаритянский центр под руководством Яфета бен Аврахама Цедаки (Цадки), который вместе с семьей переселился из Шхема в Яффу еще в начале 20 века. В 1951 г. на основании соответствующего пункта в соглашении о прекращении огня между Израилем и арабскими странами (см. [[Государство Израиль|Государство Израиль. Исторический очерк]]) самаритянам — жителям Израиля было разрешено участвовать в пасхальном жертвоприношении на горе Гризим, находившейся под контролем Иордании.
+
-
 
+
-
 
+
-
== В Государстве Израиль ==
+
-
В 1954 г. в Холоне были построены первые дома для самаритян, а в 1963 г. в самаритянском квартале города была открыта самаритянская синагога. В результате перехода Самарии под контроль Израиля после [[Шестидневная Война|Шестидневной войны]] 1967 г. усилились контакты между самаритянами Холона и Шхема. См. также [[Самаритянское Пятикнижие|Самаритянское пятикнижие]].
+
-
 
+
-
=== В Палестинской автономии ===
+
-
В [[Палестинский законодательный совет I созыва|Палестинском законодательном совете первого созыва]] ([[1996]]—[[2006]]) за самаритянами был закреплен один депутатский мандат в округе Наблус. Депутатом от самаритянского меньшинства был избран Салум Исхак ас-Самири.
+
-
 
+
-
 
+
-
== См. также ==
+
-
* [[Гора Гризим]]
+
-
* [[Кирьят-Луза]]
+
-
 
+
-
 
+
-
== Литература ==
+
-
* Л. Х. Вильскер. Самаритянский язык. Москва: Главная редакция восточных языков издательства «Наука», 1974.
+
-
 
+
-
 
+
-
== Ссылки ==
+
-
{{commonscat|Samaritans}}
+
-
* КЕЭ, том 7, кол. 617–621
+
-
* [http://www.antiquities.org.il/article_Item_eng.asp?module_id=&sec_id=36&subj_id=286&id=472 Y. Magen The temple on Mount Gerizim]
+
-
* [http://www.isra.com/lit/item.phtml?id=29203 Стражи горы Гризим]
+
-
* [http://mozgovaya.livejournal.com/343237.html Этнографический обзор: самаритяне в настоящее время]
+
-
* [http://www.ranaz.co.il/articles/article2425_19830613.asp  השומרונים נגד מתנחלי הר ברכה
+
-
מאת: נח זבולוני]
+
-
* [http://www.ynet.co.il/articles/0,7340,L-4136590,00.html ואין זו סתם סוכה: פירות וסוכות בעדה השומרונית]
+
-
 
+
-
{{ElevenCopyRight|13668|САМАРИТЯНЕ}}
+
-
[[Категория:Народы в ТаНаХе]]
+
-
[[Категория:Народы Израиля]]
+
-
[[Категория:Самаритяне| ]]
+
-
<!--
+
-
 
+
-
Во время борьбы за власть между Септимием Севером и Песценниусом Нигером самаритяне поддержали последнего, и после его поражения отношения между самаритянами и римскими властями стали напряженными. Преследования христиан (см. Христианство) в 3 в. сказались и на самаритянах: их религия не была признана, и их заставили доказывать лояльность языческой вере. Поскольку самаритяне не были признаны властями как евреи, им было запрещено производить обрезание, и они, как и все остальное нееврейское население империи, были обязаны производить культовые возлияния. В результате гонений многие самаритяне отступили от своей веры.
+
-
 
+
-
С торжеством христианства в 4 в. начались новые преследования самаритян, многие из них перешли в христианство, причем часть их осталась верна самаритянской религии, внешне соблюдая христианские обряды. По-видимому, из-за этих преследований самаритяне приняли участие в антихристианских беспорядках в правление Юлиана Отступника (361–363). Перевод в середине 4 в. расквартированных в Эрец-Исраэль легионов на границы Византийской империи для участия в войне создал условия, позволившие самаритянам поднять несколько восстаний, во главе которых стоял Баба Раба; этот период был временем высшего расцвета самаритян, их культуры и культа.
+
-
 
+
-
Гонения самаритян христианами продолжались в 5 в. и 6 в. и вызвали несколько самаритянских восстаний. Первое из них произошло в 484 г. После его подавления на горе Гризим была сооружена церковь; на горе и в Неаполисе (Шхеме) были поставлены гарнизоны. В правление императора Анастасия (491–518) началось новое восстание, подавленное этими гарнизонами. В 529 г. самаритяне вновь восстали, и восстание охватило всю территорию Самарии и самаритянские центры в Бет-Шеане и Кесарии. При подавлении этого восстания Самария подверглась жестокому опустошению. Во время восстаний 484 г. и 529 г. самаритянам удавалось ненадолго достичь независимости и возвести на престол собственных царей (Юстуса в 484 г. и Юлиануса в 529 г.). Кровопролитные подавления восстаний, в ходе которых погибли или были проданы в рабство тысячи людей, послужили одной из основных причин упадка самаритян.
+
-
 
+
-
самаритяне, как и евреи, оказали помощь персам в захвате Эрец-Исраэль в 614 г., за что по возвращении византийцы учинили им резню. Во время арабского завоевания (638) многие самаритяне помогали арабам: были лазутчиками и проводниками. В благодарность за помощь арабские завоеватели освободили самаритян от поземельного налога (однако уже в 680–83 гг. этот налог был на них распространен). Вместе с тем, согласно арабским источникам, тысячи самаритян были изгнаны из прибрежных городов, по-видимому, в наказание за участие в обороне Кесарии от арабов. Эпоха арабского владычества — период глубокого кризиса в истории самаритян. Народ, насчитывавший в начале арабской эпохи около 350 тысяч человек, ко времени завоевания Эрец-Исраэль крестоносцами (см. Крестовые походы) превратился в лишенную влияния религиозную секту, состоявшую из нескольких тысяч членов. В арабскую эпоху самаритяне продолжали жить в большинстве районов Самарии и в горных областях к югу от нее. Самаритянские общины сохранились в районе Лода, а после основания Рамлы там возникла большая самаритянская община. По-видимому, и в прибрежных городах возродились общины самаритян, их центры в этот период известны в Явне, Кесарии и Газе. За пределами Эрец-Исраэль небольшие самаритянские общины существовали в Египте и в крупных городах Сирии. Во время многочисленных периодов политической дестабилизации самаритяне подвергались погромам со стороны мусульманского населения и преследованиям со стороны властей. В начале 11 в. наиболее значительная самаритянская община существовала в Шхеме, который все еще рассматривался как самаритянский город, несмотря на его значительное мусульманское население. Крупные самаритянские общины были в Дамаске, Халебе, Тире и Газе, а также в Каире и Александрии.
+
-
 
+
-
самаритяне, как и остальные нехристианские общины Эрец-Исраэль, официально приветствовали завоевание страны крестоносцами. Когда в 1137 г. Шхем был захвачен армиями Дамаска, мусульмане учинили резню, которая нанесла тяжелый удар самаритянам. Тамплиеры, взяв Шхем в 1242 г., уничтожили всё нехристианское население города, включая, по всей видимости, и самаритян. Самаритянская хроника сообщает еще об одной резне, которая, по-видимому, произошла в 1244 г., во время хорезмского завоевания, или в 1266 г., во время монгольского вторжения. Биньямин из Туделы, посетивший Эрец-Исраэль в середине 12 в., сообщает, что в Шхеме насчитывалось 1000 самаритянских семейств, в Кесарии — 200, в Ашкелоне — 300 и в Дамаске — 400, всего — менее двух тысяч семейств. В 13 в. в Шхеме оставалось лишь 200 семейств.
+
-
 
+
-
В начале мамлюкского периода у самаритян были конфискованы большинство общественных зданий; главная самаритянская синагога была превращена в мечеть; власти оказывали на самаритян постоянное давление с целью заставить их принять ислам. Вместе с тем связи между духовным руководством самаритян Шхема, Дамаска и Каира привели к расцвету литературной и религиозной жизни самаритян в 14 в.
+
-
 
+
-
В период турецкого владычества самаритянские общины вне Шхема прекратили свое существование. Дамасская община была вырезана в 17 в. Тогда же умер последний самаритянский первосвященник из династии кохенов, и с тех пор должность отправляют священники-левиты (см. Леви). В конце 18 в. исчезли самаритянские общины в Каире и Газе. Тогда же самаритяне приобрели участок земли на горе Гризим, который с тех пор (с перерывами из-за запретов мусульман) служит местом пасхального жертвоприношения (см. Песах). В 1842 г. самаритяне были обвинены в безбожии и их под страхом смерти заставляли принимать ислам. Главный раввин Иерусалима (ришон ле-Цион) Аврахам Хаим Гагин (1787–1848) официально подтвердил, что самаритяне — ветвь народа Израиля, избавив их от гонений и истребления. В 1854 г. британское правительство также ходатайствовало перед турецкими властями за самаритян. В этот период численность самаритян в Шхеме составляла менее 200 человек, поскольку многие перешли в ислам.
+
-
 
+
-
В начале 20 в. укрепились связи самаритян с еврейским ишувом, в первую очередь благодаря деятельности И. Бен-Цви. После образования еврейского государства в Холоне был основан самаритянский центр под руководством Яфета бен Аврахама Цедаки (Цадки), который вместе с семьей переселился из Шхема в Яффу еще в начале 20 века. В 1951 г. на основании соответствующего пункта в соглашении о прекращении огня между Израилем и арабскими странами (см. Государство Израиль. Исторический очерк) самаритянам — жителям Израиля было разрешено участвовать в пасхальном жертвоприношении на горе Гризим, находившейся под контролем Иордании.
+
-
 
+
-
В 1954 г. в Холоне были построены первые дома для самаритян, а в 1963 г. в самаритянском квартале города была открыта самаритянская синагога. В результате перехода Самарии под контроль Израиля после Шестидневной войны 1967 г. усилились контакты между самаритянами Холона и Шхема. См. также Самаритянское пятикнижие.
+
-
-->
+

Текущая версия на 00:52, 31 мая 2013

  1. redirect ej:Самаритяне
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация